Михаил тверской краткая биография. Князь михаил ярославич тверской

В первой половине ХIII века на Русскую землю напали татары, пожгли много городов и сел, беспощадно избили тысячи людей. Многих увели в плен в страшное рабство, обложили народ тяжелой данью.

Кроме этого бедствия продолжались междоусобные распри между князьями. Князья то оспаривали друг у друга право на великокняжеский престол, когда отправлялись в Орду на поклон ханам, то клеветали один на другого.

В это весьма тяжелое время жил князь Михаил Ярославич Тверской . Отец его, князь Ярослав Ярославич (в крещении Афанасий, 1230-1271 гг., первый самостоятельный князь тверской) — брат Александра Невского (1221-1263 гг.), занимал семь лет великокняжеский престол, после смерти Александра.

Михаил Ярославич и его мать великая княгиня Ксения предстоят перед Христом. Тверская миниатюра XIV века

Михаил Ярославич родился в 1271 году, уже после смерти своего отца. Его мать, княгиня Ксения, воспитала сына в духе древлеправославной веры и заботливо научила его грамоте.

«Молодой княжич любил читать Божественные книги, избегал детских игр и веселых собраний и усердно посещал храм. Часто тайком от всех в тишине ночной он возносил свои горячие молитвы ко Господу. Не любил он роскошных яств, вел жизнь воздержную и благочестивую, украшая душу свою цветами добродетелей. Так Михаил стяжал страх Божий — начало всякой премудрости. С особенной любовью он относился к нищим и убогим и подавал им щедрую милостыню. Кто терпел беды, тот смело шел к своему князю, зная, что у него найдет помощь и заступление; кого постигали несчастия и скорби, тот получал от него слово утешения и одобрения. Святая жизнь князя была поучительна для всех, и все почитали его за благочестие и участие к людям».

В 1294 году князь Михаил становится супругом ростовской княжны Анны. В 1299 г. у них родилась дочь Феодора, которая скончалась во младенчестве; в 1300 г. — сын Димитрий, в 1301 г. — Александр, в 1306 г. — Константин, а в 1309 г. — Василий.

Противостояние князей

Тяжелое время тогда переживала Русь: князья часто поднимались один на другого и часто правому приходилось оружием отстаивать свои права. Прежде чем вступить на престол, Михаил, по вынужденному для Руси обычаю того времени, отправился в Орду на поклон хану.

Великокняжеский престол занимали тогда сыновья Александра Невского: Андрей (1255-1304 гг.) и Димитрий (1250-1294 гг.). Между двумя братьями часто происходили усобицы. Князь Андрей привел татар, которые взяли четырнадцать городов, в том числе Москву и Владимир, сильно разграбили страну и собирались идти на Тверь.

Сильно были опечалены тверичи тем, что их князя с ними не было. Но они целовали крест, что станут биться с неприятелем из-за стен города до последней крайности и ни за что не сдадутся. Из других княжеств в Тверь сбежалось много людей, которые также готовы были сразиться с недругом.

И в это самое время Михаил Ярославич возвращался из Орды. С величайшей радостью услышали жители Тверского княжества весть о возвращении своего князя; они вышли навстречу ему с крестным ходом. Но татары, узнав о приходе Михаила, не пошли на Тверь.

Житие повествует, что князь Михаил Ярославич был высок ростом, силен и отважен. Бояре и народ его любили. Усердно читал Божественные книги, усердно жертвовал на храмы, почитал иноческий и священнический чин. Пьянства не терпел и всегда отличался воздержанностью.


Московский князь Юрий (Георгий) Даниилович (1281-1325 гг.)

Он желал иноческого или мученического подвига, и Господь судил ему скончаться мучеником. Когда умер великий князь Андрей Александрович, старшим в роде стал теперь князь тверской Михаил Ярославич, именно к нему на службу перешли и бояре умершего великого князя. Но права старейшинства начал оспаривать у него двоюродный племянник, московский князь Юрий (Георгий) Даниилович (1281-1325 гг.), хотя он и не был старшим в княжеском роде.

Новый великий князь Михаил должен был отправиться в Орду, чтобы там получить ярлык на великокняжеский Владимирский престол. Туда же отправился и князь московский. Когда он проезжал через Владимир, митрополит Киевский и всея Руси Максим (XII век — 6 декабря 1305 г.), предвидя начинающуюся усобицу, с мольбою возбранял московскому князю идти в Орду и добиваться великокняжеской власти. Юрий же уверял владыку, что едет не оспаривать право на великокняжеский престол, а «по своим делам».

Он отправился в Орду и встретился там с тверским князем. Татары были очень корыстолюбивы. Они желали получить как можно больше даров и говорили князю Юрию московскому: «Если ты дашь больше даров, чем князь Михаил Тверской, мы дадим тебе великое княжение». Такие речи сильно смутили московского князя, и он стал добиваться великокняжеской власти. Великий раздор начался между князьями.

Юрий всячески старался склонить хана на свою сторону; он давал в Орде большие дары. Михаил Ярославич принужден был также много тратить денег, «которые собирались с бедного народа, и была великая тягота в Русской земле. Распря между князьями усилилась».

Однако великокняжеская власть осталась за Михаилом Тверским. С московским князем племянник Александра Невского заключил мир, но согласия между ними все-таки не было: борьба Москвы с Тверью продолжалась. Тем временем в Орде занял престол молодой хан Узбек (ок. 1283-1341 гг.).

Михаил Ярославич должен был отправиться на поклон к новому хану, чтобы получить от него пайдзу (ханская грамота) на великое княжение. И на этот раз великокняжеский престол остался за ним. После того благоверный князь возвратился на Русь.

Князь московский, на обиды которого жаловался хану Михаил, был вызван в Орду и пробыл там около трех лет. Юрий через ханских вельмож употребил все средства, чтобы склонить хана на свою сторону, он успел сблизиться с ханским семейством, даже породнился с ханом, вступив в брак с сестрой его Кончакой (во святом крещении нареченная Агафией).

Ярлык на великокняжеский престол хан Узбек дал теперь своему зятю, князю Юрию. Вместе с ним хан отпустил на Русь послов своих, а во главе их — Кавгадыя, одного из своих приближенных. Михаил с кротостью отказался от великокняжеского достоинства; он послал сказать Юрию: «Брат, если хан дал тебе великое княжение, то я уступаю тебе. Княжи, только будь доволен своим и не вступайся в мой удел».

Первая военная победа тверского князя

Но великий князь московский не хотел примирения с тверским князем Михаилом. Собрав большое войско, вместе с Кавгадыем он напал на Тверское княжество, жег города и селения. «Враги забирали мужей и жен и предавали их различным мучениям, поруганиям и смерти. Опустошив Тверское княжество по одну сторону Волги, они готовились напасть и на другую его часть, заволжскую. Скорбя о бедствиях Русской земли, благочестивый князь Михаил призвал Тверского епископа и бояр и сказал им: «Разве не уступил я своему сроднику? Я претерпел все, думая, что беда эта скоро кончится. Ныне же вижу, что князь Юрий ищет моей головы. Ни в чем не виновен я перед ним; если же виновен, скажите, в чем?»

Епископ и бояре, проливая слезы, в один голос отвечали князю: «Ты прав, князь наш, во всем. Перед племянником твоим ты обнаружил такое смирение, а они за это хотят опустошить все княжество. Иди же против них, государь, а мы готовы за тебя сложить свои головы». Михаил ответил: «Братия! Вам известно, что сказано во святом Евангелии: Больши сея любве никтоже имать, да кто душу свою положит за други своя (Ин. 15, 13). Ныне нам предстоит отдать свою жизнь за множество народа, плененного и избитого врагами».

Тверской князь Михаил собрал свои полки и мужественно вышел навстречу неприятелю. Враги встретились в сорока верстах от Твери (22 декабря 1317 года, в селе Бортеневе). Войско московского князя не выдержало натиска тверского войска и поспешно побежало.


Бортеневское поле, современный вид

«Князь Михаил преследовал врагов, и бесчисленное множество воинов, побитых и смятых конями, усеяли ратное поле; они лежали, как снопы на поле во время жатвы». Великий князь Юрий с остатком войска бежал (в Торжок, а оттуда — в Великий Новгород). Его жена Кончака, много князей, татар взято было победителями в плен.


Часовня во имя святого благоверного князя Михаила Ярославича на урочище Бортенево

Козни Юрия Московского против Михаила Ярославича

Видя поражение Юрия, Кавгадый на другой день после битвы явился в Тверь и просил мира. Михаил принял его с честью, поверив его льстивым речам, щедро одарил Кавгадыя и его людей, и отпустил с честью.

Между тем великий князь московский собрал новое войско и с ним снова двинулся к Твери. Михаил не хотел еще раз напрасно проливать христианскую кровь и настоял на заключении мира князьями.

В это время в Твери неожиданно скончалась супруга великого князя — Кончака. Появился слух, что великую княгиню в Твери отравили. Московский князь и Кавгадый поспешили в Орду. Они написали на тверского князя Михаила многие лжесвидетельства, будто бы он, собрав много дани по городам, хотел бежать к немцам, а к хану идти не хотел, что вообще он не повинуется ханской власти.

Кавгадый не хотел, чтобы тверской князь приехал в Орду и смог оправдаться. Поэтому он стал уговаривать хана, что надо скорее посылать на князя Михаила войско.

Но в августе 1318 года благоверный князь Михаил отправился к хану, говоря своему духовному отцу. «Отче, — говорил святой князь, — много заботился я о том, чтобы помочь христианам, но за грехи мои им приходится терпеть много тягостей из-за наших раздоров. Теперь благослови меня, отче: может, мне придется пролить кровь мою за народ православный».

Простился князь со своими близкими на берегу реки Нерли. Михаила Ярославича провожали супруга княгиня Анна и сын его князь Василий. Здесь князь навеки простился с ними.

Во Владимире их встретил ханский посол Ахмыл. «Спеши в Орду, — сказал он Михаилу, — хан ждет тебя; если через месяц ты не явишься, царь решил идти войной на твое княжество. Кавгадый оговорил тебя перед ханом, что ты не придешь к нему».

Тогда бояре стали отговаривать князя от поездки к хану: «Вот сын твой в Орде, пошли еще другого». Также и сыновья говорили ему: «Возлюбленный родитель, не езди сам в Орду, лучше пошли кого-либо из нас; ведь на тебя возвели клевету перед ханом. Пережди до тех пор, пока пройдет его гнев».

Но тверской князь с твердостью отвечал: «Знайте, мои дорогие дети, не вас требует хан, но меня; моей головы он хочет. Если я уклонюсь от поездки к хану, то отчина моя будет опустошена и множество христиан избито, да и сам я не избегну тогда смерти; не лучше ли же ныне положить мне свою душу за многих ».

Страдалец за народ
Готовясь к смерти, князь написал завещание, распределив между сыновьями города своего княжества, и простился с ними.

Неправеден был суд в Орде. Судьи выставили против князя обвинения: «Ты был горд и не покорялся хану, срамил его посла и бился с ним; побил многих татар и не давал хану дани; собирался с казною бежать к немцам; посылал казну папе; уморил жену князя Юрия».

Злорадный Кавгадый не только был судьей, но и обвинителем и лживым свидетелем против тверского князя: он отвергал все оправдания Михаила, возводил ложные обвинения на доблестного князя и оправдал своих сторонников. После разбирательства пристрастные судьи донесли хану, что Михаил Ярослави виновен и заслуживает смерти.

Так тверской князь остался один в руках безбожных. Одно лишь утешение было у него — это молитва, и страстотерпец, не питая злобы на своих врагов, стал воспевать богодухновенные псалмы. На другой день татары возложили на шею святого тяжелую колоду, чтобы увеличить мучения блаженного.

В то время хан двинулся на охоту к берегам Терека. По обычаю, его должна была сопровождать вся Орда. Повлекли также и Михаила.Т ягостно было это передвижение для страдальца. На его шее лежала тяжелая колода; каждую ночь в ту же самую колоду заключали и руки тверского князя. Одно лишь утешало его: к нему были допущены игумен, священники и сын его Константин.

Кавгадый и теперь не оставлял узника, но только старался увеличивать его страдания. С целью надругаться над Михаилом, он велел вывести его на торг, где было много народа. Здесь он приказал поставить князя на колени перед собой и насмехался над ним. Сбежалась толпа зевак и с любопытством смотрела на того, кто сидел прежде на великокняжеском престоле в чести и славе, а ныне в оковах переносит поругание.

Целых двадцать шесть дней томился страдалец. Не раз слуги предлагали ему: «Господин наш, великий князь, уже готовы у нас для тебя проводники и кони. Беги в горы, спаси себе жизнь». Но великий князь твердо отвечал им: «Я и прежде никогда не бегал от врагов моих, не сделаю этого и ныне. Если я один спасусь, а бояре и слуги мои останутся здесь в беде, то какая мне честь будет за это? Не могу сделать этого. Да будет Господня воля!»

5 декабря , в день своего отшествия ко Господу, рано утром Михаил Ярославич велел совершить заутреню и Божественную литургию. С сердечным вниманием, обливаясь слезами, слушал князь Божественную службу, исповедался и приобщился святых Христовых Таин. Он готовился к смерти, потому что той ночью видел сон, извещавший его о кончине.

После литургии князь простился с духовенством, которое было с ним. Потом он позвал к себе сына, князя Константина. Михаил дал ему последнее наставление о том, как надо держать ему православную веру, почитать храмы Божии, проявлять милосердие к людям.

Вдруг в шатер вбежал княжеский отрок и испуганным голосом сказал: «Государь, идут Кавгадый и Юрий со множеством народа и прямо к твоему шатру». Тогда страдалец кротко заметил: «Знаю, зачем они идут, — убить меня». Затем он отослал сына своего Константина.

Кавгадый и князь московский остановились на торгу, недалеко от шатра тверского князя, и сошли с коней. Отсюда они послали убийц к князю. «Как дикие звери, убийцы вскочили в шатер. Схватив князя за колоду, убийцы ударили его о стену, так что стена шатра проломилась. Князь поднялся было на ноги. Тогда лютые убийцы всей толпой набросились на него, топтали ногами, немилосердно били; потом один из них, кстати, русский житель Москвы по прозвищу Романцев, выхватив нож, поразил им князя в бок и повернул несколько раз нож в ране, наконец, вырезал сердце. Так предал в руки Господа святую душу свою страдалец Христов. Толпа татар и русских, бывших в Орде, набросилась на палатку убитого князя и разграбила ее.


Убийство великого князя Михаила Ярославича в Орде

Увидев обнаженное тело князя, Кавгадый с укором сказал князю Юрию Даниловичу: «Разве он не старший тебе брат, все равно как отец? Что же тело его лежит без покрова, брошенное на поругание всем? Возьми его и вези в свою землю, погреби его, по вашему обычаю».

Князь Юрий велел своим слугам прикрыть обнаженное тело святого, и один из них покрыл его своей верхней одеждой. Потом князь Юрий приказал положить тело на большую доску, а доску поднять на повозку и крепко привязать.

Явленные чудеса над телом убиенного князя

Святое тело князя Михаила, по приказанию московского князя, повезли в реку Адежь, «еже зовется горесть». «Ночью два сторожа были приставлены охранять тело убитого. Но сильный страх напал на них, и они убежали от повозки, где лежало тело мученика. Рано утром они возвратились на свое место, и видят дивное чудо: тело же лежало особо, раной к земле. Правая рука святого была подложена под его лицо, а левая находилась у раны.

Удивительно то, что в степи рыскало много хищных зверей, и ни один из них не посмел прикоснуться к телу мученика. В ту же ночь многие из христиан и иноверных видели, как два облака осеняли то место, где находилось честное тело убиенного князя. Они то сходились, то расходились, и сияли, точно солнце».

Купцы, знавшие князя Михаила Ярославича, хотели покрыть тело его дорогими тканями и поставить в святом храме. Однако бояре князя Юрия не позволяли им сделать этого; они поместили его в хлеве и приставили стражу. Но Бог прославил дивным образом мощи Своего угодника: многие из жителей по ночам видели, что над тем местом поднимался огненный столб от земли до неба. Другие видели радугу, которая склонялась над хлевом и светлых всадников, которые носились в воздухе над колесницей.


Святой благоверный князь Михаил Ярославич и святитель Арсений Тверской

Тело князя-мученика привезли в Москву и погребли в кремлевском Спасском монастыре. Благоверная княгиня Анна не знала о мученической кончине своего супруга. Через год возвратился от хана князь Юрий с великокняжеским ярлыком. Он привез с собою из Орды тверских бояр и князя Константина Михайловича.

Тогда тверичане узнали о смерти своего князя и о погребении его в Москве. Княгиня Анна и дети святого Михаила просили князя московского перевезти святые мощи мученика в Тверь. Юрий едва дал свое согласие. Святые мощи благоверного князя Михаила были перенесены в Тверь и погребены в построенном им соборном храме Преображения Господа нашего Исуса Христа.


Спасо-Преображенский собор в Твери

Церковное почитание, угроза деканонизации и таинственное исчезновение мощей

Михаил Тверской был канонизирован Русской православной церковью в лике благоверных в 1549 году, на втором Макарьевском соборе в Москве.

Житие Михаила было написано его духовником Александром, игуменом Тверского Отроча монастыря, вскоре после гибели князя. Александр сопровождал князя в Орду и был очевидцем произошедших там событий.

Однако святой князь Михаил, как и его супруга, благоверная княгиня Анна Кашинская, пострадал после раскола Русской Православной Церкви. До раскола он имел в день памяти службу всенощного бдения, но был понижен до рядовой службы.


Памятник князю Михаилу Ярославичу в Твери

«Понижение» его в службе, как и деканонизация Анны Кашинской и других Тверских святых, было одним из последствий церковной реформы XVII века — как проявление своеобразного гонения не только на живых приверженцев старой веры, но и на всякие свидетельства истинности дореформенного православия, как запечатленные в иконописных и литературных памятниках, также и в нетленных мощах святых. Но почитание деканонизированных, пониженных в богослужебном статусе, святых сохранялось в полной мере у старообрядцев.

В 1934 году тверской Спасо-Преображенский храм начали постепенно уничтожать. В ночь с 3 на 4 апреля 1935 года собор был взорван. После этого события следы мощей благоверного князя теряются. Однако доподлинно известно, что некоторые мощи тверских святых, в частности, преподобного Ефрема Новоторжского, были перевезены в ленинградский музей истории религии и атеизма, основанный в 1932 году и располагавшийся в известном Казанском соборе.

Не исключено, что и мощи Михаила Тверского до сих пор хранятся в каком-нибудь запаснике музейных правопреемников этого советского учреждения.


Церковь во имя святого князя Михаила в Твери

Ж. тверского князя Михаила Ярославича (1271-1318), убитого в Орде по приказу хана Узбека, было создано, как полагает В. А. Кучкин, его духовником Александром, игуменом Тверского Отроча монастыря, вскоре после гибели князя. Александр сопровождал князя в Орду и был очевидцем произошедших там событии. Ж. написано в традиционном агиографическом каноне: оно открывается риторическим рассуждением о “венце многоцветном”, которым украшаются мученики; этот фрагмент оказывается заимствованным из переводного жития Коинта. Далее следует изложение истории христианства и его распространения на Руси; этот мотив, как полагают, возник под влиянием Чтения о Борисе и Глебе Нестора (см. Жития Бориса и Глеба). Излагая сами события, агиограф обнаруживает свою отличную информированность о них (что подтверждает мысль об авторстве Александра, находившегося с Михаилом в Орде), но дает всему происходящему типично житийную оценку. Михаил предстает в Ж. обладающим всеми христианскими добродетелями: мать воспитала его “в страхе господни и научи святым книгам и всякой премудрости”, действиями врагов Михаила руководит дьявол, а сам тверской князь постоянно руководствуется в своих поступках высоконравственными христианскими побуждениями. Так, решая ехать в Орду, где уже находится один из его сыновей, “крепкий... умом” Михаил, “исполнися смирения”, говорит: “Если я где уклонюсь, то (народ) отчизны моей весь будет пленен и истреблен, а после того и я смерть приму, так лучше мне сейчас положить душу свою за многие души”, и вспоминает при этом подвиг святого Дмитрия Солунского. В Орде, будучи на положении почетного пленника, над которым постоянно нависала угроза расправы, Михаил, “как привык смолоду, никогда не изменял правилу своему, по ночам пел псалмы Давыдовы”, и с тех пор, как покинул Владимир, постился и не спал по ночам, а беспрестанно молился и т. д. В Ж. приводятся сами молитвы святого, сочинивший их агиограф демонстрирует свое мастерство церковного ритора. Перед смертью Михаил, как подобает святому, причащается, кается и исповедуется своему духовному отцу и поет псалмы все то время, когда у хана решается его судьба. Он отвергает предложения своих спутников о побеге, с покорностью и достоинством встречает смерть. “И принял венец неувядаемый от руки Господа, которого и желал”. Над телом святого происходят чудеса: “два облака светлых всю ночь осеняли тело блаженного, расступаясь и снова соединяясь вместе, и сияя как солнце”. Видевшие знамение поняли, что князь был святым и что был убит без вины, а облака знаменуют сошествие к нему ангелов. Ж. является одним из лучших образцов жизнеописаний святых князей-мучеников. Изд.: ОхотниковаВ И. Пространная редакция Повести о Михаиле Тверском // Древнерусская книжность: По материалам Пушкинского дома//Сб. науч. трудов - Л., 1985-С. 16.- 27. Лит.: Серебрянский. Княжеские жития,-С. 250-257; Кучкин В. А. Повести о Михаиле Тверском.-М., 1974; Конявская Е. Л. Житие Михаила Ярославича Тверского // Словарь книжников - Вып. 1 - С. 166-168 О. В. Творогов

Князя Михаила Ярославича (родился, примерно в 1272 году) история прозывает Тверским, потому что именно он впервые утвердил Тверское княжество независимым. Его отцом был Великий князь Ярослав Ярославич, приходившийся родным братом Святому Благоверному князю . Ярослав Ярославич уехал однажды по дипломатическим делам в Орду, там заболел и, приняв постриг с именем Афанасий, вскоре умер. Матерью Михаила была Тарусская княжна Ксения, очень любившая сына и воспитавшая его в христианском благочестии.

Семья

Женой Михаила Ярославича была Ростовская княжна Анна Дмитриевна, которую впоследствии причислили к лику святых, и Церковь чтит ее как Благоверную княжну . После смерти мужа она постриглась в монахини в Софийском монастыре в г. Твери. Сам Михаил Ярославич тоже чтится Церковью как святой. У супругов было пятеро детей: дочь Феодора, умершая в младенчестве и сыновья - Дмитрий, получивший прозвище «Грозные очи», Александр, Константин, Василий.

Великое княжение

В 1312 году князь Михаил Ярославич по какой-то неизвестной причине разгневался на Новгород, направил туда свои войска. Он отозвал из провинившегося города своих наместников, захватил ближайшие к Новгороду города и закрыл дороги для обозов с хлебом. Для города это было катастрофой. Тогда новгородцы делегировали в своего владыку Давыда. В результате было заключено соглашение: Новгород выплатит 1500 серебряных гривен, после чего Михаил откроет пути для хлебных обозов и вернет своих наместников. Но новгородцы, конечно, остались недовольны Тверью, вернее, ее князем Михаилом. Они стали искать союза с кн. Юрием Даниловичем, помогать ему бороться с Тверью.

Вскоре представился удобный случай. В 1313 году после смерти Тохты Ордынское ханство возглавил Узбек. Русские князья, в том числе и Михаил Ярославич, отправились в Орду, чтобы или подтвердить свои прежние ярлыки на княжение, или получить новые (Узбек сохранил за Михаилом Великое княжение). Новгородцы, пользуясь долгим отсутствием Михаила, собрали вече (1314), выгнали княжеских наместников и пригласили к себе править кн. Юрия Даниловича. И тот принял предложение. Призвав на помощь кн. Федора Ржевского, новгородцы пришли во владение Михаила в Тверском княжестве и начали чинить разбой и пожары.

В отсутствие отца (Михаил все еще был в Орде) честь и права семьи вышел защищать 15-летний сын Михаила - Дмитрий, позже прозванный «Грозные очи». Битва должна была состояться на Волге, но так и не состоялась. Мир, заключенный между сторонами, был выгоден для Новгорода, а Тверь вынуждена была пойти на уступки. Но все же нашла способ отомстить Новгороду: снова прекратили подвоз хлеба. Это продолжалось недолго. Юрий, избранный новгородцами на княжение, вскоре должен был выехать в Орду по вызову Узбека. Но ехать не спешил.

Два года, проведенные в Орде дали и Михаилу наглядные результаты: Узбек был недоволен Юрием и даже направил на Новгород татарское войско. Возвратившийся из Орды Михаил тоже собрал значительные силы, с которыми и отправился на новгородские земли. Там новгородцы потерпели поражение, и после переговоров и торгов стороны подписали мир, выгодный Михаилу (1315).

В течение 1315 - 1316 годов произошло много событий относительно конфликта между новгородцами и Михаилом: битвы, интриги, договоры. Юрий Данилович, все же выехавший к Узбеку в Орду, сумел расположить к себе хана, который даже выдал за него сестру Кончаку (крещеная Агафья). Узбек дал зятю 50 - тысячную рать под предводительством Кавгадыя для того, чтобы утвердить Юрия на престоле в Киеве. И снова была битва, грабежи, пожары и погромы со стороны Юрия. Потом - еще одна битва (1317), в результате которой умерла молодая жена Юрия - Кончака, оказавшаяся в плену у Михаила. Кавгадый с Юрием поехали к Узбеку в Орду и обвинили Михаила в том, что тот, якобы, отравил Кончаку. Хан Узбек потребовал Михаила к себе на суд.

Гибель князя Михаила

Летом 1318 года Михаил выехал в Орду. По пути он встретил Ахмыла, ханского посла, который объяснил ему причину вызова, заключающуюся в том, что Кавкадый специально оболгал Михаила, чтобы самому не нести ответственность перед ханом за смерть Кончаки. В Орде кн. Михаил был признан виновным. Кавгадый настаивал на его казни. Хан согласился. Михаила убивали долго: сначала били ногами, потом вонзили в его грудь нож, несколько провернув его внутри княжеского тела. За ночь тело Михаила таинственным образом переместилось, левая рука его была прижата к груди, а правая - к лицу. Это дает повод предположить, что кн. Михаил от ран и побоев потерял сознание, а, очнувшись, пытался двигаться, но умер от потери крови.

Захоронение Тело Великого князя Михаила Тверского было перевезено в Москву и погребено при Спасском монастыре. По другим источникам, его похоронили на берегу Волги в Твери на территории храма Преображения Господня. В наше время рака от мощей Св. Михаила Тверского находится в Крестовой церкви при здании епархиального Управления в г. Твери.

Князь Михаил Ярославович был Тверским (1282 - 1318) и Владимирским князем (1305 - 1318) из династии Рюриковичей. Его главным противником являлся правитель Москвы Юрий Данилович. Два князя боролись за лидерство в Северо-Восточной Руси. Противостояние происходило на фоне татаро-монгольского ига и многочисленных междоусобных войн. В конце концов, Михаил был мученически убит в Орде, за что Русская православная церковь канонизировала его.

Детство и молодость

Будущий князь Михаил Тверской был сыном Ярослава Ярославича и родился в 1271 году уже после смерти своего отца. Его детство и молодость прошли в период татаро-монгольского засилья на Руси. С 1282 года он считался удельным тверским князем. Первое время за Михаила правили его верные бояре. Кроме того, Тверь считалась младшим городом по отношению к Владимиру - политической столице Северо-Восточной Руси. На берегах Клязьмы правили князья, которых ханы Золотой Орды утверждали своими ярлыками.

Многочисленные Рюриковичич вели в конце XIII века беспрерывные войны друг с другом за право владеть Владимиром. Сначала Михаил участвовал в этой борьбе, играя лишь малозаметную второстепенную роль. Он поддерживал Андрея Александровича, который стал править во Владимире в 1294 году. Михаил был женат на Анне Кашинской - дочери Дмитрия Ростовского. У них было пятеро детей.

Ярлык на Владимир

После смерти прежнего владимирского князя Андрея Александровича Михаил Тверской объявил себя его наследником. Одновременно с ним это же сделал правитель Москвы Юрий Данилович. У Михаила прав на владимирский престол было больше, так как он приходился своему противнику дядей и был старше его. Поэтому все бояре поддержали кандидатуру тверского князя и выразили надежду, что то же самое сделает хан Тохта, за которым и оставалось последнее слово.

Митрополит Максим пытался убедить Юрия Даниловича прекратить распри, однако так и не образумил его. Оба князя поехали судиться в Орду. Пока Михаил Тверской и Юрий Московский отсутствовали, на Руси началась междоусобная война. Спустя несколько месяцев неизвестность разрешилась. Михаил приехал на родину с ханской грамотой.

Правление

Прибыв во Владимир, Михаил Тверской стал великим князем - главным из Рюриковичей. Шел 1305 год. Юрий продолжал настаивать на своем. Тогда Михаил собрал рать и дважды попытался захватить Москву, но безуспешно. В междоусобице все винили Юрия. Даже его младшие братья Александр и Борис уехали на службу к Михаилу.

Поскольку конфликт зашел в тупик, кровопролитие на некоторое время остановилось. Взаимная злоба двух правителей, однако, сохранилась. Михаил, утвердившись во Владимире, распространил свою власть и на другие области Руси. Так его наместники встали даже во главе свободолюбивого Новгорода. В то время его жители воевали со шведами и ливонскими рыцарями. Михаил Ярославич Тверской посещал Новгород, однако не смог или не захотел возглавить поход новгородцев против опасных соседей.

В 1312 году после завершения войны народное вече стало ссориться с великим князем. Новгородцы винили князя, что тот не исполнял заключенной с ним договорной грамоты. Михаил оскорбился и даже захватил принадлежавший республике Торжок. Ссора, однако, вскоре была исчерпана. В тот год Новгород сильно пострадал от пожара, и его жители искренне хотели замириться с Михаилом. Того же желал и сам великий князь. Вскоре ему предстояло вновь отправиться в Орду, где умер хан Тохта, а его место занял сын покойного, молодой Узбек.

Война с Новгородом

Михаилу пришлось жить в Орде целых два года (1313 - 1315). В его отсутствие сторонники Юрия Московского добились смены власти в Новгороде, в результате чего его жители признали Юрия своим правителем. Узнав о произошедшем, великий князь стал справедливо жаловаться Узбеку. Хан призвал своевольного Юрия на суд.

Пока московский правитель медлил, Михаил Ярославич Тверской сам вернулся на Русь. С ним было войско Узбека. Вместе с ним, а также с тверской и владимирской ратью, Михаил пошел войной на новгородцев. Юрия уже не было, он покинул Русь, оставив республику на попечение своему брату Афанасию. Именно он возглавил армию новгородцев. 10 февраля 1316 года два войска схлестнулись в ожесточенной битве. Победа досталась великому князю.

Новое кровопролитие

Пока князь Михаил Тверской воевал с новгородцами, Юрий спокойно жил в Орде. Добившись расположения Узбека, он женился на его сестре Кончаке. Кроме того, хан даровал Юрию ярлык на Владимирское княжество. После этого неприятель Михаила вернулся на Русь и вновь объявил ему войну.

Переговорщики, прибывшие к Юрию от тверского князя, предлагали ему мир и сделку - Ярославич покинет Владимир, но оставит за собой родной удел, Тверь. Заносчивый обладатель ханского ярлыка отказался принимать какие-либо условия. Вместе с татарской армией он принялся жечь и разорять тверские земли.

Бортеневская битва

В решающие дни Михаил Тверской, биография которого говорит о нем как о решительном человеке, не стал опускать рук. Собрав верную дружину, он встретил войско Юрия в 40 верстах от собственной наследственной столицы. Бортеневская битва (22 декабря 1317 года) завершилась убедительной победой тверичей. В плен к Михаилу попала жена Юрия Кончака и военачальник Узбека Кавгадый. Тверской князь отпустил его к хану с богатыми дарами. Кавгадый лицемерно обещал способствовать улаживанию неприятностей с Узбеком.

Юрий после поражения бежал в Новгород. Его жители вступились за московского князя. Новгородская рать подошла к Волге - тверская дружина стояла на обратной стороне реки. Михаил только что одержал славную победу, однако не хотел продолжения братоубийства. Он предложил Юрию вновь отправиться к хану и решить обоюдный спор на очередном суде, на что получил согласие. Тем временем пришла печальная весть - Кончака при неясных обстоятельствах скончалась в тверском плену. Для Михаила это обстоятельство стало роковым.

Накануне суда

Враги тверского князя стали распускать слухи о том, что он стоял за смертью Кончаки. Михаил имел чистую совесть, однако совершил серьезную ошибку. После примирения с Юрием он не сразу отправился в Орду, а еще некоторое время провел в своем уделе. А вот московский князь медлить не стал. Он первым приехал к хану, кроме того, его сторонники еще до суда начали активно подкупать монгольских вельмож, окружавших Узбека.

Все это упустил Михаил Ярославич Тверской. Годы правления не сделали его хитрым и беспринципным, каким всегда был Юрий. В отличие от племянника дядя верил в то, что политику можно вести честно и открыто.

Гибель

Итак, наконец Михаил отправился в Орду. Уже по дороге, во Владимире, ханские послы сообщили ему о гневе Узбека. Бояре стали советовать князю остаться на родине. Понимая, что отказ от суда станет поводом для новых расправ над беззащитным населением Руси, Михаил отказался от предложения своего окружения. Прежде чем окончательно покинуть родину, он составил завещание и разделил между детьми причитающиеся им уделы.

Тверской князь нашел хана на берегу Азовского моря. Шесть недель Михаил прожил в Орде спокойно, не слыша ни угроз, ни обвинений. Наконец Узбек поручил своему окружению организовать суд между Рюриковичами. Вельможи вызвали Михаила и обвинили его в неуплате всей причитавшейся Орде дани. Ответчик ясно доказывал несостоятельность этих утверждений бумагами и свидетельствами. Уже на процессе выяснилось, что судилищем будет руководить Кавгадый. Помилованный Михаилом злодей коварно отказывался принимать аргументы обвиненного. На одно из заседаний князя привели уже связанным.

Помимо финансовых претензий Михаилу в вину вменялось отравление Кончаки, а также атака на ханских послов. Наконец он был окован в цепи, а его имущество разделено между ордынскими чиновниками. Несколько недель Михаил в таком унизительном состоянии путешествовал со двором хана, который отправился на охоту к берегам Терека.

Под воздействием многочисленных уверений судей и Кавгадыя Узбек утвердил тверскому князю смертный приговор. После этого в шатер осужденного ворвался вооруженный отряд - монголы убили Михаила. Один из злодеев вырезал сердце несчастного. Бояре и сын погибшего, Константин, избежали расправы благодаря заступничеству ханской супруги. В Твери князь-мученик стал героем, память о котором бережно хранится уже на протяжении многих столетий. Она жива и сегодня. К примеру, уже в XXI веке был открыт храм Михаила Тверского. Юрий, из-за козней которого погиб его противник, сам навлек на себя позорную кончину. Через несколько лет в той же самой Орде он был убит сыном Михаила Дмитрием Грозные Очи.

1271 (1272) год — 1318 год

Михаил Ярославич - Тверской и великий Владимирский князь. Вел борьбу за великое владимирское княжение с московским домом Рюриковичей. В 1318 году после ханского суда убит в Орде. Канонизирован Русской православной церковью.

Начало пути

Вторая половина XIII - начало XIV веков в российской истории - это период острых княжеских усобиц. Они имели под собой закономерное историческое основание. К середине XIII века дробление территории некогда крупного и единого Владимиро-Суздальского княжества достигло своего максимального предела. На рубеже XIV века вновь обозначилась тенденция централизаторского процесса, первые ростки которого проявились еще за столетие до этого, в домонгольской период и были связаны с именем прадеда Михаила Ярославовича Тверского - великого князя .

За век, отделяющий этих князей друг от друга, произошло множество драматических событий: пришли татары, было установлено иго, наложен ордынский выход и введен порядок, согласно которому русские князья вынуждены были получать право на власть из рук хана в форме грамоты-ярлыка и тем самым утратили былой суверенитет. Следствием монгольского нашествия стал фактический распад страны, когда юго-западные земли стали тяготеть к новому государственному образованию - Литве, разорение, обезлюдивание и экономический упадок. Только во второй половине XIII века, когда великий владимирский стол занял - политик прагматичный и достаточно независимый - Северо-Восточная Русь начала понемногу выходить из того штопора, в который она попала вследствие ордынского нашествия. После загадочной смерти этого князя в 1263 году великий владимирский престол перешел к его брату Ярославу Ярославовичу - отцу Михаила и первому самостоятельному тверскому князю. Он будет владеть великокняжеским ярлыком вплоть до своей смерти в 1272 году, что, согласно ранее сложившемуся обычаю, давало его сыну право претендовать на великокняжеский престол.

Считается, что Михаил родился уже после смерти отца, умершего во время своего возвращения из Орды. Вместе с тем, дата рождения нового тверского князя точно не установлена и обычно определяется как 1271 либо 1272 год. Он был третьим сыном Ярослава Ярославовича, тверской престол после смерти которого перешел к Святославу Ярославовичу. Михаила воспитывала мать княгиня Ксения и тверской епископ Симеон. В качестве тверского князя впервые Михаил упоминается в 1285 году в связи с закладкой в первого после ордынского нашествия каменного храма - Свято-Преображенского собора.

Никаких подробностей о детстве и периоде взросления княжича нам неизвестно по причине отсутствия достоверных сведений в источниках. Это неслучайно. В средние века человек не мог существовать вне своей социальной группы, а потому был всецело подчинен ее задачам и функциям. Индивидуальность растворялась в коллективе, а личностное бытие человека, князя в особенности, сводилось к выполнению определенной социальной роли. Индивидуальное «Я» находилось вне зоны общественного интереса и практически не находило отражения в источниках. Поэтому литература того времени акцентируют внимание на внешней канве биографии князя, исходя из представления о том, что общественное всегда доминирует над частным.

Во главе тверского княжества

Михаил Ярославович Тверской оказался втянутым в политическую борьбу в отроческом возрасте. Межкняжеские распри в то время были тесно связаны с ситуацией в Орде, которая переживала постепенный упадок после смерти Батыя.

В политической деятельности Михаила Ярославовича Тверского как одного из ведущих государственных деятелей рубежа XIII-XIV веков можно ясно увидеть два периода:

  • первый связан с участием в борьбе старшего поколения потомков Александра Невского за великое владимирское княжение, в которой Михаил Тверской вместе с московскими князьями выступал на стороне Дмитрия Переяславского;
  • второй период - это время борьбы Твери и за доминирование над Северо-Восточной Русью и , когда бывшие союзники - Михаил Ярославович и сыновья и превратились в непримиримых врагов, а исход их противостояния определил выбор пути будущего развития всей страны.

В 1280-х годах в Орде фактически образовалось двоевластие. Когда около 1281 года умер хан, или как говорили на Руси «царь», Менгу-Тимур - внук Батыя, то образовалось два центра власти - на Волге и в Крыму. В Сарае по-прежнему сидели потомки Батыя, а в Крыму правил беклярбек Ногай, переставший считаться с древней столицей Золотой Орды и фактически от нее отделившийся.

Это обстоятельство раскололо и русских князей. Каждый из соперников стремился занять максимально выгодную позицию для того, чтобы получить ярлык на великое владимирское княжение. Одним из главных претендентов на ярлык был городецкий князь Андрей Александрович, сделавший ставку на ханов Поволжья. Ему противостоял тройственный союз, состоявший из Дмитрия Александровича Переяславского и его сына Ивана Дмитриевича, Даниила Александровича Московского и малолетнего на тот момент Михаила Ярославовича Тверского. Они рассматривали себя служебниками Ногая. В Симеоновской летописи записано: «князь же Дмитрии съ своею дружиною отъеха въ орду къ царю Татарскому Ногою» . В 1276 году Дмитрий Александрович становится великим владимирским князем. В 1281 году между Андреем и Дмитрием - родными братьями - началась очередная усобица с привлечением ордынских ратей. По-мнению А. Н. Насонова, триумвират союзников во главе с Дмитрием достаточно успешно действовал против Андрея Городецкого, но удержать великое княжение переяславскому князю все же не удалось и в 1281 году он уступил его своему брату. Это обострило отношения Дмитрия Александровича с Михаилом Ярославовичем. В 1288 году тверской князь сделал попытку «не покоритися» своему сюзерену, который помирился со своим главным соперником Андреем Городецким и совместным походом двинулся на Тверь, разоряя городки и селения этого княжества. Михаил с ратью выдвинулся им навстречу. Как свидетельствует летопись, до битвы дело не дошло и князья «взяли мир».

В 1293 году на Северо-Восточную Русь хлынула Дюденева рать. Это был поход ордынских войск под командованием Тудана, прозванного на Руси Дюденей, причина которого остается окончательно не установленной. Либо эта военная экспедиция стала следствием княжеской борьбы за власть между Андреем и Дмитрием Александровичами, либо проявлением желания хана Тохты, правившего в Поволжье, усилить свои позиции по отношению к Ногаю, либо то и другое. Дюденева рать разорила 14 городов, население которых бежало в окраинную Тверь. Михаила Ярославовича в городе не было, он находился в Орде у Ногая. Это был другой центр татарской силы, противостоящий Тохте. Дюденя на Тверь пойти не решился, а двинулся на , о чем сохранились сообщения в источниках. «Татарове же и князь Андрей слышаша приезд княж Михаиловъ, не поидоша ратью къ Тфери, но поступиша на Волок». У Михаила искал защиты князь Дмитрий Александрович, который бежал из в , а оттуда отъехал в Тверь и вступил в переговоры с Андреем. Таким образом, тверичи не хотели власти Волжской Орды, но готовы были подчиняться Ногаю. Эта позиция князя Михаила Ярославовича не могла остаться без последствий со стороны Тохты. Уже зимой того же года на Тверь пришел Токтомерь и «учинил людям велику тягость» .

Окончательно отношения Михаила Ярославовича с Дмитрием Александровичем определились в середине 1290-х годов. Информация об этом сохранилась в договорной грамоте Михаила с Новгородом, которую датируют 1294-1296 годами: «съ братомъ своим съ старейшимъ съ Данилом один есмъ и съ Иваном; а дети твои съ посадникъ и тысяцькый, и весь Новгород на томъ целовали ко мне крестъ. Аже будетъ тягота мне отъ Андрея или отъ Татарина, или отъ иного кого, вам потянути со мною, а не отступити вы ся мене ни въ которое же время» . Это был союз с Даниилом Александровичем Московским и с сыном Дмитрия - Иваном против Андрея и татар, под которыми понималась Волжская Орда.

В самом конце XIII века в Орде было ликвидировано двоевластие. В 1299 году Ногай был убит, а его войско разбито. Михаил Тверской в этой ситуации пошел на соглашение с Волжской Ордой и стал платить Тохте дань, получив право на то, чтобы самостоятельно ее собирать на подвластной территории.

В начале XIV века между бывшими союзниками - московским и тверским князьями - возник разлад. Причиной стали права на выморочное Переяславское княжество. Когда в 1303 году умер бездетный князь Иван Дмитриевич Переяславский, то это княжество занял Андрей Городецкий, владевший в то время ярлыком на великое владимирское княжение. Но вскоре это княжество присоединил к своим владениям Даниил Московский и это резко обострило его отношения с Михаилом Тверским. Наследовал его старший сын , получивший Московское княжество вместе с Переславлем, а через год, в 1304 году великокняжеский ярлык после смерти Андрея Александровича получил Михаил Ярославович Тверской. Так на авансцене истории появились два заклятых врага, соперничество которых будет определять ход истории на предстоящие 14 лет.

Соперничество Твери и Москвы: Михаил Ярославович против Юрия Даниловича

Острый конфликт между князьями возник уже в 1304 году, когда после смерти Андрея в Орду поехал Михаил, надеявшийся получить ярлык на великое княжение и права на Переславль. За ним двинулся Юрий. Михаил Тверской ярлык получил, но ситуация с Переславлем осталась неясной. Орда, вероятно, не хотела чрезмерного, по ее мнению, усиления великого князя и оставляла себе возможность для политического маневра. Прямых полномочий на переяславское владение тверскому князю поэтому не дали и тогда он решил получить их самостоятельно.

Летописные свидетельства об этих событиях крайне скупы. Они сообщают, что по возвращении из Орды в 1305 году Михаил Ярославович с войском пошел на Москву. На следующий год в эти же земли вторглась Таирова рать. И еще через год Михаил опять пошел на Москву. Историки предполагают, что все это свидетельствует о гибкой политике Орды, которая, с одной стороны, поддержала Михаила, дав ему ярлык на великое владимирское княжение, а с другой, противопоставляла ему Юрия Даниловича Московского. Об этом же свидетельствует тот факт, что Переславль в итоге не достался ни Москве, ни Твери, а был включен в территорию великого владимирского княжения.

Ситуация радикально поменялась после смерти Тохты. В 1313 году на ханский престол сел Узбек. Михаил Ярославович тут же поехал в Орду. Во время его отсутствия против него взбунтовались новгородцы, задумавшие искать защиты у Юрия Даниловича, который, в свою очередь, не преминул воспользоваться благоприятной для себя ситуацией и поехал в Новгород вместе с сыном Афанасием. Но Юрия вдруг срочно вызвали в Орду, а на Русь вернулся Михаил с татарской ратью. «То же осени прииде князь велики Михаило а съ нимъ посолъ Тиятимерь, и много зла учини въ Русскои земли» . Как следует из источников, Михаил при помощи татар нанес новгородцам поражение под . Однако его победа оказалась непрочной. Уже на следующий год он дважды был вынужден ходить на новгородцев, причем второй раз неудачно.

В это же время резко повысились возможности Юрия Даниловича, который был вызван к хану не для наказания за своеволие в отношении Новгорода, а по более приятному поводу. Хан Узбек выдал за него замуж свою сестру , которой в православии дали имя Агафья. Впоследствии эта женщина, судьба которой сложилась очень несчастливо, станет одной из причин смерти обоих соперников - Михаила и Юрия.

Став ханским зятем и первым союзником, Юрий Данилович Московский получил и ярлык на великое владимирское княжение. Это было очередное серьезное поражение Михаила, который до этого не смог приобрести Переславль, фактически утратил власть над Новгородом, а теперь еще превратился в вассала московского князя - своего племянника. Смириться с этим тверской князь не смог. Поэтому когда в 1317 году Юрий Данилович выехал из Орды в сопровождении татарской рати Кавгадая, то у их встретил Михаил. Он намеревался провести переговоры со своим более удачливым соперником. Понятно, что главным адресатом претензий Михаила был не Юрий, а Кавгадай, которому в Орде были даны широкие полномочия. В результате переговоров тверской князь все-таки уступил великое княжение московскому правителю. «… и сеслевся съ Кавгадыемъ съступися великого княжениа Михаилъ князь Юрию князю» - сообщает Никоновская летопись.

Дальше события развивались по катастрофическому сценарию. Несмотря на то, что Михаил Ярославович добровольно уступил ярлык и ушел «в свою отчину» Тверь, Кавгадай с Юрием двинулись на него военным походом. Возможно, инициатором и разработчиком плана этой военной компании был Кавгадай. Он рассчитывал взять Тверь в клещи: с северо-запада на нее должны были двинуться новгородцы, с юга - Юрий со своими союзниками и вассалами суздальскими князьями. Однако в реальности все пошло не по плану. Великий князь пришел в Тверскую землю раньше срока и «почаша воевати Тферскую волость, села пожгоша и жито, а люди в плен поведоша» . Для отвлечения внимания Михаила Кавгаддай одновременно вступил с ним в переговоры. Новгородцы же в это время подошли к границе тверских владений, Юрия не обнаружили, поскольку он был занят другим делом, но наткнулись на войска Михаила, заключили с ним сепаратный мир и вернулись к себе в Новгород. Тогда Кавгадай и Юрий двинулись на Волгу, вероятно, в надежде догнать и вернуть новгородцев для продолжения военной компании. Но вместо них они встретили войска Михаила и 22 декабря 1317 года произошла Бортеневская битва. Юрий и Кавгадай были разгромлены. Московский князь позорно бежал в Новгород. Михаил взял большой полон, в котором оказалась и княгиня Агафья-Кончака - жена Юрия Даниловича.

Понимая, что с ханским темником не стоит ссориться, Михаил на следующий день после битвы пригласил Кавгадая к себе. Сообщается: «и поять его в Тферь съ своею дружиною, почтивъ его и отпусти» . О чем вели переговоры татарин и русский осталось неизвестным. Предположительно, Кавгадай обещал тверскому князю великое княжение. Действительно, вскоре Михаил занял соответствующую территорию и переехал во , т.е. фактически уже ощущал себя великим князем, хотя ярлыка на это еще не получил. Когда Юрий вернулся с новгородцами, то Михаил мирно вышел ему навстречу. Они заключили договор, в котором оба князя были названы великими. Одновременно было условлено, что Юрий и Михаил поедут в Орду, поскольку спор об ярлыке окончательно мог решить только хан Узбек. Михаил, считавший себя правым, выслал в Орду вперед себя сына Константина, а в Москву в знак мира отправил посла - боярина Олексу Марковича. Юрий не собирался мириться с Михаилом, о чем красноречиво свидетельствует факт убийства Олексы в Москве по княжескому распоряжению.

Первым из князей в Орду отправился Юрий Данилович. Михаил Ярославович задерживался и именно это, возможно, стоило ему жизни. Орда торопила тверского князя, во Владимир, где теперь осел Михаил, приехал ханский посол Ахмыл, который говорил: «зовет ти царь, поиде вборзъ буди за месяцъ» , а если князь не поспешит, то «буди рать» . Причина столь активных побуждений Орды состояла в тех серьезных обвинениях, которые против Михаила Тверского выдвинул темник Кавгадай.

Суд, смерть, канонизация

Михаил прибыл в Орду и примерно через полмесяца хан Узбек повелел его судить. Князя обвиняли в трех преступлениях. Во-первых, «царевы дани не далъ еси» , т.е. в утаивании части ордынского выхода. Во-вторых, «противу посла бился еси» , т.е. не покорился Кавгадаю, который вместе с Юрием двинулся на него войной. В-третьих, «княгиню великого князя Юрья оуморил еси» , т.е. причастен к смерти несчастной Агафьи-Кончаки, ставшей заложницей политических игр. Суд по делу Михаила Ярославовича состоял из ордынских князей, судьей был Кавгадай, заинтересованный в том, чтобы свою военную неудачу списать на Михаила. Его подвергли пыткам и страшным мучениям. Судьи собирались дважды. Адвокатов, понятное дело, не было, Михаил защищал себя сам.

По первому обвинению он утверждал «правду глаголя» , что «колико сокровище своих издаялъ еси цареви и князем все бо исписано имяше» . Восстановить истину - утаивал ли Михаил часть дани - сейчас невозможно. Историки предполагают, что, скорее всего, тверской князь не смог выполнить положенный «урок» и собрать ордынский выход в полном объеме. По второму обвинению Михаил говорил, что «посла паки избавих брани и со многою честию отпустих его» . Последнее обвинение объяснял «про княгиню бога послуха призываше, глаголя, яко ни на мысли ми того сотворити» , т.е. утверждая, что Агафья-Кончака умерла естественной смертью, а он даже мысли не допускал о возможности ее убийства. Таким образом, он отверг все предъявленные ему обвинения и, тем не менее, суд вынес приговор «достоинъ есть Михаилъ смерти» . Приговор никакому обжалованию подлежать, естественно, не мог, но в исполнение был приведен не сразу.

Хан Узбек после суда над Михаилом во главе войска двинулся в сторону , намереваясь вторгнуться в пределы иранского ильхана Абу-Сеида. Тверского князя, закованного в колоду, взяли с собой. Источники сохранили описание унизительной сцены, произошедшей в Орде. Житие Михаила Ярославовича Тверского описывает это событие следующим образом: «Минувшим же 24 днем святому в неизреченном терпении, нечестивый же Ковгадый, имея ядъ аспиденъ под устнами своими, пакы досажая души долготерпеливаго князя Михаила, повелъ его привести и в торгъ в таковой укоризне, созва вся заимодавца и повелъ святаго поставити на колену пред собою; величашеся безаконный властьми над праведнымъ и многа словеса изрече досадна праведному. Посем рече: «Ведая буди, Михайле, такъ царевъ обычай: аже будетъ ему на кого нелюбо, хотя от своего племяни, то таково древо вескладаютъ на него. Егда же царевъ гневъ минет, то паки в первую честь введетъ его. Утро бо въ предидущий день тягота сии отъидет от тебе, потомъ в болшей чести будеши». Възрев же, рече сторожемъ: «Почто не облегчите древа сего?» Они же рекоша: «Заутра или на другой день тако сътворимъ по глаголу твоему». И рече окаянный: «Поддержите ему древа того, да не отягчаетъ ему плещу». Тако единъ от предстоящих за нимъ, подъимъ, держаще, древо то» . Вероятнее всего это публичное унижение бывшего союзника и великого князя имело показательное значение.

Убили Михаила недалеко от Дербента. «И се в той час единъ отрокъ его въскочи в вежю обледевшим лицем и измолкъшим гласомъ: «Господине княже, се уже едутъ от Орды Ковгадый и князь Юрей съ множествомъ народа прямо къ твоей вежи» . Казнь не была публичной, он был заколот кинжалом. Тело его, как сообщают источники, было брошено «небрежно». Бояре и ближние люди, сопровождавшие князя, также подверглись избиению.

Тело Михаила Тверского было привезено в его родной город только через год после смерти и в 1320 году похоронено в Спасо-Преображенском соборе, в закладке которого этот князь участвовал, будучи ребенком.

Около 1319-1320 года было составлено Житие Михаила Ярославича Тверского. Его автором считается игумен Александр, бывший княжеский духовник, сопровождавший его во время его поездки в Орду. Основная идея этого литературного памятника, традиционно предшествующего канонизации, состоит в сквозной мысли «положить душу свою за други своя» . Борьба с татарами за православную веру и Русь - это главное дело жизни князя Михаила, по мнению автора Жития. Современные историки в большинстве своем не вполне разделяют этот вывод, считая что ни Михаил Тверской, ни Юрий Московский не были сознательными борцами с игом. Роль последнего в произошедшей трагедии остается предметом спора. Источники не позволяют однозначно ответить на вопрос, был ли он инициатором смерти своего злейшего врага или орудием в руках Кавгадая.

Благоверной княгиней признана и жена Михаила Ярославовича Тверского Анна Кашинская. Она прожила долгую и тяжелую жизнь, наполненную трагическими событиями. В орде был казнен не только ее муж, но и два сына Дмитрий Михайлович Грозные Очи и Александр Михайлович и внук Федор Александрович. Она пережила их всех и в конце пришла к монашеству.

Трагическая история князя Михаила Ярославовича Тверского и его семьи относится к числу тех биографий, когда героический конец земного существования позволяет забыть об ошибках, совершенных при жизни. Этот исторический персонаж остался в народной памяти мучеником за веру и правое дело, открывшим дорогу целой череде действительных героев, открыто выступивших против ордынского ига, за независимость и возрождение Руси.

М. П. Дудкина, канд. ист. наук
специально для портала

Литература:

  • Житие Михаила Ярославовича Тверского // Библиотека литературы Древней Руси. Собрание текстов в 42 томах. Т.6. - Электронные публикации Института русской литература (Пушкинского дома) РАН.
  • Горский А. А. Москва и Орда. - М., 2000.
  • Насонов А. Н. Монголы и Русь: История татарской политики на Руси. - М.; Л., 1940.
  • Володихин Д. М. Рюриковичи. - М., 2013.

 

Возможно, будет полезно почитать: