Подруга екатерины 2 софья алексеевна. Энциклопедия "святая русь"

II. Беспроводные средства связи I. Проводные средства связи Ø Городскую телефонную связь Ø Прямая телефонная связь (селекторная)Ø Радиотелефонная связь («Алтай») Ø Индуктивная связь (ЭКВ связь «Дистон», «Нальмэс») Ø... .


  • - III. Время 90 минут.

    Занятие №5 Тормозная система Тема №8 Механизмы управления По устройству автомобильной техники Проведения группового занятия План – конспект Преподаватель цикла ПОПОН подполковник Федотов С.А. "____"... .


  • - III. Стартер включен.

    Из позиции I спокойно поворачиваем ключ на 180°, в позицию II. Как только вы попадете во вторую позицию, на щитке приборов обязательно включатся какие-нибудь лампочки. Это могут быть: контрольная лампа заряда аккумуляторной батареи, лампочка аварийного давления масла,... .


  • - II. Холодильник емкость «А».

    1. 2. ; СА – теплоемкость [воды + металла] первой части холодильника 3. Линеаризация. переводится в Уравнение динамики емкости «А». Уравнение к конечном виде: в относительном виде. II. Уравнение объекта управления, управление которым производится еще и... .


  • - II. Селективность (избирательность) действия.

    Селективным называется такое действие защиты, при котором отключается только повреждённый элемент или участок. Селективность обеспечивается как различными уставками аппаратов защиты, так и применением специальных схем. Пример обеспечения селективности с... .


  • - Эллинистический период (III –I вв. до Р.Х.).

    В эпоху эллинизма в скульптуре усиливается тяга к пышности и гротеску. В одних произведениях показаны чрезмерные страсти, в других заметна излишняя близость к натуре. В это время начали прилежно копировать статуи прежних времён; благодаря копиям мы сегодня знаем многие... .


  • - Французская романская скульптура. XI-XII вв.

    В XI в. во Франции обозначились первые признаки возрождения монументальной скульптуры. На юге страны, где было много античных памятников и традиции ваяния не были утрачены полностью, она возникла раньше. Техническая вооруженность мастеров в начале эпохи была... .


  • - Французская готическая скульптура. XIII-XIV вв.

    Начала французской готической скульптуры были заложены в Сен-Дени. Три портала западного фасада знаменитой церкви заполняли скульптурные изображения, в которых впервые проявилось стремление к строго продуманной иконографической программе, возникло желание... .


  • - Принята на Конференции ООН по населенным пунктам (Хабитат II), Стамбул, Турция, 3-14 июня 1996 года

    СТАМБУЛЬСКАЯ ДЕКЛАРАЦИЯ ПО НАСЕЛЕННЫМ ПУНКТАМ. 1. Мы, главы государств и правительств и официальные делегации стран, собравшиеся на Конференции Организации Объединенных Наций по населенным пунктам (Хабитат II) в Стамбуле, Турция, с 3 по 14 июня 1996 года,...

  • Про эпизоды исторического телесериала о российской императрице, которые зрителей озадачили.

    Экзамен для наследника престола

    Неужели императрица Екатерина Великая в самом деле проверяла способности наследника к приумножению династии на фрейлине или этот пикантный сюжет придумали сценаристы? – вот один из вопросов, которыми задаются зрители этого сериала.

    Из трудов историков явствует, что так оно и было. А подобные тесты при монарших дворах практиковались задолго до воцарения Екатерины Великой.

    Почему выбор императрицы пал именно на фрейлину Софью Степановну Чарторыжскую? Вероятно, из-за ее природной авантюрности, унаследованной от матери, Анны Ушаковой. Ведь та, влюбившись в будущего отца Софьи, сбежала от законного супруга. Надо ли говорить, что такое поведение для благородной дамы было предосудительным.

    Но там была любовь, и это многое извиняет. А Софья Степановна взялась лишь изобразить любовь. Правда, для цели еще более высокой, чем счастье двух сердец: в интересах государственных. И кто знает, может, затеяв эту игру, не только вскружила голову Павлу Петровичу, но и сама увлеклась очарованным ею юношей?
    В сериале воспитатель Павла Петровича Панин с изумлением застает его однажды в недвусмысленной ситуации с Софьей Степановной. Но есть сведения, что этот экзамен для цесаревича был придуман не без участия Панина, а интимные встречи «влюбленной пары» проходили как раз во владениях воспитателя.

    София Степановна на момент этого экзамена была вдовой. Веселой вдовой.

    Наследник, вопреки опасениям императрицы, экзамен выдержал успешно. У фрейлины от него родился сын.

    Мальчика нарекли Семеном. Отчество ему дали Афанасьевич (хотя в рассказах о нем встречается и вариант Иванович), а фамилию – Великий.

    Екатерина поначалу отняла младенца от матери с намерением самой заняться его воспитанием, не думая о ее чувствах, но время спустя ребенка вернули Софье Степановне. Потом, в свой срок, его отдали в школу, где воспитывались дети людей незнатных, но служивших при дворе.

    Семен стал морским офицером, проявил храбрость в войне со шведами.

    Государыня продолжила начатую Петром Первым практику стажировки молодых русских морских офицеров за границей, там, где флот был развит хорошо. Неудивительно, что в состав одной из таких русских групп, отправленных в Англию для службы на британских судах дальнего вояжа, вошел ее внук Семен Великий.

    К несчастью, дальний вояж для царского отпрыска оказался роковым. Молодой офицер погиб при кораблекрушении.

    Впрочем, есть и альтернативная версия его судьбы. Она связана с историей таинственного старца Федора Кузьмича.

    С давних пор на слуху красивая легенда о том, что император Александр Первый не умер в 1825 году в Таганроге, а инсценировал собственную кончину, чтобы удалиться от опостылевшего двора и продолжить жизнь в уединении и молитвах под именем Федора Кузьмича.

    Но Александр Павлович – не единственный кандидат на роль таинственного полуотшельника. В списке тех, кто мог бы скрываться под этим именем, и его единокровный брат Семен Афанасьевич (но по-настоящему – Павлович) Великий.

    А что же стало с фрейлиной Софьей Степановной после того, как она «протестировала» наследника престола?
    Она вышла замуж за сына гетмана Разумовского – Петра Кирилловича.

    Петр Кириллович знал о ее отношениях с наследником, и младше Софьи Степановны был пятью годами, но все же души в ней не чаял.

    Петр и Софья Разумовские стали жить за границей. Этого якобы требовало здоровье Софьи Степановны, которую грыз изнутри червь – солитер. Но возможно, что дело не в состоянии здоровья, а в том, что так всем – и Разумовским, и Екатерине, и наследнику – было просто спокойнее.

    Петр Разумовский входил в в число тех немногих, к кому наследник престола был расположен. Став императором, он определил Разумовского в сенаторы. Надо было возвращаться в Петербург и приступать к исполнению обязанностей. Софья Степановна, конечно, последовала за мужем, но скончалась, едва успев освоиться на старом новом месте.

    «Любила ближнего, порочных не судила,
    Любила ты меня, любила всех людей,
    Любовь к Спасителю был свет твоих путей», – такую эпитафию высек на ее памятнике безутешный супруг.

    Софью Ушакову – Чарторыжскую – Разумовскую в сериале «Екатерина» сыграла Любава Грешнова. В отличие от северянки Софьи Степановны Грешнова родилась на юге, в Харькове. В Москву они с мужем, тоже актером, переехали пять лет назад.

    Думается, что роль в историческом сериале стала для Грешновой нечаянной радостью. В прежних своих интервью она не выказывала желания сыграть исторический персонаж, но говорила, что была бы рада сняться в веселой комедии, а больше всего – в фильме-экшене о спасении цивилизации. Разумеется, в главной роли.

    Панин – не злодей

    Нет в сериале «Екатерина» более колоритного персонажа, чем Никита Иванович Панин, роль которого играет Сергей Колтаков.

    Панин здесь един во многих лицах: мудрый советник государыни, но вместе с тем политический интриган. Строгий и взыскательный наставник престолонаследника, но при том сам человек порой беспринципный. Гордец, не скрывающий неприязни к влиятельному фавориту Орлову. Престарелый жених, влюбленный в свою молодую невесту, которая его, однако, презирает, бесчестный дуэлянт…
    Неужто таким и был?
    Среди недостатков Панина в мемуарах его современников называются лень, чревоугодие, интриганство, но на злодейства не намекается.

    Рассказывают, что если бы не леность, Никите Панину могло бы улыбнуться счастье стать фаворитом еще Елизаветы Петровны, но час свидания он попросту проспал. И Елизавета Петровна отдала предпочтение другому кавалеру – Алексею Разумовскому.

    Вообще личность Панина с давних времен окружена легендами. Его называли организатором заговора, который привел на трон Екатерину Великую, ходили слухи об их романтической связи. Однажды объявился даже самозванец, утверждавший, что он – внебрачный сын Екатерины и Панина.

    Трудно сказать, подпал ли Панин под женские чары Екатерины, но как властительницей бывал в ней разочарован. Думал, что станет лишь регентшей при Павле до его совершеннолетия, а она заняла трон всерьез и надолго. Составил проект такого государственного переустройства России, чтобы самовластье правителя было ограничено законом – Екатерина решила, что он не учитывает особенностей национального характера…
    Хотя этот проект и свидетельствовал об оппозиционных умонастроениях автора, Екатерина доверила ему и воспитание престолонаследника, и важнейшие вопросы внешней политики. Екатерина уважала Панина за просвещенность и широкую эрудицию. А еще о нем ходила слава как о человеке неподкупном, что дорогого стоит во все времена.

    Несмотря на свое вольнодумство, Никита Панин вовсе не был либералом до мозга костей, если понимать под этим снисходительность и терпимость. К примеру, когда вскоре после восшествия Екатерины на трон в среде военных раскрылся заговор уже против нее самой, государыня никого не стала строго карать. Офицеры-заговорщики отделались ссылкой. Но именно Панин заметил императрице о губительности такой доброты, способной, по его мнению, умножить ряды заговорщиков.

    В сериале противоречивость натуры Никиты Панина доведена до степени коварства. На склоне лет он влюбляется в молодую графиню Шереметеву, сватается к ней. Отец девушки считает такой брак отличной партией, но Анна, успевшая полюбить другого воспитателя престолонаследника – Семена Порошина, – в отчаянии.

    Чума похитила Анну у жизни буквально за день до свадьбы с Паниным. Но в сериале Анна страдает еще и от ужаса жить с нелюбимым мужем, а этот ужас хуже смерти.

    Киношный Панин вызывает Порошина на дуэль, серьезно ранит и велит слугам сбросить умирающего в канаву. То есть фактически подло добивает.

    Офицер, писатель и публицист Семен Порошин и в самом деле прожил недолго. Всего 28 лет. Но вовсе не Панин и не дуэль (ни о какой дуэли с Паниным свидетельств не имеется) были тому причиной.

    Екатерина отстранила Панина от дел, когда Никите Ивановичу было уже 74 года. Старик не смирился и не утих. При встречах с наследником не упускал случая указать на ошибки в правлении государыни. Даже путешествие по Европе, которое Екатерина предложила совершить сыну и его супруге после рождения у них первенца Александра, Панин истолковал как ее желание отлучить Павла от власти и провозгласить в его отсутствие прямым своим наследником внука.

    Хотя это «пророчество» Панина, заставившее Павла Петровича сильно понервничать, не сбылось, наследник не утратил доверия к главному своему наставнику.

    Но это уже скорее имеет отношение к истории царствования Павла Первого, чем Екатерины Великой.

    Двадцать первого августа 1745 года великий князь Пётр обвенчался с Екатериной и лишь двадцатого сентября 1754 года у пары рождается сын Павел. При этом, Екатерина проживала в довольно неблагоприятной среде. Маскарады, охоты, балы, безудержное веселье, праздная и распущенная жизнь у неё сменялись приступами безысходной скуки. Она постоянно чувствовала себя под присмотром и была стеснена в действиях, и даже её большой ум и такт не смогли избавить женщину от крупных неприятностей и фатальных ошибок.

    Как Пётр, так и Екатерина охладели друг к другу задолго до самой свадьбы. Чудаковатый, малоразвитой, слабый физически и обезображенный оспой правитель, оскорблял свою жену странными выходками, волокитством и бестактностью. Вступившая после дворцового переворота и свержения мужа на престол Екатерина Вторая была намного образованней Петра. Но, до этого она смогла скомпрометировать себя в глазах Елизаветы.

    Однако, императрица стала известной и своими отношениями с английским послом Вильямсом, а также Понятовским и Апраксиным. Именно близкие отношения с первым из перечисленных императрица Елизавета рассматривала как государственную измену. Наличие всех этих отношений доказывают письма.

    Два свидания по ночам с Елизаветой смогли образумить Екатерину, как думает, например, историк Д. Чечулин и явились для неё моментом смены жизненных приоритетов. Так в её стремление к тотальной власти входят и моменты нравственного порядка правителя.

    Екатерина и Пётр отнеслись очень разно к смерти императрицы Елизаветы. Последний, узнав о кончине повёл себя беззастенчиво и странно, а вот новая императрица любыми способами пыталась выразить своё почтение памяти усопшей. Пётр Третий явно был настроен на развод, после чего, скорее всего, бывшую жену ожидал бы монастырь и вполне вероятно скорая смерть.

    По утверждениям исследователей количество любовников императрицы составляло двадцать три человека. При этом, десять из них занимали пост фаворита, имея соответствующие обязанности и обладая привилегиями.

    Самыми известными из фаворитов императрицы Екатерины Второй были Платон Зубов, Григорий Потёмкин и Григорий Орлов, с которым она даже планировала заключить брак после кончины мужа. Именно от них (согласно исследователям) она родила троих детей. Каждый из перечисленных, так или иначе, пытался повлиять на решения Екатерины, касательно государства, что и стало причиной многих её реформ.

    Отец: Мать:

    Анна Семёновна Ушакова

    Супруг: Дети:

    Графиня Софья Степановна Разумовская , урождённая Ушакова (11 сентября - 26 сентября ) - фрейлина , метресса императора Павла I , от которого имела сына Семёна , жена графа П. К. Разумовского .

    Биография

    Происхождение

    Метресса

    В первом браке Софья Степановна была замужем за генерал-майором Михаилом Петровичем Черторыжским, флигель-адъютантом Петра III (не княжеского рода), рано овдовела, и от больного, чахоточного мужа детей она не имела.

    При дворе Софья была известна своим щегольством, любовью к свету и ко всяким развлечениям и имела репутацию «маленькой метрессы» .

    Софья Степановна была на пять лет старше мужа, и граф Кирилл Григорьевич Разумовский был очень недоволен этою свадьбой, сильно недолюбливал свою невестку, которую называл «картуазною бабою», и упрекал её за расточительность. В этом, однако, она вполне подходила мужу, a своею нерешительностью и переменчивым характером была очень на него похожа; поэтому, вероятно, супруги нежно любили друг друга и жили очень дружно.

    Брак их был бездетен; очень слабое здоровье и неизлечимая, по мнению старика-гетмана, болезнь графини (солитер) требовали постоянного лечения, и графиня жила с мужем почти беспрерывно за границей: в Италии , Швейцарии , Голландии , а также в Париже и на юге Франции , в Монпелье , модном в то время курорте. Эта, по выражению гетмана, «цыганская жизнь» вызывала огромные траты и постоянные просьбы к отцу и свекру о пособии.

    По назначении графа Петра Кирилловича, при восшествии Павла I на престол, присутствующим в Сенат , Разумовские вернулись в Петербург и поселились на углу Набережной и Гагаринской улицы , в своем доме, который украсили множеством ценных вещей, купленных во Франции во время революции . Здесь и скончалась графиня София Степановна, вскоре по приезде в Россию, 26 сентября 1803 года .

    Из оставленного ею завещания (от 28 ноября 1802 года) видно, что она была хотя и недалекая женщина, но простодушная, добрая и религиозная и перед смертью постаралась привести свои дела в порядок, составив опись своим личным долгам, и назначив денежные выплаты своим людям, которых просила мужа отпустить на волю. Курьёзно при этом само распределение ею между близкими остающихся после неё вещей, «мои небольшие сокровища», как она выражается, в числе которых простодушно ею переименовываются образа и «Мадонна» Карло Дольчи .

    Похоронена графиня С. С. Разумовская в Александро-Невской лавре , на Лазаревском кладбище , где ей воздвигнут оплакивавшим её мужем большой саркофаг из белого мрамора с головами медуз и плачущей женской фигурой; на памятнике высечена эпитафия:

    Напишите отзыв о статье "Разумовская, Софья Степановна"

    Примечания

    Отрывок, характеризующий Разумовская, Софья Степановна

    Княжна Марья покраснела пятнами и замолчала, как будто она чувствовала себя виноватою.
    – Я ничего не говорил тебе, а тебе уж говорили. И мне это грустно.
    Красные пятна еще сильнее выступили на лбу, шее и щеках княжны Марьи. Она хотела сказать что то и не могла выговорить. Брат угадал: маленькая княгиня после обеда плакала, говорила, что предчувствует несчастные роды, боится их, и жаловалась на свою судьбу, на свекра и на мужа. После слёз она заснула. Князю Андрею жалко стало сестру.
    – Знай одно, Маша, я ни в чем не могу упрекнуть, не упрекал и никогда не упрекну мою жену, и сам ни в чем себя не могу упрекнуть в отношении к ней; и это всегда так будет, в каких бы я ни был обстоятельствах. Но ежели ты хочешь знать правду… хочешь знать, счастлив ли я? Нет. Счастлива ли она? Нет. Отчего это? Не знаю…
    Говоря это, он встал, подошел к сестре и, нагнувшись, поцеловал ее в лоб. Прекрасные глаза его светились умным и добрым, непривычным блеском, но он смотрел не на сестру, а в темноту отворенной двери, через ее голову.
    – Пойдем к ней, надо проститься. Или иди одна, разбуди ее, а я сейчас приду. Петрушка! – крикнул он камердинеру, – поди сюда, убирай. Это в сиденье, это на правую сторону.
    Княжна Марья встала и направилась к двери. Она остановилась.
    – Andre, si vous avez. la foi, vous vous seriez adresse a Dieu, pour qu"il vous donne l"amour, que vous ne sentez pas et votre priere aurait ete exaucee. [Если бы ты имел веру, то обратился бы к Богу с молитвою, чтоб Он даровал тебе любовь, которую ты не чувствуешь, и молитва твоя была бы услышана.]
    – Да, разве это! – сказал князь Андрей. – Иди, Маша, я сейчас приду.
    По дороге к комнате сестры, в галлерее, соединявшей один дом с другим, князь Андрей встретил мило улыбавшуюся m lle Bourienne, уже в третий раз в этот день с восторженною и наивною улыбкой попадавшуюся ему в уединенных переходах.
    – Ah! je vous croyais chez vous, [Ах, я думала, вы у себя,] – сказала она, почему то краснея и опуская глаза.
    Князь Андрей строго посмотрел на нее. На лице князя Андрея вдруг выразилось озлобление. Он ничего не сказал ей, но посмотрел на ее лоб и волосы, не глядя в глаза, так презрительно, что француженка покраснела и ушла, ничего не сказав.
    Когда он подошел к комнате сестры, княгиня уже проснулась, и ее веселый голосок, торопивший одно слово за другим, послышался из отворенной двери. Она говорила, как будто после долгого воздержания ей хотелось вознаградить потерянное время.
    – Non, mais figurez vous, la vieille comtesse Zouboff avec de fausses boucles et la bouche pleine de fausses dents, comme si elle voulait defier les annees… [Нет, представьте себе, старая графиня Зубова, с фальшивыми локонами, с фальшивыми зубами, как будто издеваясь над годами…] Xa, xa, xa, Marieie!
    Точно ту же фразу о графине Зубовой и тот же смех уже раз пять слышал при посторонних князь Андрей от своей жены.
    Он тихо вошел в комнату. Княгиня, толстенькая, румяная, с работой в руках, сидела на кресле и без умолку говорила, перебирая петербургские воспоминания и даже фразы. Князь Андрей подошел, погладил ее по голове и спросил, отдохнула ли она от дороги. Она ответила и продолжала тот же разговор.
    Коляска шестериком стояла у подъезда. На дворе была темная осенняя ночь. Кучер не видел дышла коляски. На крыльце суетились люди с фонарями. Огромный дом горел огнями сквозь свои большие окна. В передней толпились дворовые, желавшие проститься с молодым князем; в зале стояли все домашние: Михаил Иванович, m lle Bourienne, княжна Марья и княгиня.
    Князь Андрей был позван в кабинет к отцу, который с глазу на глаз хотел проститься с ним. Все ждали их выхода.
    Когда князь Андрей вошел в кабинет, старый князь в стариковских очках и в своем белом халате, в котором он никого не принимал, кроме сына, сидел за столом и писал. Он оглянулся.
    – Едешь? – И он опять стал писать.
    – Пришел проститься.
    – Целуй сюда, – он показал щеку, – спасибо, спасибо!
    – За что вы меня благодарите?
    – За то, что не просрочиваешь, за бабью юбку не держишься. Служба прежде всего. Спасибо, спасибо! – И он продолжал писать, так что брызги летели с трещавшего пера. – Ежели нужно сказать что, говори. Эти два дела могу делать вместе, – прибавил он.
    – О жене… Мне и так совестно, что я вам ее на руки оставляю…
    – Что врешь? Говори, что нужно.
    – Когда жене будет время родить, пошлите в Москву за акушером… Чтоб он тут был.
    Старый князь остановился и, как бы не понимая, уставился строгими глазами на сына.
    – Я знаю, что никто помочь не может, коли натура не поможет, – говорил князь Андрей, видимо смущенный. – Я согласен, что и из миллиона случаев один бывает несчастный, но это ее и моя фантазия. Ей наговорили, она во сне видела, и она боится.
    – Гм… гм… – проговорил про себя старый князь, продолжая дописывать. – Сделаю.
    Он расчеркнул подпись, вдруг быстро повернулся к сыну и засмеялся.
    – Плохо дело, а?
    – Что плохо, батюшка?
    – Жена! – коротко и значительно сказал старый князь.
    – Я не понимаю, – сказал князь Андрей.
    – Да нечего делать, дружок, – сказал князь, – они все такие, не разженишься. Ты не бойся; никому не скажу; а ты сам знаешь.
    Он схватил его за руку своею костлявою маленькою кистью, потряс ее, взглянул прямо в лицо сына своими быстрыми глазами, которые, как казалось, насквозь видели человека, и опять засмеялся своим холодным смехом.
    Сын вздохнул, признаваясь этим вздохом в том, что отец понял его. Старик, продолжая складывать и печатать письма, с своею привычною быстротой, схватывал и бросал сургуч, печать и бумагу.

    Браницкая, урожд. Энгельгардт, Александра Васильевна (1754-1838) - племянница и любовница Григория Потёмкина, супруга коронного гетмана Польши Ксаверия Браницкого.
    Художник И. Грасси, 1793

    Криденер, урожд. Лерхенфельд, Амалия Максимилиановна (1808-1888) - внебрачная дочь М.Лерхенфельда, немецкого дипломата и государственного деятеля, баварского посланника в России и княгини Терезы Турн-и-Таксис, урождённой принцессы Мекленбург-Стрелицкой.

    Художник Karl Joseph Stieler, 1827


    Потоцкая, Ольга Станиславовна, по мужу Нарышкина (1802-1861) - дочь польского магната Станислава Щенсного Потоцкого и знаменитой авантюристки Софии Глявоне.

    Художник Н.С.Фросте, 1830-е


    Толстая, урожд. княжна Барятинская, Анна Ивановна (1772-1825) - сестра действительного камергера князя И.И.Барятинского, жена гофмаршала Н.А.Толстого; близкая приятельница императрицы Елизаветы Алексеевны.

    Портрет работы Э.Виже-Лебрён, 1790-е


    Воронцова, урожд. Сенявина, Екатерина Алексеевна (1761-1784) - фрейлина, дочь адмирала А.Н.Сенявина; жена посла в Лондоне, графа С.Р.Воронцова; мать генерал-фельдмаршала графа М.С.Воронцова; сестра статс-дамы М.А.Нарышкиной.

    Художник Д.Г.Левицкий, 1783


    Дивова, урожд. графиня Бутурлина, Елизавета Петровна (1762-1813) - фрейлина Екатерины II, племянница её подруги Воронцовой-Дашковой, жена тайного советника Адриана Дивова.

    Портрет работы А.Графа, 1794


    Завадовская, урожд. Апраксина, Вера Николаевна (1768-1845) - фрейлина, кавалерственная дама ордена Св. Екатерины меньшего креста, одна из первых красавиц своего времени; жена фаворита Екатерины II и первого министра просвещения России графа П.В Завадовского.

    Художник В.Л.Боровиковский, 1790-е


    Лопухина, урожд. баронесса фон Венкстерн, Анна (Жанетта) Ивановна (1786-1869) - известная красавица, в первом браке графиня Алопеус; мать генерал-лейтенанта Ф.Д.Алопеуса.

    Художник Friedrich Johann Gottlieb Lieder, 1821


    Мусина-Пушкина, урожд. Шернвалль, Эмилия Карловна (1810-1846) - известная красавица (ей посвящён мадригал Лермонтова), знакомая А.С.Пушкина, сестра знаменитой Авроры Демидовой.

    Художник Гау В.И., 1840


    Нарышкина, по мужу Голицина, Елена Александровна (1785-1855), в первом браке Светлейшая княгиня Италийская, графиня Суворова-Рымникская; — фрейлина; дочь А.Л.Нарышкина и Марии Сенявиной, внучка известного адмирала А.Н.Сенявина, сестра Л.А. и К.А.Нарышкиных; невестка генералиссимуса А.В.Суворова, двоюродная сестра графа М.С.Воронцова.

    Художник В.Л.Боровиковский, 1799


    Орлова-Чесменская, урожд. Лопухина, Евдокия Николаевна (1761-1786) — супруга графа Алексея Григорьевича Орлова, мать камер-фрейлины Анны Алексеевны Орловой.

    Художник Жан-Луи де Велли, к.1780-х


    Орлова, урожд. Зиновьева, Екатерина Николаевна (1758—1781) — двоюродная сестра и жена бывшего фаворита Екатерины II князя Григория Орлова.

    Художник Рокотов, Фёдор Степанович


    Орлова-Чесменская, Анна Алексеевна (1785-1848) - камер-фрейлина, единственная дочь Алексея Орлова, сподвижника императрицы Екатерины II, и наследница его многомиллионного состояния.

    Портрет работы И.В.Баженова, 1838


    Протасова, Анна Степановна (1745—1826) — доверенная фрейлина Екатерины II.

    Портрет работы Д.Г.Левицкого, к.1790-х


    Пушкина-Дубельт, Наталья Александровнаа, графиня Меренберг (1836-1913) — дочь Александра Сергеевича Пушкина, морганатическая супруга принца Николая-Вильгельма Нассауского.

    Художник И.К.Макаров, 1849


    Ростопчина, урожд. Протасова, Екатерина Петровна (1776-1859) — фрейлина, автор нескольких сочинений духовного содержания; супруга московского генерал-губернатора Ф.В.Ростопчина и мать писательницы графини де Сегюр.

    Портрет работы Ореста Кипренского, 1809


    Строганова, урожд. Голицына, Софья Владимировна (1775-1845) — фрейлина четырёх императриц, младшая дочь «усатой княгини» Н.П.Голицыной, сестра московского генерал-губернатора князя Д.В.Голицына и статс-дамы Е.В.Апраксиной; жена генерала графа П.А.Строганова. Была очень дружна с императрицей Елизаветой Алексеевной.

    Художник Жан Лоран Монье, 1808


    Зубова, урожд. Суворова, Наталья Александровна (1775-1844) — единственная дочь фельдмаршала Суворова, который ласково называл её «Суворочкой». Выдана замуж за Николая Зубова, брата последнего фаворита Екатерины II.

    Художник В.Л.Боровиковский, 1795


    Фикельмон, урожд. графиня Тизенгаузен, Дарья Фёдоровна (1804-1863) - внучка фельдмаршала Кутузова, дочь Е.М.Хитрово, жена австрийского дипломата и политического деятеля К.Л.Фикельмона. Известна как хозяйка петербургского салона и автор обстоятельного «светского дневника», в записях которого особый интерес у пушкинистов вызывают фрагменты, касающиеся Пушкина и его жены, и подробный отчёт о дуэли и смерти Пушкина.

    Акварель П.Ф.Соколова, 1837


    Хитрово, урожд. Голенищева-Кутузова, Елизавета Михайловна (1783-1839), в первом браке графиня Тизенгаузен, дочь М.И.Кутузова, друг А.С.Пушкина. Хозяйка известного петербургского салона.

    Портрет П.Ф.Соколова, 1838


    Чернышёва, урожд. Ржевская, Авдотья Ивановна (1693-1747) - генеральша, по прозвищу «Авдотья бой-баба», данному ей Петром I, одна из любовниц Петра Великого, по словам Вильбоа, «беспорядочным поведением своим имела вредное влияние на здоровье Петра»; мать братьев Чернышёвых — видных фигур правления Екатерины II.

    Неизвестный художник XVIII века


    Чернышёва, урожд. Исленьева, Анна Александровна (1740-1794) — родственница (по матери) князя Г.А.Потёмкина, супруга генерал-фельдмаршала по флоту, президента Адмиралтейств-коллегии графа Ивана Григорьевича Чернышёва.

    Художник С.Торелли, 1764


    Чернышёва, урожд Ушакова, Екатерина Андреевна (1715-1779) — фрейлина, дочь графа А.И.Ушакова; сводная сестра генерал-фельдмаршала С.Ф.Апраксина; жена дипломата графа П.Г.Чернышёва; мать графини Д.П.Салтыковой и княгини Н.П.Голицыной.

    Художник Александр Рослин, 1776


    Шереметева, Анна Петровна (1744-1768) — фрейлина, дочь П.Б.Шереметева; невеста наставника великого князя Н.И.Панина.

    Художник И.П.Аргунов, 1760-е


    Шувалова, урожд. Шепелева, Мавра Егоровна (1708-1759) — ближайшая подруга Елизаветы Петровны и статс-дама её двора, жена Петра Ивановича Шувалова. Именно её влиянию обязана своим возвышением партия Шуваловых.

    Портрет работы Антропова, конец 1750-х


    Демидова-Карамзина, Аврора Карловна (Ева Аврора Шарлотта Шернваль), 1808-1902, - общественный деятель, фрейлина при императорском дворе Финляндии. Аврора Шернваль и её сестра Эмилия (в замужестве графиня Мусина-Пушкина) считались одними из первых петербургских красавиц.

    Художник Брюллов К.П., 1837


    Воронцова, урожд. графиня Скавронская, Анна Карловна (1722-1776) - жена канцлера графа М.И.Воронцова, двоюродная сестра императрицы Елизаветы Петровны, статс-дама.

    Художник А.П.Андропов, 1763


    Воронцова, Екатерина Семёновна, в замужестве леди Пембрук, (1783-1856) - фрейлина, дочь графа С.Р.Воронцова, сестра графа М.С.Воронцова, супруга графа Пембрук Джорджа Герберта.

    Художник Генри Реберн, 1810-е


    Ганская Эвелина (польск. Ewelina Hańska), урождённая графиня Ржевуская (1801-1882) - польская помещица и русская подданная, жена Оноре де Бальзака.

    Художник Фердинанд Георг Вальдмюллер, 1835


    Потоцкая, урожд. Глявоне, София Константиновна, в первом браке Витт, во втором - Потоцкая (1760-1822) - константинопольская куртизанка греческого происхождения, по одной из легенд была наложницей султана, сожительница многих знаменитостей, шпионка и авантюристка, сумела стать польской аристократкой (титулованная графиня).

    Художник И.Б.Лампи, 1790-е


    Самойлова, урожд. Трубецкая, Екатерина Сергеевна, (1763-1830 год) - фрейлина, жена генерал-прокурора А.Н.Самойлова, сестра князя В.С.Трубецкого и баронессы А.С.Строгановой, мать Н.А.Самойлова и графини С.А.Бобринской, свекровь Ю.П.Самойловой.

    Художник И-Б Лампи, 1792-1796


    Андро, урожд. Оленина, Анна Алексеевна (1808-1888) - дочь президента Петербургской Академии Художеств, Алексея Оленина. Возлюбленная Пушкина в 1828−29 гг. Музыкантша и певица. Автор неизданных до сих пор дневников и мемуаров о Пушкине. Супруга вице-президента Варшавы графа Ф.А.Ланжерона.

    Портрет работы О. Кипренского, 1828


    Самойлова, Юлия Павловна (1803-1875) - графиня, дочь генерала Палена и Марии Скавронской, фрейлина, знаменитая своими отношениями с художником Карлом Брюлловым.

    Художник Б.Ш.Митуар, 1825


    Воронцова, урожд. Браницкая, Елизаета Ксаверьевна (1792-1880) — светлейшая княгиня, статс-дама, почётная попечительница при управлении женскими учебными заведениями, фрейлина, кавалерственная дама ордена Св. Екатерины; адресат многих стихов А.С.Пушкина; жена Новороссийского генерал-губернатора М.С.Воронцова.

    Художник Хейтер Джордж, 1839


    Завадовская, урожд. Влодек, Елена Михайловна (1807-1874) — дочь генерала от кавалерии, генерал-адъютанта М.Ф.Влодека, жена обер-прокурора Сената В.П.Завадовского. Одна из самых блистательных великосветских красавиц пушкинского времени, об исключительной красоте её не переставали твердить воспоминания и письма той эпохи; знакомая М.Ю.Лермонтова; ей посвящали стихи А.С.Пушкин, И.И.Козлов, П.А.Вяземский.

    Художник Чалон Альфред Эдуард (Chalon Alfred Edward), акварель, 1838

    Твоя красою блещет младость,
    Ты на любовь сердцам дана,
    Светла, пленительна, как радость,
    И как задумчивость, нежна.

    В лице прекрасном. белоснежном
    И в алых розах на щеках -
    Везде всё дышит сердцем нежным.
    Оно и в голубых очах,
    Оно в улыбке на устах;
    И, как румяною зарёю
    Блеск солнца пламенной струёю
    Бросает жизнь на небеса,-
    Так чистой ангельской душою
    Озарена твоя краса...

     

    Возможно, будет полезно почитать: