Что такое животный магнетизм. Животный магнетизм и биологическое поле

В 1781 году доктор Франц Антон Месмер опубликовал диссертацию, в которой кратко сформулировал основные параграфы (положения) своих открытий в области "животного" магнетизма. А именно, способности человеческим существом генерировать в самом себе и затем сфокусировать и распространять во вне границ своего тела особые специфические потоки, подобные по своим ощущениям и характеру воздействия "огню". Этими "потоками энергии" затем возможно воздействовать на другие живые организмы путем пробуждения и концентрирования в них таких же их собственных "энергий" с целью излечения от любых болезней. Излечение происходит путем сильной стимуляции нездоровой области сфокусированным потоком такой "магнетической энергии". В результате воздействия, в этой области возникает пробужденное усиленное "энергетическое бурление", которое и осуществляет лечебное действие, часто через "Криз" (ухудшение перед улучшением).

Под "Животным" магнетизмом, конечно, не понимается только способность животных (например, кошек) оказывать целительное воздействие на нас и также не понимается под этим, например, исключительно специфика "животного мира", который в отличие от "человеческого мира" обладает особенностями взаимной связи на расстоянии и прочими качествами, хотя смысл и механизм таких воздействий именно тот же.

Под "Животным магнетизмом" понимается именно пробужденная самим человеческим сознанием в своем физическом теле "энергия", которая затем сфокусированная, способна распространяться из границ этого тела по проводникам (воздух, материальные предметы, другие живые существа, растения).

1) Небесные тела, Земля и животные тела имеют взаимное влияние друг на друга.

2) Это взаимовлияние происходит посредством универсального, вездесущего, сверхтонкого флюида, который имеет способность принимать вид любой энергии, распространяться её посредством, и передаваться другим телам.

3) Это взаимовлияние подчиняется механическим, но ещё неизвестным законам.

4) Это взаимовлияние является причиной явлений, которые похожи на прилив и отлив.

5) Этот прилив и отлив [сверхтонкого флюида] имеет всеобщий характер, и в большей или меньшей степени действует на каждый предмет, и в большей или меньшей степени проявляется, в зависимости от причин, порождающих этот прилив и отлив.

6) Таким способом все небесные тела, Земля и населяющие её части находятся в постоянном, активном взаимодействии (это всеобщий закон для всей природы).

7) От этого взаимодействия зависят свойства минеральной материи и органических тел.

8) Это взаимодействие проявляется на животных телах в виде проникновения [сверхтонкого] флюида в нервную субстанцию, и непосредственное его влияние на неё.

9) Человеческое тело имеет свойства магнита, такие как противоположность полюсов, которые связанны друг с другом; изменяемость силы поля - его ослабление или усиление; кроме того, наблюдается также магнетическое сродство (inclinatio).

10) Именно эта способность животных тел воспринимать магнетизм небесных тел и передавать его в окружающую атмосферу, что делает их подобным магнитам, побудила меня назвать мою теорию животным магнетизмом.

11) Силу энергии животного магнетизма можно изменять, можно передавать её другим телам, как живым, так неживым, но все тела обладают разными способностями по восприятию животного магнетизма.

12) Это влияние и эта сила могут быть усиленны и передаваемы с помощью некоторых тел.

13) Практические наблюдения показывают, что эта магнетическая сила есть очень тонкая материя, которая принизывает все тела, не теряя при этом своей интенсивности.

14) Эта магнетическая сила действует на расстоянии без помощи каких-либо посредников.

15) Эта магнетическая сила, как свет, отражается и собирается-усиливается зеркалом.

16) Эта магнетическая сила распространяется и усиливается через звук.

17) Эта магнетическая сила может быть собранна, спрессована, и передана из одного места в другое.

18) Не все тела имеют одинаковые свойства животного магнетизма. Некоторые, очень редкие тела, имеют такие противоположные свойства [общему фону], что только одно их присутствие разрушает проявление животного магнетизма в других телах.

19) Эта противоположная сила также проникает все тела, сообщается от одного тела к другому, распространяется, собирается, спрессовывается, передаётся из одного места в другое, отражается зеркалом, распространяется звуком, и есть не негативная, но действительно противоположная положительная энергия.

20) Минеральные магниты [своими разными полюсами] оказывают одинаковое влияния на металлы посредством как своей одной, так и другой противоположной сил, что нельзя сказать о животном магнетизме, в котором действие противоположных сил неодинаково. Это явление является коренным различием между обычным и животным магнетизмом.

21) Эта система взаимодействий проливает новый свет на природу огня, света, теорию притяжения, приливов и отливов, магнетизма и электричества.

22) Магниты и электричество, употребляемые для лечения тех или иных заболеваний, если и приводят к положительному эффекту, то только благодаря животному магнетизму.

23) Практические правила, которые я дам позже, должны изучаться на практике излечения нервных заболеваний с помощью этого флюида, которые действует непосредственно или через посредника.

24) Эта теория даёт врачу неоценимую поддержку в применение лекарств, действие которых усиливается, что приводит к благотворным кризам, которыми возможно управлять и контролировать.

25) В описании моих методов я опишу теорию болезней и докажу общую пользу моей методики для медицины.

26) Врач, вооружённый этой теорией, будет в состоянии обнаружить причину, природу и прохождение любой болезни, включая сложносоставные заболевания. Он сможет контролировать развитие болезни, уменьшая или увеличивая её степень, не нанося больному никакого вреда. При этом возраст, пол, темперамент не играют никакой роли. Даже беременные и роженицы оценят преимущества этой теории.

27) Одним словом, эта теория даст врачу способность определять здоровье своего пациента, излечивать его от всех болезней, которым он подвергается, благодаря чему уровень медицины достигнет высочайшей точки совершенства.

Животный магнетизм

В начале XVII в. многие ученые утверждали, что человек может оказывать влияние на организм и психику другого человека посредством таинственной «жизненной силы» – флюида.

Флюидом считали магнитную энергию, выделяемую людьми и проистекающую из рук, глаз и других органов человека.

Концепцию «животного магнетизма» впервые сформулировал и стал применять на практике австрийский врач Фридрих Антон Месмер (1734–1815).

Ученый считал, что «все тела в той или иной мере способны проводить магнетический флюид так, как это делает природный магнит.

Этот флюид наполняет всю материю и может быть аккумулирован и усилен, так же как и электричество. Флюид можно передавать на расстояние. В природе есть два вида тел: одни усиливают флюид, а другие его ослабляют».

Животный магнетизм может воздействовать на любые живые и неживые объекты, действовать на любых расстояниях, может накапливаться или усиливаться за счет зеркал или звука.

Считалось, что неравномерное распределение флюида в организме вызывает болезни. По мнению Ф.А. Месмера, добиваясь гармонического перераспределения флюида, можно излечить болезнь.

Ученый писал: «Животный магнетизм (флюид) передается прежде всего посредством чувства. Только чувство позволяет постигнуть эту теорию». Он утверждал, что флюиды врача передаются больному за счет магнетических пассов и прикосновений, прямо или опосредованно.

Ф.А. Месмер впервые применил «животный магнетизм» в медицинских целях, тем самым положив начало современному гипнозу. Он способствовал формированию научных представлений о гипнозе и практических методов гипнотерапии.

Ученый ввел термин «раппорт», означающий физический контакт, благодаря которому происходила передача флюида. Впоследствии «раппорт» в гипнотерапии стал означать словесный контакт гипнотизера с пациентом, находящимся в гипнотическом состоянии.

Начиная с 1775 г. врач проводил публичные сеансы гипноза, вызывая у пациентов истерические конвульсии, подергивания, безудержный смех или плач. Приходя в себя после сеанса, некоторые пациенты действительно избавлялись от своих недугов.

Для исследования феномена «животного магнетизма» во Франции в 1784 г. была учреждена специальная комиссия из авторитетных ученых медицинского факультета Парижского университета и французской Академии наук. Комиссия пришла к следующим заключениям:

«ничто не доказывает существования животно-магнетической жидкости, следовательно, это несуществующее вещество не может приносить пользы;
болезненные последствия, наблюдаемые во время публичного лечения, происходят от прикосновений, от возбужденного воображения, и от механической подражательности, заставляющей нас невольно повторять то, что нас поражает».
И лишь после вековой опалы медицинским факультетом Парижского университета, в 1882 г. Ф.А.

Месмер был публично реабилитирован. Его метод был признан научно обоснованным врачебным средством не как лечение «животным магнетизмом», а как психическое внушение.

В этом же году группа видных ученых из Кембриджского университета создала общество психических исследований. Позднее аналогичные общества были открыты во многих странах Европы, Америки, Азии.

В последующем изучение энергетики и биологического поля человека развивалось по двум направлениям:
исследование в области источников энергии и способов ее передачи в самом организме человека;
поиск возможных способов фиксации и измерения энергетических потоков человека и его внешней ауры.

Биологическое поле

Жизнь на Земле была бы невозможна, если бы живые существа не улавливали энергию и информацию, поступившую из окружающей среды, не умели ее перерабатывать и посылать другим живым существам.

В 1923 г. советский, русский ученый, лауреат Сталинской премии по биологии Александр Гаврилович Гурвич (1874–1954) открыл митогенетические лучи - сверхслабое ультрафиолетовое излучение живых тканей, стимулирующее деление клеток посредством цепных химических реакций.

На базе этого открытия ученый еще в 20-х годах прошлого столетия предложил концепцию морфогенетического (биологического) поля.

Позднее он разработал научную теорию с целью объяснить направленность и упорядоченность в развитии и функционировании организмов.

Основные положения теории были сформулированы в монографии «Теория биологического поля» (1944).

Термином «биологическое (клеточное) поле» ученый обозначал гипотетическое анизотропное поле физической природы, обусловливающее молекулярную и клеточную упорядоченность в пространстве, как всего организма, так и отдельных его органов.

Элементарным биологическим полем он предложил считать «поле эквивалента хромосомы». В качестве возможного материального носителя «клеточного поля» А.Г. Гурвич считал хроматин – комплекс ДНК и белков, из которого состоят хромосомы.

Ученый выдвинул гипотезу, согласно которой в роли переносчика энергии, необходимой для инициирования синтеза белка и соответственно деления клетки, выступает ультрафиолетовое митогенетическое излучение.

Ученый определил примерный диапазон длины волны, генерирующей минимальную энергию, необходимую для отщепления атома водорода от аминогруппы, входящей в состав аминокислот.

Само поле является электромагнитным и проявляется в виде излучения, средней интенсивности 300–1000 фотонов/с на квадратный сантиметр. Это излучение находится в диапазоне среднего и ближнего ультрафиолета

Величайшей заслугой А.Г. Гурвича является выдвинутое им предположение, что клеточное поле связано с наследственностью.

Понятие биологического поля, введённое А.Г. Гурвичем, вошло в мировую биологию уже в 20-х годах прошлого столетия, а в 60-х годах выражение «биополе» вошло в культурный обиход с широким значением фактора воздействия организмов друг на друга.

Одновременно с А.Г. Гурвичем и независимо от него примерно к такому же выводу пришел другой советский ученый, специалист по общим проблемам биологической систематики – А.А. Любищев (1890–1972).

По мнению ученого, «гены не являются ни живыми существами, ни кусками хромосомы, ни молекулами автокалитических ферментов, ни радикалами, ни физической структурой, ни силой, вызываемой материальным носителем; мы должны признать ген как нематериальную субстанцию…».

Концепция биоинформационных полей человека получила дальнейшее развитие во второй половине прошлого века благодаря работам российского ученого, профессора, академика Российской академии медицинских наук (РАМН) Влаиля Петровича Казначеева (род. 1924).

В лабораториях Института клинической и экспериментальной медицины при Сибирском отделении Академии наук В.П. Казначеев с группой коллег провели более 5 тыс. экспериментов, которые установили дистанционные электромагнитные взаимодействия живых клеток между собой.

Суть опытов сводилась к следующему. В двух сосудах выращивались культуры клеток, одну из которых заражали болезнетворным вирусом.

Несмотря на то, что сосуды были герметичны и соприкасались лишь посредством кварцевого стекла, почти одновременно у популяции клеток во втором сосуде наблюдался схожий патологический процесс.

Здоровые клетки заражались от больных бесконтактно! Эту удивительную способность исследователи объяснили тем, что между клетками может существовать возможность обмениваться информацией на уровне электромагнитных излучений.

В попытке доказать свои догадки ученые разработали способ повышения чувствительности здоровых клеток, и эффект «зеркальной» заболеваемости усилился.

Исследования В.П. Казначеева стали прорывным событием в формировании концепции об информационных каналах в биологических системах.

Наиболее значимое открытие – «явление межклеточных дистантных электромагнитных взаимодействий в системе двух тканевых культур», суть которого заключалась в возможности передачи биологической информации от одной культуры клеток другой.

Данное открытие было официально зарегистрировано в «Государственном реестре открытий СССР» в 1966 г.

И хотя научным сообществом данное открытие было воспринято с осторожностью, эксперты признали, что развитие идеи может помочь медицине найти новые способы лечения и диагностики заболеваний.

Научные открытия, теории и гипотезы российских ученых заложили основу появления новой науки – волновой генетики.

Магнетизм вызвал к себе не столь всеобщий интерес, поскольку его проявления не выглядели так эффектно. Но и он привлекал к себе внимание, особенно после того как были открыты его таинственные связи с молнией, намагничивающей железо.

В поисках объяснений многие обращались к старинным трактатам. А в прошлом магнит со всеми его свойствами был неотделим от магии и врачебного искусства. Вспомните невероятные рецепты средневековых эскулапов - Агриппы, Парацельса и даже самого Гильберта...

Были среди приверженцев разговоров о разных "чудесах" и такие, кто хотел любой ценой привлечь к себе внимание общества, быть оригинальным, интересным. Не станем брать в расчет откровенных шарлатанов и мошенников. Как правило, заметьте, большинство последователей и сторонников всякого рода учений не являются глубокими специалистами в избранной области. Они основываются на мнении авторитетов. А это, как пишет советский академик А. Б. Мигдал, штука, с которой нужно обращаться очень осторожно.

В свое время Гильберт тоже отдал немало сил изучению магии. Но он выбрался из ее дебрей на просторы подлинной науки. Однако это вовсе не значит, что такова судьба и всех других "исследователей великих тайн". Многие из них до конца жизни остаются в плену заблуждений, не в силах отказаться от доктрины, принятой за истину и ставшей точкой опоры для формирования собственных взглядов, собственного мировоззрения.

История этих заблуждений не менее интересна и поучительна, чем история науки, и связана с последней самым тесным образом.

Парацельс сравнивал магнит с человеком и называл его полюсы "животом" и "спиной". Но если магнит - "человек", то и человек должен быть магнитом. Дальше оставался только один шаг до признания существования магнетических сил у людей.

В середине XVII века врач шведского короля Карла XI, некто Максвелл, сочинил трактат о "магнетическом флюиде", якобы содержащемся в теле человека и придающем людям возможность влиять с его помощью друг на друга. Это была "первая ласточка" огромного потока "магнетической" литературы, не иссякающего, увы, и по сей день.

В феврале 1778 года в Париж приезжает австрийский врач, известный венский "магнитопат" Франц Антон Месмер. Он богат. В Вене у него остался великолепный дом с садом, превращенный в магнетическую клинику, осталось множество пациентов и почитателей... Почему же он тогда покинул Австрию и зачем после короткой поездки в Швейцарию прибыл в Париж? Осведомленные люди, которых всегда много в любом обществе, особенно среди бездельников, намекали на какую-то таинственную любовную историю со слепой девушкой, которая прозрела в клинике Месмера, но, взятая насильно родителями от своего исцелителя, вновь будто бы потеряла зрение...

Парижане обожают тайны, особенно романтические. И общество встретило врача Месмера с распростертыми объятиями. Ему 44 года. Он высок, внушителен. Говорит не торопясь и обстоятельно. У него глаза стального цвета и твердый волевой подбородок.

Аристократы, которых он пользовал в Австрии, открывают ему доступ в высший свет. Впрочем, это не так уж и сложно. Двадцатитрехлетняя дочь австрийского императора Мария Антуанетта, ныне супруга короля Людовика XVI и королева Франции, - без ума от тайных наук.

Это было тревожное для Франции время. Расточительство Людовика XV, знаменитого, кстати, своей фразой: "После нас - хоть потоп", - привело не только казну, но и народ к разорению. И его внук - Людовик XVI, вступивший на трон в 1774 году, получил неважное наследство. Развитие промышленности тормозилось пережитками цеховых отношений. Сельское хозяйство оставалось опутанным густой сетью феодальных повинностей. В стране не было единого таможенного права. Все было зыбким, неопределенным. Немудрено, что часть общества в такой обстановке увлекалась тайными науками и мистицизмом. С одной стороны, многие перестали верить в библейские легенды и в христианских святых, но с другой - люди еще не имели сил подняться к подлинному знанию и потому кинулись в мистику. Имущие заводили алхимические лаборатории и, затаив дыхание, слушали бредни шарлатанов-розенкрейцеров * . Толпы городских низов и представителей третьего сословия неистовствовали на парижских кладбищах, ожидая исцеления от усопших кумиров.

* (Розенкрейцеры - члены тайного общества мистиков и алхимиков, входящих в масонское течение )

В такой обстановке всеобщей экзальтации Месмер начинает в Париже свои опыты по магнетическому лечению. Его пациенты, как правило, люди, страдавшие нервными расстройствами, истерией. Постепенно Париж наполняется слухами о чудесных исцелениях. Все новые и новые пациенты из высшего общества испытывают на себе действие магнитных накладок Месмера, силу его пристального взгляда и ручных пассов. Результаты лечения поистине похожи на чудо. Больные приходят в возбужденное состояние, которое у некоторых заканчивается нервным припадком. Месмер называет это кризисом. В конце припадка больные успокаиваются, у них выступает пот, многие засыпают, а проснувшись, заявляют, что чувствуют себя совершенно здоровыми.

По приказу королевы французское правительство предлагает Месмеру 20 тысяч ливров в год пожизненного содержания и еще 10 тысяч на квартирные расходы. Условие одно - подготовить трех учеников, которые подтвердят пользу магнитотерапии. Но Месмеру этого мало. Он сообщает королеве, что останется во Франции в том случае, если ему будут переданы 400 или 500 тысяч ливров. Кроме того, ему нужно признание со стороны официальной науки. Однако казна Людовика XVI пуста, а Французская Академия настроена слишком рационалистически, чтобы признать или хотя бы рассмотреть опыты заезжего магнетизера.

И тогда Месмер уезжает из Парижа. А в оставленном им городе разворачивается яростная борьба сторонников нового учения за возвращение своего пророка.

В чем же суть метода Месмера?

Случай свел его с фактом, когда от резей в желудке помогало наложение магнитного пояса, изготовленного по форме живота. Впрочем, за каждым счастливым случаем стоит нечто, скрытое от глаз поверхностных наблюдателей.

Занимаясь на медицинском факультете, Месмер немало времени проводил в тиши библиотек, поглощенный заумной латынью в писаниях Парацельса, ван Гельмонта и Роберта Флуда. Да и докторскую степень по медицине он получил за диссертацию "О влиянии планет". В ней он под впечатлением от средневековой астрологии и древних авторов утверждает, что небесные тела воздействуют на человека, что существует некая таинственная сила, которая, "изливаясь через далекие небесные пространства, действует на каждую материю изнутри", что некий изначальный эфир, таинственный флюид "пронизывает всю вселенную, а с нею и человека..."

Студент Месмер называет эту таинственную силу силой всеобщего притяжения. Но магнит - ближайший родственник метеоритов, ведущих свое происхождение от самих звезд. Так выстраивается логическая цепочка будущего учения. Именно магнетизм есть та универсальная притягивающая сила, которой подчиняются звезды и люди. А раз так, то именно магнит должен стать целительным средством.

Эта мысль полностью завладевает Месмером, и на алтарь мирового флюида и магнита он приносит Есе: состояние, репутацию и, наконец, жизнь. Он проделывает сотни опытов, пользуя больных специально изготовленными магнитами. Он сам носит на шее магнит, зашитый в кожаный мешочек, и уверяет, что тот усиливает его собственное целительное влияние. Месмер одержим фантастикой, навязчивой идеей о том, что магнитную энергию можно передавать на расстояние, накапливать. Он магнетизирует одежду и постель больного, его посуду из фарфора и зеркала, в которые тот смотрится, воду, деревья. И лечит, лечит, а во многих случаях и вылечивает своих пациентов от их недугов...

Теперь его дом превращается в клинику. Слава о чудесных исцелениях распространяется, как пожар. Месмер уже не успевает лечить всех желающих поодиночке. Он начинает принимать группами, но в толпе его лечение действует еще более эффективно. Он нанимает себе помощников. Конструирует знаменитую "кадку здоровья"- деревянный ушат с бутылками, наполненными магнетизированной водой. От железной штанги, выходящей из этого "аппарата", отходят провода, которые больные сами могут прикладывать к пораженным местам. При этом Месмер велит людям держаться за руки, поскольку, проходя через тела людей, магнитный флюид усиливается...

Не меньшую роль играет и бассейн в саду. Вот по его краям тесно расселись пациенты, опустив ноги в воду. Руки их привязаны к деревьям толстыми канатами. А сам Франц Антон тут же играет на стеклянной гармонике. Здесь все намагнетизировано: вода в бассейне, деревья, гармоника и... сам Месмер.

Но самое странное во всем этом спектакле заключалось в том, что Месмер вылечивал истеричных и мнительных пациентов, исцелял от нервного паралича, возвращал зрение ослепшим от нервного потрясения. Он вылечивал недуги, с которыми не в силах была, казалось, бороться школьная, официальная медицина.

Год практики приводит Франца Антона Месмера к удивительному выводу. Чаще всего ему удается лечение без всяких магнитов... Но это значит, что чудесная энергия скрыта не в мертвом веществе, а в живом человеке в нем, Франце Антоне Месмере!

Теперь в его сознании начинают пробиваться ростки будущего "учения", которое получит название "месмеризм". Войдет оно и в другие столь же "научные" теории. В каждом человеке заложена природой воля к здоровью, к жизни. Каждый человек прежде всего сам по себе врач. Задача магнитопата укрепить эту волю к здоровью, внести уверенность в человека, убедить в том, что он справится с недугом. Причем, поднимая жизненную силу человека, врач должен быть готов к тому, что признаки болезни станут резче, обострятся до крайности, до судорог, до кризиса, после чего начнется выздоровление...

Те, кто знаком с историей медицины, сразу же скажут, что подобная практика кризисов широко использовалась еще в средние века при изгнании бесов из одержимых. Сейчас мы понимаем, что лечение Месмера заключается в практике гипноза и внушения. Но в XVIII веке гипноз еще не был широко известен. Его откроют позже, позже дадут это название и сразу же размежуют с "месмеризмом", хотя по сути дела разницы между ними никакой не было. Но это все позже... Пока же бешеный успех магнетических сеансов ежедневно и ежечасно привлекает к дому чудесного исцелителя толпы желающих приобщиться к тайне нового учения.

Вполне понятно, что с ростом популярности Месмера отношение коллег к нему в корне меняется. Он мог иметь свое мнение о музыке, вообще об искусстве, но - медицина! Тем более - он лечит без всяких лекарств. Что делать почтенным аптекарям, если и другие врачи последуют его примеру? Дальше глухой шепоток затихает: "шарлатаном" его еще не называют. Все-таки - три диплома! Двести лет назад это обстоятельство действовало с не меньшей силой, чем в наши дни.

Тут-то и подоспела пресловутая история с девицей Парадиз, личностью весьма заметной в венском обществе. Ослепнув еще в раннем детстве, она стала широко известна как исполнительница музыки на клавесине. Сама императрица приняла участие в судьбе девушки. Ее родителям была назначена приличная пенсия, а талантливый ребенок получил хорошее воспитание. Считалось, что у Марии Терезии Парадиз поражен зрительный нерв. Следовательно, она неизлечима. Однако некоторые признаки говорили и о том, что здесь не все благополучно с нервами.

Ее приводят к Месмеру, который находит у нее общее нервное расстройство, берет к себе в дом, подвергает лечению и... В показаниях Месмера и в отчете отца девушки говорится о возвращении зрения. Приводятся любопытные подробности прозрения и удивления человека, бывшего столько лет слепым. Но рядом лежат и заключения почтенных профессоров, утверждающих, что никакого улучшения в состоянии пациентки не наступило, а все, о чем говорят Месмер и другие заинтересованные лица, не что иное, как обман или "воображение".

После этого случая Месмер вынужден был покинуть Вену.

Возвращение в Париж принесло славу Месмеру и породило настоящую месмероманию - род массового помешательства, пристрастия, неудержимого влечения. Скучающие аристократы сделали его клинику весьма модной. Вот как описывает обстановку магнетического сеанса Стефан Цвейг в большом очерке, посвященном Францу Месмеру и написанном в нашем столетии:

"Уже само помещение своей необычной обстановкой действует на посетителей тревожно и возбуждающе. Окна затемнены занавесями, чтобы создать мягкий полумрак, тяжелые ковры на полу и по стенам приглушают всякий звук, зеркала отражают со всех сторон золотистые тона света, странные символические знаки звезд возбуждают любопытство, не удовлетворяя его. Неоп-ределенность всегда делает чувство ожидания более острым, таинственность усиливает напряжение, молчание и замалчивание способствуют мистическим настроениям; поэтому в волшебном приемном покое Месмера все чувства- зрение, слух и осязание - напрягаются и подстегиваются самым утонченным способом. Посредине большого зала стоит широкий, как колодец, "ушат здоровья". В глубоком молчании, словно в церкви, сидят вокруг этого магнетического алтаря затаившие дыхание больные, никто не смеет пошевельнуться или проронить слово, чтобы не нарушить царящего в зале напряжения. Время от времени собравшиеся вокруг "ушата" образуют, по данному знаку, знаменитую (впоследствии заимствованную спиритами) магнетическую цепь. Каждый касается кончиков пальцев своего соседа, чтобы мнимый ток, усиливаясь при прохождении от тела к телу, пронизал весь благоговейно замерший ряд. Среди этого глубокого, нарушаемого лишь легкими вздохами молчания из соседней комнаты доносятся аккорды невидимого клавесина или тихое хоровое пение; иногда даже сам Месмер играет на своей стеклянной гармонике, чтобы нежным ритмом умерить работу воображения или повысить его, если нужно, ускоряя ритм. Так в продолжение часа организм заряжается магнетической силой (или, как сказали бы мы в наши дни, гипнотическая напряженность подготовляется благодаря тому, что нервная система раздражается однообразием и ожиданием). Потом появляется наконец сам Месмер.

Серьезный и спокойный, он входит медленно, с величавыми жестами, излучая покой среди общего беспокойства; и едва лишь он приближается к больным, как легкий трепет, словно от налетевшего издали ветерка, пробегает по цепи. На нем длинная шелковая мантия фиолетового цвета, вызывающая мысль о Зороастре или об одежде индийских магов; сурово и сосредоточенно, наподобие укротителя, который с легким хлыстом в руке лишь силою воли удерживает зверя от прыжка, шагает он со своим железным жезлом от одного больного к другому. Перед некоторыми он останавливается, тихо спрашивает о их состоянии, потом особым образом проводит своей магнетической палочкой по одной стороне тела книзу и по противоположной кверху, в то же время властно и настойчиво приковывая к себе полный ожидания взгляд больного. Других он вовсе не касается жезлом, лишь с важным видом проводит им по воздуху, словно очерчивая невидимый нимб над головой или над местом, где сосредоточена боль, и при этом не отрывает взгляда от пациента, сосредоточив на нем все свое внимание и этим приковав его внимание к себе. Во время этой процедуры другие благоговейно удерживают дыхание, и не-которое время в просторном, приглушенном коврами помещении не слышно ничего, кроме его медленных шагов и порою облегченного или подавленного вздоха. Но обыкновенно это длится недолго, и один из больных начинает от прикосновения Месмера дрожать, конвульсивная судорога проходит по его членам, его бросает в пот, он кричит, вздыхает или стонет. И едва у одного обнаруживаются видимые признаки будоражащей нервы силы, как другие участники цепи тоже начинают чувствовать знаменитый, несущий исцеление кризис. Словно электрическая искра, пробегает по замкнутому ряду волна подергиваний, возникает массовый психоз; второй, третий пациент впадает в судороги, и в мгновение ока шабаш ведьм достигает вершины. Одни, закатив глаза, корчатся на полу, другие начинают пронзительно смеяться, кричать, стонать и плакать, некоторые, охваченные судорогами, носятся в дьявольской пляске, некоторые- все это можно видеть запечатленным на гравюрах той поры-как бы впадают под влиянием жезла или упорного взгляда Месмера в обморочное состояние или гипнотический сон. С тихой, застывшей на губах улыбкой лежат они безучастно, в каталептическом оцепенении, и в это время музыка по соседству продолжает играть, чтобы состояние напряженности все усиливалось и усиливалось, ибо, по знаменитой "теории кризисов"

Месмера, всякая нервно обусловленная болезнь должна быть доведена до высшей точки своего развития, должна как бы выйти наружу, чтобы потом тело могло исцелиться. Тех, кто слишком сильно охвачен кризисом, кто кричит, буйствует и корчится в судорогах, служители и помощники Месмера быстро уносят в соседнюю, плотно обитую, наглухо изолированную комнату... чтобы они там успокоились (что, разумеется, дало глумливым статейкам повод утверждать, будто нервные дамы получают там успокоение путем в высшей степени физиологическим). Поразительнейшие сцены ежедневно разыгрываются в волшебном кабинете Месмера: больные вскакивают, вырываются из цепи, заявляют, что они здоровы, другие бросаются на колени и целуют руки спасителю, некоторые умоляют усилить ток и еще раз их коснуться. Понемногу вера в магию его личности, в его личные чары становится для его пациентов формой религиозного помешательства, а сам он - святым и исцелителем несчетного числа людей. Как только Месмер показывается на улице, одержимые недугом бросаются к нему, чтобы только дотронуться до его одежды... И в один прекрасный день Париж может созерцать глупейшую картину: по самой середине улицы Бонди сотня человек, веревками привязанных к намагнетизированному Месмером дереву, ждет "кризиса". Никогда ни один врач не знал такого стремительного и шумного успеха, как Месмер; пять лет подряд парижское общество только и говорит, что о его магически- магнетическом лечении.

День ото дня сумасшествие нарастает, и чем больше профанов начинают развлекаться новой салонной игрой, тем фантастичнее и нелепее становятся крайности. В присутствии принца Прусского, а также всех членов магистрата в полном служебном облачении подвергают в Шарантоне магнетизации старую лошадь. В замках и парках возникают магнетические рощи и гроты, в городах- тайные кружки и ложи, дело доходит до открытых схваток врукопашную между приверженцами и противниками системы, даже до дуэлей; короче говоря, вызванная Месмером сила выходит за пределы своей собственной сферы, медицины, и затопляет всю Францию опасным и заразительным флюидом снобизма и истерии - месмероманией".

В течение всего лишь нескольких месяцев 1784 года Месмера посетило более 8000 пациентов. Бывали у чудотворца и неудачи. Кто-то не выдержал "кризиса" и умер во время истерического припадка, кого-то хватил настоящий паралич. Но неудачи не запоминаются.

Наконец толстяк Людовик XVI, инстинктивно ненавидящий любые беспорядки и волнения, высказал пожелание, чтобы в бесконечную распрю по поводу "животного магнетизма" внесли ясность ученые. В марте 1784 года он подписывает указ о назначении двух комиссий - одну из членов Академии, в составе которой были Франклин, Лавуазье, Жюсье, другую - из представителей Общества врачей, куда вошел небезызвестный доктор Гийотен - изобретатель машины, "излечивающей" все земные болезни в мгновение ока.

Внимательно обследовав приборы, которыми пользовался магнетизер, члены комиссии убедились, что магнетические палочки и пластины, которыми Месмер и его помощники лечили больных, не содержали в себе пи электричества, ни магнетизма. Не почувствовали они никакого влияния рук магнетизера. Массовость же припадков объяснялась подражанием. Стоило в толпе, пришедшей в возбуждение при появлении Месмера, начаться одной истерике, как она тут же перекидывалась на других. И вот уже все или большинство присутствующих катаются по полу и бьются в конвульсиях...

Обследовав контрольную группу больных, врачи не обнаружили никаких новых явлений в их организме после сеанса магнетизирования. Члены комиссии проделали такие опыты: они подводили больных к тем деревьям, которые заведомо не попадали в зону действия магнетизеров и убеждали больного в обратном. После чего также наблюдали симптомы припадка. И наоборот, на человека, не знающего о том, что на него налагается "настоящая" магнетическая пластина, она не производила никакого влияния.

Вывод мог быть единственным - полезность влияния магнетизера чисто мнимая, внушенная. Это заключение посеяло недоверие среди пациентов Месмера. У него начались неудачи. Популярность катастрофически падала. И Месмер вынужден был оставить Париж.

Его последователи разбились на небольшие группы, продолжая испытывать на себе и на других его приемы, от которых ждали полного переворота в медицине, по когда стало известно, что аббат Фариа добивался того же эффекта у истерических больных без всяких пассов, одним лишь приказанием "Засни!", вера в "животный магнетизм" рухнула окончательно. На смену ей пришло изучение явлений гипноза.

Был ли Месмер шарлатаном, то есть человеком, сознательно напускающим туман, идущим на обман, пользуясь общественным незнанием? В популярных книгах существует и такая квалификация его деятельности. Я думаю, что она не совсем правильна. Мне представляется, что создание его "учения", и особенно начало практики являют собой пример типичного заблуждения самого Месмера. Ослепленный первыми невероятными успехами, он сам уверовал в свою избранность, в собственные способности, тем более что рассуждения о магнитных и электрических флюидах чрезвычайно занимали современное ему общество.

Когда назначенные комиссии привели впечатляющие доказательства, что никакого особого дара у Месмера нет и что его лечение не более чем внушенное на некоторое время психологическое состояние искусственной бодрости, которое не имеет никакого влияния на продолжающую развиваться болезнь, "великий магнетизер" и сам мог бы усомниться в своей исключительности. Но отказаться от руководящей идеи всей своей жизни нелегко. И он продолжал цепляться за рассыпающийся карточный домик своих взглядов.

Судьба Месмера не уникальна. В истории можно найти и другие примеры, когда создатель гипотезы, предположения намного переживал свое детище и продолжал держаться за давно опровергнутое.

Сегодня в буржуазном мире широкую популярность вновь приобрели мистика и оккультизм. Они рядятся в одежды науки, спекулируют на уважении людей к знанию. И конечно, как всегда, к искренне заблуждающимся тут же примазываются вездесущие шарлатаны. Рассчитывая урвать свой кусок, они превращают любой вид общественной любознательности в бизнес.

Перепечатывается из журнала
"Жизнь и здоровье ", N.4, декабрь 1908 г.

Перед нами больной ребенок. Он мечется на своей постельке в тоске лихорадочного жара, и с его запекшихся губок слетают тихие стоны. Но вот к малютке подходить мать, полная желанием облегчить его страдания, и кладет ему на головку свою руку. Минута, другая, и ребенок затих, погрузясь в благодетельный сон. Что же дало ребенку облегчение и покой?

Их дала ему особая сила, которая излучилась из руки матери, под влиянием психического напряжения, т. е. желания помочь. Эта сила, родственная с N-лучами и которую можно назвать радиоактивностью человеческого тела, оказывает воздействие на фотографическую пластинку и способна проникать через всякое вещество. Ею можно напитать любой предмет, который будет представлять из себя ничто вроде магнита или электрического аккумулятора. Вот эта-то радиоактивность человеческого тела и называется "животным магнетизмом".

Прежде, в XVIII веке, ее называли месмеризмом, по имени врача Антона Месмера, родившегося в 1733 г. и впервые ее открывшего. Магнетизм есть в каждом из нас; с тою лишь разницей, что у одного в сильной степени, а у другого едва заметен. Это различие зависит от многих причин, в числе коих образ жизни играет весьма важную роль. Чем одухотвореннее человек и чем воздерженнее жизнь он ведет, тем больше в нем магнетической силы и наоборот. Это единогласно утверждают такие авторитеты, как Месмер, Делез, прозванный Гиппократом животного магнетизма, Тарди, Лафонтель и проч. Немецкий исследователь Рейхенбах назвал животный магнетизм "одом", которым, по его мнению, наполнено космическое пространство, при чем человек является лишь его проводником и конденсатором. Магнетизм называют также мировым флуидом и психофизической энергией. Французский ученый д-р Барадюк называет его жизненной силой и в своей книге, изданной в 1892 г., описывает изобретенный им прибор для определения напряжения этой силы.

В древности знали о существовали животного магнетизма и применяли его с терапевтической целью. На некоторых египетских памятниках сохранились рисунки, изображающие приемы лечения магнетизмом. До нас дошло имя врача, вылечившего от тяжкого недуга невестку царя Рамзеса XII, Бентрош. Его звали Тотэмби, что значит "господин воли и мастер пальцев". В истории есть много указаний на исцеления с помощью возложения рук, о чем упоминается и в священном писании. Так, в Деяниях читаем (28,8): "отец Публия лежал, страдая горячкой и болью в животе; Павел вошел к нему, помолился и, возложив руки, исцелил его".

В первые годы открытия Месмером животного магнетизма он применялся следующим образом: устраивался большой дубовый чан с металлическим стержнем, выходящим из его середины. На дно чана насыпалась смесь из битого стекла и железных опилок, на которую клались наполненные водой бутылки. Их первый ряд был обращен горлышками к центру, а второй к окружности чана, наполненного водой. Чан покрывался дубовой же крышкой, сквозь которую были пропущены стеклянные и металлические стержни, нижними концами касавшиеся бутылок. Вокруг этого чана садились пациенты и брали в руки концы стержней. Через некоторое время сидящие впадали в полусонное состояние, которое скоро сменялось сильным возбуждением, сопровождавшимся икотой, обильным потом и слезами, и оканчивалось нередко экстазом и конвульсиями. Это называлось кризисом, после которого больные получали исцеление. По словам впадавших в кризис, они испытывали такое блаженство, что умоляли, как о великой милости, дать им изведать вновь это ни с чем несравнимое наслаждение. Чаны распространились с поразительной быстротой, при чем их устраивали и для бедных, чтобы дать и им изведать неземное блаженство. Впоследствии такой метод лечения был оставлен. Вместо него стали употреблять пассы, т. е. проведете руками вдоль тела больного на некотором расстоянии от него. В последнее же время признают достаточным возложение рук.

Успехи Месмера породили зависть врачей, добившихся с помощью интриг того, что Парижская Академия не захотела признать существование животного магнетизма и отнеслась к нему, как к шарлатанству. Но не того о нем мнения были многочисленные больные, исцеленные Месмером, и очевидцы. Последние, вопреки определению ученых мужей обратили на новую силу все свое внимание и начали ревностно ее изучать, под руководством Месмера. Среди таких учеников особенно выделились два просвещенных представителя высшего французского общества: Маркиз де Пенелюр и барон дю Поте, благодаря трудам которых открытие Месмера не погибло. Почти до конца 40 годов XIX века ученые не интересовались животным магнетизмом и только, когда английский ученый, д-р Брэд, неопровержимо доказал факт воздействия одного человека на другого, животный магнетизм получил право существовать в числе всех других сил природы. И вот в конце концов та же Парижская Академия вместе с главным советом народного просвещения не только признали пользу животного магнетизма, но и возвели ту школу, в которой преподается искусство магнетизирования, на степень высшего учебного заведения.

У нас в России магнетизмом заинтересовались в середине прошлого века, при чем в числе магнетизеров был князь Алексей Долгорукий, составивший книгу "Органон животного месмеризма". Он числился магнетизером больниц ведомства императрицы Марии.

При каких же болезнях можно применять животный магнетизм? Прежде всего при всех нервных расстройствах, как бы глубокий разнообразны они не были. Bce виды неврастении, истерии и невралгии сплошь и рядом меняют свой характер, течение и заканчиваются совершенным исцелением. Сюда надо причислить и параличи. Даже такая ужасная болезнь, как сухотка спинного мозга (tabes dorsalis - или локомоторная атаксия, заболевание нервной системы, характеризующееся атрофией задних или дорсальных отделов спинного мозга и проявляющееся нарушением координации при ходьбе. - прим. Д.З.), задерживается в своем развитии при лечении магнетизмом.

Судя по тому, что магнетизм повышает жизненный тонус и увеличивает обмен веществ, применение его безусловно полезно во всех случаях, где замечается вялость жизненных отправлений, расстройство питания и отравление организма продуктами распада тканей (аутоинтоксикация). Следовательно его можно применять и при ревматических и подагрических страданиях, а также и при туберкулезе, ибо есть указание на то, что под влиянием магнетического тока бактерии умирают. Но если бы даже с помощью животного магнетизма излечивались одни только невралгии, то и этого было бы довольно, чтобы обратить на него внимание и изучать его, ибо в наш нервный век таких больных десятки тысяч.

При лечении животным магнетизмом поступают так: пациент садится на табурет, сзади него становится магнетизер и, оставаясь совершенно пассивным, кладет ему руки на плечи и несколько раз медленно проводить ими по спине вдоль позвоночника. Затем кладет руки на голову и держит их в продолжении нескольких секунд. При наличности магнетической силы, этих приемов совершенно достаточно, чтобы больной ощутил теплоту (при чем на лбу у него появляется испарина), и вслед за этим почувствовал бы и облегчение. Все, что требуется от магнетизера - это желать помочь больному. Во время лечения больной может разговаривать о чем угодно и чем оживленнее он будет вести разговор, тем лучше. Из этого видно, что животный магнетизм, не имеет ничего общего с гипнотизмом, порабощающим волю больного путем предварительного утомления головного мозга и погружения в сон.

Из всего сказанного ясно, какое могущественное целебное средство представляет из себя животный магнетизм и сколько бы он уничтожил страданий, если бы почаще к нему прибегали. Но со временем так и будет.

Примечание

N-лучи были открыты французским физиком из университета г. Нанси Рене Блондлотом в 1903 году. Блондлотом было установлено, что бумажные пластинки, покрытые сернистым кальцием, начинают святиться, если их поднести в темноте к определённым частям тела. [Прим. ред. сайта].

XVIII столетие дало человечеству не только музыкантов, литераторов и ученых, но и удивительную породу околонаучных деятелей, из ничего способных сделать гениальное открытие, многоходовую интригу или оглушительный скандал. Подлинным мастером во всех этих делах был Франц Антон Месмер , который, тем не менее, считается основоположником современного гипноза .

Любитель искусств, знаток людей

Будущий «отец гипноза» появился на свет в 1734 году в небольшом германском городке в почтенном семействе егеря. Как полагалось в те времена, маленький Франц получил весьма разностороннее образование: мальчик изучал философию, юриспруденцию, теологию и риторику, но в конце концов выбрал врачебную стезю.

Он поступил в медицинскую школу при Венском университете, однако учился без особого рвения и окончил ее лишь в возрасте 32 лет, защитив диссертацию «О влиянии звезд и планет как лечебных сил». Тема, как мы видим, им была избрана не вполне медицинская. Содержание работы вызвало у экзаменаторов замешательство: Месмер объявил в ней, что созвездия способны влиять на человека посредством загадочной силы, так называемого «мирового флюида», пронизывающего всю Вселенную, а заодно и человеческие существа.

Диссертация имела мало отношения к науке, зато вся была наполнена мистикой, и остается тайной, почему ее все же приняли. Видимо, Месмер был достаточно красноречив и сумел убедить комиссию в собственной правоте.

Сделавшись врачом, Месмер не торопился углубиться в медицину. Он свел знакомство с богатой вдовой, благополучно женился и занялся тем, к чему лежала его душа, - музыкой, домашним театром и организацией шумных праздников. Завсегдатаями его салона в то время были Гайдн, Моцарт, Глюк и другие знаменитые музыканты.

Сам хозяин музицировал на виолончели, клавире и даже лично построил стеклянную гармонику, звучание которой хвалили все гости. Он мог бы долго вращаться в высшем обществе, если бы не досадный сюрприз: у Месмера вдруг закончились деньги. Удивляться этому не приходится, поскольку праздники, постановки домашнего театра и прочие светские расходы требовали изрядных средств.

Кто угодно впал бы в уныние, но только не Месмер. Диплом врача был все еще действителен и позволял заработать на жизнь, хотя, возможно, не столь роскошную, как прежде. Правда, Месмер собирался обставить медицинскую практику с театральной зрелищностью, а для этого нужно было придумать принципиально новый способ лечения. И случай позволил Месмеру обнаружить такой способ как раз тогда, когда в нем возникла нужда.

Основа Вселенной

Летом 1774 года приезжий англичанин обратился к астроному Максимилиану Геллю с просьбой изготовить для его жены особой формы магнит для лечения резей в желудке.

Гелль рассказал о необычном заказе Месмеру, а тот мгновенно ухватился за интересную идею. Не прошло и месяца, как он уже опробовал чудодейственные магниты на одной из своих пациенток. Фрейлейн Эстерлайн страдала от мигреней, истерических припадков, судорог и рвоты, и никакие предложенные Месмером средства ей не помогали. Но стоило положить девушке на грудь несколько сильных магнитов, как судороги резко усилились и почти сразу же прекратились.

Спустя несколько сеансов больная полностью излечилась, а Месмер сделал попытку представить свой новейший метод ученым собратьям. В научных кругах успеха он не имел, что не помешало новатору открыть собственную клинику и приняться за лечение магнитами со все большим размахом.

Чтобы лечение имело подсобой научную базу, Месмер сочинил теорию так называемого животного магнетизма, согласно которой все вокруг - от природы до живых существ - пронизано магнетическими флюидами. Человека следует считать здоровым, если его флюиды движутся по телу правильно. Но стоит магнитным линиям хоть немного исказиться, как организм одолевают недуги. Чтобы от них избавиться, необходимо применять магниты, способные направить магнетические токи в верное русло.

Шло время, количество пациентов росло в геометрической прогрессии, и Месмер начал задумываться о накапливании магнитных флюидов, что могло обеспечить лечением одновременно целые группы больных.

Немного поразмыслив, он выдумал «ушат здоровья» - большой деревянный чан, в котором стояли бутыли с магнетизированной водой. Бутылки соединялись со стальными пластинами вокруг железного прута, от которого к больным органам пациентов вели провода. Больные усаживались вокруг агрегата, касаясь друг друга руками, что обеспечивало лучшую проходимость флюидов. Месмер во время сеансов двигался вдоль круга пациентов, пристально глядя каждому из них по очереди в глаза.

Слава целителя росла так быстро, что скоро чудесный ушат уже не справлялся с излечением желающих. Месмера, впрочем, это только порадовало. Он магнетизировал целый мраморный бассейн, а затем еще и деревья в своем парке, чтобы флюиды витали невозбранно абсолютно повсюду. Казалось бы, все эти сомнительные действия куда больше походили на шарлатанство, чем на новое слово в медицине, но количество пациентов не только не убывало, но и, напротив, все увеличивалось.

Успех был Столь очевидным, что Баварская академия наук торжественно избрала Месмера своим членом. Однако это был первый и последний пример официального признания трудов магнетизера. Опубликованные 27 тезисов о животном магнетизме больше ни в одном ученом сообществе отклика не нашли. Берлинская академия наук обозвала Месмера мечтателем, а его метод заклеймила как ошибочный.

Оставалось утешаться количеством выздоровевших больных и финансовым успехом предприятия. Лечение флюидами как будто шло. своим чередом, но Месмеру не давала покоя одна необъяснимая странность, на которую поначалу он и вовсе не обратил внимания.

«Это сила самого магнетизера»

У некоторых пациентов чудесное излечение происходило еще до воздействия магнитов, в результате одной только беседы с целителем. Однажды Месмер работал с группой оглохших и потерявших голос женщин. Стоило ему выйти к больным и внимательно оглядеть их, как у двоих немедленно восстановились слух и голос, а еще несколько дам почувствовали заметное улучшение.

Никто, конечно, не заметил, что до магнитов дело не дошло, но сам Месмер пребывал в недоумении. Очевидно, в ряде случаев лечебное воздействие на пациентов оказывали вовсе не магниты, которым врач приписывал чудодейственный эффект, а сам Месмер, его личность, завораживающий взгляд и пассы рук. Всего шага не хватило магнетизеру до настоящего научного открытия: внушение иногда действует на больных лучше любых лекарств. Но испугавшись за исправно работающую стройную схему лечения, Месмер упорно продолжал развивать идею чудодейственных флюидов, пронизывающих Вселенную.

Медики всей Европы единодушно считали его шарлатаном и мало-помалу со все большим рвением высмеивали его метод. Появились анонимные статьи, стихотворные пасквили о докторе-обманщике, но в открытую травить его долго не решались. Однако вскоре недругам Месмера представился случай изрядно подпортить его врачебную репутацию.

Однажды к целителю обратилась некая Мария Терезия фон Парадиз, ослепшая в раннем детстве. Эта девица была настолько талантливой музыкантшей, что ей покровительствовала сама императрица. Лучшие окулисты Вены не помогли Марии прозреть, они считали ее слепоту неизлечимой из-за поражения зрительных нервов.

Месмер, однако, счел природу ее недуга истерической и взялся за лечение. Магнетизм не подвел: девушка частично прозрела. Но специально собранный врачебный консилиум постановил, что возвращение зрения было внушено пациентке, на самом же деле улучшения не произошло. В итоге Мария опять полностью ослепла, и разразился неслыханный скандал.

Пришлось целителю бросить все нажитое имущество и клиентуру и покинуть пределы Германии. Сначала он перебрался в Швейцарию, а спустя некоторое время очутился в Париже.

Финал авантюрной биографии

Надо признать, что в Париж Месмер попал вовремя. Накануне революции французское общество, как никогда, интересовалось магией, гаданиями и тому подобным. Чудесные методы немецкого медика произвели фурор в парижских гостиных. Популярность Месмера росла день ото дня, им интересовались все, от простого народа до королевской четы.

Сам Месмер не причислял себя к чародеям и не находил в своей теории ничего мистического. Напротив, он полагал, что исцеляет на основе строгой научной теории, и страстно желал получить признание именно в научном мире. Но Французская академия наук, получив нелестные отзывы о Месмере от венских коллег, полностью игнорировала сомнительный магнетизм. И хотя успех целителя во французских салонах был абсолютным, ученые не торопились признать новый метод.

Людовик XVI издал указ, обязывающий научный мир вынести окончательное решение о методах Месмера. Комиссия в своем заключении твердо заявила, что никакого животного магнетизма не существует, но отметила кое-что в личности медика: «Все определяется самим человеком, магнетизирующим пациентов... Здесь, несомненно, действует некая сила, управляющая действиями человека и подчиняющая их себе. Это сила самого магнетизера».

Вердикт был окончательным и отнимал у Месмера всякую надежду обрести признание среди коллег. Лишенный дальнейшего смысла существования, он уехал в Швейцарию и прожил там в глуши еще несколько десятилетий настолько незаметно, что многие считали его умершим.

Еще при жизни у Месмера нашлись последователи, но сам он так и умер забытым. Стефан Цвейг писал о нем: «Едва ли найдется во всей мировой истории пример столь стремительного падения с вершины шумной славы в бездну забвения и безвестности...»

Екатерина КРАВЦОВА

 

Возможно, будет полезно почитать: