План профориентационной работы на уроках биологии. Презентация для учителей химии "Профориентационная работа на уроках химии"(9 класс)

В помощь учителю химии

Я хочу стать химиком! - так ответил гимназист Юстус Либих (он родился в 1803 г.) на вопрос директора гимназии о выборе будущей профессии. Это вызвало смех присутствующих при разговоре учителей и гимназистов. Дело в том, что в начале 19 века в большинстве стран к такой профессии не относились серьезно.

Цель урока:

Профессиональная ориентация учащихся старших классов;

Стимулирование самопознания и профессионального самоопределения учащихся;

Привлечение внимания молодежи к изучению предмета.

Оборудование: компьютерная презентация «Мир профессий глазами химика»

Ход урока

1.Вступительное слово учителя о роли химии в современном обществе

Жизнь современного человека невозможна без химии, более того значение химии в жизни человека трудно переоценить. Знаете ли вы, что на нашей планете не все люди едят досыта? Есть страны, где от постоянного недоедания дети плохо развиваются, болеют, а многие погибают от голода. Одним из способов решения данной проблемы является развитие сельского хозяйства. Химия - это удобрения, химия - это охрана полей: инсектициды - яды против вредных животных; гербициды - яды для уничтожения сорняков, вещества для отпугивания вредителей (феромоны, гормоны насекомых). Химия - это физиологически активные вещества, управляющие ростом и развитием растений, ускоряющие созревание, увеличивающие массу плодов. Химия - это различные биологические добавки в корм сельскохозяйственных животных. Использование химических методов в сельском хозяйстве привело к возникновению ряда смежных наук, например, агрохимии и биотехнологии, достижения которых в настоящее время широко применяются в производстве сельскохозяйственной продукции. Историки культуры обозначают эпохи по главному материалу: век каменный, век бронзовый, век железный. Сейчас наступила эра синтетических материалов. Металл не уйдет из нашей жизни. Современные металлические изделия могут быть в десятки раз прочнее, если бы в них не было микроскопических дефектов. Современная техника заказывает материалы все более и более совершенные: сверхпроводящие, сверхлегкие, сверхпрочные, сверхогнеупорные. В идеале, получив от инженеров заказ на материал с перечнем необходимых свойств, химик будет материал проектировать, рассчитывать формулу, создавать технологию его производства. Все новые и новые свойства открываются у бетона, керамики, стекла. Большое будущее за нано технологиями, благодаря которым уже созданы: фуллерены (это молекулярные соединения, представляющие собой многогранники с замкнутой структурой. Используются для получения сверхпроводников, фоторезисторов, в качестве добавок для роста алмазных пленок), графен (это модификация углерода, в которой плоскость толщиной в один атом имеет структуру кристаллической решетки. Используется в современной электронике при изготовлении баллистических транзисторов и других электродеталей); магнитная жидкость (Внешне она похоже на черный, непрозрачный, густоватый растворю При воздействии магнитного поля она притягивается к магниту. Применяется магнитная жидкость, например, в машиностроении при производстве дорогих автомобилей, для уменьшения трения между вращающимися деталями).Химическая и нефтехимическая промышленность являются важнейшими отраслями, без которых невозможно функционирование экономики. В настоящее время химическая промышленность выпускает несколько десятков тысяч наименований продукции. Важную роль играют химические продукты и процессы в энергетике, которая использует энергию химических реакций. В качестве энергоносителей используются многие продукты переработки нефти (бензин, керосин, мазут), каменный и бурый уголь, сланец и торф. Перспективным экологически чистым источником энергии является вода. Так как природные запасы нефти уменьшаются, вырабатывается синтетическое топливо путем химической переработки различного природного сырья и отходов производства. К 2016 г. разработки и исследования в области альтернативных, экологически чистых источников энергии достигнут своего пика - и без химиков здесь будет совсем не обойтись. С химией связано развитие таких отраслей промышленности как металлургия, машиностроение, транспорт, производство строительных материалов, электроника, легкая, пищевая промышленность и другие. Мы используем духи, туалетную воду, моющие средства, производство которых немыслимо без химии. Вода - самая удивительная на свете жидкость, основа жизни на Земле. В целом пресной воды в мире достаточно. Но она распределена на планете неравномерно. Отсюда возникает дефицит пресной воды. Каждый год в реки всего мира сбрасывается около 450 миллиардов кубометров бытовых и промышленных отходов. Одна их задач химии - очистка загрязненной пресной воды и опреснение соленой воды. Во всем мире накоплено огромное количество химического оружия. И даже, если оно не используется, места его хранения являются «бомбой замедленного действия». Синтетические материалы, отслужившие свой век тоже зачастую загрязняют окружающую среду. Разработка способов утилизации химического оружия, использованных материалов относится к задачам химии. Кроме того, постоянно исследуются механизмы превращений химических веществ в организмах и на основе полученных знаний ведется поиск лекарственных веществ. Большую роль играет химия в развитии фармацевтической промышленности, потому что основную часть всех лекарственных препаратов получают синтетическим путем. Молекулярная фармакология изучает поведение молекул лекарственных веществ внутри клетки, транспорт этих молекул через мембраны и т.д. Еще одной задачей химии является поиск новых материалов, способных заменить живую ткань, необходимых при протезировании. Химики разработали врачам сотни разнообразных вариантов новых материалов. Кроме множества лекарств, в повседневной жизни появляются новые продукты питания, совершенствуются технологии сохранения продуктов. Производятся новые косметические препараты, позволяющие человеку быть здоровым и красивым, защищающие его от неблагоприятного воздействия окружающей среды. Химия - это наука настоящего времени, а также могучее орудие прогресса.

2. Беседа с учащимися.

Какие вы знаете профессии, предусматривающие химические знания?

Что вы хотите узнать об этих профессиях?

Что узнали?

Врач, фармацевт, лаборант-аналитик, эколог, агроном, строитель, ветеринар, кулинар, энергетик, художник, материаловед, генный инженер

Чем конкретно занимается специалист?

Есть ли ограничения со стороны здоровья?

Востребована ли профессия в настоящее время?

Можно ли найти работу по специальности в нашем регионе?

На какую заработную плату может рассчитывать молодой специалист?

3. Знакомство с профессиями.

Профессия фармацевта.

Фармацевт — это специалист в области изготовления, исследования и продажи лекарств. Это второй человек после врача, к которому мы обращаемся, когда у нас проблемы со здоровьем. Фармацевт должен знать, какой препарат как действует, какие существуют противопоказания к применению.Большинство фармацевтов работает в аптеках, в занимающихся продажей лекарственных препаратов оптовых фирмах, на предприятиях по производству лекарственных препаратов, в лабораториях. Работающий в аптеке фармацевт принимает и проверяет рецепты, выдает на их основании лекарственные препараты, консультирует посетителей аптеки в части правильного и безопасного приема лекарств, ведет учет рецептов, следит за запасами товаров, а также занимается решением жалоб посетителей аптеки, касающихся выдачи лекарственных препаратов, выдаваемых на основании рецептов. Он должен уметь оценить достаточно ли больному только лекарства, которое можно получить без рецепта в отделе ручной продажи или же ему все же следует обратиться к врачу. Работа фармацевта очень ответственная. Ошибка в приготовлении лекарственного препарата или иногда даже выдача лекарства в отделе ручной продажи может вызвать серьезные нарушения здоровья пациента или даже его смерть.У работающих в аптеке фармацевтов, в основном, 40-часовая рабочая неделя и конкретное рабочее время. В больничных аптеках, на предприятиях оптовой торговли и в представительствах фармацевтических фирм работают, в основном, в одну смену, конец недели свободен. В городах и торговых центрах, где аптеки открыты дольше, работа ведется посменно, и рабочее время фармацевта может выпасть на конец недели или на государственные праздники. Аптекарь, работающий в небольшом городке или на селе, может находиться на службе вплоть до 24 часов, так как в небольшом месте помощь и консультация аптекаря часто может потребоваться и в нерабочее время. В такой аптеке знают о жизни и болезнях всех ее посетителей и членов их семей. Рабочая среда фармацевта, работающего в аптеке, должна быть чистой. Фармацевты, работающие в аптеке, обслуживают клиентов, в основном, стоя, по этой причине большая нагрузка приходится на ноги, что грозит варикозным расширением вен. Фармацевты, которые каждый день соприкасаются с различными касающимися здоровья клиентов проблемами, должны беречь себя от инфекционных заболеваний. Фармацевт должен знать лекарственные препараты, их составные части, технологии их приготовления и производства, основное, сопутствующее и побочное действие, а также их использование с целью предупреждения заболевания и в ходе лечения. Он должен уметь оценивать качество лекарственных препаратов (физическими и химическими методами). Также он должен знать растительные препараты, их действующие вещества и принципы использования.
Очень важным будет умение общаться, так как в своей работе фармацевт соприкасается с людьми разного социального, культурного и религиозного уровня, а также разных потребностей (глухие, слепые, ослабленные, неадекватные). Важными будут разумность, точность, способность переносить напряжение, чувство эмпатии и ответственность. Для фармацевта высшая награда, когда «спасибо» говорит больной. Желающие выучиться на фармацевта должны во время учебы в общеобразовательной школе обращать внимание на химию, биологию, иностранный язык.

Профессия лаборанта .

Лаборанты делают лабораторные анализы. Они работают в научных учреждениях, в лабораториях службы охраны здоровья, в департаменте лекарственных препаратов, в учреждениях охраны окружающей среды, на промышленных предприятиях. Анализы необходимо делать для того, чтобы установить состав различных веществ и их соответствие требованиям, установленным государственными документами. Значительная часть работы лаборанта связана с такими анализами, следование результатам которых помогает предотвратить опасность для здоровья людей (в том числе и показатели окружающей среды, например, шум, загрязнение воздуха, анализы чистоты воды). При проведении анализов лаборанты используют соответствующие реактивы, оборудование и соответствующие методы анализа в зависимости от того, проводится ли анализ крови, воды, пищевых продуктов, составных частей лекарственных или косметических препаратов.Анализы бывают разной сложности. Постоянно совершенствуются существующие методы анализа и разрабатываются новые. Лаборанты работают в лабораториях, где существует четкий порядок, неукоснительно соблюдаются требования техники безопасности. Работа, в основном, индивидуальная. Рабочее время с понедельника до пятницы с 8 до 17 часов, в исключительных ситуациях работу приходится выполнять в выходные дни. В лаборатории носят белый халат. При проведении простых химических анализов используют пипетки, мензурки и весы, а при более сложных анализах - новые современные средства труда - спектрометры, хроматографы, автоматические микропипетки и т.д. Все чаще используется сложное программируемое оборудование, компьютерная техника (моделируются новые вещества, прогнозируются их свойства и реакции). Профессия лаборанта предполагает наличие знаний из области химии, знания лабораторного оборудования, умения пользоваться компьютером, точности, умения работать самостоятельно, решать проблемы и разумно распределять свое время. Для лабораторной работы подходят спокойные, уравновешенные люди, умеющие концентрировать внимание. При работе с химикатами может обостриться астма и появиться другие аллергические заболевания.Лаборанты постоянно повышают свою профессиональную квалификацию, посещая конференции и семинары. Чем более компетентен лаборант, тем больше у него возможностей найти работу и развиваться. Количество навыков обычно оказывает влияние и на размер заработной платы.
Возможности найти работу достаточно хорошие. Лаборатории, где требуются лаборанты, есть в научных учреждениях, в учреждениях государственного надзора, медицины, охраны окружающей среды и т.д.

Профессия генного инженера.

Химики второй половины XX века очень активно занимались исследованиями живой природы. И в начале 50х годов, когда Дж.Уотсон и Ф.Крик расшифровали структуру ДНК, возникла молекулярная биология. Это позволило начать изучение путей хранения и реализации наследственной информации. Крупнейшие достижения молекулярной биологии открытие генетического кода, механизма биосинтеза белков в рибосомах, основы функционирования переносчика кислорода гемоглобина. Следующим шагом на этом пути явилось возникновение молекулярной генетики, которая изучает механизмы работы единиц наследственной информации генов, на молекулярном уровне.Практическим приложением молекулярной генетики явилась разработка методов генной инженерии и генотерапии, которые позволяют модифицировать наследственную информацию, хранящуюся в живой клетке, таким образом, что необходимые вещества будут синтезироваться внутри самой клетки, что позволяет получать биотехнологическим путем множество ценных соединений, а также нормализовать баланс веществ, нарушившийся во время болезни. Например, генные инженеры вывели бананы, вырабатывающие вакцину против полиомиелита, и картофель, защищающий от гепатита. Генные инженеры учатся улучшать породу животных, использовать их для промышленного производства белков и выращивания человеческих органов и тканей для трансплантации. Суть генной инженерии рассечение молекулы ДНК на отдельные фрагменты, что достигается с помощью ферментов и химических реагентов, с последующим соединением. Генный инженер — одна из самых перспективных профессий на сегодняшний день. Специалисты востребованы в России и за рубежом. Генный инженер — это специалист, конструирующий новые, не существующие в природе, сочетания генов. Он изучает свойства и признаки генов, их структуру. На основе полученных знаний создает новые виды растений и животных. Генные инженеры — профессия ответственная. Они работают во благо общества. Например, трудами этих специалистов стало возможным выращивать человеческие органы и ткани для трансплантации. Человек, желающий получить данную профессию должен обладать аналитическими способностями, терпением, усидчивостью, внимательностью. Генные инженеры работают в лабораториях научно-исследовательских институтов. Многие генные инженеры становятся фермерами или агрономами. Они выращивают трансгенные растения и животных, а потом продают. Отношение к трансгенным продуктам неоднозначное. Кто-то считает их безвредными, а у кого-то они вызывают опасение. Поэтому необходимы длительные исследования о влиянии трансгенных продуктов на здоровье человека.Чтобы стать специалистом в этой области необходимо образование в области химии, биологии, медицины, физики.

Профессия нанотехнолог а.

Многие абитуриенты уже поняли, что экономика и менеджмент — далеко не самые престижные и уж точно не модные специальности . Все больше и больше начинают цениться специалисты, владеющие знаниями в области высоких технологий и современными способами коммуникации. Одной из таких профессий является профессия нанотехнолога. Он занимается одним из самых раскрученных инженерных направлений. В нанотехнологиях есть несколько направлений: изготовление электронных схем с активными элементами, по размерам идентичными молекулам и атомам; разработка и изготовление наномашин, т. е. механизмов и роботов размером с молекулу; непосредственная манипуляция атомами и молекулами и сборка из них всего, что угодно. Нанотехнология — междисциплинарная наука. Тем, кто намерен ею заниматься, нужна база по математике, физике, отличные знания информатики, химии и биологии, а также знания английского языка. Специальные знания зависят от конкретного направления, которым вы намерены заниматься. По данным европейских исследователей в 2010-2015 гг. для отрасли нанотехнологий понадобятся более 2 млн специалистов по всему миру. В России нанотехнологии энергично поддерживаются и финансируются государством. Например, внутри Курчатовского института создан «Центр конвергентных нано-, био-, информационных и когнитивных наук и технологий», полного аналога в мире которому пока нет. Подготовка магистров в области нанотехнологий реализуется в МИСиС

Введение…………………………………………………………… 3

Профессиональная направленность обучения и пути

Ее реализации на уроках химии. (Обзор литературы)……… 4

1.1. Основные принципы и компоненты работы по

Профессиональной ориентации школьников………………. 4

2. Профессиональная ориентация школьников

При обучении химии…………………………………………. 8

3. Опыт учителей химии по организации

Профориентационной работы со школьниками…………….14

2. Задачи и методы исследования…………………………… 22

3. Организация и осуществление профориентационной

Работы на уроках химии…………………………………… 23

3. 1. Планирование профориентационной работы..…………… 23

3. 2. Ученический демонстрационный эксперимент………….. 23

3. 3. Деловая игра ……………………………………………….. 29

4. Обсуждение результатов работы…………………………… 40

5. Аннотация. Краткие выводы………………………………… 45
Литература………………………………………………………… 46

Введение.

Современная концепция общего среднего образования предусматривает его практико-ориентированную направленность и соответствие содержания современным потребностям личности, общества и государства.

Развитие науки и техники обусловливает потребность общества в высококвалифицированных специалистах новых профессий. Причем требования к уровню знаний и умений, необходимых для овладения специальностью, непрерывно повышается. Постоянно возрастает и роль школьной системы трудовой подготовки, предусматривающей формирование у обучаемых привычки и склонности к осознанию своих действий, готовности к труду. Именно учебная работа, связанная с овладением знаниями и умениями, оказывает решающее воздействие на выработку трудоспособности, привития культуры труда и навыков его организации.

Человек, работающий с интересом, не только приносит радость себе, но и огромную пользу обществу. А истоки такого интереса формируются в школе, когда возникает желание понять и узнать ту или иную область науки и техники. В течение первых девяти лет обучения закладываются основы сознательного отношения к выбору профессии.

Психологи считают, что склонности и интересы школьников нужно выявлять и развивать как можно раньше, используя для этого средства учебных предметов и способствуя тем самым более ранней профессиональной ориентации учащихся.

Учителя химии имеют довольно большой и разнообразный опыт такой работы. Ведь возможности учебного предмета химии в этом плане достаточно велики. Ее изучение, согласно программе основной школы, должно сформировать представление учащихся о химии не только как одной из областей естествознания, но и как области практической деятельности человека. Курс химии предусматривает изучение ряда химических производств, знакомство с химическими профессиями, экскурсии на предприятия местной промышленности и т. д.

Наиболее значимы для осуществления профессиональной ориентации девятые классы, так как после их окончания многие учащиеся покидают школу, поступая либо на производство, либо в профессиональные учебные заведения, либо продолжают обучение в профильных классах.

В связи с этим задачей настоящей работы явилось выявление, формирование и развитие профессиональных интересов девятиклассников средствами учебного предмета химии.

Профессиональная направленность обучения

и пути ее реализации на уроках химии.

(Обзор литературы).

1.1. Основные принципы и компоненты работы по профессиональной ориентации школьников.

Профессиональная ориентация – сложная комплексная программа.

По своим методам и содержанию она психолого-педагогическая и медико-физиологическая, по сфере действия – социальная, а результаты ее сказываются в экономической жизни страны, т. к. «профориентация» является важнейшим средством воспроизводства рабочей силы.

Ученые по-разному определяют это понятие. Представители педагогической науки считают, что под профориентацией следует понимать деятельность педагогических коллективов школ, семьи, педколлективов профессиональных учебных заведений, общественности, проводимую с целью правильного выбора школьниками будущих профессий в соответствии с их личными интересами, склонностями, способностями, психическими и физическими данными и социально-экономическими потребностями общества.

Многие выпускники школы мечтают об одной профессии, а выбирают себе другую. Нередко это происходит потому, что учащиеся не могут оценить свои психофизиологические возможности. В связи с этим назрела необходимость совместной работы педагогов, психологов и врачей по профессиональной ориентации школьников, в результате которой можно будет решить следующие задачи: 1) помочь подростку подобрать профессию в соответствии с его интересами, способностями и здоровьем; 2) предостеречь его от выбора профессии, которая может привести к быстрой изношенности организма; 3) при наличии какого-либо заболевания подыскать подростку профессию, в которой эта опасность минимальна. ,

Работа по профессиональной ориентации школьников базируется на следующих принципах:

Сознательность. Она предопределяет хорошее представление о профессии: необходимые знания и умения, условия труда, заработная плата, где можно получить эту профессию, каковы перспективы профессионального роста в данной области труда.

Научность. Она заключается в построении всей системы профессиональной ориентации на новейших данных науки.

Самостоятельность. В процессе профессиональной ориентации, предварительно выявив интересы, склонности и способности учащихся, следует совместными усилиями школы, семьи, производства, общественности рекомендовать каждому из школьников соответствующую ему профессию; но окончательное право в выборе профессии остается за школьником.

^ Свобода выбора профессии с учетом потребностей народного хозяйства и своих индивидуально-психологических особенностей, а также состояния здоровья.

Соблюдение в профориентации названных принципов способствует правильному выбору молодежью своей профессии, а это в свою очередь – необходимая предпосылка трудовой удовлетворенности, возникающей в результате естественной потребности людей трудиться в соответствии со своими склонностями и способностями.

В организации профориентации существуют диагностический и воспитательный аспекты. Они должны осуществляться в тесном единстве и взаимообусловленности.

^ Диагностический аспект предусматривает выявление качеств личности для ориентации на определенный вид труда, на определенную профессию. В этих целях можно использовать следующие методы изучения школьников: педагогическое наблюдение, анализ документов и продуктов деятельности школьников, беседу-интервью, статистический метод, аппаратурный метод, тестовый метод, педагогический эксперимент.

^ Воспитательный аспект профориентации тесно связан с диагностическим. После изучения профессиональных интересов, способностей, направленности, мотивов выбора профессии разрабатываются воспитательные мероприятия, направленные на усиление подготовки школьника к рекомендуемой ему либо избираемой им профессии.

Составные компоненты деятельности по профессиональной ориентации школьников в основном определены: это предварительная профессиональная диагностика, профпросвещение, профконсультация, частично профотбор (подбор) и профадаптация. Основой профориентации школьников является трудовое политехническое обучение и воспитание, осуществляемые на протяжении всего школьного образования при усвоении основ наук, на уроках труда и факультативах, в процессе организации общественно полезного, производительного труда, внеклассной и внешкольной работы.

^ Предварительная профессиональная диагностика направлена на изучение личности школьника в целях последующей профориентации. При этом успешно могут быть применены следующие методы:

Наблюдение. Познание личности школьника происходит в процессе прямой и обратной связи между исследователем и предметом наблюдения.

^ Анализ документов и продуктов деятельности учащихся: личных дел, результатов медицинских обследований, классных журналов, творческих сочинений, изделий и т.д.
Анализ практических действий учащихся в школе, в общественных местах, в семье, в труде. Подведение итогов реализации жизненных планов выпускников школ.
Анкетирование. Метод анкетирования не универсален и имеет свои недостатки: в известной степени он субъективен, так как на его результатах сказываются влияние анкетера и проявление элементов субъективизма анкетируемых, последние могут дать и ложные данные.

Беседы-интервью, для которых характерна тематическая направленность.

^ Педагогический эксперимент. Он может проводиться в естественных условиях учебно-воспитательного процесса и применяться для исследования эффективности различных форм профориентационной работы.
^ Метод обобщения независимых характеристик. Все учителя, работающие в классе, дают свою характеристику школьника и одновременно рекомендуют ему избрать ту или иную профессию. Составленные таким образом характеристики помогают им правильно выбрать факультативы и будущую профессию и учитывают индивидуальные способности учащихся. В процессе профессионального просвещения осуществляется его основная часть – профессиональная информация, то есть ознакомление учащихся с различными видами труда в обществе, разнообразием и особенностями профессий, тенденциями их развития. В ходе профессиональной консультации формируется профессиональная направленность, соответствующая интересам и способностям человека. В итоге профконсультации дается заключение: ограничения в выборе профессий, рекомендации вида трудовой деятельности, профессии. , Составным компонентом профориентации является также профессиональный отбор (подбор), то есть выбор лиц, которые с наибольшей вероятностью смогут успешно освоить данную профессию и выполнять связанные с нею трудовые обязанности. В процессе этого отбора (подбора) определяется профессиональная пригодность человека в зависимости от его физических и интеллектуальных особенностей. Завершающим компонентом профориентации является профессиональная адаптация – это система успешного приспособления обучающихся к условиям труда. ^ Все звенья системы профориентации школьников тесно связаны между собой и взаимообусловлены. ,
1.2. Профориентация школьников при обучении химии.

К традициям преподавания химии в российской школе можно отнести глубокую заинтересованность вопросами, которые имеют прикладную направленность. Такое положение во многом исторически определялось миропониманием активной части общества, к которой относилась техническая интеллигенция, врачи, определенная часть предпринимателей и военных. Важная роль в развитии прикладной ориентации образования принадлежала и классикам науки, удачно сочетавшим в своих исследованиях решение фундаментальных проблем с выполнением конкретных практических задач и пропагандой знаний. В этом плане наиболее примечательна деятельность Д. И. Менделеева, особенно подготовка и прочтение им в институте благородных девиц курса земледельческой химии. Столь яркое педагогическое событие поддержало складывающиеся прагматические тенденции в учебных заведениях России и способствовало изданию новых по содержанию учебников химии.

Становление советской школы ознаменовалось поиском новых методов преподавания, которые в начале 30-х годов привели к созданию сбалансированных программ. В них за химией закреплялись задачи формирования системы знаний, необходимых для понимания процессов, совершающихся в природе, и проблем химизации страны. Последняя задача в педагогической литературе связывалась с изучением школьниками основных химических производств, что трактовалось как политехнизация образования.

Бесспорно, непростая задача связать изучение химии в школе с подготовкой учащихся к практическому использованию полученных знаний в технике, сельском хозяйстве, в быту была не только оправданной, но и остро необходимой. ,

Рассмотрение связи преподавания химии с реальностями жизни и сегодня представляется весьма сложной проблемой: она обширна, разнопланова, в известной степени противоречива, кроме того, сказывается абстрактность химических представлений, а также бытующие человеческие предрассудки. Поэтому, несмотря на энтузиазм многих преподавателей, авторов учебников и методистов, эффективность разработки этой проблемы оказалась незначительной. Действительно, даже одна из основных целей так называемой политехнизации школьной химии – профориентация учащихся из года в год выполнялась посредственно. К сожалению, недостатки не замечались и публично не комментировались.

Более того, требования к политехнизации школьной химии возрастали. Так, в 70-е годы выдвигалось положение о необходимости раскрыть школьникам идеи оптимизации химического производства. Особенно поразительные установки были включены в программу, изданную в 1990г.: «В целях политехнической подготовки программа дает возможность знакомить учащихся с химическими производствами и основными направлениями их развития: освоение новых источников сырья, внедрение прогрессивных технологических процессов, аппаратов оптимальной единичной мощности, использование автоматизированных средств управления и микропроцессорной техники. Учащиеся получают сведения о конкретных мерах по защите окружающей среды. В целях профориентации учащихся им дается характеристика профессий аппаратчика, оператора, лаборанта химических производств».

Конечно, обычный школьник в сложившихся обстоятельствах не был готов воспринимать большую часть программных требований. Не могли их выполнить и авторы школьных учебников. Они лишь имитировали «политехнизацию»: в учебу включались фотографии заводов, цехов, какие-то данные о том или ином процессе, дополняя параграфы в главах учебника.

Успехи в обсуждаемой проблеме могут быть достигнуты не путем перетасовки программных предложений, выделением каких-либо тем среди других, либо иной стимуляцией деятельности, а путем разработки новой концепции школьной химии и реализацией ее в новых программах, учебниках и других составляющих учебно-методического комплекса. Некоторые положения, связанные с прикладной подготовкой школьников можно привести уже сегодня.

Для обеспечения гармоничной подготовки по химии школьные курсы химии должны оставаться систематическими.

Необходимо увязать между собой изучение теоретических и прикладных аспектов химии.

Прикладные вопросы не обязательно должны касаться промышленной тематики. Они могут относиться и к области сельского хозяйства, медицины, культуры, быта. Например, использование мыла можно обсудить в теме «Химические свойства карбоновых кислот», создание красок – проиллюстрировать в ряде тем неорганической и органической химии, «химия почвы» – способ подбора удобрений и другое.

Следует очень серьезно отнестись к вопросам экологического содержания. Необходимо помнить, что человек важнейшую компоненту экологического образования получает только в школе. Школа должна не только ориентировать своих выпускников в вопросах общественной экологии, но и показывать примеры рационального природопользования, что обычно базируется на химических знаниях.

Необходимо существенно улучшить преподавание химии в школе по линии прикладных знаний. Это возможно только после совершенствования подготовки студентов в педагогических вузах.

Нужно не декларативно, а реально укреплять связь между теорией и прикладной химической подготовкой учащихся современной школы. Еще А. С. Макаренко широко рассматривал проблему соединения обучения с производительным трудом. Он писал, что главная задача – научить детей любить труд, развивать физические и умственные силы. Не когда-то, а как можно скорее необходимы кардинальные изменения, поскольку успех в этой работе может по-настоящему обеспечить мотивацию к заинтересованному изучению химии в школе, снять с химии ореол абстрактности и недоверие со стороны значительной части населения, сделать возможным выполнение химией тех задач, которые объективно вытекают из потребностей современного общества.

В процессе подготовки учащихся к самостоятельному выбору профессии, связанной с химией, полезно использовать все разнообразие форм профориентационной работы: проведение производственных экскурсий на промышленные и сельскохозяйственные объекты с учетом краеведческого принципа; подготовка и проведение тематических вечеров, конференций, диспутов, посвященных выбору профессии, с выступлением на них передовых рабочих, техников, инженеров; организация работы химического кружка и др. ,

Все формы и виды внеклассной работы должны подчиняться определенным требованиям: научности, доступности (т. е. содержание должно соответствовать возрастным особенностям учащихся, стимулировать стремление к познанию, к исследовательской деятельности), актуальности, практической значимости, связи с жизнью, занимательности. ,

Профориентационная работа имеет большое значение для соединения в единый процесс профессионального просвещения и профессионального воспитания школьников, для формирования у них интереса к той или иной профессии.

Вместе с тем не следует забывать, что основная профориентационная работа должна проводиться на уроках, особенно тогда, когда изучается производственная тематика школьного курса. Профориентация при обучении химии не должна быть изолирована от изучения основ предмета, но она также и не должна нарушать систему преподавания химических знаний или превращаться в обычную иллюстрацию к излагаемому материалу.

На уроках химии, посвященных изучению чисто химических, силикатных, металлургических, нефтехимических и других производств, в том числе на уроках, подготовительных к проведению производственных экскурсий, или на итоговых уроках (в зависимости от содержания учебного материала) можно использовать следующие приемы:

Обеспечивать связь изучаемого производственного материала с современностью, перспективами развития данной отрасли народного хозяйства и потребностью в кадрах местных производств;

Устанавливать межпредметные связи политехнического характера;

Решать задачи с производственным содержанием;

Раскрывать значение приобретаемых химических знаний для конкретной профессии химического профиля;

Показывать широкое использование изучаемых веществ, материалов, химических процессов, химических методов контроля в различных отраслях современного производства;

Выявлять применение химических законов и теорий в технологии;

развивать у учащихся умение применять в дальнейшем химические знания и самостоятельно приобретать новые знания об использовании химии работниками различных профессий.

Учебные экскурсии являются важным средством политехнического образования, трудового образования и профориентации учащихся. Связь экскурсий с предшествующим и последующим изложением учебного материала, иллюстрируемого наглядными пособиями и химическими опытами, дает представление о практическом использовании химических веществ и химических процессов в производстве.

Большое значение учебные экскурсии имеют для пропаганды массовых рабочих профессий химического профиля. Политехническое образование должно обеспечить школьникам возможность свободного выбора профессии. Для этого не достаточно знать технику и технологию производства. Необходимо, чтобы учащиеся познакомились с характером работы на отдельных производствах и получили представление о содержании труда работников хотя бы некоторых основных профессий.

Выбор экскурсий на производство огромен. Это и экскурсия в кислородный цех, на водоочистную станцию, в пожарное депо, в аптеку, в отопительную котельную, на кирпичный завод, на сахарный завод, на биохимическое производство и другие.

Правильно организованная профориентационная работа должна осуществляться в неразрывном единстве с общим химическим образованием, трудовым и нравственным воспитанием на основе реализации политехнического принципа в обучении химии.

В условиях средней школы одним из эффективных путей допрофессиональной подготовки к будущей трудовой деятельности является рационально организованный учебный труд школьников непосредственно на уроке, поскольку воспитание трудовых качеств начинается, как известно, с добросовестного выполнения каждым школьником своих учебных обязанностей.

При обучении химии важное значение приобретает формирование у учащихся экспериментальных умений и навыков. Практические занятия и лабораторные опыты способствуют как усвоению учебного курса, так и воспитанию общей культуры труда – формируют умение планировать работу, содержать в чистоте рабочее место, соблюдать правила техники безопасности, аккуратно

проводить трудовые операции, осуществлять контроль за результатами выполняемого трудового процесса.

Особое значение в ориентации учащихся на профессии, связанные с химией, имеют учебные экскурсии на местные производства промышленного и сельскохозяйственного профиля, а также в цехи базовых предприятий.

повышать уровень и качество общеобразовательных знаний учащихся по химии, укреплять связь преподавания с жизнью, с местным производством;

усиливать политехническую направленность преподавания химии как теоретическую основу профориентации путем освещения достижений современного производства, перспектив его развития и нерешенных проблем;

учить школьников применять полученные теоретические знания для решения практических задач, определения оптимальных условий проведения химических реакций и управления химическими процессами на производстве;

совершенствовать организацию, содержание и методы профориентационной работы, знакомить учащихся на уроках и с помощью экскурсий с основными отраслями производства, ведущими профессиями, трудовыми функциями работников в органическом единстве с изучением промышленного получения веществ с тем, чтобы профессия не была дополнением, а стала составным элементом политехнического образования, которое приобретают учащиеся при обучении химии;

расширять внеклассную работу, усиливать практическую направленность химических кружков, развивать творческие способности учащихся, умение конструировать приборы, моделировать типичные производственные аппараты и установки, поощрять рационализаторскую и исследовательскую деятельность школьников;

учитывать потребности народного хозяйства в кадрах работников определенных профессий, систематически информировать учащихся о массовых профессиях, в которых ощущают потребность предприятия, и путях приобретения соответствующей профессии, консультировать школьников и их родителей по вопросам выбора профессии и трудоустройства.

Ролевые игры являются активной методикой обучения с более четкой трудовой и профессиональной направленностью. Игра есть активная учебная деятельность по имитационному моделированию

Изучаемых систем, явлений и процессов, а также профессиональной деятельности.

В процессе игры, примеряясь к роли конкретных специалистов: технологов, инженеров и др., учащиеся знакомятся с содержанием и значением труда представителей химических профессий. В итоге формируются интеллектуальные умения и способности, интерес к химии.

Ролевые игры требуют использования совокупности различных методических приемов и средств обучения. При этом предполагается максимальная степень активности и самостоятельности учащихся. Этим и объясняется преимущество ролевой игры перед другими видами познавательной деятельности:

Необычность, занимательность содержания;

Получение практических или общественно-значимых знаний;

Ориентация на практическую роль каждого участника игры.

^ 1.3. Опыт учителей химии по организации профориентационной работы со школьниками.

У учителей имеется большой опыт по формированию профессионального интереса к химии.

Один из путей решения проблемы профессиональной ориентации и трудовой подготовки школьников – создание системы трудовых практикумов. Эти практикумы должны учитывать возможности школы и особенности ее производственного окружения. Они способствуют политехническому образованию.

Глубоко аргументированный подход к разработке содержания практикума и методики его проведения предлагается О. В. Глазковой, М. К. Клеянкиной, О. С. Зайцевым. Авторы считают целесообразным представлять практикумы в виде системы определенных этапов: создание мотивации для последующего действия; ознакомление обучаемых с будущей познавательной деятельностью и знаниями, требующимися для ее выполнения; формирование действия в материальной (самостоятельное выполнение опытов) форме; использование устной и письменной речи (действие формируется во внутренней речи, переходит в умственный план и становится умственным действием). На практике лучше развивается интерес к химии и творческие способности.

Под руководством Т. С. Назаровой разработан практикум по общей химии для 11 класса. Он включает более десяти работ, которые сопровождаются теоретическими, аналитическими, технологическими вопросами.

Химические практикумы были разработаны также С. А. Соловейчиком и Ю. Б. Додоновым для 10-11 классов и В. И. Толкуновым для средней школы.

Интересный опыт организации химического практикума описан в работе . Так, ежегодно около 10% выпускников школы № 82 п. Черноголовка Московской обл. работают лаборантами в химических и биохимических лабораториях. Одиннадцатиклассники наряду с чисто химическими опытами проводят работы по биохимии и агрохимии. Это связано с местоположением поселка и потребностями производственного окружения. Для трудового практикума учителя отводят специальный день недели. Занятие продолжается 4 часа, и за это время учащиеся успевают провести достаточно сложный химический эксперимент. Приобретенные экспериментальные умения – важный элемент в их дальнейшей профориентации.

В начале занятия учитель сообщает теоретические основы изучаемой темы, раскрывает цель выполняемой работы. Подготовительный этап занимает не более 25% времени практикума. Затем каждый учащийся получает описание данной практической работы и делает ее в индивидуальном порядке. Защита работы проводится также индивидуально. Итоговая отметка включает оценку за полученный результат, оформление, технику эксперимента и ответы на вопросы.

На занятиях трудового практикума учителя большое внимание уделяют формированию умений количественных подсчетов, очень важных для профессии химика. Учащимся предлагают определить плотность, концентрацию, температуры кипения, плавления, рН и другие характеристики.

Выполняя первые работы трудового практикума, учащиеся совершенствуют технику лабораторных работ. Они обращают внимание и на такие важные вопросы, как поведение в химической лаборатории, техника безопасности, содержание рабочего места, обращение с посудой, реактивами и разными приборами.

С первых же уроков учащиеся осваивают лабораторное оборудование. Новый цикл работ связан с растворами. Выполняя практические работы по приготовлению и изучению растворов, ребята видят плоды своих трудов, пользуются ими, у них воспитывается бережное и экономное отношение к реактивам. Затем они выполняют работы по качественному и количественному анализу веществ. Работы одиннадцатиклассников имеют агрохимическую направленность. Далее учащиеся выполняют работы, связанные с разделением и очисткой веществ. Затем выпускники знакомятся с физико-химическими методами анализа. Заключительные работы позволяют применять весь арсенал накопленных знаний и умений. К ним относятся практическая работа по выделению ДНК из тканей животных и органические синтезы (этилацетата и диэтилкетона).

В конце второго года обучения учащиеся сдают экзамен квалификационной комиссии. По результатам экзамена комиссия присваивает учащимся квалификацию химика-лаборанта. Большинство выпускников (около 80%) продолжают учебу или трудятся по полученной в школе специальности.

Учащиеся школы №624 при изучении химических производств проектируют технологические схемы, составляют технический паспорт изобретения и защищают свои проекты. На этих уроках используется групповая форма организации учебной работы. В группах есть директор предприятия, главный инженер, инженер – технолог, лаборант и другие.

В ряде школ учителя химии с мастерами производств обучения начали работу по составлению профессионально-политехнических карт, в которых с учетом трудовой подготовки старшеклассников, осуществляемой на базе заводов или фабрик, выделяются для углублённого изучения соответствующие разделы курса химии.

В. М. Байкова предлагает экскурсию в «Марциальные воды» в Карелии. «Марциальные воды» по своему составу относятся к железистым азотным гидрокарбонатно-сульфатным минеральным водам со сложным катионным составом. Химические исследования позволяют учащимся сделать вывод: наибольшее количество двухвалентного железа содержится в воде источника №4 (всего 4 источника) – 96мг/л. Учащимся предлагается сделать альбом «Марциальные воды», провести химический анализ этих вод в лабораторных условиях, подготовить сообщение для выступления на кружке.

В. М. Байкова на основе многолетнего опыта работы в школе предпочитает экскурсии, где уделяется много внимания истории химии, проведению исследований по материалам экскурсий, подготовке докладов, рефератов, выставок. Особенно внимание уделяется исследовательской работе. Например, учащиеся получают каучук из одуванчика: собирают белый сок в пробирку (5мл.), прибавляют 5мл. воды и 1гр. сульфата аммония. По каплям прибавляют этанол, пока каучук не начнет выпадать хлопьями. Выпаривают и выделяют чистый каучук. Проведение уроков-экскурсий с исследованиями способствуют формированию интереса к химической науке и усилению практической направленности обучения.

Учителя в лицее №44 и гимназии №12 г. Липецк составляют систему заданий «Почемучки». При выполнении этих заданий учащиеся должны объяснить некоторый факт, полученный ими в результате эксперимента. Например, «Процесс выпаривания воды из раствора соли – это физическое явление, потому что…».

Е. В. Быстрицкая предлагает ученикам задачи с практическим содержанием, имеющие отношение к реальным материальным объектам, так как они интересны и понятны школьникам. Здесь знание фактов закрепляется в прикладной деятельности творческого характера. На первом уроке изучают формулу соединения, состав, структуру. Затем физические и химические свойства – и все это основывается на эксперименте. На следующем уроке выполняются задачи с практической направленностью. Школьники осознают важность химических производств; увеличивается число учащихся, имеющих устойчивый интерес к предмету.

В СШ №1016 г. Москвы учителя проводят химические вечера, которые вызывают познавательный интерес к химии и смежным наукам. Ежегодно в конце сентября проводится праздник «Все краски осени». Он представляет собой устный журнал. На его страницах выступают биохимики и врачи, которые разъясняют роль овощей в процессе жизнедеятельности человека. Рассказывается о витаминах, аминокислотах, минеральных солях и другое. А кулинары дают полезные советы по приготовлению блюд из овощей, и завершается вечер их дегустацией.

В СШ №66 г. Липецка в летнем лагере работает биолого-химический кружок. В программу кружка входит спектакль «Полтергейст на столе». Перед спектаклем ребята выполняют различные задания, делают практические работы, например, определяют содержание азота, фосфора, калия в почве, приготовление растворов индикаторов из растительного материала, получение бумаги из тины. Сам спектакль построен на различных проблемных ситуациях, которые ребята разрешают с помощью знаний, полученных при выполнении заданий.

Учитель химии средней школы №1 г. Зуевки В. М. Кропачев разработал систему ознакомления учащихся 8-11 классов с различными профессиями народного хозяйства: 8 класс – растениевод, электросварщик, кузнец, штукатур, гальваник, термист, лаборант, аппаратчик, машинист, слесарь, врач, учитель, пожарник, дезинфектор, фармацевт; 9 класс – химик, травильщик стекла, литейщик, текстильщик, агроном, медсестра, зубной врач, фотограф;10-11 классы – кристаллограф, геолог, пиротехник, вулканизаторщик, машинист - резиносмеситель, инженер – химик, технолог синтетических смол и пластмасс, формовщик, горновой. После уроков углубление и пополнение знаний об этих профессиях продолжается на лабораторных и практических занятиях, в химических кружках и факультативах, на экскурсиях на химические предприятия. Таким образом, учитель химии в процессе преподавания своего предмета в состоянии познакомить учащихся с 32 различными профессиями. В. М. Кропачев обратил внимание и на соотношение количества профессий, требующих для освоения определенного образования. Оказалось, что из общего количества названных профессий требуют получения высшего образования – 7, среднего специального – 4 и общего среднего –21 наименование. Это означает, что учитель может познакомить учащихся не только с профессиями высшей, средней, но и массовой квалификации.

Г. А. Капецкая предлагает химический «вечер на хуторе близ Диканьки». Этот вечер с постановкой многочисленных опытов проводится с целью закрепления знаний и развития интереса школьников к химии. Действующие лица: ученики, Солоха, чертик, дьячок, Вакула.

Дьячок. Не люблю я сок, уж лучше водицы чистой попить.

Солоха. Да, пожалуйста, Осип Никифорович.

(К раствору щелочи с фенолфталеином приливает кислоту. Малиновая окраска исчезает).

Дьячок. Спасибо. А я бы, драгоценная Солоха, и от молочка не отказался.

Солоха. Нет ничего проще, дорогой гость.

(К раствору хлорида кальция приливает щелочь) и т.д.

Потом учитель беседует с ребятами об увиденном: как Солохе удалось превратить сок в воду, а воду в молоко и т.д.

Учитель школы № 607 г. Москвы Д. В. Болотов также проводит химические вечера. Ко дню их проведения ученики выпускают химические газеты, на отдельных плакатах – вопросы викторины, химические кроссворды. Большую роль играет «Посвящение в химики». План проведения, состав и количество участников определяют творческие группы 8-11 классов.

Г. Л. Маршанова из СШ №1016 г. Москвы проводит химический вечер «О пользе яблок». Это стало традицией в их школе. Участники: ведущие, кулинары, биохимики.

Экскурсия – традиционная форма использования естественнонаучных музеев в учебных целях. К сожалению, её обучающий потенциал ограничен: самый лучший экскурсовод способен удерживать внимание группы, тем более подростковой, не более 30-40 минут.

При этом школьников занимает в основном новизна обстановки, в которой они оказались, личность экскурсовода и некоторые необычные факты, которые он сообщает.

Планомерную учебную деятельность в этой ситуации организовать очень сложно. Связано это с тем, что учащиеся обычно посещают музей, не имея четкого представления о том, зачем и для чего они это делают. Цель посещения, как правило, формулирует учитель, но для большинства ребят она остается отвлеченной, не вырастающей из

Профориентация учащихся на уроках химии.

В работе педагога профориентация всегда была и есть важнейшей задачей, ради чего, я - учитель, отдаю свои знания детям, учу их выбирать профессию и готовлю своих питомцев к ней.

Профориентация, выбор профессии или ориентация на профессию – комплекс занятий, проводимый с целью выявить склонность человека к определенному роду деятельности. Проблема выбора профессии, точнее, ее решение очень важны, поскольку затрагивают интересы не только отдельно взятого человека, но и общество.

Преподавая химию более 30 лет, я убедилась, что в отличие от химических формул веществ, которые я изучаю со своими детьми, идеальной формулы успешного выбора профессии, к сожалению, не существует. Я очень часто, беседуя, и как учитель химии, и как классный руководитель, объясняю детям, что, если они хотят быть в жизни успешными, то нужно попробовать самоопределиться и выбрать профессию. Для этого надо максимально честно ответить на вопрос: «Что я хочу?».

Я всегда добиваюсь, чтобы учащиеся хорошо знали мой предмет, для этого у них должна быть мотивация. Профессиональными мотивами могут быть:

  1. Интерес к какому-либо делу.
  2. Престижность.
  3. Популярность.
  4. Востребованность профессии.
  5. Хорошие условия труда.
  6. Зарплата.
  7. Карьерный рост.

Прививая на своих уроках определенные навыки и умения своим ученикам, я формирую у них главный мотив – «Что я могу?». Девиз, который я предлагаю своим детям: «Боритесь, работайте над собой, познавайте себя». На своих уроках я ненавязчиво рассказываю, что каждая профессия имеет свои признаки. К ним относятся: объект труда, задачи труда, средства труда, условия труда, результат труда, оплата труда и требования к здоровью. Преподавая химию и экономику в своей школе, мне удается нацелить детей на предмет труда (на что нацелен труд), цель труда (основное предназначение профессии), задачи труда (способы и приемы достижения цели труда) и другие признаки профессии.

Какие возможности есть у учителя, чтобы дети удачно соизмеряли свои силы, таланты и возможности? У одного учителя, конечно, немного, но, если он влюблен в свое дело, если он готов видеть в своих детях личностей, то его возможности вырастают в несколько раз. Мы учителя проводим много мероприятий, чтобы дети выбрали любимую профессию:

  1. Викторины, беседы, тематические классные часы, цикл занятий «Профессиональное самосознание» и др.
  2. Тестирование и анкетирование учащихся с целью выявления профнаправленности.
  3. Консультации по выбору профиля обучения.
  4. Расширение знаний в рамках школьных предметов.
  5. Организация и проведение экскурсий в учебные заведения, на предприятия, посещение дней открытых дверей учебных заведений.
  6. Встречи с представителями предприятий, учебных заведений.
  7. Привлечение к занятиям в кружках и секциях в школе, в учреждениях дополнительного образования.
  8. Работа с родителями (собрания, консультации).

Чтобы ученик выбрал в будущем профессию химика, медика, технолога, лаборанта или учителя химии необходимо, прежде всего, возбудить у школьника интерес к химии. В первую очередь, это задача решается на уроках. На различных внеклассных мероприятиях интерес должен перерастать в заинтересованность, затем в стремление познавать большее и научиться большему, далее, у ученика появляется потребность в постоянной деятельности по совершенствованию своих знаний и умений по химии и, наконец, ученик решает свой профессиональный выбор в пользу химии. Большую роль играют тематические вечера «Я бы в химики пошел». Моя многолетняя работа показывает, что, когда детям на уроках, кружках, дополнительных занятиях показываешь интересные опыты, такие, как «Серебрение медных монет», «Затвердевание жидкости», «Вода зажигает костер», «Самовозгорание костра» и другие, это многократно увеличивает интерес к предмету.

Не бойтесь напевать детям:

«Пусть летят электроны

Вокруг атомных ядер

И молекулы тоже не спят.

Про ионы в растворах

И другие законы

Учит химия наших ребят».

Поверьте – детям это нравится, они влюбляются в Вас, ценят за творчество не меньше, чем за знания. Практика показывает, что обучение химии в современных условиях, имеет ряд недостатков, так как, программы перенасыщены теоретическим материалом, не всегда хватает учителю времени продемонстрировать все лабораторные опыты. Многие опыты и наблюдение можно предложить детям дома. Поэтому я предлагаю своим ученикам домашний эксперимент. Домашний эксперимент тоже развивает у детей профессиональный интерес. Я часто предлагаю в 9 классе домашние опыты по теме «Коррозия металлов», свойства йода в 8 классе по теме «Галогены», опыты с глицерином в10 классе и другие. Связь теории и практики – залог успеха в обучении. К этому мы все учителя стремимся, решая не только задачу повысить процент обученности, но и подготовки к самостоятельной взрослой жизни.


ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОРИЕНТАЦИЯ НА УРОКАХ ХИМИИ Москвитина Марина Анатольевна МБОУ «СОШ№3» г.Братск
Профориентация целесообразно проводить на уроках, когда изучается производственная тематика школьного курса. Профориентация при обучении химии не должна быть изолирована от изучения основ предмета, но она также и не должна нарушать систему преподавания химических знаний или превращаться в обычную иллюстрацию к излагаемому материалу. На уроках химии, посвященных изучению чисто химических, силикатных, металлургических, нефтехимических,производство чугуна и стали,производство полимеров и других производств, в том числе на уроках, можно использовать следующие приемы: обеспечивать связь изучаемого производственного материала с современностью, перспективами развития данной отрасли народного хозяйства и потребностью в кадрах местных производств; устанавливать межпредметные связи политехнического характера; решать задачи с производственным содержанием; раскрывать значение приобретаемых химических знаний для конкретной профессии химического профиля; показывать широкое использование изучаемых веществ, материалов, химических процессов, химических методов контроля в различных отраслях современного производства; выявлять применение химических законов и теорий в технологии; развивать у учащихся умение применять в дальнейшем химические знания и самостоятельно приобретать новые знания об использовании химии работниками различных профессий. Правильно организованная профориентационная работа должна осуществляться в неразрывном единстве с общим химическим образованием, трудовым и нравственным во спитанием на о снове р е а л и з а ц и и политехнического принципа в обучении химии. В условиях средней школы одним из эффективных путей допрофессиональной подготовки к будущей трудовой деятельности является рационально организованный учебный труд школьников непосредственно на уроке, поскольку воспитание трудовых качеств начинается, как известно, с добросовестного выполнения каждым школьником своих учебных обязанностей. При обучении химии важное значение приобретает формирование у учащихся экспериментальных умений и навыков. Практические занятия и лабораторные
опыты способствуют как усвоению учебного курса, так и воспитанию общей культуры труда – формируют умение планировать работу, содержать в чистоте рабочее место, соблюдать правила техники безопасности, аккуратно проводить трудовые операции, осуществлять контроль за результатами выполняемого трудового процесса. Выполняя первые работы практикума, учащиеся совершенствуют технику лабораторных работ. Они обращают внимание и на такие важные вопросы, как поведение в химической лаборатории, техника безопасности, содержание рабочего места, обращение с посудой, реактивами и разными приборами. С первых же уроков учащиеся осваивают лабораторное оборудование.. Выполняя практические работы, ребята видят плоды своих трудов, у них воспитывается бережное и экономное отношение к реактивам. Большое значение имеют задачи с практическим содержанием. Курс химии 8 класса позволяет знакомить учащихся с профессиями – растениевод, электросварщик, кузнец, штукатур, гальваник, термист, лаборант- аналитик, аппаратчик, машинист, слесарь, врач, учитель, пожарник, дезинфектор, фармацевт; в 9 класс е– химик, травильщик стекла, литейщик, текстильщик, агроном, медсестра, зубной врач, металлург,фотограф,строитель,кулинар,ветеринар,парикмахер;10-11 классы – кристаллограф, геолог, пиротехник, вулканизаторщик, машинист - резиносмеситель, инженер – химик, технолог синтетических смол и пластмасс, формовщик, нанотехнолог, генный инженер, эксперт-криминалист, художник.. Путь к выбору той или иной профессии проходит во многих случаях через развитие у школьников интереса к учебным предметам. Интерес к химии обуславливается, прежде всего, практической значимостью. И один из главных путей зарождения профессиональных интересов - увлекательное яркое преподавание. Полюбив химию, ученики хотят сделать ее основой своей будущей профессии, начинают узнавать, какие существуют специальности, связанные с этими науками, и готовятся к поступлению в соответствующие учебные заведения. Таким образом, суть профориентационной работы в процессе преподавания заключается в том, чтобы помочь ученикам глубоко и прочно усвоить основной учебный материал, научить их самостоятельно добывать информацию, пользоваться приобретенными знаниями для решения различных практических задач Ежегодно проводить анкетирование среди учащихся на интересующие их профессии. Исходя из полученных результатов, на уроках химии создавать условия для формирования профессиональной направленности подростков, осознания ими своих интересов, способностей, общественных ценностей, связанных с выбором профессии и своего места в обществе. Реализуя технологию деятельностного метода обучения, при отборе содержания учебного
материала основными принципами являются: научность и доступность, наглядность, интерактивность. Можно использовать следующие методы и формы профориентационной работы при изучении программных тем:
1. Беседа о профессиях, связанных с изучаемым материалом
.
2. Решение различного рода задач по химии
с практическим содержанием: Типы химических задач для профориентационной работы Закройщик 1. Органические вещества. Полимеры
.
Чем отличаются искусственные волокна от синтетических Парикмахер 1. Химические реакции. Почему при обработке порезов при бритье пероксидом водорода наблюдается его бурное «вскипание»? Повар- кондитер 1. Химические реакции.Почему в алюминиевой посуде нельзя хранить квас? Растениевод 1. Соединения химических элементов.Для борьбы с болезнями растений, особенно плодовых деревьев и виноградников, применяют раствор сульфата меди (II). Обычно растворяют 100 г соли на ведро воды (8 л). Какова массовая доля соли в полученном растворе? Сколько воды и соли содержится в 500 г? Слесарь- сантехник 1. Введение в химию
.
Стальные детали в результате длительного пребывания во влажной атмосфере покрываются ржавчиной. Как называют это явление? К физическим или химическим явлениям вы его отнесете? Почему? 2. Вещества и их свойства. Будет ли защищена железная конструкция от электрохимической коррозии в воде, если на ней укрепить пластину из другого металла: а) магния, б) свинца, в) никеля? 3. Вещества и их свойств
а
. На поверхности закисленной
почвы садового участка находятся железные трубы со вставленными латунными кранами. Что будет подвергаться коррозии: труба или кран? В каком месте разрушение наиболее выражено? 4. Электролиты.В водопроводной воде обнаруживаются ионы: Na+, Са2+, Fe3+, Cl-, SO42-, HCO3-. Какие вещества (напишите их формулы) содержатся в водопроводной воде? Автослесарь 1. Органическая химия. Углеводород
ы.
Почему загоревшиеся нефтепродукты или вспыхнувшие электрические провода нельзя тушить водой? Как их погасить? Ювелир 1. Состав вещества. Определите количество золота и серебра, которое содержится в обручальном кольце массой 3,75 г и пробой 585°. 3. Проектно-исследовательская деятельность учащихся на уроках химии и во внеурочное время. 4. Домашний эксперимент и лабораторная работа. 5. Просмотр фрагментов учебных фильмов и кинофильмов, учебных телепередач, связанных с профессией и производством. 7. Экскурсии на предприятия, выставки передового опыта. 8.Проведение на уроках страничек устных журналов, на которых знакомитьучащихся с фактами из биографии выдающихся ученых, инженеров. Успех социализации и профессиональной ориентации обучающихся на уроке во многом зависит от умения учителя связать программный материал с жизнью, сформировать положительное отношение у школьников к труду.

 

Возможно, будет полезно почитать: