Презентация художественная литература как вид искусства. Литература как искусство слова

Слайд 1

Prezentacii.com
Литература как искусство слова

Слайд 2

Искусство

Слайд 3

Искусство
Скульптура
Театр
Цирк
Киноискусство
Балет
Архитектура или зодчество
Литература
Музыка
Живопись

Слайд 4

Образное осмысление действительности:
Жи́вопись - вид изобразительного искусства, связанный с передачей зрительных образов посредством нанесения красок на твёрдую или гибкую поверхность.
Скульпту́ра - вид изобразительного искусства, произведения которого имеют объёмную форму и выполняются из глины, воска, камня, металла, дерева, кости и других материалов.
Теа́тр - зрелищный вид искусства, представления в театре.
Цирк- вид зрелищного искусства, по законам которого строится развлекательное представление.

Слайд 5

Киноиску́сство - вид искусства, основанный на технической основе кинематографа.
Балет- вид сценического искусства; спектакль, содержание которого воплощается в музыкально-хореографических образах.
Архитектура или зодчество - искусство проектировать, строить здания и сооружения (также их комплексы).
Литература
учебник стр. 3
Музыка - искусство, средством воплощения художественных образов для которого являются звук и тишина, особым образом организованные во времени.

Слайд 6

Левитан «Золотая осень»
Унылая пора! Очей очарованье! Приятна мне твоя прощальная краса - Люблю я пышное природы увяданье, В багрец и в золото одетые леса, В их сенях ветра шум и свежее дыханье, И мглой волнистою покрыты небеса, И редкий солнца луч, и первые морозы, И отдаленные седой зимы угрозы. (1825)
Петр Ильич Чайковский (1840-1893 г.г.)
Пьеса «Октябрь. Осенняя песнь»

Слайд 7

Какими средствами пользуются художник, композитор и поэт, чтобы создать картину осенней природы?

Слайд 8

С помощью цвета красок создает картину осенней природы.
С помощью звуков мелодии создает картину осеннего пейзажа.
Рисует картину осенней природы словами. Как музыкален и выразителен может быть язык! Сколько возможностей для изображения жизни таится в слове. Словами можно передать и настроение, которое навевала и музыка Чайковского, и краски картины Левитана.

Слайд 9

«ЛИТЕРАТУРА» -
Слово это пришло к нам в язык в XVIII веке, заимствовано из латинского языка и происходит от латинского слова «litera», то есть «буква». Литература – искусство письменного слова.

Слайд 10

Как очарователен розовый отблеск на белой коре от румяных лучей восходящего солнца! А нежная весенняя зелень берёзы разве не прелесть? Как ласкают наш глаз остроконечные душистые блестящие листочки! Особенно хороша берёза осенью, когда листва покрывается золотом, и берёза “жёлтою резьбой блестит в лазури голубой.
Д. Кайгородов
Листопадное дерево семейства березовых, с мощной широкой кроной, до 30 м высоты. Кора гладкая, белая, у старых деревьев при основании ствола - черная, с глубокими трещинами. Ветви повислые, красно-бурые, густо покрыты пахучими смолистыми бородавочками. Почки клейкие, красно-бурые, с бальзамическим запахом и слегка вяжущим смолистым вкусом. Листья длинночерешковые, очередные, треугольно- или ромбически-яйцевидные, с сердцевидным основанием, молодые - клейкие, позже покрыты железистыми бородавочками
















1 из 15

Презентация на тему: Литература как искусства слова

№ слайда 1

Описание слайда:

№ слайда 2

Описание слайда:

Литература как вид искусства и форма. Литература один из видов искусства, искусство слова. В литературе художественный мир создается при помощи образов, вызываемых в сознании читателя языковыми средствами, что отличает литературу от других видов искусства. Художественная литература как вид искусства возникает на почве мифологии и устно-эпического народного творчества. Художественная литература хранит, накапливает и передает от поколения к поколению эстетические, нравственные, философские, социальные ценности. Литература представляет собой формирующуюся на протяжении тысячелетий динамическую систему литературных родов (эпос, лирика, драма), жанров, мотивов, сюжетов, образов, стиховых и прозаических форм. Существуют виды письменных произведений, смыкающиеся с художественной литературой,- мем

№ слайда 3

Описание слайда:

Роль литературы в духовной жизни человека. Литература играет большую роль в духовной жизни человека. Она как бы открывает нам окно в новый, неведомый мир, рассказывая нам о людях, чувствах, мыслях и отношениях, которых мы не знали, не видели…Литература облегчает нам жизнь, помогает разобраться в пестрой и бурной путанице мыслей, чувств, событий, она учит нас уважать человека и самих себя, она окрыляет ум и сердце чувством любви к миру, к человеку…Литература может сделать нас духовно сильными, честными, разумными людьми, которые способны искренне любить человека, уважать его труд

№ слайда 4

Описание слайда:

№ слайда 5

Описание слайда:

№ слайда 6

Описание слайда:

Правда в жизни и в литературе. Вымесил. Произведения Горького всегда правдивы. Он описывает действительность того времени. Быт, отношения между людьми. ВЫМЫСЕЛ художественный – один из основных моментов художественного литературного творчества, состоящий в том, что писатель, исходя из реальной действительности, создаёт новые художественные факты. Поэт говорит не о действительно случившемся, а о том, что могло случиться, о возможном по вероятности или необходимости (Аристотель). Даже в вещах, опирающихся на факты, возможны элементы вымысла. Горький считал вымысел сущностью процесса литературного творчества.

№ слайда 7

Описание слайда:

№ слайда 8

Описание слайда:

№ слайда 9

Описание слайда:

Место литературы среди других видов искусств. Форма познание отражение действительности. В разные периоды культурного развития человечества литературе отводили разное место в ряду других видов искусства - от ведущего до одного из последних. Это объясняется господством того или иного направления в литературе, а также степенью развития технической цивилизацииНапример, античные мыслители, деятели искусства Возрождения и классицисты были убеждены в преимуществах скульптуры и живописи перед литературой. Романтики на первое место среди всех видов искусств ставили поэзию и музыку. Показательна в этом отношении позиция Ф. В. Шеллинга, видевшего в поэзии (литературе), “поскольку она есть созидательница идей”, “сущность всякого искусства”. Символисты считали музыку высшей формой культурыОднако уже в XVIII веке в европейской эстетике возникла иная тенденция - выдвижения на первое место литературы. Ее основы заложил Лессинг, который видел преимущества литературы перед скульптурой и живописью. Впоследствии этой тенденции отдали дань Гегель и Белинский. Гегель утверждал, что “у словесного искусства в отношении как его содержания, так и способа изложения неизмеримо более широкое поле, чем у всех остальных искусств. Любое содержание усваивается и формируется поэзией, все предметы духа и природы, события, истории, деяния, поступки, внешние и внутренние состояния”, поэзия является “всеобщим искусством”.

№ слайда 10

Описание слайда:

Однако уже в XVIII веке в европейской эстетике возникла иная тенденция - выдвижения на первое место литературы. Ее основы заложил Лессинг, который видел преимущества литературы перед скульптурой и живописью. Впоследствии этой тенденции отдали дань Гегель и Белинский. Гегель утверждал, что “у словесного искусства в отношении как его содержания, так и способа изложения неизмеримо более широкое поле, чем у всех остальных искусств. Любое содержание усваивается и формируется поэзией, все предметы духа и природы, события, истории, деяния, поступки, внешние и внутренние состояния”, поэзия является “всеобщим искусством”. “Поэзия есть высший род искусства. Поэзия выражается в свободном человеческом слове, которое есть и звук, и картина, и определенное, ясно выговоренное представление. Посему поэзия заключает в себе все элементы других искусств, как бы пользуется вдруг и нераздельно всеми средствами, которые даны порознь каждому из прочих искусств”. Иным оказался подход Н. Г. Чернышевского. Отдавая должное возможностям литературы, сторонник “реальной критики” писал при этом, что, так как, в отличие от всех других искусств, она действует на фантазию, “по силе и ясности субъективного впечатления поэзия далеко ниже не только действительности, но и всех других искусств”. В самом деле, у литературы есть свои слабые стороны: помимо невещественности, условности словесных образов, это еще и национальный язык, на котором всегда создаются литературные произведения, и вытекающая отсюда необходимость их перевода на другие языки. Современный теоретик литературы оценивает возможности искусства слова очень высоко: “Литература - “первое среди равных” искусство”. Мифологические и литературные сюжеты и мотивы часто кладутся в основу многих произведений других видов искусства - живописи, скульптуры театра, балета, оперы, эстрады, программной музыки, кино. Именно такая оценка возможностей литературы по-настоящему объективна.

Литература как искусство слова

Выполнила

Учитель русского языка и литературы

МБОУ СОШ №32 города Братска

Туголукова Елена Николаевна


Цель урока

сформировать представление о литературе как искусстве слова


Лексическая работа

И ск у сс тво – ср.

1. Творческое отражение, воспроизведение действительности в художественных образах. Искусство музыки

2. Умение, мастерство, знание дела. Владеть искусством вязания

3. Самое дело, требующее такого умения, мастерства. Военное искусство


Виды искусства

Живопись

Танец

Музыка

Фотография

Театр

Скульптура

Телевиде-

Литература

Кино


Осень (живопись)

Исаак Ильич Левитан

(1860-1900 г.г.)


Осень (живопись)

Какое настроение

передаёт

в этих картинах

И.И. Левитан?

«Октябрь», 1891

Исаак Ильич Левитан

(1860-1900 г.г.)

«Золотая осень», 1895


Осень (фотография)

Какие мысли навевают эти фотографии?


Осень (музыка)

«Мелодия осени»

Какие образы возникают, когда слышите эту мелодию?

Фредерик Шопен

(1810-1849 г.г.)


Осень (литература)

Жжет сентябрь листву сухую на осинах,

Арбузом душистым пахнут зори,

Кружевные нити паутины

Серебром сверкают на заборе…

Н.Лебедько

  • Какие картины представляете после прочтения стихотворения?
  • Какие краски взяли бы, чтобы нарисовать этот пейзаж?

  • Как перекликаются между собой представления об осени представителей разных видов искусств?
  • Какими средствами пользуются художники, фотографы, поэты, композиторы, чтобы создать осеннюю картину природы?

С помощью цвета красок создает

картину осенней природы.

С помощью звуков мелодии создает картину осеннего пейзажа.

Рисует картину осенней природы словами . Как музыкален и выразителен может быть язык! Сколько возможностей для изображения жизни таится в слове. Словами можно передать и настроение, которое навевала и музыка Шопена, и краски

картины Левитана.


Лексическая работа

Л и т е рат у́ ра - в широком смысле слова: совокупность любых письменных текстов. Чаще всего под литературой понимают художественную литературу, то есть литературу как вид искусства.


Лексическая работа

Л и т е рат у ра

  • Произведения письменности, имеющие общественное, познавательное значение. Научная литература
  • Письменная форма искусства, совокупность художественных произведений (поэзия, проза, драма). Теория литературы
  • Совокупность произведений какой-нибудь отрасли знания, по какому-нибудь специальному вопросу. Политическая литература

Лексическая работа

Л и т е рат у ра

то есть «буква».


Лексическая работа

Л и т е рат у ра

Слово это пришло к нам в язык в XVIII веке,

заимствовано из латинского языка

и происходит от латинского слова «litera»,

то есть «буква».

Литература – искусство письменного слова.


Подведение итогов

Л и т е рат у ра – это …


Подведение итогов

Л и т е рат у ра – это …

это особенный вид искусства, который с помощью слов может передать и настроение, и краски, и звуки, изображая жизненные картины.



Cлайд 1

Cлайд 2

Художественная литература – вид искусства, в котором материальным носителем образности является речь.

Cлайд 3

Познавательные перспективы литературы: С помощью слова реальность постигается не только с чувственной, но и с умственной, мыслительной стороны; С помощью слова литература вызывает читателя на самостоятельный диалог, спор с автором; Художественная литература представляет собой искусство воспроизведения человеческого голоса, несущего эмоционально окрашенную мысль. * *

Cлайд 4

Роберт Рождественский * * Я в глазах твоих утону - Можно? Ведь в глазах твоих утонуть - счастье! Подойду и скажу- Здравствуй! Я люблю тебя очень- Сложно? Нет не сложно это,а трудно. Очень трудно любить- Веришь? Подойду я к обрыву крутому Падать буду- Поймать успеешь? Ну,а если уеду- Напишешь? Только мне без тебя трудно! Я хочу быть с тобою- Слышишь? Ни минуту,ни месяц,а долго Очень долго,всю жизнь- Понимаешь? Значит вместе всегда- Хочешь? Я ответа боюсь- Знаешь? Ты ответь мне,но только глазами. Ты ответь мне глазами- Любишь? Если да,то тебе обещаю, Что ты самым счастливым будешь. Если нет,то тебя умоляю Не кори своим взглядом,не надо, Не тяни за собою в омут, Но меня ты чуть-чуть помни...... Я любить тебя буду- Можно? Даже если нельзя...Буду! И всегдя я приду на помощь, Если будет тебе трудно!

Cлайд 5

Литература в начале своей истории была исполнительским искусством, так как существовала лишь в устном виде. С возникновением письменности исполнительские формы словесности не исчезли (фольклор), однако основные линии ее развития обрели неисполнительский характер.

Cлайд 6

Литература - один из видов искусства, такой же, как скульптура или хореография Слово - выразительное средство и мыслительная форма литературы, знаковая основа ее образности. Вначале было слово... Так Библия говорит о сотворении Вселенной. Художественный мир, создаваемый литературой, возникает именно по этой формуле.

Cлайд 7

Строительный материал скульптуры, живописи, кино - глина, краска, кинопленка - предварительно социально обработан, «очеловечен». Строительный материал литературы - слово Гегель называл слово самым пластичным материалом, непосредственно принадлежащим духу. Слово в литературном произведении гибко, подвижно, изменчиво и определенно в своем смысле. Оно трепещет в руке поэта, как только что пойманная рыба. Слово - вербальный знак.

Cлайд 8

И ещё спросил я у менялы, В сердце робость глубже притая, Как сказать мне для прекрасной Лалы, Как сказать ей, что она "моя"? И ответил мне меняла кратко: О любви в словах не говорят, О любви вздыхают лишь украдкой, Да глаза, как яхонты, горят. Поцелуй названья не имеет, Поцелуй не надпись на гробах. Красной розой поцелуи рдеют, Лепестками тая на губах. От любви не требуют поруки, С нею знают радость и беду. "Ты - моя" сказать лишь могут руки, Что срывали чёрную чадру. * * Я спросил сегодня у менялы, Что даёт за полтумана по рублю, Как сказать мне для прекрасной Лалы По-персидски нежное "люблю"? Я спросил сегодня у менялы, Легче ветра, тише Ванских струй, Как назвать мне для прекрасной Лалы Слово ласковое "поцелуй"? С. А. Есенин

Cлайд 9

Благодаря гибкости и безграничным выразительным возможностям слова литература способна вбирать в себя элементы художественного содержания любого искусства. На язык литературы можно перевести образы других видов искусства. Лев Толстой в «Войне и мире», например описывая танец Наташи Ростовой, создает почти зримый хореографический образ; Гюго в «Соборе Парижской богоматери» воспроизводит образ архитектурного произведения; Пушкин в «Медном всаднике» - скульптурный образ Фальконе.

Cлайд 10

В словах, в языке любого народа запечатлена его история, его характер, природа Родины, сконцентрирована мудрость веков. Живое слово богато и щедро. У него множество оттенков. Оно может быть грозным и ласковым, вселять ужас и дарить надежду. Недаром поэт Вадим Шефнер так сказал о слове: Словом можно убить, словом можно спасти, Словом можно полки за собой повести. Словом можно продать и предать и купить, Слово можно в разящий свинец перелить. * *

Cлайд 11

Cлайд 12

Cлайд 13

Роды и виды литературы с аристотельских времен считались главными стилевыми факторами: * * Жанры Стили

Cлайд 14

Эссе (из фр. essai «попытка, проба, очерк»), - литературный жанр прозаического сочинения небольшого объёма и свободной композиции. Эссе подразумевает свободу творчества и выражает индивидуальные впечатления и соображения автора по конкретному поводу или предмету и не претендует на исчерпывающую или определяющую трактовку темы. Эссе может носить историко-биографический, литературно-критический, философский, научно-популярный, беллетристический характер. В содержании эссе оцениваются в первую очередь личность автора – его мировоззрение, мысли и чувства. В отношении объёма и функции эссе граничит, с одной стороны, с научной статьёй и литературным очерком (с которым эссе нередко путают), с другой - с философским трактатом.

Cлайд 15

Формы эссе письмо слово открытое письмо речь очерк Адресаты читатели аудитория друг собеседник человек, с которым спорят * *

Cлайд 16

* * Эссе – способ рассказать о мире через себя и о себе с помощью мира. А.Эльяшевич

Cлайд 17

ЛЮБОВЬ То змейкой, свернувшись клубком, У самого сердца колдует, То целые дни голубком На белом окошке воркует, То в инее ярком блеснет, Почудится в дреме левкоя... Но верно и тайно ведет От радости и от покоя. Умеет так сладко рыдать В молитве тоскующей скрипки, И страшно ее угадать В еще незнакомой улыбке. 24 ноября 1911, Царское Село * * А.Ахматова

Cлайд 18

Задание: Написать эссе. Примерные темы литературно-публицистического эссе: «Говорят, что любовь - это дар божий. Так ли это?» «Тот, кто и никогда не искал ни дружбы, ни любви, в тысячу раз беднее того, кто их обеих утратил» (Жан Поль) «Любовь- это желание жить» (М.Горький) «Любить глубоко-это значит забыть о себе» (Ж.Ж Руссо) «Самое большое счастье в жизни-это уверенность,что тебя любят» (В.Гюго). «Любовь придаёт благородство даже и тем,которым природа отказала в нём» (В.Шекспир).

Cлайд 19

Не отрекаются любя. Ведь жизнь кончается не завтра. Я перестану ждать тебя, а ты придешь совсем внезапно. А ты придешь, когда темно, когда в стекло ударит вьюга, когда припомнишь, как давно не согревали мы друг друга. И так захочешь теплоты, не полюбившейся когда-то, что переждать не сможешь ты трех человек у автомата. И будет, как назло, ползти трамвай, метро, не знаю что там. И вьюга заметет пути на дальних подступах к воротам... А в доме будет грусть и тишь, хрип счетчика и шорох книжки, когда ты в двери постучишь, взбежав наверх без передышки. За это можно все отдать, и до того я в это верю, что трудно мне тебя не ждать, весь день не отходя от двери. * * Вероника Тушнова

Cлайд 20

Cлайд 21

Художественный образ – это сложный феномен, который включает в себя индивидуальное и общее, характерное и типичное. Художественный образ – это образ от искусства, который создается автором художественного произведения с целью наиболее полно раскрыть описываемое явление действительности. Художественный образ и есть не что иное, как знак, т. е. средство смысловой коммуникации в рамках данной культуры или родственных культур * * .

Cлайд 22

«Вечные образы» - художественные образы произведений мировой литературы, в которых писатель на основе жизненного материала своего времени сумел создать долговечное обобщение, применимое в жизни последующих поколений. Так, в Прометее обобщены черты человека, готового отдать жизнь для блага народа; Образ Дон-Кихота, созданный известным испанским писателем Мигелем Сервантесом (XVI - XVII вв.), олицетворяет собой благородное, но лишённое жизненной почвы мечтательство; Гамлет, герой трагедии Шекспира (XVI - начало XVII в.), - нарицательный образ раздвоенного, раздираемого противоречиями человека. * *

Cлайд 23

Основные средства художественной выразительности ЭПИТЕТЫ – красочные, образные определения, чаще всего выраженные прилагательными. Примеры: Статные осины высоко лепечут над вами; Длинные, висячие ветки берез едва шевелятся, могучий дуб стоит… (И.С.Тургенев) Воздух чист и свеж, как поцелуй ребенка (М.Ю.Лермонтов)

Cлайд 24

СРАВНЕНИЕ – это сопоставление одного предмета или явления с другим, придающее описанию особую образность, наглядность, изобразительность. Глаза, как небо, голубые; Листья желтые, как золотые… (А.Твардовский) Там как черная железная нога, побежала, поскакала кочерга (К.Чуковский) Змейкой мчится по земле белая поземка (С. Маршак) Основные средства художественной выразительности

Cлайд 25

Основные средства художественной выразительности МЕТАФОРА – употребление слова в переносном значении на основе сходства двух предметов или явлений (другими словами – неназванное сравнение) Сходство может проявляться: По форме (кольцо на руке – кольцо дыма); По цвету (золотой медальон – золотые кудри); По впечатлению (черное покрывало – черные мысли) По расположению предметов (хвост животного – хвост кометы) По другим признакам… В саду горит костер рябины красной… (С.Есенин) – огненный цвет гроздьев поэт сравнил с пламенем. Сравнение в этом случае выглядело бы так: Гроздья рябины краснеют, как пламя, и осеннее дерево словно костер.

 

Возможно, будет полезно почитать: