Тест "Учение об эволюции" тест по биологии (11 класс) на тему. Тест по биологии: "Основы учения об эволюции

1 Вариант

1.Эволюцией называется:

а) индивидуальное развитие организма

б)изменение особей

в) историческое необратимое развитие органического мира

2.Половой отбор - это:

а) естественный отбор, происходящий между особями одного пола в период размножения

б)естественный отбор, обусловленный конкуренцией особей разного пола за пищц

в)форма искусственного отбора, направленная на уничтожение особей мужского пола

(например, у кур, у гусей)

Г) а + Б д) а + б + в

3. Дрейф генов - это:

а) случайное изменение концентрации аллелей а популяции

б) перемещение особей из одной популяции в другую

в) свободное скрещивание между особями а популяции

г) один из результатов естественного отбора

4. Происходит ли эволюция хищных животных, которые живут в настоящее время:

а) происходит эволюция всех видов

б)происходит только эволюция видов, ведущих древесный образ жизни

в) происходит только эволюция видов мелких животных

г) ни один из них ныне живущих видов хищников не эволюционирует

5.Вид, который находиться в состоянии биологического прогресса, характеризуется:

а) повышением уровня организации

б) снижением уровня организации

в) расширением ареала, увеличением численности, распадением вида на подвиды

г) снижением численности и сокращением ареала

6. Среди перечисленных ниже органов можно отнести к рудиментарным:

а)глаза у крота и слепыша б)аппендикс у человека в)волосяной покров тела человека

г)хвост у некоторых людей д) трёхпалость у современной лошади е) а + б ж)а + б +в

з) а + б + в + г и) а + б + в + г + д

7.К атавизмам можно отнести:

а) появление махровости цветка у некоторых растений

б) появление хвоста и сплошного волосяного покрова у человека

в) развитие в онтогенезе хвоста обезьян

8.Ученные пришли к выводу, что тёмноокрашенные бабочки встречаются в загрязненных районах чаще, чем бабочки со светлой окраской, потому что:

а) в промышленных районах тёмноокрашенные бабочки откладывают больше яиц, чем светлоокрашенные

б)темноокрашенные бабочки более устойчивы к загрязнению

г) в загрязнённых районах темноокрашенные бабочки менее заметны для хищников и подвергают меньшему истреблению

9.Рудименты - это:

а)органы, утратившие в процессе эволюции свое значение и оставшиеся в виде недоразвитых образований в организме

б)органы, которые только появляются в организмах как результат эволюции видов

в) органы, которые появляются у отдельных особей некоторых видов как результат мутации генов

10.Значение популяционных волн в эволюции заключается в том, что они:

а) способствуют увеличению численности популяций

б) снижают численность популяций

в) способствуют повышению генетического разнообразия в популяциях

г) снижают генетическое разнообразие в популяциях.

2 Вариант

1.Первое эволюционное учение создал:

а) К.Линней б)Ж.Б.Ламар в)Ж.Л.Бюффон г)Ж.Э.Сент-Илер д)Ж.Кювье

2.Основными результатами эволюции по Ч.Дарвину являются:

а)Совершенствование приспособленности организмов к условиям обитания

б) многообразие видов

в)одновременное существование форм, различающихся по уровню организации

г) а + б д) а + б + в

3.Движущийся отбор направлен на:

а) расширение границ наследственной изменчивости и сдвиг среднего значения признака или свойства

б) поддержание в популяциях среднего, ранее сложившегося значения признаков

в) сужение нормы реакции

4.При применении химических мер борьбы с вредными насекомыми приходится от времени менять яды, потому что:

а) увеличивается количество насекомых б)возникают расы насекомых невосприимчивых к яду

в)насекомые вырабатывают вещества, которые нейтрализуют яды

5.Какие из перечисленных ниже видов организмов находятся в состоянии биологического регресса:

а)элодея канадская б)колорадский жук в)уссурийский тигр г) крыса серая

6.Гомологичными называются:

а) органы разных видов, которые имеют сходное строение, одинаковое положение в организме и общее происхождение

б)органы, которые имеют сходное строение и выполняют одинаковые функции

в) органы, которые имеют непохожее строение, но выполняют одинаковые функции

7.Позвоночные животные обнаруживают наибольшее сходство между собой на следующих этапах:

а)на ранних этапах развития зародышей б)на поздних этапах развития зародышей

в)в постэмбриональный период

г) на этапе взрослых форм, когда организмы приступают к размножению

8.Приспособительный характер эволюции заключается в том, что:

а)организмы приспосабливаются под влиянием внешних условий

б)организмы побеждают в борьбе за существование

в) организмы подвергаются естественному отбору

г)организмы изменяются вслед за изменением условий среды

9.Ароморфоз представляет собой путь эволюционных преобразований большой группы видов организмов, при котором:

а)в группе развиваются принципиально новые признаки, позволяющие ей перейти в новую адаптивную зону

б)в группе появляются частные приспособительные признаки к определенным условиям среды

в)в группе наблюдается снижение уровня организации и упрощение в строении особей

г) а + б д) а + в е) а + б + в

10.Учёные пришли к выводу,что тёмноокрашенные бабочки встречаются в загрязненных районах чаще, чем бабочки со светлой окраской, потому что:

а)в промышленных районах тёмноокрашенные бабочки откладывают больше яиц, чем светлоокрашенные

б) тёмноокрашенные бабочки более устойчивы к загрязнению

в) вследствие загрязнения некоторые бабочки становятся темнее других

г)в загрязненных районах тёмноокрашенные бабочки менее заметны для хищников и подвергаются

меньшему истреблению

3 Вариант

1)Главной движущей силой эволюции является:

А) изменчивость б) наследственность в) борьба за существование г) естественный отбор

2)Элементарной единицей эволюции с позиции синтетической теории эволюции

1) вид 2) подвиг 3) популяции г)отдельные особи д) группа видов

3)Приспособительный характер эволюции заключается в том,что:

А) организмы приспосабливаются под влиянием внешних условий

Б) организмы побеждают в борьбе за существование

В)организмы подвергаются естественному отбору

Г) организмы изменяются вслед за изменением условий сред

4)Учёные пришли к выводу, что тёмноокрашенные бабочки встречаются в загрязнённых районах чаще, чем бабочки со светлой окраски, потому что

А) в промышленных районах тёмноокрашенные бабочки откладывается больше яиц, чем светлоокрашенные

Б)Тёмноокрашенные бабочки более устойчивые к загрязнению

В) вследствие загрязнения некоторые бабочки становятся темнее других

Г) в загрязнённых районах темноокрашенные бабочки менее заметны для хищников и подвергаются меньшему потреблению

5) Ароморфозом является из перечисленных ниже эволюционных событий:

А) Возникновение класса птиц;

Б) Появление большого количества семейств отряда хищных млекопитающих;

6) К гомологическим организмам относятся:

А) Пласты кита, лапы крота, крылья птиц;

Б) Крылья бабочки, крылья птиц и летучих мышей;

В) Колючки кактуса, шипы розы;

Г) Жабры рака и окуня;

7) Доказательства происхождения человека от животных является:

А) Сходство строения человека и животных;

Б) Сходство зародыша человека и животного;

В) Наличие рудиментарных органов;

Г) Атавизмы;

Д) Клеточное строение;

Е) А+Б

Ж) Сходный химический состав;

З) А+Б+В;

И) А+Б+В+Г+Д+Е;

8) Эволюцией называется:

А) Индивидуальное развитие организмов;

Б) Изменение особей;

В) Историческое необратимое развитие органического мира;

Г) Изменение развития жизни растений и животных;

9) Вид, который находится в состоянии биологического процесса, характеризуется:

А) Повышение уровня организации;

Б) Снижение уровня организмов;

В) Расширение ареала, увеличение численности;

Г) Снижение численности и сокращение ареала;

10) Атавизмом можно отнести:

А) Появление махровости цветка у некоторых растений;

Б) Появление хвоста и сплошного волосяного покрова у человека;

В) Развитие в онтогенезе хвоста у обезьян;

1 вариант

2 вариант

3 вариант

4 вариант

Вариант 1

Часть 1(A)

А1. Видом называется группа особей:

  1. обитающих на общей территории
  2. появившихся в результате эволюции
  3. скрещивающихся и дающих плодовитое потомство
  4. созданных человеком на основе отбора

А2. Признаки, формирующиеся у особей в процессе естественного отбора, полезны:

1) человеку

2) виду

3) биоценозу

4) окружающей среде

1)ароморфоза 2) дегенерации

3) биологического прогресса 4) биологического регресса.

А4. Какой критерий вида обусловливает различие в форме кроны и высоты деревьев сосны обыкновенной, выросшей в лесу и на поле

1) морфологический 2) генетический

3) географический 4) экологический

А5. Морфологический критерий вида - это:

  1. область распространения
  2. особенности процессов жизнедеятельности
  3. особенности внешнего и внутреннего строения
  4. определенный набор хромосом и генов

А6. Какой фактор в эволюции человека утратил свое значение в настоящее время?

  1. пространственная изоляция
  2. наследственная изменчивость
  3. комбинативная изменчивость
  4. колебания численности в результате миграционных процессов

А7. Прямохождению у предков человека способствовало:

  1. освобождение руки
  2. появление речи
  3. развитие многокамерного сердца
  4. усиление обмена веществ

А8. Свойство приобретать новые признаки, а также различия между особями в пределах вида - это проявление:

  1. наследственности
  2. борьбы за существование
  3. индивидуального развития
  4. изменчивости

А9. Ареал распространения крота обыкновенного относится к критерию вида:

1) морфологическому 2) географическому

3) физиологическому 4) генетическому

А10. При географическом видообразовании формирование нового вида происходит в результате:

  1. распадения и расширения исходного ареала
  2. искусственного отбора
  3. сужения нормы реакции признаков
  4. дрейфа генов

Часть 2 (B)

В1. Результатом эволюции является:

  1. дрейф генов
  2. многообразие видов
  3. мутационная изменчивость
  4. приспособленность организмов к условиям внешней среды
  5. повышение организации живых существ
  6. борьба за существование.

В2. Установите соответствие между признаком обыкновенной беззубки и критерием вида, который он характеризует.

Признак Критерий вида

А) тело покрыто мантией 1) морфологический

Б) раковина имеет две створки 2) экологический

В)обитает в пресных водоемах

Г) кровеносная система незамкнутая

Д) питание водными микроорганизмами

Е) личинка развивается в воде.

В3. Установите последовательность появления в процессе эволюции основных групп:

А) Кишечнополостные

Б) Членистоногие

В) Кольчатые черви

Г) Колониальные жгутиковые

Д) Плоские черви

Часть 3(C) Дайте полный развёрнутый отве т.

С1. Объясните, почему люди разных рас относятся к одному виду.

Контроль по теме «Учение об эволюции органического мира».

Вариант 2

Часть 1 (A)

Выберите один ответ из предложенных четырёх.

А1. Увеличение численности вида в природе свидетельствует:

  1. о биологическом прогрессе
  2. о развитии по пути дегенерации
  3. о биологическом регрессе
  4. о развитии по пути ароморфоза

А2. О возникновении папоротников в истории природы Земли свидетельствует:

  1. существование травянистых и древесных форм
  2. наличие их отпечатков и окаменелостей
  3. их способ размножения
  4. их современное разнообразие

A3. Упрощение внутреннего и внешнего строения организмов называется:

  1. общей дегенерацией
  2. ароморфозом
  3. идиоадаптацией
  4. регенерацией

А4. Какое эволюционное явление называют дивергенцией:

  1. схождение признаков у неродственных видов
  2. расхождение признаков у родственных видов
  3. приобретение узкой специализации
  4. образование гомологичных органов
  1. появление спор
  2. образование семени
  3. образование плода
  4. видоизменение листьев

А6. Появление пятипалой конечности и легочного дыхания у древних земноводных позволило:

  1. освоить водную среду обитания
  2. быстрее размножаться
  3. выйти на сушу
  4. питаться разнообразной пищей

А7. Главной причиной биологического регресса многих видов животных и растений в настоящее время является :

  1. изменение климата
  2. хозяйственная деятельность человека
  3. изменение рельефа
  4. увеличение численности хищников

А8. Одно из доказательств родства кишечнополостных и простейших :

  1. расположение клеток в два слоя
  2. наличие стрекательных клеток
  3. развитие организма из одной клетки
  4. внеклеточное пищеварение

А9 . Какие особенности организации кистеперых рыб позволяют считать их предками наземных позвоночных?

  1. чешуя на теле, наличие плавников
  2. образование легких; особое строение плавников
  1. обтекаемая форма тела, хорошо развитые органы чувств
  2. дыхание с помощью жабр; хищничество

А10. Почему покрытосеменные в процессе эволюции стали господствующей группой растений?

  1. они составляют первое звено в цепи питания
  2. в их клетках расположены хлоропласты, в которых происходит фотосинтез
  3. в процессе жизнедеятельности они взаимодействуют со средой обитания
  4. они имеют разнообразные приспособления к жизни в разных условиях

Часть 2(B)

В задании В1 выберите три верных ответа из шести.

В1. Усложнение организации костных рыб по сравнению с хрящевыми проявляется:

  1. в наличии у большинства видов плавательного пузыря
  2. в отсутствии плавательного пузыря
  3. в хрящевой основе внутреннего скелета
  4. в окостенении скелета
  5. в формировании жаберных крышек
  6. в отсутствии жаберных крышек

При выполнении задания В2 установите соответствие между содержанием первого и второго столбцов.

В2. Установите соответствие между характеристикой систематической группы и направлением её эволюции .

Характеристика Направления эволюции

  1. многообразие видов А) биологический прогресс
  2. ограниченный ареал Б) биологический регресс
  3. небольшое число видов
  4. широкие экологические адаптации
  5. широкий ареал
  6. уменьшение числа популяций

При выполнении задания ВЗ установите правильную последовательность биологических процессов.

ВЗ. Установите последовательность действия движущих сил эволюции в популяции растений, начиная с мутационного процесса:

  1. борьба за существование

Б) размножение особей с полезными изменениями

  1. появление в популяции разнообразных наследственных изменений

Г) преимущественное сохранение особей с полезными в данных условиях среды наследственными изменениями

Д) закрепление приспособленности к среде обитания

Часть 3(C)

Дайте полный развернутый ответ.

С1. Какие типы палеонтологических находок служат доказательствами эволюции?

Ответы на вопросы и критерии оценивания контрольной работы (для учителя)

По теме «Учение об эволюции органического мира».

11 класс

Часть 1 (А)

А10

1 вариант

№ задания

1 вариант

2 вариант

112122

АББААБ

ГАДВБ

ВАГБД

Задания части 2(В) оцениваются от нуля до 2-х баллов. Если в ответе содержится одна ошибка, то учащийся получает один балл. За неверный ответ или ответ, содержащий 2 и более ошибок, выставляется 0 баллов. Максимальный балл за часть 2 (В) – 6 баллов.

Часть 3 (С)

Элементы ответа: 1 вариант

  1. Люди разных рас имеют в клетках одинаковый набор хромосом.
  2. От межрасовых браков рождаются дети, которые при достижении половой зрелости способны к воспроизводству.
  3. Люди разных рас сходны по строению и химическому составу органов, тканей, клеток, процессам жизнедеятельности, абстрактному мышлению.

Элементы ответа: 2 вариант

  1. Ископаемые остатки и отпечатки.
  2. Переходные формы.
  3. Филогенетические ряды.

Критерии оценивания:

– ответ включает все названные выше элементы ответа, не содержит биологических ошибок-3 балла;

Ответ включает 2 из названных выше элементов и не содержит биологических ошибок, или ответ включает 3 названных ответа, но содержит негрубые биологические ошибки-2 балла;

Ответ включает 1 из названных выше элементов и не содержит биологических ошибок, или ответ включает 2 названных ответа, но содержит негрубые биологические ошибки-1 балл;

Ответ неправильный – 0 баллов.

Максимальный балл-3 балла.

Шкала перевода баллов в школьную отметку

Максимальный балл за работу – 19 баллов.

«5»-17-19 баллов

«4» - 14-16 баллов

«3»- 10-13 баллов

«2» - менее 10 баллов.


Вариант №1

    В кругосветном путешествии Ч. Дарвин был на корабле:

а) Галеон в) Бригантина

б) Бигль г) Каравелла

    К факторам живой природы относятся…

а) абиотические

б) биотические

в) антропогенные

    Движущей силой эволюции является…

а) естественный отбор

б) борьба с неблагоприятными условиями среды

в) искусственный отбор

    Главный труд Дарвина «Происхождение видов…» впервые был издан в…

    По Дарвину в природе происходит непрерывная борьба за…

а) территорию

в) существование

    Драка между оленями – самцами относятся к отбору…

а) стабилизирующему

б) половому

в) движущемуся

    Какой ученый ввел термин «эволюция»?

а) Жан Батист Ламарк

б) Чарлз Дарвин

в) Шарль Боннэ

    Какой ученый выделил три царства: Растения, Животные, Минералы?

а) Карл Линней

б) Жорж Кювье

в) Чарлз Дарвин

    Назовите французского естествоиспытателя, который первым создал эволюционную теорию?

а) Чарлз Дарвин

б) Шарль Боннэ

в) Жан Батист Ламарк

    Закон зародышевого сходства сформулировал…

а) Жорж Кювье

б) Карл Бэр

в) Чарлз Лайель

    Процесс создания новых пород животных и сортов культурных растений – это:..

а) естественный отбор

б) гибридизация

в) искусственный отбор

Тема 1. Основы учения об эволюции. Развитие эволюционного учения Ч. Дарвина

Внимательно прочитайте задание. Продумайте ответ и найдите его среди предложенных вариантов. Запишите соответствующую букву в матрицу для ответов, которую необходимо начертить в тетради для проверочных работ.

Вариант №2

    Основной труд Ч. Дарвина называется…

а) «Происхождение животных…»

б) «Происхождение человека…»

в) «Происхождение видов…»

    Выживание наиболее приспособленных организмов в природе – это…

а) искусственный отбор

б) естественный отбор

в) подбор особей

    К факторам неживой природы относятся…

а) абиотические

б) биотические

в) антропогенные

    Совокупность многообразных и сложных взаимоотношений, существующих

между организмами и окружающей средой – это…

а) борьба с засухой

б) борьба за территорию

в) борьба за существование

    Половой отбор – это…

а) конкуренция между животными

б) способность к размножению

в) конкуренция самцов за возможность размножения

    Сохранение человеком особей с полезными признаками для размножения и устранение всех остальных – это…

а) наследственность

б) искусственный отбор

в) естественный отбор

  1. Необратимое историческое развитие живой природы – это…

а) прогресс

б) эволюция

в) регрессия

    Какой ученый разделил царство Животные на 6 классов: Млекопитающие, Птицы, Амфибии, Рыбы, Черви и Насекомые?

а) Карл Линней

б) Жорж Кювье

в) Чарлз Дарвин

    Назовите французского естествоиспытателя, который выделил 10 классов беспозвоночных?

а) Жан Батист Ламарк

б) Чарлз Дарвин

в) Шарль Боннэ

    По Дарвину любой вид животных и растений стремится к размножению в…

а) физической прогрессии

б) геометрической прогрессии

в) арифметической прогрессии

    Элементарной единицей эволюции считается…

б) популяция видов

ПРОВЕРКА И ОЦЕНКА

Коды ответов

Тема. Основы учения об эволюции. Развитие эволюционного учения Ч. Дарвина

Вариант №1


ТЕСТ ПО ТЕМЕ « УЧЕНИЕ ОБ ЭВОЛЮЦИИ».

I. Выберите один правильный ответ

  1. Основой современной теории эволюции является учение

а) К. Линнея б) Ж.-Б. Ламарка в) Ч. Дарвина

  1. К движущим силам эволюции НЕ относится

а) естественный отбор б) адаптация организмов в) борьба за существование

  1. Результатом естественного отбора НЕ является

а) многообразие видов б) адаптация организмов к среде в) изоляция

  1. Элементарной единицей эволюции является

а) вид б) популяция в) отдельный организм

  1. Единственным направляющим фактором эволюции является

а) естественный отбор б) наследственная изменчивость в) борьба за существование

  1. Сходство организмов по внешнему и внутреннему строению определяет критерий
  1. Главным критерием вида является

а) морфологический б) географический в) генетический

  1. Микроэволюция приводит к образованию новых
  1. Одним из результатов макроэволюции является образование новых

а) особей б) классов в) видов

  1. Появление в процессе эволюции четырехкамерного сердца является

а) ароморфозом б) идиоадаптацией в) дегенерацией

  1. Установите соответствие между понятиями и явлениями

1. Покровительственная окраска А. Ароморфоз

гусеницы капустной белянки Б. Идиоадаптация

2. Преобразование передних конечностей В. Дегенерация

В крылья у птиц

3. Отсутствие кишечника у

свиного цепня

4. Появление цветка у растений

в процессе эволюции

5. Яркая, привлекающая насекомых

окраска цветка шиповника

III. Составьте сравнительную таблицу

  1. Назовите понятия:

1. Все многообразные отношения организмов друг с другом и с окружающей средой - …

2. Процесс выживания наиболее приспособленных особей - …

3. Территория распространения данного вида - …

4.Видообразование, связанное с пространственно-территориальной изоляцией -...

5. Изменчивость, связанная с изменениями генотипа, - …

6.Эволюционные процессы, происходящие в надвидовых систематических группах, -...

7. Неповторимость исторического процесса развития жизни отражает … характер

эволюции.

Часть A (только один правильный ответ)
A1. Выберите положение теории Ч. Дарвина:
1) все изменения, произошедшие под действием внешней среды, наследуются;
2) виды неизменны и созданы Творцом;
3) в результате воздействия среды выживают наиболее приспособленные особи;
4) видообразование бывает экологическим и географическим.

A2. К палеонтологическим доказательствам эволюции относятся:
1) жаберные щели эмбрионов;
2) ископаемые остатки;
3) одинаковое строение передних конечностей;
4) набор хромосом.

A3. Выберите пару гомологичных органов:
1) передние конечности крота и медведки;
2) ласты тюленя и рука человека;
3) клубень картофеля и корнеплод моркови;
4) скелет рыбы и скелет коралла.

A4. К факторам эволюции не относится:

A5. Что такое морфологический критерий вида?
1) особенности обменных процессов;
2) количество и строение хромосом;
3) особенности строения;
4) ареал, занимаемый данным видом.

A6. Возникновение новых видов - следствие:
1) размножения особей;
2) деятельности человека;
3) взаимодействия движущих сил эволюции;
4) сезонных изменений в природе.

A7. Элементарная единица эволюции – это популяция, т.к.:
1) она занимает определенную территорию;
2) особи популяции обладают сходным строением;
3) ее генофонд способен изменяться;
4) она способна перемещаться в пространстве.

A8. Найдите среди ответов аналогичные органы:
1) крыло бабочки и летучей мыши;
2) копыто жирафа и лося;
3) иглы дикобраза и ежа;
4) ловчий аппарат непентеса и усик гороха.

A9. Микроэволюция приводит к образованию:
1) видов; 2) родов; 3) семейств; 4) отрядов.

A10.Обтекаемая форма тела, толстый подкожный жировой слой и ласты тюленей – результат действия:

A11. В результате действия какой формы отбора преимущественно сохраняются особи со средним значением признака?

A12. Основная причина борьбы за существование – это:
1) воздействие человека;
2) нехватка пищевых ресурсов;
3) техногенные катастрофы;
4) многообразие видов.

A13. Какую роль играют мутации в эволюции?
1) улучшают обмен веществ организмов;
2) являются резервом для естественного отбора;
3) поражают клетки организма;
4) снижают численность популяции.

A14. Среди нижеприведенных фактов найдите пример географического видообразования:
1) человеческая и свиная аскарида;
2) сибирская и дальневосточная лиственница;
3) лютик едкий и лютик ползучий;
4) пшеница диплоидная и тетраплоидная.

A15. Внутривидовая борьба за существование – это отношения между:
1) серой и черной крысой;
2) обыкновенной и сибирской сосной;
3) лисой и волком;
4) березами в одном березняке.

A16. Предупреждающая окраска характерна для:

A17. Признаком экологического видообразования является:
1) формирование нового вида в результате распада единого ареала на несколько новых;
2) разделение исходного ареала вида природными преградами;
3) возникновение нового вида в пределах одного ареала с материнским;
4) деятельность человека, приводящая к разрыву ареала исходного вида.

A18. Результатом эволюции является:

A19. Основным критерием вида является:
1) физиологические потребности;
2) генетическая изоляция от других видов;
3) ареал обитания;
4) особенности строения и размножения.

A20. Из-за изменения внешних условий в популяции птиц стали выживать особи с более длинными крыльями, чем предыдущие поколения. Какой вид отбора способствовал этому?

A21. Укажите признак биологического регресса:
1) резкое упрощение строения, утрата органов и систем органов;
2) снижение численности вида;
3) разделение ареала на несколько новых;
4) уничтожение видов человеком.

A22. Какой пример относится к ароморфозам?
1) появление жабр у личинок земноводных;
2) превращение передних конечностей китов в ласты;
3) разнообразие хвостовых плавников у костных рыб;
4) формирование двухкамерного сердца у рыб.

A23. Сходство дельфина и акулы – это пример:

A24. Пресмыкающиеся считаются первыми настоящими наземными позвоночными, т.к. они:
1) имеют две пары конечностей;
2) покрыты роговыми щитками;
3) размножаются на суше;
4) обладают трехкамерным сердцем.

A25. Какая особенность строения позволила покрытосеменным растениям занять господствующее положение на Земле?
1) наличие листьев, корней и стеблей;
2) появление сосудов в древесине;
3) быстрое размножение;
4) возникновение камбия.

A26. Прокариоты появились:
1) в архее; 2) в протерозое; 3) в палеозое; 4) в мезозое.

A27. Одним из важнейших ароморфозов архейской эры является:
1) появление многоклеточных организмов;
2) возникновение фотосинтеза;
3) развитие примитивных беспозвоночных животных;
4) появление многоклеточных водорослей.

A28. Периоды мезозойской эры перечислены в правильном порядке:

A29. Современную гипотезу происхождения жизни на Земле создал:
1) С. Миллер; 2) А. Опарин; 3) Л. Пастер; 4) И. Павлов.

A30. К идиоадаптациям относят:
1) появление хорды;
2) развитие зародышевых оболочек у рептилий;
3) разные формы ног у птиц;
4) теплокровность млекопитающих.

A31. К древним людям относятся:

A32. Речь, мышление, труд - это примеры:
1) антропогенных факторов эволюции;
2) экологических факторов эволюции;
3) биологических факторов эволюции;
4) социальных факторов эволюции.

A33. Примером рудимента у человека служит:
1) многососковость;
2) мышца, отвечающая за движение уха;
3) хрящи гортани;
4) потовые железы.

A34. Одним из отличий человека от других млекопитающих является:
1) четырехкамерное сердце;
2) 5 отделов мозга, включая большие полушария;
3) передние конечности короче, чем задние;
4) вторая сигнальная система.

A35. Человеческие расы относятся к одному виду, т.к.:
1) в браке между представителями разных рас рождаются дети;
2) обладают сходным внутренним строением;
3) способны к трудовой деятельности;
4) могут перемещаться по Земле.

A36. В каком ответе основные этапы антропогенеза указаны в правильном порядке?
1) человек умелый, человек прямоходящий, неандерталец, кроманьонец;
2) человек прямоходящий, человек умелый, неандерталец, кроманьонец;
3) человек умелый, человек прямоходящий, кроманьонец, неандерталец;
4) неандерталец, человек умелый, человек прямоходящий, кроманьонец.

Часть B
В заданиях B1-B3 выберите три правильных ответа из шести.
B1. Что является результатом эволюции?
1) популяционные волны;
2) приспособленность организмов;
3) изоляция;
4) образование новых видов;
5) возникновение родов и семейств;
6) естественный отбор.

B2. К эмбриологическим доказательствам эволюции относят:
1) окаменелости животных и растений;
2) крылья птицы и бабочки;
3) закладка хорды у всех позвоночных;
4) сходство зародышей рептилий и амфибий;
5) аппендикс у человека;
6) развитие головного мозга из эктодермы у птиц и млекопитающих.

B3. Какие признаки человека связаны с прямохождением и трудовой деятельностью?
1) стопа имеет сводчатую форму;
2) наличие четырех изгибов позвоночника;
3) развитие мелкой мускулатуры кисти;
4) 7 шейных позвонков;
5) конечности состоят из трех отделов;
6) череп состоит из лицевого и мозгового отделов.

При выполнении заданий B4-B7 установите соответствие между содержанием первого и второго столбцов.
B4. Установите соответствие между признаком виноградной улитки и критерием вида, для которого он характерен.

B5. Установите соответствие между примером и видом морфологических доказательств эволюции.

B6. Установите соответствие между видом животного или растения и направлением эволюции, характерным для этого организма.

B7. Установите соответствие между примером и путем эволюции.

B8. Установите последовательность этапов формирования приспособленности в процессе эволюции:
1) действие движущий формы естественного отбора;
2) изменение условий обитания;
3) сохранение особей с полезными мутациями;
4) возникновение случайных мутаций у особей популяции;
5) формирование популяции с полезными признаками в изменившихся условиях.

Часть C
C1. Какие приспособления возникли у растений в связи с их выходом на сушу? Назовите не менее четырех приспособлений.

C2. Черный коршун – хищная птица семейства Ястребиных. Окраска темно-бурая, голова светлее остального тела, хвост имеет характерный вырез – «вилочку». Обитает практически во всех природных зонах Земли за исключением Антарктиды и некоторых океанических островов. Питается мелкими грызунами, птицами, рыбой, не брезгует и падалью. Для гнездования выбирает деревья с подходящими развилками для постройки гнезда. Какие критерии вида указаны в тексте? Ответ поясните.

C3. Почему упрощение строения может привести к биологическому прогрессу?

C4. Какие ароморфозы возникли у земноводных? Назовите не менее четырех ароморфозов.

C5. Цветочные мухи (журчалки) по окраске тела, местообитанию и полету очень похожи на ос. Как называется такой тип окраски? Докажите относительный характер этого приспособления.

C6. Назовите не менее четырех основных факторов, способствовавших эволюции человека и приведших к появлению вида Человек разумный.

 

Возможно, будет полезно почитать: