Автоматизация л в словах и словосочетаниях. Звук Л

1.Автоматизация звука [л] в прямых слогах (прикусывать кончик языка)

ЛА – ЛА – ЛА – ЛА – ЛА

ЛЫ – ЛЫ – ЛЫ – ЛЫ – ЛЫ

ЛО – ЛО – ЛО – ЛО – ЛО

ЛУ – ЛУ – ЛУ – ЛУ – ЛУ

2.Автоматизация звука [л] в обратных слогах (прикусывать кончик языка)

АЛ – АЛ – АЛ – АЛ – АЛ

ОЛ – ОЛ – ОЛ – ОЛ – ОЛ

ИЛ – ИЛ – ИЛ – ИЛ – ИЛ

ЕЛ – ЕЛ – ЕЛ – ЕЛ – ЕЛ

УЛ – УЛ – УЛ – УЛ – УЛ

3.Автоматизация звука [л] в интервокальных слогах (прикусывать кончик языка)

АЛА – АЛО УЛА – УЛО ОЛА – ОЛО ЫЛА – ЫЛО

АЛО – АЛУ УЛО – УЛЫ ОЛО – ОЛЫ ЫЛО – ЫЛУ

АЛУ – АЛЫ УЛЫ – УЛУ ОЛЫ – ОЛУ ЫЛУ – ЫЛЫ

АЛЫ – АЛА УЛУ – УЛА ОЛУ – ОЛА ЫЛЫ – ЫЛА

4.Автоматизация звука [л] в интервокальных слогах (прикусывать кончик языка)

АЛА – АЛО – АЛЫ – АЛУ

УЛА – УЛО – УЛЫ – УЛУ

ОЛА – ОЛО – ОЛЫ – ОЛУ

ЫЛА – ЫЛО – ЫЛЫ – ЫЛУ

5.Автоматизация звука [л] в прямых слогах со стечением согласных (прикусывать кончик языка)

ГЛА – ГЛО – ГЛУ – ГЛЫ

КЛА – КЛО – КЛУ – КЛЫ

СЛА – СЛО – СЛУ – СЛЫ

ХЛА – ХЛО – ХЛУ – ХЛЫ

ПЛА – ПЛО – ПЛУ – ПЛЫ

БЛА – БЛО – БЛУ – БЛЫ

ФЛА – ФЛО – ФЛУ – ФЛЫ

ВЛА – ВЛО – ВЛУ – ВЛЫ

ШЛА – ШЛО – ШЛУ – ШЛЫ

ЗЛА – ЗЛО – ЗЛУ – ЗЛЫ

6.Автоматизация звука [л] в словах, звук в начале слова

ЛА: лак, лань, ла-ма, Ла-да, ла-па, ло-то, ло-пух, ла-донь, лам-па, лап-ша, лав-ка, лан-дыш, ла-ком-ка;

ЛО: лоб, лов, ло-жа, ло-кон, ло-коть, ло-шадь, лод-ка, лож-ка;

ЛЫ: лы-жи, лыж-ня, лыж-ник;

ЛУ: лук, луч, лу-па, лу-жа, Лу-ша, лу-жок, лун-ка, лу-но-ход, лу-кош-ко.

7.Автоматизация звука [л] в словах, звук в середине слова

ЛА: ю-ла, де-ла, пи-ла, ку-лак, ха-лат, пе-ла, Ми-ла, е-ла, бе-га-ла, хо-ди-ла, о-де-ла, о-бе-да-ла, а-ку-ла, зо-ла, ка-лач, са-лат, во-зи-ла, но-си-ла, пи-са-ла, чи-та-ла, пас-ти-ла, па-лат-ка, об-ла-ко;

АЛ: ал-маз, ал-фа-вит, фи-ал-ка, мо-чал-ка, гал-ка, пал-ка, бал-кон, хал-ва, шал-фей, скал-ка, галс-тук.

ЛО: мы-ло, де-ло, стек-ло, ку-лон, чу-лок, пи-лот, у-лов, га-ло-ши, ко-ло-дец, ка-ло-ши, мо-ло-ко, зо-ло-то, бо-ло-то, мо-ло-ток, о-де-я-ло, по-то-лок, ко-лон-ка, бо-лон-ка, хо-лод-но;

ОЛ: волк, Вол-га, вол-ны, пол-ный, дол-го, мол-ни-я, пол-день, и-гол-ка.

ЛУ: ту-луп, го-лубь, каб-лук, го-лу-бой, клуб, клу-бок, клум-ба, клуб-ни-ка, плуг, глу-бо-кий, Зо-луш-ка, жё-лудь, ша-лун, слу-ги, слу-чай, плу-тов-ка, блу-за, слу-жить, слу-чай-но, за-слу-га.

УЛ: бул-ка, чул-ки.

ЛЫ: по-лы, во-лы, го-лы, кук-лы, уг-лы, кот-лы, сто-лы, ос-лы, пос-лы, пчё-лы, ма-лыш, бе-лый, а-лый, сме-лый, спе-лый, свет-лый, по-лынь, за-плыв, у-ме-лый, ма-лы-ши, а-лы-ча, у-лыб-ка, бу-лыж-ник, бо-ка-лы, пе-на-лы, ка-на-лы, ка-ни-ку-лы;

ЫЛ: мыл-ся, бу-тыл-ка, по-сыл-ка.

ИЛ: ко-пил-ка, пил-ка, по-ил-ка, ко-сил-ка;

ЕЛ: бел-ка, мел-ко, у-зел;

ЁЛ: ёл-ка, тёл-ка, ме-тёл-ка, шёлк, чёл-ка, пчёл-ка, щёл-кать;

ЯЛ: бо-ял-ся, сме-ял-ся.

8.Автоматизация звука [л] в словах, звук в конце слова

АЛ: бал, мал, дал, у-пал, ка-нал, бо-кал, пе-нал, ме-талл, вы-пал, па-дал, зал, жал, пи-сал, сту-чал, спал, сы-пал, са-мос-вал.

ОЛ: гол, пол, у-кол, фут-бол, ствол, че-хол, ще-гол.

УЛ: мул, по-дул, а-ул, тя-нул, ки-нул, стул, ус-нул, зев-нул, шеп-нул, кач-нул.

ИЛ: мил, пил, ку-пил, Ми-ха-ил, ко-сил, но-сил, у-чил, та-щил, гос-тил, са-дил, пус-тил.

ЕЛ: мел, пел, у-мел, хо-тел, дя-тел, Па-вел, си-дел, ши-пел.

ЁЛ: ко-тёл, шёл, по-шёл, ко-зёл.

ЯЛ: мял, го-нял, ме-нял, под-нял, та-ял, си-ял, снял, сто-ял, се-ял.

9.Автоматизация звука [л] в словах, звук со стечением согласных

КЛА: клад, класс.

КЛО: клон, кло-ун.

КЛУ: клуб, клу-бок, клуб-ни, клум-ба, клуб-ни-ка.

КЛЫ: клык, клы-кач.

ГЛА: гла-за, гла-зок, гла-дить, глаз-ки, гладь, глад-кий, глас-ный, со-глас-ный,
ГЛО: гло-ток, гло-бус, глот-ка.
ГЛУ:
глубь, глушь, глу-харь, глу-пыш, глу-би-на, глу-бо-ко, глу-бо-кий;
ГЛЫ: глы-ба, у-глы.

ПЛА: план, плащ, пла-ток, пла-фон, пла-кат, пла-тить, пла-тье, пла-не-та, план-ка, плас-тин-ки, плас-ти-лин;
ПЛО:
плот, плод, плом-ба, пло-ти-на, плот-ник, плош-ка;
ПЛУ:
плуг, плут, плу-ги, плу-тов-ка;
ПЛЫ: плыть.

БЛА: бланк, бла-го-да-рю, бла-го-да-рить;
БЛО:
блок, блок-нот, блон-дин, блон-дин-ка;
БЛУ:
блу-за, блу-зон, блу-зоч-ка, каб-лук.

ФЛА: флаг, фла-ги, фла-кон, фла-нель, фла-мин-го;
ФЛО:
флот, фло-ра, флок-сы, фло-мас-тер;
ВЛА:
вла-га, власть, влаж-ный, вла-де-ни-е, Влад, Вла-дик, Вла-дис-лав, Вла-ди-мир.

ХЛО: хлопья, хло-пок, хло-пать, хло-пуш-ка;

ЗЛА: зла-ки, Зла-то-влас-ка, Зла-то-гла-ва-я;
ЗЛО:
зло-ба, зло-дей, зло-дей-ка, злой, злость, злоб-ный;
ЗЛЫ:
злы-е.

СЛА: Сла-ва, сла-бый, не-сла, па-сла, слад-кий, слав-ный,скла-ды-вать;
СЛО:
сло-во, слог, слон;
СЛУ:
слу-ги, слу-га, слу-жить;

ШЛА: шла, шланг, шлаг-ба-ум.

10.Автоматизация звука [л] в словах с двумя этими звуками

Л о-л а, л о-мал , дол -бил , гл а-дил , пл а-вал , мол -чал , де-л ал , по-л ол , ко-л ол , ко-л о-ко-л а, гл а-ди-о-л ус, у-л ыб-нул -ся, Вл а-дис-л ав.

11.Автоматизация звука [л] в словосочетаниях

Гол убое небо, тёпл ый тул уп, бел ый мел , шёл ковый пл аток, сл адкая бул ка, тяжёл ый мол оток, светл ый л окон, бел ые фл оксы, гол одный вол к, спел ое ябл око, весёл ый бал , гл убокий кол одец, смел ый сол дат, тол стый бл окнот, тол стые чул ки, тёпл ый чул ан, ал ый фл аг, мол очная каша, тол стая пал ка, хол одный подвал , шёл ковая бл уза.

12.Автоматизация звука [л] в предложениях из 3 слов

Алла ела яблоко. Луша мыла пол. Слава пил молоко.

Луша чистила лук. Володя стал пилотом.

13.Автоматизация звука [л] в предложениях из 4 слов

У лайки – белые лапки. У белки – тёплое дупло. У Милы – голубое

платье. Владик уехал в колхоз. По волнам плывёт плот.

Клава захлопала в ладоши. Стул упал на пол. Павел ушёл на футбол.

Лось убежал от волка. Влад купил духи «Фиалка».

На яблоне – спелые яблоки. Алла писала мелом слова.

Луша мыла куклу мылом.

Клава каталась на лыжах. У Луши – белые голуби.

Дятел долбил ствол сосны. У слона – белые бивни.

У Золушки – шёлковое платье. Ложка из олова – оловянная.

Платье из шёлка – шёлковое. Аллея из ёлок – еловая.

14.Автоматизация звука [л] в предложениях из 5 слов

Мила поставила лампу на стол. Клава покупала молоко и свёклу.

Лола поливала флоксы на клумбе. Слава плавал на плоту по Волге.

У Володи – иволга из пластилина.

Мила мыла пол в классе. Михаил сделал больному Павлу укол.

Золушка подметала и мыла полы. Флоксы, ландыши и фиалки – цветы.

На полу Клава нашла булавку.

15.Автоматизация звука [л] в предложениях из 6 слов

В голубом небе плывут белые облака. Алла дала Володе пилу и молоток. Клубок упал со стула на пол. Влад плыл на лодке по волнам. Луша надела на голову белый платок. Мила и Володя плывут в лодке.

Волшебница помогла Золушке поехать на бал. На балу Золушка смеялась и танцевала. В чулане на полке стоял бокал. Алла купила алычу, а Володя – клубнику. Ласточка, иволга, соловей и галка – птицы.

16.Автоматизация звука [л] в предложениях из 7 слов

Платье, колготки, блуза и плащ – это одежда.

Белла полоскала белый халат в холодной воде.

17.Автоматизация звука [л] в предложениях из 8 – 9 слов

Луша ела спелую клубнику, а Павел ел пастилу.

На балконе у Славы – голубые и белые фиалки.

Алла покупала фиалки, Луша – цикламены, а Лола – флоксы.

Белка, лось, волк, слон и лань – это дикие животные.

18.Автоматизация звука [л] в чистоговорках

ЛА – ЛА – ЛА лопата и пила

ЛА – ЛА – ЛА новая юла

ЛА – ЛА – ЛА высокая скала

ЛА – ЛА – ЛА новая метла

ЛА – ЛА – ЛА в окошке нет стекла

ЛА – ЛА – ЛА Мила пол мела

ЛА – ЛА – ЛА кошка на окне спала

ЛА – ЛА – ЛА лодочка плыла

ЛА – ЛА – ЛА у Володи есть пила

АЛА – АЛА – АЛА я маме помогала

УЛА – УЛА – УЛА я шары надула

ОЛА – ОЛА – ОЛА это наша школа

УЛА – УЛА – УЛА в море плавала акула

ЛАТ – ЛАТ – ЛАТ в салатнице салат

ЛОК – ЛОК – ЛОК мы купили котелок

ЛОМ – ЛОМ – ЛОМ мы сидели за столом

ЛАТ – ЛАТ – ЛАТ голубой халат

ЛАС – ЛАС – ЛАС постели палас

ЛО – ЛО – ЛО на улице тепло

ЛО – ЛО – ЛО мы приехали в село

ЛО – ЛО – ЛО мама вымыла окно

ЛО – ЛО – ЛО в лодке новое весло

ЛО – ЛО – ЛО на дереве дупло

ЛУ – ЛУ – ЛУ мы сидели на полу

ЛУ – ЛУ – ЛУ диван стоит в углу

ЛУ – ЛУ – ЛУ я взяла иглу

ЛУ – ЛУ – ЛУ я ищу пилу

ЛЫ – ЛЫ – ЛЫ – дети вымыли полы

ЛУ – ЛУ – ЛУ – заведу юлу

ЛУ – ЛУ – ЛУ – всех прошу к столу

ЛО – ЛО – ЛО – на улице мело

ЛО – ЛО – ЛО – платье мне мало
СЛА – СЛА – СЛА – я гусей пасла

СЛА – СЛА – СЛА – Мила яблоки несла

ШЛА – ШЛА – ШЛА – мама в комнату вошла

КЛА – КЛА – КЛА – мама пироги пекла

ЛЫ – ЛЫ – ЛЫ подмели полы

ЛЫ – ЛЫ – ЛЫ новые столы

ЛЫ – ЛЫ – ЛЫ вот идут ослы

ЛЫ – ЛЫ – ЛЫ у папы нет пилы

ЛЫ – ЛЫ – ЛЫ в комнате углы

ЛЫ – ЛЫ – ЛЫ у мамы нет метлы

ЛЫ – ЛЫ – ЛЫ мы стояли у скалы

ЛЫ – ЛЫ – ЛЫ у Милы две иглы

ЛЫ – ЛЫ – ЛЫ мы забьём голы

ЛЫ – ЛЫ – ЛЫ завяжи узлы

ЛЫ – ЛЫ – ЛЫ в печке нет золы

ЛЫ – ЛЫ – ЛЫ вот идут козлы

АЛЫ – АЛЫ – АЛЫ новые пеналы

АЛЫ – АЛЫ – АЛЫ на дороге шпалы

ИЛЫ – ИЛЫ – ИЛЫ у папы много силы

ОЛЫ – ОЛЫ – ОЛЫ делаю уколы

ОЛЫ – ОЛЫ – ОЛЫ я стою у школы

ИЛЫ – ИЛЫ – ИЛЫ мы купили пилы

АЛ – АЛ – АЛ папа гвозди забивал

АЛ – АЛ – АЛ со стола упал пенал

УЛ – УЛ – УЛ я поставил стул

УЛ – УЛ – УЛ наш малыш уснул

УЛ – УЛ – УЛ Павел сел на стул

ОЛ – ОЛ – ОЛ мы забили гол

ОЛ – ОЛ – ОЛ Алла мыла пол

ЫЛ – ЫЛ – ЫЛ суп уже остыл

ИЛ – ИЛ – ИЛ папа потолок белил

ИЛ – ИЛ – ИЛ машину я катил

ИЛ – ИЛ – ИЛ дятел дерево долбил

ИЛ – ИЛ – ИЛ рисунок папе подарил

ОЛ – ОЛ – ОЛ я поставил стул на стол

ОЛ – ОЛ – ОЛ папа сделал стол

ОЛ – ОЛ – ОЛ Михаил дрова колол

ЫЛ – ЫЛ – ЫЛ я машину мыл

АЛ – АЛ – АЛ я купил пенал

АЛ – АЛ – АЛ наш малыш упал

19.Автоматизация звука [л] в пословицах и поговорках

Где хол одно, там и гол одно.

Л овит вол к, да л овят и вол ка!

Мал сол овей, а гол осок – зол отой.

От л ампы – светл о, а от печки – тепл о.

Дал мёду – дай л ожку!

Всякое дело делай умело.

Хочешь есть калачи, так не сиди на печи!

Обещал – сделай, дал слово – выполни!

Делано наспех – сделано насмех.

Неумелой швее иголка с ниткой шить мешают!

20.Автоматизация звука [л] в стихах

Искала белка дуб с дуплом.

Дупло у белок - это дом.

Клоун Милу удивил:

Он за хвост слона водил.

Голубке голубь угодил:

Ей платье, платок и панаму купил.

В платье над лугом голубка летала –

Не только меня она напугала!

В полнолуние под ёлкой

Волк завоет на луну.

Нет оленя, белки, тёлки –

Плохо, голодно ему.

Кипятила Клава молоко.

Молоко кипятить нелегко.

Внимательно Клава глядит,

Когда молоко закипит.

Плыла на лодке лайка.

У лайки – балалайка.

Долго пела лайка мне

О погоде, о луне.

Мила вымыла ладони,

Мила сделала салат.

Маме помогала Мила.

Мама Милу похвалила.

Вот откуда эта мгла:

Луна на облако легла,

А облако как одеяло

Луну окутало, поймало.

Болонка лайку удивила:

Надела платье, белый бант.

Сказала: «У меня талант:

Могу я лаять, петь, скакать,

Вальс и ламбаду танцевать».

Белая лужайка,

Тёплая фуфайка,

Я на лыжах побегу –

Ты меня поймай-ка!

Молоток стучал, стучал,

Гвозди в доску загонял.

Колотил он с толком –

Получилась полка.

Белый снег, белый мел,

Белый заяц тоже бел,

А вот белка не бела,

Белой даже не была!

Ёлка с ёжиком похожа:

Ёж в иголках, ёлка – тоже.

Алла долго булку ела,

Аппетита не имела.

Жучка тихо подошла:

Булку цап – и все дела!

Мышка весело жила –

На пуху в углу спала.

Ела мышка хлеб и сало,

Но всё мышке было мало!

Веник пол подметал,

Веник очень устал.

Он чихнул,

Он зевнул

И тихонечко уснул…

Жил – был Забыл

— Где жил?

— Где был?

— Что ел?

— Что пил?

Ну и лошадка:

Кожа гладка,

Чисто умыта

С головы до копыта,

Овса поела,

И снова – за дело!

Голубь, гусь и галка –

Вот и вся считалка!

Завизжала пила,

Зажужжала, как пчела:

«Ж – ж – ж – ж …

Л – л – л – л …»

Сломалась и стала,

Начинай сначала!

Целый день сегодня шью.

Я одела всю семью.

Погоди немного, кошка,

Будет и тебе одёжка!

21.Автоматизация звука [л] в текстах

Мяукающий клубок

Лола купила голубые и белые нитки. Смотала нитки в клубки и положила на стол. Голубой клубок упал на пол.

Котёнок подбежал к клубку и стал его катать лапками. Катал клубок, катал, запутался и жалобно замяукал.

В комнату вошла Лола. Она воскликнула: «Голубой клубок замяукал!»

Е. Спивак

Дятел

На высокой ёлке сидел дятел и долбил ствол. Шапочка у дятла – алая, клюв – длинный.

Увидел Павел, что дятел сидит низко, хотел его поймать и унести домой. Но дятел испугался и улетел. Мама сказала Павлу: «Дятел – лесная птица. Он должен жить в лесу»

Е. Спивак

Кукла

У Аллы была кукла. Алла звала куклу Ладой. У куклы – голубые глаза и длинные волосы. Алла катала куклу на велосипеде. Кукла упала в лужу и испачкалась. Алла долго мыла Ладу мылом, одела на неё голубое платье и завязала ей белые банты.

Е. Спивак

Хотела галка пить

Хотела галка пить. Увидела – стоит кувшин с водой. А вода в нём была на самом дне. Галка скакала, скакала – всё без толку. Никак не смогла галка достать воду. И стала галка кидать в кувшин камешки.

Кидала, кидала и накидала столько, что вода поднялась, и галка смогла напиться. Какая умная была галка!

По Л. Н. Толстому

Кому пол мести?

Влад и Лада молчали. Потому что кто до обеда скажет хоть слово, тому пол мести.

Вот сидят они в углу и молчат. Влад молчит, и Лада молчит. Влада папа зовёт: «Владислав, ты где? Иди на велосипеде покатаю!» А Владик сидит в углу и молчит. Тут мама позвала Ладу: «Лада, возьми яблоко, сладкое – сладкое!» А Лада сидит в углу и молчит. Молчали они, пока Владику чихнуть не захотелось. Повёл он носом, да как на всю комнату: «Апчхи!»

— Ага, Владик, ты «апчхи» сказал, тебе пол мести!

— Ну да, — сказал Влад, — «апчхи» — это не слово!

Подумала Лада полминуты и взяла веник.

«Ладно, — сказала она Владику, — Хоть «апчхи» — это не слово, но ведь мама устала. Надо ей помочь».

И стала Лада пол мести. А Владиславу стало стыдно, и он побежал за совком.

По Л. Успенской, Н. Успенскому

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

  1. Алифанова Е. А., Егорова Н. Е. Логопедические рифмовки и миниатюры. Пособие для логопедов и воспитателей логогрупп. – М.: «ГНОМ-ПРЕСС», 1999. – 80 с. (В помощь логопеду)
  2. Сахарова И. И. Чистоговорки в картинках. – М.: ТЦ Сфера, 2008. – 32с. (Конфетка)
  3. Спивак Е . Н. Звуки Л, Ль, Р, Рь. Речевой материал по автоматизации для дифференциации звуков у детей 5-7 лет / Е.Н. Спивак. – М.: Издательство ГНОМ иД, 2007. – 88 с.
  4. Успенская Л. П., Успенский М. Б. Учитесь правильно говорить. Кн. Для учащихся. В 2 ч. Ч. 1. – М.: Просвещение, 1993. – 224 с.: ил.
  5. Картинка «Пароход» http://www.maminpapin.ru/components/ com_virtuemart/shop_image/product/02.jpg4e2d5f3be74d5.jpg

Звук «Л» относится к тем звукам, которые осваиваются детьми довольно поздно. Оптимальным возрастом для его постановки является 5-6,5 лет. К тому же часто происходит так, что без специальной помощи у ребенка не получается сформировать правильный навык произношения данной буквы. Автоматизация звука «Л» поможет закрепить верное произношение.

Прежде чем озвучить причины, по которым происходит нарушение звука «Л», следует сказать о самих ошибках, какими они бывают. Наиболее распространены следующие нарушения:

  • Ребенок вообще не может произносить эту букву.
  • Малыш искажает звук, потому что использует неверное расположение органов речевого аппарата при воспроизведении.
  • Кроха заменяет «Л» на прочие звуки.

Нарушается произношение вследствие таких причин, как:

  1. Наличие короткой подъязычной связки.
  2. Слабость мышечных тканей языка.
  3. Сбой фонематического восприятия звука в речевом процессе.

Для того, чтобы исправить неверное воспроизведение звука, необходимо регулярно заниматься артикуляционной гимнастикой и специальными логопедическими упражнениями, предназначенными для звуковой автоматизации. Делать это можно как в домашних условиях с родителями, так и с логопедом.

Артикуляционные занятия

Перед тем, как приступить непосредственно к закреплению звука, необходимо подготовить органы речевого аппарата. Для этого рекомендуется выполнить несколько упражнений из артикуляционной гимнастики. Они отлично разминают и укрепляют необходимые для звукопроизношения мышцы, поэтому время на автоматизацию звука значительно сократится.

«Качельки»

Задачей данного занятия является выработка навыка удерживания и изменения положения некоторых артикуляционных положений. Для выполнения следует улыбнуться, отрыть ротик, напрячь язычок и тянуть его к носу, а затем к подбородку. Сначала такие качели должны раскачиваться быстро, а потом темп понемногу должен сбавляться. При этом необходимо попытаться зафиксировать язык вверху или внизу на несколько секунд.

В процессе выполнения нужно следить за тем, чтобы двигался только язычок. Нередко встречается, что ребенок делает это упражнение, расположив речевой орган на нижней губе. В результате функционирует только нижняя челюсть, а язык не работает. Это ведет к неэффективности упражнения, поэтому нельзя такое выполнение допускать.

«Лошадь»

Целью этого упражнения является закрепление подъема языка вверх, растяжение связки под языком. Выполнять необходимо следующим образом: улыбнуться, широко открыть рот, приложить широкий язычок к небу, расположенному вверху, после чего опустить речевой орган вниз. Начинать занятие нужно медленно. Скорость можно увеличивать только по мере совершенствования этого упражнения.

Если занятие выполняется правильно, то будет слышен звук, который напоминает цокот лошадиных копыт. В ходе тренировки надо контролировать, чтобы ротик был раскрыт широко в течение всего занятия, а нижние зубы вообще не двигались. В случае возникновения сложностей с удержанием нижней челюсти необходимо придерживать ее рукой первое время.

Данное упражнение выполняется для того, чтобы закрепить подъем языка вверх, а также приобрести навык удерживания определенного расположения речевых органов, растянуть уздечку, находящуюся под язычком. Ребенку понадобится улыбнуться, широко открыть ротик, широкий язык приложить к небу вверху и зафиксировать такое положение настолько, насколько это возможно. Упражнение должно делаться с широко раскрытым ртом, а нижние зубы должны оставаться неподвижными.

Проведя такую несложную артикуляционную гимнастику, малыш подготовит мышечные ткани своего речевого аппарата и сможет легче выполнять упражнения на автоматизацию необходимого звука.

Занятия на звуковое закрепление

Автоматизация звука «Л» в слогах должна проводиться в то время, когда малыш уже научится правильно произносить эту букву. Логопеды советуют сначала автоматизировать звук в слогах, начинающихся с этой буквы и заканчивающихся на нее. Потом уже можно переходить на слова, словосочетания, предложения, чистоговорки, тексты, стихи.

Занятия важно проводить каждый день, уделяя всего 15 минут. При дефектах произношения автоматизация звука «Л» в предложениях может продлиться от месяца до полугода. Лучше всего выполнять упражнения перед зеркалом. Так ребенок сможет контролировать расположение органов речи и движения языка.

Итак, занятия начинаются с повторения слогов. Сначала нужно проговаривать слоги, которые начинаются с буквы «Л»:

  • ла-ла-ла ле-ле-ле ло-ло-ло;
  • лу-лу-лу ли-ли-ли лы-лы-лы.

Затем понадобится приступить к произношению слогов, заканчивающихся на букву «Л»:

  • ал-ал-ал ол-ол-ол ел-ел-ел;
  • ыл-ыл-ыл ул-ул-ул ил-ил-ил.

После слогов необходимо произносить слова, в которых «Л» может находиться в разных частях. В начале слова: лес, лук, лапша, ласточка, ладонь, лак, лужа, лето, луч.

В середине слова: плот, плечо, колодец, скулы, кулак, одеколон, сила, пчела, зола, солома, пилот.

«Л» в конце слова: бал, бокал, факел, сокол, стул, тыл, козел, осел, кол, дол, мел, металл, чехол, накал, баул.

Красивый голубь.

Хорошая лавочка.

Морской узел.

Деревянный пол.

Серенький козел.

Белая птичка.

Старая полка.

Шустрая белка.

После словосочетаний необходима автоматизация звука «Л» в предложениях. Нужно подобрать около 30 предложений. Можно использовать следующие:

  • Лена медленно мыла полы.
  • Бегала лошадь с седлом.
  • Стул стоял и вдруг упал.
  • Павел со стула упал.
  • Большая луна на небе одна.
  • Данила боится мыла.
  • Где много слов, там мало дела.
  • Пенал со стола упал.
  • Мальвина съела спелое яблоко.
  • Волк наблюдал за белкой.
  • Леша вымыл бокал.
  • На балконе лежат фиалки.
  • Руслан отправил Люсе посылку.
  • Любаша сидела на балконе.

Также автоматизация звука «Л» в предложениях может проводиться с помощью такого упражнения, когда малышу необходимо продолжить фразу словом, имеющим в своем составе эту букву. Пример предложений:

  • У кота не ножки, а мягкие … (лапки)
  • Сестренка красит ногти … (лаком)
  • Детки кушают кашу … (ложкой)
  • Рыбак плавает на … (лодке)
  • Лыжник едет на … (лыжах)
  • В доме светит … (лампа)
  • Лед сломали … (колом)
  • Быстрые ноги с копытами у … (лошадки)
  • Дождик оставляет на дорогах … (лужи)

Применение чистоговорок и стихотворений

Также проводится автоматизация звука «Л» в чистоговорках и стихах. Для занятий можно взять следующие чистоговорки:

  • Ла-ла-ла. Лампа, ласка, лад, бокал.
    Ло-ло-ло. Лодка, лоток, ложка, лоб.
    Лы-лы-лы. Лыжник, лысина, столы.
  • Лу-лу-лу. Луна, лупа, плуг, шалун.
  • Ла-ла-ла. Лизи папе помогла.
    Лы-лы-лы. Лиля вымыла полы.
    Ло-ло-ло. Лена вытерла стекло.
    Лу-лу-лу. Лана прополола лук.
  • Ол-ол-ол. Руслан пошел смотреть футбол.
    Ыл-ыл-ыл. У Лили компот уже остыл.
    Ил-ил-ил. Павел гол забил.
  • Ул-ул-ул. Леонид присел на стул.
    Ел-ел-ел. Коля суп не ел.
    Ёл-ёл-ёл. Глеб двор подмел.
  • Ал-ал-ал. Леша ночью совсем не спал.

Как только автоматизация звука «Л» в чистоговорках закончена, можно переходить к прочтению и изучению стихотворений с этой буквой. Закрепление произношения в стихах можно делать с помощью следующих произведений:

Балалайка играла —
Лена пела и плясала.
Балалайка замолчала —
Плачет Лена: «Мало! Мало!»

Два бельчонка маму-белку

Ждали возле своего дупла.

Им на ужин мама-белка

Шесть орешков принесла.

Поделила на двоих.

По три каждому из них.
***

У Лили порвалась футболка —
Лара дала ей иголку.
У Лили растрепалась челка —
Лара подарила ей заколку!

Лиза клубнику сажала,
Лиза клубничку растила —
Ягоды эти сладкие
Она заслужила!

Молоко лакали кошки

Из большой беленькой плошки.

Без тарелки и без ложки –

Язычком лакали кошки.

Плошка вроде велика,

Но в ней мало молока.

Глядят кошки в облака –

Вот бы столько молока!

Игры для закрепления произношения

Лучше всего, если автоматизация звука «Л» в словах и предложениях будет проводиться в игровой форме. Ведь маленького ребенка необходимо заинтересовать, а обычное повторение слогов, слов, фраз для него очень утомительно и скучно.

Можно проводить занятия, используя разнообразные картинки, на которых изображены предметы или животные, названия которых содержат букву «Л». Нужно разложить рисунки в три ряда и попросить малыша назвать изображения из верхнего, потом среднего и нижнего рядов.

Потом надо разложить на столе пять картинок, дать ребенку время на их запоминание. Потом закрыть их и сказать ребенку, чтобы назвал рисунки на память в том порядке, в котором они были разложены. Затем нужно заменить какую-либо карточку и попросить ребенка, чтобы он сказал, что добавилось.

Также можно играть на слух. Родителю необходимо назвать три слова с буквой «Л», а малышу запомнить их и назвать. Каждый раз можно применять одни и те же слова, но обязательно менять их порядок. Это упражнение поможет не только закрепить произношение, но развить слуховое восприятие и память.

Следующая игра направлена на то, чтобы ребенок научился образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами. Родитель называет слово, а малыш придумывает ласкательное слово. К примеру, кукла — куколка, слон – слоник, платье – платьице, яблоко – яблочко, каблук — каблучок, лужа – лужица и так далее.

Рассказы для автоматизации

Проводится не только автоматизация звука «Л» в словах и предложениях, стихах, играх, но и рассказах. Необходимо читать ребенку небольшие истории, в которых содержится множество слов с этой буквой.

« Мама подарила Лене куклу. Куколка Лене очень понравилась, потому что она очень милая, у нее голубенькие глазки, светлые волосики, белое платьице и летние туфельки. Лена назвала куклу Любой. Целыми днями Лена играла с Любой. Одевала ее, обувала, купала. Причесывала, заплетала косички. Убаюкивала куколку, пела колыбельную. Лена оберегала Любу.

Однажды Лена уложила куклу спать. Мама позвала Лену кушать, а Любу утащила собака. Она таскала куклу и порвала ее. Расстроилась Лена, но куклу не бросила. А мамочка купила такую же куклу и тайком поменяла. Лена даже и не догадалась».

«Гулял по лесу злой волк. Вдруг увидел, что на елке сидит маленькая белка. «Ага,- подумал про себя серый – вот сейчас я ее то и слопаю». Подошел к белке и сказал «Слезай-ка, белочка, ко мне, будем на лыжах кататься». Белочка мило улыбнулась и ответила: «Нет, не хочу с тобой идти, потому что у меня лыж нет. Пригласи лучше лисичку-сестричку». Только она это сказала, как тут же появилась лиса. Серый волк позвал ее на прогулку на лыжах. «Ладненько,- сказала ему лисичка, - сейчас только возьму свои лыжи». Убежала сестричка и только волк ее и видел».

«Захотелось Глебу половить рыбку. Знал он отличные места, где ловится много большой рыбы. Глеб поплыл туда на лодке. Погода была солнечной и теплой. Приплыл Глеб быстро. Остановился возле омута. Закинул удочку и начал ловить. Рыбешка попадалась разная: и мелкая, и большая. Наловил Глеб много рыбы. Сложил удочку и отправился домой».

Таким образом, автоматизация звука «Л» в словах и предложениях помогает маленьких деткам закрепить произношение звука. Важно делать упражнения на закрепление регулярно, в противном случае добиться хороших результатов не получится. Также крайне важна заинтересованность ребенка в проведении занятий, поэтому лучше всего проводить их в форме игр.


Буква Л - 13 буква русского алфавита. Буква Л обозначает согласный звонкий звук: твёрдый [Л] и мягкий [Л"].

Слова, начинающиеся на букву Л : лес, лето, лекарство, ласточка, липа, лоб, луч, люк, лёд, лифт, лягушка, лыжи, лампа, ландыш, ласты, лодка, лилия, лев, лагерь, ладошка, Латвия, лгун, лаванда, левша, лёгкий, лекция, лекарство, лепить, лётчик, липкий, лечить, лоджия, лосьон, лысина,

Буква Л в середине слова : слон, улица, улыбка, апельсин, белка, блины, дело, ёлка, дупло, капли, пчела, улитка, Юля, хлеб, Алиса, блузка, весло, вилка, волосы, глина, голос, клоун, малыш, пугало, фильм, дельфин, железо,

Буква Л в конце слов : стол, стул, ель, мел, пыль, овал, рояль, угол, узел, ангел, бокал, вокзал, бал, дятел, котёл, пенал, сокол, чехол, факел, шакал, футбол, минерал, Стамбул, мотоцикл,

Несколько букв Л в слове : колокольчик, лилия,


Букву Л из лыж мы сложим,
Палочку наверх положим,
Одна лыжа стоит прямо,
Другая клонится упрямо.

Стихотворения ( , )

Мы с мамой учим буковки.
На "Л" есть слово "луковка".
Кусачая, плаксивая,
Почти как "А" красивая...
/Н.Рыбакова/

Лисёнок по лесу гуляет,
Лисёнок буквы повторяет,
Раз, два, три, четыре, пять,
Как бы букву Л не потерять.

Прислонились к ели ель -
Получилась буква "Эль".

Мы летели высоко,
Мы летели низко.
Мы летели далеко,
Мы летели близко.

Мы косили, мы устали,
Под кустом легли, поспали.
Сели, посидели
И снова полетели.

Лебеди летели
И на воду сели
Воду лили, лили, лили,
Поливали, полиали,
Ляленьку купали.

Первой букву Л напишем.
Две доски покрыты крышей.
Пояс букве Л наденем -
Л на букву А изменим.
Снова букву Л напишем.
Подчеркнём чертой пониже,
Ножки ставим по бокам -
Буква Д выходит к нам.
Если ты две буквы Л
Рядом написать сумел,
То они на радость всем
Превратятся в букву М.

Скороговорки ( , )
На лугу под лопухом
У лягушки летний дом.
А в болоте лягушачьес
У неё большая дача.

Сел и всё съел.

Палку толкал лапой Полкан.

Мама Милу мыла с мылом.

Маланья-болтунья молоко болтала,
Мила мыло не любила.
Болтала, да не выболтала!

Загадки ( , )

У лягушки Лушки -
Ножки-попрыгушки.
Квак-шлёп! Квак-шлёп!
М в болотце с кочки хлоп!
Чтоб журавль её не съел,
Лушка стала буквой...

Стёр с бумаги ластик наш
Всё, что сделал карандаш,
А чернила не сумел -
Превратился в букву...

На лугу под лопухом
У лягушки летний дом.
А в болоте лягушачьем
У неё большая дача.

Вёз корабль карамель
Наскочил корабль на мель
И матросы три недели
Карамель на мели ели.

Малосольный огурец
Сын солил, а съел отец.

Не жалела мама мыла.
Мама Милу мылом мыла.
Мила мыло не любила,
Мыло Мила уронила.

Чистоговорки ()

АЛ-АЛ-АЛ - у нас будет бал.
ОЛ-ОЛ-ОЛ - в зале надо вымыть пол.
ОЛ-ОЛ-ОЛ - в зал поставили мы стол.
УЛ-УЛ-УЛ - у стола поставим стул.
АЛ-АЛ-АЛ - вот заходят гости в зал.
АЛ-АЛ-АЛ - Леонид разбил бокал.
ЛУ-ЛУ-ЛУ - лежат осколки на полу.
ЛЫ-ЛЫ-ЛЫ - надо подмести полы.
АЛ-АЛ-АЛ - ах, какой весёлый бал!


Изображение буквы Л и картинки на букву Л ()










Логопедия. Дефектология.

Как-то нечаянно я заметила, что мой сынишка, которому 4г 9м, не может выговорить твёрдую букву Л (до этого была обратная проблема - согласные звуки он слишком твёрдо выговаривал и в них не было мягкости). Т.к. логопед (а) долго надо ждать своей очереди (мы уже ждём 2 месяца) и (б) дорого сторит, я решила поискать информацию как же самой исправить этот дефект речи.

Вот рекомендации, которые я нашла (источник №1 и №2 , внизу добавила из источника №3):
1) прикусить кончик распластанного языка и, растягивая губы в очень широкой улыбке, произносить в таком положении губ, зубов и языка звук "ы-ы-ы";
2) улыбаться, при этом открыть рот (между верхними и нижними зубами должна быть щель около 2 см), и спрятать кончик языка за верхние резцы и произносить звук "ы-ы-ы";
--> Когда будет чистый звук "Л", переходить к произнесению звука в слогах "АЛ-ОЛ-УЛ-ЫЛ", "ЛА, ЛО, ЛУ, ЛЫ, ЛЭ", затем "АЛА, ОЛО, УЛУ, ЫЛЫ, АЛО, УЛА...", потом к словам, фразам, скороговоркам.
3) широко открыть рот, язык положить на нижнюю губу, и, открывая и закрывая рот, произносить звуки "ла", "ло", "лу", "лы", при этом подбородок удерживать рукой, чтобы он не двигался;
4) Упражнение "Чистим зубы": Широким языком двигать по верхним и нижним губам, как будто чистим зубы, с внутренней и внешней стороны;
5) "Вкусное варенье": Широким языком слизывать с верхней и нижней губы;
6) Высунуть язык и попытаться дотянутьсяим до кончика носа;
7) "Маляр": Кончиком языка водить по верхнему нёбу, как будто вы его красите
--> После 1-2 недель упражнений надо выучить стихотворение. Очень важно чётко и громко произносить все звуки.
"В гости к нам зима пришла,
Стали белыми дома.
Снег летает там и тут.
Малыши гулять идут.
Во дворе белым бело.
Много снега намело.
Слышны крики детворы,
Санки катятся с горы"
8) кончик языка надо "вжать (вдавить)" в передние верхние два зуба и пробовать произносить "Л";
9) Прижмите кончик языка к верхним резцам. Язык должен ощутимо упереться в зубы. С усилием оттолкнитесь языком от зубов, произнося при этом «лак», «лужа», «лебедь», «люстра», «ложка», «лыжи». Обратите внимание, что в зависимости от гласного звука после «л», положение языка слегка меняется. При произношении слова «люстра» язык упирается уже не в зубы, а в верхнее небо. А во время произношения слова «лыжи» — в самый краешек верхних резцов. Но принцип произношения звука «л» одинаков — язык с усилием отталкивается от препятствия.
10) Если у вас сразу не получается сказать отчетливое «л», значит нужно заставить работать ваш язык. Для этого выполняйте следующее упражнение:
— при произнесении звука «л» в вышеперечисленных словах зажимайте язык кончиками верхних и нижних резцов, как будто прикусывая его. Таким образом вы зафиксируете язык и приучите его к правильному положению
11) Повторяйте медленно и отчетливо следующие скороговорки:
— «Карл у Клары украл кораллы, а Клара у Карла украла кларнет»;
— «Тридцать три корабля лавировали-лавировали, лавировали-лавировали, лавировали-лавировали, да не вылавировали»;
— «Полосатые матрасы полоскала дочка Власа, полоскала-полоскала, полосатой речка стала»

Дописано позже:
1) Надо объяснить характерную особенность артикуляции звука Л и подкрепить зрительно: "Когда мы правильно говорим звук Л, кончик языка поднимается к верхним передним зубам, прижимается к передним зубам, толкает зубки, губы улыбаются и видны все зубки".



2) Закрепляем в упражнении "Силач": кончик языка поднимаем к верхним зубам, упираемся в верхние зубы и с силой толкаем со звуком [л-л-л].
3) Упражнение "Звук Л путешествует по дорожкам": сколько пальчик бежит по дорожке, столько мы поём "Л-л-л" (можно придумать, что бежим по дорожке в магазин за Л..опатой, Л..ошадкой....)

Хитрости, если вместо "Л" ребёнок выговаривает звук "В" - читайте .

Хитрости, если вместо "Л" ребёнок выговаривает звук "ЛЬ":
1) Просим ребёнка повторять речевой материал с сильно высунутым языком, зубы соприкасаются почти со спинкой языка. В то же время ведётся фонематическая работа. Далее кончик языка постепенно заводится за верхние зубы.
2) Прикусывать острый кончик языка на звук "Л" в автоматизируемом матермале.

Постановка и закрепление звука Л из книги Е.М.Косиновой .

Артикуляционная гимнастика - читать и смотреть !

Сказка про букву Л ()


Буква Л расстраивалась, что она не самая лучшая, не самая главная.
- Вот на букву М на чинаются слова "мама", "мир", "море".
- На букву С - "солнце", "свет", "счастье".
- На букву У - "ум", "удача", "успех".

Буквы М, С, У её успокаивали.
- На твою букву тоже начинаются хорошие слова: лбди, лес, литература, луч (солнечный и тёплый).
Повеселела буква Л.
-И вправду, много хороших слов начинается на мою букву: лето, ласточка, лошадка, луна.
-А ещё есть хорошее, доброе слово "ласка". Ласка - это проявление нежности, хорошего расположения, доброты.
А другие буквы Алфавита сказали букве Л:
- Буква Л! Мы тебя любим! Ведь одно из самых главных слов - "любовь" начинается именно на букву Л.

Сказка про букву Л ()

— Не хочу спать, не буду ложиться, — капризничала девочка.

Мама грозно нахмурила брови, но буква Л тихонечко шепнула ей на ушко волшебное слово «Люблю».

— Я люблю тебя, моя малышка, — ласково сказала мама и обняла дочку. Мама поцеловала ее, и девочка спокойно заснула.

«Большим и маленьким людям больше всего на свете нужна любовь и ласка», — подумала буква Л.

Она летала повсюду и ласково шептала: «Люблю, люблю, люблю», — чтобы никто не забыл сказать это волшебное слово.

На этаже, чуть ниже буквы «К», жила-была буква «Л». Это была самая добрая и весёлая, самая ласковая буква Алфавита. Всегда-всегда она была в хорошем настроении, никто никогда не видел, чтобы она плакала, или расстраивалась, нет! Наоборот, она всегда ходила и напевала какую-нибудь мелодию, вот так:

– Ля-ля-ля, ля-ля-ля, ля-ля-ля-ля-ля-ля-ля.

И всем, кто с ней встречался, становилось легко и весело тоже. Ведь с буквы «Л» начинается слово «любовь»! И буква «Л» всех любила, и другие буквы отвечали ей взаимностью!

Однажды к ней пришла опечаленная буква «О». Она очень обиделась из-за чего-то и плакала, и вздыхала:

– Ох, ох, ох, мне плохо, обидно, ох!

– Не плачь, буква «О», я тебя сейчас обласкаю и напою «любовью»!

У буквы «Л» стоял в шкафу на кухне горшочек с жидкостью, на котором было написано: «любовь». Об этом все знали, и если кому-то было плохо, шли к букве «Л» за помощью. Она поила больных этим напитком, «любовью», ведь это самое лучшее лекарство, верно? И все сразу же выздоравливали.

И буква «Л», как обычно, открыла свой шкаф, чтобы достать этот горшочек, но увы, в шкафу было пусто! Горшочка с любовью там не было!

– Ах, что же мне делать? – воскликнула буква «Л». – Как же я смогу помочь букве «О»?

Она побежала к букве «А», которая была самой главной и самой умной в Алфавите и всё знала. Рассказала она букве «А» о том, что произошло, а та сразу же созвала все буквы на совещание и спросила:

– Где найти горшочек с любовью?

Думали буквы, думали, но ничего не могли придумать. Тогда вдруг буква «Я» сказала:

– А может быть нам спросить у Земли?

– У Земли? – удивились все.

– Ну да, у Земли. Она же ведь полна любовью, она всех любит! Вон, какие на ней красивые цветочки, деревья растут, и всех она любит, кормит, и птичек, и рыбок, и зверей, и нас, и ребяток тоже.

– Ну, хорошо, – сказала буква «А», – тогда вы, буква «Л» и буква «Я», идите и спрашивайте, а я пойду по делам, у меня очень много дел!

И она распустила совет и ушла по делам.

А буква «Л» и буква «Я» спустились на самый первый, самый нижний этаж, где жила буква «Я», вышли в сад, который она выращивала. Сели они на травку-муравку под яблоню в саду и давай Землю-матушку спрашивать:

– Земля! Земля! Послушай нас, пожалуйста! Ответь ты нам на вопрос: «Где находится горшочек с любовью, куда он пропал у буквы «Л»?

– Ах, глупенькие вы мои буковки! Ищите горшочек с любовью, а любви то в том горшочке и не было вовсе!

– Как это не было? – удивились наши буквы.

– А так! Эта любовь всё время находилась в сердце у буквы «Л»! Просто оно у неё большое-большое и доброе! И там много любви! И когда она давала другим буквам жидкость из горшочка, то она, жидкость, пропитывалась её любовью и вылечивала другие буквы! И у них тоже, у всех-всех в сердце есть любовь.

Просто те, кому плохо, о ней забыли. Им надо помочь её снова найти.

– Так что же мне сейчас делать с буквой «О», которая там сидит и плачет? – спросила буква «Л»?

– А ты возьми моих листиков от малины, смородины, вишни, ромашки цветы ты сорви, и всё это в чай завари! И буковку «О» напои! Только делай всё с любовью, как и раньше. Помни, она в тебе, а не в том горшочке!

– Спасибо! Спасибо! – весело закричали буквы, нарвали листиков и побежали наверх, в квартиру буквы «Л», где сидела и плакала обиженная буква «О».

И буква «Л» заварила ароматный чай с любовью и с любовью его дала букве «О». И пожелала ей от всего сердца поскорее выздороветь и не плакать никогда!

И буква «О» выпила этот чудесный чай, который весь пропитался любовью – самым хорошим лекарством, и ей сразу стало лучше. Она послушала себя: «О! Мне уже стало хорошо! Внутри меня бьётся сердце, и оно наполнилось любовью!»

Послушай, есть в твоём сердце любовь? Тук-тук, тук-тук… Чувствуешь, как оно бьётся, как тепло в груди? Значит есть там любовь!

ЗВУК Л (ТВЕРДЫЙ):

1. ПРОИЗНОСИТЬ ЗВУК:

Кончик языка поднят и соприкасается, (но не прижимается с силой), с передней частью неба (альвеолами), остается неподвиж-ным, включается голос. По бокам языка образуется щель, через которую проходит воздух. Губы открыты, зубы разомкнуты.

Звук Л - согласный, твердый, звонкий.

2. ПРОИЗНОСИТЬ ЗВУК Л В СЛОГАХ (СЛОГИ ПРЯМЫЕ):

ЛА-ЛО-ЛУ-ЛЫ

ЛО-ЛА-ЛЫ-ЛО

ЛЫ-ЛО-ЛУ-ЛА

ЛУ -ЛА-ЛЫ-ЛО

3. ПРОИЗНОСИТЬ СЛОВА:

ЛАК, ЛАМПА, ЛАПА, ЛАВКА, ЛОБ, ЛОМ, ЛОДКА, ЛОКОТЬ, ЛУК, ЛУН-КА, ЛУНА, ЛУПА, ЛАВИНА, ЛАДОНЬ, ЛОПАТА, ЛОПУХИ, ЛОКОТЬ, ЛО-КОН, ЛОКТИ, ЛОДКА, ЛУНКА, ЛОМТИК, ЛОСКУТ.

ЮЛА, ВЕЛА, ДЕЛА, МАЛА, ПИЛА, КУЛАК, ХАЛАТ, ПАЛАТКА, БУ-ЛАВКА, БОЛОТО, ВОЛОДЯ, КОЛОБОК,

БЕГАЛА, ВИДЕЛА, ОБИДЕЛА, ВИЛЫ, АЛЫЙ, БЕЛЫЙ, ВЯЛЫЙ, МИЛЫЙ, КАНАЛЫ, ПЕНАЛЫ, КАНИКУЛЫ, ХАЛАТИКИ ЗАМЕ-ТИЛА.

ГЛАДКИЙ, КЛАД, ФЛАГ, КЛЫК, СЛОН, СЛУХ, БОЛТ, ХОЛМ, КЛАВА, КЛАДОВАЯ, ПЛАМЯ, ПЛАВАТЬ, ПЛАТОК, ФЛАГ,

ФИАЛКА, ФЛАКОН, СКАЛКА, ПЧЕЛКА, КЛУМБА, БЛУЗКА, БЛОК, КЛОК, ПЛОТ, ПЛОМБА, ФЛОТ, ХЛОПАТЬ, ХЛОПОК,

КАБЛУК, ГЛУПЫЙ, КЛУБОК, КОЛБАСКА, КЛУБНИКА, ПЛУГ, КЛЫКИ, ПЛЫТЬ, КОТЛЫ, БЕЛКА, МЕЛКО, АЛФА-ВИТ, ХАЛВА.

4. ПРОИЗНОСИТЬ ПРЕДЛОЖЕНИЯ:

МИЛА ВЫМЫЛА ЛАДОНИ.

ОКОЛО ПАЛАТОК ЛОПУХИ И ПОЛЫНЬ.

КЛАВА ПОЛОЛА ЛУК.

МИЛА НАДЕЛА НА ГОЛОВУ БЕЛЫЙ ПЛАТОК. ДЯДЯ ЛУКА КОПАЕТ КЛУМБУ ЛОПАТОЙ.

ВОЛОДЯ ПЛЫВЕТ НА ЛОДКЕ.

КЛABA МЫЛА ЛАДОНИ МЫЛОМ.

У КЛАВЫ ГОЛУБОЙ ПЛАТОК, У МИЛЫ БЕЛЫЙ.

ТЁТЯ МИЛА ИДЕТ В КЛАДОВУЮ.

У ВОЛКА КЛЫКИ.

5. ПРОИЗНОСИТЬ ЗВУК Л (ТВЕРДЫЙ) В ОБРАТНЫХ СЛОГАХ:

6. ПРОИЗНОСИТЬ СЛОВА:

БАЛ, ВАЛ, ДАЛ, МАЛ, ГАЛКА, ПАЛКА, ФИАЛКА, УПАЛ, КАНАЛ, КОПАЛ, ПЕНАЛ, КОТЕЛ, ПОДУЛ, ТЯНУЛ, ДЯТЕЛ, МЕТАЛЛ, ВОЛ, ГОЛ, КОЛ,

ПОЛ, ХОЛМ, ДОЛГО, ПОЛКА, ПОЛНЫЙ, МОЛНИЯ, ПОЛДЕНЬ, УКОЛ, ФУТБОЛ, ГУЛ, ДУЛ, БУЛКА, ПОДУЛ, НЫЛ, МЫЛ, ВЫЛ, БЫЛ, МЯЛ, ПОДНЯЛ, ВЕЛ, КОТЕЛ, ЕЛ, МЕЛ, ПЕЛ, УМЕЛ, ГУДЕЛ.

7. ПРОИЗНОСИТЬ ПРЕДЛОЖЕНИЯ:

ДЯДЯ МИХАИЛ КОНЯ НАПОИЛ.

ПАВЕЛ ПОЙМАЛ ГАЛКУ.

ПАПА КУПИЛ ЕЛКУ.

НА ЁЛКЕ ПАВЕЛ УВИДЕЛ БЕЛКУ.

8. ПРОИЗНОСИТЬ СЛОВА:

ЛАЯЛ, ПЛЫЛ, КОЛОЛ, ПОЛОЛ, МОЛОЛ, ДЕЛАЛ, ЛАКАЛ, ГЛАДИЛ, ПЛАВАЛ, ЛОВИЛ, ГЛОТАЛ, БАЛОВАЛ, КОЛОКОЛ, КОЛОТИЛ, МОЛОТИЛ. ЛОПНУЛ.

9. ПРОИЗНОСИТЬ ПРЕДЛОЖЕНИЯ:

МИЛА МАЛА.

АЛЛА МАЛА.

МИЛА И АЛЛА МАЛЫ.

ВОВА БУДИЛ АЛЛУ.

СУП ОСТЫЛ.

ПАПА БЫЛ ЗАНЯТ.

НА ВОДЕ ЛОДКА.

КЛАВА МЫЛА ПОЛ.

МИЛА ПОМОГАЛА КЛАВЕ.

КЛУБОК УПАЛ НА ПОЛ.

У МИЛЫ БЕЛЫЕ ЗУБЫ.

НА НЕБЕ СВЕТИЛА ЛУНА.

СТУЛ СТОИТ У СТОЛА.

МИЛА ПИЛА МОЛОКО.

ГОЛОДНО ВОЛКУ ЗИМОЙ.

НА КЛУМБЕ ГЛАДИОЛУСЫ И ФЛОКСЫ.

У СЛАВЫ БЕЛЫЕ ГОЛУБИ.

ЛОДКА КАЧАЛАСЬ НА ВОЛНАХ.

ПО НЕБУ ПЛЫВЕТ БЕЛОЕ ОБЛАКО.

КОТЕНОК ЛАКАЛ МОЛОКО.

ПАВЕЛ ГЛАДИЛ ПЛАТКИ.

МИХАИЛ ПЛАВАЛ НА ПОДВОДНОЙ ЛОДКЕ.

У ВОЛОДИ НОВЫЙ ПЕНАЛ.

КАТИТСЯ, КАТИТСЯ КОЛОБОК, КАК КЛУБОК. ПАВЕЛ ПОПЛЫЛ НА ЛОДКЕ ДОМОЙ.

ЛУНА В ОБЛАКАХ.

У КЛАВЫ ЮЛА.

В КОМНАТЕ ТЕПЛО.

ПЕТЯ НАДУЛ ГУБЫ.

МИХАИЛ НАПОИЛ КОТЕНКА ТЕПЛЫМ МОЛОКОМ.

МЫЛА МИЛА МЫЛОМ ПАВЛА.

ОКОЛО КОЛА КОЛОКОЛА.

ИГОЛКА, ИГОЛКА, ТЫ КОЛКА.

У КЛАВЫ КУКЛА.

Задания, используемые на этапах автоматизации звука [л]
в словах, словосочетаниях, предложениях и связной речи

и звукосочетанием ал

Произнеси слова правильно

Алфавит, алмаз, пенал, вокзал, бокал, самосвал, овал, галка, палка, балка, халва, скалка, скакалка, балкон, фиалка, халат, палтус, карнавал.

Задания

Определение позиции звука. Назови слова, в которых звук [л] слышится в конце слова. Повтори слова, в которых звук [л] слышится в середине слова.

Звуковой анализ слова зал. Обозначь кружочками звуки слова зал.

Замени первый звук в слове галка звуком [п]. Какое слово получилось? (Палка. )

Перед слогом ал поставь звук [м]. Какое слово мы услышали? (Мал )

Аналогичное задание выполняется со звуками [д], [з], [в]. (Дал - зал - вал. )

Повтори слова скалка - скакалка. Чем похожи эти слова? Чем отличаются? «Отправим» второй звук [к] из слова скалка «погулять». Какое новое слово получилось? (Скала. )

«Развиваем память и произвольное внимание»

Посмотри, запомни и назови предметы. Сколько предметов ты хочешь запомнить?

Запомни и повтори за мной. Какое слово не подходит?

Поезд вдаль меня умчал или ломал?

Кот молоко лакал, мяукал, лежал, дремал, спал.

Ушами слышал, слушал или глотал?

«Развиваем грамматический строй речи»

Усвоение глаголов прошедшего времени.

Что ты делал(а) в детском саду?

Рисовал(а), играл(а), читал(а), книжку листал(а), другу помогал(а), посуду расставлял(а), завтракал(а), обедал(а), ужинал(а), стол вытирал(а), на улице гулял(а), грядку копал(а), постель расстилал(а), заправлял(а).

Я нарисовала, а ты что сделал? Овал нарисовал, книгу прочитал, на улице поиграл, погулял и т. д.

Подскажи нужное слово.

На лошадке я ... (скакал ),

Да свалился и... (упал ).

Я не плакал, не... (кричал ),

А поднялся и сказал:

Ал-ал-ал,

На лошадке я скакал.

Автоматизация звука (л] в словах со звукосочетаниями ол, ёл, ел

Произнеси слова правильно

Вол, пол, кол, волк, полк, солонка, колонка, соломка, елка, стол, полка, челка, пчелка, футбол, гол (вратарь и мяч в воротах), щегол, ствол, укол, чехол, осел, козел, котел, белка, мел, мелки, дятел, узел, пепел, перепел, метелка (трава и метелка для уборки), дело.

Задания

«Одно слово - много значений». Молния - застежка, молния - мгновенный искровой разряд в воздухе скопившегося атмосферного электричества, иголка - швейная принадлежность, иголка на ветке елки, иголка у ежа.

Назови картинки.

Знаешь ли ты эти слова? Что такое молния? Ствол? Метелка? Щегол?

«Развиваем фонематическое восприятие»

Назови предметы. Какой одинаковый звук слышится в названных предметах?

Определение позиции звука. В названиях каких предметов звук слышится в начале слова? В каких словах звук услышали в конце слова? Назови слова, в которых звук стоит в середине слова.

Дополни к словам вол, пол звук [к]. Назови новые слова. (Вол - волк. Пол - полк. ) Замени первый звук в слове пол звуком [к]. (Кол. ) Замени первый звук в слове кол звуком [г]. (Гол.)

Повтори слова. Колол, полол. Кол, колкий, колун. Долг, долго, долгий.

Измени слова. Добавь к слову пол слог ка. (Пол - полка ). Как превратить слово полка в слово палка ? Слово палка в слово галка ? (Полка - палка - галка. )

Замени в слове стол гласный [о] на звук [а]. (Стал. )

Я скажу слог ще, а ты гол. Какое слово получилось? (Щегол. )

«Слово в слове». Какие коротенькие слова есть в словах укол, колонка, ствол, полка ?

Лесенка из слов:

ел

мел

стол

пенал

сервал

Собери в слова «рассыпанные» звуки: [в], [л], [к], [о] (волк ); [а], [п], [л], [о], [к] (полка ).

Собери слоги в слово: и-ка-гол (иголка ), со-ка-лом (соломка ).

Составь слово из букв: в, л, к, о (волк ); с, т, л, о (стол ).

Автоматизация звука [л] в словах со звукосочетаниями ул, ил

Произнеси слова правильно

Аул, булка, вулкан, чулки, мускул, стул, голубь, ил, вилка, пилка, поилка, косилка, носилки, молотилка.

Лазил, ходил, носил, косил, гладил, колотил, просил, вил, лил, пил, молотил.

Задания

«Развиваем память»

Послушай, запомни и повтори слова. В каких словах звук [л] слышится в конце слова? В каких словах звук [л] слышим в середине слова?

«Развиваем фонематическое восприятие»

Добавь к слову ил звук [п]. Какое слово получилось? (Пил. ) Дополни к слову пил слог ка. Какое слово получилось?

Замени первый звук в словах. Пил - бил - мил - вил.

Замени в слове палка звук [а] на звук [и]. (Пилка. ) Как превратить слово пилка в слово полка ?

Замени гласный звук в середине слова. Мел - мал - мял - мил - мол - мел - мул.

Собери «рассыпанные» звуки [б], [у], [к], [л], [л] в слово. (Булка. )

Собери «рассыпанные» буквы с, т, у, л в слово.

Угадай слово. В нем первый звук [б], а последний - [й]; первый звук [г], последний - [б"].

Выполнение действий по инструкции. Что ты сделал? (Прыгнул, перепрыгнул, подпрыгнул, шагнул, перешагнул. )

Ответь на вопрос «Что сделал?». Ветер... (дунул, подул ), ветку... (согнул ), медведь на зиму... (уснул ), а весной... (проснулся, зевнул, потянулся, облизнулся. )

Дополни слово. Волк в лесу... (жил ), он громко... (выл ).

Слава чай... (налил, остудил, выпил ), чашку... (поставил ).

Володя в магазин... (ходил, сходил ), торт... (купил ), гостей... (пригласил ), тортом... (угостил ), чаем... (напоил ).

На стул... (сел ), пирог... (съел ), песенку... (запел ), в окошко... (посмотрел ), кошку... (увидел ), громко... (засвистел ).

Скажи правильно. Брюки... (надел ), сестренку... (одел ). Рубашку... (надел ), братика... (одел ).

Снег... (таял, растаял ). Дедушка семена... (посеял ), а муку... (просеял ).

Какое слово заблудилось? Пес залаял, лаял, смеялся, потерялся.

Подскажи слово в чистоговорке.

Ул-ул-ул, мы купили новый... (стул ).

Улом-улом-улом, не бегайте со... (стулом ).

Кан-кан-кан, извергается... (вулкан ).

Слова со звукосочетаниями ыл

Мыло, бутылка, бутылконос, плыл, мыл, выл, жил,

Слова со слогом ял

Дополни слова. Снег... (таял, растаял ). Дедушка семена... (посеял ), муку... (просеял ). Стол... (стоял ).

Какое слово заблудилось? Снег залаял, пес растаял. Платочек смеялся, Павел потерялся.

Автоматизация звука [л] в словах со слогом ла

Произнеси слова правильно

Лак, лань, ларь, лаз, лад, лава, лапа, лавр, лама, лампа, ласка, лапта, лапша, лапка, лайка, ладонь - ладошка, ладушки, ларек, ласты, ландыш, лавина, лангуст, лакомка, ласточка, лампочка.

Пила, юла, зола, пиала, скала, пчела, свекла, акула, школа, метла, камбала, смола, шкала, пастила.

Булавка, платок, палатка, заплатка, балалайка, кулак, кулан, чулан.

Задания

«Развиваем память».

Повтори, не ошибись! Пила, юла, зола, смола. Какое слово появилось? Пила, пчела, юла, зола, смола.

Назови только животных.

Назови похожие слова. Палатка - заплатка, кулан - чулан.

«Развиваем грамматический строй речи».

Ответь на вопросы.

Кто что делает? Кошка... (лакает, ласкается, лазает, лакомится ).

Что сделала Лана? (Пришла, зашла, вышла, ушла, подошла, купила. )

Что делала Мила? (Сидела, ела, пила, играла, писала, читала, шла, несла, умывалась, одевалась. )

Как Алла помогала маме? Что делала Алла дома? Пол... (подметала, мыла ), пыль... (вытирала ), посуду... (чистила ), кастрюлю... (чистила ) и т. д.

Что делала Мила? Мила утром... (проснулась, встала ). Постель... (заправила ). В ванную комнату... (пошла, умылась ), зубы... (почистила ), волосы... (причесала ), косички... (заплела ) и т. д.

Что сделала Клава? Кукле платье... (сшила ), пуговицы... (пришила, застегнула ), бант... (завязала ), с куклой... (поиграла ) и т. д.

О чем можно сказать слово ласковое ? (Солнышко. ) Сын у мамы... (ласковый ).

Составь из двух слов имена кукол. Карие глаза - Кареглазка, голубые глаза - Голубоглазка.

Из каких слов составлено имя Белоснежка ?

Фонематический анализ и синтез слов лак, лань, лом. Обозначь звуки кружочками. Сколько звуков в слове лак ?

«Разбросай» звуки слова ларь.

Собери звуки [п"], [л], [и], [а] в слово.

Собери слоги па-ла, па-лам в слово.

«Слово в слове». Найди одно и то же коротенькое слово в следующих словах: камбала, балка, балкон, рыбалка. (Бал. )

Угадай имя кукол. В ее имени есть звуки [м"], [и], [а], [л]. (Мила. ) В имени другой куклы - [л], [а], [л], [н]. (Лана. ) Имя мальчика начинается со звука [п], а кончается на [л]. (Павел. ) В имени этой куклы три слога, первый слог ла. (Лариса. )

Придумаем имена куклам-девочкам. Лана, Мила, Бела, Алла, Лариса, Лола, Клава. Имена мальчиков - Володя, Михаил, Павел.

Работа с буквой

Впиши букву л . Ми...а, ба..., ...ама.

Автоматизация звука [л] в словах со слогом ло

Произнеси слова правильно

Лоб, лом, лото, лоза, лотос, пилот, лодка, ложка, лопата, логово, лопух, галоши, лодырь, локоть, лось - лосиха, лосенок, колодец, колонка, болонка, кулон, чулок, калоши, молоко, болото, пилот, улов (рыба в ведерке), весло, потолок, молоток, стекло, зеркало, сверло, мыло, дело, одеяло, холодно, золото.

Задания

«Развиваем слуховую память».

Повтори, не ошибись! Послушай и повтори слова. Голод, холод, колос, голос, волос.

«Развиваем грамматический строй речи».

Ответь на вопрос. Зимой тепло или холодно?

«Семья слов».

Лодка - лодочка - лодочник - лодочный.

Лось - лоси - лосиха - лосята - лосенок.

Холод - холодно - холодная - холодный - холодает.

Скажи ласково. Лоб - (лобик ), лом - (ломик ), лодка - (лодочка ), лошадь - (лошадка ), ложка - (ложечка ), локоть - (локоток ), лопарь - (лопаренок ).

Слова-«неприятели». Холодно - тепло, темно - светло, поднялось - опустилось. В каких словах есть слог ло ?

Фонематический анализ и синтез

Какой звук исчез из слова? Ломтик - ломик.

Измени слова, заменяя звук. Лом - лоб - лор - лось - ложь. Ломик - домик, лобик - Бобик.

Подбери слова-рифмы. Голод - (холод ), колос - (голос ), голос - (волос ), потолок - (уголок, молоток )

«Учимся размышлять».

Назови лишнее слово. Лодка, весло, улов, лодочник, болото. Объясни, почему слово болото не подходит к этой группе слов?

Работа с буквой.

Расставь буквы по порядку в соответствии с цифрами.

4 2 1 3 2 1 4 3

н л с о о л и с (Слон. Лоси ?)

Автоматизация звука [л] в словах со слогом лу

Произнеси слова правильно

Луг, лук, луч, Луша, лужа, луна, лучик, лучистый, луноход, лужайка, лукошко, луковица (овощ), луковица (элемент архитектуры), луковка, валуй, белуга, белуха, тулуп, голубцы, палуба, шалун, луна-рыба, лунатик, лунный.

Задания

«Развиваем фонематические представления».

Слова-перевертыши. Гул -луг.

Замени звук (букву) [н] в слове луна звуком (буквой) [п]. (Лупа. ) Замени звук [п] на звук [ж]. (Лужа. )

Звуковой анализ слов луна, лужа. Какая звуковая схема подходит к этим словам?

Работа с буквой.

Впиши букву л. ...ужа. (Лужа. ) Составь слова Луша, лучи из разрезной азбуки.

Прочитай слова. Подчеркни одинаковые буквы. Лук, лужа, стул.

Составь лесенку из слов.

лу...к

лу...на

лу...нка

лу...жица

лу...кошко

лу...ковица

Раздели на слоги слова лук, луна, лужица, луковица. В каком слове один слог? Назови слово, в котором два слога. Сколько слогов в словах лужица, луковица ?

«Развиваем грамматический строй речи».

«Один - много». Голубь... (голуби ), валун... (валуны ), желудь... (желуди ).

Слова-«родственники». Какое слово не подходит? Лужа, лужица, лужища, лужайка. Голубь, голубка, голубок, голубятня, голубое.

Скажи ласково. Луг - (лужок ), лук - (лучок ), луч - (лучик ), луковица - (луковичка ), лукошко - (лукошечко ).

Автоматизация звука [л] в словах со слогом лу

Произнеси слова правильно

Улыбка, колышек, вилы, лыжи, малыш, лыжня, столы, пилы, акулы, пчелы, бокалы, пеналы.

Задания

Повтори, не ошибись! Голый, белый, алый, теплый, спелый, смелый.

«Развиваем грамматический строй речи».

«Один - много». Один стол, а когда их несколько, говорят, что это... (столы ), пол - ... (полы ), пила - ... (пилы ), пенал - ... (пеналы ), пчела - ... (пчелы ), бокал - ... (бокалы ), вокзал - ... (вокзалы ), осел - ... (ослы ), козел - ... (козлы ).

Подбери слова-«родственники». Лыжи - лыжня - лыжник - лыжница.

«Развиваем фонематические представления».

Замени звук в слове. Какое слово получится, если в слове полы заменить звук [о] на звук [и]? (Полы - пилы ). Замени звук [п"] на звук [в"]. (Вилы. )

Угадай слово: в нем первый звук [а], а последний - [ы]. (Акулы. )

Угадай слово. В слове есть звуки...

Слог. Раздели слова стол, пила, лыжница, каникулы на слоги.


кла, кло, клу, клы

Произнеси слова правильно

Клава, клад, кладовая, кладовка, кладоискатель, клавиши,класс, клоун, клубника, клык, клыкач.

Задания

Дополни слово лад. Лад - клад - склад. Клади, кладовка.

Найди 8 отличий. 4 клоуна в разных колпаках, блузонах, калошах. У каждого из них факел в одной руке, голубь в другой.

Произнесение слогов кла, кло, клу, клы с разной интонацией от имени клоунов: клоун Павел - грустно, клоун Данил - весело, клоун Володя - удивленно, клоун Слава - испуганно.

Слова со слогами пла, пло, плу, плы, бло, блу

Произнеси слова и словосочетания правильно

Плащ, платок, платочек, плавки, плафон, планета, пластинки, пластилин, платформа, пловец, плакат, плов, плот, плотина, плотва, плошка, плуг.

Пластмассовый плафон.

Пластмассовая пластинка, плошка.

Пластмассовые пластинки.

Пластмассовое кресло.

Блузка, блузон, блузочка, каблук, блокнот, бланк, блок, благодарность, благодарить, блондин, блондинка.

Слова со слогами гла, гло, глу, глы

Произнеси слова правильно

Глаза, глазок, глазастый, глазки, глазенки, глазоньки, глазищи, глазированный, глазурь, гладь, гладильная, гладильщица, глаженый, глазунья, гладкий, гладить.

Глобус, глубь, глушь, глухарь, глубина, глубоко, глубокий, глупыш.

Глыба, углы.

Слова со слогами фла, фло, флу

Произнеси слова правильно

Флаг, флажок, флакон, фламинго, фланель, флот, флотский, флора, фломастер, флоксы.

Слова со слогами вла, хло

Произнеси слова правильно

Влага, влажный, владение, властелин, хлопушка, хлопать, хлопок.

Слова со слогами зла, зло, злу, злы

Родственные слова. Знаешь ли ты, что означают слова зло, злоба, злодей, злодейка, злодейство, злобный, злоречивый ? Хороший человек не может быть... (злобным, злоречивым, злым ).

Что означает слово злаки ?

Из каких двух слов состоят слова златоглазик, Златовласка, златогривый, златокудрый, златоглавый ? О ком можно сказать златогривый ?

Автоматизация звука [л] в словах со слогами сла , сло, слу, слы

Произнеси слова правильно

Слава, сластена, сладости, слойка, сладкий, славный, слоеный, слышать, слушать.

Задания

«Предметы на шарах». Назови картинки. В названиях каких предметов звук [л] слышится в начале слова? Соедини эти шары красной ниточкой.

Назови предметы, в названии которых звук [л] произносим в конце слова. Соедини шары синей ниточкой.

В названиях каких предметов звук [л] звучит в конце слова? Соедини шары зеленой ниточкой.

 

Возможно, будет полезно почитать: