Презентация на тему: " религиозная живопись древней руси - искусство иконописи -технология иконописи -иконостас - иконографические типы христа, богоматери, святых -творчество." — транскрипт. Живопись Киевской Руси

Виды живописи
Монументальная
Мозаика
Фрески
Станковая
Иконы

Мозаика

Мозаика Алтаря
Киевской Софии
Интерьер Киевской Софии
Мозаика – монументальная
живопись с помощью
разноцветных кусочков
слюды.
Мозаичными панно украшались
Византийские храмы и
русские древние храмы,
например, Собор Софии в
Киеве.
В алтарной части храма
сохранилась мозаика 11 века
«Богоматерь».
В связи с набегами кочевников
это искусство был
утрачено.

Фрески

Роспись
растительными
красками на сырой
штукатурке
Пётр Александрийский.
Фреска церкви Спаса на
Нередице в Новгороде.
1199

Иконы

Станковая
живопись,
выполнялась на
досках яичными
красками.
Иконопись нигде не
была так
популярна, как на
Руси.

Иконостас – иконы, собранные в ряды – чины -, которые закрывают алтарь. Чины иконостаса.

Богоматерь Оранта (Знамение)

Особенно на Руси любили изображать
Богоматерь. Существовали различные
виды изображений: Оранта, Умиление,
Одигитрия, Троеручица и Панагия

Богоматерь Знамение Царскосельская

Знамение, или
Оранта,
изображалась по
пояс, с руками,
разведёнными в
стороны. В
центре иконы
изображался Иисус

Одигитрия Синайская

Одигитрия также
изображалась
по пояс. На
руках она
держит
младенца и
указывает
рукой на него

Богоматерь Корсунская и Донская. Лик умиление

Богоматерь Троеручица

Великая Панагия Шире Небес и Ярославская

Успение Богородицы

Спас Нерукотворный

Симон Ушаков
Это самое древнее из
канонических изображений.
Согласно легенде, первый
образ Христа чудесно
отпечатался на плате,
поднесённом им к лицу.
Этот плат обладал
чудотворной силой – он
исцелил от проказы царя
города Эдессы Авгаря. Таким
образом, создателем первой
иконы был сам Христос.
Первоначально Святой
Плат хранился в Эдессе до
944 года, затем был
перенесён в
Константинополь.

Добрый пастырь

Второй древнейший образ
Христа, уходящий корнями в
античную живопись, Добрый пастырь. В
Евангелие от Иоанна
написано: «Аз есмь пастырь
добрый, пастырь добрый
полагает жизнь свою за
овец».
Все иконы, изображающие
доброго пастыря,
относятся к эпохе раннего
средневековья. В более
поздние периоды
изображения Доброго
пастыря встречается
редко.

Христос-Эммануил

Много трогательных образов
было создано в рамках
этого канона. Эммануил («С
еами Бог») – Христос в
младенчестве. В Писании
сказано: «И нарекут ему имя
Эммануил»
Маленького Христа обычно
изображают со свитком в
руке. Свиток подчёркивает,
что пришёл именно тот, о
ком говорили
ветхозаветные пророки.
В данном случае Христос
изображён с открытым
Евангелием в руке – как
Судия на Страшном Суде.

Христос - Пантократор

Наибольшее количество икон, фресок и
мозаик создано в рамках этого канона.
Серьёзный, суровый Пантократор
(«Вседержитель») будто обозревает
землю с небес, говоря: «Аз есмь Альфа и
Омега, кто Был, кто есть и кто будет,
Всемогущий». Его глаза, кажется,
смотрят не только на вас, но и через вас,
призывая через его глаза смотреть на
небеса.
Согласно канону, в левой руке Христа –
закрытое Евангелие, пальцы правой руки
сложены таким образом, что образуют
греческие символы «IC XC»
(указательный и средний пальцы вверх».
Обычно верхняя одежда Христа
(гиматий) изображалась синей – это
символ человеческого воплощения
Христа; а рубаха (хитон) – красной,
иногда лиловой – это символ
божественной сущности Христа.

Спас на Престоле

Спас на Престоле – разновидность
Пантократора, изображение Царя
Небесного Иерусалима. Христос в
царских одеждах сидит на троне с
открытым Евангелием в руке –
символом Страшного Суда.
Согласно этому канону, Христос
изображается в сверкающей золотом
или алой одежде, часто украшенной
крестами. На голове часто изображают
корону (митру). Фон иконы как правило
золотой.
Данную икону написал Симон Ушаков.
Христос держит открытое Евангелие
от Матфея, и можно прочитать такие
слова: «Придите, вы, кого Отец мой
благословил… Ибо когда я бывал
голоден, вы давали мне еду; я был
измучен жаждой, и вы поили меня
вином; я был странником, и вы давали
мне приют; я бывал раздет, и вы
давали мне одежду…»

Спас в Силах. Андрей Рублёв. 1410

Особый вид Спаса на
Престоле – Спас в Силах
– нашёл распространение
в основном в русской
иконописи. Христос в
окружении ангельских сил
также восседает на
троне. На заднем плане
русские иконописцы
изображали наложенные
друг на друга ромб или
четырёхугольник
интенсивного красного
цвета (символ славы) и
сине-зелёный овал.

Спас Ярое око – икона середины 14 века

В русской иконописи периода Золотой
Орды был весьма популярен Спас
Ярое око. Этот лик как бы ссылка
на слова Писания: «Не мир принёс
вам, но меч».
Это оплечное изображение Христа со
скорбным ликом и яростными
глазами.
Данная икона из Успенского собора,
который расписывали греческие
мастера. Здесь видна энергичная
светотеневая и цветовая
моделировка объёмов. Художники
пытаются изобразить
энергичность святого.

Феофан Грек. Христос Вседержитель

Феофан Грек стремится
передать святого в
момент религиозного
подвига или экстаза.
Его работам
характерна
экспрессия,
внутренняя сила.

Фрески Феофана Грека

Фрески Феофана Грека легко
узнать по пастельным тонам и
белым бликам, которые
используются в изображении
волос святых и драпировок их
одежд. Линии достаточно
резкие.

Феофан Грек Авель. Фреска из храма Преображения в Новгороде

Святые Борис и Глеб. Феофан Грек. Житийная икона из Коломны.

Особую
популярность
получают иконы с
изображением
избранных святых.
Особо почитались
на Руси Николай
Чудотворец,
Святые Борис и
Глеб.

Феофан Грек «Преображение» Икона из Переяславля Залесского

Чудесное проявление
божественной природы
Христа, ошеломляющее
апостолов и
низвергающее их
наземь, воплощено с
поразительной
энергией.
Взволнованность и
драматизм сочетаются
с композиционной
динамикой.

Иоанн Предтеча – икона Благовещенского собора в Москве

Три мастера –
Феофан Грек,
Андрей Рублёв и
Прохор с Городца –
расписывали
Благовещенский
собор в Кремле.
Это фигура из
деисусного чина

Рублёв «Троица»

Эта икона была написана в
похвалу Сергию
Радонежскому. Тихая беседа
ангелов полна дружеской
откровенности. Средний
ангел (Христос)
благословляет жертвенную
чашу, а левый ангел (Боготец) благословляет его
самого на страдания.
Фигуры словно вписаны в
круг, который
символизирует гармонию.
Цвета характерны
творческой манере Рублёва.
Это светлые и яркие тона.

Дионисий Архангел. Фреска собора Рождества Богородицы Ферапонтова монастыря. 16 век

Черт, присущие
творчеству Дионисия
в Ферапонтовом Каков вид иконы Богоматери, прижимающей ребёнка к себе?Одигитрия
Оранта
Панагия
Умиление

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

Живопись Древней Руси Что за удивительная вещь искусство живописца! Он – чудотворец более великий, чем сама природа…искусство живописца претворило вымысел в подлинную жизнь. Христофор Митиленский (1000-1050 г.)

2 слайд

Описание слайда:

Древняя Русь … С этих двух слов начинается представление об исторической жизни нашего Отечества. В 988 г. при Владимире Святом Русь была крещена, что стало важнейшей вехой в её дальнейшей судьбе.

3 слайд

Описание слайда:

Русь приняла новую религию, которая на долгие века станет главным мировоззрением общества, охватит все сферы жизни, приобщит её к другим христианским странам, даст письменность, без которой немыслимо истинное развитие и процветание сформировавшегося к XI-XII вв. древнерусского государства.

4 слайд

Описание слайда:

Развитие культуры Древнерусского государства на протяжении долгого времени напрямую зависело от византийских традиций. Так, после принятия христианства в государство из Византии начали поступать новые жанры монументальной живописи, такие как фреска и мозаика. Не менее распространенной стала также станковая древняя живопись или иконопись. Кроме того, русские мастера переняли у Византии иконографические каноны, неизменность которых строго оберегалась служителями церкви. Это повлияло на более устойчивое и длительное византийское влияние на развитие живописи древней Руси.

5 слайд

Описание слайда:

«Особенности древнерусской живописи». Каноничность. Глубокая связь с храмом. Религиозные образы и сюжеты. Деформация в изображении фигур и предметов; неподвижность(статичность); условность жестов Обратная перспектива. Главное для художника – передать духовную внутреннюю жизнь. Отсюда – пристальный интерес к лицу и глазам. Смысловой центр – ЧЕЛОВЕК, его исцеление, спасение, очищение, преображение. Живопись насыщена религиозными смыслами – нимб, голубь, крест и др.Любой предмет – носитель определенного смыслового значения.

6 слайд

Описание слайда:

Символика цвета (цвет заключал иносказательное значение). Красный – символ жизни,«животворное тепло»; белый – чистота, невинность, непорочность; золотой (желтый) – божественный цвет, застывший солнечный свет; зеленый – юность, цветение, возрождение, надежда; синий – вечность, божественная истина, Дух Святой; черный – знак скорби, страдания, смерти и траура, знак искупления грехов. Совмещение времени: на одной иконе изображались 2-3 события и больше. Например, житийные иконы.

7 слайд

Описание слайда:

Систему росписи храмов русские мастера восприняли от византийцев, но и народное искусство повлияло на древнерусскую живопись. Самые ранние дошедшие до нашего времени шедевры древнерусской живописи были написаны на территории Киева. Первые храмы, согласно летописным сводам, украшались приезжими мастерами-греками, разнообразившими уже сложившуюся иконографическую традицию новыми принципами расположения сюжетов в храмовом интерьере, а также уникальной манерой плоскостного письма.

8 слайд

Описание слайда:

Особой красотой славятся фрески и мозаики Софийского собора, выполненные в торжественной и строгой манере, свойственной монументальной византийской древней живописи. Каждое изображение пронизано идеей величия, незыблемости земной власти и православной церкви.

9 слайд

Описание слайда:

Русь приняла крещение от Византии и вместе с ним унаследовала представление о том, что задача живописи – «воплотить слово», воплотить в образы христианское вероучение. Поэтому в основе древнерусской живописи лежит великое христианское «слово». Поэтому эта живопись, как и архитектура Руси считалась «книгой для неграмотных».

10 слайд

Описание слайда:

В XI в. было создано много произведений станковой живописи – икон –(от греческого - изображение, образ). Киево-Печерские сборники жизнеописания монахов сохранили даже имя знаменитого русского иконописца этого времени - печерского монаха Алимпия, который учился у греческих мастеров и «иконы писать хитр бе зело».

11 слайд

Описание слайда:

Икона стала рассматриваться как видимый символ невидимого мира, как «изображение тайных и сверхъестественных зрелищ». По преданию древнейшие христианские иконы появились либо чудесным образом («Спас Нерукотворный»), либо были написаны с натуры (изображение Богоматери евангелистом Лукой, изображение первых христианских святых художниками, которые лично знали и помнили их облик).

12 слайд

Описание слайда:

Мозаика «мерцающая живопись» – это монументальная живопись с помощью разноцветных кусочков слюды. Мозаичными панно украшались Византийские храмы и русские древние храмы, например, Собор Софии в Киеве. В алтарной части храма сохранилась мозаика 11 века «Богоматерь». В связи с набегами кочевников это искусство был утрачено.

13 слайд

Описание слайда:

Фрески Роспись растительными красками на сырой штукатурке Пётр Александрийский. Фреска церкви Спаса на Нередице в Новгороде. 1199

14 слайд

Описание слайда:

Станковая живопись, выполнялась на досках яичными красками. Иконопись нигде не была так популярна, как на Руси. Иконы

15 слайд

Описание слайда:

Особенно на Руси любили изображать Богоматерь. Существовали различные виды изображений: Оранта, Умиление, Одигитрия, Троеручица и Панагия Богоматерь Оранта (Знамение)

16 слайд

Описание слайда:

Это самое древнее из канонических изображений. Согласно легенде, первый образ Христа чудесно отпечатался на плате, поднесённом им к лицу. Этот плат обладал чудотворной силой – он исцелил от проказы царя города Эдессы Авгаря. Таким образом, создателем первой иконы был сам Христос. Первоначально Святой Плат хранился в Эдессе до 944 года, затем был перенесён в Константинополь. Спас Нерукотворный

17 слайд

Описание слайда:

Второй древнейший образ Христа, уходящий корнями в античную живопись, - Добрый пастырь. В Евангелие от Иоанна написано: «Аз есмь пастырь добрый, пастырь добрый полагает жизнь свою за овец». Все иконы, изображающие доброго пастыря, относятся к эпохе раннего средневековья. В более поздние периоды изображения Доброго пастыря встречается редко. Добрый пастырь

18 слайд

Описание слайда:

Спас на Престоле – разновидность Пантократора, изображение Царя Небесного Иерусалима. Христос в царских одеждах сидит на троне с открытым Евангелием в руке – символом Страшного Суда. Согласно этому канону, Христос изображается в сверкающей золотом или алой одежде, часто украшенной крестами. На голове часто изображают корону (митру). Фон иконы как правило золотой. Данную икону написал Симон Ушаков. Христос держит открытое Евангелие от Матфея, и можно прочитать такие слова: «Придите, вы, кого Отец мой благословил… Ибо когда я бывал голоден, вы давали мне еду; я был измучен жаждой, и вы поили меня вином; я был странником, и вы давали мне приют; я бывал раздет, и вы давали мне одежду…» Спас на Престоле

19 слайд

Живопись Киевской Руси. История русской живописи фактически начинается с эпохи Владимира и Ярослава, от которой до нас дошел ряд замечательных мозаик и фресок. Теперь немного поподробнее о каждом из видов живописи тех времен. Мозаика. Мозаика, особый вид монументальной живописи, которая создается из долговечных материалов: маленьких камешков или кусочков непрозрачного цветного стекла- смальты. История существования мозаики насчитывает несколько тысячелетий. Древнейшие мозаики создавались из разноцветных глин, в греко-римских сооружениях они применялись для отделки интерьера, для них использовали гальку и разнообразные камни. Господствующее положение этот вид искусства. Фреска. В переводе с итальянского слово «фреска» означает «свежий», «сырой».Это живопись по сырой оштукатуренной стене красками, которые разводятся водой. Высыхая, известь плотно соединяется с красочным слоем. Можно писать и по высохшей известковой штукатурке. Тогда ее вторично увлажняют, а краски заранее смешивают с известью. Любили искусство фрески и на Руси. Художники расписывали стены соборов, храмов, церквей. К расписыванию храма приступали лишь через год после его постройки. Это делалось для того, чтобы стены хорошо просохли. Роспись обычно начинали весной и старались завершить в течение одного сезона. Иконопись Процесс создания иконы сложен. Умело выбиралась доска (чаще всего из липы). На ее поверхность наносился горячий рыбий клей (приготовленный из пузырей и хрящей осетровых рыб), плотно приклеивался новый холст- наволока. На наволоку в несколько приемов накладывался левкас (основание для живописи), приготовленный из растертого мела, воды и рыбьего клея. Левкас сушился и полировался. Древнерусские иконописцы использовали натуральные красители- местные мягкие глины и твердые драгоценные камни, привозимые с Урала, из Индии, Византии и других мест. Для приготовления красок камни измельчали в порошок, добавляли связующее, чаще всего желток, а также камедь (растворимую в воде смолу акации, сливы, вишни, алычи). Иконописцы варили из льняного или макового масла олифу, которой покрывали живопись икон. Немного о видах художественного ремесла... Зернь. Мелкие золотые или серебряные шарики (диам. от 0,4 мм), которые напаиваются в ювелирных изделиях на орнамент. Зернь создаёт эффектную фактуру, игру свето-тени. Бусина. Сережка-подвеска. Скань. Скань (от др.-рус. скать - свивать), филигрань - вид ювелирной техники: ажурный или напаянный на металлический фон узор из тонкой золотой, серебряной или медной проволоки, гладкой или свитой в верёвочки. Изделия из скани часто дополняются зернью (маленькие серебряные или золотые шарики) и эмалью. Перегородчатая эмаль. Колты с изображениями птиц по сторонам «древа жизни» и цепь-рясна из бляшек для крепления колтов. Золото. Перегородчатая эмаль. XII в. Работу выполнила: ученица 10 класса Нуянзина М.

«Архитектура Древней Руси» - Софии. Строили собор русские мастера под руководством архитекторов из Византии. На столбах, поддерживающих купол изображения четырех евангелистов. Великолепный интерьер Софийского собора во многом сохранился. Церковь такого типа квадратная в плане. Четыре главы вокруг главного купола. ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА КИЕВСКОЙ РУСИ X-XI века.

«Быт Древней Руси» - Русские избы были двух типов: курная (или черная) и белая. После пахоты поле боронили. Не только работой на земле жил крестьянин. Корова была в крестьянском хозяйстве главной кормилицей, а лошадь – главной работницей. Лес река равнина. Но не стены были главным защитником русских поселений. Вокруг селения всегда строилась стена из частокола.

«Русь IX век» - Народы-? Вспомни: Родословная русских князей. Племенные союзы. Цели урока: Цивилизация - ступень развития общества, следующая после первобытного общества. Государственные задачи: установление порядка в земле русской; укрепление княжеской власти. Города. Точки зрения. Общественные слои -. Государство -.

«Ярослав» - наполненный водой, с перекидными мостами, которые вели к воротам города. Святополк. На торгу звенели монеты разных стран. Торговля. Только в 1046 г. по мирному договору русские пленные были возвращены. Презентацию выполнила ученица 10 М класса Гимназии №22 Петриева Анастасия. Церковь. Перед стеной вырывался глубокий ров,

«Живопись Древней Руси» - Андрей Рублёв. 1410. Богоматерь Троеручица. Иконостас – иконы, собранные в ряды – чины -, которые закрывают алтарь. Найдите определение иконы. Все иконы, изображающие доброго пастыря, относятся к эпохе раннего средневековья. Фрески Феофана Грека. Особую популярность получают иконы с изображением избранных святых.

«Князь Владимир» - Владимир был единовластным правителем Русской земли. Князь Владимир. Темы проектов: Крещение Руси. Прозвенел уже звонок начинаем мы урок. Дьелюпо Госпоты роуки. Владимир Святославич – младший сын князя Святослава и ключницы княгини Ольги Малуши.

Всего в теме 39 презентаций

Слайд 2

Цели урока:

Познакомиться с шедеврами древнерусской живописи и зодчества Узнать о жанрах искусства Узнать имена знаменитых древнерусских иконописцев

Слайд 3

Слайд 4

Слайд 5

Мозаика

Мозаика – монументальная живопись с помощью разноцветных кусочков слюды. Мозаичными панно украшались Византийские храмы и русские древние храмы, например, Собор Софии в Киеве. В алтарной части храма сохранилась мозаика 11 века «Богоматерь». В связи с набегами кочевников это искусство был утрачено. Интерьер Киевской Софии Мозаика Алтаря Киевской Софии

Слайд 6

Фрески

Пётр Александрийский. Фреска церкви Спаса на Нередице в Новгороде. 1199 Роспись растительными красками на сырой штукатурке

Слайд 7

Иконы

Станковая живопись, выполнялась на досках яичными красками. Иконопись нигде не была так популярна, как на Руси.

Слайд 8

Иконостас – иконы, собранные в ряды – чины -, которые закрывают алтарь. Чины иконостаса.

Слайд 9

Богоматерь Оранта (Знамение)

Особенно на Руси любили изображать Богоматерь. Существовали различные виды изображений: Оранта, Умиление, Одигитрия, Троеручица и Панагия

Слайд 10

Богоматерь Знамение Царскосельская

Знамение, или Оранта, изображалась по пояс, с руками, разведёнными в стороны. В центре иконы изображался Иисус

Слайд 11

Одигитрия Синайская

Одигитрия также изображалась по пояс. На руках она держит младенца и указывает рукой на него

Слайд 12

Богоматерь Корсунская и Донская. Лик умиление

  • Слайд 13

    Слайд 14

    Богоматерь Троеручица

  • Слайд 15

    Великая Панагия Шире Небес и Ярославская

  • Слайд 16

    Успение Богородицы

  • Слайд 17

    Спас Нерукотворный

    Это самое древнее из канонических изображений. Согласно легенде, первый образ Христа чудесно отпечатался на плате, поднесённом им к лицу. Этот плат обладал чудотворной силой – он исцелил от проказы царя города Эдессы Авгаря. Таким образом, создателем первой иконы был сам Христос. Первоначально Святой Плат хранился в Эдессе до 944 года, затем был перенесён в Константинополь. Симон Ушаков

    Слайд 18

    Добрый пастырь

    Второй древнейший образ Христа, уходящий корнями в античную живопись, - Добрый пастырь. В Евангелие от Иоанна написано: «Аз есмь пастырь добрый, пастырь добрый полагает жизнь свою за овец». Все иконы, изображающие доброго пастыря, относятся к эпохе раннего средневековья. В более поздние периоды изображения Доброго пастыря встречается редко.

    Слайд 19

    Христос-Эммануил

    Много трогательных образов было создано в рамках этого канона. Эммануил («С еами Бог») – Христос в младенчестве. В Писании сказано: «И нарекут ему имя Эммануил» Маленького Христа обычно изображают со свитком в руке. Свиток подчёркивает, что пришёл именно тот, о ком говорили ветхозаветные пророки. В данном случае Христос изображён с открытым Евангелием в руке – как Судия на Страшном Суде.

    Слайд 20

    Христос - Пантократор

    Наибольшее количество икон, фресок и мозаик создано в рамках этого канона. Серьёзный, суровый Пантократор («Вседержитель») будто обозревает землю с небес, говоря: «Аз есмь Альфа и Омега, кто Был, кто есть и кто будет, Всемогущий». Его глаза, кажется, смотрят не только на вас, но и через вас, призывая через его глаза смотреть на небеса. Согласно канону, в левой руке Христа – закрытое Евангелие, пальцы правой руки сложены таким образом, что образуют греческие символы«IC XC» (указательный и средний пальцы вверх». Обычно верхняя одежда Христа (гиматий) изображалась синей – это символ человеческого воплощения Христа; а рубаха (хитон) – красной, иногда лиловой – это символ божественной сущности Христа.

    Слайд 21

    Спас на Престоле

    Спас на Престоле – разновидность Пантократора, изображение Царя Небесного Иерусалима. Христос в царских одеждах сидит на троне с открытым Евангелием в руке – символом Страшного Суда. Согласно этому канону, Христос изображается в сверкающей золотом или алой одежде, часто украшенной крестами. На голове часто изображают корону (митру). Фон иконы как правило золотой. Данную икону написал Симон Ушаков. Христос держит открытое Евангелие от Матфея, и можно прочитать такие слова: «Придите, вы, кого Отец мой благословил… Ибо когда я бывал голоден, вы давали мне еду; я был измучен жаждой, и вы поили меня вином; я был странником, и вы давали мне приют; я бывал раздет, и вы давали мне одежду…»

    Слайд 22

    Спас в Силах. Андрей Рублёв. 1410

    Особый вид Спаса на Престоле – Спас в Силах – нашёл распространение в основном в русской иконописи. Христос в окружении ангельских сил также восседает на троне. На заднем плане русские иконописцы изображали наложенные друг на друга ромб или четырёхугольник интенсивного красного цвета (символ славы) и сине-зелёный овал.

    Слайд 23

    Спас Ярое око – икона середины 14 века

    В русской иконописи периода Золотой Орды был весьма популярен Спас Ярое око. Этот лик как бы ссылка на слова Писания: «Не мир принёс вам, но меч». Это оплечное изображение Христа со скорбным ликом и яростными глазами. Данная икона из Успенского собора, который расписывали греческие мастера. Здесь видна энергичная светотеневая и цветовая моделировка объёмов. Художники пытаются изобразить энергичность святого.

    Слайд 24

    Феофан Грек. Христос Вседержитель

    Феофан Грек стремится передать святого в момент религиозного подвига или экстаза. Его работам характерна экспрессия, внутренняя сила.

    Слайд 25

    Фрески Феофана Грека

    Фрески Феофана Грека легко узнать по пастельным тонам и белым бликам, которые используются в изображении волос святых и драпировок их одежд. Линии достаточно резкие.

    Слайд 26

    Феофан ГрекАвель. Фреска из храма Преображения в Новгороде

  • Слайд 27

    Святые Борис и Глеб. Феофан Грек. Житийная икона из Коломны.

    Особую популярность получают иконы с изображением избранных святых. Особо почитались на Руси Николай Чудотворец, Святые Борис и Глеб.

    Слайд 28

    Феофан Грек «Преображение»Икона из Переяславля Залесского

    Чудесное проявление божественной природы Христа, ошеломляющее апостолов и низвергающее их наземь, воплощено с поразительной энергией. Взволнованность и драматизм сочетаются с композиционной динамикой.

    Слайд 29

    Иоанн Предтеча – икона Благовещенского собора в Москве

    Три мастера – Феофан Грек, Андрей Рублёв и Прохор с Городца – расписывали Благовещенский собор в Кремле. Это фигура из деисусного чина

     

    Возможно, будет полезно почитать: