Образ-символ Демона в произведении «Демон. Тема: Поэма «Демон»

Образ ангела в искусстве достаточно популярен. Он распространён в живописи, нередко к нему обращается и литература. Безусловно, обращение к херувиму всегда связано с религиозным сознанием, но авторы, как правило, добавляют и свои смыслы в создаваемые ими произведения об этом светлом образе. В данной статье мы исследуем, какое место занимает стихотворение М.Ю. Лермонтова «Ангел» в творчестве поэта, какие мотивы затрагивает произведение и с какими другими сочинениями оно связано.

«Ангел» — одно из самых первых значительных стихотворений М.Ю. Лермонтова, зрелость которого признавал сам автор. Оно написано в 1831 году, когда поэту было только 16 лет. К этому времени у молодого литератора уже возник , влияние коей можно проследить в стихотворении. Опубликовано оно было в 1839 году.

Для Лермонтова «Ангел» имеет особенное значение: она посвятил это стихотворение своей матери, Марии Михайловне. Ему было всего три года, когда ее не стало. В основу произведения легло воспоминание о колыбельной, которую она когда-то пела ему.

Жанр и размер

Размер стихотворения «Ангел» — четырёхстопный амфибрахий, чередующийся с трёхстопным, что делает произведение музыкальным и напевным. Неслучайно это стихотворение выбирали для своих романсов такие композиторы как А. Е. Варламов, А.Г. Рубинштейн, Н.А. Римский-Корсаков, С.В. Рахманинов.

Сам Лермонтов не дал жанрового определения этому стихотворению, но можно относить его к элегии. Во-первых, на это указывает напевная интонация, близкая к колыбельной. Во-вторых, сам характер произведения. Неотъемлемой составляющей элегии является тоскующий лирический герой, а он в тексте присутствует. Это «младая душа», что в объятиях херувима. Наконец, сочинение «Ангел» позволяет считать элегией возвышенная атмосфера стихотворения. Религиозная составляющая и философские категории, используемые поэтом, создают особый лирический пафос.

Направление

Художник эпохи романтизма (это и есть направление, в русле которого работал автор) интересовался вопросами веры и религии. Лермонтов нередко обращался к этим темам в своём творчестве, например, стихотворения «Молитва», «Дума». Но мотив мучающейся в мире людей души был близок творцу на протяжении всего его творчества. И об этом свидетельствует не только поэзия. Печорин в «Герое нашего времени» — это тоже тоскующий, но уже практически не страдающий персонаж. Отсюда появляется герой-бунтарь, который жаждет изменить свою жизнь, воплотить мечту. Это «Беглец», а в первую очередь – «Мцыри».

Но прототип героя, не находящего себе места в мире, — Демон. Изгнанник Рая наказан вечной жизнью, где его ждёт тоска и скитания. Стихотворение «Ангел» 1831 года рассказывает не об изгнанной, но покинувшей Рай душе, и этот мотив сближает данное произведение с поэмой «Демон», над которой Лермонтов работал с 14 лет.

Главные герои и их характеристика

В своём стихотворении М.Ю. Лермонтов создаёт образ чистого, светлого Ангела. Он олицетворяет собой идеал веры, ведь он поёт о Боге, «и хвала Его непритворна». Он умеет очаровать своей песней весь мир, не только звёзды, даже тучи находятся под влиянием его голоса.

У него есть особая задача: принести в этот мир новую жизнь – новую душу. Он её просто сопровождает, или Лермонтов так изображает Ангела-Хранителя? Решать читателю. Важно здесь то, что образ Ангела как представителя Небес противопоставляется земле – миру людей, где лишь «скучные песни», и даже не всё способно внять ангельскому голосу. В этом мире предстоит жить «младой душе», которая последние мгновения своего существования проводит в объятиях посланника Бога.

Темы

Это сравнительно небольшое стихотворение охватывает несколько немаловажных для творчества М.Ю. Лермонтова тем.

  • Поэт и толпа. Душа, которую несёт в мир людей Ангел, обречена на скуку и непонимание на земле, потому что человечество не знает райских песен.
  • Отсюда возникает тема одиночества , ведь «младая душа» будет ощущать себя изгнанной и отверженной на протяжении всего своего существования.
  • Вера. Ангел – единственный, кто способен искренне, без доли корысти или сомнения, петь во славу Бога. Его голос очаровывает земной мир, но в нём никто на это не способен. Посланник небес пытается донести до земли призыв о спасении, о блаженстве, которое ожидает безгрешные души. Но он лишь тайно, ночью спускается на землю, а взамен себя он оставляет людям новую жизнь человека, который будет выполнять святую миссию херувима.
  • Идея

    Во все времена поэта считали особенным человеком, наделённым исключительным даром слова. Для эпохи романтизма это творец, который может слышать голос Небес. В русской поэтической традиции эта идея была воплощена в образе Пророка, к которому обращались А.С. Пушкин и М.Ю. Лермонтов. Оба автора были сторонниками идеи о небесном происхождении поэтической души. Таким образом, главная идея стихотворения «Ангел» — показать рождение нового Пророка, который будет облекать в слова райские песни Ангела. Поэта ждёт страдание, непонимание, отторжение обществом, но это не наказание, как в случае с Демоном, а миссия, как у Пророка, как у Иисуса Христа. Стихотворение пронизано печальным элегичным характером, но имеется место и для радости. Она будет жить в светлом воспоминании и небесной песне.

    Средства выразительности

    Эпитеты в стихотворении «Ангел» помогают создавать определённые образы и особую атмосферу. Так, показывая уникальную чистоту главного персонажа, Лермонтов называет его хвалу «великому» богу «непритворной». Поэт употребляет это определение так, чтобы читатель не мог не обратить на него внимания при прочтении: в конце второй строфы, в обособленной уточняющей конструкции. Образу молодой души придаёт особый колорит эпитет «чудный», относящийся к её желанию. То есть, несмотря на печаль мира и собственное томление, душа продолжает верить и надеяться, ведь она помнит «живой» голос Ангела.

    Поэт пользуется антитезой «небо и земля», а усиливает её противопоставленными эпитетами, описывающими песни этих миров. Например, у земли песни «скучные», а у Ангела – «святые».

    Кроме того, Лермонтов обращается к такой стилистической фигуре, как инверсия, что придаёт возвышенность и покой повествованию. В последней строфе мы обнаруживаем анафору: «И долго…И звуков», — что делает завершение стихотворения наиболее гармоничным, но в тоже время намекает на бесконечность жизни молодой души, когда-то принесённой на землю Ангелом.

    Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Поэму М.Ю. Лермонтова «Демон» можно считать визитной карточкой писателя. Здесь мы видим и любимый автором Кавказ, и философские мысли автора относительно добра и зла. Не лишена поэма и темы невозможности любви, которая была так актуальна для самого Михаила Юрьевича. Мастерское изображение природы, полные психологизма и романтического пафоса диалоги, многообразие мифологических и фольклорных мотивов – всё это содержит в себе этот шедевр русской литературы.

Поэма «Демон» насчитывает 8 редакций, так как Лермонтов начал писать своё произведение ещё в возрасте 14 лет и возвращался к работе над своим детищем на протяжении всей жизни. Ранние редакции отличаются нецелостностью образов, большим количеством философских рассуждений. Поворотным для развития авторского замысла становится 1838 год, когда из-под пера поэта появляются 6-я и 7-я редакции. Теперь уже более зрелый творец не проводит параллель между Демоном и собой и наделяет своего героя монологами.

Поэма базируется на библейском мифе о падшем ангеле, а также обращается к грузинскому фольклору и деталям местного быта.

Жанр и направление

Главного персонажа поэмы можно назвать прототипом героя-изгнанника, прочно занявшего своё место в литературе романтизма. Это Падший Ангел, страдающий за свою дерзость и неповиновение. Само обращение к такому образу — характерная черта романтизма. Одним из первых был Мильтон («Потерянный Рай»), обращался к этому персонажу и повлиявший на русскую литературу Байрон, не обходит стороной вечный образ и А.С. Пушкин.

Поэма пронизана идеями борьбы как на глобальном уровне (противостояние Демона и Бога), так и внутри души отдельного персонажа (Демон желает исправиться, но гордыня и жажда наслаждения мучают его).

Наличие фольклорных мотивов также позволяет относить «Демона» к жанру именно романтической поэмы.

О чём?

В Грузии, в роскошном доме князя Гудала, живёт его дочь, девушка невероятной красоты, Тамара. Она ждёт своей свадьбы, двор уже убран к торжеству, но пролетавший над вершинами Кавказа Демон уже заметил девушку, он пленился ею. На свадьбу спешит жених, за ним следует богатый караван верблюдов, но в ущелье путников настигают разбойники. Так радость свадьбы оборачивается горем похорон.

Демон, теперь не имеющий соперников, является Тамаре, желая завладеть ею. Бедная девушка хочет найти защиты у Бога и уходит в монастырь. Там её стережёт Ангел-Хранитель, но однажды ночью Демон преодолел эту преграду и соблазнил девушку. Тамара погибла, но её душу спас Ангел и перенес в Рай, где она обрела покой.

Главные герои и их характеристика

  • Демон – весьма сложный персонаж поэмы. Сам образ Демона восходит ещё к Библейским сюжетам, но в поэме Лермонтова мы встречаем уже авторскую трактовку этого архетипа. Он наказан вечной жизнью, а существование его будет всегда сопровождаться одиночеством и тоской. Казалось бы, можно позавидовать этой уникальной возможности: с высоты птичьего полета наблюдать горные красоты, но и это наскучило герою. Даже зло уже не приносит ему удовольствие. Но характеристика Демона не может сводиться лишь к отрицательному. Он встречает девушку, сравнимую со сказочной девой, обладающую такой красотой, какую ещё «свет не видывал». Но она прекрасна не только внешностью и нарядами, а ещё и душой.
  • Тамара скромна, целомудренна, верит в Бога, она создана не для этого мира, неслучайно Демон желает обрести спасение через любовь к ней. Ощутив это новое для него чувство, Падший Ангел хочет творить только добро, встать на путь истинный. Но, как мы видим дальше, герой не может справиться со своей гордыней, и все его хорошие намерения оборачиваются прахом. Искуситель дерзок и настойчив, на пути к наслаждению он не собирается уступать ни мольбам беззащитной девушки, ни уговорам Божьего посланника.
  • Темы

    • Любовь . Особое место в поэме занимает любовь. Она имеет безграничную силу: иногда губит героев, иногда даёт надежду, а порой сулит вечные муки. Ревнивая спешка к невесте губит жениха Тамары, для Демона же эта девушка – надежда на спасение. Любовь пробуждает в Падшем Ангеле давно забытые чувства, она заставляет его, нагоняющего ужас, бояться и плакать.
    • Борьба. Отвергнутый Небом Демон больше не в силах выносить свои мучения. В поэме он предстаёт читателю уже потерявшим всякий вкус к существованию, даже зло не приносит ему удовольствия. Последний шанс отвоевать себе прощение – любовь юной чистой девушки. Тамара для Демона — орудие для борьбы с Небом. Он избавился от Ангела, соблазнил Тамару, но он не способен побороть себя, свои пороки, за что обречён страдать вечно. Тамара борется с искусителем, она не поддаётся его словам против Всевышнего, отчаянно желая избежать адской обители.
    • Одиночество . «Дух изгнанья» уже несколько столетий он скитается «в пустыне мира без приюта». Единственная отрада его существования – воспоминания о прошлом, когда он был среди своих собратьев — «чистых херувимов». Любовь к смертной чистой девушке заставляет Демона ещё острее чествовать свою тоску и одиночество. Кажется, что в какой-то момент он готов проявить смирение и преклониться перед Всевышним: он слышит вечернюю песню, она напоминает Падшему Ангелу о Рае. Демон, нагонявший до этого на всех страх и ужас, теперь плачет сам горячими слезами.
    • Вера . Только благодаря непоколебимой вере в Бога Тамара избегает от мук ада. Пренебрежительное отношение к религии губит, согласно авторскому замыслу, жениха княжны. Искушая красавицу, Демон шепчет ей, что Бог занят только небесными делами, а на земные не обращает внимания. Но девушка не поддалась наветам зла, за что душа её была спасена Ангелом-Хранителем.
    • Идея

      Ангел и Демон – две стороны одной души. Человек по своей натуре двойственен, Добро и Зло всегда борются в нём. Предназначение главного героя поэмы – сеять сомнение, пробуждать лукавые мысли в человеке. За повиновение Демону Бог может жестоко наказать, как это и произошло с женихом Тамары.

      Повержен и Демон, но так ли жестоко к нему Небо? Оно даёт изгнаннику шанс спастись через искреннюю любовь, ведущую к добродетели, но герой не справляется со своим отрицательным началом и тем самым губит себя и девушку.

      Проблематика

      Любовь и порок несовместимы – эту проблему актуализирует Лермонтов в «Демоне». Для автора это чувство, скорее, святое, данное Небом, нежели земное. Когда забывают о красоте душевной, а думают лишь о наслаждениях плоти, происходит подмена любви грехом. Истинное же чувство призывает к добродетели, самопожертвованию, отказу от гордыни.

      Но не каждому дана способность именно так любить. Одержимый жаждой превосходства над Небом и желанием испытать удовольствие, впервые за много сотен лет, Демон обрывает последнюю спасительную нить. И Падший Ангел, и Тамара становятся жертвами греховной страсти, но почитающая Бога девушка спасается, а упрямо противостоящий Создателю Демон обрекает себя на вечные страдания. Так находит свое отражение нравственная проблема гордыни – темная сторона души каждого из нас.

      Перед героями стоит проблема нравственного выбора. Демон между смирением и страстью выбирает последнее, за что получает ещё большее страдание. Жених Тамары прислушался к лукавому голосу и пренебрёг молитвой в дороге, за что жестоко поплатился, Тамаре же удаётся противостоять соблазнам искусителя, поэтому для неё открыты Врата Рая.

      Критика

      В оценке критиков «Демон» в определённые периоды своей литературной истории поэма представлена по-разному. Появление этого демонического образа на русской почве было в некотором роде литературным событием, рецензенты с трепетом относились к произведению, в первую очередь, потому, что осознавали, какую историю имеет за собой эта тема в мировой литературе. Один из крупнейших авторитетов критики того времени В.Г. Белинский сам признаётся, что «Демон» стал для него мерой «истин, чувств, красот». В.П. Боткин видел в поэме революционно взгляд на мироздание. Многие из исследователей творчества Лермонтова до сих спорят о важности некоторых редакций, не отдавая безоговорочно пальму первенства окончательному варианту.
      Совершенно иной была критика более позднего периода. «Демон» стал объектом насмешек и издевательств, особенно реалисты, В. Зайцев, А. Новодворский, крайне негативно относились к одному из главных символов романтизма.

      Реабилитирует поэму светоч поэзии начала прошлого столетия А. Блок, продолжая в своём стихотворении «Демон» традицию Лермонтова.

      Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Следует заметить, что в своих произведениях Лермонтов часто говорит об ангелах. Ангелы немолчно славят Бога; Азраил произносит такие слова:

«Я часто ангелов видал

И громким песням их внимал,

Когда в багряных облаках

Они, качаясь на крылах,

Все вместе славили Творца,

И не было хвалам конца».

Особенностью Лермонтова является то, что идеальный мир, приметы которого есть в земной жизни, не предстает отвлеченным, а становится земным. В этом юный поэт видит залог успешного претворения своей мечты о совершенной жизни. Рай и небо у Лермонтова всюду обретают земные черты, освобожденные, однако, от земного несовершенства. Это -- та же действительность, только очищенная от пороков, в ней вечно царствуют покой и гармония, добро и справедливость. Может быть, наиболее полное ощущение блаженства, освобожденное от других мотивов, дано в замечательном стихотворении «Ангел» (1831):

«По небу полуночи ангел летел

И тихую песню он пел;

И месяц, и звезды, и тучи толпой

Внимали той песне святой.

Он пел о блаженстве безгрешных духов

Над кущами райских садов;

О Боге великом он пел, и хвала

Его непритворна была.

Он душу младую в объятиях нес

Для мира печали и слез;

И звук его песни в душе молодой

Остался - без слов, но живой.

И долго на свете томилась она,

Желанием чудным полна;

И звуков небес заменить не могли

Ей скучные песни земли».

Эти стихи напоминают древний Псалом («Хвалите господа с небес; Хвалите Его, все ангелы Его; Хвалите Его, все воинства Его; Хвалите Его, солнце и луна; Хвалите Его все звезды света...» (Псалом 148,1-4)).

Для уяснения художественного смысла стихотворения «Ангел» не последнюю роль играет трагедийная ситуация: ангел несет душу из «того» света в «этот». «Душа младая» переступает некую грань. Посланница небес отдана на заклание. Высокий гуманистический смысл этой жертвы придает стихотворению глубокий трагизм, потому что «переступание» границы между разными мирами уже в ранней лирике Лермонтова чревато гибелью и разрушением. В стихотворении «Ангел», таким образом, связь между раем и землей, устанавливаемая «младой душой», не устраняет трагической разобщенности между двумя мирами. Полнота блаженства оказывается для «души младой» недоступной. Душа обречена на страдание, но память о блаженстве жива («И звук его песни в душе молодой/ Остался без слов, но живой»). В стихотворении «Ангел» жертвенный подвиг не отрицается, но он изначально трагедиен.

Немного иначе развита эта тема в поэме «Ангел смерти». Здесь представлен ангел, который последним поцелуем должен был утешать погибшего и сопровождать его душу в Рай:

«Но прежде людям эти встречи

Казались -- сладостный удел.

Он знал таинственные речи,

Он взором утешать умел,

И бурные смирял он страсти,

И было у него во власти

Больную душу как-нибудь

На миг надеждой обмануть!»

Но пожалев смертного, ангел вселяется в тело смертной и проживая земную жизнь понимает, как сильно мудрость земная отличается от мудрости небесной:

«Но ангел смерти молодой

Простился с прежней добротой;

Людей узнал он: «Состраданья

Они не могут заслужить;

Не награжденье -- наказанье

Последний миг их должен быть.

Они коварны и жестоки,

Их добродетели -- пороки,

И жизнь им в тягость с юных лет...»

Миг смерти отныне - есть миг справедливого наказания за грехи.

Ангел у Лермонтова, прежде всего слуга Бога, он непрерывно восхваляет Его. В нем нет сомнений в чистоте божьего мира. Так ангел не даёт демону забрать Тамару, несмотря на то, что она грешница. И при этом он не позволяет демону попытаться очиститься через любовь к девушке, возбуждая в нем первоначальную ненависть. Роль ангела, как и судьба демона трагична: он провожает чистые души в земной жестокий мир, зная, что им предстоит через жестокое предназначение, уготованное Богом. Но вера ангела крепка и в нём нет сомнений.

Вывод: у Лермонтова рок и закон отнюдь не выступают вечными и неизменными. Человечество само виновато в своей двойственности и противоречивости, потому что оно изменило своей изначальной светлой чистой природе, идее вечности и бесконечности жизни. Вот почему «райское блаженство» возможно -- к будущим поколениям «станут... слетаться ангелы». Следовательно, причина заключена не в извечной двойственности человека, не в его природе, какова бы сейчас она ни была, а в самом обществе, и человек наказан жестокой пыткой «За целые века злодейств, кипевших под луной».

Каких только обликов не принимал Дьявол в умах людей. Образ и характеристика Демона в поэме «Демон» Лермонтова с цитатами – еще один вариант представления нечистой силы, исчадия Ада. Удивительно то, что в поэме злой дух нравится читателю, привлекает и вызывает новые эмоции. Создается впечатление, что он проникает в сердце.

Демон гениального поэта

Образ Лермонтовского Демона пришел из библейских сюжетов. Он изгнан из Рая, должен блуждать по миру и искать приюта, которого нет. Много веков он

«…отверженный блуждал В пустыне мира…».

Для Демона век бежит за веком однообразно, ничтожно и без радости и удовольствия.

«Блистал он, чистый херувим…».

Превращенный во зло ангел – это Демон, созданный гениальным поэтом. Таких образов больше нет в литературе. Субъективное видение Лермонтова отличает образ от привычных злых представителей Ада. Герой поэмы соединяет в себе ангельские и демонические черты. Он

«…Когда-то верил и любил…».

«…Божие проклятье исполнилось…»,

Душа ангела превратилась в камень, он остыл, перестал чувствовать

«…Природы жаркие объятья».

Друзьями стали изгнанники, подобные злому духу. Демон учит людей совершать греховные поступки, гасит в их сердцах веру во Всевышнего.

«…Я людьми недолго правил, Греху недолго их учил, Все благородное бесславил И все прекрасное хулил».

Недолго – это, в понимании Демона, века, но зло надоело духу. Почему? Люди быстро приняли его уроки. Войны, ненависть, злоба и зависть – не все качества, которые стали жить среди земных созданий. Демон становится печальным и скучно ему заниматься тем, чем должен.

Ангельское начало

Демон устал от зла в своей душе, он хочет перевоплотиться, ищет что-то новое в мире. Просто сеять зло среди людей – ему недостаточно. Как измениться черной силе? Он влюбляется в красавицу с неземной внешностью. Любовь должна очистить Демона, освободить его от Божьего наказания. Автор показывает героя манящим и сильным. Персонаж загадочен и обаятелен. Он красивая тайна, видение очарования. В уме Тамары дух обретает форму, ночной гость виден и воспринимаем. Для читателя он все еще загадка, но иногда и здесь начинает обретать черты. Демон становится тем, кого хотят, желают, любят. Автор не боится признать, что человек живет греховными мечтаниями. Характеристика духа не пугает, а привлекает:

«похож на вечер ясный», «сияет тихо, как звезда», «скользит без звука и следа».

Демон опасен как любое чувство, как змей – искуситель. Печаль внутри ночного гостя помогает понять, как тяжело духу переживать новое ощущение, поселившееся без его ведома, которым невозможно руководить. Любовь

«то жжет и плещет, будто пламень, То давит мысль …, как камень…».

Характер представителя черных сил

У Демона много лиц. Он горд, презирает все божественное:

«Презрительным окинул оком Творенье бога своего…».

Демон умеет быть хитрым и лукавым. Он поселяет в душах людей и мешает им жить и поступать так, как они бы хотели, уводить их в сторону от избранного пути. Мечты людей становятся коварными. Герой Ада бессмертен и не боится совершать черные дела, ему не грозит наказание. Такое существование не нравится Демону. Ему хочется опасности, бурь, смятений. Он ненавидит данную власть и бессмертие. Дух ненавидит не только людей. Его раздражает красота мира. Он завидует природе:

«…кроме зависти холодной, Природы блеск не возбудил…».

Демон умеет презирать и ненавидеть, другие чувства не появляются в его душе.

Сила любви

Злобный дух почувствовал «неизъяснимое волненье» при виде женской красоты. Он вновь погружается в

«святыню Любви, добра и красоты!».

Тамара становится признаком возрожденья. Дух ласкает слух девушки, покоряет ее волшебным звуком,

Образ Демона меняется, он становится пришельцем,

«туманный и немой, красой блистая неземной»

Он пытается захватить сердце и душу чистой невинной княжны. Грустный взгляд, взор с любовью делают свое подлое дело. Автор отвлекает читателя от сути Демона, иногда кажется, что это настоящая любовь, очищая и облагораживающая. Только одно слово дает точную характеристику происходящего:

«И Ангел грустными очами На жертву бедную взглянул…».

Демон мечется между положительным и отрицательным в своем сердце.

«Он был похож на вечер ясный: Ни день, ни ночь, - ни мрак, ни свет!».

Духа не украшает

«венец из радужных лучей»,

Ужасное очарование преследует жертву. Сила Демона способна проникнуть даже в обитель Святых, для него нет стен и преград сильнее его желаний. Демон борется только с собой.

«…Была минута, когда казалось он готов Оставить умысел жестокой…».

Но тогда Демон стал бы просто небожителем, потерял свою индивидуальность. Злой дух доводит начатое до конца. Тамара оказывается в его власти и гибнет. Раб любви на словах на деле оказывается смертельным ядом. Добро оказывается все же сильнее. Ангел сохраняет душу девушки, зло терпит проигрыш, остается снова влачить свое ничтожное существование, жить как прежде.

«Один, как прежде, во вселенной Без упованья и любви!».


Я иду на урок

“В пространстве брошенных светил...”

Я ИДУ НА УРОК

Татьяна СКРЯБИНА,
Москва

“В пространстве брошенных светил...”

Поэму «Демон» Лермонтов писал долго (1829–1839), так и не решаясь опубликовать. Печатью демонизма отмечены многие герои Лермонтова: Вадим, Измаил-Бей, Арбенин, Печорин. К образу демона Лермонтов обращается и в лирике («Мой демон»). У поэмы глубокие культурно-исторические корни. Одно из первых упоминаний о демоне относится к античности, где “демоническое” знаменует самые разнообразные человеческие порывы – стремление к познанию, мудрости, счастью. Это двойник человека, его внутренний голос, часть его непознанного “я”. Для древнегреческого философа Сократа “демоническое” сопряжено с познанием самого себя.

Библейский миф гласит о демоне – падшем ангеле, взбунтовавшемся против Бога. Демон как дух отрицанья появится в средневековых легендах, «Потерянном рае» Мильтона, «Каине» Байрона, «Фаусте» Гёте, в стихотворениях А.С. Пушкина «Демон», «Ангел». Здесь демон – двойник сатаны, “враг человеческий”.

Словарь В.Даля определяет демона как “злого духа, диавола, сатану, беса, чёрта, нечистого, лукавого”. Демон связан со всеми проявлениями сатанинского начала – от грозного духа до “мелкого беса” – лукавого и нечистого.

Поэма Лермонтова насыщена отзвуками различных значений – библейскими, культурными, мифологическими. Демон Лермонтова совмещает мефистофельское и человеческое – это скиталец, отвергнутый небом и землёй, и внутренне противоречивое сознание человека.

От своих предшественников Демон Лермонтова отличался многосторонностью. Демон – “царь небес”, “лукавый”, “вольный сын эфира”, “мрачный сын сомненья”, “надменный” и “готовый любить”. Первая строка поэмы “Печальный Демон, дух изгнанья...” сразу же вводит нас в круг противоречивых и неоднозначных смыслов. Примечательно, что Лермонтов провёл эту строку через все редакции, оставив без изменения. Определение “печальный” погружает нас в мир человеческих переживаний: Демон наделён человеческой способностью к страданью. Но “демон, дух” – бесплотное созданье, чуждое “грешной земле”. Вместе с тем “дух изгнанья” – персонаж библейской легенды, в прошлом – “счастливый первенец творенья”, изгнанный из “жилища света”.

Совмещая в своей природе человеческое, ангельское и сатанинское, Демон противоречив. В основе его сущности – неразрешимый внутренний конфликт. Отказ от идеи добра и красоты – и “неизъяснимое волненье” перед ними, свобода волеизъявления – и зависимость от “Бога своего”, тотальный скептицизм – и надежда на возрождение, равнодушие – и страсть к Тамаре, титанизм – и гнетущее одиночество, власть над миром – и демоническая изоляция от него, готовность любить – и ненависть к Богу – из этих многочисленных противоречий соткана натура Демона.

Демон пугающе равнодушен. Мир небесной гармонии и красоты чужд ему, земля представляется “ничтожной” – “весь Божий мир” он окидывает презрительным оком. Радостный, бьющийся ритм жизни, “стозвучный говор голосов”, “дыханье тысячи растений” рождают в его душе лишь безнадёжные ощущения. Демон безразличен и к самой цели, сущности своего бытия. “Он сеял зло без наслажденья, // Нигде искусству своему // Он не встречал сопротивленья – // И зло наскучило ему”.

В первой части поэмы Демон – бесплотный дух. Он ещё не наделён пугающими, отталкивающими чертами. “Ни день, ни ночь, – ни мрак, ни свет!”, “похож на вечер ясный” – таким Демон предстаёт перед Тамарой, вливаясь в её сознание “мечтой пророческой и странной”, “волшебным голосом”. Демон открывается Тамаре не только как “пришелец туманный” – в его обещаниях, “золотых снах” сквозит призыв – призыв к “земному без участья”, преодолеть временное, несовершенное человеческое бытие, выйти из-под ига законов, разорвать “оковы души”. “Золотой сон” – тот дивный мир, с которым человек навсегда распростился, покинув рай, небесную отчизну, и который он тщетно ищет на земле. Воспоминаниями о “жилище света”, отзвуками иных песен полна не только душа демона, но и душа человека – оттого её так легко “одурманить”, околдовать. Демон опьяняет Тамару “золотыми снами” и нектаром бытия – земными и небесными красотами: “музыкой сфер” и звуками “ветра под скалою”, “птичкой”, “воздушным океаном” и “ночными цветами”.

Демон второй части – бунтовщик, адский дух. Он подчёркнуто нечеловечен. Ключевые образы второй части – отравляющий поцелуй, “нечеловеческая слеза” – напоминают о печати отверженности, “инородности” Демона всему сущему. В поцелуе, с его богатейшим, загадочным смыслом, раскрывается неосуществимость гармонии, невозможность слияния для двух столь разных существ. Конфликт двух миров, двух разнородных сущностей (земного и небесного, утёса и тучки, демонического и человеческого), их принципиальная несовместимость – в основе творчества Лермонтова. Поэма, создававшаяся Лермонтовым на протяжении всей жизни, писалась “по канве” этого неразрешимого противоречия.

Любовь Демона открывает Тамаре “пучину гордого познанья”, она отлична от “минутной” любви человека: “Иль ты не знаешь, что такое // Людей минутная любовь? // Волненье крови молодое, – // Но дни бегут и стынет кровь!” Клятва Демона пропитана презрением к человеческому прозябанию на земле, “где нет ни истинного счастья, // Ни долговечной красоты”, где не умеют “ни ненавидеть, ни любить”. Взамен “пустых и тягостных трудов” жизни Демон предлагает возлюбленной эфемерный мир, “надзвёздные края”, в которых увековечены лучшие, высшие миги человеческого бытия. Демон сулит и владычество: стихии воздуха, земли, воды, кристаллическое строение недр открываются Тамаре. Но чертоги из бирюзы и янтаря, венец со звезды, луч румяного заката, “дивная игра”, “дыханье чистого аромата”, дно морское и облака – утопия, сотканная из поэтических откровений, восторгов, тайн. Эта летучая реальность иллюзорна, непосильна и запретна для человека, она может разрешиться только смертью – и Тамара умирает.

Любовь Демона так же противоречива, как и его натура. Клятва в келье – отречение от злых стяжаний и в то же время средство обольщения, “погубления” Тамары. Да и можно ли верить словам взбунтовавшегося против Бога существа, звучащим в Божьей келье?

Хочу я с небом примириться,
Хочу любить, хочу молиться,
Хочу я веровать добру.

В любви Демона, в его клятвах слились: человеческое волнение, сердечный порыв, “мечта безумная”, жажда возрождения – и вызов Богу. Как персонаж Бог не появляется в поэме ни разу. Но Его присутствие безусловно, именно к Нему обращает свой бунт Демон. На протяжении всей поэмы к Богу мысленно устремляется и прекрасная дочь Гудала. Уходя в монастырь, она становится Его послушницей, Его избранницей, “Его святыней”.

От имени Бога в поэме действует Ангел; бессильный на земле, он побеждает Демона на небе. Первая встреча с Ангелом в келье Тамары пробуждает ненависть в “сердце, полном гордыни”. Очевидно, что в любви Демона происходит резкий и фатальный поворот – теперь он сражается за Тамару с Богом:

Здесь больше нет твоей святыни,
Здесь я владею и люблю!

Отныне (или изначально?) любовь Демона, его поцелуи настояны на ненависти и злобе, непримиримости и желании во что бы то ни стало отвоевать “подругу” у неба. Страшен, лишён поэтического ореола его образ после посмертной “измены” Тамары:

Каким смотрел он злобным взглядом,
Как полон был смертельным ядом
Вражды, не знающей конца, –
И веяло могильным хладом
От неподвижного лица.

Надменный, не нашедший себе пристанища во вселенной, Демон остаётся укором Богу, “доказательством” дисгармоничности, неустроенности прекрасного Божьего мира. Открытым остаётся вопрос: заранее ли предопределена Богом трагическая неудача Демона или она является следствием свободного выбора мятежного духа? Тирания ли это или честный поединок?

Сложен, неоднозначен и образ Тамары. В начале поэмы это невинная душа с вполне определённой и типичной судьбой:

Увы! Заутра ожидала
Её, наследницу Гудала,
Свободы резвую дитя,
Судьба печальная рабыни,
Отчизна чуждая поныне,
И незнакомая семья.

Но тут же образ Тамары сближается с первой женщиной, библейской Евой. Она, подобно Демону, “первенец творенья”: “С тех пор как мир лишился рая, // Клянусь, красавица такая // Под солнцем юга не цвела”. Тамара – это и земная дева, и “святыня любви, добра и красоты”, за которую идёт вечный спор Демона с Богом, и “милая дочь” Гудала – сестра пушкинской “милой Татьяны”, и личность, способная к духовному росту. Внимая речам Демона, её душа “рвёт оковы”, избавляется от невинного неведения. “Чудно-новый голос” познанья обжигает душу Тамары, рождает неразрешимый внутренний конфликт, он противоречит укладу её жизни, привычным представлениям. Свобода, которую открывает ей Демон, означает и отказ от всего прежнего, душевный разлад. Это заставляет решиться на уход в монастырь. Вместе с тем Тамара, внимая песенной власти, эстетическому “дурману”, “музыке сфер”, мечтам о блаженстве, поддаётся демоническому соблазну и неминуемо готовит себе “смертельный яд лобзанья”. Но прощальный наряд Тамары – праздничен, лицо – мраморно, ничто не говорит о “конце в пылу страстей и упоенья” – героиня ускользает от своего обольстителя, для неё открывается рай.


Зарубежные издания поэмы М.Ю. Лермонтова «Демон».

Предсмертный крик Тамары, её расставание с жизнью – предупреждение автора против смертоносной отравы демонизма. В поэме звучит важная антидемоническая тема – безусловная ценность человеческой жизни. Сострадая гибели “удалого жениха” Тамары, прощанию своей героини с “жизнью молодой”, Лермонтов поднимается над индивидуалистическим презрением Демона, а шире – и над возвышенным презрением романтического героя. И хотя Лермонтов не без некоторой демонической иронии созерцает в финале бренные “цивилизаторские” усилия человека, которые стирает “рука времён”, он всё-таки смотрит на жизнь как на дар и благо, а на её отнятие – как на бесспорное зло. Демон исчезает из эпилога: мир рисуется свободным от его ропота, перед читателем предстаёт грандиозный замысел Бога – монументальная картина “Божьего творенья”, “вечно молодой природы”, поглощающей все сомненья и дела человека. Если в начале поэмы картины бытия укрупнялись, детализировались – Демон снижался, “терял высоту”, приближаясь к Земле, то в финале земное увидено с “крутых вершин”, из поднебесья – в поучительной панорамной всеохватности. “Божий мир” неизмеримо больше, объёмнее любой судьбы, любого понимания, и в его бесконечности исчезает всё – начиная с “минутного” человека и кончая бессмертным бунтовщиком.

За фантастическим сюжетом поэмы вставали конкретные, жгучие человеческие вопросы. Демоническая скорбь по утраченным ценностям и надеждам, грусть о “потерянном рае и всегдашнее сознание своего падения насмерть, на вечность” (Белинский) были близки разочарованному поколению 30-х годов. В мятежном Демоне виделось нежелание мириться с “нормативной моралью”, официальными ценностями эпохи. Белинский увидел в Демоне “демона движения, вечного обновления, вечного возрождения...” На первый план выходила бунтарская природа демонического, борьба за свободу личного начала, за “права личности”. В то же время демоническая охлаждённость была сродни безразличию последекабрьского поколения, “постыдно равнодушного к добру и злу”. Одержимость философским сомнением, отсутствие чётких ориентиров, неприкаянность – одним словом, “герой времени”.

«Демон» завершает эпоху высокого романтизма, открывая в романтическом сюжете новые психологические и философские возможности. Как ярчайшее произведение романтизма, «Демон» построен на контрастах: Бог и Демон, небо и земля, бренное и вечное, борьба и гармония, свобода и тирания, любовь земная и любовь небесная. В центре – яркая, исключительная индивидуальность. Но Лермонтов не ограничивается этими типичными для романтизма противопоставлениями и трактовками, наполняет их новым содержанием. Многие романтические антитезы меняются местами: мрачная искушённость присуща небесному, ангельская непорочность и чистота – земному. Полярные начала не только отталкиваются, но и притягиваются, поэму отличает крайняя многосложность характеров. Конфликт Демона шире романтического конфликта: в первую очередь это конфликт с самим собой – внутренний, психологический.

Неуловимость мерцающих смыслов, многоплановость, напластование различных мифологических, культурных, религиозных подтекстов, разноликость героев, психологическая и философская глубина – всё это ставило «Демона» на вершину романтизма и одновременно на его рубежи.

Вопросы и задания

1. Что означает слово “демон”? Расскажите, как понималось “демоническое” в эпоху античности, в христианской мифологии?
2. Что отличало Демона Лермонтова от его “предшественников”?
3. Выпишите все определения, какие Лермонтов даёт Демону в поэме.
4. Истолкуйте первую строку поэмы: “Печальный демон, дух изгнанья...”
5. В чём внутренний конфликт Демона?
6. Чем Демон первой части поэмы отличен от Демона второй части?
7. Прочитайте песню Демона «На воздушном океане...» (часть 1, строфа 15). Поясните строчки: “Будь к земному без участья // И беспечна, как они!” В каких ещё произведениях Лермонтова появляется тема безучастного, далёкого неба? Как понимать выражение “золотые сны”?
8. В чём смысл противостояния Демона и Бога? Какую роль в поэме играет Ангел? Сравните два эпизода: встреча Ангела с Демоном в келье Тамары, встреча Ангела с Демоном на небесах.
9. Прочитайте обращение Демона к Тамаре (“Я тот, которому внимала...”). Проследите за его мелодикой, интонацией, сравните речь Демона с его песней в первой части.
10. Прочитайте клятву Демона (“Клянусь я первым днём творенья...”). Отчего Демон презирает человеческую любовь, само существо человека? Чем соблазняет он Тамару?
11. Почему поцелуй Демона оказывается смертелен для Тамары?
12. Расскажите о Тамаре. Почему из всех смертных “мрачный дух” выбирает именно её? Почему ей, возлюбленной Демона, открылся рай?
13. Найдите в поэме слова и образы, относящиеся к царству природы. Обратите внимание, что Лермонтов изображает воздух, землю, кристаллические недра, подводный мир, животных, птиц, насекомых.
14. Прочитайте эпилог (“На склоне каменной горы...”). В чём смысл “панорамности”, всеохватности описанной картины? Почему “демонический сглаз” исчезает из эпилога? Сравните эпилог с картинами природы в первой части.
15. Как вы понимаете, что такое “демонизм”, “демоническая личность”? Существуют ли такие люди в действительности, в современной жизни? Каким, на ваш взгляд, было отношение Лермонтова к “демонизму”?
16. Прочитайте современный “демонологический” роман В.Орлова «Альтист Данилов».
17. Напишите сочинение на тему «В чём внутренний конфликт Демона?».

Литература

Манн Ю. Демон. Динамика русского романтизма. М., 1995.
Лермонтовская энциклопедия. М., 1999.
Логиновская Е. Поэма М.Ю. Лермонтова «Демон». М., 1977.
Орлов В. Альтист Данилов. М., 1994.

 

Возможно, будет полезно почитать: