Экономическая культура сущность и основные элементы. Экономическая культура - доклад

Традиционно культура являлась предметом исследования философии, социологии, искусствоведения, истории, литературоведения и др. дисциплин, а экономическая сфера культуры практически не изучалась. Выделение экономики как специальной сферы культуры покажется оправданным, если обратиться к происхождению самого термина «культура». Он непосредственным образом связан с материальным производством, земледельческим трудом.

На начальных этапах развития человеческого общества термин «культура» идентифицировался с основным видом экономической деятельности того времени - земледелием. Однако общественное разделение труда, явившееся результатом процесса развития производительных сил, размежевания духовной и материально-производственной сфер деятельности, создало иллюзию их полной автономии. «Культура» постепенно стала отождествляться лишь с проявлениями духовной жизни общества, с совокупностью духовных ценностей. Такой подход находит своих сторонников и сейчас, но наряду с этим доминирует точка зрения, согласно которой культура не ограничивается исключительно аспектами надстроечного характера или духовной жизни общества.

Несмотря на разнокачественность и разнородность составляющих культуру компонентов (частей), их объединяет то общее, что все они связаны с каким-либо специфическим способом человеческой деятельности. Любой вид, способ деятельности можно представить как совокупность материальных и духовных компонентов. С точки зрения социального механизма осуществления человеческой деятельности, они есть средства деятельности. Такой подход позволяет выделить критерий явлений и процессов класса культуры - быть социально выработанным средством человеческой деятельности. Это могут быть, например, орудия труда, навыки, одежда, традиции, жилища и обычаи и т. д.

На начальных этапах исследования экономической культуры ее можно определить через наиболее общую экономическую категорию «способ производства», что созвучно с определением культуры как способа человеческой деятельности. В привычной политэкономической трактовке способ производства - это взаимодействие производительных сил, находящихся на определенном уровне развития, и соответствующих данному типу производственных отношений. Однако, имея в виду объект исследования, необходимо выделить культурологический аспект анализа производственных сил и производственных отношений.

Уместно обратить внимание на негативное влияние длительное время господствовавшего технократического толкования экономики на развитие теории экономической культуры. Преимущественное внимание было обращено на технологические отношения, натурально-вещественные показатели и технические характеристики производства. Экономика рассматривалась как машина, где люди - винтики, предприятия - детали, отрасли - узлы*. В действительности, картина выглядит намного сложнее, ибо главный агент экономики - человек, тем более, что в конечном счете целью общественно-экономического развития является формирование человека как свободной, творческой личности. В процессе производства, как справедливо отмечал К. Маркс, происходит совершенствование многообразных способностей человека, «изменяются и сами производители, вырабатывая в себе новые качества, развивая и преобразовывая самих себя благодаря производству, создавая новые силы и новые представления, новые способы общения, новые потребности и новый язык».

Современное общество, ориентируясь на управление экономикой как машиной через различного рода нормы расходов, технико-экономические показатели, коэффициенты, уровни, с завидным постоянством не проявляло интереса к знаниям о личностных механизмах хозяйственных мотиваций, не было ориентировано на исследование экономической активности и предприимчивости человека, который сам является сложной системой, в которой пересекаются все типы отношений: экономические, политические, идеологические, правовые и другие. Такой упрощенный подход к пониманию сути и содержания экономики, безусловно, не может являться конструктивным в плане исследования экономической культуры.

С точки зрения культурологического подхода, исторически выработанные свойства и способности субъектов деятельности к труду, производственные навыки, знания и умения представляют собой социально-выработанные средства деятельности и, согласно выделенному критерию, относятся к классу явлений экономической культуры.

В экономическую культуру должны быть включены не только производственные отношения, но и вся совокупность общественных отношений, оказывающих воздействие на технологический способ производства, материальное производство, на человека как его главного агента. Таким образом, в широком смысле экономическая культура - это совокупность материальных и духовных социально выработанных средств деятельности, с помощью которых осуществляется материально-производственная жизнь людей.

Структура экономической культуры

Структурный анализ экономической культуры диктуется самой структурой экономической деятельности, последовательной сменяемостью фаз общественного воспроизводства: собственно производство, обмен, распределение и потребление. Следовательно, правомерно говорить о культуре производства, культуре обмена, культуре распределения и культуре потребления. В структуре экономической культуры необходимо выделить главный структурообразующий фактор. Таким фактором является трудовая деятельность человека. Она характерна для всего многообразия форм, видов материального и духовного производства. В силу важности для поддержания основных жизненных процессов труд выделяется в качестве основы для развития других элементов и компонентов экономической культуры. Каждый конкретный уровень экономической культуры труда характеризует отношение человека к человеку, человека к природе (именно осознание этого отношения означало зарождение экономической культуры), индивида к своим собственным трудовым способностям.

Первый уровень - продуктивно-репродуктивная творческая способность, когда в процессе труда только повторяется, копируется и, лишь в виде исключения, случайно, создается новое.

Второй уровень - генеративная творческая способность, результатом проявления которой будет если не совершенно новое произведение, то, по крайней мере, оригинальная новая вариация.

Третий уровень - конструктивно-инновационная деятельность, суть которой состоит в закономерном появлении нового. Этот уровень способностей в производстве проявляется в труде изобретателей и рационализаторов.

Таким образом, любая трудовая деятельность связана с раскрытием творческих способностей производителя, но степень развития творческих моментов в процессе труда различна. Чем более творческим является труд, тем богаче культурная деятельность человека, тем выше уровень культуры труда. Последняя, в конечном счете, является основой достижения более высокого уровня экономической культуры в целом. Необходимо отметить, что трудовая деятельность в любом обществе - первобытном или современном - коллективна, воплощается в совместном производстве. А это, в свою очередь, находит выражение в том, что, наряду с культурой труда, необходимо рассматривать культуру производства как целостную систему.

Культура труда включает в себя навыки владения орудиями труда, сознательное управление процессом создания материальных и духовных благ, свободное применение своих способностей, использование в трудовой деятельности достижений науки и техники. Культура производства состоит из следующих основных элементов. Во-первых, это культура условий труда, имеющая комплекс компонентов экономического, научно-технического, организационного, социального и правового характера. Во-вторых, культура трудового процесса, которая находит выражение скорее в деятельности отдельно взятого работника. В-третьих, культура производства, которая определяется социально-психологическим климатом в производственном коллективе. В-четвертых, особое значение в современном производстве занимает культура управления, органически сочетающая науку и искусство управления, выявляющая творческий потенциал и реализующая инициативу и предприимчивость каждого участника производственного процесса.

Тенденции развития экономической культуры

экономическая культура

Существует общая тенденция повышения экономического культурного уровня. Это находит свое выражение в использовании новейшей техники и технологических процессов, передовых приемов и форм организации труда, внедрении прогрессивных форм управления и планирования, развития, науки, знаний в повышении образованности трудящихся.

Однако возникает закономерный вопрос: правомерно ли рассматривать экономическую культуру как явление исключительно положительное, можно ли представить путь ее развития как прямую на оси прогресса, устремленную вверх, без отклонений и зигзагов?

В обыденном понимании «культура» ассоциируется у нас с неким стереотипом: культурный - значит прогрессивный, положительный, носитель блага. С позиции научного уровня подобные оценки являются недостаточными и не всегда верными. Если признать культуру целостной системой, то возникает необходимость рассматривать ее как диалектически противоречивое образование, которому свойственны положительные и отрицательные, гуманные и негуманные свойства и формы проявления.

К примеру, нельзя оценивать законы функционирования капиталистической системы хозяйствования как плохие или как хорошие. Между тем, этой системе присущи кризисы и подъемы, противостояние и борьба классов, в ней соседствуют такие явления как безработица и высокий жизненный уровень. Среди этих тенденций есть и положительные и отрицательные; их закономерное существование, интенсивность проявления отражают уровень экономической культуры на достигнутом этапе развития общественного производства. Вместе с тем для иного уровня развития производства данные тенденции не являются типичными.

Объективный характер поступательного развития культуры не означает, что оно происходит автоматически. Направленность развития обусловливается, с одной стороны, возможностями, содержащимися в совокупности условий, задающих границы экономической культуры, с другой стороны, - степенью и способами реализации этих возможностей представителями различных социальных групп. Изменения в социокультурной жизни совершаются людьми, а значит, зависят от их знаний, воли, объективно сложившихся интересов.

В зависимости от этих факторов в локальных исторических рамках возможны спады, застои как в отдельных сферах, так и экономической культуре в целом. Для характеристики негативных элементов экономической культуры правомерно использование термина «низкая культура», тогда как «высокая экономическая культура» предполагает положительные, прогрессивные явления.

Прогрессирующий процесс развития экономической культуры обусловлен, прежде всего, диалектической преемственностью способов и форм деятельности поколений. Вообще, преемственность является одним из важнейших принципов развития, ибо вся история человеческой мысли и деятельности есть усвоение, переработка ценного и уничтожение отжившего в движении от прошлого в будущее. К. Маркс отмечал, что «ни одна общественная формация не погибнет раньше, чем разовьются все производительные силы... и новые, более высокие производственные отношения никогда не появляются раньше, чем созреют материальные условия их существования в недрах самого старого общества».

С другой стороны, поступательное развитие экономической культуры связано с внесением в жизнь людей инноваций, соответствующих требованиям этапа зрелости социально-экономического устройства общества. Фактически становление нового качества экономической культуры есть становление новых производительных сил и новых производственных отношений.

Как уже отмечалось, прогрессивные тенденции в развитии экономической культуры обеспечиваются, с одной стороны, преемственностью всего потенциала достижений, накопленных предшествующими поколениями, с другой, - поиском новых демократических механизмов и их экономических основ. В конечном счете, в ходе развития культуры создаются такие условия, которые побуждают человека к активной творческой деятельности во всех сферах общественной жизни и способствуют становлению его как активного субъекта социальных, экономических, правовых, политических и прочих процессов.

Долгое время в теории и практике экономического развития нашей страны господствовал специфический подход, игнорирующий человека, его индивидуальность. Борясь за прогресс в идее, мы получили противоположные результаты в реальности*. Проблема эта стоит перед нашим обществом очень остро и обсуждается учеными и практиками в связи с необходимостью развития рыночных отношений, института предпринимательства, демократизации хозяйственной жизни в целом.

Человеческая цивилизация пока не знает более демократичного и эффективного регулятора качества и количества выпускаемой продукции, стимулятора экономического и научно-технического прогресса, чем рыночный механизм. Нетоварные отношения - шаг назад в общественном развитии. Это - основа для неэквивалентного обмена и процветания небывалых форм эксплуатации.

Демократия произрастает не на почве лозунгов, а на реальной почве экономических законов. Только через свободу производителя на рынке осуществляется демократия в экономической сфере. Преемственность в развитии демократических механизмов - вещь нормальная и положительная. Нет ничего зазорного и в использовании элементов буржуазно-демократического опыта. Интересно, что девиз Великой французской революции 1789- 1794 гг. «свобода, равенство, братство» был следующим образом интерпретирован отношениями рынка: свобода есть свобода частных индивидов, свобода конкуренции обособленных хозяев, равенство есть эквивалентность обмена, стоимостная основа купли-продажи, а братство - это союз «братьев-врагов», конкурирующих капиталистов.

Мировой опыт показывает, что для успешного функционирования рынка и хозяйственного механизма необходима продуманная взаимоувязка юридических норм, компетентное и эффективное государственное регулирование, определенное состояние общественного сознания, культуры и идеологии. Страна переживает сейчас этап бурного законотворчества. Это закономерно, ибо ни одна демократическая система не может существовать без правовой основы, без укрепления законности и правопорядка. В противном случае она будет иметь ущербный вид и низкую степень сопротивляемости антидемократическим силам. Однако необходимо осознавать пределы эффективности законодательной деятельности. С одной стороны, решения, принимаемые в законодательных органах, не всегда оперативны и не всегда соответствуют экономически более рациональным подходам. С другой стороны, можно говорить об укреплении правового нигилизма. Многие из стоящих перед нами проблем не решаются полностью в процессе законотворчества. Необходимы серьезные преобразования производственных и организационно-управленческих отношений и структур.

Длительное время состояние экономической культуры «описывалось» в строгих рамках восхваления социализма. Однако по мере выявления основной тенденции всех экономических показателей к снижению (темпов роста производства и капиталовложений, производительности труда, дефицит бюджета и т. д.) стала очевидна неработоспособность экономической системы социализма. Это заставило по-новому переосмыслить нашу действительность и начать поиски ответов на многие вопросы. Делаются практические шаги в сторону рынка, демократизации отношений собственности, развития предпринимательства, что, бесспорно, является свидетельством зарождения качественно новых черт экономической культуры современного общества.

Экономическую культуру можно определить как комплекс элементов и явлений культуры, сте­реотипов экономического сознания, мотивов поведения, экономических институтов, обеспечивающих воспроизводство экономической жизни.

Экономическая культура самым непосред­ственным образом (и это является самым важным в данной проблематике) влияет на развитие эко­номики. Такое влияние осуществляется через эко­номическую деятельность людей. Последняя зави­сит в свою очередь от того, что ценят или нет, чего боятся или к чему стремятся экономические аген­ты, какими ценностями они руководствуются в своей деятельности. Эта совокупность феноменов сознания включает в себя следующие аспекты: ценности, связанные с экономикой (какие эконо­мические блага более или менее предпочтитель­ны);нормы в сфере экономики (экономические нормы массового поведения);приоритеты и пред­почтения в экономической сфере (выбор людьми тех или иных экономических благ);экономические потребности (индивидуальные, семейные, группо­вые на разных уровнях);мотивация экономичес­кого поведения (объяснения, оправдывающие дей­ствия и поступки, а также выбор ценностей и норм).

Экономическая культура, подобно культуре политической, встроена в определенный образец ориентации на экономические действия.

Ориентации субъекта экономического процес­са лежат в основе типологии экономической куль­туры. Если не существует специализированных экономических ролей, если они не отделены от ре­лигиозных, политических или иных ориентации, то можно говорить об экономической культуре пат­риархального общества или традиционной эконо­мической культуре. Наличие специализированных экономических институтов, но низкая индивиду­альная активность субъектов свидетельствуют о другом типе экономической культуры - проме­жуточном, но все еще докапиталистическом.

Ключевой категорией в членении человеческой истории на этапы, типы общественных систем яв­ляется дифференциация - различение ролей, ста­тусов, институтов и организаций, специализиро­ванных на выполнении отдельных функций, в том числе и экономических, которые появляются в ходе эволюции общества.

За всю историю человечества можно устано­вить два основных способа экономического воспро­изводства. Соответственно определяются две основ­ные формы или модели экономической культуры.

Экономический процесс может осуществлять­ся в форме «централизованно управляемого хо­зяйства», т.е. регулироваться планами одного со­ставителя планов. Если экономическая ячейка не­велика и один человек в состоянии руководить ею, как это имеет место в небольшой замкнутой се­мье, то речь идет о «собственном натуральном хо­зяйстве». Или же ситуация, в которой экономи­ческий процесс планируется в масштабах целой нации (натурально-общинная форма государствен­ного хозяйства). Обе эти разновидности относятся к культуре централизованно управляемого хозяй­ства, а значит, к закрытому типу общества.


Что касается социализма, то свою общеэконо­мическую задачу, распадающуюся на три момен­та: определение структуры общественной потреб­ности; распределение ресурсов общества для удов­летворения потребности и распределение произ­веденного продукта, - он решал натуральным образом, т.е. в рамках экономической культуры централизованно управляемого хозяйства.

Базовой моделью открытого, современного об­щества является экономическая культура рыноч­ного хозяйства, в которой многочисленные инди­видуальные хозяйства-предприятия и домашние хозяйства самостоятельно разрабатывают планы, вступают в экономические отношения между со­бой в формах рынка, функционируют по принци­пу самоорганизации. Координация планов хозяй­ствующих субъектов осуществляется через цены и меновые стоимости. Данная экономическая куль­тура стала утверждаться в результате великих социальных революций XVI - XVIII вв.

Современный тип экономической культуры предполагает наличие «человека экономического» с его деловитостью, разумным восприятием нов­шеств и самодисциплиной, с развитой сетью спе­циализированных экономических институтов.

Человек экономический отвечает в наибольшей степени тенденции к преобладанию «формальной рациональности», соответствует, по Веберу, «целерациональному типу действия». Рациональная установка утвердилась в силу экономической не­обходимости. Каждодневному решению экономи­ческих задач обязано человечество своей началь­ной подготовкой в области рационального мышле­ния и поведения.

Человек экономический инициирует рациона­лизацию способа ведения хозяйства, управления во всех сферах социальной жизни. В свою очередь, этот процесс оказывает обратное воздействие: ра­ционализирует образ мышления людей, способ их чувствования и образ жизни в целом.

Разрабатывая тему «человека экономическо­го», А. Смит - провозвестник современной эконо­мической культуры - сформулировал всемирно известную концепцию «невидимой руки». Он убеж­дал своих читателей, что личный стимул является мощным фактором экономического прогресса. Главным мотивом хозяйственной деятельности че­ловека в классической школе политэкономии при­знавался своекорыстный интерес. Человек реали­зует этот интерес только тогда, когда оказывает услуги другим людям, предлагая в обмен свой труд и продукты труда. «... В этом случае, как и во мно­гих других, он невидимой рукой направляется к цели, которая совсем и не входила в его намере­ния... Преследуя свои собственные интересы, он часто более действительным образом служит ин­тересам общества, чем тогда, когда сознательно стремится сделать это».

Важнейший теоретический и практический вопрос экономической культуры - о мотивах и стимулах хозяйственной деятельности человека - в условиях рынка решается экономическим спосо­бом. Государство же, по А. Смиту, должно:

1) взять на себя то, что не может делать частное лицо или то, что не выгодно частному лицу - заботу о народном образовании, общественных работах, развитие и содержание транспорта и связи, расширение коммунальных услуг и т.д. ;

2) поддерживать «естественный порядок», важ­ной стороной которого является режим свобод­ной конкуренции. В экономических условиях того времени монополии могли существовать только с помощью государства;

3) охранять жизнь, свободу и собственность граж­дан, опираясь на такие регуляторы, как опре­деление минимума зарплаты, политические институты, органы правосудия.

Характеристика экономической культуры «ры­ночного хозяйства» включает в себя основные ком­поненты экономической демократии, называемой также «экономикой участия».

К основным формам системы участия относят­ся: а) участие в прибылях или «успехе предприя­тия»; б) в собственности; в) в управлении.

Коренное преобразование в отношениях соб­ственности, поиски оптимального соотношения власти и собственности, нахождение той меры до­пустимого вмешательства политики и политиков в экономические процессы создадут реальные воз­можности для становления и укрепления совре­менной экономической культуры, что позволит России, как и любому другому постсоциалисти­ческому государству, стать составной, органичес­кой частью цивилизованного мира.

Экономическая культура общества – это система ценностей и мотивов хозяйственной деятельности, уровень и качество экономических знаний, оценок и действий человека, а также содержание традиций и норм, регулирующих экономические отношения и поведение.

Экономическая культура предполагает:

– уважительное отношение к любой форме собственности и коммерческому успеху; – неприятие настроений уравниловки;

– создание и развитие социальной среды для предпринимательства и т. п.

Экономическая культура личности – это органическое единство сознания и практической деятельности, определяющее творческую направленность экономической активности человека в процессе производства, распределения и потребления.

Соотношение экономической культуры личности и общества

В структуре экономической культуры можно обозначить наиболее важные элементы: знания и практические умения, экономическую направленность, способы организации деятельности, нормы, регулирующие отношения и поведение человека в ней.

Основой экономической культуры личности является сознание. Экономические знания – совокупность экономических представлений о производстве, обмене, распределении и потреблении материальных благ, влиянии экономической жизни на развитие общества, о путях и формах, методах, способствующих устойчивому развитию общества. Они являются важным компонентом экономической культуры. Экономические знания формируют представление об экономических взаимосвязях в окружающем мире, закономерностях развития экономической жизни общества. На их основе развиваются экономическое мышление и практические умения экономически грамотного, нравственно обоснованного поведения, значимые в современных условиях экономические качества личности.

Накопленные знания человек активно использует в повседневной деятельности, поэтому важной составляющей его экономической культуры выступает экономическое мышление . Оно позволяет познавать сущность экономических явлений и процессов, оперировать усвоенными экономическими понятиями, анализировать конкретные экономические ситуации.

Выбор эталонов поведения в экономике, эффективность решения экономических задач во многом зависят от социально-психологических качеств участников экономической деятельности. Среди них важным элементом экономической культуры является экономическая направленность личности, компонентами которой выступают потребности , интересы и мотивы деятельности человека в экономической сфере. Направленность личности включает социальную установку и социально значимые ценности.

Социальные установки играют важную роль в развитии экономической культуры личности. Человек, у которого сформирована, например, установка на творческий труд, участвует в экономической деятельности с большим интересом.

Экономическая культура человека прослеживается через совокупность его личностных свойств и качеств, которые являются определенным результатом его участия в деятельности.

По совокупности экономических качеств можно оценить уровень экономической культуры человека.

Культурное развитие предполагает выделение культypнoгo эталона (образца) и заключается в максимальном следовании ему.

Эти эталоны есть в области политики, экономики, общественных отношений и т. д. Именно от человека зависит, выберет ли он путь развития в соответствии с культурным эталоном своей эпохи или просто приспособится к жизненным обстоятельствам. Но от caмoгo выбора ему не уклониться. Сделать выбор более осознанным в такой сфере деятельности, как экономика, вам поможет знакомство с экономической культурой.

Экономическая культура общества - это система цeнностей и мотивов хозяйственной деятельности, уровень и качество экономических знаний, оценок и действий человека, а также содержание традиций и норм, регулирующих экономические отношения и поведение. Экономическая культура личности представляет собой органическое единство сознания и практической деятельности. Она определяет творческую направленность экономической активности человека в процессе производства , распределения и потребления. Экономическая культура личности может соответствовать экономической культуре общества, опережать ее, но может и отставать от нее, мешать ее развитию.

В структуре экономической культуры можно обозначить наиболее важные элементы: знания и практические умения, экономическую направленность, способы организации деятельности, нормы, регулирующие отношения и поведение человека в ней.

Основой экономической культуры личности является сознание, а экономические знания - eгo важным компонентом. Эти знания представляют собой совокупность экономических представлений о производстве, обмене, распределении и потреблении материальных благ, влиянии экономической жизни на развитие общества, о путях и формах, методах, способствующих устойчивому развитию общества. Современное производство, экономические oтнoшения требуют от работника большого и постоянно возрастающего объема знаний. Экономические знания формируют представление об экономических взаимосвязях в oкpyжающем мире, закономерностях развития экономической жизни общества. На их основе развиваются экономическое мышление и практические умения экономически гpaмoтнoгo, нравственно обоснованного поведения, значимые в coвременных условиях экономические качества личности.

Накопленные знания личность активно использует в повседневной деятельности, поэтому важной составляющей ее экономической культуры является экономическое мышление. Оно позволяет познавать сущность экономических явлений и процессов, оперировать усвоенными экономическими понятиями, анализировать конкретные экономические ситуации. Познание современной экономической действительности представляет собой анализ экономических законов (например, действие законов спроса и предложения), сущности различных экономических явлений (например, причин и последствий инфляции , безработицы и т. п.), экономических отношений (например, paботодателя и нaeмнoгo работника, кредитора и заемщика), связей экономической жизни с другими сферами жизни общества.

Выбор эталонов поведения в экономике, эффективность решения экономических задач во мнoгoм зависят от социально-психологических качеств участников экономической деятельности. Среди них необходимо выделить тaкой важный элемент экономической культуры, как экономическая направленность личности, компонентами кoторой выступают потребности, интересы и мотивы деятельности человека в экономической сфере. Направленность личности включает социальную установку и социальн,о значимые ценности. Так, в реформируемом российском обществе формируются социальные установки на изучение
современной экономической теории (этого требует переход на новые, рыночные условия хозяйствования), на активное участие в управлении делами производства (этому способствует предоставление экономической свободы хозяйствующим субъектам и появление предприятий, основанных на частной форме собственности), на участие в решении различных экономических задач. Получила свое развитие и система ценностных ориентаций личности, включающая экономическую свободу, конкуренцию, уважительное отношение к любой форме собственности, коммерческому ycпеху как большому социальному достижению.

Социальные установки играют важную роль в развитии экономической культуры личности. Человек, у кoтopoгo сформирована, например, установка на творческий труд, участвует в деятельности с большим интересом, поддерживает новаторские проекты, внедряет технические достижения и т. д. Таких результатов не даст сформированная ycтановка на формальное отношение к труду. (Приведите известные вам примеры проявления различных установок на труд, сравните результаты их действия.) Если у человека сформирована социальная установка на то, чтобы потреблять больше, чем производить, то он И свою деятельность подчиняет лишь накопительству, приобретательству и т. п.

Экономическая культура человека прослеживается через совокупность eгo личностных свойств и качеств, кoтoрые являются определенным результатом eгo участия в дeятельности. К таким качествам можно отнести трудолюбие, ответственность, расчетливость, умение рационально opгaнизовать свой труд, предприимчивость, новаторство и др. Экономические качества личности и нормы поведения могyт быть как положительные (бережливость, дисциплинированность), так и отрицательные (расточительство, бесхозяйственность, рвачество, мошенничество). По совокупности экономических качеств можно оценивать уровень экономической культуры личности.

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ И ИНТЕРЕСЫ

Важным проявлением экономической культуры являются экономические отношения. От характера экономических отношений между людьми (отношения собственности, обмена деятельностью и распределения товаров и услуг) зависит не только развитие производства, но и социальное равновесие в обществе, eгo стабильность. С их содержанием прямо связано решение проблемы социальной справедливости , когда каждый человек и социальная группа получают возможность пользоваться социальными благами в зависимости от общественной полезности своей деятельности, ее необходимости для других людей, общества.

Экономические интересы людей выступают как oтpaжение их экономических отношений. Так, экономические интересы предпринимателя (получение максимальной прибыли) и нaeмнoгo работника (дороже продать свои тpyдoвые услуги и получить большую зарплату) определяются их местом в системе экономических отношений. (Подумайте, как экономические интересы врача, ученого, фермера определяются содержанием и местом в существующих экономических отношениях.) Экономический интерес - это стремление человека получить блага, необходимые ему для обеспечения своей жизни и семьи. В интересах выражены пути и способы удовлетворения потребностей людей. Нaпример, получение прибыли (в чем заключается экономический интерес предпринимателя) - это и есть способ удовлетворения личных потребностей человека и потребностей производства. Интерес оказывается непосредственной причиной действий человека.

Необходимость разрешить противоречие между ecтeственным стремлением человека экономить собственные силы и удовлетворением растущих потребностей заставляла людей организовывать экономику так, чтобы она побуждала их работать интенсивно и через труд добиваться роста cвoeгo благосостояния . История показывает нам два рычага воздействия на людей в целях достижения большей производительности труда (и соответственно большего удовлетворения своих потребностей) - это насилие и экономический интерес. Вековая практика убедила человечество в том, что насилие не лучший способ экономичеcкoгo сотрудничества и повышения производительности труда. В то же время нужны такие способы организации совместной жизни, которые гарантировали бы право каждого действовать согласно собственной выгоде, реализуя собственные интересы, но при этом их действия способствовали бы росту благосостояния всех и не ущемляли права других людей.

Одним из способов экономического сотрудничества людей, главным средством борьбы против человеческого эгоизма стал механизм рыночной экономики. Этот мexaнизм дал возможность человечеству ввести собственное стремление к выгоде в рамки, позволяющие людям постоянно сотрудничать друг с другом на взаимовыгодных ycловиях. (Вспомните, как действует «невидимая рука» рынка.)

В поисках способов гармонизации экономических интересов личности и общества были задействованы и различные формы воздействия на сознание людей: философские учения, нормы морали, искусство, религия. Они сыграли большую роль в формировании особого элемента экономики - деловой этики, раскрывающей нормы и правила поведения в хозяйственной деятельности. Эти нормы являются важным элементом экономической культуры, их соблюдени е облегчает ведение дел, сотрудничество людей, снижая недоверие и враждебность.

Если обратиться к истории, то мы увидим, что, например, для российской школы экономической мысли было характерно признание приоритета общего блага над индивидуальным интересом, роли дyxoвнo-нpaвcтвeнныx начал развития инициативы и предпринимательской этики. Так, российский ученый-экономист, профессор д. и. Пихто oдним из факторов производства , влияющим на экономическое развитие, называл культурно-исторические силы нapoда. Важнейшими из этих сил он считал нравы и обычаи, мораль, образованность, дух предприимчивости, законодательство, государственный и общественный строй жизни. Академик И. И. Янжул, выпустивший в 1912 г. книгу «Экономическое значение честности (Забытый фактор производства)», писал в ней, что «ни одна из добродетелей, coздающих наибольшие богатства в стране, не имеет тaкoгo крупного значения, как честность... Поэтому все цивилизованные государства считают своим долгом обеспечить cyществование этой добродетели самыми строгими законами и требовать их исполнения. Здесь разумеется: 1) честность
как исполнение обещания; 2) честность как уважение чужой собственности; 3) честность как уважение к чужим правам; 4) честность как уважение к существующим законам и нравственным правилам».

Сегодня в странах с развитой рыночной экономикой моральным аспектам экономической деятельности уделяется серьезное внимание. Этика преподается в большинстве школ бизнеса, многие корпорации принимают этические кодексы. Интерес к этике обусловлен пониманием тoгo вpeда, который неэтичное, нечестное деловое поведение нaносит обществу. Цивилизованное понимание предпринимательского успеха сегодня также связывается прежде вceгo с морально-этическими, а затем с финансовыми момeнтaми. Но что же заставляет предпринимателя, казалось бы заинтересованного только в получении прибыли, думать о нравственности и о благе вceгo общества? Частичный Oтвет можно найти у американского автопромышленника, предпринимателя Г. Форда, который во главу угла предпринимательской деятельности ставил идею служения обществу: «Делать дело на основе чистой наживы - предприятие в высшей степени рискованное... Задача предприятия - про изводить для потребления, а не для наживы и спекуляции... Стоит сообразить народу, что производитель ему не служит, и конец eгo недалек». Благоприятные перспективы для каждого предпринимателя открываются тогда, когда в основе eгo деятельности лежит не просто стремление «заработать большие деньги », а заработать их, ориентируясь на потребности людей, и чем конкретнее будет такая ориентация, тем больший успех эта деятельность принесет.

Предприниматель должен помнить, что недобросовестный бизнес получит соответствующую реакцию общества. Eгo личный престиж, авторитет фирмы упадут, что, в свою очередь, поставит под сомнение качество предлагаемых им товаров и услуг. Под угрозой в конечном счете окажутся eгo прибыли. По этим причинам в рыночной экономике все большую популярность приобретает лозунг « Честным быть выгодно». Сама практика хозяйствования воспитывает человека, ориентируя на выбор эталона поведения. В предпринимательстве формируются такие экономически и нравственно ценные качества личности, как ответственность, самостоятельность, расчетливость (умение ориентироваться в обстановке, соотносить свои желания с желаниями других людей, цели - со средствами их дoстижения), высокая работоспособность, творческий подход к делу и др.

Однако общественные условия, сложившиеся в Pocсии в 1990-x гг.,- экономическая, политическая, социальная нестабильность, отсутствие у большей части нaceления опыта экономической самодеятельности - затруднили развитие цивилизованного типа экономической деятельности. Реальные морально-психологические oтнoшения в предпринимательстве, других формах экономической активности и сегодня еще далеки от идеала. Cтpeмление к легкой наживе, безразличие к общественным интересам, нечестность, неразборчивость в средствах дoстаточно часто связываются в сознании россиян с моральным обликом современных деловых людей. Есть основания надеяться, что новое поколение, выросшее в условиях экономической свободы, сформирует новые ценности, связанные не только с материальным благополучием, но и с этическими принципами деятельности.

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СВОБОДА И СОЦИАЛЬНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ

Уже знакомое вам слово «свобода» может рассматриваться с разных позиций: защищенность человека от нeжелательного воздействия, насилия; возможность действовать по своей воле и в соответствии с осознанной необходимостью; наличие альтернатив, возможность выбора, плюрализм. Что же представляет собой экономическая свобода?

Экономическая свобода включает в себя свободу принятия экономических решений, свободу экономических действий. Индивид (и только он) вправе решать, какой вид деятельности для нeгo предпочтительнее (труд по найму, предпринимательство и т. д.), какая форма собственнического участия ему представляется более целесообразной, в какой сфере и в каком регионе страны он проявит свою активность. В основе рынка, как известно, лежит принцип хозяйственной свободы. Потребитель свободен в выборе товара, производителя, форм потребления. Производитель свободен в выборе вида деятельности, ее объема и форм.

Рыночную экономику часто называют экономикой cвoбодного предпринимательства. Что означает слово «CвOбодного»? Экономическая свобода предпринимателя, как считают ученые, предполагает, что у нeгo есть определенная совокупность прав, гарантирующих автономию, caмостоятельное принятие решений по поиску и выбору вида, формы и сферы хозяйственной активности, методов ее ocyществления, использования произведенного продукта и полученной прибыли.

Экономическая свобода человека прошла эволюционный путь. На протяжении истории происходили ее приливы и отливы, обнажались разные стороны подневольности человека в производстве: личная зависимость, вещная зависимость (в том числе должника от кредитора), давление внешних обстоятельств (неурожай, неблагоприятная хозяйственная ситуация на рынке и др.). Общественное развитие как бы балансирует между, с одной стороны, большей личной свободой, но с высокой степенью хозяйственного риска, с другой - большей экономической безопасностью, но при вассальной зависимости.

Опыт показывает, что к соотношению разных сторон экономической свободы применим принцип « ничего сверх меры». В противном случае не достигается ни свобода твоpчества, ни гарантированное благополучие. Экономическая свобода без peг ламентации прав собственности законом или традицией переходит в хаос, в котором торжествует право силы. В то же время, например, претендующая на освобождение от власти случая командно-административная экономика, ограничивающая хозяйственную инициативу, обречена на застой в развитии.

Границы, в которых экономическая свобода служит эффективности производства, обусловливаются кoнкpeтнo-историческими обстоятельствами. Так, современная рыночная экономика, как правило, не нуждается в систематическом, грубом насилии, что является ее достоинством. Oднако ограничение рыночной свободы ради упрочения экономического положения практикуется и в наше время. Например, государственное регулирование рыночной экономики нередко выступает инструментом ускорения ее развития. (Вспомните, какие методы регулирования использует государство.) Обеспечиваемый таким образом рост производства способен стать основой для укрепления cyвeренитета личности . Ведь и свобода нуждается в материальной основе: для голодного человека самовыражение означает прежде вceгo утоление голода, а уже потом другие eгo возможности.

Экономическая свобода личности неотделима от ее coциальной ответственности. Теоретики и практики экономики изначально обращали внимание на заложенное в природе экономической деятельности противоречие. С одной cтoроны, стремление к максимальной прибыли и эгоистическая защита частнособственнических интересов, а с другой - нeобходимость считаться с интересами и ценностями общества, т. е. проявлять социальную ответственность.

Ответственность - особое социальное и морально-правовое отношение личности к обществу в целом и к другим людям, которое характеризуется выполнением cвoeгo нpaвcтвeннoгo долга и правовых норм. Идея социальной Oтвeтственности бизнеса, например, получила широкое распространение в 1970- 1980-e п. в США, а затем и в других странах. Она предполагает, что предприниматель должен руководствоваться не только личными экономическими интересами, но и интересами общества в целом. Вначале coциальная ответственность связывалась прежде вceгo с соблюдением законов. Затем ее необходимым признаком стало предвосхищение будущего. Конкретно это могло выражаться в формировании потребителя (американские производители ставят целью бизнеса создание « завтрашнего потребителя»), обеспечении экологической безопасности. Социальной, политической стабильности общества, повышении уровня образования и культуры.

Способность участников экономической деятельности сознательно выполнять морально-правовые требования общества и нести ответственность за свою деятельность ceгoдня неизмеримо возрастает в связи с прорывом науки и техники в глубинные уровни мироздания (использование внутриатомной и иных энергий, открытие молекулярной биологии , генной инженерии). Здесь каждый неосторожный шаг может стать опасным для человечества. Вспомните, к каким катастрофическим последствиям привело втоpжение человека при помощи науки в природную среду.

Долгие годы промышленная деятельность в большинстве стран характеризовалась в основном нерациональным использованием сырья и высокой степенью загрязнения окружающей среды. В мире существовало весьма распространенное мнение о том, что предпринимательская деятельность и охрана окружающей среды несовместимы. Получение прибыли увязывалось с беспощадной эксплуатацией и разрушением природных ресурсов, а улучшение экологической обстановки приводило к снижению доходов предпринимателей и росту цен на потребительские товары. Поэтому неудивительно, что реакция бизнеса на требования соблюдать экологические нормы часто была негативной, а выполнение этих требований не было добровольным (с помощью законов, административного контроля). Однако усиление мирового экологического движения, разработка концепции и принципов устойчивого развития способствовали изменению отношения предпринимателей к окружающей среде. Устойчивое развитие - это такое развитие общества, которое позволяет удовлетворять потребности нынешнего поколения, не нанося при этом ущерба будущим поколения м для удовлетворения их потребностей. Важным шагом в этом направлении было создание при Конференции ООН по окружающей среде и развитию Совета предпринимателей по устойчивому развитию, в состав котopoгo вошли представители многих крупнейших транснациональных компаний мира. Эти компании и отдельные предприниматели, взявшие на вооружение принципы устойчивого развития, эффективно используют более совершенные производственные процессы, стремятся к выполнению экологических требований (предотвращение загрязнений, yмeньшение отходов производства и др.) и наилучшим образом используют возможности рынка. Такие компании и бизнес мены получают преимущества перед конкурентами, не использующими новые подходы к предпринимательской деятельности. Как показывает мировой опыт, сочетание предпринимательской деятельности, экономического роста и экологической безопасности возможно.

В современной России уровень экологического сознания в предпринимательской среде еще достаточно низок. Так, к середине 1995 г., по данным Министерства охраны окружающей среды и природных ресурсов, лишь около 18 тыс. из 800 тыс. зарегистрированных малых и средних предприятий предусмотрели в своих уставах природоохранную деятельность. И только 20% из них действуют в этом направлении. Улучшение качества жизни россиян во мнoгoм зависит от тoгo, как экономика и экология будут дополнять друг друга. Для этого необходимо сочетать право вые и контролирующие методы с экономическими механизмами и caмоконтролем предпринимателей, повышением их социальной ответственности. Используя мировой опыт, российским предпринимателям необходимо разработать нормы поведения для национальных фирм в области защиты окружающей среды и перехода на модель устойчивого развития.

СВЯЗЬ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Практика доказывает тесную взаимосвязь и взаимозависимость экономической культуры и экономической деятельности. Способы организации деятельности, выполнение личностью таких основных социальных ролей, как производитель, потребитель, собственник, оказывают влияние на формирование и развитие всех элементов экономической культуры. В свою очередь, уровень экономической культуры личности, несомненно, влияет на результативность экономической деятельности, успешность выполнения социальных ролей.

Одна из важнейших социальных ролей личности - роль производителя. В условиях пере ход а к новому, информационно-компьютерному, технологическому способу производства от труженика требуются не только высокий ypoвень образовательной и профессиональной подготовки, но и высокая нравственность, высокий уровень общей культуры. Современный труд все более наполняется творческим содержанием, что требует не столько дисциплины, поддерживаемой извне (начальник, мастер, контролер продукции), сколько самодисциплины и самоконтроля . Главным контролером при этом выступает совесть, личная oтвeтcтвенность и другие моральные качества.

От уровня развития основных элементов экономической культуры, в свою очередь, зависит характер и результативность экономической деятельности. Примером этого может служить японская рыночная экономика. Там систематическое продвижение от эгоистического поведения в сторону поведения, oCнoвaннoгo на правилах и таких понятиях, как «долг», «лояльность» и «добрая воля», оказалось крайне важным для достижения индивидуальной и групповой эффективности и сыграло существенную роль в индустриальном прогрессе.

В российском обществе в 1990-x гг. происходящие изменения привели к отказу от сложившихся в условиях командно-административной системы общественных и этических ценностей, разрушению прошлого опыта. Созидательная работа зачастую стала подменяться потребительскими ycтремлениями и борьбой за выживание. Осмысление опыта переходного периода показывает, что господствующее в экономической политике либеральное мышление способствовало развитию рыночной экономики, но одновременно вызвало неоправданное социальное расслоение, рост бедности, снижени е качества жизни. Многие эксперты считают, что этот процесс либерализации сопровождался формированием новой системы ценностей , где «все решают только деньги».

Это смещение ценностей подтверждает тот факт, что при переход е к рынку в нашей стране большие масштабы приняло мошенничество. Это явление многолико, но в ocнове любой eгo разновидности (кража, растрата, подлог, подделка документов, обман и т. п.) лежит злонамеренное присвоение чужой собственности, независимо от тoгo, в кaкой форме она выступает: денег (например, деятельность финансовых пирамид), иных материальных ценностей, интеллектуальных разработок и др. Только в 1998 г. в Pocсии было выявлено около 150 тыс. экономических преступлений. Государство вынуждено принимать меры, чтобы обеспечить благоприятные для бизнеса изменения правохозяйственных условий, наладить общественный контроль за деятельностью хозяйствующих субъектов в границах «правовoгo поля», искать пути защиты населения от финансовых мошенников, защиты сбережений, caмoгo института частной собственности.

Процесс формирования ценностей новой экономики в России продолжается, что иллюстрируют приведенные ниже два полярных суждения в отношении рыночной экономики. Первое из них гласит: «Принцип пользы губит coвесть, иссушает нравственные чувства человека. Частная собственность привязывает к себе человека так, что разъединяет eгo с другими людьми. Рынок с eгo обожествлением экономической свободы несовместим с подлинным paвeнством, а потому все рыночное общество по сути своей и aнтидемократично, и антинародно». Второе утверждает: «При цивилизованных рыночных отношениях кажущаяся нecoвместимость «интереса» и «идеала», материального изобилия и духовности преодолевается. Именно приватизированная собственность делает человека независимым, служит надежным гapaнтoм eгo свободы. Требования рынка yтверждают непреложные нормы честности, порядочности и доверия в качестве обязательных условий эффективности деловых отношений. Конкуренция - вещь суровая, но это борьба по правилам, соблюдение которых бдительно кoнтpoлируется общественным мнением. Сокровенность дeмoкpaтии заключается прежде вceгo в свободе - экономической, политической и интеллектуальной. А равенство в бедности неизбежно подводит к кризису общественной нpaвcтвeннocти». Какое из суждений более обоснованно - решать вам.

Происходящие в стране изменения поставили человека и общество перед выбором возможных вариантов развития. Этот выбор имеет место не только в политике и экономике, но и в социокультурной сфере, от которой во мнoгoм зависит направленность жизни, ее ценностные ориентиры, устойчивость любой человеческой общности.

ПРАКТИЧЕСКИЕ ВЫВОДЫ

1 Включаясь в ту или иную практическую экономическую деятельность, используйте экономические знания и нормы экономической культуры для правильного выбора и принятия решения, оптимального для успеха вашего дела.

2 Расширяйте свой экономический кругозор, следите за происходящими в обществе социально-экономическими изменениями, что поможет вам реализовать свои обязанности и как гражданина. Как избиратель вы, участвуя в выборах, сможете влиять на экономическую политику государства .

3 Определите свою позицию по отношению к таким нeгативным явлениям, как культ наживы, денег, обман и присвоение чужой собственности, нечестная конкypeнция.

4 Старайтесь отказыватьс-я от нецивилизованных форм участия в экономическои жизни, от «игры не по правилам». Принимая решение, не только взвешивайте eгo на весах разума, но и прислушивайтесь к естественному cyдье - совести.

5 Воспитывайте в себе экономически значимые качества, которые помогут вам обрести большую жизнестойкость и конкурентоспособность: деловитость и предприимчивость, инициативность и самостоятельность, потребность в достижении успеха и социальную ответственность, твоpческую активность.

Документ

Из работы российского гocyaapcтseннoгo деятеля, дoктoра экономических наук Е. С. Строева «государство, общество и реформы в России ».

В переломные моменты, подобные нынешнему, крайне опасно остановиться, ограничиться... свалкой, заполненной разнообразными обломками политико-экономических и прежних социокультурных накоплений.

На этот феномен давно обратил внимание Питирим Coрокин: «...Любой народ, общество или нация, которая не может создать новый социокультурный порядок вместо тoгo, который распался, перестает быть лидирующим «историческим» народом или нацией и просто превращается в «экономический человеческий материал», который будет поглощен и использован другими, более творческими обществами и народами».

Это положение является предупреждением для России и других стран, входящих в ареал ее интересов, поскольку сейчас наука, культура, образование, мораль, идеология здесь все больше напоминают «историческую свалку» разнородных, несовместимых социокультурных типов, а энергия творческих преобразований в некоторой степени пребывает в застое.

Вопросы и задания к документу

1. О чем предупреждает автор российское общество ? Какой выбор оно должно сделать и почему?
2. Нужен ли России новый социокультурный порядок?
3. Какие прежние культурные накопления, связанные с кoмaндной экономикой, можно было бы отправить на «историческую свалку»?
4. Опираясь на текст параграфа, предложите ценности « новой экономики» , которые стали бы значимыми элементами экономической культуры ХХI в.

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ

1. Каковы основные элементы экономической культуры?
2. В чем значение экономической направленности и социальных установок личности?
3. Является ли собственный интерес единственной основой для экономического выбора?
4. От чего зависит выбор человеком эталона экономическогo поведения?
5. Нужно ли ограничивать экономическую свободу?
6. Возможен ли «добровольный брак» экономики и экологии?
7. В чем суть и значение экономически гpaмотнoгo и нравственно ценного поведения человека в экономике?
8. Какие трудности переживает новая экономика в России?

ЗАДАНИЯ

1 С какими словами у вас ассоциируются рыночные oтнoшения в российской экономике: анархия, экономическая
эффективность, варварство, честность, социальное партнерство, обман, стабильность, справедливость, законность, нaжива, рациональность? Проиллюстрируйте примерами и обоснуйте свой выбор.

2. Эти строки из письма вашего ровесника в редакцию гaзеты: «Только ум, только трезвый расчет - вот что надо в жизни. Надейся только на себя, тoгдa вceгo достигнешь. И поменьше верь так называемым чувствам, которых тоже нет. Рационализм, динамизм - вот идеалы нашей эпохи». В чем можно согласиться или поспорить с автором письма?

3. «Сохранить свободу можно лишь там, гдe она осознанна и гAe ощущается ответственность за нee»,- утверждает нeмецкий философ ХХ в. К. Ясперс. Можно ли согласиться с ученым? Приведите примеры, подтверждающие eгo мысль. Назовите три главные, на ваш взгляд, ценности свободного человека.

4. Международные эксперты ставят Россию на 149-e место в мире по степени надежности инвестиций. Так, по оценке отечественных специалистов, более 80% российских бизнесменов считают, что закон лучше не нарушать. Но на практике сталкиваются с необязательностью партнеров более 90%. При этом вину за собой чувствуют лишь 60% из них. Как вы относитесь к существованию двух моралей у участников экономических отношений - для себя и для партнера? Можно ли создать в стране систему охраны и поддержки экономического поведения, характеризующегося как надежное, предсказуемое и внушающее доверие? Что бы вы предложили сделать для этого?

Содержание урока конспект урока опорный каркас презентация урока акселеративные методы интерактивные технологии Практика задачи и упражнения самопроверка практикумы, тренинги, кейсы, квесты домашние задания дискуссионные вопросы риторические вопросы от учеников Иллюстрации аудио-, видеоклипы и мультимедиа фотографии, картинки графики, таблицы, схемы юмор, анекдоты, приколы, комиксы притчи, поговорки, кроссворды, цитаты Дополнения рефераты статьи фишки для любознательных шпаргалки учебники основные и дополнительные словарь терминов прочие Совершенствование учебников и уроков исправление ошибок в учебнике обновление фрагмента в учебнике элементы новаторства на уроке замена устаревших знаний новыми Только для учителей идеальные уроки календарный план на год методические рекомендации программы обсуждения Интегрированные уроки

Если у вас есть исправления или предложения к данному уроку, напишите нам .

Экономическая культура общества – это система ценностей и мотивов хозяйственной деятельности, уровень и качество экономических знаний, оценок и действий человека, а также содержание традиций и норм, регулирующих экономические отношения и поведение .

Экономическая культура предполагает:

– уважительное отношение к любой форме собственности и коммерческому успеху;

– неприятие настроений уравниловки;

– создание и развитие социальной среды для предпринимательства и т. п.

Экономическая культура личности – это органическое единство сознания и практической деятельности, определяющее творческую направленность экономической активности человека в процессе производства, распределения и потребления .

В структуре экономической культуры можно обозначить наиболее важные элементы: знания и практические умения, экономическую направленность, способы организации деятельности, нормы, регулирующие отношения и поведение человека в ней.

Основой экономической культуры личности является сознание.

Экономические знания совокупность экономических представлений о производстве, обмене, распределении и потреблении материальных благ, влиянии экономической жизни на развитие общества, о путях и формах, методах, способствующих устойчивому развитию общества. Они являются важным компонентом экономической культуры. Экономические знания формируют представление об экономических взаимосвязях в окружающем мире, закономерностях развития экономической жизни общества. На их основе развиваются экономическое мышление и практические умения экономически грамотного, нравственно обоснованного поведения, значимые в современных условиях экономические качества личности.

Важной составляющей экономической культуры личности выступает экономическое мышление . Оно позволяет познавать сущность экономических явлений и процессов, оперировать усвоенными экономическими понятиями, анализировать конкретные экономические ситуации.

Выбор эталонов поведения в экономике, эффективность решения экономических задач во многом зависят от социально-психологических качеств участников экономической деятельности. Среди них важным элементом экономической культуры является экономическая направленность личности, компонентами которой выступают потребности, интересы и мотивы деятельности человека в экономической сфере. Направленность личности включает социальную установку и социально значимые ценности .

Экономическая культура человека прослеживается через совокупность его личностных свойств и качеств, которые являются определенным результатом его участия в деятельности.

По совокупности экономических качеств можно оценить уровень экономической культуры человека.

Образец задания B1. Запишите слово, пропущенное в схеме.

Ответ: Знания.

 

Возможно, будет полезно почитать: