Тибет в годы второй мировой войны. Тибетский вопрос Китая: есть ли решение? Краткая историко-географическая справка

Большую часть прошлого столетия отношения США с Тибетом характеризовались американским подобострастием перед Китаем и неискренними, но добрыми пожеланиями Далай-ламе. Еще в 1908 году американский дипломат Уильям Рокхилл (William Rockhill) заявил Далай-ламе XIII: "Тесные и дружеские отношения с Китаем абсолютно необходимы, ибо Тибет входит и должен входить в состав Цинской (Маньчжурской) империи ради собственного блага". Спустя сто лет при Далай-ламе XIV изменилось немногое. После встречи в 2011 году с президентом Обамой в Картографической комнате Белого дома (Овальный кабинет показался слишком официальным) Далай-ламу вывели через заднюю дверь и повели мимо мусорных баков. Конечно, все это было сделано ради того, чтобы избежать обвинений со стороны Пекина, который расценивает как "вмешательство" даже самую мягкую критику по поводу его политики в отношении Тибета.

Однако это было важнейшее и очень драматичное отступление от минималистского подхода. Почти двадцать лет после 1950 года, когда китайцы захватили Тибет, ЦРУ проводило тайную операцию с целью подготовки тибетских повстанцев и сбора разведывательной информации о Китае в рамках своих попыток сдержать распространение коммунизма по миру. Об этом сегодня мало известно, но программа ЦРУ привела, как минимум, к одному яркому и эффектному успеху разведки, а также обеспечила поддержку Далай-ламе. Накануне исторической встречи Ричарда Никсона с Мао в 1972 году эта программа была неожиданно отменена, и США вернулись к своей традиционной политике в отношении Тибета, держа его на расстоянии. Но это не помогло покончить с мощной атмосферой недоверия, которая продолжает отравлять американо-китайские отношения. Китайское правительство не только хорошо знало о программе ЦРУ, но и опубликовало в 1992 году официальный документ на эту тему. В нем была информация о деятельности управления, полученная из надежных западных источников, однако вина возлагалась в основном на "клику Далай-ламы". Эту фразу Пекин использует по сей день.

Повстанческое движение началось после того, как Народно-освободительная армия Китая вторглась в Тибет после разгрома националистов, и когда Пекин вынудил правительство Далай-ламы признать власть Китая над этим регионом. В 1955 году группа местных тибетских лидеров тайно подготовила заговор с целью проведения вооруженного восстания, и год спустя начались волнения. Повстанцы брали в осаду местные органы государственной власти, сотнями убивая государственных служащих и китайцев хань. В мае 1957 года были созданы повстанческая организация и боевые силы повстанцев, которые начали убивать коммунистических руководителей, дезорганизовывать работу связи, нападать на различные учреждения и на китайские армейские подразделения, дислоцировавшиеся в этом регионе.

К тому времени восстание получило американскую поддержку. В начале 1950-х годов ЦРУ начало искать возможности и способы для оказания помощи тибетцам в рамках своей расширявшейся кампании по сдерживанию коммунистического Китая. Ко второй половине десятилетия был запущен проект "Цирк": боевиков тибетского сопротивления начали возить за границу на обучение, а на территории Тибета в стратегически важных местах американцы стали сбрасывать на парашютах оружие и боеприпасы. В 1959 году управление открыло секретный учебный центр по подготовке тибетского пополнения в Кемп-Хейле, штат Колорадо. Место было выбрано неслучайно, поскольку база находилась на высоте 3 километров над уровнем моря, а окружающая местность напоминала Гималаи. По словам одного источника, через лагерь в Колорадо прошли примерно 170 "партизан Камба".

Усилия ЦРУ так и не привели к массовому восстанию против китайских захватчиков, но они стали одним из важнейших успехов разведки во времена холодной войны, поскольку в 1961 году тибетские боевики захватили и передали ЦРУ огромное количество китайских военных документов. Из них удалось узнать о падении морального духа у китайских солдат, которые узнали о массовом голоде, поразившем Китай во время Большого скачка. Но в следующем десятилетии в Вашингтоне возникли серьезные разногласия относительно деятельности ЦРУ в Тибете, и в 1971 году, когда Генри Киссинджер готовил встречу Никсона с Мао, программу свернули.

"Хотя вопрос Тибета не стоял на повестке во время переговоров в Пекине, эпоха официальной американской поддержки тибетцам подошла к концу, - вспоминал в своей вышедшей в 1999 году книге "Orphans of the Cold War: America and the Tibetan Struggle for Survival" (Сироты холодной войны: Америка и тибетская борьба за выживание) ветеран ЦРУ Джон Кеннет Кнаус (John Kenneth Knaus), проработавший там 40 лет. - В новом уравнении Киссинджера места Тибету не нашлось". К 1975 году президент Джеральд Форд уже смог сказать скептически настроенному будущему лидеру Китая Дэн Сяопину: "Позвольте заверить вас, господин вице-премьер, что мы выступаем против любых правительственных действий [США] в отношении Тибета, и не проводим их".

Многие друзья Тибета и почитатели Далай-ламы, которые всегда выступали против насилия, считают, что сам он ничего не знал о программе ЦРУ. Однако один из братьев Далай-ламы Гьяло Тондуп (Gyalo Thondup) был тесно связан с операцией ЦРУ, а принимавший в ней участие Кнаус пишет: "Гьяло Тондуп информировал своего брата Далай-ламу об общих условиях поддержки ЦРУ". По словам Кнауса, с конца 1950-х годов управление платило Далай-ламе по 15000 долларов в месяц. В 1974 году выплаты были прекращены.,

В 1999 году я спросил Далай-ламу, не нанесла ли вред Тибету операция ЦРУ. "Да, это так", - ответил он. Вмешательство оказалось пагубным, потому что оно было направлено главным образом на обслуживание американских интересов, а не на оказание длительной помощи тибетцам, добавил Далай-лама. "Когда американская политика в отношении Китая изменилась, они прекратили оказывать помощь, - заявил он мне. - В противном случае мы могли бы продолжать эту борьбу. Многие тибетцы возлагали большие надежды на оружие, которое ЦРУ сбрасывало с самолетов, но потом пришла китайская армия и уничтожила их. У американцев были другие планы, отличавшиеся от планов тибетцев".

Абсолютно верно, и эти разные планы в 2010 году подробно изложила владеющая тибетским языком антрополог Кэрол Макгранахан (Carole McGranahan), которая написала книгу "Arrested Histories: Tibet, the CIA, and Memories of a Forgotten War" (Остановленная история: Тибет, ЦРУ и воспоминания о забытых войнах). Иногда автор чрезмерно запутывает свое повествование сложной антропологической терминологией, однако она великолепно показывает то, насколько разительно отличаются мнения тибетских ветеранов об операции ЦРУ от воспоминаний их американских партнеров. Поражает пример с захватом военных документов, которые тибетские партизаны смогли получить, устроив засаду на одного высокопоставленного китайского офицера. Эта сцена показана во всех ее страшных деталях на огромной картине, которая хранится в музее ЦРУ в Вашингтоне. В документах говорится не только о низком моральном духе китайских солдат. Там раскрываются масштабы насилия и зверств китайцев в Тибете. "Эта информация стала для тибетского правительства в изгнании единственным документальным доказательством, свидетельствующим о китайских злодеяниях, и поэтому она была бесценна", - отмечает Макгранахан. Тем не менее, тема документов и их захвата редко всплывала во время ее длительных бесед с ветеранами. "Почему это достижение, которое столь высоко оценили правительства США и Тибета, не стало таким же знаменательным и памятным для партизан?"

Одна из причин заключается в том, что тибетским партизанам ничего не сказали о ценности этих документов, прочитать которые они не могли. Один из ветеранов рассказал Макгранахан:

"Наши солдаты напали на китайские грузовики и захватили какие-то документы китайского правительства. После этого американцы подняли нам денежное довольствие. Никто не знал, что было в этих документах. В то время вопросов не задавали. Если ты задавал много вопросов, остальные начинали относиться к тебе с подозрением".

Командир группы, организовавшей засаду, рассказал антропологу: "В качестве награды ЦРУ дало мне часы Omega". Но и он тоже очень мало знал о важности захваченных документов. Как подробно пишет Макгранахан, ветераны прежде всего были преданы Далай-ламе и хотели, чтобы он снова стал верховным лидером независимого Тибета.

Когда миссия ЦРУ закончилась, Тибет в китайской политике Вашингтона начал отходить на задний план. Об этом откровенно пишет Кнаус в своей второй книге "Beyond Shangri-la: America and Tibet’s Move into the Twenty-First Century" (По ту сторону Шангри-Ла: Америка и вхождение Тибета в 21-й век). Реальность такова, что американским президентам сейчас приходится иметь дело с мировой державой, какой является Китай. В весьма запутанных оруэлловских выражениях, оправдывающих невнимание Америки к Тибету, бывший заместитель госсекретаря по Восточной Азии Маршалл Грин (Marshall Green) рассказывает Кнаусу: "Мы ничем не могли помочь тибетцам, кроме улучшения отношений с китайскими коммунистами, потому что при таком раскладе у нас появлялась возможность оказывать на них давление, дабы они проводили более умеренную политику по отношению к Тибету". Грин признал, что это было "оправдание для отказа тибетцам".

Оригинал публикации.

В годы Второй мировой войны Тибет сохранял контакты с Центральным правительством Китая, но практически территория {254}Тибета не была вовлечена в военные действия. В начале 1941 г. Джампэл Еше был вынужден оставить пост регента и вернуться в монастырь Радэн.

К власти пришла группировка тибетской столичной аристократии во главе с новым регентом Нгаван Сунрабом, настоятелем небольшого монастыря Тактра недалеко от Лхасы.

После начала войны на Тихом океане и в Юго-Восточной Азии (декабрь 1941 г.) в монастырях Тибета прошли молебны, но не за победу какой-либо из воюющих сторон, а за восстановление мира [Богословский, Москалев, 1984, с. 246]. После захвата японцами Бирмы Чунцин предложил построить дорогу через Тибет для транспортировки военных грузов из Индии на фронты антияпонской войны. Регент Тактра отклонил это предложение. Англичане смогли добиться лишь согласия Лхасы на перевозку через территорию Тибета невоенных грузов, но без строительства какой-либо новой дороги.

В конце 1942 г. в Лхасе побывала официальная миссия США в составе сотрудников Бюро стратегических служб (разведки) подполковника Ильи Толстого и капитана Доллана Брука. Состоялся обмен письмами между президентом США Ф. Рузвельтом и Далай-ламой XIV. Американцы также пытались договориться о транспортировке военной помощи Китаю из Индии через Тибет, но не добились успеха.

До 1940 г. в Лхасе имелось только постоянное представительство Непала. Кашаг вел с ним дела через Управление по делам гуркхов. Затем появились постоянные представители Центрального китайского правительства (начальник тибетского отделения Комитета по делам Монголии и Тибета и др.) и правительства Британской Индии. Во второй половине 1942 г. в Лхасе было «восстановлено» Управление по делам всех государств21 [Уа Наnhzang, 1993, р. 410]. Управление возглавили чиновники 3-го ранга: аристократ-мирянин Суркан-дзаса и монах Йонтэн-дзаса Кончок Джунне. Китайский представитель в Лхасе Чэнь Си-чжан отказался признать новое Управление и вести с ним дела. Управление существовало до мая 1951 г., но практически через него вели дела с Кашагом только англичане. {255}

Тибет в первые послевоенные годы

Летом 1944 г. в Лхасу прибыл посланец Центрального правительства Китая, советник Чан Кай-ши Шэнь Цзун-лянь. В результате переговоров с ним власти Лхасы согласились направить в Нанкин «миссию доброй воли». Миссия ехала через Индию, и по прибытии ее в Нанкин в конце 1946 г. правительство Китая объявило членов миссии делегатами Тибета в Национальном собрании Китайской Республики. Тибетцы действительно присутствовали на заседаниях Национального собрания, но, как они впоследствии утверждали, лишь в качестве наблюдателей, а не участников. В новой Конституции Китайской Республики, принятой Национальным собранием в 1946 г., записано, что «Тибету гарантируется автономия» [Миньго чжи цзан синчжэн фалюй, 1999, с.

Между тем в самом Тибете в эти годы обстановка была нестабильной. Представители духовенства выражали недовольство политикой регента Тактра (сбор недоимок с монастырских крестьян, открытие весной 1945 г. в Лхасе светской школы с обучением, в частности, английскому языку и т.д.). Центром оппозиции являлись монастырь Радэн и его настоятель Джампэл Еше, а также дацан Дже (2,5 тыс. монахов) монастыря Сэра.

В ноябре 1946 г. было совершено покушение на цзэпёна Лхалу, сына Луншара22. Неизвестные обстреляли его, но он не пострадал. В начале 1947 г. регент получил из Кама посылку, в которую оказалась вложена ручная граната. Регент также не пострадал. Власти решили действовать. 14 апреля 1947 г. солдаты окружили монастырь Радэн и арестовали Джампэл Еше. Восстания монахов этого монастыря, а также дацана Дже монастыря Сэра были подавлены, погибло более 200 монахов. Следственная комиссия обвинила Джампэл Еше в заговоре с целью убить регента и в попытке получить помощь со стороны китайцев. Обвинение использовало, в частности, телеграмму от тибетских представителей в Нанкине, в которой сообщалось о письме Джампэл Еше к Чан Кай-ши с просьбой о помощи . 8 мая, еще до вынесения приговора, Джампэл Еше умер в тюрьме. Один из видных сторонников экс-регента Ньунэ-лама покончил жизнь самоубийством. Ближайший сподвижник и главный секретарь экс-регента получили по 250-260 ударов плетьми и были посажены в особую тюрьму в Норбулинке. 30 монахов и один мирянин {256} (мелкий чиновник) были наказаны плетьми, закованы в кандалы и переданы для работы в имения лхасских аристократов.

Следственная комиссия объявила невиновными и освободила бывшего калона Пункана и некоторых других арестованных аристократов и высших чиновников [Богословский, 2002, с. 114-116]. Более 200 человек - сторонников Джампэл Еше бежали на территорию, находившуюся под контролем войск Гоминьдана. Гоминь-дановское правительство не имело возможности как-либо повлиять на развитие событий в Тибете. В Китае в эти годы (1946-1949) шла гражданская война между КПК и Гоминьданом, и перевес все более переходил к вооруженным силам КПК. Обе стороны, разумеется, считали Тибет неотъемлемой частью Китая. В Лхасе после событий весны 1947 г. укрепились позиции регента Тактра, вокруг которого объединились сторонники независимого курса. Делались попытки заявить о независимости Тибета.

Весной 1947г. партия Индийский национальный конгресс организовала в Дели Азиатскую конференцию, и тибетские власти направили туда свою делегацию. На церемонии открытия конференции 23 марта 1947 г. был поднят тибетский государственный флаг, а на карте Азии, вывешенной в зале заседаний, Тибет был выделен как независимое государство. Лишь после протеста МИДа Китая тибетский флаг был снят, а Тибет на карте включен в состав Китайской Республики [Богословский, Москалев, 1984, с. 215].

После провозглашения независимости Индии на правах доминиона (15 августа 1947 г.) британская миссия в Лхасе, английские торговые агентства в Гьянцэ, Ятуне и Гартоке стали индийскими. К Индии перешли все права и обязанности по договорам и соглашениям с Тибетом.

Власти Лхасы первоначально поставили перед правительством Индии вопрос о «возвращении всех тибетских территорий», включая Ладак, Сикким и Дарджилинг, но потом согласились отложить решение этого вопроса на будущее. В октябре 1947 г. Тибет направил в Индию, Китай, Англию и США официальную делегацию, которую возглавил цзэпён Шакабпа [Уа Наnzhang, 1993, р. 329-332]. Делегации поручалось добиться выплаты правительством Индии сумм за тибетский экспорт в долларах или фунтах стерлингов, а не в рупиях, как прежде, а также приобрести слитки серебра для чеканки тибетских монет. Но главная цель поездки состояла в установлении официальных отношений между «независимым Тибетом», как заявлял Шакабпа, и перечисленными странами. Этой цели, разумеется, достичь не удалось, хотя делегация была принята {257}в Дели - М.К. Ганди и Дж. Неру, в Нанкине - Чан Кай-ши, в Вашингтоне - госсекретарем США Дж. Маршаллом, а в Англии - премьер-министром Эттли и министром финансов. МИД Китая направил официальный протест в госдепартамент США по поводу приема тибетской делегации, а китайский посол в Индии также сделал соответствующее представление индийским властям. Госдепартамент США разъяснил, что США считают Тибет частью территории Китая [Гуревич, 1958, с. 89]. Тибетской делегации удалось добиться успеха лишь в переговорах о торговле. Так, правительство Индии согласилось платить в долларах и фунтах за товары, принадлежащие тибетскому правительству, но за товары частных торговцев - в рупиях. Индия также согласилась не взимать пошлин с товаров, следующих транзитом в Тибет.

В Китае полная победа КПК в гражданской войне определилась уже совершенно ясно. В июле 1949 г. тибетское правительство объявило о немедленной высылке из Тибета членов гоминьданов-ской миссии во главе с Чэнь Си-чжаном и всех проживающих в Тибете китайцев. Тибетские власти закрыли китайскую школу, радиостанцию и метеостанцию. Высылка китайцев была осуществлена. Она должна была символизировать полный разрыв отношений между Тибетом и правительством Гоминьдана [Уа Наnzhang, 1993, р. 333-334].

С 27 августа до начала октября 1949 г. в Лхасе находился американский «радиокомментатор» Лоуэлл Томас. Он вел переговоры с руководителем Тибета о военной помощи тибетской армии со стороны США [Наrrеr, 1956, р. 187; Уа Наnzhang, 1993, р. 419].

2 сентября 1949 г. агентство Синьхуа заявило: «Китайская Народно-освободительная армия освободит всю территорию Китая, включая Тибет, Сикан, острова Хайнань и Тайвань. Она не позволит ни одной пяди китайской земли остаться вне власти Китайской Народной Республики» (цит. по [Гуревич, 1958, с. 93]). {258}

Тибет занимает в Китайской Народной Республике и в мире особое место. Одним из доказательств его уникальности является существование так называемого тибетского вопроса. При этом вопрос этот существует в нескольких парадигмах, в зависимости от чего его трактовка может меняться кардинальным образом.

В китайской парадигме тибетский вопрос считается измышлением сепаратистски настроенной тибетской диаспоры и враждебных Китаю сил, в тибетской - проблемой исторического и политического статуса Тибета.

Существуют также парадигмы тибетского вопроса как «политики реального» (Realpolitik), или проблемы прав человека, экзотической страны мистической духовности (Шангрила), или, наоборот, страны, где распространены деградированные формы буддизма. В основе главных парадигм тибетского вопроса лежит конфликт по поводу статуса Тибета по отношению к Китаю, выражающийся в разных формах, однако наиболее ожесточенно — в борьбе за право представительства, или, иначе говоря, идеологической борьбе за право представлять тибетский народ и его историю. Главные оппоненты в этой борьбе - правительство КНР и тибетская диаспора в лице далай-ламы XIV и его правительства в изгнании .

Китайская парадигма

Китайская парадигма тибетского вопроса существует на трех уровнях — официальном, интеллектуальном и массовом.

Можно сказать, что для всех трех уровней характерно понимание Тибета как части Китая; однако, когда дело касается более частных вопросов истории, культуры, религии, существуют различные трактовки. Скажем, ученые-исследователи не столь категоричны, как официальный Пекин, в утверждении о том, что Тибет являлся частью Китая, начиная с династии Юань (1279-1368) .

Среди трех уровней основополагающим является официальный.

Он основан на концепции единого Китая, которым на протяжении тысячелетий правили сменяющиеся династии различных этносов единой семьи народов Китая. В отношении Тибета утверждается, что, начиная с правления династии Юань, Тибет всегда находился в той или иной формальной зависимости от центрального правительства, правящего в данный промежуток истории Китаем. Понимание Тибета как части Китая в новейшее время было унаследовано от Цинской империи Китаем республиканским, а от него перешло к Китаю коммунистическому. В период существования Китайской республики (1911-1949) контроль над Тибетом был утрачен, и только в 1951 году на основании письменного соглашения из 17 пунктов Тибет вновь «вернулся в лоно единой семьи китайских народов».

Построение образа «китайского Тибета» (как, впрочем, и «независимого Тибета» в видении диаспоры) основывается на упрощенных символах, с помощью которых обосновывается утверждение о том, что Тибет является частью Китая.

Согласно официальной пропаганде, старый Тибет был воплощением жестокого режима крепостников, народно-освободительная армия Китая освободила Тибет и принесла тибетскому народу счастье и процветание.

В целях пропаганды официальной точки зрения в КНР в СМИ было запущено огромное количество телевизионных и радиопрограмм, огромными тиражами издаются популярные статьи и книги, в которых освещаются проблемы Тибета. Ни одна национальность Китая не имела такого внимания со стороны государства. Результатом кампании стал большой интерес к Тибету со стороны этнических китайцев, о чем свидетельствует, в частности, туристический поток, хлынувший в Тибет, далеко превзошедший по количеству зарубежный. В КНР была создана сеть научно-исследовательских центров, нацеленных на изучение Тибета, организованы конференции и симпозиумы, на которые приглашаются зарубежные ученые, китайские тибетологи принимают участие в зарубежных конференциях. Надо сказать, что

кампания приносит свои плоды — официальный образ «китайского Тибета» принимается в целом по всей стране.

Что же касается внешней контрпропаганды китайского правительства, то трудно не отметить ее изрядную некомпетентность. Беспрестанное повторение тезиса «Тибет является частью Китая», поношение далай-ламы и его «клики», изображение старого Тибета в виде общества с изуверскими обычаями, непомерное восхваление деяний партии и правительства — все это вкупе с орфографическими ошибками вызывает у внешней аудитории обратную задуманной цели реакцию. Особое отторжение вызывают нападки на далай-ламу, пользующегося огромной популярностью в мире.

Таким образом, символами политического мифотворчества Китая можно назвать изображение старого Тибета в виде «ада на земле», объединительную и цивилизаторскую миссию Китая, освобождение тибетских масс от крепостного ига, развитие и прогресс современного Тибета.

Эти символы по сей день формируют образ Тибета в китайском представлении. Однако наметившаяся тенденция непредвзятого исследования тибетских проблем позволяет надеяться на постепенное изменение этого стереотипа Тибета.

Тибетская парадигма

В 1959 году в результате антикитайского тибетского восстания за рубежи своей страны бежали около 100 тысяч тибетцев. В число беженцев входили далай-лама и его семейство, правительство Тибета, аристократия и высшие монашеские круги, то есть весь цвет тибетской элиты.

Благодаря их усилиям мир узнал о тибетцах и их борьбе за свободу и независимость, которая вызвала искреннюю симпатию к культуре и религии Тибета и большой интерес к тибетскому вопросу. Можно сказать, что эти работы объединяют в целом такие мощные символы, как представление старого Тибета в виде гармоничного общества, где процветала религия, между высшими и низшими царило согласие, а экономика была самодостаточной для удовлетворения нужд населения; незаконный характер китайского вторжения; уничтожение религии и традиционного уклада жизни; справедливая борьба тибетского народа за свободу и независимость.

Основными тезисами тибетской парадигмы являются следующие.

Статус Тибета . Тибет на протяжении своей двухтысячелетней истории был независимым государством.

Во времена монгольской династии Юань и маньчжурской Цин между ламами — правителями Тибета, с одной стороны, и монгольскими ханами и маньчжурскими императорами, с другой, сложились уникальные отношения духовного наставника и светского покровителя, которые полностью утратили свою значимость с падением династии Цин.

Подчеркивается также, что данные отношения имели место между тибетцами и монголами/маньчжурами, и поэтому китайское правительство не вправе утверждать свою власть над Тибетом, основываясь на этих отношениях. После провозглашения далай-ламой XIII независимости Тибета в 1912 году и участия Тибета как равного представителя в тройственной (Китай, Англия, Тибет) конференции в Симле в 1913-1914 годах и вплоть до 1951 года Тибет был полностью независимым государством. Поэтому,

по тибетской точке зрения, введение войск Народно-освободительной армии Китая в Тибет в 1951 году является актом агрессии и незаконной оккупацией Тибета.

Результаты китайской оккупации . Центральная тибетская администрация и Тибетский молодежный конгресс осуждают национальную политику китайского правительства, целью которой, по их мнению, была насильственная ассимиляция тибетского народа, а конкретным результатом - геноцид, сравнимый с нацистским истреблением евреев.

Современное положение . Резкая критика проводимой политики центрального правительства КНР.

По мнению диаспоры, проводимая политика благоприятствует китайскому государству и ханьским мигрантам, в то время как тибетцы маргинализуются, ухудшается окружающая среда Тибета, исчезает тибетский образ жизни, религия и культура тибетского народа постепенно сходят на нет.

Разрешение тибетского вопроса . В первые 20 лет эмиграции (1959-1979) достижение независимости Тибета считалось главной целью в кругах тибетской эмиграции. В настоящее время мнения существенно разделились. В то время как Центральная тибетская администрация стала придерживаться плана «срединного пути», который заключается в обретении полноценной автономии в рамках КНР, Тибетский молодежный конгресс, многие члены тибетского парламента и другие представители тибетской диаспоры не оставляют цели достижения независимости Тибета. По их мнению, независимость возможна, так как КНР может распасться как Советский Союз — из-за экономических и социальных проблем.

Тактикой далай-ламы XIV на настоящий момент является поддержание кампании интернационализации тибетского вопроса посредством обвинений Китая в нарушении прав человека, с тем чтобы добиться поддержки Запада и заставить Китай быть более сговорчивым во время переговоров.

Таким образом, можно сказать, что построение образа «независимого Тибета» тибетской диаспорой также основано на упрощенных символах: старый Тибет как идеальная страна (Шангрила), незаконная оккупация, геноцид, репрессии, насильственная ассимиляция, справедливая борьба за права человека, за свободу и независимость. Симпатии огромного большинства людей в мире лежат на стороне этого образа Тибета. Однако этот стереотип, так же как китайский, построен на политическом мифотворчестве и отрицании истории.

Тибетский вопрос на Западе

Как видно, битва представлений между Китаем и тибетской диаспорой, или борьба за право представлять интересы Тибета, очень ожесточенная. Причем обе стороны упорно настаивают на своем видении проблемы. Кто же выигрывает в этой битве представлений? На первый взгляд кажется, что тибетская сторона, поскольку ее аргументы выглядят сильнее, Пекин держит оборонительную позицию, далай-лама пользуется в мире огромным авторитетом, награждение его Нобелевской премией и золотой медалью конгресса США — свидетельство признания в мире справедливости борьбы тибетского народа.

В этой борьбе сам Запад не посторонний зритель, а теперь уже ее непосредственный участник, а также главное действующее лицо в определении проблемы.

Однако большинство на Западе и в мире не учитывают, что за этой идеологической битвой лежит реальный вопрос и реальная политика, которые в конечном итоге и определяют сущность проблемы. Реальный вопрос состоит в том, что Тибет находится в составе КНР и ни одна страна мира не признает тибетское правительство в изгнании в качестве представителя тибетского народа. А реальная политика состоит в том, что тибетский вопрос используется Западом в борьбе с Китаем, в котором он видит потенциальную угрозу сложившемуся миропорядку.

Можно сказать, что позиция тибетской диаспоры и ее сторонников, в основе которой лежат такие понятия, как право наций на самоопределение и права человека, относится к пространству идеального и не учитывает реальную совокупность всех факторов. В противовес идеальному существует так называемый реальный вопрос, или понимание мира как глобального порядка, в котором господствует доминирующие силы, одни ценности имеют перевес над другими, реализм довлеет над идеализмом, имеющие государственность довлеют над теми, у кого ее нет.

История сино-тибетского диалога насчитывает более 1400 лет.

Массовые волнения в Тибете, самосожжения последних лет свидетельствуют о том, что в сино-тибетских отношениях наступил очередной кризис.

Новое руководство КНР должно понимать, что продолжение политики, следствием которой становятся насилие и вражда, не служит долгосрочным интересам государства. Главным ключом для разрешения тибетского вопроса является скорейшее нахождение компромисса в переговорном процессе. Все надежды тибетцев на самоопределение, возрождение своей религии и культуры связываются с личностью далай-ламы, но время не на его стороне, что придает тибетскому вопросу еще большую остроту. Прагматически настроенные тибетцы понимают, что у них нет шансов борьбы на равных с «Китаем-драконом» и что жизнь шести миллионов тибетцев не может быть использована как разменная монета в политической борьбе. Несомненно, поэтому, в интересах далай-ламы, Тибета и тибетцев, Китая и китайцев скорейшее нахождение срединного пути разрешения тибетского вопроса для блага всех заинтересованных сторон.

Тибетский вопрос в России

Казалось бы, тибетский вопрос имеет мало отношения к российской действительности. Однако это не так.

Тибет и его столица — город Лхаса — места, которые, несмотря на свою отдаленность, всегда манили к себе россиян.

Многим известны имена исследователей Внутренней Азии Николая Пржевальского , Петра Козлова , Григория Потанина , Юрия Рериха . Не будет преувеличением сказать, что их открытия были вдохновлены стремлением попасть в заветную столицу далай-лам, которое, к сожалению, так и не было осуществлено. Тибет особо близок российским буддистам — бурятам, калмыкам и тувинцам.

В конце XVII века монгольские и тибетские монахи принесли на окраины Российской империи буддийскую религию, а бурятские ученые Гомбожаб Цыбиков и Базар Барадин стали пионерами изучения в России этого отдаленного края.

В настоящее время Тибет приобрел для России еще и другое значение: отношение к Тибету стало своего рода проверкой политической воли российского руководства.

Китай является нашим соседом и стратегическим партнером, чем и обусловлено специфическое отношение правительства России к тибетскому вопросу, выражающееся, в частности, в многократных отказах МИД России предоставить въездную визу далай-ламе XIV.
Сама я по специальности китаист, и Китай для меня почти что родная страна. Однако подобная позиция правительства России вызывает недоумение и у меня: получается, что интересы стратегического партнерства с Китаем для правительства важнее самочувствия собственных граждан-буддистов, лишенных возможности встретиться с иерархом своей буддийской традиции. В конце концов, буддизм и на деле является, и официально признается одной из традиционных религий нашей многонациональной и многоконфессиональной страны. Думается, что проблема эта отнюдь не второстепенная, она весьма остра и актуальна.

Кроме того, китайский опыт разрешения тибетского вопроса весьма немаловажен для нашей страны, так как проблема ее единства стоит не менее остро, чем в Китае.

А потому хотелось бы, чтобы власти все-таки обратили на эти вопросы внимание.

Хочется надеяться и на другое: работы ученых, в том числе и эта лекция, смогут оказаться полезными в деле установления истинного добрососедства и партнерства между народами России и Китая.

АНАЛИЗ КОНФЛИКТА
Краткое описание: В Китайской Народной Республике особое место в межэтнических отношениях занимает тибетская проблема. При этом она осмысляется в нескольких парадигмах, в зависимости от чего ее трактовка может меняться кардинальным образом. В китайской парадигме тибетский вопрос считается измышлением сепаратистски настроенной тибетской диаспоры и враждебных Китаю сил, в тибетской – проблемой исторического и политического статуса Тибета. В основе главных парадигм тибетского вопроса лежит конфликт по поводу статуса Тибета по отношению к Китаю, выражающийся в разных формах, однако наиболее ожесточенно – в борьбе за право представительства, или, иначе говоря, идеологической борьбе за право представлять тибетский народ и его историю.
История конфликта: Прежде чем перейти к контексту самого конфликта, необходимо изложить его историю.
Китайская Народная Республика сегодня – многонациональное государство. Для наиболее многочисленных национальностей Китая созданы пять автономных районов: Тибетский, Синьцзян-Уйгурский, Гуанси-Чжуанский, Нинся-Хуэйский и Внутренняя Монголия. Но не все тибетцы, а лишь немногим более половины их живут в Тибетском автономном районе, остальные же – в более мелких национальных образованиях, входящих в ближайшие провинции КНР. Так произошло потому, что около половины исторического Тибета не входит в состав ТАР.
На протяжении многовековой истории статус Тибета менялся. С VII по IX век н.э. это было крупное независимое государство, управлявшееся местными правителями, затем наступил период раздробленности. В XIII–XIV веках Тибет вместе с Китаем вошел в состав Монгольской империи.
В дальнейшем Тибет находился в различной степени зависимости от китайских династий. Чаще всего он платил Китаю дань, то есть входил в уникальную систему китайского миропорядка как данническое образование. Дань эта имела не материальное, но символическое, ритуальное значение
В период династии Цин (1644–1911) зависимость Тибета от Китая усилилась, значительное влияние получили два цинских чиновника, постоянно находившихся в Лхасе. После китайской революции 1911 года в условиях смуты и раздробленности Тибет практически был самостоятельным, хотя находившееся у власти в Китае правительство партии Гоминьдан всегда считало его частью Китая.
К тому времени в Тибете сложилась уникальная система управления. Духовным и светским лидером в одном лице стал далай-лама, глава наиболее многочисленной буддистской школы «гелугпа. Вторым по значению лидером в тибетской иерархии стал панчен-лама, живший в городе Шигадзе, – перерождение самого Будды Амитабы. Два главных ламы Китая находятся в сложных религиозно-политических отношениях между собой – они подтверждают истинность перерождения друг друга, то есть играют ключевую роль в сложной системе передачи власти.
Придя к власти в 1949 году, лидеры КПК решили восстановить власть над Тибетом. В 1951 году представители тибетского правительства подписали в Пекине соглашение «О мерах по мирному освобождению Тибета». Согласно 17 пунктам этого документа, Тибету предоставлялась автономия во внутренних делах и сохранялась прежняя система управления во главе с далай-ламой, а центральное правительство получало право держать в Тибете войска, охранять внешнюю границу и вести внешнюю политику.
В 1959 году в день китайского Нового года Далай-лама XIV был приглашен на празднование в китайскую воинскую часть. Заподозрив неладное, жители Лхасы окружили его дворец, чтобы воспрепятствовать «похищению» своего лидера. Началось антикитайское восстание, которое было жестоко подавлено армией Пекина. Сам далай-лама и многие его сторонники бежали горными тропами в Индию, где образовали тибетское правительство в изгнании. В отличие от Далай-ламы XIV, Панчен-лама X не отправился в изгнание, но пытался сотрудничать с Пекином. Вскоре он умер от сердечного приступа. Нового панчен-ламу, согласно традиции, как и любого другого «живого Будду», нужно было найти среди тибетских детей.
В 1995 году далай-лама объявил в Индии о том, что кандидат найден. Это был шестилетний мальчик по имени Гедхуна Чокьи Ньима. Китайское правительство отреагировало немедленно и «выбрало» своего панчен-ламу, мальчика Гьяйлцэну Норбу, а Гедхун Чокьи Ньима был взят «под защиту» властями КНР, его местонахождение с тех пор неизвестно. Тибетская оппозиция называет его «самым молодым в мире политическим заключенным».
Во время «культурной революции» культура Тибета была практически полностью уничтожена. Китайский план по развитию Тибета при одновременном насаждении там китайских ценностей и дискредитации «живых Будд», которых сами тибетцы считают истинными духовными лидерами, с самого начала таил в себе противоречия. Новая образованная элита оказалась еще более радикальной, чем возглавляемые далай-ламой умеренные эмигранты, которые не выступают за независимость, а лишь требуют реальной автономии, подобной той, что была гарантирована соглашением 1951 года.
Последние события, связанные с поднятием восстания против китайских властей, имели место в 2008 году и были приурочены к началу летних Олимпийских Игр в Китае. Тибетское правительство в изгнании настаивает, что это была мирная демонстрация, однако Пекин говорит о том, что демонстрация практически сразу переросла в погром, в ходе которого целенаправленно убивали этнических китайцев и уничтожали их имущество. Бунт был подавлен в очень жесткой форме. Регион немедленно был закрыт для любых иностранных граждан на несколько месяцев.

Контекст конфликта:
После тибетского восстания в 1959 г. в Тибете была уничтожена политическая, экономическая и социальная система тибетского общества и построена новая – социалистическая. Много лет прошло с тех пор, как Тибет встал на путь социалистического строительства в рамках унитарного китайского государства, но по-прежнему актуальным остается вопрос: оказалось ли возможным «великое созидание» на обломках «великого разрушения»?
Китайская Народная Республика является унитарным многонациональным государством, в котором, согласно конституции КНР, «сложились и продолжают укрепляться социалистические национальные отношения равенства, единства и взаимопомощи». В районах компактного проживания национальных меньшинств создана система районной национальной автономии. В этническом Тибете, территория которого составляет практически четверть территории КНР, созданы Тибетский автономный район и 10 автономных округов в составе четырех китайских провинций. Во главу угла национальной политики в отношении национальных меньшинств Китая центральное правительство поставило двуединую задачу – развитие экономики и обеспечение стабильности в регионе. В настоящее время Тибет является национальным регионом Китая с одним из самых высоких показателей ВВП. В то же время Тибет продолжает оставаться одним из наиболее нестабильных регионов КНР с очень высоким уровнем бедности, огромной степенью неравенства в доходах городского и сельского населения и самыми слабыми показателями в области образования.
«Культурная революция» (1966 – 1976) была воспринята тибетцами как уничтожение тибетского образа жизни и этнической идентичности тибетцев и своими последствиями имела болезненный, трудноразрешимый конфликт на этнической и религиозной почве. В период реформ, начавшихся в 1980 г. и продолжающихся по настоящее время, значительно повысился жизненный уровень тибетцев, произошла модернизация экономической и социальной жизни народа, были восстановлены культура и религия. Вместе с тем дилемма «стабильность-развитие», лежащая в основе стратегического курса Пекина, по-прежнему не разрешена в Тибете. Несмотря на модернизацию Тибета, ее экономика целиком зависит от центральных дотаций. Либеральная политика в сфере религии и культуры привела к спонтанному возрождению всех форм функционирования религии, и вместе с тем к таким нежелательным для Пекина последствиям, как антикитайские протесты, катализатором которых выступили буддийские монахи.
Широкомасштабные волнения в Тибете весной 2008 г. стали свидетельством очередного кризиса в китайско-тибетском конфликте. Не оправдались надежды на то, что тибетский вопрос будет разрешен после окончания Олимпийских игр. Давление на КНР со стороны мировой общественности не остается без внимания в Пекине. Такое давление может подрывать позиции сторонников этнически направленной политики и идти на пользу приверженцам жесткой линии.
Перечисленные факты могут свидетельствовать о незавершенности процесса национального строительства в КНР. Далай-лама предложил «срединный путь», по которому Тибет остается в составе Китая и использует демократическую систему, обеспечивающую полнозначную автономию Тибета. План Далай-ламы не устраивает Китай, который считает, что предложенная им система является завуалированной формой независимости.
Стороны Конфликта:
- первичные стороны: В роли первичных сторон конфликта выступают Китай и район Центральной Азии Тибет, который входит в его состав.
Для Китая - фундаментальный национальный интерес в удержании Тибета, заключается в том, что Тибет выполняет функцию своеобразного якоря Китая в Гималаях. Если эта территория будет открыта, и если Синьцзян станет независимым, широкий буфер между Китаем и остальной Евразией будет пробит. Китай не может предвидеть эволюцию сил – Индии, ислама или Российской мощи, в изменяющихся условиях нашего мира. И, как гарантию, они хотят удержать обе эти провинции, и в частности Тибет.
Тибет в свою очередь считает, что тибетский этнос подвергается целенаправленному уничтожению с начала аннексии Китаем в 1950 году. Далай-Лама считает Тибет скорее автономией, чем независимой территорией, и готов в любое время обсудить создавшуюся ситуацию с правительством Китая.
- вторичные, третичные стороны: Китай принял во внимание тот факт, что Далай-лама находится в Индии со времени китайского вторжения в Тибет. И Китай рассматривает его как индийскую марионетку. Они видят, что последние беспорядки в Тибете были спровоцированы индийским правительством, которое используют Далай-ламу для дестабилизации китайского Тибета и открытия двери для индийской экспансии. Однако Индийское правительство очень не хотело бы раздражать Пекин каким-либо неосмотрительным словом или действием, оглядываясь на собственную уязвимость Индии в контексте обстановки в штате Джамму и Кашмир и нерешаемой кашмирской проблемы.
Следует к этому добавить, что Китай видит и влияние Америки на Тибетскую проблему. Китай видит, что США в основном сосредоточились на исламском мире – и поощрили Индию и Далай-ламу «проверить» Китай, цель - частью затруднить проведение Олимпийских Игр, и частью усилить давление на центральное правительство. Центральное правительство для обеспечения безопасности Олимпийских Игр сосредоточило свои силы на безопасности при приближении Игр. Пекин также заметил схожесть того, что произошло в Тибете с «цветными» революциями, поддерживаемыми Соединенными Штатами в бывшем Советском Союзе.
Любая угроза либо проблема может прийти с запада и поэтому Китай считает Тибет фундаментальной составляющей национальной безопасности, и они рассматривают про-тибетскую агитацию на Западе, как попытку нанести удар в сердце китайской национальной безопасности.
Китай является и стратегическим партнером РФ, чем и обусловливается специфическое отношение правительства Российской Федерации к тибетскому вопросу, выражающееся, в частности, в многократных отказах МИД России предоставить въездную визу Далай-ламе. Подобная позиция правительства вызывает недовольство со стороны российских буддистов (бурят, калмыков, тувинцев и др.), которые считают Далай-ламу иерархом своей буддийской традиции (Гэлукпа), тем более что буддизм официально признается в качестве одной из традиционных религий Российской Федерации. Наличие отмеченных факторов делает тибетскую проблему весьма актуальной для внешней политики России, благодаря существующим контактам российских буддистов с Далай-ламой и другими представителями тибетской диаспоры в Индии.
Генеральная ассамблея ООН, в свою очередь, неоднократно принимала резолюции осуждающие нарушение прав человека Тибетского народа, но все резолюции остаются лишь на бумаге.
Ситуация в Тибете остается не вполне ясной, но понятно, что вряд ли КНР снизойдет к требованиям тибетцев или прессингу международного сообщества.

Это территориальный конфликт, который уходит корнями в далёкое средневековье эпохи феодальной раздробленности. Установить исторический статус Тибета очень сложно, потому что до второй половины XIX века о существовании такого государства Европа не знала. А в 1867 году в Тибет проник индийский путешественник Найн Сингх Рават , который впоследствии исследовал Тибет по заданию британской колониальной разведки. Согласно его донесению, в Лхасе, столице Тибета, он видел, как китайца, проникшего в Тибет, казнили публично. Вплоть до XX века нахождение иностранцев в Тибете было запрещено. Тибетцы считали, что пока об их стране не знают за её пределами, они будут в относительной безопасности. Согласно тибетским источникам, Далай-ламы были политическими правителями Тибета, начиная с 5-го Далай-ламы, а нынешний - 14-й. По некоторым другим источникам, у Панчен-лам также были свои основания считаться правителями Тибета.

Нынешний конфликт начался с того, что Национально-освободительная армия Китая по приказу Мао вошла в Тибет осенью 1950 года и заняла его очень быстро, примерно за неделю. В Тибете были развёрнуто большое китайское военное присутствие, и кормить всю эту армию была обязана тибетская сторона. В результате чего в Тибете начался голод, а он породил народные волнения. В середине 1958 года началось местное вооружённое сопротивление китайскому присутствию. В 1959 году началось общенациональное восстание, которое было подавлено очень жестоко.

Из книги Далай-ламы XIV «Моя страна и мой народ» (М., 2000. - с. 226):

Их (тибетцев) не только расстреливали, но избивали до смерти, распинали, сжигали заживо, топили, заживо разрезали на куски, морили голодом, удушали, вешали, варили в кипятке, закапывали заживо, вырезали кишки и обезглавливали.

Эти убийства производились публично. Односельчан, друзей и соседей жертвы принуждали смотреть на это. Мужчин и женщин медленно убивали, в то время как их собственные семьи должны были наблюдать за этим, а маленьких детей даже заставляли расстреливать родителей.

Монахов убивали особыми способами. Они запрягали их в плуги, скакали на них как на лошадях, избивая кнутом, и использовали другие способы, слишком жестокие, чтобы писать о них здесь. И в то время, когда их так медленно убивали, они дразнили их религией, предлагая совершить чудеса, чтобы спасти себя от боли и смерти.

Специальная комиссия Лиги Наций, проведя собственное расследование в 1960 году, охарактеризовала произошедшее как геноцид тибетских буддистов. В результате национального восстания и последовавших репрессий, погибло 1 млн. 250 тыс. тибетцев (около четверти всего населения).

Сегодня тибетцы внутри Тибета составляют национальное меньшинство, его территория густо населена китайцами. Тибетцы живут в условиях репрессивной политики и жестокого ущемления своих прав со стороны властей КНР. С 2011 года с целью привлечь внимание мирового сообщества к тибетскому вопросу в Тибете было совершено более 160 актов самосожжения. В докладах правозащитных организаций в ООН в 2017 году по нарушению Прав Человека Тибет занял второе место после Северной Кореи.

Далай-лама сам является рабовладельцем, выразителем помещиков, имеющих неограниченные прав перед своими рабами. Под правлением далай-лама, подавляющее большинство тибетцев находилось в крайней нищете. В такой стране рабовладельческого строя как Тибет повсеместно существовали такие жёсткие телесные наказания, как наш великодушный, добрый, мудрый, мирный, скромный далай-лама описал в своей книге. Но в его книге сыграли в роль злодеев уже не его аристократы, помещики, а коммунисты, которые пришли воссоединить к центральному правительству этот горное плато, принадлежавшее к ряду китайских династий в течение 800 лет. Кто отрубили руки, головы Тибетцев? Кто врал? Кто совершил преступления перед человечеством? Не хочу ответить на этот вопрос. Единственное что я знаю Тибет никогда не был утопией. Кое-кто искажает исторический фактор ради собственной политической пользы, как это делает всякий потерявший власть правитель. Если вы действительно любите Тибет, интересуетесь этим тайным регионом, почитайте более серьёзные исторические книги. Чем разнообразные у вас источники информации, чем ближе к истине.

 

Возможно, будет полезно почитать: