Шенграбенское сражение в романе «Война и мир. Кто такой Тушин?какую роль сыграла батарея Тушина в Шенграбенском сражении? в романе"Война и мир" Кого тушин называл матвеевной
В романе "Война и мир" Толстой показал нам много разных образов, с разными характерами и взглядами на жизнь. Капитан Тушин противоречивый персонаж, который сыграл большую роль в войне 1812 года, хотя был очень труслив.
Увидев капитана впервые никто не мог подумать, что он может совершить хоть какой-нибудь подвиг. Он выглядел как "Маленький, грязный, худой артиллерийский офицер без сапог, в одних чулках", за свой вид даже получает выговор от штаб-офицера. В тот момент князь Андрей Болконский подумал, что этот человек не может быть военным, так как он выглядел очень комично и глупо. Тушин ещё до начала военных действий боялся всего что связано с войной: боялся взрыва снарядов, свиста пуль, боялся что его ранят и боялся увидеть других раненых и убитых, боялся осуждения со стороны сослуживцев и начальников. А в самый ответственный момент капитан отогнал свой страх, представив сражение в комическом свете и это достигло цели: батарея капитана Тушина практически одна удерживала оборону. Только князь Андрей заметил и оценил героический поступок Тушина и потом защитил его на военном совете, доказав, что успехом в Шанграбенском сражении они обязаны только правильным действиям капитана.
На войне Тушин теряет руку и не сможет больше защищать Родину, но на его примере автор показал, что не обязательно быть храбрым, просто для подвига нужно уметь побороть свой страх.
Воссоздавая на страницах «Войны и мира» грандиозные картины сравнительно недавнего прошлого, Толстой показывал, на какие чудеса героизма ради спасения родины, во исполнение присяги и долга способны тысячи разных, порою незнакомых друг другу людей. Читать этот роман – как листать семейный альбом или гулять в галерее, где на стенах развешаны портреты десятков и сотен персонажей. Лица возвышенные и одухотворенные, лица простые, лица прекрасные и некрасивые, величавые и не очень. Есть портреты парадные, есть бытовые, и среди них удивительная, сделанная рукой мастера миниатюра – новелла о капитане Тушине.
Портрет Тушина совсем негероический: «Маленький, грязный, худой артиллерийский офицер без сапог, в одних чулках». За что, собственно, и получает нагоняй от штаб-офицера. Толстой показывает его нам глазами князя Андрея, который «еще раз взглянул на фигурку артиллериста. В ней было что-то особенное, совершенно невоенное, несколько комическое, но чрезвычайно привлекательное».
Толстой описывает истинную, народную, героическую, богатырскую действительность. Именно отсюда этот былинный жест и веселое, карнавальное отношение к врагам и смерти. Толстой с наслаждением рисует особый мифический мир, установившийся в голове Тушина. Неприятельские пушки – это не пушки, а трубки, которые курит огромный невидимый курильщик: «Вишь, пыхнул опять… теперь мячик жди». Видимо, и сам Тушин представляется себе в истинном своем образе – таким же огромным и сильным, швыряющим за горизонт чугунные мячики.
И вот уже французы думают, что здесь в центре сосредоточены основные силы союзной. армии. Им и в страшном сне не могло присниться комическое видение о четырех пушечках без прикрытия и о маленьком капитане с трубочкой-носогрейкой, который сжег Шенграбен.
Только князь Андрей способен понять и увидеть то героическое и сильное, что есть в капитане. Вступаясь за него, Болконский на военном совете не убеждает князя Багратиона, что успехом дня «обязаны мы более всего действию этой батареи и геройской стойкости капитана Тушина», но заслуживает смущенную благодарность самого капитана: «Вот спасибо, выручил, голубчик».
На батарее Тушина. (Анализ эпизода из романа Л.Н.Толстого «Война и мир»,
т. I. ч. 2, гл. XX.)
Лев Николаевич Толстой, сам испытавший на себе тяготы войны, считал войну преступлением, «противным человеческому разуму и всей человеческой природе событием». Все его симпатии на стороне простого солдата, который выносит основную тяжесть, грязь и ужас войны. Не случайно все герои Толстого, которым он симпатизирует, лишены каких-то военных черт: выправки, громкого командного голоса, уверенности в себе, а, напротив, подчеркнуто неуклюжи и совсем не похожи на героев. Подлинный героизм, по мнению писателя, скромен и незаметен, не выпячивает себя напоказ. Эпизод, в котором изображен подвиг капитана Тушина, имеет особое значение в романе. В нем находит свое отражение «мысль народная», возможно, в наиболее ярком аспекте. Настоящие герои не те, что спешат доложить начальству о победе, но такие личности, как Тушин.
Тушин – это простой, скромный человек маленького роста, щуплый, теряющийся вприсутствии начальства, не умеющий правильно отдавать честь. «Маленький, грязный, худой артиллерийский офицер без сапог, в одних чулках». За что, собственно, и получает нагоняй от штаб-офицера.
Толстой показывает его нам глазами князя Андрея, который «еще раз взглянул на фигурку артиллериста. В ней было что-то особенное, совершенно невоенное, несколько комическое, но чрезвычайно привлекательное». Его трудно отличить от простого солдата, он живет с ними одной жизнью. Капитан сливается со своими солдатами в одно целое, он не отделяет себя от других. На его батарее царит атмосфера семейственности: все солдаты, их командир - братья друг другу. Но семья - мирное начало, а идет война. Каждый стоит за всех, и все за одного Чувствуется «скрытая теплота патриотизма». До начала сражения Тушин рассуждает о смерти и единственный признается, что умереть страшно. Он честен и добр, отзывчив. Князь Андрей слышит все, и, очевидно, что ему, в душе философу, интересно знать, что думает представитель народа. Но вот началось сражение. «Земля как будто ахнула от страшного удара». После разговора, услышанного князем Андреем, кажется, что это «оживление» земли происходит под влиянием Тушина, более того, сказано его словами, ведь он даже пушку называл по имени («Матвеевна»), любя. Сразу же казавшиеся разрозненными люди сплачиваются, у всех есть одна общая цель - победить. У всех лица говорят: «Началось! Вот оно! Страшно и весело». Так думают и Тушин, и Болконский. Во время сражения капитан не знает страха, несмотря на то, что прикрытие ушло по–чьему – то приказанию в середине дела, солдаты и командир ведут себя с удивительным мужеством и героизмом.
Невоенный и робкий, Тушин преображается до неузнаваемости. Есть ощущение, что его героический дух и незаметная внешность не складываются в одно целое, несовместимы. С одной стороны, он робкий и застенчивый, его постоянно окружают люди выше него ростом, но на войне в нем просыпается «детская радость» (он словно играет в какую-то игру, где французы - «муравьи», а он - герой), и кажется, что он шире, выше, больше, чем есть на самом деле. Капитан был настолько поглощен боем, видел только свои орудия и неприятеля, составлял единое целое со своей батареей. Тушин проявляет свои чувства на поле битвы. Он не хочет отступать, на его глазах слезы. (Возможно, ему жалко тех двух пушек, которые описаны как люди, и отношение к ним у Тушина человеческое, оттого, когда солдаты отступают, они как будто бросают на поле битвы раненных в бою друзей, что не соответствует солдатской этике.) Для него нет тактики и всех военных наук. Иногда кажется, что батарея, потерявшая орудия, большую часть людей, держится под натиском врага только благодаря непоколебимой самоотверженности своего командира. Забыв обо всем, капитан изо всех сил старается морально поддержать вверенных ему людей, верных боевых товарищей. "Круши, ребята! - приговаривал он и сам подхватывал орудия за колеса и вывинчивал винты". Сколько на самом деле в этом человеке мужества и силы духа.
Самое главное, что сам капитан, имеющий указание стрелять в одну конкретную цель, «посоветовался с фельдфебелем и решил», что «хорошо было бы зажечь деревню», отряд прикрытия тоже уходит вместо того, чтобы защищать тушинскую роту - все показывает, что «это невозможно» , что распоряжения и сам командующий - ничто. Дух батареи, воплощенный в Тушине заставляет солдат сражаться весело, весело же умирать. Все они знают, что спасают отступающую армию, но не спасают не ради званий и чинов.
Смелый прорыв батареи Тушина был особенным и потому, что в распоряжении бойцов оставались всего четыре пушки, да и те никем и ничем не защищенные. Поистине надо обладать громадной решимостью, чтобы не только не смириться с, казалось бы неизбежным исходом, но и с воодушевлением кричать; "Ловко! Вот так, так! Ишь ты... Важно!". Ничто не смогло сломить душевного настроя тушинцев, поглощенных упорной борьбой: "...артиллеристы все так же были веселы и оживленны". Невозможно представить, из какого чудодейственного источника черпал Тушин все новые и новые силы: "Лицо его все более и более оживлялось... он находился в состоянии, похожем на лихорадочный бред или на состояние пьяного человека".. Пока на батарее шла ожесточенная борьба, поддерживаемая героизмом и самоотверженностью ротовых солдат, роту Тушина просто "забыли", а она тем временем грудью встала, чтобы остановить продвижение вражеской армии французов.
Тушину жалко людей, жалко смотреть на убитых и раненых, он морщится, видя их. Благодаря ему рота, да и войско выстояли, хотя по достоинству оценить его заслуги перед Отечеством некому. Когда Тушин входит в штаб, по его неловкости и пренебрежению высоких чинов видно, что он здесь чужой, подвиг его батареи не замечен. Но капитан и не пытается говорить о своем геройстве, ведь могут поругать командира отряда прикрытия. И только князь Андрей, спасает воинскую честь батареи, сказав: «Успехом дня мы обязаны более всего действию этой батареи и геройской стойкости капитана Тушина с его ротой».
Этот случай поразил князя Андрея. Происходящее опять напомнило ему двуличие петербургской знати, стремление сделать карьеру любой ценой, мелочность, трусость, ложь - все то, от чего он уехал. Только невзрачный, маленький. Робкий и скромный капитан Тушин дает урок подлинного героизма князю Андрею. Его представление о жизненных ценностях, об истине постепенно меняется.
В этом эпизоде пока еще не столь ярко, как впоследствии в Бородинском сражении, звучит любимая мысль автора о бессмысленности войны, вложенная им в уста Пьера: "Нет, теперь они оставят это, теперь они ужаснутся того, что они сделали!" Солдаты батареи Тушина весьма далеки от столь глубоких философских рассуждений, они просто выполняют свой долг, не думая о славе и геройстве. Поведение этих людей является ярким доказательством того, что достойно вынести борьбу и осуществить важный перелом в ходе военных действий русской армии помогло не численное превосходство или вооружение, не отдельные доблестные военачальники, а духовное единство людей, подобных Тушину и его роте. "Историю делает народ" - таково мнение автора.
Глубокий патриотизм русских людей автор романа-эпопеи «Война и мир» Л. Н. Толстой показывает как черту, соприрод-ную национальному характеру. Воссоздавая на страницах «Войны и мира» грандиозные картины сравнительно недавнего прошлого, Толстой показывал, на какие чудеса героизма ради спасения родины, во исполнение присяги и долга способны тысячи разных, порою незнакомых друг другу людей.
Читать этот роман - как листать семейный альбом или гулять в галерее, где на стенах представлены портреты десятков и сотен персонажей. Лица возвышенные и одухотворенные, лица простые, лица прекрасные и некрасивые, величавые и не очень. Есть портреты парадные, есть бытовые, и среди них удивительная, сделанная рукой мастера миниатюра - новелла о капитане Тушине.
Портрет Тушина совсем не героический: «Маленький, грязный худой артиллерийский офицер без сапог, в одних чулках». За что, собственно, и получает нагоняй от штаб-офицера. Толстой показывает его нам глазами князя Андрея, который «еще раз взглянул на фигурку артиллериста. В ней было что-то особенное, совершенно не военное, несколько комическое, но чрезвычайно привлекательное».
Второй раз на страницах романа капитан появляется во время Шенграбенского сражения, в эпизоде, названном литературоведами «забытая батарея». При начале Шенграбенского сражения князь Андрей снова видит капитана: «Маленький Тушин, с закушенной набок трубочкой». Доброе и умное лицо его несколько бледно. И далее Толстой уже сам, без помощи своих героев, откровенно любуется этой удивительной фигурой. Автор подчеркивает, что Тушина со всех сторон окружают огромные, широкоплечие богатыри. Сам Багратион, объезжая позиции, находится рядом. Однако Тушин, не замечая генерала, выбегает вперед батареи, под самый огонь, и, «выглядывая из-под маленькой ручки», командует: «"Еще две линии прибавь, как раз будет", - закричал он тоненьким голоском».
Тушин робеет перед всеми: перед начальством, перед старшими офицерами. Его повадки напоминают нам о земских врачах или сельских священниках. В нем так много чеховского, доброго и печального, и так мало громкого и героического. Однако тактические решения, принятые Тушиным на военном совете с фельдфебелем Захарченко, «к которому он имел большое уважение», заслуживают решительного «хорошо!» князя Багратиона. Труднее помыслить награду выше этой. И вот уже французы думают, что здесь, в центре, сосредоточены основные силы союзной армии. Им и в страшном сне не могло присниться комическое видение о четырех пушечках без прикрытия и о маленьком капитане с трубочкой-носогрейкой, который сжег Шенграбен. «Маленький человек, с слабыми, неловкими движениями, требовал себе беспрестанно у денщика еще трубочку... выбегал вперед и из-под маленькой ручки смотрел на французов. - Круши, ребята! - приговаривал он и сам подхватывал орудия за колеса и вывинчивал винты».
Толстой описывает истинную, народную, героическую, богатырскую действительность. Именно отсюда этот былинный жест и веселое, карнавальное отношение к врагам и смерти. Толстой с наслаждением рисует особый мифический мир, установившийся в голове Тушина. Неприятельские пушки - это не пушки, а трубки, которые курит огромный невидимый курильщик: «Вишь, пыхнул опять... теперь мячик жди». Видимо, и сам Тушин представляется себе в истинном своем образе - таким же огромным и сильным, швыряющим за горизонт чугунные мячики.
Только князь Андрей оказался способен понять и увидеть то героическое и сильное, что есть в капитане. Вступаясь за него, Болконский на военном совете не убеждает князя Багратиона, что успехом дня «обязаны более всего действию этой батареи и геройской стойкости капитана Тушина», но заслуживает смущенную благодарность самого капитана: «Вот спасибо, выручил, голубчик».
В эпилоге романа Толстой меланхолически обмолвился: «Жизнь народов не вмещается в жизнь нескольких людей».
Вполне возможно, что подобное замечание справедливо по отношению к персонам историческим и государственным. Но трогательный и задушевный маленький капитан Тушин шире, больше и выше своего портрета. В нем особым образом сошлись фольклорные мотивы и реальность, былинная, песенная глубина и душевная простота мудрости. Несомненно - это один из самых ярких героев книги.
Возможно, будет полезно почитать:
- Типы придаточных в сложноподчиненных предложениях ;
- Между Дедалом и Дионисом ;
- Цинк — общая характеристика элемента, химические свойства цинка и его соединений ;
- Что слушали в дореволюционной россии ;
- Затерянные племена, живущие вне пределов цивилизации ;
- Множества и операции над ними план-конспект урока по алгебре (9 класс) на тему ;
- Азия и африка после второй мировой войны Конфликты на Африканском континенте ;
- Автоматизация л в словах и словосочетаниях ;