Формирование экологической грамотности младших школьников. Проектная деятельность как средство формирования экологической грамотности

Создание нового отношения человека к природе - задача не только социально-экономическая и техническая, но и нравственная. Она вытекает из необходимости воспитывать экологическую культуру, формировать новое отношение к природе, основанное на неразрывной связи человека с природой.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Подготовила Храмцова Елена Анатольевна учитель начальных классов I квалификационной категории МБОУ СОШ № 60 Советского района г. Ростова-на-Дону

Экологическая грамотность младших школьников

Введение

1. Сущность экологического воспитания. 2. Экологическое воспитание как социально-педагогическая проблема.

Заключение

Приложение. Сказка, как метод экологического воспитания.

Введение

«..Есть одна планета- сад

В этом космосе холодном.

Только здесь леса шумят,

Птиц скликая перелётных,

Лишь на ней одной цветут

Ландыши в траве зеленой,

И стрекозы только тут

В речку смотрят удивлённо…

Береги свою планету-

Ведь другой, похожей, нету.

Я.Аким

Приоритетной целью современного начального образования является развитие личности ребенка. Эта цель достигается через гуманизацию процесса обучения, через создание устойчивого развития ребенка. Частью такого потенциала является и экологическое воспитание.
На современном этапе развития общества выделяется глобальная проблема экологического воспитания и образования. Человек – единственный экологический вид на Земле, который в процессе развития нарушает законы экологии. Человечество, в век стремительно развивающегося прогресса, когда разум людей достиг высочайших технологий в науке, технике, медицине, космосе, накапливает все больше и больше пробелов в экологических знаниях. Большинство людей нашей цивилизации совершенно лишены всяких экологических знаний и навыков. Древние люди в этом отношении были более подготовлены, своим поведением и деятельностью они лучше «сотрудничали» с окружающей средой. Уничтожая собственную среду обитания, люди тем самым заставляют себя задумываться над простыми вопросами о питании, одежде, тепле, и вместе с тем над сложными вопросами – как сохранить природу? Чтобы ответить на эти вопросы, нужна экологическая грамотность всего населения. Ученые-экологи и небольшие группы людей, которые занимаются проблемами экологии, не решат глобальной экологической проблемы всего общества, потому как с природой, с естественными местообитаниями постоянно контактируют все люди Земли, и среду от нарушающих контактов не уберечь.

Актуальность взаимодействия общества и природной среды выдвинула задачу формирования у детей ответственного отношения к природе. Педагоги и родители осознают важность обучения школьников правилам поведения в природе. И чем раньше начинается работа по экологическому воспитанию учащихся, тем большим будет ее педагогическая результативность. При этом в тесной взаимосвязи должны выступать все формы и виды учебной и внеклассной деятельности детей.

Детям младшего школьного возраста свойственно уникальное единство знаний и переживаний, которые позволяют говорить о возможности формирования у них надежных основ ответственного отношения к природе. Все учебные предметы начальной школы призваны вносить свой вклад в формирование экологической ответственности детей.

Большое наследие в области воспитания детей окружающей средой оставил нам выдающийся педагог В. А. Сухомлинский. Он придавал особое значение влиянию природы на нравственное развитие ребенка. По его мнению, природа лежит в основе детского мышления, чувств, творчества. Он неоднократно отмечал, что сама природа не воспитывает, а активно влияет только на взаимодействие с ней. Чтобы ребенок научился понимать природу, чувствовать его красоту, нужно прививать ему это качество с раннего детства. Однако проведенное анкетирование в ряде школ показало, что необходимо существенно поднять уровень экологического воспитания не только у учащихся и их родителей, но и у учителей. Можно сделать вывод, что усиление экологического воспитания остается проблемой номер один в педагогической действительности школы.

1. СУЩНОСТЬ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ.

Экологическое воспитание - составная часть нравственного воспитания. Поэтому под экологическим воспитанием понимается единство экологического сознания и поведения, гармоничного с природой. На формирование экологического сознания оказывают влияние экологические знания и убеждения. Экологические представления формируются у младших школьников в первую очередь на уроках природоведения.Экологическое поведение складывается из отдельных поступков и отношения человека к поступкам, на которые оказывают влияние цели и мотивы личности.В сущности экологического воспитания есть две стороны: первая - экологическое сознание, вторая - экологическое поведение, в этой работе рассмотрено только формирование экологического сознания. А экологическое поведение формируется с годами и не столько на уроке, сколько во внеклассной и внешкольной деятельности..Поэтому формирование экологического сознания и поведения в единстве необходимо начинать с младшего школьного возраста.Внеучебная воспитательная работа обладает значительным потенциалом для формирования экологической культуры школьников.Экологическая культура –это социально необходимое нравственное качество личности.

Поэтому, на основе взаимосвязи этих компонентов у школьников формируются новые ценностные ориентации, стремление, гражданская позиция. Эта программа состоит их блоков, отражающих разные направления деятельности школьников по изучению и сохранению природной среды. Это организационные и познавательные мероприятия, практическая и просветительная работа, благотворительные акции, познавательно-развлекательные мероприятия.

Цель экологического воспитания - формирование ответственного отношения к окружающей среде, которое строится на базе экологического сознания. Это предполагает соблюдение нравственных и правовых принципов природопользования и пропаганду идей его оптимизации, активную деятельность по изучению и охране природы своей местности. Ответственное отношение к природе - сложная характеристика личности. Она означает понимание законов природы, определяющих жизнь человека, проявляется в соблюдении нравственных и правовых принципов природопользования. Содержание экологического воспитания включает в себя систему норм (запретов и предписаний), которые вытекают из ценностных ориентаций. С традиционной точки зрения мир существует для человека, который выступает мерой всех вещей, мерой же природы является ее полезность. Отсюда потребительское отношение к природе.

Экологическая грамотность школьников невозможна без глубокого знания природы родного края. Поэтому учителя максимально используют возможности краеведческого подхода в обучении. Однако это возможно лишь в том случае, когда учитель сам прекрасно разбирается в природе родного края.

Начальная школа – важнейший этап интенсивного накопления знаний об окружающем мире, развития многогранных отношений младшего школьника к природному и социальному окружению, способствующий становлению личности, формированию экологической культуры.

Эколого - краеведческое образование возможно лишь при условии, если содержание учебных предметов способствует развитию экологически ценностных ориентаций, т. е. позволяет осознать необходимость сохранения всего многообразия жизни; раскрывает сущность происходящих экологических катаклизмов; помогает понять современные проблемы экологии, осознать их актуальность и вызвать стремление к личному участию в преодолении экологического кризиса, в решении экологических проблем.

Задача школы - дать необходимую базовую подготовку, быть стартовой площадкой для дальнейшего профессионально-ориентированного экологического образования.

В решении задач эколого - краеведческого образования учащихся начальной школы важное место занимает краеведческий подход, предполагающий комплексное изучение природы родного края. Выяснение роли школьной краеведческой работы в общей системе воспитания, в практике учебно-воспитательной работы образовательного учреждения позволяет рассматривать школьное краеведение как систему, представляющую комплекс элементов, находящихся в определенных организационно-методических взаимосвязях и взаимоотношениях. Школьная краеведческая работа активизирует весь учебный процесс в школе, а сам характер краеведческой деятельности дисциплинирует учащихся, сплачивает их в дружный коллектив и позволяет удовлетворить индивидуальные запросы и интересы каждого школьника, а также помогает учителям осуществить системный личностно-ориентированный подход в воспитании.

Результатом краеведческого подхода в эколого-краеведческом образовании младших школьников является осознание детьми разнообразия связей между живой и неживой природой, между живыми организмами, обитающими в своем крае, многопланового значения природы, потребность общения с родной природой, бережное отношение к живому.

Комплексный характер взаимодействия человека с природой в условиях родного края и возникающих при этом экологических проблем определяют объекты эколого-краеведческой работы со школьниками. К ним относятся: природа, хозяйство, население, история, искусство края, рассматриваемые с точки зрения взаимодействия общества и природы. Здесь важно показать их разнообразие, а это, в свою очередь, оживит эколого-краеведческую работу с учениками начальной школы, обеспечит комплексный подход в деле.

Включение учеников в различные виды деятельности в процессе эколого-краеведческой работы соответствует деятельностно - личностному подходу в образовании и воспитании.

Осознание специфики каждого вида деятельности и их взаимосвязи позволяют учителю более эффективно осуществлять эколого-краеведческую работу с учащимися.

Эколого – краеведческое образование школьников может быть высокоэффективным только тогда, когда различные аспекты его содержания раскрываются во взаимодействии всех школьных дисциплин - как естественно - научных, так и гуманитарных. В рамках каждого учебного предмета, рассматривается та экологическая проблематика, которая вытекает из содержания данного предмета и его специфики.

2. Экологическое воспитание как социально-педагогическая проблема.

Глобальные проблемы современности, несущие угрозу жизни и человеческой цивилизации, вызвали необходимость экологического образования, призванного реализовать идеи становящегося экологически информационного общества. Поиск путей гармонического взаимодействия общества и природы приводит к интенсивному процессу экологизации общей культуры человечества, и как следствие, - к формированию теории и практики экологического образования.

Дальнейшее исследование это проблемы, проведенное философами и педагогами, позволило выделить новый аспект воспитания – экологический.

Экология – наука об отношениях растительных и животных организмов и образуемых ими сообществ между собой и окружающей средой. Экологическое образование определяется как процесс приобретения знаний о проблемах окружающей среды, причинах их возникновения, необходимости и возможностях их практического решения.

А под экологическим воспитанием понимается формирование у широких слоев населения высокой экологической культуры всех видов человеческой деятельности, так или иначе связанных с познанием, освоением, преобразованием природы. Основная цель экологического воспитания: научить ребенка развивать свои знания законов живой природы, понимание сущности взаимоотношений живых организмов с окружающей средой и формирование умений управлять физическим и психическим состоянием. Постепенно определяются образовательные и воспитательные задачи:

  • углубить и расширить экологические знания;
  • привить начальные экологические навыки и умения – поведенческие, познавательные, преобразовательные,
  • развить познавательную, творческую, общественную активность школьников в ходе экологической деятельности,
  • сформировать (воспитать) чувства бережного отношения к природе.

Современные тенденции развития экологического образования в практике показывают, что оптимальные возможности для становления экологической культуры младших школьников представляет смешанная модель, при которой все учебные предметы сохраняют свои специфические учебно-воспитательные цели. Таким образом, типология моделей в русле экологизации прошла определенный путь становления: от однопредметной – к смешанной. Однако поиск в этом направлении продолжается до сих пор.

Экологическое образование с его направленностью на воспитание ответственного отношения к окружающей среде должно явиться стержнем и обязательной составной частью общеобразовательной подготовки учащихся. Одним их важнейших принципов экологического образования считается принцип непрерывности.

Ретроспективный анализ экологического воспитания сочетался с изучением современной педагогической практики, с опытной апробацией разнообразных форм экологического воспитания, данными опроса экспертов, что позволило не только оценить состояние, но и выявить объективные тенденции развития экологического воспитания школьников:

  • целенаправленно координируется деятельность школ, организаций по охране, рациональному использованию и изучению окружающей среды;
  • классно-урочные сочетаются с внеурочной деятельностью учащихся в природной среде;
  • наряду с развитием традиционных используются новые формы экологического образования и воспитания: кинолектории по охране природы, ролевые и ситуационные игры, общешкольные советы по охране природы, экологические практикумы;
  • в экологическом воспитании и образовании учащихся возникает значительность средств массовой информации (печати, радио, телевидение), этот процесс становится педагогически уравновешенным.

Тенденцию развития экологического образования дополняют: максимальный учет возрастных возможностей учащихся, создание обязательного минимального ядра содержания и опоры на идеи комплексной эколого-биологической, глобальной и экологии человека.

На основе ведущих дидактических принципов и анализа интересов и склонностей школьников были разработаны различные формы экологического воспитания. Их можно классифицировать на а) массовые, б) групповые, в) индивидуальные.

К массовым формам относится работа учащихся по благоустройству и озеленению помещений и территории школы, массовые природоохранные компании и праздники; конференции; экологические фестивали, ролевые игры, работы на пришкольном участке.

К групповым – клубные, секционные занятия юных друзей природы; факультативы по охране природы и основам экологии; кинолектории; экскурсии; туристические походы по изучению природы; экологический практикум.

Индивидуальные форма предполагают деятельность учащихся по подготовке докладов, бесед, лекций, наблюдения за животными и растениями; изготовление поделок, фотографирование, рисование, лепка.

Очень важно, чтобы учитель постоянно искал новые, эффективные приемы обучения и воспитания, целенаправленно пополняя свои знания о природе.

Таким образом, школа как центральная система экологического воспитания школьников должна быть активным организатором связи с учреждениями для расширения сферы природоохранной деятельности учащихся различного возраста и формировании у них ответственного отношения к природе.

3. Экологическое воспитание в процессе образования младших школьников.

Острота современных экологических проблем выдвинула перед педагогической теорией и школьной практикой задачу воспитания молодого поколения в духе бережного, ответственного отношения к природе, способного решать вопросы рационального природопользования, защиты и возобновления природных богатств. Чтобы эти требования превратились в норму поведения каждого человека, необходимо с детских лет целенаправленно воспитывать чувство ответственности за состояние окружающей среды.

В системе подготовки молодого поколения к рациональному природопользованию, ответственному отношению к природным ресурсам важное место принадлежит начальной школе, которую можно рассматривать как начальную ступень обогащения человека знаниями о природном и социальном окружении, знакомства его с целостной картиной мира и формирование научно-обоснованного, нравственного и эстетического отношения к миру.

Живая природа издавна признавалась в педагогике одним из важнейших факторов образования и воспитания младших школьников. Общаясь с ней, изучая ее объекты и явления, дети младшего школьного возраста постепенно постигают мир, в котором живут: открывают удивительное многообразие растительного и животного мира, осознают роль природы в жизни человека, ценность ее познания, испытывают нравственно-эстетические чувства и переживания, побуждающие их заботиться о сохранении и приумножении природных богатств.

Основу для становления и развития ответственного отношения к природе, формирование экологической культуры младших школьников составляет содержание учебных предметов начальной школы, которые несут некоторую информацию о жизни природы, о взаимодействии человека (общества) с природой, о ее ценностных свойствах. Например, содержание предметов гуманитарно-эстетического цикла (язык, литературное чтение, музыка, изобразительное искусство) позволяет обогащать запас сенсорно-гармонических впечатлений младших школьников, способствует развитию его оценочных суждений, полноценному общению с природой, грамотному поведению в ней. Общеизвестно, что произведения искусства так же, как и реальная природа в ее многообразных проявлениях красок, форм, звуков, ароматов служит важным средством познания окружающего мира, источником знаний о природном окружении и нравственно-эстетических чувств.

Уроки трудового обучения способствуют расширению знаний учащихся о практическом значении природных материалов в жизни человека, разнообразии его трудовой деятельности, о роли труда в жизни человека и общества, содействуют формированию умений и навыков грамотного общения с объектами природы, экономного использования природных ресурсов.

Целевые установки учебных предметов начальной школы обуславливают необходимость совместного использования их для воспитания младших школьников в духе любви и бережного отношения к природе. На основе содержания всех учебных предметов формируются ведущие идеи и понятия, составляющие ядро экологического образования и воспитания в начальной школе. На основе накопления фактических знаний, получаемых из разных предметов, младшие школьники подводятся к мысли (идее), что природа – среда и необходимое условие жизни человека: в природе он отдыхает, наслаждается красотой природных объектов и явления, занимается спортом, трудится; из нее он получает воздух, воду, сырье для изготовления продуктов питания, одежды и т. д.

Не менее важна раскрываемая перед учащимися начальной школы посредством конкретных фактов и выводов идея о том, труд человека – условие использования и охраны природных богатств родного края.

Воспитание трудолюбия школьников, ответственного отношения к использованию и приумножению природных богатств может выразиться в следующих делах учащихся начальной школы: соблюдении культуры поведения в природе, изучении и оценки состояния природного окружения, некоторых элементах планирования по благоустройству ближайшего природного окружения (озеленение), выполнении посильных трудовых операций по уходу за растениями, их защите.

Важнейшая идея, заложенная в содержание экологического образования и воспитания в младшей школе – идея целостности природы. Знания о связях в природе важны как для формирования правильного миропонимания, так и для воспитания ответственного отношения к сохранению объектов природы, находящихся в сложных взаимосвязях друг с другом. Раскрытие пищевых связей в живой природе, приспособленности живых организмов к среде обитания, к сезонным изменениям в природе, влияния человека на жизнь растений и животных пронизывает содержание всех уроков природоведения и является побудительным средством для того, чтобы младшие школьники осознали необходимость учета и сохранения природных взаимосвязей при организации любой деятельности в природе.

Чрезвычайно важна для реализации патриотического аспекта экологического воспитания идея, заложенная в программе уроков чтения: охранять природу – значит охранять Родину. Для каждого человека понятие Родина связано с родной природой. Озера и голубые реки, золотые хлебные поля и березовые рощи – все это с детства знакомые картины природы знакомого края под воздействием литературных произведений сливаются у младшего школьника в единый образ Родины. И чувство ответственности за свою страну отождествляется с чувством ответственности за ее природу: беречь природу, ее богатства, красоту и неповторимость – значит беречь свой дом, свой край, свою Родину.

Ведущие идеи содержания экологического образования в начальной школе создают основу для группировки и раскрытия как общих, так и некоторых частных понятий о взаимодействии человека и природы.

К числу важнейших понятий, обязательных для экологического образования школьников, принадлежит понятие человека как биосоциального существа, кровно связанного со средой обитания, хотя и сумевшего преодолеть свою полную зависимость от неблагоприятных природных условий и явлений. При изучении в начальной школе вопросов, связанных с человеком, его здоровьем, отдыхом и трудом, учащиеся подводятся к мысли, что для его нормальной жизни нужны благоприятные природные условия, которые нужно сохранять и умножать.

Очевидно, что учащихся начальной школы трудно подвести к осознанию этой идеи во всей ее полноте, однако некоторые элементы знаний о связи человека с природным окружением они получают.

Большую познавательную и воспитательную роль в формировании бережного отношения младших школьников к природной среде играет раскрытие термина «охрана природы» как деятельности, направленной на сохранение и приумножение природных богатств. Вопросам охраны природы уделено большое внимание на уроках природоведения и чтения, в формировании целей, в содержании разделов. Сущность понятия «охрана природы», к сожалению, не конкретизируется применительно к возрастным возможностям младших школьников, как в отношении понимания, так и организации детей для участия в практической деятельности, хотя и намечается содержанием изученных тем.

Необходимым элементом формирования бережного отношения к природе является целостный аспект, раскрывающий многообразную роль природы в жизни человека, является важнейшим мотивом охраны природы. Так, при обучении чтению подчеркивается эстетическая сторона охраны природы родного края, развивается умение учащихся эстетически воспринимать красоту природы. Эта же задача решается при обучении изобразительному искусству. В то же время, на уроках трудового обучения и природоведения часть вопросов по охране природы рассматривается только с позиции «полезности», что при одностороннем воздействии на детей может привести к формированию у них утилитарно-потребительского отношения к природе. В связи с этим очевидна необходимость использования в экологическом образовании и воспитании младших школьников межпредметных связей для того, чтобы показать детям красоту природы, ее познавательную, оздоровительную и практическую деятельность, пробудить у них стремление беречь ее как источник красоты, радости, вдохновения, как условие существования человечества.

Важнейший компонент экологического воспитания – деятельность младших школьников. Разные ее виды дополняют друг друга: учебная способствует теории и практике взаимодействия общества и природы, овладению приемами причинного мышления в области экологии; игра формирует опыт понятия экологически целесообразных решений, общественно-полезная деятельность служит приобретению опыта принятия экологических решений, позволяет внести реальный вклад в изучение и охрану местных экосистем, пропаганду экологических идей.

Успех экологического воспитания и образования в школе зависит от использования разнообразных форм работы, их разумного сочетания. Эффективность определяется также преемственностью деятельности учащихся в условиях школы и условиях окружающей среды.

В курсе природоведения уделяется большое внимание формированию знаний учащихся о правилах индивидуального поведения в природе. Учащимся разъясняется, что соблюдение правил поведения при общении с природой - одна из важнейших мер охраны природы. Важным примером формирования у учащихся знаний о правилах поведения в природе являются упражнения в применении этих правил на практике. На предметных уроках, уроках-экскурсиях, на уроках трудового обучения, чтения. По природоведению проводятся экскурсии с целью ознакомления и изучения поверхности и растительности окружающей местности, выявления их особенностей. Но вся работа лишь тогда окажет влияние на чувства и развитие учащихся, если у них будет свой собственный опыт общения с природой. Поэтому большое место в системе работы по воспитанию любви к природе должны занять экскурсии, прогулки, походы. Они могут быть связаны с изучением программного материала, носить краеведческий характер, могут быть просто посвящены знакомству с природой. Но следует иметь в виду, что в процессе экскурсий в природу мы должны решать и задачи эстетического воспитания.

Важнейшей задачей экологического образования является теоретическое освоение школьниками знаний о природе, о её ценностях, деятельности в ней человека, об экологических проблемах и путях их решения на производстве, в быту, в процессе отдыха (включая экологические нормы и правила поведения) и т. д. Эта задача решается главным образом в процессе самообразования, на занятиях кружка или школьного клуба по охране природы. Здесь имеются все необходимые условия для эффективного педагогического управления процессом теоретического усвоения экологических знаний.

Другой задачей экологического образования является приобретение учащимися опыта целостных организаций и оценочных суждений. Наиболее успешно эта задача решается в процессе овладения школьниками практическими умениями по изучению состояния природной среды, целей и характера деятельности в ней человека, выявлению и оценке ее результатов. Здесь крайне важна взаимосвязь деятельности учащихся в природе и условиях школы.

Задачей экологического образования является овладение учащихся трудовыми умениями по защите, уходу и улучшению окружающей среды. Эта деятельность опирается на теоретические знания, полученные школьниками на уроках, в процессе самообразования.

Итак, успех экологического образования во многом определяется заинтересованным участием всего или большей части педагогического коллектива школы в организации экологически направленной деятельности учащихся.

4. Экологическое воспитание младших школьников на уроках "Окружающий мир"

Экологически грамотное, бережное отношение человека к природе складывается постепенно, под влиянием окружающей действительности, в частности обучения. Младший школьный возраст наиболее благоприятен для целенаправленного формирования экологического отношения к природе. И задача начальной школы – заложить в детские души с первых шагов их общения с окружающим миром основы экологических знаний, которые с возрастом перерастут в твёрдые убеждения. Здесь дети впервые попадают в мир знаний о природе. К сожалению, многие из детей приходят в школу с очень ограниченными, потребительскими представлениями о природе. Предстоит длительный и нелёгкий путь к детским сердцам, чтобы открыть перед ними удивительный, разнообразный и неповторимый мир природы.

Приступая к работе по экологическому воспитанию своих учащихся, я поставила перед собой главную цель экологического воспитания: формирование у моих учеников основ экологической культуры, правильного отношения к природе, к себе и к другим людям как части природы, к вещам и материалам природного происхождения. Дальнейшее отношение будет во многом зависеть от того, осознают ли они ценность природы в жизни человека, многообразные связи человека с природной средой, насколько глубоко будут воспитаны эстетические и нравственные отношения к природным объектам, желание трудиться на пользу природе. Любовь к природе у ребенка не может быть абстрактной, она конкретна и возникает лишь при непосредственном наблюдении природы, только в результате этого формируются экологические представления. Сама природа не воспитывает, а воспитывает активное взаимодействие с ней. А где же можно найти такое взаимодействие? Конечно же, на экскурсии. За многие годы работы в школе я убедилась, что общение с природой дает богатейшие возможности для экологического воспитания и образования. Наиболее благоприятное время для проведения осенней экскурсии - конец сентября, когда листья деревьев и кустарников приобретают характерную видовую окраску и процесс листопада ярко выражен. Такие экскурсии дают большую познавательную ценность, поскольку дети видят все, что происходит вокруг. При этом у них пробуждается интерес, наблюдательность и стремление понять и объяснить суть явлений. Не меньшее значение имеет развитие эстетических чувств учеников, для чего следует привлекать их внимание к красотам родной природы, к богатству красок, звуков, красоте форм и обилию ароматов. На экскурсии особо обращаю внимание детей на то, как приятно пахнет прелой листвой, воздух свеж и прозрачен, тихонько шуршат опавшие листья. Вместе с ребятами рассматриваем листья, ветки, стволы деревьев, траву. Ребята с удовольствием трогают и гладят стволы деревьев. У одних деревьев ствол гладкий, блестящий (у молодых березок), у других шершавый, матовый (тополь, осина, ива). Если повредить ствол, например, забить гвоздь, порезать ножом или сломать ветку, дерево будет болеть, может даже засохнуть. Прошу ребят приглядеться - листьев каких деревьев больше всего среди опавших? Оказывается, раньше всех теряют листья береза, позже - осина. (Дети переходят от дерева к дереву, собирают и рассматривают опавшие листья.)

Обращаю внимание детей на детали, которые часто остаются незамеченными. Учащимся разъясняю, что соблюдение правил поведения при обращении с природой - одна из важнейших мер охраны природы. Для закрепления правил поведения в природе создаю проблемные ситуации. Дети должны рассказать о том, как надо поступить, если обнаружишь птичье гнездо; когда встретишь красиво цветущее растение и т.п.

Такие задания воспитывают ответственное отношение к природе, учат экологически грамотно относиться к ней. Эта работа не только развивает наблюдательность детей, но и побуждает их делать выводы о тех или иных явлениях, происходящих в живой и неживой природе, развивая логическое мышление и разговорную речь ребенка. После экскурсии следует провести занятие, которое позволит сохранить детям эмоциональный настрой, полученный во время экскурсии, создать им единую картину осени, включающую в себя не только знания о сезонных изменениях в природе, но и звуках, красках и запахах осени.

Экологическое воспитание младших школьников невозможно представить без игры. Это, в первую очередь, потому, что она соответствует уровню психологического развития ребенка, удовлетворяет детские интересы, является формой познания мира и способом взаимодействия с ним. Под экологическим воспитанием детей я понимаю, прежде всего, воспитание человечности, т.е. доброты, ответственного отношения и к природе, и к людям, которые живут рядом; к потомкам, которым нужно оставить Землю, пригодной для полноценной жизни. Необходимо сделать воспитательную работу незаметной и привлекательной для детей. Но как это сделать? Поскольку игра – наиболее естественный и радостный вид деятельности, формирующий характер моих учеников, я подобрала из уже известных игр такие, в которых по возможности присутствовала бы активная экологически правильная или развивающая в соответствии с поставленными воспитательными задачами игровая деятельность. Игры придают моим урокам эмоциональную окраску, наполняют их яркими красками, делают их живыми, следовательно, и более интересными для детей. Игры и игровые элементы позволяют развивать у младших школьников самые разнообразные положительные качества и облегчают восприятие излагаемых проблем и знаний.

Использование занимательного материала на уроках окружающего мира помогает активизировать учебный процесс, развивает познавательную активность, наблюдательность детей, внимание, память, мышление, поддерживает интерес к изучаемому, снимает утомление детей.

Форма занимательных упражнений может быть различной: ребус, кроссворд, викторина, игры. Использовать такой материал можно на разных этапах урока. Привлечение произведений художественной литературы обогащает учебный процесс. Умело включенные в урок отрывки из рассказов, сказок, былин оживляют рассказ учителя, пробуждают и поддерживают интерес учащихся. Если отрывок содержит описание природного явления, то его целесообразно использовать для иллюстрации изучаемого материала. А можно, зачитав фрагмент художественного произведения, предложить учащимся ряд заданий.

Очень интересны и целесообразны игровые задания, которые связаны с разыгрыванием ролей различных объектов живой природы. Например: «Встретились в лесу заяц с белкой и разговорились...»; « Собрались животные на полянке и стали рассказывать, как каждый готовится к зимовке». Для того чтобы к ребёнку пришло понимание природы, мало дать конкретные задания по ней, необходимо его научить радоваться, сопереживать ей, научить видеть прекрасное, когда идёт снег или светит солнце, шумит ветер или звенит капель. Было бы ошибкой ожидать мгновенного воздействия на ребёнка экологически правильной игровой деятельности.

В наблюдениях за растениями и животными раскрывается красота родной природы, её неповторимость. Одновременно дети замечают и неразумное, пагубное влияние человека на природу. Чтобы научить ребенка видеть вокруг себя эти контрасты, сопереживать и размышлять, использую экологические сказки. Может встать вопрос: не затруднит ли сказка познания истинных закономерностей природы? Нет, наоборот - облегчит. Благодаря сказке ребёнок познаёт мир не только умом, но и сердцем. И не только познаёт, но и откликается на события и явления окружающего мира, выражает своё отношение к добру и злу. А если в сказку внести некоторые биологические знания и понятия о взаимоотношениях живых организмов между собой и с окружающей их средой, то сказка послужит источником формирования элементарных экологических понятий, т.е. сказка станет экологической. Одним из показателей уровня понимания экологических проблем и сопереживания являются сказки, сочинёнными самими детьми. Если ребёнок придумал сказку, связал в своём воображении несколько предметов окружающего мира, значит он научился мыслить. Перемещение в сказках центра внимания детей с человека на живую природу, которая создаёт и поддерживает среду обитания людей, позволяет формировать уважение к природе, ответственность за неё.

Значительное внимание нужно уделять практическому участию младших школьников в той или иной экологической деятельности. Школьникам начальных классов доступны такие практические дела: развешивание птичьих домиков, кормушек; регулярный сбор корма для птиц и их кормление, посадка и уход за растениями.

Экология для ребёнка - это всё, что его окружает. И дерево, и парк, и птицы, прилетающие к кормушке, и, наконец, сам человек. Показателями воспитанной личности служат: экологические знания, умения, практические результаты, которые выражаются в выполнении учащимися общественно-полезной работы по охране природы.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

Сложившаяся экологическая обстановка в мире ставит перед человеком важную задачу – сохранение экологических условий жизни в биосфере. В связи с этим остро встает вопрос об экологической грамотности и экологической культуре нынешнего и будущего поколений. У нынешнего поколения эти показатели находятся на крайне низком уровне. Улучшить ситуацию можно за счет экологического образования подрастающего поколения, которое должно проводиться высококвалифицированными, экологически грамотными педагогами, вооруженные помимо специальных знаний, рядом эффективных методик, позволяющих комплексно воздействуя на личность ребенка, развивать все компоненты экологической культуры как качества личности в части общей культуры человека.

ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ МЕРОПРИЯТИЕ

Сказка

Цели:

· пробудить интерес и любовь к окружающей природе, научить детей общению с ней;

· формировать чувства сопричастности к природе, личной ответственности за нее.

Оборудование : плакат с высказыванием Л. Леонова; макет дерева; магнитная доска, листочки с правилами поведения в природе.

«Охраняйте природу! Она не имеет ни кулака, ни зуба, чтобы защищаться от недругов. Ее сокровища вверены нашей совести, справедливости, уму и благородству».

Ведущий: Сегодня мы посвятим наше мероприятие природе. Мы приоткроем дверцу в ее сказочный мир, узнаем много нового, вспомним уже известное. Ведь только тот, кто знает природу, ее законы, может ее любить, охранять, жить, не нарушать ее уклада.

Мы живем на планете Земля. Почему ее называют «голубая планета» ? (Потому что на нашей планете много воды)

Чистая вода, как и чистый воздух, нужна растениям, животным и человеку. Иногда воздух и вода загрязняются от того, что в них попадают вредные вещества с заводов и фабрик. Дышать таким воздухом вредно, и люди чаще болеют. Охрана чистоты воздуха – очень важное дело. Взрослые должны заботиться о чистоте воды и воздуха. А как мы будем заботиться о природе? (Не ломать деревьев и кустов, не разбрасывать мусор, не ловить насекомых и бабочек, не разорять муравейников).

Каждый из нас должен бережно относиться к природе. Это, к сожалению, понимают не все, поэтому во многих местах наше планеты наблюдается обеднение природы.

Сейчас ребята покажут нам инсценировку сказки о Человеке и Золотой Рыбке. И мы увидим, что произойдет в природе, если законы об ее охране не выполнять.

Сказка о Человеке и Золотой Рыбке

Жил на свете Человек. На зверей охотился, рыбу ловил, воздухом чистым дышал, воду родниковую пил, закатами любовался.

Однажды ловил Человек рыбу в речке. Долго над водой сидел, а рыба все не клюет. И вдруг крючок как дернется, чуть Человек не выронил удочку из рук.

Вытянул – и глазам свои не верит: рыбка перед ним неизвестного вида, да не простая, а золотая, прямо как в сказке.

Ты кто? – Человек шепотом спрашивает, а сам глаза протирает – не почудилось ли?

Человек от удивления сказать ничего не может, только головой кивает.

Между прочим, - говорит Золотая Рыбка, - я и желания выполнять умею. Мне желание исполнить – раз хвостом вильнуть. Отпустишь меня, все желания твои исполню.

Задумался человек: отпустишь Рыбку – без ужина останешься, а съешь ее – всю жизнь жалеть будешь.

Ладно, - говорит, - отпущу я тебя. А желание у меня первое такое будет: надоело мне жить в этой избенке деревянной. Хочу дом каменный, да с электричеством и центральным отоплением.

Ничего не ответила Рыбка, выскользнула из рук Человека, только хвостом вильнула.

Вернулся Человек домой, а на месте его избушки дом стоит белокаменный. Деревьев вокруг, правда, меньше стало; зато столбы с проводами появились. В доме все чистотой блестит, мебель красивая по углам стоит. Вода из крана течет. Обрадовался Человек. «Вот это жизнь!» - говорит. Ходит изо дня в день по комнатам, любуется. Даже в лесу стал реже гулять. А потом и вовсе решил: «Зачем это я пешком ходить буду, если у Рыбки машину можно попросить?»

Сказано – сделано. Появилась у Человека машина, лесные тропинки в асфальтовые превратились, а полянки цветочные – в места стоянки.

Доволен Человек – бензином дышит. Птиц, правда, да зверюшек вокруг поменьше стало. А Человек и вовсе разошелся. «Зачем мне вообще этот лес?»- думает – ну-ка, Рыбка, сделай, чтобы на его месте поля бескрайние раскинулись. Хочу богатым стать».

Исчез лес – как и не бывало. На его месте картошка растет, пшеница колосится. Доволен Человек, урожай считает.

Вдруг откуда ни возьмись букашки вредные налетели. Да голодные такие! Так и норовят весь человеческий урожай съесть. Испугался Человек, давай всякими ядами букашек-таракашек травить. А заодно с ними и пчел с птицами.

Главное урожай спасти, - думает. – А вместо птичьих песен я у Рыбки магнитофон попрошу.

Живет он так – горя не знает! На машине ездит, урожай собирает, на закаты внимания не обращает, вода у него из крана течет, к роднику ходить не надо. Все, вроде, хорошо, но хочется Человеку чего - нибудь новенького.

Думал он, думал и решил завод завести. Места вокруг много, пусть работает, прибыль приносит.

Пошел Человек к Рыбке – хочу, мол, вдобавок к сельскому хозяйству промышленное производство развернуть. Чтоб все как у людей было.

Вздохнула Рыбка тяжело и спрашивает:

Тебе какой завод - химический или металлургический?

Да мне все равно, - Человек отвечает, - лишь бы прибыль побольше была.

Будет тебе завод, - вильнула хвостом Рыбка. – Но знай: это последнее желание, которое я могу исполнить.

Не обратил внимания Человек на эти слова. А зря.

Возвратился он домой, видит – стоит возле его дома завод огромный, труб видимо – невидимо. Одни – клубы дыма в воздух пускают, другие – потоки грязной воды льют в реку. Шум стоит, грохот.

Ничего, - думает Человек, - главное - разбогатеть побыстрее.

Заснул он в тот день счастливым человеком, и приснился ему страшный сон. Будто стало все вокруг по-старому. Лес шумит, птицы поют. Ходит Человек по лесу, со зверушками общается, цветы нюхает, песни птичьи слушает, ягоды собирает, родниковой водой умывается. И так ему хорошо стало во сне, так спокойно.

Проснулся Человек утром с улыбкой, а вокруг - дым, копоть, вздохнуть невозможно. Закашлялся Человек, подбежал к крану – водички попить. Глядь – вода из крана грязная бежит. Вспомнил Человек о роднике своем с хрустальной водой. Побежал в лес.

Бежит, через горы мусора перебирается, через грязные ручейки перепрыгивает. Еле отыскал родничок. Смотрит – а вода в нем мутная, запах у нее неприятный.

Как же так? – удивился Человек, - куда же водичка моя прозрачная пропала?

Оглянулся вокруг – дым, смрад стоит, грохот. От деревьев одни пеньки остались. В реку потоки мутные текут, на свалках воронье каркает, дороги лесные бензином залиты, ни одного цветочка не видать.

Вспомнил Человек свой сон.

Что же я наделал? – думает. – Как жить теперь буду?

Побежал к речке Рыбку искать. Звал – звал – нет Рыбки. Только пена по грязной воде плывет.

Вдруг что-то блеснуло: смилостивилась Рыбка, приплыла. Только уж золота ее не видно под слоем мазута. Обрадовался Человек, сказал Рыбке:

Не надо мне ничего, верни мне только лес мой зеленый и родники чистые. Сделай все, как было, больше ни о чем просить не буду.

Помолчала Рыбка и отвечает:

Нет, Человек, ничего у меня больше не получится: от грязи и ядов пропала сила моя волшебная. Теперь сам думай, что делать будешь, чтобы живым остаться.

Сел Человек на берегу, голову руками обхватил и задумался.

Ведущий: Вот сейчас мы проверим, как вы поняли смысл сказки.

Вопросы:

(За каждый ответ дается листочек; есть листочки «волшебные»)

1. Как изменился лес после того, как Золотая Рыбка начала выполнять желания Человека? Почему Человек так себя вел?

2. Правильно ли он поступал? Почему ему вдруг захотелось вновь вернуть свой лес?

3. Видели ли вы такие заводы, поля, которые описаны в сказке?

4. Может ли погибнуть обычная рыбка, если вблизи реки построить заводы и проложить дороги?

5. А как бы вы поступили на месте Человека?

6. Как вы думаете, что будет с этим Человеком?

7. Чему нас учит эта сказка?

Ведущий: Какой вывод мы можем сделать?

Вывод: Человек не может жить без городов, заводов, полей, но нужно делать все так, чтобы Природа при этом не пострадала.

Ведущий: Ребята, сейчас мы подведем итоги нашего занятия. Вы прекрасно знаете природу. Но в народе говорят, что каждый человек должен посадить одно дерево, иначе жизнь прошла бесследно. Мы с вами тоже посадим дерево. Дерево это не простое: на нем волшебные листочки – обещания,

Мы обещаем:

1. Не ломать деревья и кустарники.

2. Не рвать цветы охапками.

3. Не разорять гнезда.

4. Не рвать грибы, а аккуратно срезать их, оставляя грибницу.

5. Не трогать птенцов.

6. Не брать детенышей животных домой.

7. Не разжигать костров.

8. Не оставлять мусор.

Дети прикрепляют листочки-обещания к дереву на магнитную доску.

Список использованной литературы

Алексеев С. В., Симонова Л. В. Идея целостности в системе экологического образования младших школьников.// НШ. – 1999. - №1. С. 19-22

Бабанова Т. А. Эколого-краеведческая работа с младшими школьниками. М.: Просвещение, 1993,

Барышева Ю. А. Из опыта организации экологической работы. // НШ. – 1998. №6. С. 92-94.

Бахтибенов А. Ш. Экологическое воспитание младших школьников. / Русс. яз. – 1993. - №6.

Боголюбов С. А. Природа: что мы можем. М. – 1987.

Бондаренко В. Д. Культура общения с природой. М. – 1987.

Боровская Л. А. Экологическая направленность экскурсии в условиях города. М. Просвещение, 1991.

Вершинин Н. А. Воспитание у младших школьников любви к природе родного края, интереса к природоведческих занятиям. // НШ. – 1998. - №10. С. 9-11.

Воробьева А. Н. Экологическое образование младших школьников. // НШ. – 1998. № 6. С. 63-64.

Гетьман В. Ф. Экскурсии по природоведению во 2-3 классах. // Рад. шк. – 1983.

Глазачев С. Н. Сохраним ценности экологической культуры. // НШ. - 1998. №6. С. 13-14.

Горощенко В. П. Природа и люди. М., Просвещение, 1986.

Гришева Е. А. Задания экологического содержания. М. Просвещение, 1993.

Гюльвердиева Л. М., Утенова З. Ю. Национальные традиции и их использование в экологическом воспитании детей. // НШ. – 1998. №6. С. 71-76.

Дерябо С. Д. Субъективное отношение к природе детей начальной школы. // НШ. – 1998. - № 6. С. 19-26.

Дмитриев Ю. Д. Земля у нас одна. М.: Детская литература. – 1997.

Дорошко О. М. Совершенствование подготовки будущих учителей начальной школы к осуществлению экологического воспитания младших школьников. Автореферат. Киев – 1988.

Жестнова Н. С. Состояние экологического воспитания учащихся. // НШ. – 1989. №10-11.

Жукова И. В помощь экологическому воспитанию учащихся. // НШ. – 1998. №6. С. 125-127.

Кваша А. В. Подготовка и использование экологических заданий при изучении неживой природы младшими школьниками. // НШ. – 1998. №6. С. 84-92.

Кириллова З. П. Экологическое образование и воспитание школьников в процессе образования. М.: Просвещение. – 1983.

Климцова Т. А. Экология в начальной школе. // НШ. – 2000. №6. С. 75-76.

Колесникова Г. И. Экологические экскурсии с младшими школьниками. // НШ. – 1998. №6. С. 50-52.

Мухамедьярова Р. Р. О работе экологической школы. // НШ. – 1999. №3. С. 32-34.

Николаева С. Н. Начало экологической культуры: возможности ребенка, идущего в школу. М.: Просвещение. – 1993.

Нинадрова Н. Н. Воспитание у младших школьников чувства прекрасного. // НШ. – 1998. №6. С. 105-106.

Павленко Е. С. Экологические проблемы и начальная школа. , НШ. – 1998. №5.

Салеева Л. П. О содержании экологического воспитания в начальной школе. // М.: Правда. – 1983.

Салеева Л. П. Опыт экологического воспитания младших школьников. // НШ. – 1991. №4.

Салеева Л. П. Содержание экологического образования. // Биология в школе. – 1987. №3

Сидельновский А. Г. Взаимодействие школьников с природой как воспитательный процесс. // Автореферат. М. – 1987.

Симонова Л. П. Этические беседы по экологии с младшими школьниками. // НШ. – 1999. №5. С. 45-51.

Тихонова А. Е., Деев В. М. Приобщите младших школьников к краеведческой работе с целью их экологического образования. // НШ. – 1998. №6. С. 77-81.

Тихонова А. Учебная природная тропа для младших школьников. // НШ. – 1991. №9.


ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ГРАМОТНОСТЬ
- уровень естественно-научных знаний, специальных умений и навыков, а также нравственных качеств человека, позволяющих ему сознательно участвовать в природоохранной деятельности.
Человек должен быть экологически грамотным. Даже и не должен, а обязан, так как это наш дом. Причём, дом общий. Человеку нужно научиться любить его, беречь, содержать в чистоте,иначе погибнет он сам. Мы привыкли говорить "природа", а не "дом". А нужно привыкать к этому понятию, тогда у нас и появится чувство ответственности за его сохранность, за его состояние.
Для этого и надо стать экологически грамотным, т.е. изучать природу, чтобы понимать и ощущать её, представлять себе, что такое компоненты природы. Самое же главное заключается в том, что природу - наш домнужно воспринимать как живое существо.
Понимание роли природы в жизни людей имеет большое значение. первым экологическим законом природы является закон единства, который гласит: в мире всё взаимосвязано и всё взаимодействует. Об этом никогда нельзя забывать.
. Экологическое просвещение
1. В целях формирования экологической культуры в обществе, воспитания бережного отношения к природе,рационального использования природных ресурсов осуществляется экологическое просвещение посредством распространения экологических знаний об экологической безопасности, информации о состоянии окружающей среды и об использовании природных ресурсов.
2. Экологическое просвещение, в том числе информирование населения о законодательстве в области охраны окружающей среды и законодательстве в области экологическойбезопасности, осуществляется органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями, средствами массовой информации, а также образовательными учреждениями, учреждениями культуры, музеями, библиотеками, природоохранными учреждениями, организациями спорта и туризма, иными юридическимилицами.

Тот или иной уровень экологической грамотности – результат воспитания, главной функцией которого является подготовка подрастающего поколения к жизни в настоящем мире, а для этого оно должно овладеть системой нравственных норм по отношению к природе. Без изменений в культуре природопользования нельзя рассчитывать на позитивные изменения в экологии. Именно культура способна привести в соответствиедеятельность человека.
Исходным пониманием в педагогических исследованиях экологии служит представление о ней как о синтезе знаний (естественных, технических, гуманитарных) и опыта взаимодействия человека с окружающей его природной и социальной средой.
Так, Б. Т. Лихачев рассматривает экологическую культуру личности в качестве системообразующего фактора, способствующего формированию вчеловеке подлинной интеллектуальности и цивилизованности.
Психологи считают, что экологическая грамотность – это новообразование личности, часть ее общественной культуры.
Наиболее полно понимание экологической грамотности раскрывают такие ее компоненты:
1. Экологическое сознание, которое основывается на понимании целостности природы, стремлении к таким взаимоотношениям с окружающим миром, которые приводятк позитивному взаимодействию с ним.
2. Экологическая воспитанность, выражающаяся в гуманно-ценностном отношении к природе, доброжелательности к живому, в эмоциональной отзывчивости на их состояние, в интересе к природным объектам, в желании и умении заботиться о живом.
3. Экологические знания, которые включают сведения о взаимосвязи растений и животных со средой обитания, об ихприспособленности к ней, об использовании людьми природных богатств, об охране природы.
Возрастные особенности обучающегося позволили нам выделить этот период как пропедевтический для формирования основ экологической грамотности в образовательном учреждении. Данный возраст можно рассматривать как начальную ступень экологического образования, т. к. именно на этом этапе...

Конференция: Современные педагогические технологии

Организация: МБОУ СШ №85

Населенный пункт: Ульяновская область, г. Ульяновск

  1. Почему назрела необходимость экологического образования.
  2. Модели экологического образования в современной школе.
  3. Как раскрыта тема экологического образования в Стандарте?
  4. Экологическая составляющая «Окружающего мира».
  5. Экологические аспекты в некоторых темах «Окружающего мира».

Душой своей и плотью человек связан с природой, сердце его бьется в одном ритме с ней. Забота о природе - это забота человека о себе, ибо он - часть природы. Но еще точнее -это забота человека о человечестве. Эта маленькая на первый взгляд разница действует порой успокаивающе: ведь наносимый природе вред, как и меры по ее исцелению, будут ощущаться лишь спустя какое-то время. Ощущаться нашими детьми, внуками, более далекими потомками. Простят ли они нам наши сегодняшние ошибки? Ответ ясен - ведь мы не прощаем нашим предкам тех исчезнувших отнюдь не единичных представите­лей животного мира, о которых знаем только по рисункам, а часто и вовсе лишь по упоминаниям. И если живших ранее нельзя судить очень строго хотя бы потому, что многие грехи взяли они на себя, по незнанию, по неведению, то с современников спросится много строже. Потому хотя бы, что в наше просвещенное время люди в состоянии предвидеть последствия своих деяний.

Всё, что есть в живом мире, - это звенья одной цепи. При уничтожении одного из них цепь разрывается, нарушается сложнейшая экологическая система, а это чревато самыми серьёзными последствиями, и в первую очередь для человека.

Слово «экология» прочно вошло в наш обиход. Произошло это не случайно. С развитием цивилизации воздействие людей на природу становилось всё более и более мощным и к концу двадцатого столетия приобрело планетарный характер. Природа сама уже не могла залечить свои раны. Первым забили тревогу учёные, потом врачи, журналисты и политики.

В настоящее время возникла насущная необходимость изменения характера взаимодействия человечества и природы.

Глобальные проблемы современности, несущие угрозу жизни и человеческой цивилизации, вызвали необходимость экологического образования. Становится совершенно ясно, что спасти окружающую среду от деградации, человечество сможет при условии осознания каждым человеком своей гражданской ответственности за судьбу своего общего дома – планеты Земля.

Мы, взрослые, в большинстве своём уже поняли, что уничтожить природу – это всё равно, что рубить собственные корни. Но у детей существует такая психологическая установка: экологические проблемы существуют где-то там, далеко от каждого из нас. Впоследствии этого у детей создаётся ложное впечатление – экологические проблемы порождает кто-то нехороший, но не я и мои близкие, всё это происходит где - то там далеко. Этого и надо опасаться. И задача учителя – донести до ума и сердец своих учеников, что от состояния окружающей среды зависит их здоровье.

Ответственность за полноценное экологическое образование и природоохранное воспитание принадлежит общеобразовательной школе как основному звену системы образования, через которое проходит все подрастающее поколение, практически - все населе­ние страны.

Целью экологического образования в школе является форми­рование системы научных знаний, взглядов и убеждений, обеспе­чивающих становление ответственного отношения школьников к окружающей среде во всех видах деятельности.

В школах России экологическое образование осуществляется путем реализации в учебно-воспитательном процессе одной из следующих моделей.

Однопредметная модель предполагает изучение экологии в рам­ках одного самостоятельного учебного предмета.

Многопредметная модель предполагает экологизацию содер­жания традиционных школьных дисциплин как естественно-науч­ного, так и гуманитарного циклов.

Смешанная модель предполагает введение в учебный план курса «Основы экологии» с одновременной экологизацией учебных пред­метов естественно-научного и гуманитарного профиля, проведение специальных факультативных курсов экологической направленности, организацию активной внеклассной деятельности школь­ников.

Задача формирования экологической культуры лучше всего может быть решена, если воспитание любви к природе, чувства бережного отношения к ней начинать в раннем детском возрасте.

В начальной школе закладываются основы знаний о природе и ее значении в жизни людей, о том, что человек - часть природы, о положительном или отрицательном воздействии человека на при­роду и природы на человека, об экологическом значении природ­ных компонентов: воздуха, воды, почвы для растений, животных и человека. Здесь школьники получают элементарные представ­ления о природных ресурсах и их рациональном использовании.

При изучении таких естественнонаучных дисциплин, как при­родоведение, окружающий мир и других, младшие школьники зна­комятся с понятиями: «объекты и явления неживой и живой при­роды», «объекты и предметы, созданные человеком». Раскрывают­ся связи между явлениями неживой и живой природы. Формиру­ются представления о сообществах и природных зонах, растениях и животных различных сообществ и природных зон, об охране растений и животных, Красной книге редких и исчезающих видов растений и животных. Дети узнают о заповедниках, законах об охране окружающей природной среды своей страны, местности.

Посмотрим, как представлено в Стандарте экологическое образо­вание, приоритетность которого неоднократно подчеркивалась в до­кументах международного уровня.

Термин «экология» или словосочетания с этим термином в Стан­дарте встречается лишь однажды - в требованиях к предметным ре­зультатам освоения основной образовательной программы по курсу «Окружающий мир», где в качестве одного из требований называется «освоение основ экологической грамотности...».

С целью более полного раскрытия потенциала Стандарта в плане экологического образования рассмотрим и другие положения (требо­вания) этого документа.

В обширном перечне требований к личностным результатам освоения основной образовательной программы мы находим требо­вания, отражающие весь спектр направлений воспитания, традици­онно выделяемых в педагогике: гражданское, патриотическое («фор­мирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ...») , эстетическое («фор­мирование эстетических потребностей и чувств...»), нравственное («развитие этических чувств, доброжелательности...»), физиче­ское («формирование установки на безопасный, здоровый образ жиз­ни...»). Качества (компетенции), непосредственно относящиеся к об­ласти экологического воспитания, здесь не называются.

Может сложиться впечатление, что только окружающий мир от­ветствен за экологическое воспитание младших школьников. Однако это не так. Экологическое воспитание, как составная часть экологиче­ского образования, может реализовываться в рамках уже названных направлений воспитания. Основанием для этого является то, что эко­логическое воспитание на практике не реализуется в «чистом» виде, оно почти всегда включает аспекты других направлений воспитания, в том числе и обозначенных в Стандарте. И наоборот, традиционные направления воспитания зачастую наполнены и экологическим со­держанием.

Поясним это на примере нравственного воспитания. Сначала огово­рим, какие отношения следует рассматривать как нравственные, а ка­кие - как экологические. О нравственных отношениях мы говорим в случаях, когда объектом отношений человека (школьника) являются другие люди, общественные группы; когда же объектом отношений является природа, мы говорим об отношениях экологических. Соот­ветственно в первом случае такие отношения формируются в рамках нравственного воспитания, во втором - в рамках экологического.

В требованиях к личностным результатам освоения программы есть ещё одна позиция, дающая выход на экологическое образование. Это «формирование целостного... взгляда на мир...» Очевидно, что понятие «мир» включает и природную составля­ющую. Однако экологический смысл эта позиция будет иметь только в том случае, если параллельно с формированием идеи целостности мира будет определяться место школьника в нём. Это предполагает рассмотрение взаимозависимости человека и окружающего мира, взаимозависимости человека и окружающей природы. Последняя со­ставляющая (взаимозависимость человека и природного окружения) есть объект экологии, а формирование знаний, отношений в этой обла­сти - объект экологического образования. Как уже отмечалось, этот аспект учитывается, в частности, составителями программ и учебни­ков по дисциплине «Окружающий мир», где в качестве цели образо­вания некоторыми авторами указывается формирование целостного взгляда на мир и определение места в нём человека (школьника).

Что касается требований к метапредметным результатам , то они не включают установок, непосредственно относящихся к эко­логическому образованию (как, впрочем, и к другим направлениям образования), поскольку заданные там компетенции универсальны. Однако следует обратить внимание на пункт, касающийся установ­ления школьниками причинно-следственных связей. Использование экологического материала в этом смысле весьма продуктивно. Ведь экология - это наука, занимающаяся исследованием взаимоотноше­ний, взаимосвязей живых организмов с окружающей средой. То есть, рассматривая экологические вопросы, мы рассматриваем и связи, в том числе и причинно-следственные. В целом же, все требования метапредметного характера: владение логическими операциями, освое­ние способов решения проблем творческого характера и др., могут реализовываться и в процессе экологического образования.

В требованиях к предметным результатам экологическая со­ставляющая, как уже отмечалось, заложена в предмете «Окружаю­щий мир». В качестве одной из задач этой дисциплины называется «осознание ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего места в нём». Как видим, здесь к требованию формиро­вания целостного взгляда на мир (в требованиях к личностным ре­зультатам) добавляется и осознание своего места в нём. По сути, это задача экологического образования, хотя термин «экология» и не ис­пользуется. В требованиях, обозначенных в других учебных дисци­плинах, экологическая составляющая не прослеживается.

Итак, в новом образовательном Стандарте экологическая составля­ющая в явном виде присутствует лишь в учебном предмете «Окружа­ющий мир». В то же время следует понимать, что в условиях угро­жающей деградации природной среды экологическое образование должно стать приоритетным в общей системе образования и, конечно же, формирование экологической культуры человека не может быть привилегией какой-то одной и даже нескольких дисциплин. Принцип междисциплинарности экологического образования обязывает включить в этот процесс все или почти все учебные дисциплины. Дру­гой принцип - комплементарности - предполагает формирование экологических отношений не только в рамках собственно экологиче­ского воспитания, но и в других направлениях воспитания. В ограни­ченном по объёму Стандарте эти позиции не могли быть отражены. Более полно экологическая составляющая представлена на уровне образовательных программ и соответствующих учебно-методических материалов.

Во втором по значимости после Стандарта документе - в Пример­ной основной образовательной программе образовательного учрежде­ния - экологическое воспитание выделено в качестве самостоятель­ного и поставлено в один ряд с другими направлениями воспитания, определены его цели, содержание. Широкие возможности формиро­вания экологической грамотности представляет Примерная програм­ма курса «Окружающий мир», в которой обозначены такие экологи­ческие темы, как: «Единство живого и неживого», «Человек - часть природы», «Экосистемы и их компоненты».

Учитель в настоящее время располагает достаточной содержатель­ной и методической базой для реализации заложенных в Стандарте и развёрнутых в названных приложениях к нему (Примерных про­граммах) требований, относящихся к экологическому образованию. Это и учебно-методический комплект «Окружающий мир» («Зелёный дом») А.А. Плешакова в образовательной системе «Школа России». Именно с его появлением в середине 80-х годов школьники стали знакомиться с понятием «экология», «природное сообщество» (темы «Лес - природное сообщество» вместо традиционной темы «Расте­ния и животные леса»), пищевая цепь («невидимые нити природы»), экологическая пирамида, Красная книга, заповедники. Экологиче­ское содержание курса продолжает расширяться и углубляться (тема «Мир глазами эколога» и др.).

Экологическую «эстафету» подхватили и авторы других курсов. В курсе «Мир и человек» (авт. А.А. Вахрушев и др.) в системе «Шко­ла 2100», например, в настоящее время рассматривается центральное понятие экологии - «экосистема», её строение, функционирование. (Из пояснительной записки программы курса «Окружающий мир», « Предмет «Окружающий мир» - это основа естественных и социальных наук. Цель курса окружающего мира в начальной школе – осмысление личного опыта и приучение детей к рациональному постижению мира. Курс «Окружающий мир» помогает освоить значительную часть предметов основной школы: физику, химию, биологию, географию, обществознание, историю. Это первый и единственный предмет в школе, дающий широкую картину природных и общественных явлений, которые в дальнейшем будут изучаться на различных предметах. Поэтому именно в рамках данного предмета удаётся решать проблемы, например, экологического образования и воспитания». Учитывая, что содержание знаний для курса разработано с экологических позиций, в процессе общения, воспитания и развития детей особое внимание уделяется формированию знаний о единстве живой и неживой природы. О закономерности природных явлений, о взаимосвязи, взаимодействии природы, человека, общества. Об экологических проблемах и способах их разрешения, развитии системы интеллектуальных умений по изучению и оценке экологического состояния природной среды.

Как уже отмечалось, одним из требований Стандарта к освоению дисциплины «Окружающий мир» является освоение школьниками основ экологической грамотности.

Понятие «грамотность» означает наличие знаний в какой-либо области. Соответственно «экологическая грамотность» предполага­ет знания в области экологии. Экологические знания формируются у школьников главным образом в процессе изучения специальных экологических тем, таких как «Природные сообщества», «Эколо­гические системы», «Человек и природа», «Что такое экология?», «Мир глазами эколога» и т.п. Однако только подобными темами экологическое образование не может ограничиваться. Любая тема «Окружающего мира» в той или иной степени может включать эко­логические аспекты.

Формирование экологической грамотности не должно осущест­вляться в «чистом виде», то есть ограничиваться только знаниями. Принятый в Стандарте деятельностный подход акцентирует внима­ние на умениях использования полученных знаний в решении учеб­ных и практических задач. В конечном счёте, речь идёт о формирова­нии грамотного поведения детей на природе.

Экология при изучении темы «Удивительный мир растений и животных».

То, что растения и животные являются центральным компонен­том экологических систем, вовсе не означает, что, изучая их, мы автоматически изучаем и экологию. Экология появляется здесь лишь в том случае, если мы рассматриваем связи этих представителей жи­вой природы с окружающей средой: воздействие факторов среды на организмы; адаптация организмов к неблагоприятным факторам среды; влияние антропогенного фактора на растения и животных; использование и охрану представителей живой природы человеком.

Основные рассматриваемые вопросы:

- Кто как приспособлен?

- Чем обеспечивается единство организма и среды?

- Кто чем питается?

- Каковы взаимоотношения животных в период размножения?

- Как помогают друг другу в период размножения организмы раз­личных видов?

- Видовое многообразие. Чем опасно его уменьшение?

- Зачем создаются Красные книги?

Вопросы экологии при изучении сезонных изменений в природе.

Рассматриваемые вопросы:

- Как приспособились растения и животные к сезонным измене­ниям в неживой природе?

- Какие животные зимой впадают в состояние покоя?

- Какие животные совершают сезонные миграции?

- Может ли человек повлиять на сезонные изменения в живой природе?

- Каковы особенности восприятия сезонов года человеком?

- Каковы сезонные особенности природопользования?

Экология при изучении природных сообществ.

Традиционно в начальном природоведении рассматривались рас­тения и животные леса, луга, поля, мелкого водоёма. В современных вариантах «Окружающего мира» предпочтение отдаётся формули­ровкам типа «Лес - природное сообщество», «Луг - природное со­общество». И в том, и другом случае экологическая составляющая заключается в рассмотрении взаимоотношений живых организмов между собой, то есть, по сути, изучается экологическое понятие «био­ценоз». При изучении природных сообществ могут быть рассмотрены следующие вопросы:

- Природное сообщество - что это такое?

- Как организмы взаимодействуют друг с другом?

- Что такое пищевые цепи и сети?

- Что такое экологические пирамиды?

- Как устроено сообщество леса?

- Как устроено сообщество луга?

- Как устроено сообщество мелкого водоёма?

Экология при изучении темы «Организм человека» и организа­ции здорового образа жизни детей.

Попытайтесь ввести экологическую составляющую в следующие изучаемые вопросы:

- Почему мы считаем человека частью природы?

- Для чего человеку нужен скелет?

- Зачем человеку мышцы?

- Для чего человеку кожа?

- Почему мы дышим и чего следует избегать? (о вредных при­вычках).

- Для чего мы едим? Как следует и не следует питаться?

- Зачем человеку органы чувств?

- Как на здоровье человека влияет экологическая обстановка?

Экология при изучении вопросов ориентирования в простран­стве и во времени.

В этой и последующих темах экологическая составляющая пред­ставлена не столь очевидно. Тем не менее и здесь есть возможность для повышения экологической грамотности детей.

Формирование умений ориентирования на местности - традици­онный элемент содержания начального природоведения, географии. В современном «Окружающем мире» вопрос ставится шире: «Ориенти­рование во времени и пространстве». Экологическую составляющую сюда можно привнести в процессе обсуждения следующих вопросов:

- Как ориентироваться в пространстве по объектам живой природы?

- Можно ли ориентироваться по объектам, образовавшимся при участии человека ? Можно ориентироваться по оврагам. Большинство из них - результат непродуманной деятельности человека. В любой более или менее сформированной овражно-балочной системе в условиях средней полосы России склоны, обращенные на юг (склоны южной экспозиции), круче, чем склоны, обращенные на север (склоны северной экспозиции). Кроме того, первые часто бывают оголены - лишены растительности, вторые же могут оказаться задернованными, нередко осложнёнными оползнями и оплывинами. Можно так же ориентироваться по характе­ру распределения снега вокруг строений. В условиях преобладающих зимой южных ветров снег скапливается с северной стороны от строения.

- Можно ли, наблюдая за растениями и животными, опреде­лять время?

Вопросы экологии при изучении рельефа.

В «Окружающем мире» обычно рассматриваются следующие темы, связанные с рельефообразованием: горы и равнины, овраги, холмы, землетрясения, вулканизм. Обсуждаемые вопросы:

- Влияет ли рельеф на природные сообщества (экосистемы)?

- Как влияют на человека природные сообщества, землетрясе­ния, вулканизм?

- Может ли человек стать причиной землетрясений?

- Может ли человек создавать новые формы рельефа?

Вопросы экологии при изучении горных пород, полезных ископаемых.

Понятие «полезные ископаемые» по своей сути экологическое - ведь оно изначально привязано к человеку. Полезные ископаемые - это минералы и горные породы, которые используются человеком для удовлетворения его потребностей в тепле, свете, некоторых пищевых компонентах (каменная соль), для изготовления машин, предметов домашнего обихода и т.п. Вопросы, включающие экологическую со­ставляющую:

- Как связаны горные породы, с другими компонентами экосистем?

- Могут ли особенности геологического строения территории влиять на здоровье человека?

- Какие экологические проблемы возникают при добыче нефти, других полезных ископаемых?

Экология при изучении темы «Воздух».

Экологические аспекты темы чаще всего сводятся к вопросу охра­ны воздуха от антропогенных загрязнителей. Этим, конечно же, эко­логия в этой теме не исчерпывается. Здесь могут быть рассмотрены, в частности, следующие вопросы.

- Каково значение живых организмов в формировании современ­ной атмосферы?

- Каковы экологические следствия состава воздуха?

- Свойства воздуха: каковы экологические следствия?

- Каковы главные источники загрязнения воздуха?

- Как человек охраняет воздух?

Экология при изучении темы «Вода в природе».

Традиционно в начальном природоведении изучаются свойства воды, круговорот воды в природе, родники, реки, озёра, моря и океаны. В настоящее время в некоторых курсах «Окружающего мира» вводится и понятие «гидросфера». Рассматриваемые экологические вопросы:

- Свойства воды: каковы экологические следствия?

- Каковы особенности водной среды обитания живых организмов?

- Каково экологическое значение круговорота воды?

- Как человек использует ресурсы, океана?

- Сколько воды мы потребляем и как можно сократить водопотребление?

- Каковы источники загрязнения водоёмов?

- Есть ли в вашем населённом пункте очистные сооружения? Как они работают?

- Каковы плюсы и минусы водохранилищ?

Экологические вопросы при изучении темы «Почвы».

Типичной в экологическом смысле ошибкой изучения почв являет­ся то, что её относят (прямо или это подразумевается) к неживой природе. Экология при этом сводится к вопросам значения почв для растений, а через них и для животных, человека. Более полно эколо­гическая составляющая будет здесь представлена, если затрагивают­ся вопросы:

- Можно ли рассматривать почву как экосистему!

- Можно ли почву рассматривать как среду жизни?

- Какие факторы участвуют в формировании почвенного покрова!

- Может ли человек выращивать растения без почвы?

Литература

1. Константинов В.М. Охрана природы: Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений. М.: Издательский центр Академия, 2000. – 240с.

2. Неврузов З.Н. Природа не прощает ошибок. – М.: Мысль, 1988. – 127с.

3. Малыхина И.Н. Подготовка студентов факультета начального образования к экологическому воспитанию учащихся. // Начальная школа. – 2006. - №7. – С.26-27.

4. Фролова Н.Я. Экологическая культура младших школьников. // Педагогическая мастерская. – 2007. - №5.

6. Педагогическа лоция. Специальное приложение к журналу «Лицейское и гимназическое образование» Выпуск 4. МУК – 21 в Сети.

7. Миронов А.В. «Окружающий мир» в начальной школе: как реализовать ФГОС. Пособие для учителя. М.: Баласс, 2012.

8. Алексеев С.В., Симонова Л.В. Идея целостности в системе экологического образования младших школьников. // Начальная школа. - 1999. - №1.

9. Виноградова Н.Ф. Экологическое воспитание младших школьников. Проблемы и перспективы. // Начальная школа. – 1997. - №4.

Юлия Игоревна Чигоревская

Санкт-Петербург

Елена Станиславовна Кузнецова

Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена

Санкт-Петербург

Аннотация. В статье рассматривается необходимость формирования экологической грамотности младших школьников посредством проектной деятельности. Данная деятельность позволяет формировать различные компоненты бережного отношения к природе в тесном единстве и взаимосвязи, а также использовать в этих целях комплекс видов деятельности - учебную, игровую, трудовую и др.

Ключевые слова: ФГОС, экологическая грамотность, эмоционально-ценностное отношение, экологические знания, экологоориентированное поведение, проект, проектная деятельность, экологический проект.

Проектная деятельность как средство формирования экологической грамотности

Сложившаяся экологическая обстановка в мире ставит перед человеком важную задачу – сохранение экологических условий жизни в биосфере. В связи с этим остро встает вопрос об экологической грамотности нынешнего и будущего поколений.

Формирование основ экологической грамотности и осознание целостности окружающего мира является одним из предметных результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования, в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования (ФГОС) (здесь и далее цит. по: Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, 2009) . Однако, по исследованиям И.Д. Зверева и И.Т. Суравегиной отмечается, что около 50% младших школьников демонстрируют в своих сочинениях прагматическое, утилитарное отношение к природе. Таким образом, необходимость формирования экологической грамотности младших школьников, безусловно, является важным направлением освоения ребенком школьной программы.

Понятие «экологическая грамотность» формулируется разными авторами по-своему, и на сегодняшний день единого определения для этого понятия не сформулировано. Однако, большинство авторов (И.Н. Пономарёва, А.Н. Захлебный, И.Д. Зверев, И.Т. Суравегина, С.Д. Дерябо, Н.Е. Яценко) сходится в том, что в основе экологической грамотности лежит формирование экологических знаний школьника. На основе знаний о взаимосвязях в природе, можно и должно формировать эмоционально-ценностное отношение к природе, понимание и соблюдение правил экологоориентированного поведения. Немаловажным для формирования осознанного экологоориентированного поведения является и личная мотивация ребенка к участию в решении экологических проблем (Д.С. Ермаков, 2011) . Таким образом, при формировании экологической грамотности у младших школьников в соответствии с основной образовательной программой по предмету «Окружающий мир» можно выделить три основных компонента: экологические знания, эмоционально-ценностное отношение, потребность и осознанность экологоориентированного поведения.

Все это предполагает соблюдение нравственных и правовых принципов природопользования и пропаганду идей его оптимизации, активную деятельность по изучению и охране природы своей местности. Следует отметить, что экологоориентированное поведение – сложная характеристика личности. Она означает понимание законов природы, определяющих жизнь человека, проявляется в соблюдении нравственных и правовых принципов природопользования (Е.Е. Морозова, 2002) [ 10]. Содержание экологической грамотности включает в себя систему норм (запретов и предписаний), которые вытекают из ценностных ориентаций. Формирование ценностного отношения к природе и потребности в экологической деятельности (в том числе, природоохранной) возможно и результативно только в практической деятельности младших школьников в природе: наблюдении природы и взаимодействие с ее объектами (Е.С. Кузнецова, 2012) .

Таким образом, средством развития экологической грамотности младших школьников является систематическое, педагогически организованное общение с природой, и этим как мы считаем, является проектная деятельность.

Характер проектной деятельности для младших школьников заключается главным образом в том, что позволяет формировать различные компоненты бережного отношения к природе в тесном единстве и взаимосвязи, а также использовать в этих целях комплекс видов деятельности – учебную, игровую, трудовую и др. Поэтому организации проектной деятельности необходимо уделять особое внимание.

Раскроем сущность проектной деятельности. Определённая организация и содержание образовательного процесса в школе может позволить осуществлять формирование экологической грамотности на междисциплинарной основе путём интеграции в различные учебные дисциплины, каждая из которых раскрывает соответствующий аспект экологических проблем (А.Н. Захлебный, И.Т. Суравегина, 2004) .

Одним из важных направлений этой проблемы является интенсификация учебного процесса, то есть разработка и внедрение таких методов обучения и учебно-методического материала, которые предусматривали бы целенаправленное развитие мыслительных способностей учащихся, развитие у них интереса к учебной работе, самостоятельности и творчества. В учебном процессе, не получая все знания в готовом виде, учащиеся должны уметь на основе установок учителя приобретать значительную их часть самостоятельно в ходе поисковых заданий, проблемных ситуаций и других средств, активизирующих познавательную деятельность.

Проектная деятельность предполагает совместную деятельность учителя и учащихся, направленную на поиск решения определённой проблемы, а также способствует активному вовлечению учащихся и педагогов в процесс экологического просвещения и стимулирует комплексный подход в решении экологических задач. Соотношение проблемы и практической реализации полученных результатов её решения и делает проектную деятельность столь привлекательной для системы образования.

Мы определяем проектную деятельность, как самостоятельную, самоорганизованную, практико-ориентированную деятельность интегрированного характера, в которой ученик решает не только учебные, но и социальные, культурные, исследовательские задачи.

В психолого-педагогической литературе нам не удалось найти конкретного определения экологического проекта. Изучив, проанализировав и обобщив экологические проекты, предложенные И.В. Цветковой, Е.Е. Морозовой мы даём следующее определение экологическому проекту.

Экологический проект – это средство педагогического воздействия, основанное на приобретении учащимися знаний и умений в процессе планирования и выполнения постепенно усложняющихся практических заданий – проектов, направленных на формирование их экологического сознания.

Одним из важных условий организации экологической проектной деятельности является выбор наиболее продуктивных типов проектов, позволяющих комплексно воздействовать на формирование экологического сознания школьника: формировать экологические знания, субъективное отношение к природе, навык экологически ориентированной деятельности.

Овладение самостоятельной проектной деятельностью обучающимся в образовательном учреждении должно быть выстроено в виде целенаправленной систематической работы. При организации работы в начальной школе необходимо учитывать возрастные психолого-педагогические особенности детей младшего школьного возраста. А именно: темы детских работ выбираются из содержания учебных предметов или близкие к ним. Проблема проекта, обеспечивающая мотивацию включения в самостоятельную работу, должна быть в области познавательных интересов ребёнка и находиться в зоне ближайшего развития.

Таким образом, обобщив всё вышеизложенное, мы можем сделать вывод о том, что одним из эффективных средств формирования экологической грамотности младших школьников является проектная деятельность.

В качестве основных неоспоримых достоинств проектной деятельности названы высокая степень самостоятельности, инициативности учащихся и их познавательной мотивированности.

В основе проектной деятельности лежит развитие познавательных навыков, умений самостоятельно конструировать свои знания и ориентироваться в информационном пространстве.

Для продуктивной проектной деятельности младшим школьникам необходимы: сформированность у учащихся ряда коммуникативных умений; развитие мышления учащихся, определенная «интеллектуальная зрелость»; опыт развернутой, содержательной, дифференцированной самооценочной и оценочной деятельности.

При внедрении в учебно-воспитательный процесс проектной деятельности необходимо учитывать возрастные и индивидуальные особенности младших школьников.

Библиография:

    Виноградова Н.Ф. Окружающий мир в начальной школе. М.: Академия, 2009. 64 с.

    Волкова В.И. Экологическое образование через уроки природоведения // Начальная школа. 2005, № 6. С. 53-55.

    Дерябо С.Д. Экологическая педагогика и психология / Дерябо С.Д., Ясвин В.А. Ростов н/Д: Феникс, 2008. 480с.

    Ермаков Д.С. Компетентностный подход в экологическом образовании для устойчивого развития // XVII Международная конференция «Экологическое образование в интересах устойчивого развития». М. 2011. С. 15-19.

    Захлебный А.Н. Школа и проблемы охраны природы: Содержание природоохранительного образования, М.: Педагогика, 2011. 184 с.

    Захлебный А.Н., Суравегина И.Т. Экологическое образование школьников во внеклассной работе. М.: Просвещение, 2004. 159 с.

    Зверев И.Д., Захлебный А.Н. Экологические знания: на уроках и после уроков // Народное образование, 2006. № 2. С. 81-84.

    Кривощекова Н.В. Подготовка будущих учителей к формированию экологической грамотности школьников: Автореф. дис. канд. пед. наук, Оренбург, 2009. 18 с.

    Кузнецова Е.С. Формирование экологической грамотности младших школьников// . 2012. Т. 3. . С. 223-227.

    Морозова Е. Е. Психолого-педагогические и методические аспекты экологического образования в начальной школе //Начальная школа. 2002. № 7. С. 35

    Пономарева И. Н. Экологические понятия, их система и развитие. СПб., 2009. 87 с.

    ФГОС: Начальное общее образование. М, Просвещение. 2009

    Цветкова И.В. Экология для начальной школы. Игры и проекты. Ярославль: Академия развития, 2007. 151 с.

    Яценко Н.Е. Толковый словарь обществоведческих терминов. СПб. 2009.

 

Возможно, будет полезно почитать: