Понимание. Непосредственное постижение целостности объекта выступает как понимание - способность постичь смысл чего-либо

Мышление - это обобщенное отражение объективной действительности в ее закономерных, наиболее существенных связях и отношениях. Оно характеризуется общностью и единством с речью.

Мышление проявляется при решении любой задачи, возникающей перед человеком, коль скоро она актуальна, не имеет готового решения и мощный мотив побуждает человека искать выход.

Физиологической основой являются временные нервные связи (условные рефлексы), которые образуются в коре больших полушарий. Эти условные рефлексы возникают под воздействием вторых сигналов (слов, мыслей), отражающих реальную действительность, но возникают обязательно на основе первой сигнальной системы (ощущений, восприятий, представлений).

Виды мышления.

По генезису:

Наглядно-действен­ное мышление - заключается в практической преобразовательной деятельности, осуществляемой с реальными предметами. Это наиболее элементарный вид мышления, возни­кающий в практической деятельности и являющийся основой для формиро­вания более сложных видов мышле­ния.

Наглядно-образное мышление -осу­ществляется непосредственно при восприятии окружающей действительности и без этого осуществляться не может. Мысля наглядно-образно, мы привязаны к дей­ствительности, а необходимые образы представлены в кратковременной и опера­тивной памяти. Данная форма мышления является доминирующей у детей до­школьного и младшего школьного возраста. Дошкольники мыслят лишь наглядными образами и еще не владеют понятиями (в строгом смысле).

Словесно-логическое мышление - вид мышления, осуществляемый с помощью логических операций с поня­тиями. При словесно-логическом мышлении оперируя логическими понятиями, субъект может познавать существенные закономерности и нена­блюдаемые взаимосвязи исследуемой реальности. Развитие словесно-логического мышленияперестраивает и упорядочивает мир образных представлений и практических действий.

Абстрактно-логическое (отвлеченное) мышление - вид мышления, основанный на выделении существенных свойств и связей предмета и отвлечении от дру­гих, несущественных.

Наглядно-действенное, наглядно-образное, словесно-логическое и абстрактно-логическое мышление являются последовательными этапами развития мышления в филоге­незе и в онтогенезе.

По характеру решаемых задач различаюттеоретическое и практическое мышление.

Теоретическое мышление - мышление на основе теоретических рассуждений и умозаключений, это познание за­конов и правил.

Практическое мышление - мышление на основе суждений и умо­заключений, основанных на решении практических задач. Основная задача практического мышления- раз­работка средств практического преобразования действительно­сти: постановка цели, создание плана, проекта, схемы. Практи­ческое мышление было изучено Б.М.Тепловым. Им установле­но, что важной особенностью практического мышления является то, что оно развертывается в условиях жесткого дефицита време­ни и актуального риска. В практических ситуациях очень огра­ничены возможности для проверки гипотез. Все это делает прак­тическое мышление в определенном отношении более сложным, чем мышление теоретическое.

По степени развернутости мышления во времени различают интуитивное и дискурсивное, или аналитическое мышление.

Дискурсивное (аналитическое) мышление - мышление, опосредованное логикой рассуждений, а не восприятия. Аналитическое мышление развернуто во времени, имеет четко выраженные этапы, представлено в созна­нии самого мыслящего человека.

Интуитивное мышление - мышление на основе непосредственных чувственных восприятий и непосредственного отражения воздействий предметов и явлений объективного мира. Интуитивное мышление харак­теризуется быстротой протекания, отсутствием четко выражен­ных этапов, является минимально осознанным. Обычно используют три критерия для различения дискурсивного и интуитивного мышления:1)временной (время протекания процесса); 2) структурный (членение на этапы); 3) уровень осознанности (представленность в сознании самого мыслящего).

По степени новизны и оригинальности различаютрепродуктивное и продуктивное мышление по их функ­циональному назначению.

Репродуктивное мышление - мышление на ос­нове образов и представлений, почерпнутых из каких-то определен­ных источников.

Продуктивное мышление - мышление на основе твор­ческого воображения.

В своей деятельности люди сталкиваются с такими объектами, которые имеют целостно-системный характер. Для ориентации в таких объектах человеку необходимо уметь выде­лить в них внешнее и внутреннее содержание, их внутреннюю сущность и ее внешние проявления. В этой связи по типу познания выделяют теоретическое и эмпирическое мышление.

Теоретическое мышление – мышление, направленное на познание внутреннего содержания и сущности сложных системных объектов. Основным мыслительным действием, связанным с таким познанием, являетсяанализ. Анализ целостного системного объ­екта обнаруживает в нем некоторуюпростую связь (или отноше­ние), выступающую в роли генетически исходной основы для всех его частных проявлений. Эта исходная связь служит всеобщим или существенным источником становления целостного систем­ного объекта. Задачатеоретического мышления состоит в обнаружении этой исходной существенной связи, при последующем ее выделении, т.е. абстрагировании, и, в дальнейшем, сведе­нии к этой исходной связи всех возможных частных проявлений системного объекта, т.е. производство действияобобщения.

Эмпирическое мышление – мышление, направленное на познание внешних проявлений рассматриваемых предметов и явлений. Основными операциями эмпирического мышления являетсясравнение и классификация, которые связаны с действиями абстрагирования и обобщения одинаковых свойств, предметов и явлений. Познавательным продуктом осуществле­ния этих действий являются общие представления (или эмпири­ческие понятия) об этих предметах и явлениях. Эмпирическое мышление выполняет весьма важные и необ­ходимые функции в повседневной жизни людей, а также в нау­ках, находящихся на начальных этапах своего развития.


понимание
-
1) способность постичь смысл и значение чего-либо и достигнутый благодаря этому результат;
2) вызванное внешними или внутренними воздействиями специфическое состояние сознания , фиксируемое субъектом как уверенность в адекватности воссозданных представлений содержанию воздействия.
Без П. как особого состояния субъекта невозможно продолжение общения , координация действий и какие-либо другие осмысленные действия и воздействия. Для П. характерно ощущение ясной внутренней связанности, организованности рассматриваемых явлений. Это может быть логическая упорядоченность, ясное «видение» причинно-следственных связей. Наиболее подробно изучена роль языка в П. (в частности, в П. текстов и устных сообщений на естественных и искусственных языках). К психологическим механизмам П. относятся идентификация , проекция , социальная перцепция (см. перцепция социальная), эмпатия , инсайт , интуиция , каузальная атрибуция (см. атрибуция каузальная).

Краткий психологический словарь. - Ростов-на-Дону: «ФЕНИКС» . Л.А.Карпенко, А.В.Петровский, М. Г. Ярошевский . 1998 .


понимание
1. Способность постичь смысл и значение чего либо и достигнутый благодаря этому результат.
2. Вызванное внешними или внутренними воздействиями специфическое состояние сознания, фиксируемое субъектом как уверенность в адекватности воссозданных представлений и содержания воздействий.
Без понимания как особого состояния субъекта невозможно продолжение общения, координация действий и вообще любые осмысленные действия и воздействия. Существует особая наука о понимании - герменевтика, искусство и теория толкования текстов.
Понимание не следует отождествлять со знанием - способностью усвоить и воспроизвести сумму сведений, в правильности коих человек он не сомневается - ибо возможно знание без понимания и понимание без знания, «непосредственное усмотрение».
Для понимания характерно ощущение ясной внутренней связанности, организованности рассматриваемых явлений. Это может быть логическая упорядоченность, ясное «видение» причинно-следственных связей, когда ранее механически перечисляемые факты объединяются в единую логическую систему (понимание доказательства теоремы, понимание формулы, естественного закона и пр.). Возможно ясное ощущение связанности и осмысленности явлений и без усмотрения их логического каркаса. В этом случае явление выступает как направленное на некую цель, сопоставимую с целями субъекта: человек понимает поведение другого человека, его мысли, мотивы и прочее; подобным же образом возможно и понимание социокультурных, в том числе исторических событий, письменных памятников; на этой же базе возможно понимание поведения животных и явлений природы, связанное с их антропоморфизацией, приписыванием им аналогий с поведением людей.
Возможно и понимание на основе сопереживания, идентификации: понимание эмоций другого человека; нерасчленимое «понимание человека»; понимание этических и эстетических явлений, и пр. Результат понимания - смысл - субъективно уникален для субъекта, но непроизволен, ибо понимание определяется в конечном счете социокультурными условиями, независимыми от индивида.
Особенно подробно изучена роль языка в понимании - в частности, в понимании текстов и устных сообщений на естественных и искусственных языках. К психологическим механизмам понимания человека относятся идентификация, проекция, перцепция социальная, эмпатия, озарение, интуиция, атрибуция каузальная.

Словарь практического психолога. - М.: АСТ, Харвест . С. Ю. Головин . 1998 .


понимание
Категория. Познавательный процесс.
Специфика. Выявление существенных признаков предметов окружающей действительности, определяющих их возникновение или воспроизведение. Осуществляется, как правило, посредством символического моделирования в речи.

Психологический словарь . И.М. Кондаков . 2000 .


ПОНИМАНИЕ
(англ. understanding , comprehending ) - широкий по значению и сфере применения термин, не имеющий строго фиксированного содержания и объема. Отметим некоторые наиболее частые и важные для психологии значения слова «П.».
1. Способность личности осмыслять, постигать содержание, смысл, значение чего-нибудь. В этом смысле О. Мандельштам дал свои оценки 3 поэтам: «Пастернак - человек понимания. Я - человек исключительного понимания. Гете - человек всепонимания».
2. Когнитивный процесс постижения содержания, смысла; этот процесс м. б. успешным или безуспешным, самостоятельным или несамостоятельным, быстрым или медленным, произвольным и осознанным или же непроизвольным и интуитивным.
3. Продукт процесса П. - само толкование чего-нибудь (текста, поведения, сновидений и т. д.). В этом смысле возможно правильное и неправильное, глубокое и поверхностное, полное и неполное П.
4. П. как одна из целей познания и обучения.
Как особый процесс и метод познания рассматривал П. основоположник понимающей психологии и культурологической школы «истории духа» В . Дильтей . Противопоставляя П. как метод познания в науках о духе методам познания в науках о природе, Дильтей дал чисто семантическую трактовку П.: «П. простирается от постижения детского лепета до понимания Гамлета или «Критики чистого разума». В камне, мраморе, звуках музыки, жестах, словах, произведениях искусства, в поведении, хозяйственных порядках и юридических установлениях выражается один и тот же человеческий дух, который и требует своего истолкования». П. рассматривается им как процесс познания 1) внутреннего мира другого на основе внешних знаков (поведения), 2) самого себя на основе интроспекции и 3) культуры, в т. ч. письменных документов, с помощью искусства интерпретации (герменевтика , экзегеза). «Способность понимать действительность, природную и социальную, понимать др. людей и самого себя, тексты культуры - эта способность лежит в основе существования человека» (А. А. Брудный, 1998).
П. - это не только метод, но и предмет познания (исследования), причем весьма многоликий. Разнообразие форм и способов П. в человеческом мире обусловлено реальным многообразием языков и текстов. Языку движений и действий соответствуют не только операциональные, но и эмоциональные, и предметные значения; языку образов - предметные и даже беспредметные, иррациональные (напр., в сновидениях) значения; вербальному языку - концептуальные или понятийные значения; языку выразительных движений (мимики, пантомимики ) могут соответствовать и операциональные, и предметные, и концептуальные значения. Их переплетение в талантливой пантомимике вызывает эмоциональный отклик и порождает эстетические значения. Предметы, утварь, орудия, понимаемые как текст, прежде всего имеют назначение (функциональное значение). Однако П. их назначения невозможно без операциональных и предметных значений, складывающихся при их употреблении.
Для того чтобы П. произошло, текст, высказанный или прочитанный на каком-либо языке, должен быть воспринят, а его значения осмыслены, т. е. переведены на собственный язык смыслов . Доказать или показать другому, что П. случилось, далеко не просто, что хорошо иллюстрируют, напр., недоразумения на экзаменах. Для этого необходимо осуществить обратную процедуру означения построенных смыслов. Если собрать вместе все попытки истолковать Гамлета, то получится приличная библиотека, а попытки тем не менее продолжаются. Трудности связаны с тем, что эмоциональные смыслы и переживания трудно вербализуются, они как бы сопротивляются концептуализации, своему понятийному оформлению.
В трудах М . М . Бахтина П. литературного текста представлено как сложный и творческий процесс: «Понимать текст так, как его понимал сам автор данного текста. Но П. м. б. и должно быть лучшим. Могучее и глубокое творчество во многом бывает бессознательным и многоосмысленным. В П. оно восполняется сознанием и раскрывается многообразием смыслов. Т. о. П. восполняет текст: оно активно и носит творческий характер. Творческое П. продолжает творчество». К этому завету выдающегося мыслителя, проделавшего огромный труд П. гения Достоевского, есть смысл прислушаться.
П. устной речи возникает уже на 2-м г. жизни. Весьма условно внутри раннего возраста выделяют этап доречевого (от 1 до 1,5 лет) и этап речевого развития (от 1,5 до 3 лет). На 3-м г. резко возрастает речевая активность ребенка во время игровой деятельности, в т. ч. и индивидуальной, а также в процессе общения со взрослым. На 3-4-м г. жизни ребенок вступает во 2-й период вопросов (возраст «почемучек»), у него впервые пробуждается сознание непонятности того, что он воспринимает, и зарождается потребность в П. (Дж. Болдуин, С . Л . Рубинштейн ). Продуктивность непонимания связана с тем, что оно влечет за собой поиск смысла. Точки развития и роста человека (и культуры) как раз и находятся в дельте понимания-непонимания. (В. П. Зинченко.)

Большой психологический словарь. - М.: Прайм-ЕВРОЗНАК . Под ред. Б.Г. Мещерякова, акад. В.П. Зинченко . 2003 .


Синонимы :
    благопонимание, богопонимание, взаимопонимание, воспринимание, воспринятие, восприятие, всепонимание, единодушие, знание, истолковывание, кумекание, маракование, мерекание, миропонимание, мнение, озарение, осмысление, осмысливание, осознавание, осознание, оценка, познавание, постигание, постижение, представление, прозревание, прозрение, проникновение, разгадывание, разумение, раскусывание, рассуждение, расчухивание, самосознание, смекание, сознание, соображение, суждение, толкование, улавливание, уразумение, усвоение, усекание, ухватывание, уяснение, чувствование

Антонимы :

  • непонимание
Читайте также:
  1. Взаимопонимание политики с экономикой, моралью, правом.
  2. Возникновение идеи правового Г и современное ее понимание
  3. Возникновение капитализма и новое понимание справедливости
  4. Глава 2. Понимание сущности феодализма в исторической науке
  5. Декларация независимости США». Понимание справедливости по ту сторону Атлантики: Франклин и Джефферсон
  6. Категория сознания в истории философии. Субстанциальное и несубстанциальное понимание сознания.
  7. Кто ввёл такое понимание понятия «религия», которое впоследствии было связано с христианской традицией?

Непосредственное постижение целостности объекта выступает как понимание - способность постичь смысл чего-либо, фиксируемая субъектом как уверенность в адекватности воссозданных представлений.

Понимание - это личностный процесс, связанный с особенностями психики, нервной системы, духовного развития субъекта, а также с его включенностью в различные коммуникативные системы. Объектом понимания могут выступать: язык, человек, социальные нормы, знание и опыт, историческая эпоха, культура, текст и т.д. Понимание как недискурсивное (не представленное в форме логических суждений и умозаключений) знание предшествует объяснению.

Функция понимания

Существенной чертой понимания является осмысление, выявление и реконструкция смысла. Г. Риккерт предложил различать науки о природе и науки о духе. Если целью естественнонаучного познания является всеобщее, то есть установление всеобщих законов природы и формирование универсальных понятий, то для наук о духе интерес представляет индивидуальное и его уникальность.

Социально-гуманитарное знание имеет этическую и аксиологическую направленность, поэтому главной характеристикой объектов его познания является обладание ими «смыслом», «ценностью», а одним из основных методов социально-гуманитарного знания выступает понимание.

Понимание как предмет изучения

· Понимание (способность постигать смысл чего-либо) является предметом изучения следующих философских направлений:

· 1) герменевтика - искусство и теория истолкования текстов, рассматривающее понимание как метод исторической интерпретации, позволяющийпостигать целостность душевно-духовной жизни другой индивидуальности (Г. Дильтей: И. Гадамер);

Экзистенциализм - учение о существовании, истолковывающее «жизненный мир» как реальность языковую, коммуникативную, не столько отражающую, сколько создающую бытие и возможность понимания М. Хайдеггер). Эти направления изучают понимание как способ языковой коммуникации, диалога, основанного на психической общности субъектов, позволяющей передавать и сохранять смысл текстов.

· 3) феноменология - учение о феноменах сознания, о «горизонтах» и «жизненных мирах», делающих возможным взаимопонимание индивидов и культур (Э. Гуссерль);



Феноменология

Основоположником феноменологии является Э. Гуссерль, провозгласивший лозунг «К самим вещам!», то есть к изучению смыслов предметов и событий. Понятие «феномен» - это не предмет как таковой в единстве его сущности и явления и тем более не явление как обнаружение сущности, а смысл и значение предмета

Анатолий Лень

УСЛОВНЫЕ ОБОЗНАЧЕНИЯ

А - начало нового ничем непримечательного афоризма, умозаключения
в – важное
д – банальное, для детей
з - познавательное
и – интересное
к – крылатое
л - лучшее
н – не важное
п – поучительное
с - сложное для понимания
ю – юмор

Постижение значение определение формировать выработать уму не постижимо не поддается постижению необходимо способность постичь смысл действительности происходящего уметь постигать влияет зависит постигающий человек современное собственное правильное свое

З Постижение – понимание действительности, уразумение.
пзв В формировании правильного постижения действительности очень важную роль играет духовность, нравственность, человеколюбие, благожелательность, любовь к природе, деятельность.
з Кардинально меняет постижения человека вера в Бога.
з На формирование постижения действительности влияет нравственность через стыд, совесть, сострадание, милосердие, чувство долга…
п Главное не увидеть – а постичь.
а Мудрецу достаточно наблюдения превращения курицы из яйца – что бы постичь все.
кл То, что человек не может постичь – он чувствует сердцем.
п Постижение – важнее знания.
п Не так важно узнать, увидеть, услышать, главное – постичь, а
нужное применить.
к Постижение – больше чем глаза и уши.
п Чтобы что-то лучше постичь – надо этим пожить.
а Если ложь постигается лучше, чем истина – верят ей.
к Не постиг – потерял.
а То, что человек не способен постичь – проходит мимо него.
пв Чтобы по-настоящему что-то постичь – его сначала надо полюбить.
п Вопросительный знак – двигатель постижения.
а Постижение – приближение к правде.
п Человек не должен проходить мимо чего-то незнакомого.
з Желание человека к постижению действительности вызвано не праздным любопытством – а инстинктом самосохранения.
а Мешает постижению – равнодушие.
д Размышляя – можно многое постичь.
а Живой ум по обрывку информации способен многое постичь.
зп Чтобы лучше информацию постичь ее надо получить несколько раз.
зд Помогают постигать знания.
к Постижение с трудом – ценнее.
а Постижение чувства пасет.
п Помехой в постижении действительности является противоречивость.
з Увязав постижение действительности – человек становится всевидящим.
а Постижение часто приходит со временем.
п Спешите постичь! Многое мы понимаем слишком поздно.
з Умный и глупый меньше различаются в постижении природного, нежели того, что создано цивилизацией.
з Чем необычней, тем сложнее для постижения.
а Мы ощущаем только то, что способны постичь.
к Без внимания – нет постижения.
а Проницательному человеку достаточно немного увидеть или
услышать, чтобы многое постичь.
пз Подруга постижения – догадливость.
з Постижению способствует интуиция.
п Человек понимает то – что желает постичь.
п Если хотите чтобы человек, что-то постиг – сделайте это его интересом.
а Многие люди не могут постичь существенную часть действительности.
з Воображение помогает представить, чтобы постичь.
а Постижение – бездонный колодец познания.
а Человек как разумное существо живет тем, что способен постигнуть.
а Если что-то не постигнуто – так вроде бы его и нет.
пз Самый короткий, простой и доступный способ постижения – через истины.
пз Настоящее, глубокое, подлинное, долговечное постижение приходит не через жизненную информацию и даже не через образование, а через истины, рожденные размышлениями и наблюдениями.
пз Постижение в существенной степени осуществляется – через наблюдение.
пз Чтобы к человеку приходило постижение, надо интересоваться всем, что происходит вокруг, полученную информацию логически осмысливать и делать выводы.
п Выгоднее постигать то – на что ты можешь повлиять.
п Лучше Постигать наперед все – с чем можешь столкнуться, а не то – что уже свалилось на голову.
сп Эффектнее и легче постигать действительность, не ища ответ на заданные себе вопросы, а фиксируя самопроизвольно приходящие ответы.
з Чтобы получить ответ на поставленный вопрос, необходимы
знания и усилия для изучения данной темы.
зс Осеняющий нас ответ, прибиваемый к нам течением жизни, на
вопрос, который мы когда-то себе задавали, надо всего лишь зафиксировать, не тратя время на раздумья и изучение побочного материала.
з Чтобы обогатить, прояснить, закрепить свои постижения люди вынуждены постоянно беседовать друг с другом, приписывая этому занятию совершенно другие причины.
пз Путем наблюдений, сравнений, опыта и анализа – можно многое постичь самому.
п Постижение питается интересом и удивлением.
п Самое ценное постижение то, которое относится к быту – оно ближе всего к натуральной, природной жизнедеятельности.
з Чем профессия и другие обязанности ближе к быту, природе,
тем меньшей помехой в общем, постижении они являются.
з Умный человек, залезая в дебри, распыляется и поэтому не
очень хорошо знает примитивные области жизни, где глупому
знакома каждая мелочь.
з Глупый инстинктивно не изучает сложные материи, чтобы все
силы своего скудного интеллекта бросить на такие основы, как
питание, размножение и выживание.
а Иногда, чтобы что-то постигнуть – не хватает жизни.
пз Мы не можем понять действительность сразу, целиком и вынуждены постигать ее по частям. Не так страшно, если в этом
нет системы. Главное, чтобы человек мог осмыслить эти части и соединить в одно целое. Многим не удается это сделать, и они превращаются в умных дураков, понятиями обладают, а увязать
их не могут.
п Если все происходящее наблюдать, постигать, анализировать – этого может быть достаточно, чтобы с годами стать человеком понимающим.
п Здоровое любопытство и любовь к жизни, людям, природе –
хорошие помощники постижения действительности.
п Анализ и логика – в постижении действительности верные помощники.
а Настоящая человеческая жизнь начинается только после постижения действительности.
п Если не хотите, чтобы жизнь Вас унизила, а то и растоптала,
выкроите время от сигарет, пива, секса и постигните действительность.
п Чем быстрее человек постигнет действительность – тем раньше выберет верную дорогу.
а Одни пытаются постигнуть действительность по возникшей необходимости, другие – по праздному любопытству. И только третьи, по-настоящему влюбленные в жизнь и понимающие цену осмысления – постигают ее увлеченно и ответственно.
з Человек постигнуть все способен лишь поверхностно.
з Постижения человека зависят от уклада его жизни и традиций.
к Каждый все постигает – по своему.
пв При отрицательном постижении действительности человека не может сложится правильно.
пв Человек с отрицательным постижением – не может приобрести настоящее счастье.
зв Целенаправленная выработка постижения – показатель зрелости.
к Постижение – дитя разума и чувств.
з Постижения человека формируются через знания, чувства, эмоции, мышление, наблюдения, опыт, анализ, выводы, настроение, самочувствие…
пзв Невозможно правильно постичь – в области, которая не изучена и не прочувствована.
з В формировании постижений необходимы знания естественные, социально-исторические, технические, философские, житейские…
зпв Постижения имеют огромное практическое значение, влияя на благополучие, поведение, быт, интересы, цели, образ жизни, отношения людей …
з На постижения влияют жизненные ценности.
п Первой подружкой нового постижения – должна быть дискуссия.
кл Постижение должно рождаться как дитя – внутри человека.
з Обмен постижениями – стержень общения.
кл Правильное постижение – есть истина.
с Постижение – растворяется в выгоде.
з Смена постижения может увести человека в другой мир, жизнь, сообщество, поколение…
кл У людей, не владеющих собой постижения одни – жизнь другая.
к Отпечаток постижений – на лице человека.
п Неправильное постижение может приводить к порокам, проступкам, а то и преступлениям.
пв Когда постижения неправильны – жизнь человека и его близких превращается в кошмар.
лвп Глупость чтобы иметь постижение – вынуждена, доверятся молве.
а Постижения юности – самое стойкое.
п Постижение без сомнений – большая глупость.
з Существенная деформация постижений человека происходит под воздействием инстинкта размножения.
з На индивидуальные постижения существенно влияет – широко распространенные и господствующие настроения общества.
з Правильности постижения способствует ясность и гибкость ума.
з В установке правильного постижения без логического мышления – не обойтись.
п Человек наряду с собственным постижением должен представлять картину взглядов различных обществ.
п В постижениях важна созвучность.
п В постижениях очень важна – логическая стройность.
з Усвоение чужих постижений, без анализа и поиска – уничтожает личность.
з Хорошей опорой для формирования правильного постижения действительности служит анализ и опыт.
зп Чтобы избавится от путаности постижений действительности, следует начинать с простых житейских истин, медленно двигаясь, увязывая их между собой.
п Разноголосица в постижениях разумных людей приводит к поиску истины, глупцов – к вражде и неприязни.
пзв Нетерпимость к чужому постижению – мешает развитию, установлению истины, принятию правильных решений.
зпв От правильности постижений человека зависит его судьба и благополучие.
з Постижения человека зависят от его деятельности.
з Постижения приводят к принципиальности и убежденности.
з Без постижения – нет мнения.
з Через призму постижений человек оценивает все происходящее.
зпвд Утрата правильного прежнего постижения происходит под натиском пороков, соблазнов, удовольствий…
пв Постижение должно меняться вдумчиво и в первую очередь на почве роста духовности и познания.
п Собственное постижение – убедительней.
п Необходимо периодически делать переоценку своих постижений.
п Мы часто поступаемся своим постижениями – удовлетворяя потребности.
в Противоположность постижений разрушает психику и затуманивает разум.
взп Некоторые люди постижения постоянно меняют. Причем эти мнения часто прямо противоположны. Со временем они окончательно запутываются. Можно считать, что они вообще никакого собственного взгляда не имеют и не могут иметь. Человек без мнения не может поступать верно, поэтому эти люди живут неправильно, делая массу ошибок. Не выправив это положение, у них один выход – найти в жизни поводыря, лучше родственника, и слепо ему подчиняться.
пз Противоречивость следует искоренять, начиная с самых простых понятий, прекратив при этом общение с лжецами и путаниками, исключив контакт с информацией о высших материях.
пз При искоренении противоречивости главенствующую роль играет увязывание познаний между собой в одно логическое целое.
з Постижения часто обязаны симпатиям и желаниям.
п Неправильное постижение мешают увидеть истину.
в У знающего человека

ПОНИМАНИЕ (англ. understanding, comprehending) - широкий по значению и сфере применения термин, не имеющий строго фиксированного содержания и объема. Отметим некоторые наиболее частые и важные для психологии значения слова «П.».
1. Способность личности осмыслять, постигать содержание, смысл, значение чего-нибудь. В этом смысле О. Мандельштам дал свои оценки 3 поэтам: «Пастернак - человек понимания. Я - человек исключительного понимания. Гете - человек всепонимания».
2. Когнитивный процесс постижения содержания, смысла; этот процесс м. б. успешным или безуспешным, самостоятельным или несамостоятельным, быстрым или медленным, произвольным и осознанным или же непроизвольным и интуитивным.
3. Продукт процесса П. - само толкование чего-нибудь (текста, поведения, сновидений и т. д.). В этом смысле возможно правильное и неправильное, глубокое и поверхностное, полное и неполное П.
4. П. как одна из целей познания и обучения.

Как особый процесс и метод познания рассматривал П. основоположник понимающей психологии и культурологической школы «истории духа» В. Дильтей. Противопоставляя П. как метод познания в науках о духе методам познания в науках о природе, Дильтей дал чисто семантическую трактовку П.: «П. простирается от постижения детского лепета до понимания Гамлета или «Критики чистого разума». В камне, мраморе, звуках музыки, жестах, словах, произведениях искусства, в поведении, хозяйственных порядках и юридических установлениях выражается один и тот же человеческий дух, который и требует своего истолкования». П. рассматривается им как процесс познания 1) внутреннего мира другого на основе внешних знаков (поведения), 2) самого себя на основе интроспекции и 3) культуры, в т. ч. письменных документов, с помощью искусства интерпретации (герменевтика, экзегеза). «Способность понимать действительность, природную и социальную, понимать др. людей и самого себя, тексты культуры - эта способность лежит в основе существования человека» (А. А. Брудный, 1998).

П. - это не только метод, но и предмет познания (исследования), причем весьма многоликий. Разнообразие форм и способов П. в человеческом мире обусловлено реальным многообразием языков и текстов. Языку движений и действий соответствуют не только операциональные, но и эмоциональные, и предметные значения; языку образов - предметные и даже беспредметные, иррациональные (напр., в сновидениях) значения; вербальному языку - концептуальные или понятийные значения; языку выразительных движений (мимики, пантомимики) могут соответствовать и операциональные, и предметные, и концептуальные значения. Их переплетение в талантливой пантомимике вызывает эмоциональный отклик и порождает эстетические значения. Предметы, утварь, орудия, понимаемые как текст, прежде всего имеют назначение (функциональное значение). Однако П. их назначения невозможно без операциональных и предметных значений, складывающихся при их употреблении.

Для того чтобы П. произошло, текст, высказанный или прочитанный на каком-либо языке, должен быть воспринят, а его значения осмыслены, т. е. переведены на собственный язык смыслов. Доказать или показать другому, что П. случилось, далеко не просто, что хорошо иллюстрируют, напр., недоразумения на экзаменах. Для этого необходимо осуществить обратную процедуру означения построенных смыслов. Если собрать вместе все попытки истолковать Гамлета, то получится приличная библиотека, а попытки тем не менее продолжаются. Трудности связаны с тем, что эмоциональные смыслы и переживания трудно вербализуются, они как бы сопротивляются концептуализации, своему понятийному оформлению.

В трудах М. М. Бахтина П. литературного текста представлено как сложный и творческий процесс: «Понимать текст так, как его понимал сам автор данного текста. Но П. м. б. и должно быть лучшим. Могучее и глубокое творчество во многом бывает бессознательным и многоосмысленным. В П. оно восполняется сознанием и раскрывается многообразием смыслов. Т. о. П. восполняет текст: оно активно и носит творческий характер. Творческое П. продолжает творчество». К этому завету выдающегося мыслителя, проделавшего огромный труд П. гения Достоевского, есть смысл прислушаться.

П. устной речи возникает уже на 2-м г. жизни. Весьма условно внутри раннего возраста выделяют этап доречевого (от 1 до 1,5 лет) и этап речевого развития (от 1,5 до 3 лет). На 3-м г. резко возрастает речевая активность ребенка во время игровой деятельности, в т. ч. и индивидуальной, а также в процессе общения со взрослым. На 3-4-м г. жизни ребенок вступает во 2-й период вопросов (возраст «почемучек»), у него впервые пробуждается сознание непонятности того, что он воспринимает, и зарождается потребность в П. (Дж. Болдуин, С. Л. Рубинштейн). Продуктивность непонимания связана с тем, что оно влечет за собой поиск смысла. Точки развития и роста человека (и культуры) как раз и находятся в дельте понимания-непонимания. (В. П. Зинченко.)

Смотреть больше слов в «

 

Возможно, будет полезно почитать: