Пока мы помним мы живем рисунки. Сценарий Марафона памяти – «Пока мы помним-мы живём»

Ведущий: Наша сегодняшняя встреча, посвящена Дню памяти воинов-интернационалистов, который ежегодно 15 февраля отмечают все республики на постсоветском пространстве.

Ведущая: 15 февраля 1989 года начался вывод советских войск с территории Афганистана. Операцией руководил последний командующий ограниченным контингентом - генерал-лейтенант Борис Громов. Советские войска находились на территории данной страны с 25 декабря 1979 года и действовали на стороне правительства Демократической Республики Афганистан.

Ведущий: Ровно 28 лет отделяет нас от того памятного дня, когда последний советский солдат покинул землю Афганистана, где 9 лет и 51 день исполняли интернациональный долг простые советские парни. Эта война коснулась многих наших соотечественников, их семей, близких, друзей и товарищей.

Ведущая: Именно этот день стал Днём памяти не только для тех, кто воевал в Афганистане, но и для всех воинов-интернационалистов, участвовавших в урегулировании военных конфликтов на территориях ближнего и дальнего зарубежья.

Ведущий: Наше мероприятие мы назвали «Пока мы помним – мы живём», которое посвящается тем давним событиям, ставшими уже историей, но о которых мы обязаны помнить.

Ведущая: Обязаны помнить о тех наших современниках, прошедших огненные версты войны в мирное, казалось бы, время, которые живут среди нас сегодня, и о тех, кого нет.

Ведущий: Сегодня мы пригласили людей, которые прошли Афганскую войну и стали прямыми свидетелями тех событий. Позвольте назвать их имена:

Девушки вручают цветы
Ведущий: Давайте вспомним историю тех, давних событий.
Видеоролик «Хроника Афганской войны»

Ведущий:
Никто не вправе сомневаться в том, что в декабре 1979 года ушли исполнить свой воинский долг тысячи наших соотечественников, одетых в солдатские бушлаты, неслись в своих чистых помыслах и устремлениях на помощь афганскому народу.

Ведущая: И не вина нашего народа, что Афганистан в те годы стал полигоном большой мировой политики, а интернациональная помощь обернулась жестокой войной.

Ведущий: Время неумолимо отсчитывает секунды, часы, годы и десятилетия. Вот уже и 28 лет прошло с того дня, когда наши бойцы, возвращаясь домой, прошагали по знаменитому мосту через Аму-Дарью, разделявшему бывший СССР и Афганистан.

Ведущая: Обыкновенные ребята, прибывшие из всех бывших советских республик для прохождения воинской службы, может и не подозревали, что именно они станут очевидцами и участниками той войны.

Ведущий: Двадцать лет в обычной человеческой жизни срок немалый. Но жизнь длиною всего в двадцать лет – трагически мала. Что остаётся от этой жизни? Что остаётся после человека, прожившего на земле только 20 лет?

Ведущая:Такие же молодые и юные, как мы, сегодняшние участники нашего мероприятия, не дожив, не до любив, не доучившись, не осуществив свои мечты - возвращались на Родину грузом «200», но, успев при этом стать солдатами с большой буквы, которые оставили в сердцах людей светлую, благодарную память о себе.

Ведущая: Не для песен, не ради славыВы вступили на дымные травы.Знали парни: трудна задача,Знали то, что нельзя иначе.Только верили парни твёрдо –Пронесут честь солдата гордо.Не для песен, не ради славыВы упали на горькие травы.Словно нить порвалась тугая:Журавлиная дрогнет стая,И становиться сердцу тесно – Вы останетесь, парни, в песнях!

Ведущий: Сегодня день, в который мы отдаем не просто дань памяти воинам, прошедшим трудными дорогами Афганистана. И именно сегодня стоит сказать о людях, с высоким чувством гражданского долга, солдатского мужества, верных воинской присяге.
Слово предоставляется участникам тех афганских событий
Ведущий: Проводив на службу своих сыновей, тревожно было матерям Сжимались в тоске их сердца, а их мальчишки в трудные минуты в свою очередь вспоминали каждый о своём доме, о своих матерях и родных, стараясь в своих коротких и нечастых письмах успокоить и вселить надежду на то, что всё будет хорошо. Ведущий: Здравствуй, милая мама, Шлю тебе я привет.Самый нежный, сердечный,Даже слов в мире нет. Ты тоскуешь по сыну?Мама, вытри слезу,Я домой ведь, приедуИ тебя обниму

Ведущий:
Но, память в феврале забьёт набатом.Звон поминальный полоснёт ножом.И мы пойдём на кладбище к ребятамЦветы возложим и свечу зажжём.И молча постоим, насупив брови.Поддержим мать, склонённую без силИ кажется нам, будто капли крови,Вместо гвоздик алеют у могил

Ведущий:Не перестанет плакать мать о сыне,Афганистан которого унёсУ памятника, павшим на чужбине, Она прольёт ещё немало слёз.Придёт сюда, цветов букет положит,На гладкий полированный гранит.И так стоит подолгу, а, быть может,Опять о чём-то с сыном говорит.

Ведущий: Страна помнит и чтит своих сыновей, погибших в мирное время. И в память о них, о тех, кого нет сегодня с нами, кто навечно остался молодым мы зажжём нашу свечу.

Ведущий: Как дань уважения и почтения к воинам-интернационалистам, к тем, кто погиб, к тем, кто вернулся, но не дожил до сегодняшнего дня, пусть для всех их наша Минута молчания станет – Минутой памяти.

Чтец 1: Минута молчанья - это много иль малоЗа тех, кого рядом уж больше не стало?За тех, чья судьба оборвалась так крутоМинута молчанья.
Звук метронома

Ведущий: Говорят, время залечивает раны, но без прошлого нет настоящего, и не может быть будущего. Ведь пока мы помним – мы живём. Память о тех событиях увековечена не только в обелисках и памятниках, но она живёт в наших сердцах и в таких вот ежегодных встречах молодёжи с ветеранами.

Ведущая: Когда-нибудь время праведно рассудит и оценит те неоднозначные события и все поставит на свои места. Но, наша забота и цель в другом - не забыть о солдате, его верности воинской присяге, чести и мужестве, умении в самых сложных ситуациях не дрогнуть, проявить себя продолжателем славных боевых традиций отцов и дедов.

Ведущий: Каждая война - это трагедия для народа в целом. И мы должны извлечь из неё урок, должны помнить какой ценой обошлась нам война в Афганистане.

Ведущий: Память о тех, кто прошел дорогами войны, и кто не вернулся в родной дом, для которых совесть, долг, отечество, честь были главными в жизни пусть останется в наших сердцах частицей гордости за них.

Ведущая: Надеемся, что сегодняшняя встреча была для вас небесполезной, пусть она останется в ваших сердцах напоминанием того, что пока жива человеческая память, жив и сам Человек.

Заголовок 215


Приложенные файлы

В Большом концертом зале Московского городского дворца детского (юношеского) творчества (МГДД(Ю)Т) прошла выставка художественных работ и писем "Пока мы помним - мы живем".

Акция проводится при поддержке службы социального развития МГДД(Ю)Т на Воробьевых горах совместно с региональной общественной организацией содействия защите женщин "Женщины нашего города" и организована в рамках Всероссийского инновационного Фестиваля детского (юношеского) творчества "100 городов России".

В патриотической акции "Письмо солдату-победителю" приняли участие более тысячи детей из разных регионов России. Ребятам в возрасте от 5 до 15 лет предложили написать письмо Солдату из прошлого, тому, кто подарил всем нам мирную жизнь. Это письмо - обращение, написанное от руки. Задание могло быть выполнено как индивидуально, так и коллективно.

Многие участники подошли к выполнению задания креативно и оформили свое послание с использованием рисунков, аппликаций и иных художественных форм, некоторые написали свои письма в стихах.

На выставке также были представлены художественные работы участников Всероссийского конкурса детского рисунка. Техника рисунка выбиралась индивидуально: гуашь, акрил, масло, акварель, художественные мелки - всем, чем только можно рисовать, поскольку главный критерий - искренность чувств и эмоций. Но с этим ребята справились как раз лучше всего! Ведь "пишут дети душою, а рисуют сердцем", как верно заметила президент РООСЗЖ "Женщины нашего города" и директор фестиваля "Сто городов России" Лариса Федоровна Горчакова. В их творчестве нет места фальши...

Несколько дней мы пытались отобрать лучшие работы и выявить победителей, - рассказывает Лариса Федоровна. - Это было тяжело, поскольку все, что мы получили, было выполнено от всего сердца, все участники очень эмоционально, очень трепетно и, можно сказать, по-взрослому подошли к теме Великой Отечественной войны.

Лучшие работы и рисунки войдут во Всероссийскую "Книгу Памяти". Ее выпуск планируется в следующем году, он будет посвящен юбилею Великой Победы.

Весь день во дворце чувствовалась атмосфера праздника, посвященного ветеранам Великой Оте-чественной. У входа в большой концертный зал работала военно-полевая кухня, где всех гостей угощали сытной кашей и горячим чаем. Также все желающие получили возможность увековечить на "Стене памяти" имена и подвиги своих родных, не пришедших с поля битвы, и тех, кто жив сегодня.

В завершение вечера прошел праздничный концерт - Посвящение поколению Победителей с участием творческих коллективов и исполнителей Астраханской, Волгоградской, Тамбовской, Яро-славской, Московской областей и города Москвы, а также оглашение итогов художественного конкурса.

Наша выставка и концерт - первое большое мероприятие в рамках марафона "Пока мы помним - мы живем", - рассказывает организатор акции Мария Николаевна Гарелина. - Для детей участие в этом конкурсе - важный этап в воспитательном процессе. Все они будут помнить своих дедушек и прадедушек, которые спасли Родину. А мы планируем провести эту выставку и в других городах России.

На концерте талантливыми лауреатами отборочного тура фестиваля "Сто городов России" было исполнено множество хореографических номеров, спето немало военных песен, прочитано большое количество трогательных стихов и писем. Были затронуты и темы материнской любви, и взятия Берлина... И каждое слово, каждый жест посвящались всем тем, кто победил и ушел в бессмертие.

За 69 лет выросло целое поколение счастливых детей, которые живут в свободной стране. И главное - помнят, ценят и знают, кого за это благодарить.

Цель мероприятия: воспитание гражданственности и патриотизма студенческой молодежи, формирование активной жизненной позиции, сохранение памятных традиций, выявление и поддержка талантливой молодежи.

Звучит мелодия: песня А.Розенбаума «Караван». На экране кадры из документального фильма «Афганистан. Последний солдат».

Ведущий : Наша сегодняшняя встреча, посвящена Дню памяти воинов-интернационалистов, который ежегодно 15 февраля отмечают все республики на постсоветском пространстве.

Ведущая: 15 февраля 1989 года начался вывод советских войск с территории Афганистана. Операцией руководил последний командующий ограниченным контингентом - генерал-лейтенант Борис Громов. Советские войска находились на территории данной страны с 25 декабря 1979 года и действовали на стороне правительства Демократической Республики Афганистан.

Ведущий: Ровно 23 года отделяет нас от того памятного дня, когда последний советский солдат покинул землю Афганистана, где 9 лет и 51 день исполняли интернациональный долг простые советские парни. Эта война в далёкой от Беларуси стране коснулась многих наших соотечественников, их семей, близких, друзей и товарищей.

Ведущая: Именно этот день стал Днём памяти не только для тех, кто воевал в Афганистане, но и для всех воинов-интернационалистов, участвовавших в урегулировании военных конфликтов на территориях ближнего и дальнего зарубежья.

Ведущий: Наш тематический вечер мы назвали «Пока мы помним – мы живём», который посвящаем тем давним событиям, ставшими уже историей, но о которых мы обязаны помнить.

Ведущая: Обязаны помнить о тех наших современниках, прошедших огненные версты войны в мирное, казалось бы, время, которые живут среди нас сегодня, и о тех, кого нет.

Ведущий: Беларусь помнит и чтит своих сыновей, погибших в мирное время. И в память о них, о тех, кого нет сегодня с нами, кто навечно остался молодым мы зажжём наши свечи. (Ведущие зажигают свечи).

Ведущая: Сегодня среди нас есть люди, которую прошли Афганскую войну и стали прямыми свидетелями тех событий. Позвольте назвать их имена:

  • Майор запаса, преподаватель кафедры энтомологии и химической защиты растений Сергей Степанович Бондаренко
  • Подполковник запаса, сотрудник кафедры физического воспитания и спорта Николай Александрович Ежов
  • Подполковник запаса, сотрудник административно-хозяйственной части нашего университета Сергей Михайлович Савицкий

Девушки вручают цветы

На экране кадры из документального фильма «Афганистан. Последний солдат»

Ведущий : Давайте вспомним историю тех, давних событий. Никто не вправе сомневаться в том, что в декабре 1979 года исполнить свой воинский долг тысячи наших соотечественников, одетых в солдатские бушлаты, неслись в своих чистых помыслах и устремлениях на помощь афганскому народу.

Ведущая : И не вина нашего народа, что Афганистан в те годы стал полигоном большой мировой политики, а интернациональная помощь обернулась жестокой войной.

Ведущий : Время неумолимо отсчитывает секунды, часы, годы и десятилетия. Вот уже и 23 года прошло с того дня, когда наши бойцы, возвращаясь домой, прошагали по знаменитому мосту через Аму-Дарью, разделявшему бывший СССР и Афганистан.

Ведущая: Обыкновенные ребята, прибывшие из всех бывших советских республик для прохождения воинской службы, может и не подозревали, что именно они станут очевидцами и участниками той войны.

Музыкальный фон: А.Вивальди «Времена года. Зима»

Ведущий: Из воспоминания участника афганских событий Владимира Григорьева, нашего земляка:
«Там, в Афганистане, мы не только честно воевали, исполняя интернациональный долг, но и просто пытались выжить. Когда кругом витала смерть, мы свято верили, что защищали афганский народ, стояли на страже своих границ, зная, что Родина не может отдать приказ, за который нас же потом и осудит».

Чтец 1: Мы не жаждали звезд…
Не искали на власть притязаний
И как жить на афганской земле,
Нам никто не давал указаний…
А за светлую, тихую грусть
И за скорбь, что из пламени родом.
Ты прости нас, Белая Русь,
Мы чисты перед нашим народом…

Ведущая: Двадцать лет в обычной человеческой жизни срок немалый. Но жизнь длиною всего в двадцать лет – трагически мала. Что остаётся от этой жизни? Что остаётся после человека, прожившего на земле только 20 лет?
Такие же молодые и юные, как мы, сегодняшние участники нашего мероприятия, не дожив, не до любив, не доучившись, не осуществив свои мечты - возвращались на Родину грузом «200», но, успев при этом стать солдатами с большой буквы, которые оставили в сердцах людей светлую, благодарную память о себе.

Чтец 1:
Не для песен, не ради славы
Вы вступили на дымные травы.
Знали парни: трудна задача,
Знали то, что нельзя иначе.
Только верили парни твёрдо –
Пронесут честь солдата гордо.
Не для песен, не ради славы
Вы упали на горькие травы.
Словно нить порвалась тугая:
Журавлиная дрогнет стая,
И становиться сердцу тесно –
Вы останетесь, парни, в песнях!

Ведущий (текст за кулисами) : Нашим землякам посвящается.

1. Звучит песня «Кому ты нужен, кроме Родины своей» (из репертуара А.Маршала) в исполнении солиста студии эстрадного вокала Артема Авцинова

Ведущий : Сегодня день, в который мы отдаем не просто дань памяти воинам, прошедшим трудными дорогами Афганистана. И именно сегодня стоит сказать о людях, с высоким чувством гражданского долга, солдатского
мужества, верных воинской присяге.
Предоставление слова участнику афганских событий.

2. Звучит песня «Бросок на небеса» (из репертуара А.Хворстяна) исполняет солист студии эстрадного вокала А.Новицкий

Ведущая : Как часть огромной социалистической державы белорусская земля в той войне понесла огромные потери. Около 800 солдат, сержантов и офицеров, призванных в ряды вооружённых сил погибли в Афганских горах, 12 наших земляков пропали без вести, 718 - вернулись инвалидами, более полутора тысяч получили ранения. Сегодня в Беларуси насчитывается около 24 тысяч воинов-интернационалистов, но еще десяток лет назад их было на 8 тысяч больше.

Ведущий : Белорусский народ свято чтит своих героев и участников военных событий. В 2009 году в нашей республике была учреждена памятная медаль, посвящённая 20-летию вывода войск из Афганистана. Ею были награждены все участники боевых действий, либо члены семей военнослужащих, погибших в Афганистане.

Ведущая : Почти в каждом населённом пункте нашей республики есть улицы, учебные заведения, где учились ребята, воинские части, названные в честь воинов-интернационалистов, их имена увековечены на обелисках и памятниках. Есть такие места и в нашем городе. Об одном из них мы попросили бы рассказать Сергея Степановича Бондаренко - майора запаса, преподавателя кафедры энтомологии и химической защиты растений

3. Звучит песня «Помолимся за родителей» (из репертуара С.Павлиашвили) исп. вокальный квартет

На экране кадры из художественного фильма «Грозовые ворота», реж-р А.Малюков

Ведущий : Проводив на службу своих сыновей, тревожно было матерям… Сжимались в тоске их сердца, а их мальчишки в трудные минуты в свою очередь вспоминали каждый о своём доме, о своих матерях и родных, стараясь в своих коротких и нечастых письмах успокоить и вселить надежду на то, что всё будет хорошо.

Чтец 1: Здравствуй, милая мама,
Шлю тебе я привет.
Самый нежный, сердечный,
Даже слов в мире нет.
Ты тоскуешь по сыну?
Мама, вытри слезу,
Я домой ведь, приеду
И тебя обниму…

Музыкальный фон: А.Вивальди «Времена года.Зима»

Чтец 2: Но, память в феврале забьёт набатом.
Звон поминальный полоснёт ножом.
И мы пойдём на кладбище к ребятам
Цветы возложим и свечу зажжём.
И молча постоим, насупив брови.
Поддержим мать, склонённую без сил
И кажется нам, будто капли крови,
Вместо гвоздик алеют у могил…
Не перестанет плакать мать о сыне,
Афганистан которого унёс
У памятника, павшим на чужбине,
Она прольёт ещё немало слёз.
Придёт сюда, цветов букет положит,
На гладкий полированный гранит.
И так стоит подолгу, а, быть может,
Опять о чём-то с сыном говорит.

Ведущий : Для всех матерей, потерявших своих детей, которые исполняли свой воинский долг - нет срока давности. Они ждали и ждут своих сыновей… И не только с той афганской войны, а со всех горячих точек планеты.

Ведущая: Среди нас, сегодня, присутствует одна из женщин, она - мать, которая мужественно перенеся личную трагедию, гибель своего сына, и не оставшись со своим горем один на один, а сплотив вокруг себя таких же женщин, как сама в нашей области, сегодня активно занимается общественной деятельностью. С 1999 года она возглавляет Областной комитет солдатских матерей. Сталина Георгиевна расскажите, пожалуйста, о деятельности комитета, какие задачи он решает сегодня?

Выступление Сталины Георгиевны Старовит

На экране – слайды «Музей матери» г.Гродно

4. Звучит песня «Навсегда» (из репертуара А.Резниковой), исполняет солистка студии эстрадного вокала Вера Семашко

Ведущий: Говорят, время залечивает раны, но без прошлого нет настоящего, и не может быть будущего. Ведь пока мы помним – мы живём . Память о тех событиях увековечена не только в обелисках и памятниках, но она живёт в наших сердцах и в таких вот ежегодных встречах молодёжи с ветеранами.

Ведущая: Из воспоминаний Владимира Григорьева (зачитывает):
«Никогда не смогу забыть раскалённый жар афганского солнца, нестерпимую жажду и последний глоток тёплой воды…
И свой первый бой, и пулю, просвистевшую у виска, и чёрный зрачок духовского гранатомёта, направленного в упор. Град осколков в броне, при разминировании минных полей, духоту госпитальной койки и родной дом, снившийся каждую ночь… Не забуду ребят, которые там остались. Мы все в долгу перед ними»

5. Литературная инсценировка «Лебеди» исп. участники театральной студии «Байка»

Ведущий: Каждый год, в этот памятныйдень собираются те, кто прошел эту войну. Памятные митинги проходят в столице нашей республике – на острове Мужества и Скорби, у мемориалов и памятников в каждом областном центре. Участники мероприятий вспоминают тех, кто погиб на той войне, отдают дань уважения живым и семьям воинов-интернационалистов.

Ведущая: В нашемгороде в тихом сквере по улице Курчатова находится памятник воинам-интернационалистам. А поднявшись чуть выше по улице Курчатова, вы увидите строящийся храм. Строится он в память о воинах, павших выполняя свой долг.

Ведущий: И сегодня мы преклоняем голову перед памятью, павших. Этот день для нас символ мужества, величия и силы духа поколения, родившегося после Великой Отечественной войны

Ведущая: Солдаты и офицеры, наши соотечественники, продолжая традиции отцов и дедов, в очередной раз проявили мужество и героизм, выполняя свой долг и военскую присягу.

СЛАЙДЫ

Чтец 1: Минута молчанья - это много иль мало
За тех, кого рядом уж больше не стало?
За тех, чья судьба оборвалась так круто…
Минута молчанья.

Чтец 2: Прислушайтесь, люди,
Пожалуйста, тише!
Вдали отгремела война.
Минута молчанья,
Погибших мальчишек
Чтит в эту минуту страна.

Чтец 2: Им много не надо,
Лишь память да верность
Да летом букетик цветов.
Ненужными стали
Им льготы и слава.
И каменный блеск орденов.

Чтец 1: Пусть стали гранитом
Их светлые души.
Что прячет холодный гранит?
Минута молчанья,
Как белая птица,
Над миром притихшим летит.

Чтец 1 : Так встаньте же, люди,
Они заслужили, чтоб их вспоминали порой
Почтим их, Минутой молчанья одной!

Ведущий : Как дань уважения и почтения к воинам-интернационалистам, к тем, кто погиб, к тем, кто вернулся, но не дожил до сегодняшнего дня, пусть для всех их наша Минута молчания станет – Минутой памяти.

Звук метронома

Ведущая: Когда-нибудь время праведно рассудит и оценит те неоднозначные события и все поставит на свои места. Но, наша забота и цель в другом - не забыть о солдате, его верности воинской присяге, чести и мужестве, умении в самых сложных ситуациях не дрогнуть, проявить себя продолжателем славных боевых традиций отцов и дедов.

Ведущий: Каждая война - это трагедия для народа в целом. И мы должны извлечь из неё урок, должны помнить какой ценой обошлась нам война в Афганистане.

Ведущая: Сегодня в средствах массовой информации часто упоминается о войне объявленной террористами всем людям доброй воли независимо от национальности и вероисповедания. И каждому из нас, необходимо взять на себя ответственность за выполнение своего гражданского долга.

Ведущий : Память о тех, кто прошел дорогами войны, и кто не вернулся в родной дом, для которых совесть, долг, отечество, честь были главными в жизни пусть останется в наших сердцах частицей гордости за них.

Ведущая : Надеемся, что сегодняшняя встреча была для вас небесполезной, пусть она останется в ваших сердцах напоминанием того, что пока жива человеческая память, жив и сам Человек.

6. Звучит песня «Аист на крыше» (из репертуара С.Ротару), исполняет вокальный ансабль и участники студии эстрадного танца

Все участники программы выходя на финал.

Составители сценария: Таранко И.П., Ходотчук Н.П.
Режиссер программы: Таранко И.П.
Звукорежиссер: Драгун С.В.
Свет: Петлеха А.П.
Слайд-прект: Серехан О.В.

В сценарии использованы:
-кадры из документального фильма «Афганистан. Последний солдат»; художественных фильмов: «Грозовые ворота»; «Два шага до тишины»
- стихи Ю.Кирсанова, стихи из сборника «Просто, чтобы помнили».

  • Description
    Description
    You can use HTML as you can see! " target="_blank" data-fresco-group="4e4b812ddb">Title Title
  • Description
    You can use HTML as you can see! " data-fresco-caption="Description
    You can use HTML as you can see! " target="_blank" data-fresco-group="4e4b812ddb">Title Title
  • Description
    You can use HTML as you can see! " data-fresco-caption="Description
    You can use HTML as you can see! " target="_blank" data-fresco-group="4e4b812ddb">Title Title
  • Description
    You can use HTML as you can see! " data-fresco-caption="Description
    You can use HTML as you can see! " target="_blank" data-fresco-group="4e4b812ddb">Title Title
  • Description
    You can use HTML as you can see! " data-fresco-caption="Description
    You can use HTML as you can see! " target="_blank" data-fresco-group="4e4b812ddb">Title Title
  • Description
    You can use HTML as you can see! " data-fresco-caption="Description
    You can use HTML as you can see! " target="_blank" data-fresco-group="4e4b812ddb">Title Title

ГАЛИНА НИКОЛАЕВНА ВАСЯНИНА
Сценарий праздника «Пока мы помним - мы живем»

Дорогие друзья! Мы родились и выросли в мирное время. И никогда не слышали воя сирен, извещающих о военной тревоге, не видели разрушенных фашистскими бомбами домов, не знаем, что такое нетопленое жилище и скудный военный паек. Нам трудно поверить, что человеческую жизнь оборвать так же просто, как утренний сон. Об окопах и траншеях мы можем судить только по кинофильмам да рассказам фронтовиков. Для нас война - история. Славной победе нашего народа в Великой Отечественной войне мы посвящаем сегодняшний вечер.

Ребенок-чтец

Этот день особенный, желанный.

Солнце светит ярко в вышине.

День Победы - праздник долгожданный ,

Отмечается у нас в стране.

Но особенно он дорог ветеранам,

Слезы радости и боли в их глазах.

Не зажить никак душевным ранам,

И дрожат цветы у них в руках.

Исполняется песня

Ребенок - чтец

Носите ордена! Они вам за Победу,

За раны ваши честные даны,

Носите ордена! В них теплятся рассветы,

Что отстояли вы в окопах той войны.

Носите ордена и в праздники и в будни ,

На кителях и модных пиджаках,

Носите ордена, чтоб видели вас люди,

Вас, вынесших войну на собственных плечах.

Пускай назад история листает

Страницы легендарные свои.

И память, через годы пролетая,

Ведет опять в походы и бои.

Со славной даты 9 мая 1945 года прошло уже много времени, но мы знаем и помним имя победителя - народ, многие сыны и дочери которого отдали свои жизни за великую землю свою.

Сегодня будет день воспоминаний

О подвиге и доблести отцов.

Звучит запись " Священная война "

Ребенок-чтец (мальчик)

Нарушив мирную жизнь, внезапно, без объявления войны, фашистская Германия 22 июня 1941 года напала на нашу страну.

Ребенок-чтец (девочка)

Грустные ивы склонились к пруду,

Месяц плывет над рекой,

Там, у границы, стоял на посту

Ночью боец молодой.

Черные тени в тумане росли,

Туча на небе темна,

Первый снаряд разорвался вдали -

Так началась война.

Инсценировка . Дети размещаются по всему залу (связист, медсестра, моряк, летчик, автоматчик) .

Связист (надевает наушники) :

Алло, Юпитер? Я - Алмаз!

Почти совсем не слышу вас.

Мы с боем заняли село,

А как у вас? Алло! Алло!

Медсестра (перевязывает раненого) :

Что вы ревете, как медведь?

Пустяк осталось потерпеть.

И рана ваша так легка,

Что заживет наверняка .

Моряк (смотрит в бинокль) :

На горизонте самолет,

По курсу - полный ход, вперед!

Готовься к бою, экипаж!

Отставить! Истребитель наш!

Летчики над картой :

Пехота - здесь, а танки - тут.

Лететь до цели семь минут.

Понятен боевой приказ,

Противник не уйдет от нас.

Автоматчик :

Вот я забрался на чердак.

Быть может, здесь таится враг.

За домом очищаем дом,

Врага повсюду мы найдем.

Сегодня будет день воспоминаний –

И в сердце тесно от высоких слов.

Сегодня будет день напоминаний

О подвиге и доблести отцов.

В записи звучит песня «Священная война»

Ведущий :

Вставай народ! Услышав клич земли.

На фронт солдаты Родины ушли.

С отцами рядом были их сыны,

И дети шли дорогами войны.

Под песню «Эх, дороги»

Ведущий :

Если хочешь узнать о войне

И о майской победной весне,

Попроси солдатскую мать

Дорогие, мои родные!

Ночь. Дрожит огонек свечи.

Вспоминаю уже не впервые,

Как вы спите на теплой печи.

В нашей маленькой старой избушке,

Что в глухих затерялась лесах.

Вспоминаю я поле, речушку.

Вновь и вновь вспоминаю вас.

Мои братья и сестры родные,

Завтра снова я в бой иду.

За Отчизну свою,

Что попала в лихую беду.

Соберу свое мужество, силу.

Стану недругов наших громить.

Чтобы вам ничего не грозило,

Чтоб могли вы учиться и жить.

Ведущий : Матери и жены, невесты, дети – все оплакивали своих близких, погибших на фронтах Великой Отечественной войны, но не только оплакивали, но и сражались плечом к плечу со своими отцами, сыновьями, мужьями.

Дети - чтецы

«Санитарка Катя»

Весь блиндаж снарядами разрушен.

Вдоль реки метелица свинца,

Но выходит на берег Катюша

Слыша зов советского бойца.

Вот летит она стрелой, как птица.

Вот ползет по краешку леска.

Наша Катя пули не боится,

Не боится вражьего штыка.

Катя слово раненому скажет

Так, что в сердце песня запоет.

Катя раны крепко перевяжет,

На руках из боя унесет.

Ты достойна звания Героя.

Ты в сражениях Родине верна.

И тебя любимою сестрою

Называет вся наша страна.

Песня «Катюша»

20 миллионов за 1418 дней – это значит, 14 тысяч убитых ежедневно, 600 тысяч человек в час, 10 человек в каждую минуту. Вот что такое 20 миллионов!

ЧТЕЦ : Тихо, ребята, минутой молчанья

По утрам они солнце встречали,

Сверстники наши почти.

Среди нас нет тех,

Кто ушёл на фронт и не вернулся.

Вспомним через века , через года,

О тех, кто уже не придёт никогда.

Вспомним !

(Минута молчания)

Горит дрожащая свеча.

Не дунь на пламя сгоряча.

А ты, волшебный огонек,

О чем бы нам поведать мог?

Посмотрите, дети на горящую свечу. На что похож огонек пламени? Где еще вы могли смотреть на пламя и думать о чем-то таинственном, важном? Но есть огонь, который вызывает у людей особые чувства и особые воспоминания. Это огонь на могиле Неизвестного солдата. Много таких могил на нашей земле. В этих могилах похоронены останки солдат, погибших на поле битвы во время войны

ЧТЕЦ : Не забывайте зла военных лет.

Не возводите в мифы достоверность.

Четыре года шла солдатам вслед

Кровавыми шагами повседневность.

Не говорите громкие слова

Тем, кто присяге с молодости предан.

Не отживёт высокая молва

О тех, над кем склоняется Победа.

Не возвращайте нас к делам былым,

Не бередите старых ран невольно.

Героев чтите павших. А живым…

Живым сыновней верности довольно.

ЧТЕЦ : Прошла война, прошла страда.

Но боль взывает к людям :

Давайте люди никогда

Об этом не забудем.

ЧТЕЦ : Пускай во всём, чем жизнь полна,

Во всём, что сердцу мило,

Нам будет памятка дана

О том, что в мире было!

Вам всем, кто вынес ту войну

В тылу иль на полях сражений, -

Принес победную весну, -

Поклон и память поколений.

Мы преклоняем с почестью свои колени

Пред орденами вашими и гордой сединой

В знак благодарности, что вы сумели

Прийти с Победою, в год 45-го, весной!

А мы живём, друг другу помогая

В любой беде как завещал Абай

Под мирным небом дружбу прославляя

Мой Казахстан, расти и процветай!

Так уж издавна ведётся,

Что если петь, то значит, от души.

Пусть сердце выплачется, коль беда коснётся,

А если праздник , то давай пляши!

Танец «Кадриль»

Все люди доброй воли говорят войне

НЕТ! (вместе)

НЕТ! Заявляем мы войне

Всем злым и черным силам

Должна трава зеленой быть

А небо синим, синим.

Нам нужен разноцветный мир

И все мы будем рады

Когда исчезнут на земле

Все пули и снаряды

На нашей планете есть доброе солнце.

Есть солнце, которое звонко смеется,

Которое дружит с тропическим ливнем,

С полярною ночью и ветром пустынным.

Есть солнце, которое с песней проснется

И песней веселой по свету несется.

У солнца веснушки, у солнца игрушки,

Ему не нужны автоматы и пушки.

Нам нужен мир - тебе и мне

И всем на свете детям

И должен мирным быть рассвет

Который завтра встретим

Нам нужен мир, трава в россе, улыбчивое детство.

Все : Нам нужен мир, прекрасный мир, полученный в наследство.

И мы живём сейчас в стране,

Что, с каждым годом краше.

Спасибо Родине моей,

За мир и детство наше!

Композиторы, как правило, долго остаются «за кадром», но именно они создают произведения, которые приносят исполнителям безграничную славу и любовь народа. И как знать, стали бы они звездами, если бы не талант таких выдающихся музыкантов, как наш собеседник, композитор Эльчин Иманов. Созданные им песни о Баку любимы не только бакинцами, их поют по всему миру, прославляя и воспевая самый прекрасный город на земле…

— В юности нам кажется, что наши родители всегда будут молодыми, а друзья пройдут с нами весь жизненный путь. Но в один прекрасный момент все вокруг начинает меняться — дома и улицы родного города постепенно исчезают, уезжают друзья, уходят из жизни родители. И ты вдруг понимаешь – боже мой, как же я люблю этот город, которого уже нет… Вы переживали нечто подобное?

— Моя первая песня «Джан, Баку, дом родной», которую я написал в 1994 году, была написана под впечатлением моей юности, когда мы заканчивали школу, встречали рассвет на бульваре, и я сидел на скамейке со своей first love, сладостно мечтая о поцелуях… У меня как-то получается извлекать из своего сердца нужные чувства в нужный момент, и использовать эти воспоминания для работы.

Но мое творчество не замыкается только на песнях о Баку! Я написал много произведений классической музыки, но так получилось, что и в Азербайджане, и за его пределами песни о Баку на русском языке наиболее востребованы, а в Израиле я даже более популярен, чем в родной стране. И это понятно – для людей, оторванных от родины, лишенных возможности пройтись по любимой улице, заглянуть в гости к другу детства, любое напоминание о жизни, в которую они уже никогда не смогут вернуться, очень важно.

— А для вас дороги воспоминания?

— Я никогда не ностальгирую со слезами на глазах – драматургия песни для меня всего лишь драматургия песни, к тому же, я обладаю талантом предвосхищать, предвидеть темы, которые будут приняты публикой. Возможно, этому способствуют два моих образования — музыкальное и театральное. Ведь что такое песня? Сплав музыки и поэзии. Хотя, если быть честным, чаще мне приходится иметь дело с текстами, а не с поэзией… Поэтому мне так нравится работать с большими произведениями, наполненными драматургией и законченной поэтической мыслью, именно это и рождает творческий простор для композитора. Но для того, чтобы соединить столь разные начала звука и слова, необходимо образование, мастерство и, естественно, талант.

— Это естественно для вас, но многие молодые люди считают, что образование им совершенно не нужно. Главное – придумать мелодию, они даже аранжировку не могут сделать сами!

— Очень часто я слышу упреки и со стороны наших известных композиторов, и со стороны молодых ребят, которые недавно появились в этой сфере, но почти сразу же стали очень популярными. Вторым не хватает регалий первых, а первым — признания, любви народа и, возможно, задора молодости.

Гениальный Моцарт сказал, что талант — это способность делать то, чему тебя никто не учил. Давайте вспомним бардов и композиторов советской эпохи — Окуджаву, Визбора, Галича, Кима, Минкова, Гладкова, Артемьева, Рыбникова, Шаинского, кстати, выпускника Бакинской консерватории класса Кара Караева. Песня на стихи Рабиндраната Тагора «Вам и не снилось», которую написал Рыбников, мгновенно стала народной, а веселые детские песенки Шаинского пели взрослые дяденьки и тетеньки. Вот и получается, что без школы и таланта никуда… И чем одним композиторам кидать камни в огород других композиторов, пусть лучше каждый попробует написать песню, которую будет петь народ! Как говорил великий Вагиф Мустафазаде, можно двумя нотами открыть окно в мир, а железными пальцами можно создать хаос.

— Почему же сейчас не получается создавать хиты?

— Вы думаете, это только у нас происходит? Это во всем мире происходит! Мне трудно какие-то конкретные причины такого вселенского творческого застоя. Возможно, это связано с тем, что молодое поколение воспринимает музыку предыдущих эпох, как «отстой» и скуку. Мы, например, воспитывались на классике, и попутно интересовались всем, что тогда происходило в мире музыки. Я помню, как в музыкальной школе №1 Вагиф репетировал с группой «Севиль», и мы с мальчишками толпились у двери, пытаясь расслышать в замочную скважину, какие же аккорды он там берет? Вроде бы он все делал неправильно, а получалось гениально!

Шансон, который я стал писать по просьбе Арзу Рзаева и Эйюба Ягубова, принес мне такую славу, которая «задавила» другие мои музыкальные произведения на слова великих азербайджанских поэтов, а ведь у меня много песен на стихи Мушвига, Вагабзаде и многих, многих других.

Покойный Анар Мамедханов после своей поездки в США в начале 2000-ых годов сказал с восторгом: «Слушай, чувак! Это что такое?! Мы с командой раз двести слушали твою песню про стюардессу!» Ну, это же есть в нашем городском фольклоре, когда два гочу чуть ли не убить друг друга готовы, и вдруг мимо проходит русская женщина, и они про все забывают, замирая от восхищения! Эти детали и делают песню!

— Это не детали, а нормальный основной инстинкт!

— Так вот он и играет огромную роль в жизни азербайджанских мужчин, потому что настоящий мужчина не может не реагировать на женскую красоту!

— Большой успех порождает большую зависть. Как вы реагируете на недоброжелателей?

— Философски! Им же хуже, ведь это же не я мучаюсь от бессонницы от разъедающей зависти. Сейчас некоторые нереализованные музыканты любят произносить пафосные речи: «Время все перемелет, и мы посмотрим, кто останется в истории». Время-то перемелет, но если ты сегодня не любим, неужели ты думаешь, что тебя полюбят через полвека? Это сегодня надо писать хорошие, талантливые произведения, а не набор звуков и возмущаться, что тебя не понимают! А сам ты понимаешь, почему пишешь музыку? Почему человек берет в руки перо, почему артист выходит на сцену? Что ими движет?

— А вы ответили на этот главный для любого творческого человека вопрос?

— Без музыки в моей жизни не будет счастья! Если я не смогу делать то, что делаю, у меня остановится сердце! А уж когда твои земляки тебя понимают и поддерживают, это и есть главная награда! В моих песнях хранятся воспоминания детства, юности, молодости, первые шаги взрослой жизни. Я же вырос в мяхялля и когда взрослые ребята говорили мне: «Эй, пацан, иди сюда! Вот тебе рубль, купи нам сигареты, а себе возьми мороженное», я был самым счастливым человеком в эти моменты, потому что мне доверяли авторитетные ребята. И они же нас защищали и ограждали от того, что тогда было не принято в нашем городе, и если ты был из этого мяхялля, ты был под самой надежной защитой!

Недавно я написал песню про Советскую. Как-то раз я просто проезжал по этой знаменитой улице и увидел, как работает экскаватор. Вдруг в моей памяти всплыли какие-то воспоминания юности, я сел в крохотной кафешке и стал жадно рассматривать маленькие убогие домишки, которые исчезали под беспощадным ковшом экскаватора… Почти в этот же момент у меня родилась полушуточная и полусерьезная песня, которую не только поют, но под нее даже танцуют! Я занимаюсь музыкой по призванию, а не потому, что мне дадут звания или орден. Много лет назад я работал за границей и получил огромный гонорар. Передо мной лежала куча денег, но мне стало так грустно… Во-первых, я не на родине, во-вторых, здесь нет моих друзей, в третьих, и это, наверное, спорная мысль, для того чтобы быть полностью счастливым, человеку моего возраста всегда будет не хватать молодых лет… Возраст тебя опускает на землю в самые лучшие мгновения твоей эйфории, потому что ты уже недосчитался нескольких друзей, что-то безвозвратно потерял… «И, порою, я терял друзей, не потому что ротозей, потому что есть друзья, которых не терять нельзя»… И это тоже большое разочарование, ведь к определенному возрасту ты приходишь с потерями, и особенно остро ты это ощущаешь именно тогда, когда достиг определенного успеха, положения и благополучия, но это кажется тебе таким мелким и незначительным… Друзей не вернуть, детство ушло навсегда, скамейки, на которой ты впервые в жизни поцеловал девушку, давно уже нет. Мы снимали клип в исполнении Энвера Садыхова, и во время перерыва я буквально прокричал Джавиду Имамвердиеву, автору сценария и режиссеру-постановщику клипа: «Где моя скамейка!? Когда я первый раз здесь поцеловался, меня так ударило током, что я чуть сознание не потерял!» Я же был стеснительным парнем по сравнению с некоторыми моими товарищами. Сейчас этой скамейки нет, и разве я могу быть счастлив до конца?

— Чем же сегодня счастлив композитор Эльчин Иманов?

— Встречей с умными интересными людьми, когда снимаются клипы на мои песни, когда ко мне обращаются режиссеры, сценаристы и исполнители, когда меня останавливают на улице и благодарят за мои песни. Для меня это бесценно!

— Как вы восприняли перемены, которые произошли в результате распада СССР?

— Для поколения наших отцов и дедов, чтобы не происходило в стране – войны, коллективизация, индустриализация, страна, эпоха и мышление оставались неизменными. А мы пережили настоящее потрясение, когда однажды проснулись каждый в своей стране, и должны были адаптироваться к новому времени. Но иногда я думаю — хорошо, что мы видели эти ужасные 90-е, эту катастрофу человеческих отношений, когда все сидели на чемоданах. Это помогло нам правильно оценить время, в которое мы сейчас живем. Я всегда все сравнивал со своим детством — школа, пионерия, молодые родители, молодость, первая любовь… И мои воспоминания не имеют ничего общего с политическим строем! Ну, это как Сталинград – можно по-разному относиться к Сталину, но в этом городе рабочие и солдаты защищали не что-то мифическое, а свои дома, детей, родину. И разве наши ребята в Карабахе не то же самое делали? Можно все переименовать, но никто не в состоянии отменить память сердца…

— Когда вы поняли, что музыка – это ваше призвание?

— Я был очень непослушным ребенком, поэтому в музыкальной школе я учился не у своей мамы, которая там преподавала сольфеджио, а у другого педагога, потому что только она смогла хоть как-то меня приструнить. «Какой же он у тебя талантливый! — говорила она, — этот негодяй за пять минут все делает, а потом болтает весь урок, и другим еще пишет диктанты. Я тебе советую, отдай его в школу Бюльбюля».

Вообще, талантливым детям, как говорила моя мама, необходимо уделять в два раза больше внимания, потому что им настолько все легко дается, что их нужно постоянно контролировать, чтобы приучить к труду и усидчивости.

В школьные годы меня все увлекало – музыка, книги, спорт, настольный теннис, я играл в волейбол, отлично плавал, очень рано увлекся театральными постановками.

— А кто вам привил усидчивость?

— Время заставило стать трудолюбивым, и я очень благодарен этому беспечному времени… В Советском Союзе дети жили очень беспечно, они очень чутко чувствовали, что их родители не переживают о куске хлеба. Все были равны — ну, нет богатства и не надо, все так живут! Сегодня все изменилось…

У нас во дворе жила одна женщина, которую все ненавидели из-за ее отвратительного скандального характера, но так получилось, что она присматривала за мной после школы и кормила очень вкусными пирожками собственного приготовления. И каждый день после обеда я по ее просьбе играл только одну вещь – полонез Огинского, причем я всегда импровизировал. Уже позже я прочитал в книге Антонина Згоржа «Один против судьбы» историю, как Гайдн приводит к Моцарту на прослушивание молодого Бетховена. А у Моцарта, как всегда, была пирушка, вино рекой, смех, веселье. «Сейчас он сыграет что-нибудь из своих сочинений», — сказал Гайдн. «Не надо, – ответил Моцарт, — пусть лучше он сыграет что-нибудь мое». И когда Гайдн услышал, что играет Бетховен, попытался его остановить. Но Моцарт пришел в неописуемый восторг: «Ты посмотри, как он меня перефразирует?! Он будет гениальным композитором!» Это и есть самый главный тест на талант – если ваш ребенок начинает импровизировать, обязательно отправляйте его в консерваторию на композиторский факультет.

— Каким личным или профессиональным достижением вы гордитесь больше всего?

— Своей семьей – потрясающими детьми и прекрасной супругой, которая, в отличие от меня, очень выдержанная и терпеливая. В моем возрасте очень важно понять простую истину – прошло время разбрасывать камни, настало время их собирать. Личные успехи и победы остались в прошлом, сегодня я горжусь тем, что моя дочь — студентка медицинского университета, а сын учится в дипломатической академии, много ездит и активно познает этот мир. Он, кстати, принимал участие в театрализованном представлении Евроигр. Я ими горжусь больше, чем собой.

— Вы упомянули о своих песнях на стихи азербайджанских классиков. Какая из них вам наиболее дорога?

— Мне дороги все мои песни, но одна из самых любимых – это «YENE O BAG OLAYDI …» на известнейшее стихотворение Микаила Мушвига. На эти стихи уже была написана песня нашим признанным композитором Гаджи Мамедовым, а исполнила ее великая Шовкет Алекперова. И когда я решился написать свою песню, то испытал невероятные чувства от соприкосновения с гением Мушвига…

Жизнь этого гениального поэта была ужасной, его сломали, расстреляли, а несчастный парень даже не понял, за что… Музыка — это настоящая стихия, потому что она проникает в такие тайники души, которые невозможно выразить словами. Мне казалось, что моя композиция будет ближе к личности поэта, и когда я принес готовую фонограмму и показал ее режиссеру Эльхану Джафарову, он мне сказал: «Если бы я снимал клип на старую песню, то это была бы простая бакинская дача, большой самовар, гости, дети. Прослушав твое произведение, я обязательно буду снимать НКВД, ужасы, пытки, которые перенес Мушвиг, так и не поняв, за что с ним так поступили, но этот каток неумолимо на него надвигается и уничтожает».

На презентацию клипа «YENE O BAG OLAYDI …» пришли очень уважаемые мною люди — Шафига Ахундова, Яшар Нури, Амина Юсиф гызы, Эльмира Ахундова, Расим Балаев, Айгюн Самедзаде, которая произнесла очень трогательную речь: «В Азербайджане каждый композитор мечтает прикоснуться к творчеству Мушвига, потому что это монумент, скала, высочайшая планка! Поэтому мне было очень интересно – что же такого они сделали, что еще и клип сняли? Но после просмотра я поняла – то, что идет изнутри, не поддается анализу!» Полностью с ней согласен, ведь если бы музыку можно было просчитать, я бы каждый месяц делал нечто подобное. Я подошел к Айгюн и поблагодарил за теплые слова: «Только талантливый человек способен распознать талант в другом!» Я не представляю себе, чтобы я услышал нечто выдающееся и интересное, и стал бы кривить душой и специально искать там плохое!

— Но это не единственная песня на слова Мушвига, вы написали одну из самых знаменитых ваших песен – «ANA»…

— Когда я начал сочинять эту вещь, то почти сразу же зашел в тупик. Музыка требует развития, а текст упирается. Я играю второй заход, третий, четвертый, десятый, и вдруг у меня из ушей и ноздрей сами по себе вылетают слова, которых не было у Мушвига! Песню приняли великолепно, сам Ислам Рзаев меня благословил, а я сижу и жду, когда мне зададут вопрос: «А кто ты такой, чтобы дополнять Мушвига!?» Я же дописал небольшую фразу – «Целую твои руки, целую твои глаза, ай ана, гурбан олар сяня»…

Прошло лет пятнадцать. Песня знаменита, ее везде поют, даже на иврите в Израиле. И однажды свершилось… На каком-то мероприятии я познакомился с одним лингвистом. Он внимательно прислушивался к словам песни, которую исполнял Ниамеддин Мусаев. А потом задал мне вопрос, который я ждал все эти годы:

— А кто написал слова «целую твои руки»? Неужели это вы?

— Нет, – ответил я.

— Может быть, Эйюб?

— Нет, само собой так получилось….

В этот миг я отчетливо вспомнил свое тогдашнее состояние – полностью отключенный разум, экстаз, лабиринт звуков, в котором есть сотни вариантов и выходов, мне надо было лишь прислушаться к своему сердцу и музыка сама меня выведет. И тут лингвист, немного подумав, сказал:

— Это на тебя снизошел дух поэта…

Он угадал самое главное — мой с духом Мушвига секрет…

Это и есть счастье! Можно получить тысячу званий, квартиры, и это замечательно, потому что я бы тоже не отказался от такого призвания. Мне просто никто не дает наград, а просить я не умею… Помните как в фильме – «для графа де Ля Фэр это слишком мало, а для Атоса слишком много»… Ведь публика любит не за регалии, а за талант. Говорю это совершенно беззлобно. Мне жаль тех, кто имеет все, кроме таланта. Ну, день посидели, выпили за тебя, два, три, ну, получил ты звание «Заслуженный Архимед Азербайджана», но ты же не стал от этого Караевым, Амировым, Керим Керимовым.

— И последний вопрос, который я всегда задаю музыкантам — как для вас звучит Баку?

— Вы задаете вопрос композитору, и я могу ответить своей песней: «В городе моем Баку звездные вечера, уезжая из Баку, оставляю ведь я частицы себя. В стареньком дворике дружной семье жили соседи под крышей одной, не забыть мне твою доброту, наш любимый, наш добрый Баку»…. Ну как вам?

— Здорово…

— Здорово!? Чтобы сочинить такую музыку, надо жизнь прожить!

 

Возможно, будет полезно почитать: