Образец рабочей программы воспитателя доу по фгос. Рабочая программа педагога доу

2013/14 учебный год ознамено­вался для всех педагогов ДОУ России вступлением в силу таких законодательных актов, которые опреде­лили принципиально новое понимание сущности взаимодействия всех участ­ников образовательного процесса, в частности приоритет активного вклю­чения родителей в непосредственную
образовательную деятельность с детьми и создание условий для гармоничного развития ребенка, то есть развивающей среды.

С другой стороны, наступила необходимость корректирования со­держания планирования образова­тельной деятельности в ДОУ, то есть приведение в соответствие с требо­ваниями ФГОС ДО всей документации педагогов. Если с образовательной программой детского сада вопросов по структуре и наполнению нет (четко прописано в разделе 2 ФГОС ДО), то с рабочей программой педагога возникает немало вопросов, которые достаточно легко разрешить при ана­лизе новых законодательных актов.

Рабочая программа в ДОУ - это документ, отражающий специфику об­разовательной деятельности конкрет­ной группы или конкретного педагога (воспитателя, учителя-дефектолога, учителя-логопеда, музыкального ра­ботника, руководителя физического воспитания, педагога дополнительного образования, педагога-психолога).

От­сюда следует, что рабочая программа не может быть универсальной на все возрастные группы на все года, покольку набор детей из года в год имеет свои особенности, каждая группа имеет свою специфику развивающей
среды, каждый педагог имеет свои профессиональные интересы.

Рабочая программа ДОУ - это конкретизация работы педагога на данный возраст детей и/или на данную специфику детей (группы компенсирующей, комбини­рованной, оздоровительной и другой направленности).

Поэтому во всех возрастных группах, включая первую младшую, рабочую программу разраба­тывают оба воспитателя. Специалисты ДОУ также должны иметь свою рабо­чую программу, которую обязательно согласовывают с образовательной программой детского сада и рабочей программой воспитателей группы. Сле­дует отметить, что требование наличия рабочих программ - не новшество для педагогов-психологов и педагогов дополнительного образования, кото­рым предстоит только незначительно скорректировать содержание в новых формулировках и сделать акцент на активных методах работы с родителями.

В связи с тем что нет жестко регла­ментированной структуры рабочих про­грамм педагогов, можно предложить с опорой на содержание ФГОС ДО и СанПиН такую последовательность ее структурных компонентов.

1) Титульный лист : полное название учреждения, утверждено (дата педаго­гического совета, номер протокола), согласовано (подпись заведующего, дата), название рабочей програм­мы с указанием возраста детей, наравленность группы, учебный год, авторы-составители (должность, ФИО полностью).

3) Пояснительная записка : цель рабочей программы, задачи по образо­вательным областям (на год/по кварта­лам/по месяцам, как принято в конкрет­ном ДОУ), характеристика детей (указать конкретные особенности детей в группе по всем образовательным областям).

4) Расписание образовательной деятельности в группе (в формули­ровках ФГОС ДО и не превышая предельно допустимую нагрузку согласно СанПиН).

6) Развивающая среда группы : перечислить

  • все игры, пособия по всем образовательным областям;
  • художественные произведения (автор,название, источник) для восприятия детьми согласно комплексно-тематического планирования.

7) Методическое обеспечение реализации рабочей программы : перечислить демонстрационный материал, составить список литературы, используемой для подготовки образовательного процесса в группе.

8) Система работы с родителями : период, содержание, форма работы.

9) Планируемые результаты освоения программы воспитанниками (по всем образовательным областям в формулировках согласно ФГОС ДО пункты 2.6 и 4.6 и в соответствии с поставленными задачами в рабочей программе).

Анализ вышеизложенного показывает, что большая часть из перечисленного уже есть в группах ДОУ в том или ином виде. Педагогам необходимо скоррек­тировать то, что было разработано за 4 года функционирования ФГТ, и струк­турировать имеющиеся методические разработки в виде рабочей программы.

Опыт написания рабочих программ коллегами-педагогами показывает, что временная затратность относительно небольшая и составляет 1 час ме­тодической работы в день в течение 2-4 недель (всего 10-20 часов на подготовку рабочей программы группы) в зависимости от уровня владения ком­пьютерной грамотностью, что является основным компонентом Профессио­нального стандарта педагога.

Объем рабочих программ педагогов и специалистов, как правило, не превышает 20 листов , за исключением музыкальных работников и инструкторов физического воспитания, которые определяют со­держание работы по всем группам, с которыми непосредственно работают.

Таким образом, рабочая программа является необходимым документом всех педагогов ДОУ и должна быть доступна для ознакомления родителям воспитанников.

Примеры оформления структурных компонентов рабочей программы

ольга пирожкова
Структура рабочей программы педагога ДОУ по ФГОС (часть 1)

Прежде чем подойти к проектированию и написанию рабочей программы воспитаттеля важно знать основные понятия, которые существуют в дошкольном образовании.

1) Примерная основная образовательная программа - разрабатывается учеными-методистами. Дошкольные учреждения принимают её за основу для разработки собственной образовательной программы с учетом регионального компонента и местных условий (например, «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Вераксы; «Истоки», «Радуга» и т. п.).

2) Образовательная программа ДОУ - управленческий документ, закрепляющим определенные нормы, цели, содержание, технологии и методики, формы и средства, которые применяются в каждом конкретном дошкольном учреждении при организации воспитательно-образовательного процесса. Разрабатываются руководителем ДОУ и творческой группой.

3) Рабочая программа педагога – разрабатывается педагогом на основе образовательной программы ДОУ. Структура и содержание рабочей программы разрабатывается с учетом требований и стандартов, утвержденных на федеральном уровне (в нашем случае в соответствии с ФГОС дошкольного образования, который действует с 01.01.2014 года). Рабочая программа является нормативным документом и утверждается руководителем дошкольного учреждения.

Нормативные документы, регламентирующие деятельность образовательных учреждений и педагогов :

Статья 2. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе

9) образовательная программа - комплекс основных характеристик образования (объем, содержание, планируемые результаты, организационно-педагогических условий и в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, форм аттестации, который представлен в виде учебного плана, календарного учебного графика, рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей, иных компонентов, а также оценочных и методических материалов;

Статья 48. Обязанности и ответственность педагогических работников

1. Педагогические работники обязаны :

1) осуществлять свою деятельность на высоком профессиональном уровне, обеспечивать в полном объеме реализацию преподаваемых учебных предмета, курса, дисциплины (модуля) в соответствии с утвержденной рабочей программой .

Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих от 31 октября 2010 г. Раздел: должностные обязанности:

Учитель- логопед -Реализует образовательные программы.

Педагог-психолог -Ведет документацию по установленной форме, используя ее по назначению. Участвует в планировании и разработке развивающих и коррекционных программ образовательной деятельности с учетом индивидуальных и половозрастных особенностей обучающихся, воспитанников, в обеспечении уровня подготовки обучающихся, воспитанников, соответствующего требованиям федерального государственного образовательного стандарта, федеральным государственным образовательным требованиям.

Воспитатель (включая старшего) - Разрабатывает план (программу) воспитательной работы с группой обучающихся, воспитанников.

ФГОС дошкольного образования (приказ от 17.10.13 г, действует с 01.01.2014 г) - содержит требования к структуре образовательной программы дошкольного образования, а следовательно и требования к составлению рабочей программы педагога.

Разделы рабочей программы по ФГОС ДО.

1. Титульный лист

3. Целевой раздел:

Пояснительная записка

Цель и задачи основной образовательной программы

Принципы и подходы в организации образовательного процесса

Значимые для разработки и реализации рабочей программы характеристики. Особенности организации образовательного процесса в группе (климатические, демографические, национально - культурные и другие)

Возрастные и индивидуальные особенности контингента детей

Планируемые результаты освоения Программы.

Учебный план реализации ООП ДО в старшей группе МБДОУ ПГО «Детский сад № __». В виде таблицы: Направления развития; Виды детской деятельности; возрастная группа; Формы образовательной деятельности

Перечень методических пособий, обеспечивающих реализацию образовательной деятельности в старшей группе. В виде таблицы: Направление развития; методические пособия; наглядно – дидактические пособия; рабочие тетради.

Формы, способы, методы и средства реализации программы в старшей группе. В виде таблицы: направление развития; формы реализации программы (Совместная деятельность, Самостоятельная деятельность, Взаимодействие с семьей); способы; методы и приемы; средства)

Взаимодействие с семьей, социумом.

Планирование работы с детьми в группе:

Примерное годовое планирование

Календарно-тематическое планирование (НОД и совместная деятельность)

Модель организации совместной деятельности воспитателя с воспитанниками ДОУ.

Часть ДОУ: Особенности организации образовательного процесса в группе (климатические, демографические, национально - культурные и другие)

5. Организационный раздел.

Оформление предметно-пространственной среды.

Режим дня, структура НОД (расписание занятий, двигательный режим, схема закаливания детей.

Перечень методических пособий (для реализации основной части и части ДОУ).

Структура рабочей программы педагога ДОУ по ФГОС

1. Титульный лист

Титульный лист – это своего рода "визитная карточка" программы. Поэтому, как и в визитной карточке, тут должна быть указана только самая необходимая информация:

наименование образовательного учреждения;

где, когда и кем утверждена данная программа (в правом верхнем углу – утверждает заведующая ДОУ (дата, подпись, номер приказа, в левом верхнем углу – ПРИНЯТО педагогическим советом учреждения, номер протокола) ;

полное название программы (например, Рабочая программа совместной деятельности педагога с детьми 3-4 лет, младшая группа.) ;

составлена на основе примерной программы «---------

срок реализации программы (учебный год) ;

название города;

год разработки программы.

Прописывается содержание рабочей программы и указываются страницы.

3. Целевой раздел:

1) Пояснительная записка

Рабочая программа по развитию детей …. группы разработана в соответствии с ООП «Детского сада № », в соответствии с введением в действие ФГОС ДО.

Рабочая программа по развитию детей старшей группы обеспечивает разностороннее развитие детей в возрасте от __ до __ лет с учётом их возрастных и индивидуальных особенностей по основным направлениям - физическому, социально-коммуникативному, познавательному, речевому и художественно – эстетическому.

Используются парциальные программы :

_______________

Реализуемая программа строится на принципе личностно–развивающего и гуманистического характера взаимодействия взрослого с детьми.

Д анная программа разработана в соответствии со следующими нормативными документами :

Конституция РФ, ст. 43, 72.

Конвенция о правах ребенка (1989 г.) .

Закон РФ «Об образовании».

Типовое положение о ДОУ.

СанПиН 2.4.1.3049-13

Устав ДОУ.

ФГОС ДО.

Цель и задачи основной образовательной программы ДОУ

Цель:

Создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, подготовка к жизни в современном обществе, к обучению в школе, обеспечение безопасности жизнедеятельности дошкольника.

Задачи (обязательная часть) :

1. Забота о здоровье, эмоциональном благополучии и своевременном развитии каждого ребенка.

2. Создание в группах атмосферы гуманного и доброжелательного отношения ко всем воспитанникам, что позволяет растить их общительными, добрыми, любознательными, инициативными, стремящимися к самостоятельности и творчеству.

3. Максимальное использование разнообразных видов детской деятельности, их интеграция в целях повышения эффективности воспитательно-образовательного процесса.

4. Творческая организация (креативность) воспитательно-образовательного процесса.

5. Вариативность использования образовательного материала, позволяющего развивать творчество в соответствии с интересами и наклонностями каждого ребенка.

6. Уважительное отношение к результатам детского творчества.

7. Единство подходов к воспитанию детей в условиях дошкольного образовательного учреждения и семьи.

8. Соблюдение в работе детского сада и начальной школы преемственности, исключающей умственные и физические перегрузки в содержании образования детей дошкольного возраста, обеспечивая отсутствие давления предметного обучения.

Задачи (часть ДОУ) :

Принципы и подходы в организации образовательного процесса:

1. Соответствует принципу развивающего образования, целью которого является развитие ребенка.

2. Сочетает принципы научной обоснованности и практической применимости (соответствует основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики) .

3. Соответствует критериям полноты, необходимости и достаточности (позволяет решать поставленные цели и задачи на необходимом и достаточном материале, максимально приближаясь к разумному «минимуму») .

4. Обеспечивает единство воспитательных, обучающих и развивающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста, в ходе реализации которых формируются такие знания, умения и навыки, которые имеют непосредственное отношение к развитию дошкольников.

5. Строится с учетом принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников.

6. Основывается на комплексно-тематическом принципе построения образовательного процесса.

7. Предусматривает решение программных образовательных задач в совместной деятельности дошкольников не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования.

8. Предполагает построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми (игра)

9. Строится на принципе культуросообразности. Учитывает национальные ценности и традиции в образовании.

Содержание психолого-педагогической работы ориентировано на разностороннее развитие дошкольников с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей по основным направлениям развития и образования детей: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.

Значимые для разработки и реализации рабочей программы характеристики.

- Возрастные и индивидуальные особенности контингента детей ___группы

Например , Все дети группы владеют в совершенстве навыками самообслуживания, соблюдают правила личной гигиены. У большинства детей развита мелкая моторика. Дети группы любознательны, проявляют высокую познавательную активность, любят слушать книги.

В игровой деятельности дети самостоятельно распределяют роли и строят свое поведение, придерживаясь игровой роли.

Продолжается совершенствоваться речь, в том числе ее звуковая сторона. В изобразительной деятельности могут изображать предметы круглой, овальной, прямоугольной формы. 60 % детей знают цвета и оттенки. Наши дети владеют некоторыми техниками нетрадиционного рисования и т. п.

- Планируемые результаты освоения Программы (в виде целевых ориентиров)

У чебный план реализации

1) Физическое развитие – Двигательная деятельность - Формы образовательной деятельности: Подвижные игры, игровые упражнения, физкультурные занятия, спортивные игры, физкультурные праздники - Продолжительность и количество НОД – в неделю 75 мин. (3 НОД) .

2) Познавательное развитие - а) Познавательно-исследовательская деятельность - Формы образовательной деятельности: ФЭМП, ФЦКМ, беседы, дидактические игры, рассматривание картин и иллюстраций, коллекционирование, реализация проектов, викторины. - Продолжительность и количество НОД – в неделю 40 мин. (2 НОД)

Б) Конструирование - Формы образовательной деятельности: Конструирование из бумаги, природного и иного материала - Продолжительность и количество НОД - в неделю 10 мин. (0, 5 НОД) .

3) Речевое развитие – Развитие речи - Формы образовательной деятельности: Беседы, викторины, дидактические игры, рассматривание картин и иллюстраций, - Продолжительность и количество НОД – в неделю 20 мин. (1 НОД) .

4) Социально-коммуникативное развитие – а) Коммуникативная деятельность - Формы образовательной деятельности: ОБЖ, игровые проблемные ситуации, беседы, викторины. - Продолжительность и количество НОД - в неделю 10 мин. (0.5 НОД) .

б) Самообслуживание и элементарный бытовой труд - Формы образовательной деятельности: поручения, дежурство, игры, беседы, ХБТ. - Продолжительность и количество НОД - Ежедневно в режимные моменты, не более 20 мин. (согласно СанПин, п. 12.22) .

в) Игровая деятельность - Формы образовательной деятельности: Сюжетно-ролевые, дидактические и др. - Продолжительность и количество НОД - в режимные моменты.

5) Художественно-эстетическое развитие - а) изобразительная деятельность - Формы образовательной деятельности: Рисование, лепка, аппликация. Коллаж. Проект. Ознакомление с художниками. Выставка. - Продолжительность и количество НОД – в неделю 70 мин. (3 НОД) .

б) Восприятие художественной литературы и фольклора - Формы образовательной деятельности: Беседы, слушание худ. произведений, чтение, разучивание стихов, Театрализованная игра. - Продолжительность и количество НОД – в неделю 25 мин. (1 НОД) .

в) музыкальная деятельность - Формы образовательной деятельности: Слушание, импровизация, исполнение, музыкально-подвижные игры, досуги, праздники и развлечения. - Продолжительность и количество НОД – в неделю 50 мин. (2 НОД) .

6) Вариативная часть - парциальные программы и т. п.

Ч асть ДОУ: Особенности организации образовательного процесса в группе (климатические, демографические, национально - культурные и другие)

1) Климатические особенности :

При организации образовательного процесса учитываются климатические особенности региона. Время начала и окончания тех или иных сезонных явлений (листопад, таяние снега и т. д.) и интенсивность их протекания; состав флоры и фауны; длительность светового дня; погодные условия и т. д.

Основными чертами климата являются: холодная зима и сухое жаркое лето.

В режим дня группы ежедневно включены бодрящая гимнастика, упражнения для профилактики плоскостопия, дыхательная гимнастика. В холодное время года удлиняется пребывание детей на открытом воздухе. В теплое время года – жизнедеятельность детей, преимущественно, организуется на открытом воздухе.

Исходя из климатических особенностей региона, график образовательного процесса составляется в соответствии с выделением двух периодов:

1. холодный период: учебный год (сентябрь-май, составляется определенный режим дня и расписание непосредственно образовательной деятельности;

2. летний период (июнь-август, для которого составляется другой режим дня.

2) Демографические особенности :

Анализ социального статуса семей выявил, что в дошкольном учреждении воспитываются дети из полных (___ %, из неполных (___ %) и многодетных (___ %) семей. Основной состав родителей – среднеобеспеченные, с высшим (___ %) и средним профессиональным (___%) образованием.

3) Н ационально – культурные особенности :

Этнический состав воспитанников группы: русские, татары, но основной контингент – дети из русскоязычных семей. Обучение и воспитание в ДОУ осуществляется на русском языке.

Основной контингент воспитанников проживает в условиях города (лишь ___ ребенок в селе) .

Реализация регионального компонента осуществляется через знакомство с национально-культурными особенностями города Полевской. Знакомясь с родным краем, его достопримечательностями, ребенок учится осознавать себя, живущим в определенный временной период, в определенных этнокультурных условиях. Данная информация реализуется через целевые прогулки, беседы, проекты в разделе Программы «Мой город» 1 раз в неделю.

Прежде чем подойти к проектированию и написанию рабочей программы воспитателя важно знать основные понятия, которые существуют в дошкольном образовании.

1) Примерная основная образовательная программа - разрабатывается учеными-методистами. Дошкольные учреждения принимают её за основу для разработки собственной образовательной программы с учетом регионального компонента и местных условий (например, «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Вераксы; «Истоки», «Радуга» и т. п.) .

2) Образовательная программа ДОУ - управленческий документ, закрепляющим определенные нормы, цели, содержание, технологии и методики, формы и средства, которые применяются в каждом конкретном дошкольном учреждении при организации воспитательно-образовательного процесса. Разрабатываются руководителем ДОУ и творческой группой.

3) Рабочая программа педагога – разрабатывается педагогом на основе образовательной программы ДОУ. Структура и содержание рабочей программы разрабатывается с учетом требований и стандартов, утвержденных на федеральном уровне (в нашем случае в соответствии с ФГОС дошкольного образования, который действует с 01.01.2014 года). Рабочая программа является нормативным документом и утверждается руководителем дошкольного учреждения.

Нормативные документы, регламентирующие деятельность образовательных учреждений и педагогов :

Статья 2. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе

9) образовательная программа - комплекс основных характеристик образования (объем, содержание, планируемые результаты, организационно-педагогических условий и в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, форм аттестации, который представлен в виде учебного плана, календарного учебного графика, рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей, иных компонентов, а также оценочных и методических материалов;

Статья 48. Обязанности и ответственность педагогических работников

1. Педагогические работники обязаны :

1) осуществлять свою деятельность на высоком профессиональном уровне, обеспечивать в полном объеме реализацию преподаваемых учебных предмета, курса, дисциплины (модуля) в соответствии с утвержденной рабочей программой .

Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих от 31 октября 2010 г. Раздел: должностные обязанности:

Учитель- логопед -Реализует образовательные программы.

Педагог-психолог -Ведет документацию по установленной форме, используя ее по назначению. Участвует в планировании и разработке развивающих и коррекционных программ образовательной деятельности с учетом индивидуальных и половозрастных особенностей обучающихся, воспитанников, в обеспечении уровня подготовки обучающихся, воспитанников, соответствующего требованиям федерального государственного образовательного стандарта, федеральным государственным образовательным требованиям.

Воспитатель (включая старшего) - Разрабатывает план (программу) воспитательной работы с группой обучающихся, воспитанников.

ФГОС дошкольного образования (приказ от 17.10.13 г, действует с 01.01.2014 г) - содержит требования к структуре образовательной программы дошкольного образования, а следовательно и требования к составлению рабочей программы педагога.

Разделы рабочей программы по ФГОС ДО.

1. Титульный лист

3. Целевой раздел:

Пояснительная записка

Цель и задачи основной образовательной программы

Принципы и подходы в организации образовательного процесса

Значимые для разработки и реализации рабочей программы характеристики. Особенности организации образовательного процесса в группе (климатические, демографические, национально - культурные и другие)

Возрастные и индивидуальные особенности контингента детей

Планируемые результаты освоения Программы.

4. Содержательный раздел :

Учебный план реализации ООП ДО в старшей группе МБДОУ ПГО «Детский сад № __». В виде таблицы: Направления развития; Виды детской деятельности; возрастная группа; Формы образовательной деятельности

Перечень методических пособий, обеспечивающих реализацию образовательной деятельности в старшей группе. В виде таблицы: Направление развития; методические пособия; наглядно – дидактические пособия; рабочие тетради.

Формы, способы, методы и средства реализации программы в старшей группе. В виде таблицы: направление развития; формы реализации программы (Совместная деятельность, Самостоятельная деятельность, Взаимодействие с семьей) ; способы; методы и приемы; средства)

Взаимодействие с семьей, социумом.

Планирование работы с детьми в группе:

Примерное годовое планирование

Календарно-тематическое планирование (НОД и совместная деятельность)

Модель организации совместной деятельности воспитателя с воспитанниками ДОУ.

Часть ДОУ: Особенности организации образовательного процесса в группе (климатические, демографические, национально - культурные и другие)

5. Организационный раздел.

Оформление предметно-пространственной среды.

Режим дня, структура НОД (расписание занятий, двигательный режим, схема закаливания детей.

Перечень методических пособий (для реализации основной части и части ДОУ


Прежде чем подойти к проектированию и написанию рабочей программы воспитаттеля важно знать основные понятия, которые существуют в дошкольном образовании .

1) Примерная основная образовательная программа - разрабатывается учеными-методистами. Дошкольные учреждения принимают её за основу для разработки собственной образовательной программы с учетом регионального компонента и местных условий (например, «От рождения до школы » под ред. Н. Е. Вераксы; «Истоки», «Радуга» и т. п.) .

2) Образовательная программа ДОУ - управленческий документ, закрепляющим определенные нормы, цели, содержание, технологии и методики, формы и средства, которые применяются в каждом конкретном дошкольном учреждении при организации воспитательно-образовательного процесса. Разрабатываются руководителем ДОУ и творческой группой.

3) Рабочая программа педагога – разрабатывается педагогом на основе образовательной программы ДОУ. Структура и содержание рабочей программы разрабатывается с учетом требований и стандартов, утвержденных на федеральном уровне (в нашем случае в соответствии с ФГОС дошкольного образования, который действует с 01.01.2014 года). Рабочая программа является нормативным документом и утверждается руководителем дошкольного учреждения.

Нормативные документы, регламентирующие деятельность образовательных учреждений и педагогов :

Статья 2. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе

9) образовательная программа - комплекс основных характеристик образования (объем, содержание, планируемые результаты, организационно-педагогических условий и в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, форм аттестации, который представлен в виде учебного плана, календарного учебного графика, рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей, иных компонентов, а также оценочных и методических материалов;

Статья 48. Обязанности и ответственность педагогических работников

1. Педагогические работники обязаны :

1) осуществлять свою деятельность на высоком профессиональном уровне, обеспечивать в полном объеме реализацию преподаваемых учебных предмета, курса, дисциплины (модуля) в соответствии с утвержденной рабочей программой .

Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих от 31 октября 2010 г. Раздел: должностные обязанности:

Учитель- логопед -Реализует образовательные программы.

Педагог-психолог -Ведет документацию по установленной форме, используя ее по назначению. Участвует в планировании и разработке развивающих и коррекционных программ образовательной деятельности с учетом индивидуальных и половозрастных особенностей обучающихся, воспитанников , в обеспечении уровня подготовки обучающихся, воспитанников, соответствующего требованиям федерального государственного образовательного стандарта, федеральным государственным образовательным требованиям.

Воспитатель (включая старшего) - Разрабатывает план (программу) воспитательной работы с группой обучающихся, воспитанников.

ФГОС дошкольного образования (приказ от 17.10.13 г, действует с 01.01.2014 г) - содержит требования к структуре образовательной программы дошкольного образования, а следовательно и требования к составлению рабочей программы педагога.

Разделы рабочей программы по ФГОС ДО.

1. Титульный лист

3. Целевой раздел:

Пояснительная записка

Цель и задачи основной образовательной программы

Принципы и подходы в организации образовательного процесса

Значимые для разработки и реализации рабочей программы характеристики. Особенности организации образовательного процесса в группе (климатические, демографические, национально - культурные и другие)

Возрастные и индивидуальные особенности контингента детей

Планируемые результаты освоения Программы.

Учебный план реализации ООП ДО в старшей группе МБДОУ ПГО «Детский сад № __». В виде таблицы: Направления развития; Виды детской деятельности; возрастная группа; Формы образовательной деятельности

Перечень методических пособий, обеспечивающих реализацию образовательной деятельности в старшей группе. В виде таблицы: Направление развития; методические пособия; наглядно – дидактические пособия; рабочие тетради.

Формы, способы, методы и средства реализации программы в старшей группе. В виде таблицы: направление развития; формы реализации программы (Совместная деятельность, Самостоятельная деятельность, Взаимодействие с семьей) ; способы; методы и приемы; средства)

Взаимодействие с семьей, социумом.

Планирование работы с детьми в группе:

Примерное годовое планирование

Календарно-тематическое планирование (НОД и совместная деятельность)

Модель организации совместной деятельности воспитателя с воспитанниками ДОУ.

Часть ДОУ: Особенности организации образовательного процесса в группе (климатические, демографические, национально - культурные и другие)

5. Организационный раздел.

Оформление предметно-пространственной среды.

Режим дня, структура НОД (расписание занятий, двигательный режим, схема закаливания детей.

Перечень методических пособий (для реализации основной части и части ДОУ) .

www.maam.ru

В сфере физического развитияособое внимание следует уделить:

В сфере познавательно-речевого развитияособое внимание следует уделить:

В сфере социально-личностного развитияособое внимание следует уделить:

В сфере художественно-эстетического развитияособое внимание следует уделить:

Приоритетным направлением деятельности является обеспечение равных стартовых возможностей (для старшего дошкольного возраста)

Цели (с учетом основной цели ФГТ)

Формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, обеспечивающих социальную успешность, сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста, коррекцию недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей…

Задачи (с учетом задач устава, приоритетного направления деятельности, с учетом региональной специфики)

  1. Охрана жизни и укрепление физического и психического здоровья детей...
  2. Обеспечение познавательно-речевого, социально-личностного, художественно-эстетического и физического развития детей…..
  3. Воспитание с учетом возрастных категорий детей гражданственности, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье…….
  4. Осуществление необходимой коррекции недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей….
  5. Взаимодействие с семьями детей для обеспечения полноценного развития детей……
  6. Оказание консультативной и методической помощи родителям (законным представителям) по вопросам воспитания, обучения и развития детей…

Особенности осуществления образовательного процесса (национально – культурные, демографические, климатические и др.)

Региональная специфика определена с учетом реализации задач «Примерной региональной программы образования детей дошкольного возраста», Екатеринбург: ИРРО. – 2008г.

РП строится на принципах (см. ФГТ, программы «Успех», «От рождения до школы) :

II. Организация режима пребывания детей в группе

2.1 Ежедневная организация жизни и деятельности детей с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей и социального заказа родителей, предусматривает личностно-ориентированные подходы к организации всех видов детской

Ежедневная организация жизни и деятельности детей (режим дня)

2.2 Проектирование воспитательно-образовательного процесса в соответствии с контингентом воспитанников, их индивидуальными и возрастными особенностями

Модель организации образовательного процесса

Организация образовательного процесса (краткое описание)

Реализация каждой области включает:

  1. модель, схему или таблицу «Связь с другими образовательными областями»;
  2. программно-методическое обеспечение;
  3. таблицу реализации образовательных областей в разных формах работы.

Рабочая программасостоит из двух частей:

  1. обязательной части;
  2. части, формируемой участниками образовательного процесса.

Объем обязательной части определяется: с учетом возрастных категорий детей.

В основу структуры рабочей программы положены направления развития ребенка: физическое, познавательно-речевое, социально-личностное, художественно-эстетическое. Реализация основных направлений развитие детей способствует достижению главной цели: воспитание и развитие ребенка.

Объем обязательной части составляет 80% времени, необходимого для реализации образовательной программы, рассчитан в соответствии с возрастом воспитанников, основными направлениями их развития, спецификой дошкольного образования и включает время, отведенное на:

Образовательную деятельность, осуществляемую в процессе организации различных видов детской деятельности (игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной, чтения) ;

Образовательную деятельность, осуществляемую в ходе режимных моментов;

Самостоятельную деятельность детей;

Взаимодействие с семьями детей по реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования.

ЧАСТЬ, формируемая участниками образовательного процесса, отражает:

1) видовое разнообразие учреждения, наличие приоритетного направления деятельности по обеспечению равных стартовых возможностей для обучения детей в общеобразовательных учреждениях;

2) специфику национально-культурных, демографических, климатических условий, в которых осуществляется образовательный процесс.

Объем части рабочей программы, формируемой участниками образовательного процессасоставляет 20% общего объема образовательной программы.

Часть Образовательной программы, формируемая участниками образовательного процесса в группах общеразвивающей направленности, реализуется с учетом специфики национально-культурных, климатических, географических и других условий, в которых осуществляется образовательный процесс, на основе «Примерной региональной программы образования детей дошкольного возраста», Екатеринбург: ИРРО.- 2008.

В группах для детей старшего дошкольного возраста, осуществляется приоритетная деятельность по обеспечению равных стартовых возможностей для обучения детей в образовательных учреждениях, реализующих основную образовательную программу начального общего образования.

План образовательной деятельности

Комплексно-тематическое планирование(см.программу «От рождения до школы»)

Учет интеграции

Реализация содержания рабочей программы с учетом принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей, в совместных видах деятельности детей (ОД в РМ, СОВ)

Направление деятельности

Подробней nsportal.ru

1. Общие положения

1.1. Настоящее Положение разработано для Муниципального дошкольного образовательного учреждения детский сад № 1 «Аленушка» (далее - ДОУ) в соответствии с Федеральным Законом «Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 г. № 279-ФЗ (ст. 26, п. 4, п. 5, Типовым положением о дошкольном образовательном учреждении № 22946 от 18.01.2012г., Уставом, Требованиями Федерального Государственного образовательного стандарта дошкольного образования, который действует с 01.01.2014 г. (далее ФГОС) и регламентирует порядок разработки и реализации рабочих программ педагогов.

1.2. Рабочая программа является обязательной составной частью Образовательной программы дошкольного образовательного Учреждения, реализующего программы дошкольного образования, разрабатываются педагогами всех возрастных групп, специалистами для каждой возрастной группы.

1.3. Рабочая программа – это нормативный документ, в котором представлены основные знания, умения и навыки, подлежащие усвоению по программе, в котором определены наиболее оптимальные и эффективные для определенной возрастной группы содержание, формы, методы и приемы организации образовательного процесса с целью получения результата.

1.4. Рабочая программа разрабатывается на основе Основной общеобразовательной программы по следующим областям: «Физическое развитие», «Социально- коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно - эстетическое развитие».

1.5. Рабочая программа (далее по тексту Программа) – документ, определяющий в соответствии с региональным компонентом, с приоритетным направлением Учреждения основное содержание образования, объем знаний, умений, который предстоит освоить воспитанникам.

1.6. Структура рабочей программы является единой для всех педагогических работников, работающих в Учреждении.

1.7. Рабочая программа составляется педагогом на учебный год.

1.8. Проектирование содержания образования осуществляется педагогами в соответствии с уровнем их профессионального мастерства и авторским видением.

1.9. За полнотой и качеством реализации Программы осуществляется должностной контроль заведующим и заместителем заведующего Учреждения.

1.10. Положение о Программе вступает в силу с момента издания приказа «Об утверждении Положения» и действует до внесения изменения.

1.11. Срок данного положения не ограничен. Положение действует до принятия нового.

1.12. Положение утверждается на педагогическом совете Учреждения.

1.13. Положение о рабочей программе педагогов ежегодно пролонгируется.

2. Цели и задачи, функции Рабочей программы

2.1. Рабочая программа – это нормативно-правовой документ, обязательный для выполнения в полном объеме, предназначенный для реализации требований ФГОС ДО второго поколения к условиям и результату образования воспитанников Учреждения в соответствии с утвержденной Моделью непосредственно образовательной деятельности.

2.2. Цель Программы – обеспечение целостной, четкой системы планирования образовательной деятельности, повышения качества образования детей на каждом возрастном этапе дошкольного детства, совершенствование работы педагогических кадров Учреждения, достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы дошкольного образования (конкретизируют требования Стандарта к целевым ориентирам) .

2.3. Задачи Программы:

Дать представление о практической реализации компонентов федерального государственного образовательного стандарта при изучении конкретного раздела общеобразовательной программы;

Конкретно определить содержание, объем, порядок изучения раздела общеобразовательной программы с учетом целей, задач и особенностей воспитательно - образовательного процесса и контингента воспитанников Учреждения.

Повышение профессиональной компетентности педагогов через систематизацию воспитательно- образовательной деятельности.

2.4. Функции рабочей Программы:

Целеполагающая, то есть определяет ценности и цели, ради достижения которых она введена в ту или иную образовательную область;

Нормативная, то есть является документом, обязательным для выполнения в

полном объеме;

Процессуальная, то есть определяет логическую последовательность усвоения элементов содержания, организационные формы и методы, средства и условия обучения;

Аналитическая, то есть выявляет уровни усвоения элементов содержания, объекты контроля и критерии оценки уровня развития детей;

Определяющая содержания образования, то есть фиксирует состав элементов содержания, подлежащих усвоению воспитанниками (требования к минимуму содержания, а также степень их трудности.

3. Структура Рабочей программы

3.1. Структура Программы является формой представления образовательной области как целостной системы, отражающей внутреннюю логику организации учебно-методического материала, и включает в себя следующие элементы:

Титульный лист.

Подробней на сайте nsportal.ru

«Федеральный государственный стандарт дошкольного образования. Сравнительный анализ ФГТ и ФГОС»

С 1 января 2014 г. вступает в силуприказМинистерства образования и науки Российской Федерацииот 17 октября 2013 г. № 1155«Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».

Стандарт разработан на основеКонвенции ООН о правах ребёнка, Конституции Российской Федерации, законодательства Российской Федерациии обеспечивает возможность учёта региональных, национальных, этнокультурныхособенностей народов Российской Федерации при разработке и реализации Программы. Стандарт отражает согласованные социально-культурные, общественно-государственные ожидания относительно уровня дошкольного образования, которые являются ориентирами для учредителей дошкольных организаций, специалистов системы образования, семей воспитанников и широкой общественности.

Принципы при разработке ФГОС:

1) поддержка разнообразия детства; сохранение уникальности и самоценности детства как важного этапа в общем развитии человека;

2) личностно-развивающий и гуманистический характер взаимодействия взрослых (родителей (законных представителей) , педагогическихработников) и детей;

3) уважение личности ребенка;

4) реализация Программы в формах, специфических для детей данной возрастной группы, прежде всего в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности, в форме творческой активности, обеспечивающей художественно-эстетическое развитие ребенка.

ФГОС дошкольного образования преследует цели:

повышение социального статуса дошкольного образования;

обеспечение государством равенства возможностей для каждого ребенка в получении качественного дошкольного образования;

обеспечение государственных гарантий уровня и качества образования на основе единства обязательных требований к условиям реализации основных образовательных программ, их структуре и результатам их освоения;

сохранения единства образовательного пространства Российской Федерации относительно уровня дошкольного образования.

Стандарт направлен на решение следующих задач:

1) охраны и укрепления физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия;

2) обеспечения равных возможностей для полноценного развития каждого ребёнка в период дошкольного детства независимо от места жительства, пола, нации, языка, социального статуса, психофизиологических и других особенностей (в том числе ограниченных возможностей здоровья) ;

3) обеспечения преемственности целей, задач и содержания образования, реализуемых в рамках образовательных программ различных уровней;

4) создания благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребёнка;

5) объединения обучения и воспитания в целостный образовательный процесс;

6) формирования общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребёнка, формирования предпосылок учебной деятельности;

7) обеспечения вариативности и разнообразия содержания Программ и организационных форм дошкольного образования;

8) формирования социокультурной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям детей;

9) обеспечения психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.

ФГОС дошкольного образования устанавливает3 группытребований:

к условиям реализации Программы, включающим требования к психолого-педагогическим, кадровым, финансовым условиям и к предметно-пространственной среде;

к структуре Программы;

к результатам освоения Программы, представленные в виде целевых ориентиров дошкольного образования.

Требованияк структуреобразовательной программы дошкольного образования и ее объему:

Программа определяет содержание и организацию образовательной деятельности на уровне дошкольного образования.

Структурные подразделения в одной Организации (далее –группы) могут реализовывать разные Программы.

Программа разрабатывается и утверждается Организацией самостоятельно в соответствии с настоящим Стандартом и с учетом Примерных программ.

Требованияк условиямреализации основной образовательной программы дошкольного образования:

Требования к развивающей предметно-пространственной среде

Требования к кадровым условиям реализации Программы

Требования к материально- техническим условиям реализации образовательной программы

Требования к финансовым условиям реализации основнойобразовательной программы.

Развивающая предметно-пространственная среда должна обеспечивать:

возможность общения и совместной деятельности детей (в том числе детей разного возраста) и взрослых, двигательной активности детей, а также возможности для уединения.

реализацию различных образовательных программ; учёт национально-культурных, климатических условий, в которых осуществляется образовательная деятельность; учёт возрастных особенностей детей.

Развивающая предметно-пространственная среда должна быть содержательно-насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной.

Требованияк результатамосвоения основной образовательной программы дошкольного образования:

Требования Стандарта к результатам освоения Программы представлены в видецелевых ориентировдошкольного образования, которые представляют собой возрастные характеристики возможных достижений ребенка на этапе завершения уровня дошкольного образования

Целевые ориентиры не подлежат непосредственной оценке, в том числе в виде педагогической диагностики(мониторинга) , и не являются основаниемдля их формального сравнения с реальными достижениями детей.

«Мониторинг» - систематическое осуществление контроля. «Диагностика» - это то, как мониторинг будет осуществляться. Без психолого-педагогической диагностики невозможно осуществлять эффективных действий и наметить следующие мероприятия.

Целевые ориентиры не следует путать с освоением образовательных областей. Это маяк, к которому нужно стремиться! Целевые ориентиры формируются на основе образовательных областей,они и подлежат мониторингу.

П.3.2.3. При реализации программы может проводиться оценка развития детей в рамках педагогической диагностики (оценка педагогических действий воспитателя) . Освоение программы не сопровождается проведением промежуточной и итоговой диагностики.

Специфика дошкольного детства (гибкость, пластичность развития ребёнка, высокий разброс вариантов его развития, его непосредственность и непроизвольность) , а также системные особенности дошкольного образования (необязательность уровня дошкольного образования в РФ, отсутствие возможности вменения ребёнку какой-либо ответственности за результат) делают неправомерными требования от ребёнка дошкольного возраста конкретных образовательных достиженийи обусловливают необходимость определения результатов освоения образовательной программы в виде целевых ориентиров.

Целевые ориентиры Программы выступают основаниями преемственности дошкольного и начального общего образования. При соблюдении требований к условиям реализации Программы настоящие целевые ориентиры предполагают формирование у детей дошкольного возраста предпосылок к учебной деятельности на этапе завершения ими дошкольного образования.

Целевые ориентиры не могут служить основанием для аттестации педагогических кадров, оценки качества образования.(Раздел 4 п.5 ФГОС)

социально-коммуникативное развитие;

Материал с сайта nsportal.ru

МБДОУ "Детский сад № 17" / Образовательная деятельность / Рабочие программы

Рабочая учебная программа для воспитанников средней группы №8

Настоящая рабочая программа разработана с учетом примерной основной образовательной программы дошкольного образования «Детство» / Под ред. Т. И. Бабаевой, А. Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцевой, образовательной программы ДОУ – в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования. Рабочая программа рассчитана 2015/16 учебный год.

Решение программных образовательных задач осуществляется в ходе режимных моментов, в рамках непосредственно образовательной деятельности, в разных формах совместной деятельности взрослых и детей, а также в самостоятельной деятельности детей. Содержание рабочей программы включает интеграцию образовательных областей, которые обеспечивают разностороннее развитие детей с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей по пяти образовательным областям: социально – коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно – эстетическое и физическое развитие.

Размер 1,5 Мб

Материал с сайта dou17.engels-edu.ru

Пояснительная записка

Ведущей целью рабочей программы является создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошколь­ного детства, формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психиче­ских и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, подготовка к жизни в современном обществе, к обучению в школе, обеспечение безопасности жизнедеятельности дошкольника. Эти цели реализуются в процессе разнообразных видов детской деятельности: игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной, чтения.

1. способствовать природному процессу умственного и физического развития детей через организацию игровой, коммуникативной, познавательно-исследовательской, трудовой, двигательной, чтению художественной литературы, музыкально-художественной, продуктивной деятельности;

2. обеспечить психолого-педагогическое сопровождение работы по освоению образовательных областей;

3. реализовать формы организации совместной взросло-детской (партнерской деятельности) в ходе непосредственной образовательной деятельности (НОД) , самостоятельной деятельности (СД) , режимных моментах, работе с родителями.

Для достижения целей программы первостепенное значение имеют следующие факторы:

Забота о здоровье, эмоциональном благополучии и своевременном всестороннем развитии каждого ребенка;

Создание в группах атмосферы гуманного и доброжелательного отношения ко всем вос­питанникам, что позволяет растить их общительными, добрыми, любознательными, инициативными, стремящимися к самостоятельности и творчеству;

Максимальное использование разнообразных видов детской деятельности, их интеграция в целях повышения эффективности воспитательно-образовательного процесса;

Творческая организация (креативность) воспитательно-образовательного процесса;

Вариативность использования образовательного материала, позволяющая развивать творчество в соответствии с интересами и наклонностями каждого ребенка;

Уважительное отношение к результатам детского творчества;

Единство подходов к воспитанию детей в условиях дошкольного образовательного учре­ждения и семьи;

Соблюдение в работе детского сада и начальной школы преемственности, исключающей умственные и физические перегрузки в содержании образования детей дошкольного возраста, обеспечивая отсутствие давления предметного обучения.

Возрастные особенности развития детей 5-6 лет (старшая группа)

Ребенок 5-6 лет может регулировать поведение на основе усвоенных норм и правил, своих этических представлений, а не в ответ на требова­ния других людей. Эмоционально переживает несоблюдение норм и правил и несоответствие поведения своим этическим представ­лениям.

Без контроля со стороны взрослого, не отвлекаясь, может выполнять трудовые обязанности, доводить до конца малопривле­кательную работу, наводить порядок в комнате. Поведение стано­вится более сдержанным. Дружно играет, сдерживает агрессивные реакции, делится, справедливо распределяет роли, помогает во вза­имодействии с друзьями.

Подробней nsportal.ru

Чтобы пользоваться предварительным просмотром создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

Согласно «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Закон № 273-ФЗ) педработник (в данном случае воспитатель) – это физическое лицо, которое с детским садом и выполняет обязанности по обучению, воспитанию дошкольников. На основании ст. 48 Закона № 273-ФЗ педработники обязаны выполнять должностные обязанности на высоком уровне, обеспечивать реализацию педагогических целей на высоком уровне.

Законом № 273-ФЗ устанавливается в системе образования, которая входит в понятие «образовательная программа» как составная часть комплекса основных характеристик образования, а также в понятие « примерная основная образовательная программа » как структурная единица учебно-методической документации. Таким образом, очевидна необходимость разработки педагогом ДОО данного документа.

Предпосылки составления рабочей программы педагога ДОУ

Предпосылками для написания главного нормативного документа воспитателя детского сада являются:

  • необходимость педработников в планировании образовательных и воспитательных шагов ;
  • потребность учитывать особенности отношений в детском коллективе;
  • способность анализировать эффективность профессиональной педагогической деятельности.

При условии разработки рабочей программы воспитателя детского сада можно ожидать таких изменений:

  • возможность рациональной организации образовательно-воспитательного процесса, в том числе применение творческих и инновационных приемов осуществления педагогической деятельности;
  • возможность определения вектора развития для каждого воспитанника;
  • способность контроля взаимоотношений между всеми участниками образовательного процесса, в том числе и родителями дошкольников;
  • возможность определять круг педагогических проблем и поступательно решать их.

При составлении документа необходимо применить не только поэтапное планирование, но и уметь соотнести с ее требованиями собственную педагогическую деятельность, выбирать для реализации педагогические приемы, рекомендуемые актуальными образовательными стандартами, составлять перечень прогнозируемых результатов.

Понятие рабочей программы воспитателя детского сада

Понятие рабочей программы воспитателя детского сада трактуется по-разному. Наиболее распространенное определение формируется так: это нормативный документ, в котором определяется содержание и объем образования для каждой возрастной группы воспитанников, указываются формы и методы ведения образовательной и воспитательной деятельности с использованием имеющихся в детском саду ресурсов в соответствии с требованиями ФГОС ДО. Рабочая программа воспитателя детского сада разрабатывается на основе примерной основной образовательной программы ДО и авторских парциальных программ, которые при необходимости взаимодополняют одна другую.

Для того, чтобы составленный нормативный документ не стал гибридом вышеперечисленных документов, следует тщательно изучить основные положения концепций, представленных в научно-педагогической литературе. Также необходимо учитывать:

  • содержание образовательной программы ДОО;
  • систему используемых образовательных технологий и методик;
  • методические и дидактические материалы;
  • содержание воспитательно-образовательной деятельности (недельная образовательная нагрузка), предусматривающей применение различных форм организации детского коллектива.

Требования к основному нормативному документу работы воспитателя на федеральном уровне пока не определены, поэтому педработник имеет право самостоятельно выбирать форму составления документа.

Рабочая программа педагога ДОУ может быть составлена по аналогии с основной образовательной программой ДО в соответствии с требованиями к ее структуре, предъявляемыми Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования, утв. приказом Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155 (далее – ФГОС дошкольного образования). При этом педработник имеет право изменять отдельные структурные элементы нормативного документа в соответствии с особенностями реализации образовательных задач в конкретной ДОО.

Модель рабочей программы педагога ДОУ должна представлять оптимальные условия для осуществления педагогической деятельности, к которым относятся формы организации деятельности, принципы и приемы преподавания, элементы предметно-развивающей среды, социокультурные ценности.

Рабочая программа педагога ДОУ демонстрирует, как с учетом образовательных целей и возрастных потребностей воспитанников воспитатель создает индивидуальную педагогическую модель ведения образовательной деятельности на основе ФГОС дошкольного образования. Остановимся подробнее на примерных структурных элементах основного документа педагога ДОУ, к числу которых следует отнести:

  • титульный лист;
  • пояснительная записка;
  • основную часть документа, которая включает:

– календарно-тематический план (комплексно- тематическое планирование);
– расписание образовательной деятельности;
– краткое содержание документа;
– особенности организации образовательного процесса;
– условия реализации;

  • список литературы;
  • приложения.

Титульный лист и листы приложений не подлежат нумерации. На титульном листе следует указывать:

  • полное название ДОО;
  • грифы, подтверждающие согласование документа с заведующим детского сада;
  • название рабочей программы воспитателя детского сада;
  • возраст воспитанников;
  • фамилию, имя, отчество и должность ответственного педработника;
  • год составления документа.

В пояснительной записке следует указать краткое содержание документа, цели и задачи программы, ее актуальность, которую можно раскрыть через возрастные потребности детей, а также механизмы достижения качества образовательного процесса.

При постановке целей документа рекомендуется ориентироваться на положения ФГОС ДО (обеспечение доступности образования для всех детей, гарантия качества дошкольного образования, закрепленная введением единых государственных стандартов, сохранение единства дошкольного образовательного пространства на всей территории РФ). За основу для определения задач данного нормативного документа следует взять задачи основой образовательного программы ДО, а именно:

  • заботу о физическом, психическом и эмоциональном здоровье дошкольников;
  • обеспечение равенства возможностей для всех воспитанников независимо от пола, национальности, места жительства, социального статуса, природных талантов, дефектов психофизиологического развития;
  • гарантию последовательности реализации образовательных целей;
  • создание благоприятных условий для развития природных дарований детей с учетом их интересом и мнения родителей (законных представителей);
  • консолидацию образовательных и воспитательных задач на основе стандартов ФГОС и общечеловеческих ценностей;
  • формирование культуры поведения, обеспечение условий для поступательного личностного роста (приобщение к здоровому образу жизни, знакомство с эстетическими ценностями, развитие таких качеств характера как самостоятельность, инициативность, ответственность за собственные действия);
  • обеспечение психолого-педагогической поддержки семей воспитанников, способствующей повышению компетентности родителей в вопросах образования, достижению педагогических целей.

В качестве педагогических принципов могут быть указаны основные принципы дошкольного образования, предусмотренные ФГОС:

  • полноценное проживание дошкольником всех этапов детства;
  • построение воспитательно-образовательной деятельности с учетом индивидуальных возрастных особенностей каждого ребенка;
  • признание воспитанников полноценными участниками образовательного процесса;
  • поддержка инициативы семейного воспитания;
  • обеспечение взаимодействия педработников с родителями (законными представителями) воспитанников;
  • стимулирование всесторонней познавательной деятельности ребенка;
  • культивирование общекультурных ценностей, семейных традиций, норм поведения в социуме, патриотизма;
  • учет этнокультурных интересов дошкольников.

В пояснительной записке также следует кратко обрисовать возрастные особенности детской группы: представить описание детского контингента, указать возраст, пол, национальность, круг интересов дошкольников.

Далее необходимо описать особенности организации ведения педагогической деятельности в данных условиях. Например, указать, что образовательный процесс осуществляется на протяжении всего периода пребывания воспитанников в группе детского сада и строится на основе активного взаимодействия воспитателя с детским коллективом. Здесь же следует указать традиции воспитания, сложившиеся в детском саду и конкретной группе.

Обязательным условием составления пояснительной записке является отражение программно-методического комплекса образовательного процесса, включающего такие элементы:

  • примерную основную образовательную программу ДО;
  • парциальные программы в детском саду;
  • список используемых пособий, демонстрационного, наглядного и раздаточного материала, необходимого для достижения образовательных целей;
  • перечень вспомогательных пособий для воспитанников (печатные тетради, книги).

В обязательном порядке следует представить список практикуемых методов, техник и приемов педагогической работы, выбранного подхода к составлению предметно-развивающей среды.
Обязательным пунктом документа является перечень нормативных документов, на основании которых педагог осуществляет свою деятельность:

  • Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
  • постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 15.05.2013 № 26 «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 “Санитарно- эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций”»;
  • приказ Минобрнауки России от 30.08.2013 № 1014 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования»;
  • приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»;
  • нормативные документы регионального и муниципального уровней.

Основная часть рабочей программы воспитателя детского сада

В основной части главного нормативного документа педагога дошкольного образования следует отразить:

  • возраст воспитанников;
  • календарно-тематический план работы, утвержденный на педагогическом совете;
  • расписание организованной образовательной деятельности, утвержденное со старшим воспитателем или методистом детского сада;
  • содержание образовательной деятельности с учетом положений ФГОС ДО;
  • особенности организации учебно-воспитательного процесса.

В основной части программного содержания следует сосредоточиться на теме. Традиционно тематическая неделя в детском саду начинается в понедельник и заканчивается в пятницу, поэтому при оформлении документа целесообразно вынести ее название в верхнюю часть страницы (табл. 1).

В случае если воспитатель решит использовать сокращения, это следует отразить в пояснительной записке.

В следующем блоке следует раскрыть модель организации образовательно-воспитательной деятельности, которая может быть групповой (при условии активного взаимодействия воспитателя и дошкольников) и самостоятельной (деятельность детей без участия взрослых). В рамках первой модели ведения образовательно-воспитательной деятельности достижение педагогических целей осуществляется в виде непосредственного образования, не связанного с ситуациями присмотра за воспитанниками, так и влияния на личностные характеристики дошкольников во время режимных ситуаций (утренним приемом, прогулкой).

Очень важно указать формы ведения педагогической работы с дошкольниками, описать режимы дня группы в теплый и холодный сезоны года, а также режимы закаливания и двигательной активности. Не лишним будет описание праздников, мероприятий, торжеств и акций, которое, впрочем, можно представить в виде отдельного документа. План организации воспитательно-образовательного процесса в группе может быть оформлен в виде таблицы (см. табл. 2).

Просмотреть полную версию таблицы вы можете в приложениях к материалу

В разделе «Условия и средства реализации рабочей программы воспитателя детского сада» следует представить данные об оснащении предметно-развивающей среды, доступном методическом обеспечении. В документе следует оказать пространство, используемое для активного взаимодействия педработника и педагогического коллектива (оно должно соответствовать возрастным потребностям детей):

  • внутригрупповое пространство;
  • помещения детского сада, которые используются для достижения ситуативных педагогических целей: спортивный или музыкальный зал, кабинет специалиста, комната-музей, центр развития;
  • приусадебные территории ДОО (площадка, экотропа);
  • центр близлежащего социума (музей, театр, школа, спортивный центр, стадион, библиотека, бассейн).

Среди педработников сферы дошкольного образования широко распространена практика представления среды групп в виде плана-схемы. Составление такого плана позволяет воспитателю глубоко проанализировать собственные профессиональные достижения и найти творческие варианты обустройства игровых площадок. Помещения детского сада, приусадебные территории ДОО можно представить списком или в виде таблицы, а отразить график посещения этих мест удобно при помощи построения графика.

Опытные воспитатели в полной мере осознаю важность контроля процесса образования, поэтому в основном разделе следует обратить особое внимание на оценку индивидуального развития воспитанников и указание используемых для оценивания методик проведения педагогической диагностики. Например: оценка эффективности педагогических действий по использованию авторской концепции И.А. Лыковой «Цветные ладошки» или оценка физического развития детей с использованием АРМ «Физкультурный паспорт».

Важно помнить, что по итогу проведения педагогической диагностики следует составить индивидуальные маршруты развития всех воспитанников группы.

По выбору педагога описание взаимодействия с родителями воспитанников может быть представлено в документе в виде:

  • перспективного плана по взаимодействию с родителями;
  • отдельной графы «Взаимодействие с родителями» в содержании тематической недели.

Ориентировочные технические требования к оформлению документа:

  • формат листов А4;
  • редактор Word for Windows;
  • шрифт Times New Roman;
  • кегль 12–14;
  • междустрочный интервал – одинарный;
  • поля со всех сторон 2 см;
  • выравнивание по ширине, абзац 1 см;
  • переносы в тексте не ставятся;
  • центровка заголовков и абзацы в тексте выполняются при помощи средств Word;
  • таблицы вставляются непосредственно в текст;
  • нумерация страниц, кроме титульного листа и приложений.

Нововведением в планировании деятельности воспитателя стало требование по составлению презентации педагогических целей для родителей. Если презентация размещена на сайте ДОО или личном сайте педагога, то в документе необходимо сделать ссылку на соответствующий материал.

Структурный элемент рабочей программы педагога ДОУ «Список литературы» включает перечень использованной воспитателем литературы в работе с детьми. Прежде всего, это методическая литература.

Приложения к рабочей программе воспитателя детского сада

В разделе «Приложения к рабочей программе» могут быть представлены следующие материалы:

  • конспекты (сценарии) различных форм педагогической деятельности с детьми;
  • описание игр и игровых упражнений; сценарии мастер-классов для педагогов и родителей;
  • сценарии различных форм сотрудничества с семьями воспитанников (консультации, круглые столы, тренинги, практикумы, семинары);
  • комплексы утренней гимнастики; визуальные средства информации (материалы наглядной пропаганды, размещенные на стендах, в буклетах и памятках и т. д.).

Рабочая программа педагога ДОУ утверждается ежегодно в начале учебного года (до 10 сентября текущего года) приказом заведующего ДОО. Утверждение рабочей программы педагога ДОУ предполагает предварительное ее обсуждение и принятие членами педагогического совета. В зависимости от того, насколько грамотно педагог сможет проанализировать, спрогнозировать, спроектировать, организовать образовательно-воспитательный процесс, зависит результат педагогической работы в целом.

Рабочая программа педагога ДОУ, составленная с учетом социального заказа на педагогические услуги, может стать инструментом совершенствования качества образования, будет способствовать достижению социально значимых результатов образования воспитанников и стимулировать профессиональное развитие самого педагога. Составление рабочих программ и планирование образовательной деятельности – одна из наиболее сложных задач, стоящих перед педагогами детского сада. Не случайно у педагога, особенно начинающего, может возникнуть желание использовать уже существующие программы (типовые или разработанные другими авторами), чтобы избежать возможных трудностей.

Однако такая позиция исключает личность педагога из процесса проектирования, существенно ограничивает его возможности в профессиональном росте и отрицательно сказывается на качестве образования. Используя уже существующие программы, не перерабатывая и не адаптируя их к особенностям образовательно-воспитательного процесса в своей группе, он выступает в роли исполнителя чужого проекта, механически выполняющего готовые положения. В результате такого подхода воспитанники и педагог не получают целостного представления об изучаемой теме. Осознание целостности содержания если и приходит, то только после нескольких обучающих циклов, т. е. формируется эмпирически, «методом проб и ошибок». Справиться с данной работой воспитателю поможет старший воспитатель или методист детского сада. Рекомендуется проводить методические объединения, семинары- практикумы, организовывать творческие группы. Активная позиция педагогов ускорит процесс составления рабочей программы педагога ДОУ, а результатом может стать творческая и увлекательная жизнь группы.

Вложенные файлы

  • Документ №1.doc

 

Возможно, будет полезно почитать: