Дрожжин спиридон дмитриевич биография для детей. Спиридон дрожжин

(1848-12-18 ) Место рождения: Дата смерти: Гражданство: Годы творчества: Дебют:

в Викитеке.

Спиридон Дмитриевич Дрожжин ( -) - русский поэт.

Биография

Следующие годы жизни Дрожжина прошли в скитаниях по России, он сменил множество профессий.

В 16 лет Дрожжин написал своё первое стихотворение, в 1867 году начал дневник, который вёл до конца жизни.

Первая публикация Дрожжина в журнале «Грамотей » (). С этого времени Дрожжина стали печатать во многих журналах: «Дело» , «Слово», «Семейные вечера», «Русское богатство» и др., в том числе тверских - «Тверской вестник» (1878-1882).

Из-за бедственного материального положения и под влиянием встреч с Львом Толстым (1892, 1897) возвращается на родину (1896), посвящая себя литературному труду. В 1903 году «Кружок писателей из народа» организовал вечер, посвящённый 30-летию поэтической деятельности С. Д. Дрожжина; одним из организаторов вечера был И. А. Бунин , который назвал Дрожжина «самым даровитым поэтом-самоучкой».

Академия наук назначила в 1903 году Дрожжину пожизненную пенсию; в 1910 году - премию, за сборники «Заветные песни», «Стихотворения 1866-1888», «Новые русские песни», «Баян»; в 1915 году - почётный отзыв имени А. С. Пушкина за сборник «Песни старого пахаря».

Дрожжин - один из самых плодовитых крестьянских поэтов, выпустивший более 30-ти поэтических сборников, в конце жизни в его стихах повторяются прежние мотивы, которые пересекаются с новым пафосом социалистического утверждения.

Последние годы провёл в Низовке. Много печатался в местной периодке, в том числе в альманахе «Зарницы ».

Книги Спиридона Дрожжина

Примечания

Литература

  • Русские писатели. 1800-1917. Биографический словарь. Т. 2: Г - К. Москва: Большая российская энциклопедия, 1992. С. 186-187.
  • Погорелов Т. Дрожжин и его поэзия. Уфа. - 1906
  • Памяти С. Д. Дрожжина: К 20-летию со дня смерти поэта. Калинин. - 1951
  • Ильин Л. Кайсын Кулиев о Райнере Рильке и Спиридоне Дрожжине // Тверь: Альманах. М. - 1989
  • Творчество С. Д. Дрожжина в контексте русской литературы XX века. Тверь. - 1999
  • Бойников А. М. Поэзия Спиридона Дрожжина: Монография. Тверь: Твер.гос. ун-т, 2005.

Ссылки

Категории:

  • Персоналии по алфавиту
  • Писатели по алфавиту
  • Родившиеся 18 декабря
  • Родившиеся в 1848 году
  • Родившиеся в Тверской губернии
  • Умершие 24 декабря
  • Умершие в 1930 году
  • Умершие в Тверской области
  • Поэты по алфавиту
  • Русские поэты
  • Поэты России
  • Похороненные в Тверской области

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Дрожжин, Спиридон Дмитриевич" в других словарях:

    Русский советский поэт. Родился в семье крепостного. Начал печататься в 1873, стал известен как талантливый «поэт самоучка», защитник обездоленного люда, певец… … Большая советская энциклопедия

    - (1848 1930) русский поэт, бытописатель русской деревни. Сборники Поэзия труда и горя (1901), Заветные песни (1907), Песни крестьянина (1929) … Большой Энциклопедический словарь

Спиридон Дмитриевич Дрожжин - известный русский поэт, стихи которого были очень популярны как в дореволюционные годы, так и во времена СССР. Он прожил долгую жизнь, основную часть которой посвятил литературному творчеству. Биография Спиридона Дмитриевича Дрожжина кратко изложена в этой статье.

Происхождение, годы обучения

Родился он 6 декабря 1848 года в Тверской губернии (деревня Низовка). Этот край очень любил Спиридон Дмитриевич Дрожжин. Родина его воспета во многих его произведениях. Деревня Низовка впоследствии на долгие годы станет для поэта источником вдохновения. Ей посвятил, в частности, свой известный стих "Родине" Спиридон Дмитриевич Дрожжин.

Родители будущего поэта были крепостными крестьянами. Спиридон Дмитриевич получил азы образования от своего деда, Дрожжина Степана Степановича, который обучил его чтению азбуки и, конечно, часослова.

В 1858 году Спиридона отдали в школу к местному дьячку. Здесь будущий поэт два года обучался счету и письму. Спиридон Дмитриевич Дрожжин с благодарностью вспоминал эти дни. Им посвящено его стихотворение 1905 года "В школе у дьячка". На этом обучение Спиридона Дмитриевича было завершено - зимой 1860 года будущий поэт отправился в Петербург на заработки.

Скитания по стране, самообразование

Следующие 36 лет его жизни отмечены мучительными скитаниями по стране. Спиридон Дмитриевич сменил множество профессий. Он был трактирным слугой, подручным буфетчика, приказчиком в книжных и табачных лавках, продавцом, рассыльным, лакеем, чернорабочим, агентом пароходного общества "Самолет", доверенным по доставке дров для железной дороги. Судьба забрасывала будущего поэта в Тверь и Москву, Харьков и Ярославль, Ташкент и Киев.

Начальные годы скитаний, петербургские (1860-1871 гг.), - время, отмеченное не только полуголодным нищенским существованием, но также и активным самообразованием Дрожжина. Первые четыре года, проведенные в столице, он работал в трактире "Кавказ" половым. В это время Спиридон Дмитриевич Дрожжин жадно, хотя и бессистемно, читал литературу, зачастую низкого качества: журналы типа "Чтения для солдат" и "Мирского вестника", лубочные романы и др. Однако через некоторое время Спиридон Дмитриевич познакомился с произведениями И.С. Никитина, А.В. Кольцова и Н.А. Некрасова. Он с увлечением читал журнал "Искра". Спиридон Дмитриевич с 1866 года начал регулярно бывать в Публичной библиотеке.

Собственная библиотека и первое стихотворение

На его идейно-эстетическую ориентацию и художественные вкусы оказало положительное влияние знакомство Дрожжина со столичным студенчеством и представителями разночинно-демократической молодежи. Экономя в одежде и пище, Спиридон Дмитриевич Дрожжин собрал свою библиотеку. В нее вошли произведения, созданные его любимыми авторами: М. Ю. Лермонтовым и А. С. Пушкиным, Никитиным и Кольцовым, П.-Ж. Беранже и Г. Гейне, Г. И. Успенским и П. Огаревым и Ф. Шиллером и др. Дрожжин интересовался также "запрещенной" литературой. В возрасте 17 лет он создал первое свое стихотворение. С этого времени Спиридон Дрожжин не прекращал писать стихи. Первые записи в его дневнике появились 10 мая 1867 года. Он вел его до конца жизни.

Первая публикация

К 1870 году относится первая попытка Дрожжина опубликовать свои произведения. Он послал 5 лучших, по его мнению, стихов в "Иллюстрированную газету", однако они были отклонены. В 1873 году состоялся долгожданный литературный дебют поэта. Именно тогда стихотворение Дрожжина "Песня про горе добра молодца" было напечатано в журнале "Грамотей". С этого времени Спиридон Дмитриевич стал активно публиковаться во множестве журналов ("Русское богатство", "Семейные вечера", "Дело", "Слово" и др.), а также в детских изданиях ("Юная Россия", "Жаворонок", "Детское чтение", "Детские годы" и др.).

Известность, возвращение на родину

Известность Дрожжина как поэта в конце 1870 - 1880-х гг. быстро росла. И.З. Суриков проявил интерес к молодому автору-самоучке. Об этом свидетельствует их переписка, относящаяся к 1879 году.

В Петербурге в 1889 году вышел первый сборник С.Д. Дрожжина ("Стихотворения 1866-1888 гг. с записками автора о своей жизни"). В 1894 и 1907 году эта книга была переиздана, каждый раз значительно пополняясь. Тем не менее поэт продолжал бедствовать. В начале 1886 года Дрожжин окончательно вернулся в родную деревню Низовку. Здесь он полностью посвятил себя литературе, а также сельскохозяйственной работе. Л. Н. Толстой поддержал решение, которое принял Спиридон Дмитриевич Дрожжин. Родина, как он считал, может вдохновить поэта на новые свершения.

Встреча с Л. Н. Толстым и Р. М. Рильке

Дрожжин встречался со Львом Николаевичем два раза, в 1892 и 1897 году. За поэтом в деревне полиция установила негласный надзор, что не мешало ему творить. Постепенно становился все более популярным поэт Спиридон Дмитриевич Дрожжин. Биография его отмечена важным событием в 1900 году: в Низовку прибыл Р. М. Рильке, великий австрийский поэт. Он перевел на немецкий 4 стихотворения Спиридона Дмитриевича.

Новые книги, улучшение материального положения

Одна за другой в первое десятилетие 20 века выходят следующие книги Дрожжина: в 1904 году - "Новые стихотворения", в 1906 - "Год крестьянина", в 1907 - "Заветные песни", в 1909 - "Новые русские песни" и "Баян". Кружок "Писателей из народа" в декабре 1903 года провел вечер в Москве, посвященный тридцатилетию творческой деятельности Дрожжина. В этом же году ему была назначена пенсия (180 рублей в год, пожизненно).

В 1904 году написал свой известный стих "Родине" Спиридон Дмитриевич Дрожжин. Автор всегда с особым чувством относился к земле, на которой он родился. Этому посвящены многие его произведения.

В 1905 году Дрожжин стал членом организованного при Московском университете Общества любителей российской словесности. А в 1910 году, 29 декабря, он получил премию Российской академии наук. Ее размер составлял 500 рублей. Она была вручена Дрожжину за сборники 1907-09 гг. 19 октября 1915 года еще одна книга Спиридона Дмитриевича, "Песни старого пахаря" (опубликована в 1913 году), была отмечена Академией наук. Дрожжин был удостоен почетного "пушкинского" отзыва.

Осуждение империалистической войны и поддержка Октябрьской революции

Проживая в деревне, Спиридон Дмитриевич следил за важными событиями в жизни общества. Он стал одним из немногих среди русских писателей, кто категорически осудил империалистическую войну. В 1916 году появилось стихотворение Дрожжина "Долой войну!". Ее кровавые события в 1914 году назвал "пережитком грубого варварства" в своем дневнике Спиридон Дмитриевич Дрожжин.

Биография его отмечена принятием Октябрьской революции, которую 69-летний поэт встретил с радостью. Он сразу же начал участвовать в общественной работе. Дрожжин был членом волостного исполкома, он ездил по всей стране, читал местным жителям свои произведения. Поэт в 1919 году стал председателем съезда писателей-пролетариев в Тверской губернии. Стихи Спиридона Дмитриевича Дрожжина продолжали публиковаться в печати.

"Песни труда и борьбы"

В 1923 году появился его сборник под названием "Песни труда и борьбы". Он знаменовал собой сразу два юбилея поэта - 75-летие со дня его рождения и 50-летие творческой деятельности. По случаю этих дат Спиридон Дмитриевич был избран почетным членом действовавшего в то время Всероссийского союза поэтов. Кроме того, библиотека-читальня имени Дрожжина появилась в Твери. Через 5 лет, по случаю 80-летия, Спиридон Дмитриевич получил поздравления от Академии наук СССР. Оно было подписано А. П. Карпинским, ее президентом.

Последние годы жизни

Дрожжин 28 сентября 1928 года встретился с Максимом Горьким в Москве. В последние годы жизни Спиридон Дмитриевич трудился над следующими сборниками: "Песни" (опубликован в 1928 году), "Пути-дороги" и "Песни крестьянина" (оба - 1929 год). "Песни крестьянина" стали последней книгой поэта, изданной прижизненно. Также Дрожжин подготовил к печати четырехтомное "Полное собрание сочинений". Кроме того, он довел "Записки о жизни и поэзии" до 1930 года.

Поэт скончался в родной Низовке в возрасте 82 лет. На этом завершается биография Спиридона Дмитриевича Дрожжина. Кратко расскажем теперь о его творческом наследии.

Особенности и значение творчества Дрожжина

Прах и дом, в котором поэт прожил основную часть своей жизни, в 1938 году были перенесены в поселок Завидово (Калининская область). Здесь находится мемориальный музей поэта, куда и по сей день приезжают многие почитатели его таланта.

Творческий путь Спиридона Дмитриевича был очень долгим, более чем 60-летним. Он был также необыкновенно плодотворным. Дрожжин при жизни издал 32 сборника, 20 из которых - до 1917 года. Нужно отметить, что стихи Спиридона Дмитриевича Дрожжина в целом художественно неравноценны. Тем не менее в лучшей части наследия этого автора обнаруживается мастерство и самобытный талант. В творчестве Дрожжина заметно влияние таких поэтов, как Некрасов, Никитин и Кольцов. В нескольких его произведениях, относящихся к 80-90-м годам, слышны отголоски поэзии Надсона С. Я. Искренность, непосредственность, задушевность и простота - вот основные качества, которыми отмечены стихотворения Спиридона Дмитриевича Дрожжина. Его можно назвать певцом крестьянской жизни. Именно так он определил суть своего призвания с первых шагов в литературе ("Моя муза", 1875 год).

Ряд произведений этого поэта вошел в фольклор ("Песни рабочих", "Песня солдата"). Многие его стихотворения были положены на музыку такими композиторами, как В. Зиринг, С. Евсеев, А. Чернявский, Н. Потоловский, Ф. Лашек и др. Ф. И. Шаляпин исполнял две песни на стихи такого поэта, как Дрожжин Спиридон Дмитриевич.

Биография для детей и взрослых, изложенная в этой статье, дает лишь поверхностные представления о его творчестве. Лучше всего обратиться непосредственно к стихотворениям, чтобы понять значение и особенности поэзии Спиридона Дмитриевича.

ДРОЖЖИН Спиридон Дмитриевич родился [(3(18).XII. 1848, деревне Низовка Тверской губернии] в семье крепостного крестья­нина - поэт.

Осенью 1858 был отдан в школу к деревенскому дьячку, у которого около двух зим обучался письму и счету. Обра­зование Спиридона Дмитриевича на этом закончилось.

В 1860 его отправляют в Петербург на заработки. Он служит мальчиком-половым в трак­тире «Кавказ», где впервые знакомится с лубочной литературой и низкопробными журналами типа «Мирского вестника» и «Чтения для солдат». Со временем круг читательских интересов Дрожжина расширяется, он посещает Петербургскую публичную библиотеку, увлекается стихами Н. А. Нек­расова и А. С. Пушкина , начинает вести дневник, знакомится с демократически настроенными студентами.

Еще в 17-летнем возрасте Спиридон Дмитриевич написал свое первое стихотворение и с тех пор стал писать регулярно.

Поэт живет в по­стоянной нужде, тратя на покупку книг последние деньги. Он мечтает об универ­ситете, однако учиться ему не пришлось. В поисках работы Спиридон Дмитриевич вынужден был ски­таться по городам России, меняя одну профессию за другой: он работал продав­цом в табачных магазинах Петербурга и Ташкента, доверенным по поставке дров для Николаевской железной дороги, агентом волжского пароходного общества «Са­молет», продавцом в книжных магазинах в Москве и Харькове и так далее.

В 1870 он отпра­вил в «Иллюстрированную газету» пять лучших своих стихотворений, однако они были отвергнуты.

В декабре 1873 в журнале «Грамотей» появилась его «Песня про горе добра молодца» , и с тех пор Дрожжин начинает печататься в журналах «Дело», «Слово», «Свет», «Семейные вечера», «Ро­дина», «Русское богатство» и других.

В 1889 выходит первый сборник произведений Дрожжина «Стихотворения 1866-1888 гг. с записка­ми автора о своей жизни» , содействовав­ший росту его популярности, но не упро­чивший его материального положения.

В начале 1896, измученный нескончаемыми невзгодами, Спиридон Дмитриевич вернулся в деревню Низовку и всецело посвятил себя литературному труду и сельскому хозяйству. Появление поэта на родине принесло немало хлопот местным властям. За ним был установлен негласный полицейский надзор. Один за другим выходят его поэтические сборники -

«Поэзия труда и горя» (1901),

«Но­вые стихотворения» (1904),

«Год крестья­нина» (1906),

«Заветные песни» (1907),

«Новые русские песни» (1909).

Его стихи переводят на иностранные языки.

В 1900 Дрожжина посетил переводчик его стихов немец­кий поэт Райнер Рильке.

В 1903 суриковский кружок «Писателей из народа» орга­низовал в Москве вечер, посвященный 30-летию литературной деятельности поэта.

В 1910 Академия наук присуждает ему премию.

В 1915 - за сборник «Песни старого пахаря» - почетный отзыв им. А. С. Пуш­кина.

Октябрьскую революцию поэт встретил в 69-летнем возрасте. Продолжая писать стихи, он включается в общественную работу, много ездит по стране, выступая с чтением своих произведений. Дрожжин подготавливает и издает новые сборники -

«Песни труда и свободы» (1923),

«Песни» (1928),

«Песни крестьянина» (1929),

«Пути-дороги» (1929) и др.

Последние три года своей жизни Спиридон Дмитриевич посвятил подготовке к печати Полного собрания сочинений в 4-х томах, довел «Записки о жизни и поэзии» до 1930.

Тема крестьянской жизни - ведущая в творчестве поэта «Моя муза родилась кре­стьянкой простой»,- признавался он в одном из своих стихотворений («Моя му­за» , 1875). Он реалистически рисует до­революционную деревню, забитую нуж­дой и горем («Горе лютое» , 1878; «В из­бе» , 1882; «В темную ночь» , 1883), бедственное положение крестьян, страдаю­щих от произвола и притеснения кула­ков («В засуху» , 1897). «Вечную нуж­ду» поэт видит не только в деревне, но и в городе («Песни рабочих» , 1875), хо­тя дальше жалоб он и не идет. Спиридон Дмитриевич до мельчайших деталей знакома будничная жизнь деревни. С большой теплотой пи­шет он о трудолюбии простого народа («В страду» , 1875), поэтически воспевает русскую природу («Люблю я жгучие мо­розы...» , 1885). Тема родины становится центральной и в послереволюционном твор­честве Дрожжина. Он приветствует «долгожданную победу» - революцию («Прошли века не­воли злой...» , 1918), поет о «счастливой до­ле» «свободных людей» («После бури опять...» , 1929).

Одно из лучших своих стихотворений - «Долго я пел о наро­де» - поэт посвятил памяти В. И. Ленина.

Поэзия Дрожжина С.Д. развивалась под сильным воз­действием русской демократической по­эзии (Кольцов , Некрасов, Никитин) и устного народного творчества, особенно песенной лирики.

Спиридон Дмитриевич вводит в свои произведения стихи из народных песен (поэмы: «Дуняша», 1880; «Привал на Волге», 1880), широко использует фольк­лорную поэтику. Для его стихов харак­терны отрицательные сравнения, психологический параллелизм, песенная символика и так далее. Многие стихи положены на музыку «Жница» , 1871;

«Ах, о чем ты, ласточка...» , 1875;

«Любо-весело...» , 1890;

«Не полынь с травой-повиликою...» , 1894, и др.

Лучшие стихи прочно вошли в историю русской поэзии.

Умер - , деревне Низовка, Тверской губернии.


(6(18).12.1848 – 24.12.1930)

Выдающийся русский крестьянский поэт-самоучка конца ХIХ - первой трети ХХ в. Спиридон Дмитриевич Дрожжин родился в деревне Низовка Городненской волости Тверского уезда Тверской губернии (по другим сведениям, в деревне Пугино, соседней с Низовкой) 18 (6) декабря 1848 г. в семье беднейших крестьян, крепостных помещика М.Г. Безобразова. Дрожжины жили очень бедно и гнетущая, доходящая до нищеты нужда с детских лет окружала будущего поэта. Одновременно на становление его личности самое непосредственное влияние оказала патриархальная атмосфера крестьянского уклада, а также привитие ему с детства начатков православной веры, особенно дедом, который «был необыкновенно богомолен» и «страстный любитель книг Священного писания».

Осенью 1858 г. мать отвела юного Спиридона в школу к деревенскому дьячку, где он и проучился «две неполные зимы». Затем в конце 1860 г. С.Д. Дрожжин по причине тяжёлого материального положения семьи был отправлен родителями на заработки в Петербург. Его первая профессия - мальчик-половой в грязном трактире «Кавказ» при гостинице «Европа».
Впоследствии, пытаясь выбиться из нужды, Дрожжин сменил множество занятий: был приказчиком в табачной лавке и магазине газовых свечей, подручным буфетчика, чернорабочим, лакеем у помещика, доверенным по поставке дров Николаевской железной дороги, агентом Волжского пароходного общества «Самолёт», продавцом в книжных магазинах, учился в школе молочного хозяйства Н.В. Верещагина. В течение всего 35-летнего периода скитаний поэт попеременно проживал в Санкт-Петербурге, Москве, Ташкенте, Харькове, Новгородской и Ярославской губерниях. На долю Дрожжина выпадали месяцы полной нищеты, когда ему приходилось закладывать предметы одежды и ночевать прямо на улицах и в парках. Вынужденная необходимость продавать свой труд за мизерную плату, постоянная материальная и жилищная зависимость от работодателей сформировали у поэта обострённое чувство общественного неравенства, которое он воплотил во многих стихотворениях.

В 1863 г. Дрожжин впервые знакомится с творчеством Н.А. Некрасова, в 1864 г. - с революционно-демократическим журналом «Искра». Неустанно занимаясь самообразованием, поэт в 1866 г. записывается в Императорскую Публичную библиотеку. В круг его чтения входили произведения Л.Н. Толстого, И.С. Тургенева, А.Ф. Писемского, И.А. Гончарова, Н.Г. Помяловского, Г.И. Успенского и других, а также запрещённые в то время сочинения Н.А. Добролюбова и Н.Г. Чернышевского. В личной библиотеке поэта были книги А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, А.В. Кольцова, В.Г. Белинского, И.С. Никитина, Т.Г. Шевченко, Н.А. Некрасова, Ф. Шиллера, П. Беранже. Посещение собрания кружка петербургских студентов-разночинцев в 1867 г. способствовало формированию самостоятельности убеждений С.Д. Дрожжина, в которых соединялись революционно-демократические и православно-державные воззрения (например, в стихотворении «Русь (1875) он опирается на известную триаду «православие, самодержавие, народность»).

Весь период вынужденных скитаний С.Д. Дрожжин сохранял родственные, социальные и духовные связи со своей деревенской родиной. Периодически возвращаясь в Низовку, поэт с удовольствием занимается сельскохозяйственным трудом, который становится для него источником не только морального удовлетворения, но и творческого вдохновения («Первая борозда (1884), «Песня пахаря» (1891) и другие стихотворения).
Первые поэтические опыты С.Д. Дрожжина относятся к 1865 г., но началом его творческой деятельности принято считать публикацию стихотворения «Песня про горе добра-молодца» в конце 1873 г. в журнале «Грамотей».
В феврале 1878 г. С.Д. Дрожжин сближается с православным литератором и педагогом Н.А. Соловьёвым-Несмеловым (1847-1901), который оказал огромное влияние на духовное и творческое развитие поэта. При его посредничестве Дрожжин с начала 1880-х гг. публикуется в журналах «Семейные вечера», «Свет», «Детское чтение», «Луч», «Родник», «Воспитание и обучение», «Юная Россия», «Ребус», поэтических сборниках, а в 1879 г. завязывает переписку с И.З. Суриковым. В 1880-1881 гг. он вместе с Н.А. Соловьёвым-Несмеловым и несколькими другими литераторами организует «Пушкинский кружок», из-за участия в котором в 1884 г. попадает под негласный надзор полиции.
В 1884 г. в трёх номерах журнала «Русская старина» увидело свет автобиографическое повествование «Поэт-крестьянин С.Д. Дрожжин в его воспоминаниях. 1848-1884 гг.», написанное по заказу редактора-издателя М.И. Семевского. В 1889 г. в Петербурге выходит первая книга поэта, и литературная критика начинает обращать на него серьёзное внимание. Тем не менее, С.Д. Дрожжин продолжает испытывать нужду и лишения: два его сына умирают в младенчестве, а в 1894 г. в Низовке сгорает его дом вместе с библиотекой и рукописями.
В 1896 г. С.Д. Дрожжин вместе с семьёй окончательно возвращается в родную деревню, где сочетает крестьянский труд с литературным творчеством. Это его решение поддержал Л.Н. Толстой, с которым С.Д. Дрожжин встречался в 1892 и 1897 гг. Творческим результатом этого шага стала окончательная самоидентификация С.Д. Дрожжина как национального православного поэта-крестьянина, слившегося с родной «почвой» и физически, и духовно.
На рубеже XIX-XX в. поэт достигает пика литературной деятельности и читательской известности: 32 из 35 его прижизненных книг были изданы в 1898-1929 гг. Большой популярностью пользовались сборники С.Д. Дрожжина «Песни крестьянина» (1898), «Поэзия труда и горя» (1901), «Новые стихотворения» (1904), «Баян» (1909) и др. Несмотря на постоянное пребывание в деревне, он не отрывается от общероссийской литературной и культурной жизни: поддерживает отношения и завязывает новые знакомства с издателями, редакторами и литераторами А.А. Коринфским, И.А. Белоусовым, Ф.Ф. Фидлером, Н.Н. Златовратским, И.И. Горбуновым-Посадовым, М.Л. Леоновым и др. В 1899 г. поэт вступает в члены кассы взаимопомощи литераторов и учёных, в 1905 г. - в Общество любителей российской словесности. В 1903 г. Суриковский литературно-музыкальный кружок, куда вместе с Дрожжиным входили «писатели из народа» М.Л. Леонов, Е.Е. Нечаев, Ф.С. Шкулёв и другие, организует в Москве его чествование в связи с 30-летием литературной деятельности. На стихи С.Д. Дрожжина сочиняли музыку более 30 композиторов, в том числе Ц.А. Кюи, В.С. Калинников, В.И. Ребиков, Ф.О. Лашек, Р.М. Глиэр, А.Н. Чернявский. Две песни на его стихи исполнял Ф.И. Шаляпин.
Поэзия С.Д. Дрожжина привлекла внимание выдающегося немецкого поэта Р.М. Рильке, который посетил Низовку 18-23 июля 1900 г. и перевёл на немецкий язык несколько его стихотворений.

В 1900-1903 гг. С.Д. Дрожжин состоял в должности сельского старосты. Данный факт свидетельствовал о том, что крестьяне видели в нём своего авторитетного представителя. Поэт, хотя и пытался дистанцироваться от бремени общественных забот, воспринимал свою новую обязанность как возможность служить народу, что вполне соответствовало его демократическим убеждениям.
В 1903 г. Российская Академия Наук назначает поэту ежегодную пожизненную пенсию имени императора Николая II в сумме 180 рублей, которая становится для него основным источником дохода. В декабре 1910 г. на основании отзыва почётного академика К.К. Романова (К.Р.) четыре книги С.Д. Дрожжина 1907-1909 годов издания были удостоены премии имени М.Н. Ахматова в сумме 500 рублей. 11 ноября 1912 г. поэт получил кратковременную аудиенцию у К.К. Романова. Эту встречу, как и присланный позднее очерк о себе с дарственной надписью К.Р., он воспринял с большой радостью.
Основными темами поэзии С.Д. Дрожжина были деревенский труд и быт, пейзажи всех времён года, самоотверженное патриотическое служение Родине и социальный протест против угнетённого положения беднейших слоёв народа, лирико-философские размышления над универсальными константами бытия, нравственное совершенствование, крестьянское горе и душевный стоицизм. Несмотря на неотрывность С.Д. Дрожжина от материального и духовного уклада тверской деревни, его поэзия по степени типизации общественных процессов и жизненных ситуаций, мыслей и внутренних переживаний лирического героя - крестьянина-пахаря - принадлежит к общероссийским, а не к регионально замкнутым литературным явлениям. Благодаря народно-песенной основе, выражению крестьянского миропонимания, национальному характеру, фольклорной аксиологии и образности, жизненной достоверности, простоте слога она была доступна самой широкой читательской аудитории.
Немало стихотворений С.Д. Дрожжина о сельском труде пронизаны неподдельным чувством здорового оптимизма, поэтизацией земледелия. Он подчёркивает такую черту крестьянской ментальности, как нестяжательство, но вместе с тем, не отрицал наличествующий в сознании крестьянина идеала скромного достатка, обеспечиваемого исключительно своими руками.
Трудовая радость крестьянина сопровождалась и немалым числом бед: он терпел материальную нужду, смерть коня-пахаря в разгар сева, неурожай, голод, нищету. Целая гамма, связанных с этой стороной деревенской жизни пессимистических мотивов и ситуаций, которые можно объединить собирательным выражением «крестьянское горе», развёртывается в стихотворениях Дрожжина «Две поры» (1876), «Смерть коня-пахаря» (1877), «В засуху» (1897), «На Волге» (1899) «Осенней ночью» (1907) и др. Тем не менее, даже на уровне образной системы поэт противопоставляет крестьянский труд городскому: первый у него - «весёлый», «бодрый», «вольный», «радостный», второй - «подневольный», «гнетущий», «непосильный». В отличие от деревни, город почти не порождает у Дрожжина положительных эмоций. Описание завода и тесных комнат, где ютится городская беднота, приобретает в его урбанистической лирике черты инфернальности и фантасмагории («Ночь» (1887), «В столице» (1884), «Мне тяжело воспоминать…» (1899) и др.). Антитеза «город-деревня» аналогично спроецирована и на бытовую сферу.
Живописуя деревенскую реальность, С.Д. Дрожжин постоянно мечтал о воплощении вековой крестьянской мечты в виде некоего «мужицкого рая», блага которого, выраженные в идеализированных атрибутах быта, станут высшим вознаграждением за крестьянский труд. Мотив честного труда - один из сквозных в дрожжинской лирике.
Природа в стихах Дрожжина - это непритязательные по внешней красоте лесные, водные и луговые ландшафты Верхневолжья. Они отличаются реалистической конкретикой, выпуклостью, тесной связью с хозяйственным круговоротом крестьянской жизни, синтезом природного и бытового пейзажа. Однако в каждом времени года поэт, наряду с восхищением весною, радостью лета, «праздником осени» (сбором урожая), умиротворённостью зимы, по-прежнему воплощает противоречивость крестьянского бытия, что также порождает и более усложнённые комбинации психологических настроений.
Из любви к окружающему крестьянскому и природному миру - сугубо конкретному и предельно вещественному - выросло в поэзии С.Д. Дрожжина высокое и непоколебимое чувство патриотизма. Любовь к малой родине вызывает в его душе всечеловеческую отзывчивость, любовь ко всему миру.
В качестве основных гражданских мотивов в дореволюционных стихотворениях Дрожжина закрепились стремление к свободе, осознаваемой прежде всего как крестьянская воля и протест против социальной несправедливости («Не весёлый напев…» (1878), «Честным порывам дай волю свободную…» (1879), «Воля» (1905), «От безотрадных горьких дум…» (1906) и др.). Вместе с тем, идейным стержнем политических убеждений поэта была концепция гражданского мира. В стихотворении «После долгой разлуки» (1917), посвящённом соседу-помещику Н.А. Толстому (1856-1918), он выступает не за обострение социального противоборства, а за примирение различных общественных групп на основе высшей гражданской и духовной ценности - России.
Социальной, культурно-нравственной и философской первоосновой мировоззрения и творчества С.Д. Дрожжина всегда оставалась православная вера. Вот почему христианская духовность, морально-нравственные посылки, евангельские сюжеты и библейские аллюзии пронизывают собой все тематические блоки и мотивы его лирики. Религиозность русского человека в произведениях Дрожжина - естественная норма поведения. Христианской аурой проникнут у него и деревенский пейзаж, и окружающая природа, и безмерность мироздания.
С.Д. Дрожжин также создал немало православно-гражданских стихотворений, например, «На 1879 год» (1878), «Застольная песня» (1880), «Слава Всевышнему Богу» (1886), «К Богу» (1909) и др. В стихотворных молитвах он ратует перед Христом за личное обретение высших христианских добродетелей.
Биполярность народного бытия обусловила амбивалентность поэтического мышления С.Д. Дрожжина, которая наиболее убедительно воплотилась в его программном стихотворении «Я для песни задушевной…» (1891).
Февральскую, а затем и Октябрьскую революцию С.Д. Дрожжин вначале встретил восторженно, видя в них реальное осуществление идеала свободной крестьянской Руси. Но, испытывая настороженность к революционным нововведениям, он весной 1917 г. отказывается участвовать в работе волостного исполкома и стать председателем волостного суда.
В 1918-1920 гг. С.Д. Дрожжин, потрясённый новыми народными бедствиями, в ряде своих стихотворений («Страшно жить и скучно…» (1918), «Царь-голод» (1919), «Душа болит, мутится ум…» (1920) и др.) гневно обличает антинациональную и антиправославную сущность Октябрьского переворота, «красный террор», тотальное ограбление крестьян в процессе продразвёрстки, жестокость подавления народных восстаний, братоубийственную Гражданскую войну.
Особенно угнетающе подействовали на поэта взятие в заложники и бессудный расстрел Н.А. Толстого вместе с женой. По этим причинам в начале 1920-х гг. С.Д. Дрожжин, лишённый к тому же прежнего материального обеспечения, переживает глубокий духовный кризис, полностью не преодолённый им и в последующие годы, что подтверждает его переписка с давними друзьями-поэтами А.А. Коринфским, М.Л. Леоновым и И.А. Белоусовым.

Дом-музей С.Д. Дрожжина

Тем не менее, поэт участвует в работе I съезда тверских поэтов и писателей из народа, состоявшегося Твери 6-8 ноября 1919 г., поддерживает тесные творческие и личные контакты с членами Тверского литературно-художественного общества имени И.С. Никитина. Чтобы не умереть с голоду, Дрожжин, превозмогая недуги, выступает на литературных вечерах в Москве, Твери, Клину, Завидове, Редкине.
С 1923 г. неблагоприятная ситуация вокруг поэта начала изменяться к лучшему. Повторно возрастает его читательская популярность. По ходатайству Общества по изучению Тверского края Центральная Комиссия по улучшению быта учёных 20 февраля 1923 г. назначила С.Д. Дрожжину повышенную пенсию и академический паёк. В самой Низовке поэта посещают делегации школьников и друзья-писатели; он также получает немало писем от почитателей своего дарования. В 1923 г. тверскими никитинцами было подготовлено и проведено чествование поэта в связи с его 75-летием. В том же году в Москве и Твери выходят сразу пять книг С.Д. Дрожжина, а его самого избирают почётным членом Всероссийского Союза поэтов. Имя Дрожжина присваивается нескольким школам, одной из улиц Твери, пароходу. В Тверском и Ржевском музеях открываются Дрожжинские комнаты, а Низовка переименовывается в Дрожжино. По распоряжению наркома почт и телеграфов 27 февраля 1926 г. в доме поэта устанавливается радиоприёмник, а в год своего 80-летия он удостаивается приветствия Президента Академии наук СССР А.П. Карпинского.
Несмотря на популяризацию своей поэзии, признание заслуг перед литературой и народом, творчество С.Д. Дрожжина после 1917 г. истолковывалось в вульгарно-социологическом ключе и подверглось сильному цензурному вмешательству: стихотворения на православную тематику выбрасывались из книг, многие произведения безжалостно купировались или подвергались идеологической редакторской правке, часто своевольной. В самой Твери празднование 80-летия поэта было использовано местными властями, в первую очередь, в политических целях. Публикации в газетах «Тверская правда» и «Смена» фальсифицировали сложные страницы жизни Дрожжина, создавали мифологизированный и далёкий от действительности образ труженика-поэта, неутомимо поющего хвалу Советской власти.
Как следствие, невзирая на благосклонность высоких должностных лиц советского государства, С.Д. Дрожжин в глубине сознания оставался «внутренним эмигрантом», подчас открыто демонстрируя оппозиционность новой власти. Так, летом 1929 г. он принимает в Низовке поэта А.А. Коринфского, который 14 ноября 1928 г. был арестован в Ленинграде по делу «об участии в контрреволюционной работе группы монархистов», решением Коллегии ОГПУ от 13 мая 1929 г. осуждён по статьям 58-10 и 58-11 УК РСФСР (антисоветская агитация) и выслан в Тверь.
С.Д. Дрожжин скончался в Низовке 24 декабря 1930 г. В 1937 г. при сооружении Иваньковского водохранилища прах поэта и его дом были перенесены из зоны затопления в с. Завидово, где 1 мая 1938 г. открылся Дом-музей С.Д. Дрожжина.

А.М. Бойников , кандидат филологических наук, доцент,
член Союза писателей России, член Союза журналистов России.

Библиография:

Дрожжин С.Д. Собрание сочинений: в 3 т. - Тверь: СФК-офис, 2015. - Т. 1-3.
Бойников А.М. Поэзия Спиридона Дрожжина: монография. - Тверь: ТвГУ, 2005. - 228 с.
Спиридон Дмитриевич Дрожжин: библиогр. указ. - Тверь: ЧуДо, 1998. - 115 с.
Спиридон Дрожжин глазами современников и потомков. - Тверь: Золотая буква, 2001. - 240 с.
Гончарова И.А., Редькин В.А. Ревнители традиций: Очерк о Тверском литературно-художественном обществе имени И.С. Никитина. - Тверь: Тверское областное книжно-журнальное изд-во, 2002. - 192 с.
Иванова Л.Н. Дрожжин Спиридон Дмитриевич // Русские писатели. 1800-1917. Биографический словарь. - М., 1992. - Т. 2. - С. 187.

Спиридон Дмитриевич Дрожжин (1848-1930) - русский поэт.

Родился 6 (18) декабря 1848 года в семье крепостных крестьян в деревне Низовка Тверской губернии. В школе учился две неполных зимы, потом одиннадцатилетнего сына мать отправила на заработки в Санкт-Петербург. Следующие годы жизни Дрожжина прошли в скитаниях по России, он сменил множество профессий.

В Петербурге (1860-1871) занимался самообразованием, познакомился с произведениями Николая Некрасова, Алексея Кольцова, Ивана Никитина, Льва Толстого и др. В 16 лет Дрожжин написал своё первое стихотворение, в 1867 году начал дневник, который вёл до конца жизни.

Первая публикация Дрожжина в журнале «Грамотей» (1873). С этого времени Дрожжина стали печатать во многих журналах: «Дело», «Слово», «Семейные вечера», «Русское богатство» и др., в том числе тверских - «Тверской вестник» (1878-1882).
Из-за бедственного материального положения и под влиянием встреч с Львом Толстым (1892, 1897) возвращается на родину (1896), посвящая себя литературному труду. В 1903 году «Кружок писателей из народа» организовал вечер, посвящённый 30-летию поэтической деятельности С. Д. Дрожжина; одним из организаторов вечера был И. А. Бунин, который назвал Дрожжина «самым даровитым поэтом-самоучкой».
Академия наук назначила в 1903 году Дрожжину пожизненную пенсию; в 1910 году - премию, за сборники «Заветные песни», «Стихотворения 1866-1888», «Новые русские песни», «Баян»; в 1915 году - почётный отзыв имени А. С. Пушкина за сборник «Песни старого пахаря».

 

Возможно, будет полезно почитать: