Нарисовать старик годовик и тройку птиц. Как нарисовать старика карандашом поэтапно

Маргарита Текучёва
Конспект интегрированного занятия в подготовительной группе Тема: Путешествие по сказке «Старик-годовик»

Конспект интегрированного занятия

в подготовительной группе

Тема : Путешествие по сказке «Старик- годовик »

Воспитатель МБДОУ №5

Текучева М. И.

Тема : Путешествие по сказке «Старик- годовик »

Программное содержание :

1. Познавательные :

Использовать приём знакомой сказки для повышения интереса к выполнению счётных действий.

Закреплять представление детей о времени : его периодичности, последовательности всех дней недели, месяцев, времен года.

Закреплять знания детей о составных частях суток.

Упражнять в прямом и обратном счёте.

Закреплять знание геометрических фигур.

Закреплять умения устанавливать соответствия между количеством предметов и цифрой, называть следующее и предшествующее число, соседей числа.

Закреплять умение решать математические задачи .

2. Развивающие :

Развивать устную речь.

Обогащать словарный запас.

Развивать умение ориентироваться на листе бумаги (правый верхний угол, левый верхний угол, правый нижний угол, левый нижний угол, вверх, вниз, влево, вправо).

3. Воспитательные :

Воспитывать интерес к окружающему миру , желание познавать его.

Обогащение словаря :

«Старик- годовик » , светлым- светло, часть суток.

Оборудование :

Демонстрационный материал – макет «Фиолетового леса» , презентация к занятию .

Раздаточный материал : игровизоры, игра «Чудо крестики 3» , палочки Кюизенера, девайсы.

Предварительная работа :

Чтение детям сказки «Старик- годовик »

Изготовление птиц

Игры с игровизором, палочками Кюизенера, игра «Чудо крестики 3» .

Ход занятия

В : Ребята сегодня на занятии вспомним сказку В . Даля «Старик – годовик » .

Хотите отправиться в волшебный лес? Старик -годовик приглашает нас на лесную поляну, посмотреть как в лесу хозяйничает зима.

Но, чтобы не заблудиться, мы должны уметь хорошо ориентироваться в лесу. Сейчас мы с вами потренируемся на нашем игровизоре.

В : В левом верхнем углу нарисуйте квадрат, каждая сторона 2 клетки.

В правом верхнем углу нарисуй круг в двух клетках.

В правом нижнем углу прямоугольник со сторонами 1 клетка и 3.

В левом нижнем углу овал 1 клетка в ширину и 3 в длину.

Проверяю :

В : Рома где ты нарисовал овал?

В : Лера где ты нарисовала прямоугольник?

В : Матвей где ты нарисовал круг?

В :Кирилл где ты нарисовал квадрат?

В : Теперь мы можем с вами отправляться в путешествие . На чем можно путешествовать ?

В : Мы с вами в путешествие отправляемся на машине. Строим машину по схеме. (игра «Чудо – крестики 3» )

В :Машина готова, но чтобы отправиться в путешествие нужно нарисовать дорогу.

(Графический диктант «Дорога в лес» ). (Проверяю)

В : Мы оказались с вами в «Фиолетовом лесу» в гостях у «Старика – годовика » .

В : Махнул «Старик - годовик » и полетели из рукава три белые птицы. Повеял холод мороз.

В : Как называется это время года? (белых птиц ребенок располагает на дереве в «Фиолетовом лесу» ).

В :Назовите признаки зимы?

В :Как животные зимуют в лесу?

В : Махнул «Старик –годовик » из рукава вылетели 3 зеленые птицы. Какое время года наступает после зимы? (Зеленых птиц ребенок располагает на дереве в «Фиолетовом лесу» .)

В : Махнул «Старик - годовик » в третий раз полетела третья тройка красных птиц. Стало жарко, знойно. О каком времени года говорится?

(Красных птиц ребенок располагает на дереве в «Фиолетовом лесу» )

В : Махнул «Старик - годовик » в четвертый раз полетела третья тройка желтых птиц. Подул холодный ветер, посыпался частый дождь. После лета какое наступает время года? (Красных птиц ребенок располагает на дереве в «Фиолетовом лесу» )

В : Что обозначают эти птицы?

В : Назовите времена года?

В : Сколько времен года? (Четыре) .

В : Как вы думаете почему птиц в каждом времени года по три? (выслушать ответы нескольких детей, сравнить их ответы)

В : Правильно, молодцы. У каждого времени года три месяца.

В : Старик – годовик просит вас посчитать сколько птиц на дереве?

В : Сколько месяцев в году? (12)

В : Назовите зимние месяцы?

В : Назовите весенние месяцы?

В : Назовите летние месяцы?

В : Назовите осенние месяцы?

В : Год состоит из месяцев, а месяц из чего состоит? (из недель)

В : Скажите почему у птиц по 4 крыла? (в месяце 4 недели)

В : Сколько перьев у каждого крыла? (считаем)

В : Как думаете число 7 что обозначает? (дни недели)

В : Возьмите палочки Кюизенера и выложите числовую лесенку дни недели - от 1 до 7, но так, чтобы день недели состоял из нескольких чисел.

В : Старик - годовик просит вас назвать дни недели.

В : Какой сегодня день недели? (вторник)

В : Какой день недели был вчера?

В : Какой день недели будет завтра? (среда)

В : Какая по счету будет пятница?

В : Из каких чисел состоит 5-й день недели?

В : Какой день недели будет между пятницей и воскресеньем?

В :Из каких чисел состоит 6 день недели?

В : Какой последний день недели?

В : Воскресенье какой по счету день недели?

В : Из каких чисел состоит 7 день недели?

В : Молодцы, справились с заданием.

Вывод : Каждое перо – день недели. (Уберите палочки на место)

В : Посмотрите на перья птиц, что в них необычного?

Д : Одна половина пера белая, другая - черная. Махнет птица раз – станет светлым - светло, махнет другой – станет темно.

В : (Рассматриваем перо) . Как вы думаете, почему перья имеют такую раскраску, что это значит?

В : Правильно, одна часть пера - ночь, другая - день. Что мы с вами делаем в темное время суток?

В : В светлое время суток?

Физминутка.

В понедельник

В понедельник я купался, (Изображаем плавание)

А во вторник – рисовал. (Изображаем рисование)

В среду долго умывался, (Изображаем умывание)

А в четверг в футбол играл, (Бег на месте.)

В пятницу я прыгал, бегал, (Прыгаем.)

Очень долго танцевал. (Кружимся на месте)

А в субботу, воскресенье (Хлопки в ладоши.)

Целый день я отдыхал. (Дети садятся на корточки, руки под щеку – засыпают.)

В : Старик - годовик хочет проверить, умеете ли вы решать задачи.

В : Открываем девайсы Кронтик математика №2 стр . 10 №6

В : Послушайте задачи и решение запишите в электронной книге.

1 задача :

Семь снегирей на ветках сидели.

Три снегиря еще прилетели.

Наш снеговик сосчитал снегирей.

Сколько всех птичек?

Ответь поскорей!

В : Какой математический знак + или - в этой задаче?

В : Записываем решение задачи.

В : Прочтите решение задачи.

2 задача :

Шесть веселых медвежат за малиной в лес спешат.

Но один из них устал, от товарищей отстал!

А теперь ответ найди, сколько мишек впереди?

В : Как вы думаете задача на сложение или вычитание?

В : Какой математический знак + или - в этой задаче?

В : Записываем решение задачи.

В : Прочтите решение задачи.

В : Молодцы и с этим заданием Старика – годовика вы справились.

В :Путешествие наше подходит к концу.

(Встаем и идем к пенечку) .

В : А теперь поскорее подойдите к пенечку.

Старик -годовик рад видеть вас, ребята. Вы, благодаря хорошим знаниям по математике , дружбе смогли выполнить все его задания.

На память об этой встрече Старик - годовик дарит вам волшебные снежинки :

выберите себе снежинку белого цвета, если все задания Старика - годовика были для вас легкими, голубую - если вы встречали небольшие трудности, желтого цвета, если вам было трудно выполнять задания.

Старик годовик (сказка-загадка)

Вышел старик годовик. Стал он махать рукавом и пускать птиц. Каждая птица со своим особым именем. Махнул старик годовик первый раз - и полетели первые три птицы. Повеял холод, мороз.

Махнул старик годовик второй раз - и полетела вторая тройка. Снег стал таять, на полях появились цветы.

Махнул старик годовик третий раз - полетела третья тройка. Стало жарко, душно, знойно. Мужики стали жать рожь.

Махнул старик годовик четвертый раз - и полетели ещё три птицы. Подул холодный ветер, посыпался частый дождь, залегли туманы.
А птицы были не простые. У каждой птицы по четыре крыла. В каждом крыле по семи перьев. Каждое перо тоже со своим именем. Одна половина пера белая, другая - чёрная. Махнет птица раз - станет светлым-светло, махнёт другой - станет темным-темно.

Что это за птицы вылетели из рукава старика-годовика?
Какие то четыре крыла у каждой птицы?
Какие семь перьев в каждом крыле?
Что это значит, что у каждого пера одна половина белая, а другая - чёрная?

Вышел старик годовик. Стал он махать рукавом и пускать птиц. Каждая птица со своим особым именем. Махнул старик годовик первый раз - и полетели первые три птицы. Повеял холод, мороз.

Махнул старик годовик второй раз - и полетела вторая тройка. Снег стал таять, на полях появились цветы.

Махнул старик годовик третий раз - полетела третья тройка. Стало жарко, душно, знойно. Мужики стали жать рожь.

Махнул старик годовик четвертый раз - и полетели ещё три птицы. Подул холодный ветер, посыпался частый дождь, залегли туманы.
А птицы были не простые. У каждой птицы по четыре крыла. В каждом крыле по семи перьев. Каждое перо тоже со своим именем. Одна половина пера белая, другая - чёрная. Махнет птица раз - станет светлым-светло, махнёт другой - станет темным-темно.

Что это за птицы вылетели из рукава старика-годовика?
Какие то четыре крыла у каждой птицы?
Какие семь перьев в каждом крыле?
Что это значит, что у каждого пера одна половина белая, а другая - чёрная?

В заглавной сказке читатель узнает о том, как старик-годовик из широких рукавов своей шубы выпускает диковинных разноцветных птиц. Взмахнул рукавом в первый раз - полетели первые три птицы с синими перьями, и сразу стало ветрено и морозно. Взмахнул во второй раз - поднялась в небо тройка нежно-розовых птиц, и на проталинах появились первые цветы. Взмахнул в третий раз - взвились в вышину три птицы в желтом оперении, и стало жарко и знойно. Взмахнул в четвертый раз - полетела тройка лиловых птиц, повеяло дождями и туманами.

А дальше читатель должен сам разгадать смысл сказки: «Что это за птицы вылетели из рукава старика-годовика? Какие это четыре крыла у каждой птицы? Какие семь перьев в каждом крыле? Что это значит, что у каждого пера одна половина белая, а другая - черная?» И оказывается, что за этими необыкновенно поэтическими образами птиц, выпускаемых стариком-годовиком, скрывается целостная картина мира, когда все вокруг воспринималось как живое, родственное, соразмерное человеку и время текло неспешно, по кругу, в извечном порядке.

Обычно фольклорные произведения разных жанров содержатся в разных разделах сборника. Эта книга необычна по структуре: за сказками следуют загадки и пословицы, за побасенками и скороговорками идут народные игры, а потом снова сказки. Как будто чередуются времена года, проходит месяц за месяцем, а день сменяется ночью - и мы опять наблюдаем за ходом времени. Встречаются даже сквозные образы. Например, загадка «Махнула птица крылом и покрыла весь свет одним пером» явно отсылает читателя к заглавной сказке о старике-годовике.

Чтение фольклорных текстов развивает у ребенка чувство родного языка. Очень полезно вслушиваться, как звучит народная речь, и подмечать, как она организована. Сначала все в ней кажется непривычным, но потом она завораживает своим особым строем и напевностью:

Как по мосту, по мосточку
Шла девица-семилетка,
За девицей - молодец:
- Стой, девица-семилетка,
Загадаю три загадки,
Ты изволь же отгадать их:
А что растет без кореньев?
А что цветет без алого цвету?
А что шумит без буйного ветру?
- Растет камень без кореньев.
Цветет сосна без алого цвету.
Шумит вода без буйного ветру.

А какие встречаются редкие, необыкновенно красивые слова, которые, к сожалению, уже вышли из употребления. Например, в сказке «Девочка Снегурочка» бездетные одинокие старики, у которых весной неожиданно появилась дочка, «беленькая, как снежок, и кругленькая, как комок», пели ей такую колыбельную:

Спи, наша Снегурочка,
Сдобная кокурочка,
Из вешнего снегу скатана,
Вешним солнышком пригретая!
Мы тебя станем поить,
Мы тебя станем кормить,
В цветно платьице рядить,
Уму-разуму учить!

Любопытно, что замечательное слово «кокурочка», которое обозначает сдобную лепешку или булочку, первоначально с яйцом, является выражением самых нежных родительских чувств.

Впервые сборник «Старик-годовик» вышел в 1959 году в оформлении Владимира Конашевича. Книга получилась самобытной, изысканной и очень нарядной. Конашевич говорил, что его «русский стиль» имеет свои «истоки» и поэтому обладает ярко выраженной индивидуальностью: «Обычно художники (как, например, И. Билибин) идут от русских первопечатных книг, евангелий и часословов. У Ю. Васнецова “русский стиль” народный, деревенский, идущий от росписей дуг и донец прялок, а больше из собственного нутра художника. А у меня - и от росписей посуды и подносов, от вышивок бисерных кошельков и шалей. Следовательно, хоть и полностью русский, но не совсем деревенский» («О себе и своем деле»; сайт «Картинки и разговоры»).

И действительно - страницы с загадками, пословицами, поговорками и скороговорками напоминают вышивку или кружева. Текст здесь ложится прямо на затейливые цветочные узоры, при этом цветы всякий раз разные, а цветовая гамма одинаковая: нежнейший розовый, голубой и желтый. Форзацы книги как будто украшены декоративными пасхальными яичками, а внутренняя обложка выглядит как расписной деревянный поднос.

Были времена, когда Конашевича называли формалистом и упрекали в том, что он не учитывает особенности восприятия рисунков дошкольниками. Художник не заигрывает с читателем. Люди и животные на иллюстрациях Конашевича изображены реалистично, без всяких условностей. Обращает на себя внимание эмоциональная закрытость персонажей: они держатся строго, немного отстраненно, с достоинством, все заняты своим делом и как будто погружены в себя. И это очень подходит для визуального сопровождения фольклорных текстов.

Книга «Старик-годовик» предназначена не только для чтения и рассматривания, но и для игр с детьми. Среди разных по жанру произведений фольклора в сборнике есть описания народных игр. Например, в игре «Кузовок» дети должны по очереди называть слова, которые заканчиваются на «ок»: «Я положу в кузовок сапожок, сахарок, сучок, лепесток и т.д.» Тот, кто растеряется или замешкается, должен положить в кузовок залог - какую-нибудь личную вещь. По окончании игры дети назначают каждому залогу выкуп, т.е. придумывают задание для владельца вещи. Например, «в четырех углах дело поделать: в одном постоять, в другом поплясать, в третьем поплакать, в четвертом посмеяться». Многие дворовые и домашние детские игры почти забыты, поэтому эти редкие для фольклорного сборника тексты представляют особую ценность.

Закрываешь эту книгу с трепетным чувством, что приобщился к настоящим сокровищам народной культуры. Еще раз любуешься красивой обложкой, где синяя «зимняя», розовая «весенняя» и желтая «летняя» птицы вьются над стариком-годовиком. А на задней стороне обложки летит лиловая «осенняя» птица, склонив голову вниз и как будто прощаясь с читателем.

Ксения Зернина

Открытый урок по литературному чтению во 2 классе

По теме: В.Даль « Старик – годовик».

Учитель начальных классов Тютрюмова А.А.

Данный урок разработан и проведён с целью демонстрации опыта работы по применению деятельностных технологий в начальной школе по образовательной системе «Развивающегося обучения» во 2 классе, авторы учебника « Литературное чтение» Свиридова В.Ю., Чуракова Н.А.

Цель урока:

Формирование целостного представления о годичном круге на примере сказки – загадки В. Даля «Старик – годовик»;

Знакомство с творчеством В.Даля;

Развитие умения анализировать текст.

Задачи:

-- Пополнять словарный запас детей; учить работать в группе;

Формировать познавательный интерес;

Пополнять словарный запас детей; учить работать в группе;

Отрабатывать навык анализа текста;

Тип урока: ознакомление с новой темой.

План урока:

1.Орг.момент.

2. Подготовка к восприятию. 3.Постановка цели урока.

4.Работа по новой теме.

5. Домашнее задание.

Оборудование для урока:

Демонстрационный материал: портрет В.Даля, толковый словарь В.Даля, книги с произведениями В.Даля, иллюстрации с изображением времён года.

Раздаточный материал: карточки с заданиями для групп, карточки с алфавитом, карточки с правилами работы в группе.

Ход урока:

1.Организационный момент.

Прозвенел звонок,

Начинается урок.

2.Подготовка к восприятию.

Сегодня работа на уроке будет проходить в группах.

Класс делится на 5 групп. - Повторение правил работы в группе.

  • Понять задание и подумать о решении самостоятельно.
  • Выслушать мнение каждого.
  • Найти общее решение.
  • Выбрать выступающего.

(слайд № 3)

Распределение обязанностей в группе.

Каждая группа получает карточку с заданием. Определить к какому жанру литературы относится данное произведение .

1 карточка.

Матушкой – зимой.

В белом саване,

А матушкой – весной

В цветном платьице.(Земля.)

2 карточка .

Ох! Медведище меня чуть не задавил!

Внучка плачет.

Бабушка, волк-то какой страшный на меня наскочил!

Курочка на печке кудахчет:

Ко-ко-ко! Лиса ведь ко мне подкралась, чуть не сцапала!

А мышка из-под печки пищит:

Котище – то какой усатый! Вот страху я натерпелась!

(Русская народная сказка «У страха глаза велики».)

3 карточка.

Потом она пошла домой и посадила ячменное зёрнышко в цветочный горшок. Только она его посадила, зёрнышко сразу дало росток, а из ростка вырос большой чудесный цветок, совсем как тюльпан. Но лепестки цветка были плотно сжаты, точно у нераспустившегося бутона.

(Х.-К. Андерсен. «Дюймовочка».)

4 карточка.

Козлятушки, ребятушки!

Отопритеся, отворитеся!

Ваша мама пришла – молочка принесла.

Бежит молочко по вымечку,

Из вымечка по копытечку,

Из копытечка – во сыру землю!

(Русская народная сказка «Волк и семеро козлят».)

5 карточка.

Без крыльев летят,

Без ног идут,

Без паруса плывут. (Облака.)

Каждая группа показывает свою готовность. Заслушиваются произведения и ответы ребят.

3. Постановка цели урока:

На какие группы можно разбить данные произведения?(Сказки и загадки.)

А может быть такое, что одно произведение одновременно является и сказкой, и загадкой.

(Заслушиваются ответы ребят.)

Нам предстоит раскрыть этот литературный секрет , а поможет нам в этом литературное произведение, название которого зашифровано на доске. Группа, которая расшифрует, поднимает руки.

19, 20, 1, 18, 10, 12 – 4, 16, 5, 16, 3, 10, 12.(Старик –годовик.) (слайд № 4)

Если дети затрудняются, то учитель даёт подсказку: вспомните порядок букв в алфавите.

Предположите, о чём будет произведение. Подсказка на доске.

Что вы видите? (На доске иллюстрации с изображением времён года.) Заслушиваются ответы ребят.

Это произведение написал В.И.Даль. На доске написаны автор произведения и название. На экране портрет В.Даля. (слайд № 5)

3.Работа по новой теме.

Первичное знакомство с произведением.

(Чтение произведения учителем.)

О чём это произведение? Кто главный герой?

Прочитайте в группах произведение ещё раз и ответьте:

Сколько частей в тексте?(5)

Определите границы каждой части.

Каждая группа читает свою часть, определяет о чём в ней говорится (о каком времени года), доказывает правильность ответа (словами из текста).

Один человек из группы(выполнивший работу дома) рассказывает о времени года.

В конце выступления каждая группа задаёт вопросы по своей теме.

Дополнительные вопросы каждой группы:

1гр. Назовите зимние месяцы по порядку. Какие ещё признаки зимы вам известны?

2 гр. Перечислите весенние месяцы по порядку. Какие ещё признаки весны вы знаете?

3гр. Перечислите летние месяцы по порядку.

4гр. Перечислите по порядку осенние месяцы. Назовите признаки осени.

5гр. Перечислите названия дней недели. А знаете ли вы, почему так названы дни недели?

1-й день –понедельник- его назвали так потому, что он шёл сразу после «недели», а неделей в прежние времена называли выходной день.

2-й день- вторник – это второй день недели.

3-й день- среда- середина недели.

4-й день- четверг- это четвёртый день недели.

5-й день- пятница- пятый день недели, «пятница- опрятница»; в этот день хорошо навести в своём доме порядок и помыться, приготовиться к выходным дням.

6-й день-суббота- это слово пришло к нам из далёкой страны, день отдыха у еврейского народа приходится не на воскресенье, а на субботу. Такой день по- еврейски называется «шаббат». В русском языке это слово прижилось и превратилось в субботу.

7-й день- воскресенье- раньше его называли неделей, т.к. в этот день, согласно Библии, воскрес из мёртвых Иисус Христос.

- Мы разгадали загадки? А что же в этом произведении сказочного?

(Сам герой – старик-годовик.)

Каким вы его представляете?(характер, внешние качества) -Каждая группа составьте образ главного героя.

Презентация группами образа главного героя.

Рассмотрите иллюстрации в учебнике. Что вы видите? Какие тройки птиц изобразил художник? (Лето и зима.)

Почему? (У древних славян год распадался на две половины – летнюю и зимнюю- и начинался с первого весеннего месяца марта .

Считалось, что именно с этой поры природа пробуждается от зимнего сна к жизни.

4. Рефлексия.

В чём же секрет этого произведения? (Произведение одновременно является и сказкой, и загадкой.)

Что вам больше всего понравилось на уроке? Что нового для себя вы узнали?

5.Домашнее задание.

2.Подобрать пословицы о временах года из сборника В. Даля.

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Владимир Иванович Даль «Старик – годовик»

Цель урока: Формирование целостного представления о годичном круге на примере сказки – загадки В. Даля «Старик – годовик»; - Знакомство с творчеством В.Даля; - Развитие умения анализировать текст.

Правила работы в группе: Понять задание и подумать о решении самостоятельно. Выслушать мнение каждого. Найти общее решение. Выбрать выступающего.

19, 20, 1, 18, 10, 12 – 4, 16, 5, 16, 3, 10, 12 «Старик – годовик»

Владимир Иванович Даль

Владимир Иванович Даль (10 ноября 1801 - 22 сентября 1872) - русский учёный и писатель. Прославился как автор «Толкового словаря живого великорусского языка». Член-корреспондент Петербургской академии наук по физико-математическому отделению (избран 21 декабря 1838 года за естественно-научные труды), почётный член Академии по Отделению естественных наук (1863 год). При слиянии Петербургской академии с Российской Владимира Даля перевели в Отделение русского языка и словесности. Владимир Даль писал Я. К. Гроту: Один из двенадцати членов-учредителей Русского географического общества, которое присудило ему Константиновскую медаль за «Толковый словарь живого великорусского языка». Знал, по меньшей мере, 12 языков, понимал тюркские языки, считается одним из первых тюркологов. Этнограф, собиратель фольклора. Собранные песни отдал Киреевскому, сказки - Афанасьеву. Богатое, лучшее в то время собрание лубочных картин Даля поступило в Имп. публ. библиотеку и вошло впоследствии в издания Ровинского. Умер Даль в Москве 22 сентября 1872. Похоронен на Ваганьковском кладбище.

Семья Владимир Даль родился в местечке Луганский завод (ныне Луганск) Екатеринославского наместничества 10 (22) ноября 1801 года в семье лекаря горного ведомства[ Ивана Матвеевича Даля и Марии Христофоровны Даль (урождённая Фрейтаг). Его отец, датчанин Johan Christian von Dahl (1764 - 21 октября 1821), принял российское подданство вместе с русским именем Иван Матвеевич Даль в 1799 году. Он знал немецкий, английский, французский, русский, идиш, латынь, греческий и древнееврейский язык, был богословом и медиком. Известность его как лингвиста достигла императрицы Екатерины II, которая вызвала его в Петербург на должность придворного библиотекаря. Иоанн Мария Даль свободно владела пятью языками. Бабушка по материнской линии Владимира Ивановича - Мария Ивановна Фрейтаг - происходила из рода французских гугенотов де Мальи, занималась русской литературой. Известны её переводы на русский язык С. Геснера и А. В. Иффланда. Дед Христофор Фрайтаг - коллежский асессор, чиновник ломбарда. Был недоволен филологическим образованием будущего зятя и фактически вынудил его получить медицинское образование, поскольку считал профессию врача одной из немногих «доходных и практических профессий».

Признание Прославили его как литератора «Русские сказки из предания народного изустного на грамоту гражданскую переложенные, к быту житейскому приноровленные и поговорками ходячими разукрашенные Казаком Владимиром Луганским. Пяток первый» (1832 год). Ректор Дерптского университета решил пригласить своего бывшего студента, доктора медицины Даля на кафедру русской словесности. При этом книга была принята в качестве диссертации на соискание учёной степени доктора филологии, но она была отклонена в качестве диссертации как неблагонадёжная самим министром просвещения. Тираж данной книги был изъят из продажи. Один из немногих оставшихся экземпляров Даль решил подарить А. С. Пушкину. Жуковский давно обещал их познакомить, но Даль, не дожидаясь его, взял «Сказки…» и пошёл сам - без всяких рекомендаций - представляться Александру Пушкину. Так началось их знакомство. В 1833-1839 вышли в свет «Были и небылицы Казака Луганского». Активно сотрудничал в журнале «Сельское чтение».

Толковый словарь живого великорусского языка Обложка I тома второго издания (1880)«Толковый словарь» - главное детище Даля, труд по которому его знает всякий, кто интересуется русским языком. Когда толковый словарь живого великорусского языка был собран и обработан до буквы «П», Даль решил уйти в отставку и посвятить себя работе над словарём. В 1859 году он поселяется в Москве на Пресне в доме, построенном историографом князем Щербатовым, написавшим «Историю Российского государства». В этом доме прошёл заключительный этап работы над словарём, до сих пор непревзойдённым по своему объёму. Две цитаты, определяющие задачи, которые поставил перед собой Владимир Даль: «Живой народный язык, сберёгший в жизненной свежести дух, который придаёт языку стройность, силу, ясность, целость и красоту, должен послужить источником и сокровищницей для развития образованной русской речи». Великая цель, исполнению которой было отдано 53 года, достигнута В 1861 году за первые выпуски «Словаря» получил константиновскую медаль от Императорского географического общества, в 1868 году выбран в почётные члены Императорской академии наук, а по выходу в свет всего словаря удостоен ломоносовской премии.

Спасибо за работу!

Использованные ресурсы http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9D%D0%BE%D0%B2%D1%8B%D0%B9_%D0%B3%D0%BE%D0%B4 http://images.yandex.ru / Prezentacii.com


 

Возможно, будет полезно почитать: