Вырванная надпись. Биография надеждиной надежды сергеевны Когда вымерзает душа

Книги Надежды Надеждиной легко читать, а если в них есть ещё и цветные картинки, интересно рассматривать . Много из написанного Надеждой Августиновной осталось в архивах разных журналов или стало библиографической редкостью. Если увидите книгу писательницы, обязательно возьмите в руки.

Доверительное повествование откроет вам мир необычных предметов среди самых обычных вещей. По книгам Надеждиной можно научиться разыскивать ягодные и грибные адреса, слушать майские птичьи трели, завтракать на зелёной скатерти природы и не пачкать её.

Детство Надежды Августиновны Надеждиной (1905-1992) прошло в Могилёве, её родители были учителями, в свободное время отец любил работать в саду, а Надя постоянно помогала ему. Семья была многодетной, и в Гражданскую войну большим подспорьем для неё стал огород за городом. Чтобы он не оставался без присмотра, на вышке амбара поселились трое младших братьев и Надя. Дети ходили в лес за хворостом, собирали грибы, варили под открытым небом на костре обед, ухаживали за овощами, поливали, рыхлили землю, удаляли сорняки. Всё, что сажали ребята, приживалось и росло.

По признанию писательницы, она каждую весну скучала по влажной земле, в которую так радостно опускать семена.

«В детстве я разговаривала с деревьями, как разговаривают с людьми. Они были красивые, высокие и добрые. Они сбрасывали к моим ногам яблоки, груши, сливы, до которых я сама дотянуться не могла...» Н.А. Надеждина

Окончив школу, Надежда поступила в высший литературно-художественный институт имени В.Я. Брюсова, потом перешла на литературный факультет МГУ, увлечённо писала стихи.

Во время Великой Отечественной войны, в 1943 году, вышла первая книга Надеждиной «Чудеса на грядках», занимательно рассказывающая о картошке, огурцах и капусте, про которые, кажется, и писать-то нечего да и незачем. В книге ребята выращивали полезные овощи для нужд тыла и фронта, приносили плоды своего урожая раненым бойцам в госпитали.

Другая книга «Во саду ли, в огороде» представляла собой целую энциклопедию овощей и состояла из сорока коротких рассказов от А до Я. В 1972 году в издательстве «Детская литература» появился однотомник «"Моревизор" уходит в плавание», который состоял из трёх частей: в первой речь шла о путевом дневнике, найденном в одном из ленинградских скверов в снегу, автором его был Юрий Казанцев, участник экспедиции загадочного корабля М-5а. Эта потерянная рукопись содержала описания подводной охоты, встречи с акулами, рыбой-луной, спрутом и многие захватывающие приключения во время удивительного плавания по пяти морям и Тихому океану.

Во второй части «Каждой былинке - брат» писательница говорит о нерасторжимой связи человека и природы. Именно человек отвечает за чистую воду, свежий воздух, за плодородную землю. Позже эта часть была дополнена главой «Красная книга тревоги», в которой говорилось о судьбе белых журавлей-кликунов, о гепарде и снежном барсе, о тех животных, которые стали редкими, исчезающими видами, нуждающимися в защите человека. Писательница рассказывала о людях, которые посвятили свою жизнь защите животных. Это и зоолог Лев Капланов, отправившийся в поход по следам уссурийского тигра, и Джой Адамсон, учредившая фонд в память о погибшей львице Эльсе и написавшая книгу о ней «Рождённая свободной», и Джеральд Даррел, устроивший на острове зоопарк для зверей и птиц, которым угрожало вымирание.

В третьей части «Полное лукошко» Надеждина призывала защищать природу родного края: степной тюльпан, лесной подснежник, чернику, муравьиные и птичьи домики.

Писательница много лет сотрудничала с детскими газетами и журналами, была журналистом «Пионерской правды», автором очерков, статей и заметок в «Мурзилке», «Вожатом», «Пионере», «Юном натуралисте».

Надежда Августиновна, человек жизнерадостный и увлечённый, учила детей смотреть на мир добрыми глазами, любить всё живое и защищать его. В журнале «Мурзилка» Надеждина предложила собирать лекарственные травы и растения, рассказала, как за лето заготовить лекарственное сырьё.

Читая книги писательницы о природе, ребята и взрослые узнавали интересные истории: про мухоловку-пеструшку, которая живёт на Бульварном кольце в Москве и собирает троллейбусные билеты, чтобы выстлать ими своё гнездо, про допотопную рыбу латимерия, которая считалась вымершей, а потом вдруг выяснилось, что мальчишки на Колюрских островах чистят жесткой чешуей этой рыбины свои велосипедные камеры.

На многие вопросы Надеждинаа давала исчерпывающие, точные сведения. Можно было узнать, например, кто бегает задними ногами вперёд, сколько лет майскому жуку, зачем волки и лисицы воруют арбузы, почему королевский гепард развивает такую скорость, что за ним не угонишься и на машине. Такие викторины, игры, сказочные путешествия заставляли деятельно относиться к миру в своём дворе, на улице, в парке, в лесу, на лугу.

Герой повести «Я вижу море» – смешной мальчишка Денис Кутиков – часто оказывается без вины виноватым, но, пройдя сквозь невзгоды, остаётся верным своей мечте и в конце концов обязательно побеждает.

После книги «Партизанка Лара», в которой было собрано всё, что удалось узнать о юной героине, расстрелянной фашистами в 1943 году, эта замечательная девочка словно получила вторую жизнь: появились отряды, дружины, школы «имени Лары Михеенко», слёты, собиравшиеся под девизом: «Нас сдружила Лара».

В последние годы жизни Надежда Августиновна писала книгу для детей «Вокруг света по стране Легумии». Овощ по-французки - «легум», по-испански - «легумус». Название страны «Легумия» само указывало, что в стране культ овощных культур. Вместе с автором читатель мог узнать об истории появления разных овощей и оказаться и на празднике индейцев, и на балу у французской королевы, и в африканской пустыне, и на пиратском корабле, и в походе с рыцарями-крестоносцами. Книга вышла только через два года после кончины Надежды Надеждиной.

Предлагаем прочитать с детьми рассказы писательницы о лесной аптеке и лекарственных растениях, о лесной осени и лете, о зоопарке в дни войны. А ещё вы узнаете, как лечились в старые времена в разных странах, выясните, что у каждого месяца - весеннего, летнего, осеннего - есть свой аптекарский товар.

По следам зверей

Не наедайся перед сном – спать будет беспокойно. Это знает даже медведь. Спать мишке приходится долго, целую зиму, и он не заляжет в берлогу, прежде чем не прочистит желудок, приняв слабительное. Осенью косолапый бродит по лесу, роет землю, ищет медвежью касторку - нужные ему корешки.

Лесной аптекой пользуются и другие звери. Осенью в тайге слышен рёв, это трубит олень марал, вызывая на бой соперника. Наших учёных заинтересовало растение левзея, чьи корни грызут маралы осенней порой. Из левзеи стали приготовлять лекарство, которое придаёт бодрость и силы человеку.

Историй о том, как человек находил лекарственные растения, идя по следу зверя, можно рассказать много.

Триста тридцать лет тому назад из Перу, страны индейцев-инков, вернулся на родину, в Испанию, граф Цинхон. С тех пор как земли, открытые Колумбом за океаном, были объявлены владениями Испании, оттуда не возвращались с пустыми руками: кто привозил золото, кто новые, неизвестные в Европе растения. Колумб подарил королю мешок со стручками красного перца, в столичном саду расцвёл подсолнечник - индейский цветок солнца.

Что же привёз Цинхон, бывший вице-король Перу? Граф показал испанским врачам кусок коры, которой там, в Перу, одна индианка вылечила от малярии его жену, красавицу Франциску.

В память графа растение назвали «цинхона». Лекарство, которое изготовляют из его коры, называется «хинин» от индейского слова «квина», или «хина», что означает «кора». Как же сами индейцы узнали целебные свойства хинного дерева? Они наблюдали за больными животными пумами, которые грызли эту кору.

Не только олени, пумы, козы и другие животные показывали человеку дорогу в лесную аптеку, он знакомился с нею и сам. Иные листья заживляли порезы, приятно холодили кожу, иные, наоборот, обжигали. Одни ягоды бодрили, другие обезноживали. Во время войны Дании с Шотландией шотландцы перебили отряд датчан, оцепеневших после того, как они выпили пива, в которое был примешан сок белладонны-красавки. Не случайно в «Сказке о рыбаке и рыбке» старик спрашивает старуху: «Что ты, баба, белены объелась?» Отравившийся беленой вёл себя как помешанный.

В старые времена из-за недостатка знаний сила, которая кроется в растениях, казалась человеку колдовской, волшебной. Верили, что есть травы, которые могут указать под землёй клад, могут отбить память, приворожить, заставить полюбить нелюбимого. Много легенд было сложено про корни женьшеня и мандрагоры, похожих на человечков. Будто бы женьшень не даётся в руки человеку с нечистой совестью, будто бы корень мандрагоры страшно кричит, когда его вырывают из земли.

Лечились кто как умел. В Древнем Египте в третий день каждого месяца принимали касторку. В Древней Греции больного выносили на улицу: может, прохожий даст ценный совет. В средние века знахарство было опасным. Травозная могли сжечь на костре по обвинению в колдовстве.

Конечно, среди знахарей были и невежды и обманщики, но были и честные, усердные искатели. Однако знание трав, полезных людям, далось не сразу.

Поговорка «лук от семи недуг» сложена русскими давным-давно, но ещё раньше в Индии матери надевали на шею детям, как ладанки, головки чеснока, ещё раньше, в Древнем Египте, говорили: «Клянусь луком, клянусь чесноком!» Двадцать лет десять тысяч рабов строили пирамиду - гробницу царя Хеопса. И каждый день для защиты от болезней строителям выдавали лук и чеснок. Но в чём состоит эта зашита, египтяне объяснить не могли.

Древние греки изображали бога сна со стеблем мака в руках. Один из древнегреческих городов назывался Меконе - «город мака». Стоило человеку, страдающему бессонницей, отведать напиток, приготовленный меконцами из макового сока, как больной засыпал.

Но почему мак навевает сон, древние греки объяснить не могли. Это стало возможным лишь тогда, когда химия заняла одно из первых мест среди наук. Вещества, которые химики обнаружили в соке снотворного мака, сейчас входят в состав многих обезболивающих и успокаивающих лекарств.

Сейчас нам понятно, почему у того, кто чистит лук, на глазах выступают слёзы. В луковице, как в колыбели, спит до поры до времени детка-росток под охраной невидимой стражи. Разрезав луковицу, человек выпустил невидимых стражей наружу, и они атаковали его глаза. Советский учёный профессор Б.П. Токин назвал эти защитные летучие вещества фитонцидами. Профессор Токин доказал, что фитонциды, убивая возбудителей болезней - бактерий, способны охранять не только своего хозяина - растение, но и людей. Из чеснока приготовляют лекарство сативин.

Сейчас нам известен секрет кудрявой мяты, которой в сказке парили пяточки воробышку-воробью. Если ты разотрёшь в руках листья перечной мяты, то услышишь приятный запах и почувствуешь ладонью холодок. Это даёт о себе знать ментол - основная часть мятного масла, чьи капельки попали на твою ладонь. Ментол и освежает и успокаивает. Ты с ним будешь встречаться и в аптеке, и в кондитерской, и в ванной комнате. Он есть в валидоле и других сердечных лекарствах, есть и в карандаше от насморка, и в мятной карамели.

Мир лекарственных растений так разнообразен и богат, что всё время открывается что-нибудь новое.

Тебе ещё рано делать открытия, но, собирая лекарственные растения, ты и людям поможешь, и узнаешь много интересного. С баранчиками, ландышем, чабрецом, земляникой, черникой ты познакомишься в лесу, но отделения лесной аптеки имеются всюду: полынь и солодка растут а степях, росянка - на болоте, девясил, кровохлёбка, тысячелистник и коровяк - на лугах, ромашка аптечная и фиалка трёхцветная - на полях, пустырник - по пустырям, подорожник, цикорий и пастушья сумка - у дорог, мать-и-мачеха - на железнодорожной насыпи.

Среди лекарственных растений есть деревья - липа, берёза, сосна, дуб, тополь, ольха, есть кустарники - крушина, боярышник, есть луговые травы - валерьяна, зверобой, есть садовые цветы - ирис, ноготки, есть сорняки - череда, крапива, лопух.

Сентябрь-аптекарь

У каждого месяца - весеннего, летнего, осеннего - свой аптекарский товар. Что же предложит тебе аптекарь сентябрь? Корни аира, алтея, цикория, папоротника, валерьяны, которую в народе называют «кошачья трава». Полизав её корень, кошки прыгают, катаются по земле, а вот на людей валерьяна действует успокаивающе.

У аптекаря сентября найдётся и другой товар - целебные, богатые витаминами ягоды.

На болоте поспела клюква, по опушкам и берегам рек издали видны кроваво-красные плоды боярышника.

В лесу подёрнулись сизым налётом черные шишко-ягоды можжевельника, на рябине пируют дрозды-рябинники, пылают огнём оранжево-красные плоды шиповника.

В русских старинных книгах часто упоминается «свороборин» - шиповник. Его употребляли при «вертиголове» (головокружении), при «во ушах гремлении и пищании», им натирали дёсны при цинге, когда «кишки кровью налиты и зубы вылазят», а чаще всего им лечились ратные люди, потому что «он раны заживляет», «растения дикому мясу на ранах не даёт».

Во время русско-турецкой войны в первом военном госпитале раненым давали «патоку свороборинную». Плоды шиповника собирали для раненых бойцов пионеры в дни Великой Отечественной войны.

Но и в мирное время людям нужны лекарственные растения, и хорошо, если ты откликнешься на приглашение аптекаря сентября.

ЛЕСНАЯ ОСЕНЬ

Одинокий клён

На опушке леса одиноко стоит большой, раскидистый клён. В его листве уже засверкала золотая проседь. Когда дует ветер, с клёна сыплется осенний, огненный лист. Кажется, будто с веток слетают, кружатся над опушкой жар-птицы.

А немного поодаль, в лесу, такие же клёны ещё зелёные. В лесу лето, а на опушке осень.

Почему же клён на опушке стал ронять лист раньше своих сверстников? Те растут под защитой леса, в большой семье, а он стоит один, бобылём. Одинокое дерево раньше желтеет, к одинокому раньше приходит осень.

Палый лист

С каждым днём слышней и слышней в осеннем лесу горьковатый запах палого листа.

Всё лето работали листья, кормили дерево, добывали ему питание из воздуха. А теперь они стали ненужными. Зелёное лето окончилось. У деревьев наступает пора зимнего покоя.

И вот лист, который шумел в поднебесье, который там, на вершине, первым в лесу встречал восходящее солнце, теперь лежит на земле. Осенний ветер сделал своё дело.

Но и этот палый, отброшенный деревом лист ещё будет служить лесным жителям долгую службу. Еж устроит себе из него зимнее гнездо, укроется в нём от холода. Шумный ворох сухих листьев потащит в нору барсук, утеплит свои подземные хоромы.

Не пропадает даром и лист, который остался лежать под деревьями. Лесная подстилка будет беречь в земле влагу. Она не позволит траве разрастись, заглушить всходы лесных семян.

Источенный ветром и каплями дождя, лист истлеет, удобрит землю. В эту жирную, богатую перегноем землю войдут корни лесной молоди - смены старого леса. И палый лист, превратясь в чёрные соки земли, будет кормить молодые деревца, на ветках которых зашумят другие, новые листья.

Синичий расчёт

Многие птицы к осени собираются в стаи. Вместе летают, вместе кормятся: скворцы со скворцами, дрозды с дроздами. И только в синичьей стае особый порядок. Здесь часто встречаются чужаки: и поползень, и пищуха, и дятел с красным пятнышком на затылке.

Он, красноголовый, и верховодит стаей. Куда полетит - следом за ним вся си- ничья компания: и хохлушка, и гаечка, и московка, и желтогрудая синица-большак.

Трудно синицам осенью разыскивать добычу. Попрятались насекомые в зимние убежища. Под корой дерева, как в блиндаже, укрылись жирные личинки. Синичьему слабому клюву такую броню не пробить.

Зато у дятла клюв длинный, крепкий.

Разбил дятел клювом козявкин блиндаж, покормился, перелетел на другое дерево. А синицы - тут как тут. Обшаривают пробитую дятлом щель: не осталось ли чего на нашу долю? Осмотрят и труху у подножия дерева. Подберут личинку, обронённую дятлом.

Перекусили синицы и снова с ветки на ветку скок-поскок - догонять дятла.

Ци-ци-гэ-э... ци-ци-гэ-э... (где же он?) - беспокойно выкрикивает пухленькая гаечка в чёрной бархатной шапочке. А самая маленькая из всех синиц - московка - откликается:

Тюй-пи... тюй-пи... (вот он, вот он!)

Значит, не зря принимают синицы дятла в свою стаю. Есть у них на это свой синичий расчёт.

ЛЕТОМ В ЛЕСУ

Белые фонарики

Цветы живут в самом нижнем этаже леса. Над ними нависают ветки кустарников. А над кустами и травами возвышаются деревья. Их огромная тень ложится на землю, закрывая солнечный свет тем, кто живёт внизу.

Ранней весною, когда листва на деревьях ещё только распускается, в лесу пестреет много цветов. Все они пахнут весенней свежестью и чуть-чуть мёдом. Пока лес светел, цветку не нужно своим ароматом заманивать насекомых. Его и так заметят и шмель и пчела.

Но вот большими, широкими стали листья деревьев. Листва сомкнулась: в верхнем этаже закрылись зелёные ставни, сумрачно стало в лесу. Теперь уже не зацветёт здесь ни голубой, ни лиловый цветок. Можно различить в темноте только один цвет - белый. У любки, калины, малины, крушины, рябины - у всех растений, которые летом цветут в лесу, цветы белые.

Первым встречает лесное лето ландыш. Его цветы, точно белые фонарики, светятся в чаще, указывая мушке путь в темноте: сюда! лети сюда! Если фонарик запутался в траве и мушке его не разглядеть, она и вслепую отыщет ландыш по аромату.

Липы гудят

В золотистом цвету стоят липы. И столько на них пчёл, что кажется, будто бы дерево гудит: всё - от нижних ветвей до макушки.

Пчёлы берут взяток и с ивы и с вербы, но из всех лесных деревьев самое медовое - липа.

Я замечаю: стали ребята ластиться к колхозному пчеловоду. Они, конечно, в лесу побывали, послушали, как липы гудят. А раз липы загудели, значит скоро на пасеке будут качать молодой липовый мёд.

Муравьиная печка

Ещё в детстве меня занимало: как это муравьи живут? Вон какой дом большущий построили! Сколько дверей в нём, сколько окошечек! А печка где ж?

И оказалось, что есть и печка. Очень чудная: без дыма, без огня, корнями в землю уходит, ветвями в небе шумит. Эта печка, как объяснил мне один старый лесник, - ствол дерева, к которому муравейник пристроен.

Люди по-разному отапливают свои дома: кто дровами, а у кого трубы в комнате согреваются паром. В лесу только одно Отопление - солнечное. Нагрело солнце ствол дерева, и пошло тепло от ствола по всем этажам муравьиного дома.

Самая тёплая сторона ствола - южная. Её сильней всего накаляет солнце. Вот к ней-то и пристраивают муравьи своё жилище. Их дом всегда смотрит на юг. Кто это знает, тот не закружится в лесу. Муравьиная печка укажет ему, в каком направлении идти.

Летом я часто хожу за грибами. Бывает, что и заблужусь в незнакомом лесу. Ну и что ж? Везде муравейников много. Разыщу муравьиную печку, подойду к ней, послушаю, как она от ветра шумит, и спрошу, как в детстве меня лесник научил:

Печка, печка, покажи мне, где север, где юг. Как мне дорогу найти?..

И не было случая, чтобы муравьиная печка меня обманула.

По ягоды

Поспела черника. Поутру лесная мамаша тетёрка повела своих малышей на черничную полянку. Пошли тетеревята по ягоды.

Самой мамаше и поклевать некогда. Всё озирается, детей сторожит. Зато цыплятам - раздолье. Вокруг тетёрки так и бурлит густая трава. В зелёной чаще стеблей шныряют тетеревята, аукаются по- своему: пну... пну...

Выше поднялось солнце. На той же полянке, где утром паслись тетеревята, перекликаются другие голоса.

Лёнь! - кричит девочка в пёстром платочке. - Ты где? Лёнь! Ты тут?

Тут! - откликается белоголовый малыш. Он присел на корточки, и у него мурашки забегали в глазах: сколько в траве чёрных бусин.

Лёнь! - беспокоится девочка. - Ты не всё в рот, ты в кувшин клади.

А у самой губы черным-черны от черники.

Пошли ребята по ягоды.

Богат лес: ребятам, тетеревятам, медвежатам - всем ягод хватит. 

ЗООПАРК В ДНИ ВОЙНЫ

Шанго - пожарный

О том, как надо тушить зажигательные бомбы, писали и в листовках, и в газетах, и в журналах. Но слон, как ты знаешь, читать не может. Никто слона Шанго правилам пожарной охраны не обучал. И всё-таки он прославился как пожарный на весь зоопарк.

Вот как было дело.

В ту ночь фашисты сбросили на зоопарк много зажигательных бомб. Всю ночь работники зоопарка были на ногах: кто тушил пожар, кто охранял и успокаивал животных. Хлопотливее всего было тем, кто дежурил возле обезьянника.

Оказалось, что из всех зверей зоопарка самые отъявленные трусы - это обезьяны. Что с ними делалось во время бомбёжки! Они, как полоумные, метались по клетке. Повиснут гроздью на решётке, толкают друг друга. Иная сорвётся, упадёт на пол и сейчас же снова карабкается на решётку.

Здорово струсил и страус. Рванулся бежать, позабыв, что он в огороженном загоне, и с размаху ударился грудью о решётку. Но в зоопарке есть для животных своя скорая помощь. Тут же к пострадавшему страусу пришёл врач.

Что касается хищников - они во время воздушной тревоги держались с достоинством. Белый медведь так же мерно взад и вперёд шагал по своей клетке. Может, он и волновался, но виду не подавал.

А храбрей всего показали себя слоны - Шанго и Манька. Когда на их участок упала зажигательная бомба, они набрали в хоботы воды и окатили её струей, как из брандспойта.

В Индии, в тропических лесах, где живут дикие слоны, часто случаются лесные пожары. И стадо слонов смело прокладывает себе путь сквозь огонь. Могучие животные хоботами ломают загоревшиеся ветки деревьев, топчут ногами дымящуюся траву. В крови у индийского слона - не бояться огня. И Шанго и Манька не посрамили своего славного рода.

Как тигр эвакуировался

А тигр эвакуировался. Эвакуировали и других животных. Отправили их водным путём. Плыла по реке баржа. А на ней самое удивительное общество: тигры, антилопы, медведи, лисицы, попугаи. Все в клетках, кроме одного четвероногого путешественника-слона. Он стоял на палубе, прикованный за ногу цепью к столбу. Взрослый слон весит четыре тонны. Подумай сам: что бы случилось, если бы такой 250-пудовый пассажир вздумал подойти к краю палубы? Он бы перевернул баржу и всех бы потопил. Вот его и приковали, чтоб не разгуливал.

На пристанях во время остановок собиралось много ребят. А когда баржа со зверями снова трогалась в путь, ребята с берега махали шапками и кричали вслед:

Лев, до свиданья! Слон, до свиданья! Счастливо доехать!

Гибель Володи

Белый медведь холода не боится. Но бегемот, африканец родом, на морозе жить не может. И жирафа не может. И попугаи и обезьяны-все тропические животные. Для них холод - это смерть.

Работники зоопарка сумели сберечь тропических животных в трудную военную зиму 1941/42 года. Доценты и профессора на время отложили свои книги, взяли пилы и топоры и стали вместе с рабочими заготовлять дрова. И в трескучие морозы в помещении у тропических животных было тепло.

Но вот однажды снова завыла над зоопарком сирена воздушной тревоги. А потом грянул взрыв. Брызгами вылетели все стёкла в попугайнике.

И ночью на морозе, в темноте, работники зоопарка забивали фанерами окна. Сняли со своих постелей одеяла - утепляли ими. Никто из попугаев не замёрз.

Погиб только один молуккский какаду «Володя». Помните его, ребята? Он косил на посетителей чёрным, блестящим, круглым, как бусинка, глазом и кричал: «Во-олодя... Во-олодя...» Но погиб Володя не от холода, а от раны. Его ранило осколком. Через два дня какаду скончался.

Переезд бегемота

Все вы знаете стихи Чуковского:

Ох, не лёгкая это работа-
Из болота тащить бегемота...

Зоопарковцы шутят, что это написано про весенний переезд их бегемота. Когда приходило время переводить животных из зимних помещений в летние, самым трудным был переезд бегемота.

Вот как переезжал бегемот до войны. Сажали его в клетку. Чтоб поднять клетку на грузовик, нужно было пятьдесят рабочих: сто двадцать пудов весит бегемот- не шутка! Опасно было ехать такой тяжёлой машине по дорожкам зоопарка. Там в иных местах под дорожками проходят подземные реки. Не выдержит земля-грузовик с бегемотом провалится. И приходилось ехать в объезд, кругом, по мощёной улице. Выезжал бегемот утром, прибывал на новоселье вечером.

А теперь в зоопарке стало меньше работников. Многие ушли на фронт. Некому и некогда было целый день возиться с перевозкою. И подумали: «А нельзя ли попроще? Время военное. Ничего, пойдёт бегемот и пешком. Не всё на машинах ездить».

По краям аллейки, ведущей из зимнего помещения в летнее, поставили скамейки. За этим барьером из скамеек встали сотрудники зоопарка.

И вот дверь зимнего помещения распахнулась. На дорожку, тяжело ступая, вышел бегемот. За ним шёл заместитель директора зоопарка профессор Петряев. В руках у него был всего-навсего хлыстик. Он подгонял бегемота, как гнал бы свиней пастух.

Так бегемот пешком притопал на новоселье.

Долго ли продолжалось путешествие?

Всего пятнадцать минут!

Четвероногие артисты

Для морского льва недаром в пруду рыбу ловят. Он её честно заслужил. Лёвочка - артист. Вместе с собакой Чинкой и учёной лисицей он выступает на сцене перед посетителями зоопарка.

Обычно зверей дрессируют молодыми. Но опытный дрессировщик Николай Петрович Волков выучил восьмилетнего Лёвочку искусно ловить носом брошенный ему мяч. Поймает Лёва мяч и осторожно поворачивает голову, чтоб не уронить его.

Но особенно интересует ребят собака-математик Чинка. Подумать только: она решает задачи на все четыре действия! Дрессировщик раскладывает по сцене большие квадраты картона, на которых крупно написаны цифры.
- Пусть решит на вычитание! - кричат ребята. - Чинка, сколько будет вычесть из пяти три?

И Чинка, побегав по сцене, подаёт дрессировщику квадрат с цифрою 2.

Ещё не было случая, чтоб Чинка ошиблась. Но в чём тут секрет, я не могу рассказать. Иначе Николай Петрович очень бы на меня рассердился.

Чинка, Лёвочка и лисица выступают только у себя дома, в зоопарке. Но есть и выездные артисты. Вечером можно видеть, как по московской улице рядом с красивой рослой лошадью трусит маленький ушастый ослик. Это со спектакля Большого театра возвращаются домой Эмир и Шалунья. И не явись они в театр, балет «Дон-Кихот» пришлось бы отменить. Ведь артист, который играет роль Дон-Кихота, должен выезжать на сцену на живой лошади, а Санчо Пансо - на настоящем осле.

Значит, без Эмира и Шалуньи не обойтись.

Литература

1. Брусиловская М. В лес пришёл друг (О писательнице Надежде Августовне Надеждиной) // Костёр. - 1977. - №12.

2. Разгон Л. Лесная путёвка на всю жизнь // Надеждина Н. «Моревизор» уходит в плавание. Каждой былинке брат. Полное лукошко: Сборник научно-художественной литературы. – М.: Детская литература, 1986.

3. Надеждина Н. А. Её жизнь и творчество // http://aktinoya.ru/

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).
Имя при рождении:

Надежда Августиновна Адольф

Псевдонимы:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Полное имя

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Дата рождения:
Дата смерти:
Гражданство:

Российская империя 22x20px Российская империя , СССР 22x20px СССР

Род деятельности:

писательница, поэтесса, переводчица

Годы творчества:

с Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value). по Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Направление:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Жанр:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Язык произведений:
Дебют:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Премии:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Награды:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Подпись:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

[[Ошибка Lua в Модуль:Wikidata/Interproject на строке 17: attempt to index field "wikibase" (a nil value). |Произведения]] в Викитеке
Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).
Ошибка Lua в Модуль:CategoryForProfession на строке 52: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Надежда Августиновна Надеждина (7 сентября - 14 октября ) - русская советская писательница, поэтесса и переводчик, автор книг для детей.

Биография

Надежда Августиновна Надеждина родилась 7 сентября 1905 года в городе Гомеле . Её отец, обрусевший латыш Августин Адольф работал учителем во 2-й гомельской гимназии. В 20-х годах училась в , после его закрытия в 1925 г. закончила литературное отделение МГУ . Как и многие студенты поддерживала левую оппозицию Троцкого и Зиновьева , в связи с чем в 1927 и 1929 годах кратковременно арестовывалась.

Вышла замуж за своего однокурсника, поэта Николая Дементьева . В 1935 году её муж покончил жизнь самоубийством, бросившись с балкона шестого этажа. После смерти мужа она стала писать произведения для детей о природе, о жизни растений и животных. С началом Великой Отечественной войны она пришла работать в газету «Пионерская правда ». В 1947 году Детгиз выпустил её книжку «Полное лукошко».

О годах заключения она не любила вспоминать, однако написала краткие воспоминания о своей жизни, в том числе и о годах заключения. В 1990 году вышла антология поэтов-заключенных ГУЛАГа «Средь других имен», в которую вошли и стихи Надеждиной, созданные ею в заключении.

Скончалась Надежда Надеждина 14 октября 1992 года. Похоронена рядом с мужем на Новодевичьем кладбище (2 участок 1 ряд).

Библиография

  • «Моревизор» уходит в плавание
  • Какого цвета снег
  • Партизанка Лара
  • Полное лукошко
  • Антология «Средь других имён» (Москва, , составитель В.Муравьёв)
  • Вокруг света по стране Легумии. Москва. 1994 год

Напишите отзыв о статье "Надеждина, Надежда Августиновна"

Ссылки

  • Кузнецова Л.И. "Вырванная надпись" http://www.vestnik.com/issues/2004/0218/win/kuznetsova.htm

Примечания

Отрывок, характеризующий Надеждина, Надежда Августиновна

И тут, совершенно неожиданно, снова появился Арно. Мы удивлённо на него уставились... боясь спросить. Я даже успела подумать – уж не случилось ли опять чего-то страшного?.. Но выглядел он «запредельно» счастливым, поэтому я тут же отбросила глупую мысль.
– А что ты здесь делаешь?!.. – искренне удивилась Стелла.
– Разве вы забыли – я ведь детишек должен забрать, я обещал им.
– А где же Мишель? Вы что же – не вместе?
– Ну почему не вместе? Вместе, конечно же! Просто я обещал... Да и детей она всегда любила. Вот мы и решили побыть все вместе, пока их не заберёт новая жизнь.
– Так это же чудесно! – обрадовалась Стелла. И тут же перескочила на другое. – Ты очень счастлив, правда же? Ну, скажи, ты счастлив? Она у тебя такая красивая!!!..
Арно долго и внимательно смотрел нам в глаза, как бы желая, но никак не решаясь что-то сказать. Потом, наконец, решился...
– Я не могу принять у вас это счастье... Оно не моё... Это неправильно... Я пока его не достоин.
– Как это не можешь?!.. – буквально взвилась Стелла. – Как это не можешь – ещё как можешь!.. Только попробуй отказаться!!! Ты только посмотри, какая она красавица! А говоришь – не можешь...
Арно грустно улыбался, глядя на бушующую Стеллу. Потом ласково обнял её и тихо, тихо произнёс:
– Вы ведь несказанное счастье мне принесли, а я вам такую страшную боль... Простите меня милые, если когда-нибудь сможете. Простите...
Стелла ему светло и ласково улыбнулась, будто желая показать, что она прекрасно всё понимает, и, что прощает ему всё, и, что это была совсем не его вина. Арно только грустно кивнул и, показав на тихо ждущих детишек, спросил:
– Могу ли я взять их с собой «наверх», как ты думаешь?
– К сожалению – нет, – грустно ответила Стелла. – Они не могут пойти туда, они остаются здесь.
– Тогда мы тоже останемся... – прозвучал ласковый голос. – Мы останемся с ними.
Мы удивлённо обернулись – это была Мишель. «Вот всё и решилось» – довольно подумала я. И опять кто-то чем-то добровольно пожертвовал, и снова побеждало простое человеческое добро... Я смотрела на Стеллу – малышка улыбалась. Снова было всё хорошо.
– Ну что, погуляешь со мной ещё немножко? – с надеждой спросила Стелла.
Мне уже давно надо было домой, но я знала, что ни за что её сейчас не оставлю и утвердительно кивнула головой...

Настроения гулять у меня, честно говоря, слишком большого не было, так как после всего случившегося, состояние было, скажем так, очень и очень «удовлетворительное... Но оставлять Стеллу одну я тоже никак не могла, поэтому, чтобы обоим было хорошо хотя бы «посерединушке», мы решили далеко не ходить, а просто чуточку расслабить свои, почти уже закипающие, мозги, и дать отдохнуть измордованным болью сердцам, наслаждаясь тишиной и покоем ментального этажа...
Мы медленно плыли в ласковой серебристой дымке, полностью расслабив свою издёрганную нервную систему, и погружаясь в потрясающий, ни с чем не сравнимый здешний покой... Как вдруг Стелла восторженно крикнула:
– Вот это да! Ты посмотри только, что же это там за красота такая!..
Я огляделась вокруг и сразу же поняла, о чём она говорила...
Это и правда было необычайно красиво!.. Будто кто-то, играясь, сотворил настоящее небесно-голубое «хрустальное» царство!.. Мы удивлённо рассматривали невероятно огромные, ажурные ледяные цветы, припорошенные светло-голубыми снежинками; и переплёты сверкающих ледяных деревьев, вспыхивающих синими бликами при малейшем движении «хрустальной» листвы и высотой достигавших с наш трёхэтажный дом... А среди всей этой невероятной красоты, окружённый вспышками настоящего «северного сияния», гордо возвышался захватывающий дух величавый ледяной дворец, весь блиставший переливами невиданных серебристо голубых оттенков...

Три года назад, собираясь на жительство в Америку, просматривала я книги, подаренные нам с мужем авторами, перечитывала дарственные надписи. Среди других попалось мне «Полное лукошко» хорошей детской писательницы, старого моего друга Надежды Надеждиной. Интересно, что она написала? Несколько раз перелистала я начальные страницы - подписи как не бывало. Меж тем, я хорошо помнила: дело было в редакции «Пионерской правды» сразу после выхода «Лукошка», значит, - в 1947-м. Надежда Августиновна позвала меня к себе в кабинет, достала книжку и надписала - кажется, что-то забавное. Но где же все-таки надпись? И тут я заметила: страница, следовавшая за обложкой, вырвана. Меня аж в жар бросило. Сразу вспомнилось: Надежду Августиновну арестовывают, и я собственными руками вырываю надпись. Теперь мне стало стыдно. Конечно, происходило это вскоре после ареста моего отца, в памяти свежи были картинки: обыскивающие перелистывают книгу за книгой, дотошно изучают надписи и пометки. Но разве этим оправдаешься? Я горестно смотрела на место, где когда-то была надпись, ругала себя на чем свет стоит и думала: «Господи, в какое страшное время мы жили!»

Надеждину арестовали в 1950-м. Это был второй удар, уготованный ей судьбой, удар жестокий, безжалостный.

А начиналась жизнь так счастливо, так безмятежно. Она родилась в 1905 г. в семье учителя Могилевской гимназии Августина Ивановича Адольфа (он происходил из обрусевших латышей). Впоследствии Надежда Августиновна вынуждена была взять псевдоним: худшей фамилии в годы войны придумать было невозможно. В семье царили любовь, дружба, взаимопомощь. Детей - их было пятеро - с ранних лет приохочивали к чтению, к литературе, поэзии. В почете были и науки - особенно ботаника, зоология. В своем садике дети выращивали цветы, овощи, выхаживали больных животных. Надежда Августиновна вспоминала, что в детстве она любила разговаривать с деревьями, как лучшим друзьям, поверяла им свои тайны. Надя рано начала писать стихи. Окончив школу, поступила в высший литературно-художественный институт имени В.Я.Брюсова, потом перешла на литературный факультет МГУ. В институте влюбилась в поэта Николая Дементьева и вышла за него замуж.

Сегодня Дементьева помнят лишь знатоки поэзии. А в 20-х-30-х годах он был широко известен, стихи его учили наизусть, декламировали на поэтических вечерах. Эдуард Багрицкий написал стихотворение «Разговор с комсомольцем Н.Дементьевым». Это оттуда памятные строки:

А в походной сумке -

Спички и табак.

Сельвинский,

Лучшие дня

Пастернак…

Николай привел Надю в деревянный домик в Сокольниках, где жил с матерью и сестрами. «Нельзя писать двоим стихи в одной маленькой комнате», - полушутя-полусерьезно говорила Надя; тогда она бросила стихи и перешла на прозу. Пять лет семейной жизни пролетели, как один миг.

Первое горе постигло молодую женщину в конце 1935-го. Николай выбросился с балкона шестого этажа. Причина самоубийства? Да разные ходили толки - то ли болезнь, то ли преследования НКВД. Когда работал он в газете на строительстве подмосковного химического комбината, его многократно вызывали, склоняли к сотрудничеству. Он отказался, стали «шить дело» - связи с иностранцами, на короткое время даже посадили. Говорили еще, что самоубийство было политическим протестом, поэт не мог смириться с нарастающими репрессиями, с набирающей силу цензурой.

Борис Пастернак откликнулся на смерть Дементьева горьким стихотворением «Безвременно умершему»:

…Деревьев первый иней

Убористым сучьем

Вчерне твоей кончине

Достойно посвящен.

Кривые ветки ольшин -

Как реквием в стихах,

И это все: и больше

Не скажешь впопыхах…

Надежда Августиновна утешение искала в работе. А времена для литературы наступили нелегкие. Прямой и искренний человек, Надеждина не умела подстраиваться, кривить душой, говорить эзоповым языком. И она нашла нишу, где можно было укрыться от цензуры, работать не ломая себя - стала писать книги для детей о природе, о жизни растений и животных. Она прекрасно разбиралась в биологии, дружила со многими учеными-биологами. О рыбах и зверях, цветах и травах знала столько, что мы в «Пионерке» не сомневались в ее высшем биологическом образовании. Книги Надеждиной - добрые, умные, написанные ярким, прозрачным языком (в старину сказали бы «Ах, какой штиль!») полюбились иным читателям.

Когда началась война, Надеждина пришла в «Пионерскую правду», где проработала все военные и послевоенные годы. Я попала в «Пионерку» в 1945-м, тогда и познакомились. Несмотря на разницу в возрасте, подружились. А в 1947-м в Детгизе вышла книга «Полное лукошко», та самая, с которой начался мой рассказ.

И вот 1950-й год и арест. Обвинения стандартные: «троцкистка», «антисталинистка», «враг народа». Приговорили ее к 10 годам, выслали в лагерь в Потьму. Ну а дальше Надеждиной, можно сказать, повезло: вернулась она в Москву в 1956-м, отсидев «только» шесть лет.

О своих зэковских годах вспоминать Надежда Августиновна не любила, ничего не рассказывала даже друзьям, даже самому близкому человеку - племяннице Лере. И все же подробности ее жизни в неволе дошли до нас. Дошли в стихах.

В лагере, где записывать мысли было не на чем, нечем, да к тому же небезопасно, она вновь обратилась к поэзии. Стихотворные строки ведь можно держать и в памяти. И она повторяла и повторяла:

Руку на сердце свое положив,

Под куполом неба, он чист и приволен,

Клянусь, что не будет в стихах моих лжи,

А правда, одна только правда. И ничего более.

В стихотворениях, под которыми стоит зловещее слово «Потьма», говорится об ужасе существования за колючей проволокой. Но даже в лагерном аду рождаются строки о любви, о счастье, о верности…

Оставшись вдовой в 30 лет, Надя долгие годы была безутешна. Однако молодость взяла своё, она полюбила. О своем чувстве не рассказывала - никогда, никому. И я ни за что не стала бы даже упоминать об этом, если б Надежда Августиновна сама не поведала о своей любви в стихах.

Я люблю. И меня не исправить.

Хоть какой кислотой ни трави,

Но не вытравить мне из памяти

Этот терпкий привкус любви.

Ты - мое окаянное чудо.

Жжется рана искусанных губ.

От всего отрекусь, всё забуду.

Но проститься с тобой не могу.

Я зерно, растертое жерновами.

Всё мое, что осталось - в тебе.

За семидесятью синевами

Не предай меня, не добей!

Слышишь: проволокой оплетенная,

Каждый шип, что ворона клюв,

Здесь при жизни захороненная,

Я люблю тебя. Я люблю.

Человек, которому адресованы эти строки, не прислал ей в лагерь ни одного письма, не передал ни одной весточки…

…Ах если бы мне

хоть несколько строк!

Я бы на нары

письмо унесла,

Я бы его в темноте

Я бы читала его

не глазами -

Сердцем, грудью,

Руками, губами…

Я бы тогда увидела свет.

Но нет мне письма.

Лагерные стихи Надеждиной опубликованы были не скоро, на закате ее жизни. А в 1956 г., возвратившись из лагеря в Москву, Надежда Августиновна снова взялась за прозу, за книги для детей. Детские журналы, издательства печатали ее охотно. Хотя нельзя сказать, чтобы она заваливала их своими рукописями. Писала трудно, оттачивая каждую строчку, долго работала даже над небольшими рассказами. Первым было переиздано «Полное лукошко». Надежда Августиновна подарила мне эту книжку с короткой надписью: «Любе-любушке. Наф. 18/11 58 г.» (Наф - так называли ее мы, молодые сотрудники редакции. «Надя» звучало фамильярно. «Надежда Августиновна» - чересчур длинно).

В 1960 г. вышла книга Надеждиной ««Моревизор» уходит в плавание». Это книга-игра, в ней много увлекательной выдумки. Читая-играя, школьники путешествуют по морям и океанам, узнают бездну интересного о подводном царстве, о жизни диковинных рыб и морских животных. На этой книге написано: «Дорогая Любочка, вы считаете падающие звезды, а я пускаю пузыри на дне океана. Наф. Март 1960 г.» Так иронически-снисходительно оценивала писательница свою нелегкую «детскую работу». Но она не только «пускала пузыри», писала и для взрослых.

Однажды, еще до ареста, Надежда Августиновна пригласила к себе друзей и прочитала нам два своих «взрослых» рассказа. В них была правда о нашей жизни, правда горькая, безжалостная, рассказанная талантливо и без прикрас. Прошло много лет, но и до сих пор не могу забыть вызванного этими рассказами гнетущего чувства безысходности (позднее я испытала подобное чувство, читая Петрушевскую).

В те годы нечего было и думать о публикации таких рассказов. К сожалению, «взрослые» рассказы Надеждиной не увидели свет и по сей день. Скорее всего, изъяты были при обыске и пропали, исчезли безвозвратно, бесследно.

Еще одна книга, подаренная мне Надеждиной - «Партизанка Лара», повесть о ленинградской школьнице Ларе Михеенко, разведчице, казненной фашистами. В затасканную, в общем-то, тему Надежда Августиновна вдохнула лиричность и теплоту. На книге такая надпись: «Дорогой Любочке Ребельской-Кузнецовой с нежностью вспоминая, как мы работали в послевоенные годы, и с благодарностью за помощь. 22/11-85 г. Н.Надеждина».

Я не сразу сообразила, за что благодарность, за какую такую помощь. Ведь это Надежда Августиновна помогала мне да и всем нам, тактично, не обидно правила наши статьи, учила, советовала. Потом вспомнила: речь в надписи идет о «жилищном вопросе».

Когда Надежда Августиновна вернулась из лагеря, маленький домик в Сокольниках уже снесли. Ей предоставили муниципальную жилплощадь, по тем временам вполне сносную: комнату около 20 м в доме с удобствами на улице Гастелло. Но квартира была коммунальная, многонаселенная. А соседи с первого взгляда невзлюбили новую жиличку - молчаливую, отрешенную, не желавшую ни выпить с ними, ни закусить. В квартире постоянно вспыхивали скандалы, нередко Надежде Августиновне доставалось от пьяного соседа.

Друзья знали, как нелегко живется Надеждиной. Редакция «Пионерской правды» хлопотала за нее, но безрезультатно. Квадратных метров у Надеждиной было достаточно, прочие же аргументы в расчет не принимались. Денег на кооператив у писательницы не было. Так и мыкалась она в своей коммуналке.

И вдруг мы узнали, что Московское отделение СП получило от города дом, и будет заселять его остро нуждающимися писателями. Тут нам повезло: в жилищную комиссию выбран был друг моего мужа Андрея, театральный критик и драматург Юрий Грачевский. Юра сам отсидел срок (сболтнул что-то 19-летним мальчишкой) и близко к сердцу принял невзгоды Надежды Августиновны. Он научил ее, как написать заявление, какие бумаги собрать, куда отнести - в общем, как сейчас говорят, взял ее вопрос под свой личный контроль. Кандидатуру Надеждиной одобрили, включили в список на получение однокомнатной квартиры. И вот, в последний день выдачи ордеров, звонит Надежда Августиновна и чуть не плачет: в квартире отказали. Окольными путями удалось узнать: ее площадь отдают одной молодой особе, секретарше кого-то из секретарей Правления.

Дальнейшие события развивались стремительно и неожиданно. Андрей связался с Грачевским, и тот, бросив дела, помчался в ЦДЛ, где располагалось МО СП. Рабочий день подходил к концу. Грачевский поймал Ильина - секретаря МО по организационным вопросам - в дверях, сходу изложил надеждинское дело. Думал, Ильин, в лучшем случае, попросит придти завтра. Но нет, тот вернулся в свой кабинет, разделся и начал звонить. Ничего не добившись, сказал: «Поехали!». Машина ждала у подъезда и в считанные минуты доставила их к Моссовету. Там они прямиком проследовали в приемную самого Промыслова, и Ильин скрылся за дверью кабинета могущественного Председателя Моссовета. Вышел немного погодя, довольно улыбаясь:

Передайте Надеждиной, чтобы завтра с самого утра ехала за ордером, не то опять уведут ее квартиру…

На следующий день Надежда Августиновна получила заветный ордер.

Среди лагерных стихов писательницы есть одно под названием «Счастье».

…К чему так долго судачить?

Собака зализывать раны в овраг залезает глухой.

А я уже так устала, что не смеюсь и не плачу.

А я уже так устала, что кажется мне, по-собачьи,

Что счастье - это овраг, заросший густой травой.

Овраг, где хотя бы минуту можно побыть одной.

И вот у нее собственное жилье, где можно не минуту, а сколько душа пожелает, «побыть одной». Она ходила по пустой квартире и не верила своему счастью - отдельная квартира, не квартира, а сказка! Здесь она может целый день сидеть и работать. Спокойно. В полной тишине. А может вообще не работать, валяться на диване с книжкой. Может, когда угодно, звонить по телефону, сколь угодно долго плескаться в ванне, кого угодно приглашать в гости. И не важно, что ей скоро стукнет 70. Она еще здесь поживет! После лагерного барака, после пьяной коммуналки - это действительно было счастьем. Впрочем, нам, бывшим советским людям, тем, кому удавалось получить отдельную квартиру, это ощущение счастья, непроходящего счастья, которое охватывает тебя каждое утро при пробуждении, понятно без лишних слов…

Я уже не припомню всех, кто был на новоселье. Грачевские пришли всей семьей: Юра, его жена Лена Кричевская, переводчица с английского, и даже их коричневая спаньелька Пегги. А вот главного заступника, Ильина, Надежда Августиновна пригласить не решилась: слишком высокое начальство, да и лично знакомы они не были.

Здесь мне хотелось бы сделать отступление и сказать несколько слов о Викторе Николаевиче Ильине. Был он человеком неординарным и неоднозначным. Помимо того, что занимал пост оргсекретаря МО СП, имел еще высокое кагебешное звание. В решении житейских вопросов помог не одной только Надеждиной, но и многим другим труженикам пера, которые были ему за то искренне признательны. Строки о Викторе Ильине можно встретить в воспоминаниях знавших его писателей.

Вот, например, что пишет Владимир Войнович в «Иванькиаде», где целая глава так и называется: «Генерал Ильин».

«Ильин Виктор Николаевич, секретарь Московского отделения Союза писателей по организационным вопросам, генерал-лейтенант госбезопасности, заслуженный работник культуры РСФСР. Участник гражданской войны. Служба в органах отмечена орденами, почетным оружием и десятью годами заключения (по его словам, отказался дать показания против своего друга). Заслуги в области культуры давние… В лагере, говорят, вел себя прилично. После освобождения трудился где-то на стройке, потом вернулся к работе с писателями. Охотно выполняет бытовые просьбы. Если вам надо установить телефон, устроить родственника в больницу, записаться в гаражный кооператив, получить место на кладбище, идите к нему. Он куда надо позвонит, напишет толковое письмо (он в этих делах понимает)… Когда он что-то пообещал, смог выполнить и выполнил, бывает явно доволен и выражения благодарности принимает охотно…».

Но характеристика, данная Войновичем Ильину, только начинается «за здравие», а заканчивается так:

«…Что касается следственной части, тут он профессионал. К своим следственным обязанностям он относится отнюдь не формально. Он думает, изобретает, как бы похитрее заманить вас в ловушку, подставить под удар, использовать вашу ошибку… Но главное впечатление, которое он хочет на вас произвести всегда, это, что теперь, когда идеалы ставятся невысоко, может быть, он и чудак, но он служит партии, и только ей, и ради нее готов сидеть хоть в кабинете секретаря Союза писателей, хоть в тюремной камере…».

И в другом месте: «Если ему прикажут убить вас, убьет.

Я всегда был верен партии, таким и сдохну, - это его слова».

Самой мне не пришлось общаться с генералом Ильиным. Но сын мой Сергей был знаком с его дочерью Таней. В зимние каникулы они несколько раз встречались в Доме творчества писателей «Малеевка». Однажды Сергей провожал Татьяну с затянувшейся вечеринки. Уже заполночь подошли к номеру, который занимали Ильины. Виктор Николаевич дремал на диване в прихожей, видимо, поджидал дочь. Услышав скрип двери, приоткрыл один глаз и внятно сказал сыну:

Еще раз так поздно приведешь мою дочь - дам ход доносам на твоего отца.

Конечно, он шутил, но слишком уж велика была в этой шутке «доля правды».

Такая вот информация к размышлению. Кагебешник, оказывающий помощь людям, и одновременно строго исполняющий свои прямые обязанности. Конечно, Ильин был не типичным генералом КГБ: вступившись за друга, сам отсидел десятку. И все же…

…В 1990 г. в издательстве «Московский рабочий» вышла антология поэтов-заключенных ГУЛАГа «Средь других имен». Нашелся человек - это был писатель Владимир Муравьев, - который разыскал и собрал стихи, пробил сборник. В антологии 22 автора, в их числе - Николай Заболоцкий, Анатолий Жигулин, Варлам Шаламов, Юз Алешковский. Вошли в нее и лагерные стихи Надежды Надеждиной.

После выхода сборника в Большом зале ЦДЛ состоялась презентация - вечер репрессированных поэтов. Надеждина сидела в президиуме. Когда объявили ее выступление, достала из сумки термос с настойкой из трав (эта настойка ненадолго возвращала ей пропавший в последние годы голос), сделала несколько глотков и вышла к микрофону. Она стояла перед притихшим залом - высокая, худая, прямая, лицо испещрено глубокими морщинами, но все еще красивое, стояла и читала свои лагерные стихи…

Сборник «Средь других имен», насколько я знаю, не получил широкой известности. Не было на него заметных рецензий, стихи не звучали по радио, авторов не приглашали на телевидение. Поэтому я позволю себе привести три стихотворения из тех, что читала Надеждина.

* * *

Вам, кто не пил горечь тех лет,

Наверное, понять невозможно:

Как же - стихи, а бумаги нет,

А если ее не положено?

Кто-то клочок раздобыл, принес,

И сразу в бараке волненье:

То ли стукач пишет донос,

То ли дурак - прошенье.

Ночь - мое время. Стукнет отбой.

Стихли все понемногу.

Встану. Ботинки - сорок второй.

Оба на левую ногу.

Встречу в ночной темноте надзор.

«Куда?» - «Начальник, в уборную!»

И бормочу, озираясь, как вор,

Строчки ищу стихотворные.

Что за поэт без пера, без чернил,

Конь без узды и стремени?

Я не хочу ни хулить, ни чернить,

Я - лишь свидетель времени.

КОГДА ВЫМЕРЗАЕТ ДУША

Когда-то, когда-то, когда-то

Были и мы молодыми.

Стоим мы у вахты, лохматые,

От инея все седые.

И пара белого струи

Бьют у нас из ноздрей,

Как у закованных в сбрую

Загнанных лошадей.

Воздух нам горло режет,

Он острым стал, как стекло.

Одна у нас только надежда:

В зону, в барак, в тепло.

И вдруг нам приказ - не во сне ли? -

За зоной могилу копать,

В бараке скончалась Анеля

За номером сто тридцать пять.

Стоим мы, как истуканы.

Добил нас этот приказ.

И наш бригадир Татьяна

Сказала за всех за нас:

- «Анелю мы уважали,

Хорошая девка была.

Не думали, не гадали,

Чтоб так она нас подвела.

Земля ведь окаменела,

Бей ее ломом и вой!

Пусть девка бы потерпела

И померла б весной».

Вы скажете: это не люди,

Подонки, двуногий скот.

Многие нас осудят,

Но верю, что кто-то поймет.

Мы были других не хуже,

Жестокость в себе глуша,

Но, видно, бывают стужи,

Когда вымерзает душа.

НОЧНЫЕ ШОРОХИ

О них говорят грубо,

Им приговор один,

Тем, кто целует в губы

Подруг, как целуют мужчин.

И мне - не вырвать же уши! -

Глухому завидуя пню,

И мне приходится слушать

В бараке их воркотню.

Знать, так уж плоть доконала,

Так душу загрызла тоска,

Что, чья бы рука ни ласкала,

Лишь бы ласкала рука.

Им тыкали в грудь лопаткой,

Считая пятерки в строю,

Они волокли по этапам

Проклятую юность свою.

И ты, не бывший в их шкуре,

Заткнись, замолчи, застынь,

Оставлена гордость в БУРе,

Утерян на обыске стыд.

Легко быть чистым и добрым,

Пока не попал на дно.

Тем, что у них всё отобрано,

Тем всё и разрешено.

Да, лагерный срок не вечен,

Но где им найдется дом?

И вряд ли птенец искалеченный

Способен построить гнездо.

Ночами, слушая шорох

(В бараке полутемно),

Я плачу о детях, которым

Родиться не суждено. Когда Надежда Августиновна смолкла, в зале воцарилась мертвая тишина, потом грянули аплодисменты. Люди, все как один, встали с мест и так, стоя, долго и исступленно аплодировали. Она принимала эти аплодисменты, потому что знала - рукоплещут не ей одной, всем тем, кто вместе с нею, выражаясь строкою одного из прочитанных стихотворений, «окаменевшую землю ломом бил и выл». В перерыве люди окружили ее, выражали свое восхищение, сочувствие, о чем-то спрашивали. Но она не в состоянии была отвечать (голос пропал окончательно) и только пожимала протянутые руки…

В последние годы жизни Надеждина работала над книгой для детей под названием «Вокруг света по стране Легумии». «Легумия» - по-латыни овощ. Это была книга об овощах, которые известны повсюду и каждому. Во вступлении, обращаясь к своим юным читателям, Надежда Августиновна писала: «Ты побываешь на празднике индейцев, на балу у французской королевы, в африканской пустыне, где высятся пирамиды, поплывешь по морям на корабле с пиратами, отправишься с рыцарями-крестоносцами в поход на Восток».

Рукопись писательница сдала в Детгиз. А вскоре заболела и слегла. Зная, что до выхода книги долгий путь, сотрудники Детгиза привезли макет Надежде Августиновне домой. Оформление порадовало писательницу. Большой формат, прекрасная бумага, красочные с выдумкой рисунки. Роскошно оформленная «Легумия» вышла в 1994 г., через два года после кончины Надежды Надеждиной…

Я часто вспоминаю Надежду Августиновну. Была она талантлива, умна, красива. Вот только родиться и жить суждено ей было в XX веке - мало подходящем для нее, такой ранимой, такой тонкой, по-настоящему интеллигентной. Впрочем, для многих ли из нас, чья жизнь прошла «на просторах родины чудесной», был он подходящим, был милосердным этот век, о котором поэт Николай Глазков сказал:

Прерасная статья
Оксана 19.04.2018 02:47:49

Прочитала на одном дыхании. Новое для меня имя, которое, благодаря статье, перестало быть незнакомым. Какая судьба у этой женщины! Стихи читала с комком в горле..Светлая память светлому человеку!..

Государственный академический хореографический ансамбль «Берёзка» имени Н. С. Надеждиной - советский и российский хореографический ансамбль русского народного танца. С самого момента основания он стал символом России. Конечно скорее это была вывеска, но такая, что приводила весь мир в восторг.
Зримо переливается мелодия песни. «Плывут» девушки, а зрители, глядя на них, словно вдыхают аромат весны, ощущают её волнующую поэзию. Поэзию Родины с её безбрежными далями, березовыми рощами, с её красотой. Невозможно передать словами все краски и оттенки, создающие необычность хоровода «Березка».

Но назвать коллектив фольклорным нельзя, «Березка» - русское явление, созданное автором.
Автор, столь успешно воплотившая свою задумку в жизнь - балетмейстер и хореограф, народная артистка СССР (с 1966 года) Надежда Сергеевна Надеждина, имя которой коллектив носит с июня 2000 года.
Более трёх десятилетий Н.С. Надеждина являлась художественным руководителем ансамбля со дня его основания в 1948 году.
После ухода из жизни Н. С. Надеждиной в 1979 году художественным руководителем и главным балетмейстером коллектива стала ведущая солистка «Берёзки» и первый помощник Н. С. Надеждиной Мира Михайловна Кольцова, в будущем получившая почётные звания «Народный артист СССР» (1989) и «Народный артист Украины» (2004), профессор.

Russian Traditional Dance | Beryozka Ensemble Folk Dance (2017)
Северное сияние (Polar lights) - Русский девичий хоровод

Вальс "Берёзка"


Надежда Сергеевна Надеждина (настоящая фамилия Бруштейн) родилась в 1904 году в Вильно (ныне Вильнюс, Литва). Её дед Яков Иехильевич Выгодский (1857-1941), врач и писатель на идише, депутат польского сейма, погиб в Вильнюсском гетто. Отец - заслуженный деятель науки РСФСР (1927) Сергей Александрович Бруштейн (1873-1947) - основатель и директор Государственного физио-терапевтического института в Ленинграде, один из основоположников советской физиотерапии и организаторов усовершенствования врачей. Мать - писательница Александра Яковлевна Бруштейн (1884-1968).

Надежда Сергеевна с самого детства посвятила свою жизнь танцам. Училась во Второй Государственную балетную школу в Петрограде (1918 г.) у знаменитых педагогов А. Я. Вагановой, Н. Г. Легата, А. М. Монахова; была самой молодой артисткой, принятой в труппу Большого театра (1925-1934 гг)..
С эстрадой Н. С. Надеждина познакомилась в 1931 году, а с середины 1930-х годов начала ставить свои номера. В годы Великой Отечественной войны она - балетмейстер в ансамблях Сибирского военного округа и Карельского фронта - ставит танцы во фронтовых и агитбригадах, сама выезжает с ними в действующую армию. С 1943 года балетмейстер, в 1946-1948 гг. художественный руководитель балетного отделения Мосэстрады и одновременно (1945-1948) Русского народного хора Калининской филармонии.

Однажды Надежда Сергеевна увидела на старинной литографии хоровод: девушки держали в руках зеленые веточки березы. В этом изображении она нашла не просто интересную идею танца, но и поймала свою «синюю птицу», изменившую всю её жизнь и принесшую ей большое счастье.

Ансамбль "Берёзка" - Хоровод "Цепочка". 2017

Первые исполнительницы хоровода «Березка» - молодые колхозницы Калининской (ныне - Тверской) области, участницы фестиваля сельских народных талантов в 1948 году. Двадцать девушек в длинных сарафанах - все статные, величавые, с красивой осанкой, с каким-то особым ореолом внутреннего озарения неслышно идут по сцене - ведут узорчатый хоровод. Нет, не идут - «плывут», да так, что вы уверены, будто не они двигаются, а вращается под ними диск сцены.

Самый первый состав "Березки" и Клара Лучко, Екатерина Савинова - Ой, цветёт калина (OST "Кубанские казаки", 1949)

Калининских девушек с русским девичьим хороводом «Берёзка» пригласили в театр «Эрмитаж», на сборный концерт, в котором участвовали Шульженко, Гаркави, Миронова и Менакер. Когда на сцену выплыли девушки в длинных бело-красных сарафанах с веточками берёзы в руках под мелодию русской народной хороводной песни «Во поле берёзка стояла…» зал замер. Молчание длилось и после поклонов, а затем - гром аплодисментов.

Вся Москва заговорила о чудо-хороводе.
Почти сразу Надеждину вызвали в Министерство культуры и предложили создать коллектив, название для которого уже было - «Березка».

Во поле береза стояла

Прялица (1960) Ансамбль "Берёзка"

Надеждинская «Берёзка» явилась настоящим открытием в сценическом воплощении русского народного танца. Она - родоначальница не только совершенно особенного ансамбля, но и нового стиля в современной хореографии.

«Мы всегда помним нашу создательницу Надежду Сергеевну Надеждину, - говорит преемница Н. С. Надеждиной на посту художественного руководителя коллектива, народная артистка СССР М. М. Кольцова. - Она сотворила уникальный ансамбль и совершенно новый жанр - танцевальную новеллу. Дала жизнь нескольким поколениям исполнителей и оставила бесценное наследие - гениальные композиции и танцы».
Мира Михайловна Кольцова , была одной из первых солисток ансамбля, первой помощницей Н. Надеждиной, а также, как и ансамбль "Березка" стала лицом СССР в 50-е-60-е годы (возможно лучше сказать - не лицом, а обложкой)


Наиболее узнаваемой композицией ансамбля является русский девичий хоровод «Берёзка», известный особенной походкой девушек, создающей впечатление, что они стоят на месте, а сцена под ними вращается.

Секрет уникальности «Березки»:
М. Кольцова:
- Дело не в шаге, а в образе. Он у Надеждиной рождался еще до постановки и определялся внутренним сюжетом. На мастер-классах, которые мне приходится вести, я начинаю с состояния и настроения - именно они позволяют «нести себя», словно плыть по сцене. Уловив эту повадку, можно как бы оторвать верх корпуса от земли. Ноги становятся свободными, а корпус - статный, высокий, стройный. За счет постановки корпуса у нас в ансамбле барышни вырастают…

М. Кольцова об образах "Березки":
- Конечно, их много. Мы говорим «пушкинские женщины», но куда денешь «сватью бабу Бабариху»? А некрасовские женщины, которым не страшны ни скачущие кони, ни горящие избы? Есть еще верные, немного аморфные тургеневские барышни, чеховские «дамы с собачкой» и «чайки», страстная шолоховская Аксинья и его же лихая Лушка.
Все эти, да и многие другие образы, вдохновляли Надеждину. Она, гений, мастер короткого рассказа, умела в танце представить разное. В «Весеннем хороводе» пристукивание каблучком - как стрекот цикад в просыпающемся после зимы поле. Хоровод боярышень времен Ивана Грозного, скованных и строгих: как тяжелое, темное серебро, а стук каблуков - как биение сердца. В руках нежных молодиц играет красками платок, становится то красным, то зеленым, то синим, но это же не фокус иллюзиониста, цвет передает состояние. Для Надеждиной, как и для меня, главное в танце - музыка. Великая балерина Ольга Лепешинская говорила: «Мира, нас с Вами связывает музыка». Мелодия диктует пластику, жесты, взгляды.

Изначально танцевальный коллектив был исключительно женским. Но в 1959 году, с приходом мужской группы и созданием оркестра русских народных инструментов, в репертуаре ансамбля появились как мужские, так и парные танцы

Калинка малинка

Калинка малинка (любительская съемка (2016 г.)

М. Кольцова:
- Десять лет «Березка» была женской. Женщина без мужчины - это предчувствие любви, такой романтический флер. Лирические рамки надо было раздвигать, Надеждина это чувствовала.
Я была тогда первой солисткой и застала последний год «женского периода». Надежда Сергеевна отправила меня в Министерство культуры на заседание. В первой части досталось многим руководителям творческих коллективов, а в перерыве министр культуры Екатерина Фурцева, проходя мимо (она меня знала по сольным выступлениям) сказала: «Будете говорить первой». Я вышла на трибуну, и сорок минут рассказывала о том, какая это сила - мужчина в русском танце. Меня не прервали, хотя по регламенту останавливали всех. «Разве возможно показать состоявшуюся любовь без мужчины? А любую жанровую, кадрильную сцену?» - увлекала я. Приводила примеры сказок, былин, спрашивала, как нам изобразить исторические события, Илью Муромца или Алешу Поповича без мужчин? Да и хороводы на Руси всегда начинали мужчины. В завершении сказала почти сплошь мужскому залу: «Почему же Вы так ополчились на то, что закономерно в русском искусстве?» Последовали аплодисменты.
Вечером позвонила Надеждина c вопросом: «Миракль, во что же ты была одета, раз тебе так долго дали говорить и даже слушали?» Она называла меня Миракль, то есть чудо...

Афоризмы Н. С. Надеждиной:
- Девушкам, артисткам ансамбля, которые были в хорошей физической форме, но не могли создать нужный сценический образ, основатель и художественный руководитель «Берёзки» Надежда Сергеевна Надеждина во время репетиций говорила: «Худая корова - ещё не газель».

К артистам-юношам, исполняющим свои роли с неподобающим лицом, Надежда Сергеевна обращалась с вопросом: «Что вы танцуете с физиономиями цареубийц?».

На вопрос о том, есть ли у неё недоброжелатели, Надеждина отвечала: «Только если ты - бездарь, у тебя нет врагов».

М.Кольцова об артистах "Березки":
-Я никогда не говорю танцор, только - актер. Мы с директором ансамбля всем молодым советуем учиться в институтах, потому что образование дает другие возможности для работы. Уже не на уровне батман тандю, жете, фраппе, а на анализе состояний, аллегорий, ассоциаций. Профессионализм, конечно, необходим, так же как интеллект и внутренняя культура. Бывает, от природы человек чуткий, умеющий делать добро людям и оттого радоваться. А сейчас люди грубеют, легко рвут связи, если они не приносят выгоды.

Да, конечно, внешность - выразительная и славянская - нужна для «Березки». Хотя красота на сцене, как и в жизни, - понятие условное. Вот в женщине с совершенно асимметричными чертами лица, с курносым носиком и улыбкой до ушей - вдруг столько обаяния. Наши актеры должны уметь говорить мимикой, улыбкой, глазами. Плюс ко всему - особым языком лица и кистей рук. В русском женском костюме - сарафане в пол с закрытыми рукавами блузки и кокошником на голове - открыты ведь только мордашка и кисти рук. Но многое в русском танце можно сказать даже кончиками пальцев.


Церковь Преподобного Сергия Радонежского

В советское время, до 1990 года, репетиционный зал ансамбля «Берёзка» находился в здании Церкви Преподобного Сергия Радонежского Высоко-Петровского монастыря, расположенного на улице Петровке в Москве.


Высокопетровский монастырь


Собор святителя Петра (на переднем плане)

После перестройки коллектив выгнали из монастыря. На протяжении шестнадцати лет ансамбль скитался по разным местам, взывал о помощи, писал множество писем властям.
Наконец, в 2006 году Управлением делами Президента Российской Федерации было принято решение о восстановлении и реставрации исторического здания - бывшего особняка мецената Сергея Тимофеевича Морозова в Леонтьевском переулке (дом № 7) в Москве - для последующей передачи его всемирно известному танцевальному коллективу.

23 декабря 2006 года ансамбль принят в ведение Управления делами Президента Российской Федерации. Полное наименование - Федеральное государственное бюджетное учреждение культуры «Государственный академический хореографический ансамбль „Берёзка“ имени Н. С. Надеждиной» Управления делами Президента Российской Федерации.

Гастрольная деятельность
За все годы концертной деятельности коллектива, по сведениям прессы, хороводы ансамбля «Берёзка» прошли «плывущим» шагом расстояние, превышающее длину экватора. Гастроли ансамбля сопровождались триумфальным успехом и принесли коллективу мировое признание. Творениям Надежды Надеждиной восторженно аплодировали на всех континентах планеты.

Ансамбль "Березка": красота на экспорт. Документальный фильм

Ансамбль «Берёзка» давал концерты более чем в восьмидесяти странах мира.
В годы холодной войны (1946-1989) иностранная пресса писала, что человечное и одухотворённое искусство «Берёзки» «пробуждает добрые чувства и веру в братство между людьми», и называла выступления ансамбля «огненной сенсацией».
В настоящее время ансамбль «Берёзка» продолжает активную гастрольную деятельность и по-прежнему пользуется широкой популярностью в современной России и в мире.

Надежда Сергеевна Надеждина умерла 11 октября 1979 года. Похоронена в Москве на Новодевичьем кладбище (участок 9). На её могиле установлен памятник из гранита и мрамора (скульптор П. Шапиро, архитектор А. Гераскин).


Могила Надеждиной на Новодевичьем кладбище Москвы.

Ансамбль "Берёзка" - Вальс "Берёзка" (Юбилейный вечер Элины Быстрицкой - 9.04.13, ГКД)

Художественный фильм Девичья весна. (1960).

В ролях: Мира Кольцова, Лев Барашков, Люсьена Овчинникова, Алексей Ванин,
Описание: Популярный хореографический ансамбль "Девичья весна", вернувшись из-за границы, получает приглашение от судостроителей-сормовичей.

http://portal-kultura.ru/articles/person/21748-mir...zka-patriot-i-lichno-ya-tozhe/
https://ru.wikipedia.org/wiki/Надеждина,_Надежда_Сергеевна
https://www.liveinternet.ru/users/avira-8523/post308384107/

Оригинал записи и комментарии на

1905. — Родилась в Могилеве, в семье учителя Могилевской гимназии Августина Ивановича Адольфа (из обрусевших латышей). Четверо братьев и сестер.

1920. — Учеба на театральном отделении Красноармейского университета в Могилеве, непостоянная работа статисткой в городском театре Могилева. Получение диплома театрального инструктора.

1921. — Переезд в Москву. Проживание у крестной. Работа курьером, техническим секретарем журнала «Вожатый» Учеба в Высшем литературно-художественном институте имени В. Я. Брюсова.

1925. — После закрытия института переход на литературное отделение 1-го Московского государственного университета.

1927-1928. — Оставаясь комсомолкой, примкнула к оппозиции; активные политические выступления на семинарах и комсомольских собраниях.

1927. — Арест; недолгое следствие, помещение в Бутырскую тюрьму; выход на свободу.

1929. — Арест, 10-дневное заключение. Разочарование в троцкизме, отход от оппозиции и в целом от политики.

1930 (?). — Окончание учебы. Замужество. Муж - Николай Дементьев (1907 г.р.), поэт, друг Э. Багрицкого, выпускник литературного факультета Ленинградского университета. Участие в литературной жизни, членство мужа литературной организации «Перевал». Стесненная жизнь, решение заняться журналистикой для заработка. Работа в редакции журнала «Юный натуралист». Муж получил диплом слесаря-лекальщика в Центральном институте труда, которым руководил поэт А. Гастев. Отъезд мужа на работу в Бобриковский (ныне Новомосковский) химкомбинат, где он работал журналистом и создавал научно-популярные книги. Муж задержан ОГПУ, его попытка покончить собой в гостинице для иностранцев. Благодаря хлопотам вдовы Багрицкого Бабель устроил встречу Надеждиной со следователем ОГПУ. Свидание с больным мужем в Институте судебной психиатрии имени Сербского. После медицинской экспертизы помещение мужа психиатрическую больницу имени Кащенко. Муж вышел из больницы, но его состояние ухудшилось.

1935, осень. — Смерть мужа.

1937. — Из-за угрозы ареста переезд за Полярный круг, в Лапландский заповедник. Возвращение в Москву, отказы в приеме на работу; голод.

1941-1945. — Работа очеркистом при секретариате редакции газеты «Пионерская правда», увольнение и восстановление на рабочем месте.

1943. — Написание первой книги для детей «Чудеса на грядках», отрывки из которой напечатаны в газете «Пионерская правда».

1950. — Арест. Выселение из квартиры матери и племянницы, сироты, вывезенной из Ленинграда. Уничтожение сотрудниками МГБ рукописей Надеждиной, ее мужа и знакомых. Помещение в Лубянскую, затем в Бутырскую тюрьму, допросы и издевательства со стороны следователей. Осуждение за участие в троцкистской оппозиции по статье 58-10, приговор 10 лет ИТЛ. Отправка в Потьму.

1950-1955. — Полгода работы библиотекарем, пять лет работы в бригаде по озеленению зоны.

1952, зима. — Создание поэмы «Тройка» о российской истории во время болезни инфекционной желтухой.

1956. — Реабилитация.

1960-е - 1980-е гг. — Занятие писательским трудом, создание детских повестей и книг на научно-популярные темы.

1990. — Выход в свет в издательстве «Московский рабочий» антологии поэтов-заключенных ГУЛАГа «Средь других имен», первая публикация стихов Надеждиной, написанных в заключении, и комментариев к ним.

* сведения, выходящие за рамки воспоминаний, выделены курсивом

 

Возможно, будет полезно почитать: