Объединение групп одного направления разных профилей. Детское творческое объединение дополнительного образования


Должность: методист
Учебное заведение: МУ ДО "Красноармейский Центр дополнительного образования детей"
Населённый пункт: село Миасское Челябинская область
Наименование материала: статья
Тема: "Формы детских объединений в учреждениях дополнительного образования"
Дата публикации: 07.11.2017
Раздел: дополнительное образование

Кокшарова Светлана Владимировна

МУ ДО «Красноармейский Центр дополнительного образования детей»

методист

«Формы детских объединений в учреждениях

дополнительного образования»

Основным способом организации детей в любом объединении является их

включение в учебные группы и совместное обучение по единой образовательной

программе в течение определенного времени. Каждый ребенок может участвовать

в работе одной или нескольких групп.

В Типовом положении об образовательном учреждении дополнительного

образования детей предлагаются следующие формы детских объединений по

интересам (творческих объединений) - клуб, студия, ансамбль, группа, секция,

кружок, театр и др.

Что такое группа?

Группа - это формальное объединение. Подобно тому, как в школе объектами

управления являются классы, так и в учреждении дополнительного образования

объектами управления являются - группы или относительно устойчивые

объединения детей и педагога на основе единой цели (декларируемой и

закрепленной в образовательной программе), сходных интересов, потребности в

общении и совместной деятельности.

Учебные группы подразделяются на следующие виды:

1.Однопрофильные;

2.Двухпрофильные;

3.Комплексные (многопрофильные);

4.Переменного состава;

5.Сквозные;

6.Совместных занятий детей и родителей;

7.Учебно-исследовательские.

Рассмотрим приведенные выше виды групп.

1.Однопрофильные группы

Учащиеся в этих группах обучаются одному виду деятельности. Занятие ведет

один педагог.

Например, группа первого (второго, третьего и более) года обучения объединения

«Канзаши».

2.Двухпрофильные учебные группы

Учащиеся обучаются одновременно двум видам деятельности, где второй

является дополнением к основному.

Занятия в таких группах могут проводить:

а) два педагога, каждый по своему направлению деятельности;

б) один педагог, являющийся специалистом по двум видам деятельности.

Если занятия проводят 2 педагога то, необходима совместная разработка учебных

программ и планов, составление расписания занятий, взаимопосещение занятий,

анализ результатов совместной работы.

3.Комплексные учебные группы

В таких группах учащиеся обучаются одновременно трем и более видам

деятельности.

Занятия проводят несколько педагогов, поэтому необходимо совместное

программирование и подведение итогов образовательного процесса.

Комплексные группы могут быть однопрофильными или многопрофильными.

Например, однопрофильные группы по изобразительному искусству: живопись,

графика, роспись по ткани, скульптура. И многопрофильные группы:

предшкольное образование: развитие речи, математика, движение под музыку,

декоративно-прикладное творчество и т.д.

Работа комплексной учебной группы может быть организована следующим

а) занятия проводятся 3 раза в неделю, каждое – по одному из видов деятельности;

б) 2 раза в неделю проводятся комплексные занятия: 1-ая часть – по одному виду

деятельности; 2-ая часть – по второму; 3-ья часть – по третьему. Перерыв между

частями 10-15 минут.

4.Учебные группы переменного состава

Организуются не на весь учебный год, а на более короткие сроки: учебную

четверть, на один месяц, на неделю.

Цель создания таких групп – осуществление начальной подготовки учащихся,

приобретения ими первоначальных знаний и умений по какому-либо виду

деятельности; проведение массового обучения школьников каким-либо навыкам;

организация полезного и познавательного досуга.

Например, творческие группы на период школьных каникул (осенних, зимних,

весенних), группы летних оздоровительных лагерей, группы на базе детского

отделения больницы и т.д.

5.Сквозные учебные группы

В них наряду с основным составом учащихся проходят обучение воспитанники

других коллективов учреждения.

Цель создания таких групп – способствование более глубокому и прочному

овладению знаниями и умениями по основному виду деятельности.

Занятия в таких группах могут проводиться как в разовом порядке, так и с

определенной периодичностью(1-2 раза в месяц).

Например, группы ДПИ посещают занятия групп по ИЗО; учащиеся

туристического объединения – занятия по экологии.

6.Группы совместных занятий детей и родителей

Родители принимают участие в работе учебных групп без включения в

списочный состав , по согласованию с педагогом.

Цель создания групп – укрепление семьи, формирование общих интересов детей и

родителей, организация семейного досуга; развитие детей, требующих

повышенного внимания, индивидуальной помощи родителей в обучении.

Например, объединения «Моделирование одежды», «Вязание», «Спортивная

семья», «Туристическая семья», «Русский фольклор».

7.Учебно-исследовательские группы

Могут создаваться на основе договора с учебными и научно-исследовательскими

институтами, предприятиями, творческими организациями. Учащиеся выполняют

поисковые, исследовательские, опытные и экспериментальные работы.

Деятельность таких групп осуществляется под руководством научных

руководителей (консультантов). В составе групп – средние и старшие подростки.

Цель создания таких групп – углубленное изучение различных областей науки,

техники, искусства, физической культуры; привлечения детей к изобретательской

деятельности; профессионального самоопределения учащихся.

Рассмотрим формы (виды) детских объединений в УДОд

Форма - установленная совокупность свойств, черт, показателей, внешних

отличительных признаков, порядок их расположения в целом; сложившаяся

система, обладающая специфическими свойствами; установленный образец чего-

Основными формами детских объединений являются:

объединение, клуб, студия, ансамбль, театр, мастерская, школа, лаборатория,

класс, секция, оркестр.

Объединение

Объединение является наиболее распространенной, традиционной, базовой

формой добровольного объединения детей в учреждении дополнительного

образования.

Отличительные признаки:

1. Приоритет предметно-практических задач, направленных на формирование

знаний, умений и навыков по конкретному профилю деятельности (учебному

предмету). Ведущими являются репродуктивные методы работы и приоритет

активности педагога.

2. Основной вид деятельности – обучение. Хотя это не означает отсутствия

воспитательных задач.

3 . Обучение ведется по одному предмету и одним педагогом.

4. Результатами работы кружка чаще всего являются знания, умения, навыки

детей по предмету, соответствующие программным требованиям педагога.

Клуб

Детское объединение, решающее целый комплекс педагогических задач:

Организация досуга детей;

Развитие коммуникативных умений;

Развитие навыков самоуправления и самостоятельности;

Освоение содержания той или иной предметной области.

Отличительные признаки:

1.Наличие органов детского самоуправления.

2. Творческие взаимосвязи в коллективе клуба.

3. Символика и атрибутика.

4. Наличие Устава или Положения о клубе.

5. «Ступени роста» для членов клуба.

6. Особые условия приема в клуб.

7. Разновозрастные объединения детей в составе клуба (звенья, бригады,

экипажи, советы и т. д.)

Возможные подходы к классификации клубов

1. Образовательные, досуговые.

2. Предметные, профильные, многопрофильные.

3. Возрастные, разновозрастные.

4. Временные, постоянно действующие.

5.С постоянным и переменным составом учащихся.

Студия

Детское объединение, чья деятельность связана с определенным видом искусства,

называется студия.

С латинского «студия» - «усердно работаю, изучаю», а в переводе с итальянского

- «изучение, комната для занятий».

Это может быть театр-студия, киностудия, музыкально-хореографическая и т. д.

Отличительные признаки:

1.Основная цель – развитие художественных и творческих способностей

детей, выявление ранней творческой одаренности, ее поддержка.

2.Углубленное изучение содержания образования. В основе – доминирующий

предмет, вокруг которого выстраиваются «смежные», сопряженные с ним.

3.Сочетание экспериментальных и практических педагогических задач и

форм работы.

4.Система деятельности по демонстрации детских практических достижений.

5. Специальные условия набора детей в студию.

6.Высокое качество творческого «продукта» детей.

7. Наличие ступеней обучения, завершенных по содержанию и времени.

8.Наличие общественного органа студии по оценке качества творческих

достижений (худ. совет).

Возможные подходы к классификации студий

1. Однопредметные и полипредметные.

2. Первичный коллектив и структурное подразделение УДО.

Ансамбль

Ансамбль (от французского слова «вместе») - небольшая группа исполнителей

отдельных художественных произведений (музыкальных, хореографических),

выступающих совместно как единый творческий исполнительский коллектив.

Детское объединение, связанное исполнением одного репертуара. В учебном

процессе сочетает групповые и индивидуальные формы работы.

Например, ансамбль песни и танца, народных инструментов, спортивного танца,

вокально-инструментальный ансамбль.

Театр

Творческий коллектив, где разделение труда, ролей, видов деятельности

определяется индивидуальными способностями и единым стремлением добиться

успеха в исполнении сложного совместного художественного действия на сцене.

Театр - объединение, которое может организовывать свою деятельность в

комплексе самых разнообразных форм, видов занятости, методов развития

творческого потенциала личности и его актуализации.

Например, существует «Театр эстрадной песни», «Фольклорный театр», «Театр

моды» и др.

Мастерская

Форма детского образовательного объединения, имеющая принадлежность

ремесла, искусства и ориентированная на прикладные умения и достижение

уровня мастерства в освоении определенного вида деятельности, в освоении

специальных технологий.

Мастерская предполагает состав учеников, занимающихся у одного художника-

педагога, развивающих в своем искусстве его творческие методы.

Главной особенностью педагогических технологий считается не сообщение и

усвоение информации, а передача способов работы, результат овладения

которыми дает детям «творческие умения, формирующие личность.

Отличительные признаки:

1. Преобладают практические задачи, ориентация на достижение высокого

уровня мастерства в определенном направлении.

2. В основе обр. процесса – изготовление чего-либо, формирование и

оттачивание прикладных умений, овладение спец. технологиями.

3. Наличие собственного помещения.

4. Система д-ти по демонстрации детских практических достижений.

Возможные подходы к классификации мастерских

1. Конкретного педагога.

2. Профильные.

Например, гончарная мастерская, мастерская хореографии, мастерская Аллы

Школа

Форма образовательного объединения, которая сочетает в себе изучение

нескольких взаимосвязанных предметов или углубленное изучение одного

профиля с устойчивой ступенчатой системой обучения.

Отличительные признаки:

1.Комплексность, сложность, масштабность пед. целей и задач.

2.Комплекс учебных предметов (не менее 3-х).

3.Наличие пед. коллектива.

4.Ступенчато-преемственный характер обучения.

5.Система пед. контроля, анализа и оценки результатов.

6.Четкие условия набора и обучения в школе.

7.Вручение сертификата по окончании школы.

8. Наличие лицензии на право ведения образовательной деятельности.

Возможные подходы к классификации школ

1. Профильные, непрофильные и многопрофильные.

2. Образовательные, общей ориентации, воспитательного характера,

социальной направленности.

3. Для одаренных детей, для детей с ослабленным здоровьем.

4. Первичный коллектив и структурное подразделение УДО.

Лаборатория

Цель лаборатории - развитие умственных и изобретательских способностей

подростков.

Отличительные признаки:

1.Поисковый, изобретательский компонент, опытно-экспериментальная работа

учащихся.

2.В основе деятельности – конкретная область научных знаний или проблема

межпредметного характера.

3.Максимальная самостоятельность детей, педагог – консультант, помощник,

координатор исследования.

4. В составе – старшие подростки.

Возможные подходы к классификации лабораторий

1. Временные и постоянные.

2. Тематические, проблемные, проблемно-тематические.

Класс

Группа учащихся (обычно одного возраста), занимающихся под руководством

определенного педагога по одной образовательной программе, или учебный

коллектив, изучающий определенный предмет.

Например, класс вокала, рояля, балета, живописи, композиции, экономический

Секция

Детское объединение, имеющее спортивную специализацию.

Например, шахматная секция, секция плавания, художественной гимнастики.

Оркестр

Группа музыкантов, обучающихся совместному исполнению музыкальных

произведений на различных инструментах.

Например, детских духовой оркестр, оркестр ложкарей, оркестр народных

инструментов

Варианты выбора формы детского объединения

1. Инновационное проектирование: выбор формы, а затем отбор содержания

и педагогических технологий в соответствии с требованиями, предъявляемыми

2. Традиционное проектирование: поиск необходимой формы на основе

анализа состояния образовательного процесса в д/о, с учетом условий работы и

возможностей педагога.

Для форм детских объединений характерно:

1) определение обязательных признаков объединений, по

которым они отличаются одно от другого;

2) выделение сущностных признаков форм образовательных объединений, что

будет способствовать упорядочению процессов формотворчества в учреждении.

Основания дифференциации различных форм:

Уровень и приоритет задач;

Количество предметов, профилей; степень их интегративности;

Приоритет направлений деятельности;

Особенности организации образовательного процесса: принципы набора и

комплектования коллектива, постоянность контингента (условия приема в течение

года), наличие ступеней обучения, структура объединения, наличие органа

самоуправления;

Система учета и контроля знаний, умений, навыков;

Уровень образовательных результатов;

Обеспечение образовательного процесса: нормативное,

программное, кадровое, методическое и т. д.

Примерное положение о детском объединении дополнительного образования

Общие положения

1.1Полное название объединения, его статус.

1.2Его назначение.

1.3Цели и задачи деятельности.

2. Организационные основы деятельности

2.1Правила приема в объединение.

2.2Сроки и этапы обучения.

2.3Количество учебных часов в неделю (основных и дополнительных), других

форм учебной работы.

2.4Требования к форме, оснащению ребенка на занятии.

2.5Правила для воспитанников, родителей.

2.6Вопросы материального (финансового) обеспечения деятельности.

2.7Правила выдачи сертификата по окончании обучения.

3. Организация учебно-воспитательного процесса

3.1Учебная деятельность:

3.2Основные формы обучения;

3.3Формы и сроки итоговых занятий.

3.4Воспитательная деятельность:

основные подходы к содержанию (чему отдается приоритет);

3.5Основные формы массовых воспитательно-развивающих мероприятий.

От правильной организации дополнительного образования ребенка во многом зависит качество его будущего. Поэтому родителям необходимо со всей ответственностью подходить к выбору формы допобразования. Сегодня мы расскажем вам об основных формах детского дополнительного образования и выделим главные особенности каждой из них.

В условиях современного общества базовой школьной программы для полноценного развития вашего ребенка вряд ли будет достаточно. Чем больше творческих качеств вы поможете ему развить, чем шире будет кругозор и общение, тем выше станет его потенциал.

Расширить кругозор ребенка, а также "проявить" всего его способности, родителям поможет детское дополнительное образование , которое нацелено на всестороннюю реализацию всех творческих и личностных способностей детей. Оно находит выражение во многих формах работы: кружки, факультативы, секции, творческие студии и т.д.

Принципы организации детских объединений в контексте дополнительного образования построены на:

  • добровольной основе;
  • возможности менять организации или посещать занятия нескольких;
  • проведении занятий в обусловленной форме (индивидуально, в группах);
  • режиме труда и отдыха;
  • индивидуальном подходе.

Важно понимать, что от правильной организации дополнительного образования ребенка во многом зависит качество его будущего. Поэтому родителям необходимо со всей ответственностью подходить к выбору формы допобразования.

Сегодня мы расскажем вам об основных формах детского дополнительного образования и выделим главные особенности каждой из них.

Формы детского дополнительного образования

Кружок

Кружок (творческий, предметный) - объединение детей по интересам и предметным знаниям, что позволяет развить их творческие задатки, расширить знания и коммуникативный опыт. Занятия в кружке проводятся по специально разработанной программе, однако при необходимости руководитель может вносить свои коррективы. Работа с детьми проводится на принципах развития инициативы, творчества, индивидуального подхода.

Особенности: главная цель – обучение, формирование умений и навыков касательно конкретного предмета, тематическое разнообразие (кружок танцев, квиллинга, оригами, литературы и т.д.).


Ансамбль

Ансамбль – творческий коллектив, исполняющий общие музыкально-хореграфические постановки (песня, танец).

Особенности: главная цель – гармоничное развитие личности через эстетическое образование, развитие художественно-творческих умений, четко определенный профиль деятельности, разнообразие форм занятий, сочетание индивидуального и группового обучения, участие детей разной возрастной группы.

Студия

Студия – группа детей, объединенная общими интересами, задачами и деятельностью.

Особенности: основная цель – развитие творческих способностей, талантов детей, конкретный профиль деятельности (хореография, изобразительно искусство, театр, литература), углубленное изучение доминирующего предмета, демонстрация достижений, поиск новых эффективных методик работы с творческими детьми.

Школа

Школа – форма дополнительного образования , учебная программа, которая объединяет изучение нескольких взаимосвязанных дисциплин или нацелена на изучение одного профиля.

Особенности: комплексность, наличие концепции школы, устава, образовательной программы, приоритет отдается обучению, строгая система контроля знаний, ступенчатый характер обучения, определенные условия поступления, сертификат об окончании школы

Театр

Театр – творческий коллектив, главной целью которого является воспроизведение художественного действия на сцене, реализация детского творческого потенциала (театр моды, социальный театр).

Особенности: разнообразные форм занятий, изучение театра как вида искусства, четкая система условия набора участников, нестандартная программа занятий , преобладание художественно-эстетического компонента в программе, широкая творческая практика.


Факультатив

Факультатив – вспомогательная форма педагогического процесса, направленная на удовлетворение интересов ребенка, исследовательскую деятельность, выявление творческих способностей детей, углубленное изучение предмета, языка, а также развитие креативного мышления и подготовку одаренных детей к олимпиадам и конкурсам. Существуют факультативы в рамках общеобразовательной программы (они организовываются на базе школы) и факультативы на частной основе.

Школьные факультативы не повторяют содержания школьной программы. На занятиях дети получают дополнительные, более глубокие знания по предмету и закрепляют выученный материал выполнением самостоятельных заданий. Процесс проверки знаний носит больше обучающий, чем контролирующий характер. Чтобы заинтересовать ребенка занятием, темы должны быть разнообразными, а методы работы нестандартными.

Репетиторские занятия

Репетиторские занятия – форма обучения, которая отличается от классических занятий в классе наличием частного преподавателя и индивидуальной программы работы, с учетом приоритетных для конкретного ученика учебных моментов.

Особенности: частная форма проведения, платная основа, симбиоз повторения материала и изучения нового, ликвидация пробелов в знаниях, высокая интенсивность подачи материала, возможны групповые занятия, дистанционное обучение (благодаря специализированным порталам, сайтам, IT-технологиям), репетиторство нацелено, главным образом, на устранение недостатков в усвоении общеобразовательной программы.


Центр творчества и развития

Центр творчества и развития – многопрофильное образовательное учреждение для дополнительного образования детей; образовательная организация, главная цель которой – развитие физического и творческого потенциала детей.

Особенности: занятия проводят с полугодовалого возраста, сочетание разных направлений и видов деятельности (художественная, спортивная, военно-патриотическая, социально-педагогическая, туристическо-краеведческая), возможность профильной подготовки старшеклассников , установленный режим занятий, практика проведения занятий и праздников вместе с родителями (даже для самых маленьких детей).

Клуб

Клуб – объединение на основе общих интересов для общения и организации досуга.

Особенности: наличие органов детского самоуправления, символов и атрибутов (например, девиз, форма, эмблема), устава клуба, традиций, а также общение между разными поколениями воспитанников.

Дополнительное образование – неотъемлемая часть общеобразовательной системы . Благодаря разнообразию его форм становится возможным с раннего детства развить в ребенке его творческий потенциал и индивидуальность.

Классификация видов детских творческих объединений в учреждении дополнительного образования детей

Кружок

Кружок – одна из самых наиболее распространенных, традиционных, базовых форм добровольного объединения детей в учреждении дополнительного образования. В организационной структуре УДОД кружок занимает начальную (базовую) ступень закрепления индивидуальной потребности ребенка, его желания, интереса к какому – либо конкретному виду деятельности или выявления способности к активному творчеству.

Исторически кружок возник как самостоятельное объединение людей, а затем – как форма внеурочной или внешкольной работы. Как форма внеклассной или внешкольной работы, кружок выполняет функции расширения, углубления, компенсации предметных знаний; приобщения детей к разнообразным социокультурным видам деятельности; расширения коммуникативного опыта; организации детского досуга и отдыха.

Во внешкольных учреждениях прошлых лет кружок был основной формой добровольного объединения детей. В системе современного дополнительного образования кружки также продолжают существовать, но являются при этом одной из самых простых форм организации деятельности детей.

Сегодня кружок может существовать как начальный этап в реализации образовательной программы , на котором дети имеют возможность попробовать свои силы, проверить правильность выбора направления деятельности. Кружок – это среда общения и совместной деятельности , в которой можно проверить себя, свои возможности, определиться и адаптироваться в реалиях заинтересовавшей сферы занятости, приняв решение продолжать или отказаться от нее. Кружок позволяет удовлетворить самые разнообразные, массовые потребности детей, развить их и соединить со способностью к дальнейшему самосовершенствованию в образовательных группах, коллективах или перевести « стихийное» желание в осознанное увлечение. Успех и точность в решении этих задач зависят от степени активного участия в работе кружка детей, нов большей степени – от личных качеств педагога – руководителя.


Обучение детей в кружке проводится по образовательной программе, где четко регламентировано время учебных занятий для детей по годам обучения. Приоритетны для них предметно – практические задачи освоения конкретного профиля деятельности, т. е. изучается один учебный курс, соответствующий требованиям программы, с группой работает, как правило, один педагог.

Деятельность (ее объем и ритм, длительность) в кружке корректируется принципами добровольности, самоуправления, неформальности общения. Занятия осуществляются в разных занимательных, игровых видах, соревнованиях, состязаниях или в виде занятии – диалога равных партнеров.

Результатами работы кружка чаще всего являются знания, умения, навыки детей по предмету, соответствующие программным требованиям педагога.

Важным элементом кружка, его особенностью является и форма выражения итога, результата. Он воплощается в конкретных и внешне эффектных показательных выступлениях, концертах, фестивалях, диспутах, семинарах и т. д. На базе кружков могут быть созданы клубы, научные общества и школы, профильные группы.

Кружок можно рассматривать и как наиболее приемлемую форму объединения, соответствующую начальному уровню образовательного процесса в рамках целостной образовательной программы учреждения.

Студия

Для понимания студии как формы детского образовательного объединения полезно вспомнить перевод этого термина. С латинского «студия» - «усердно работаю, изучаю», а в переводе с итальянского «студия» - «изучение, комната для занятий». Отталкиваясь от итальянского перевода, студия – место для деятельности, специально обустроенное и подготовленное, в которой организованы занятия по усвоению каких – либо действий, знаний, умений.

Первый смысл слова « студия » таков: в нем доминирует процесс самостоятельной, усердной, старательной деятельности, учения, самодеятельности и др. Это означает, что объединение детей, называемое студией, организует свою работу и отношения между участниками на признании ценности любого индивидуального творчества, уникальности личности, незаменимости ее другими, права на свободное самоопределение абсолютно каждого. Тем самым создается возможность для процесса становления способности персонализации, что требует особых усилий (педагога и коллектива в целом) для сохранения благоприятного психологического климата в совместной деятельности и развития процессов интеграции.

Студия – творческий коллектив, объединенный общими задачами, едиными ценностями совместной деятельности, а также эмоциональным характером межличностных отношений, в котором организованы занятия по усвоению коллективных действий и умений; это своего рода мастерская для подготовки детей, «специализирующихся» в различных областях искусства и спорта: артистов, художников, скульпторов, литераторов, спортсменов.

Студия обычно создается в художественно – эстетическом профиле деятельности (музыкальном, изобразительном, театральном и т. п.) с целью развития художественных и иных творческих способностей учащихся, выявления ранней одаренности детей, ее поддержки и развития. Это может быть театр – студия, киностудия, музыкально – хореографическая или музыкально – фольклорная студия, студия моды и др. Такие студии часто становятся самостоятельным структурным подразделением учреждения, имеющим свою организацию учебного процесса (ступени, уровни обучения), орган по оценке качества творческих достижений (художественный совет). Часто в такие студии осуществляется конкурсный отбор с предварительным выявлением задатков и склонностей детей к определенному профилю творчества (танцевального, литературного, музыкального и др.).


В основе содержания лежит доминирующий, основной предмет, вокруг которого «выстраиваются» смежные, сопряженные с ним. При разных вариантах «авторства » программа обучения в студии составлена с учетом того, что детям преподаются несколько необходимых для творческой деятельности дисциплин. Содержание деятельности студии связано с определенным видом искусства или художественного творчества. В основе содержания лежит доминирующий, основной предмет, вокруг которого «выстраиваются» смежные, сопряженные с ним.

Среди педагогических задач объединения – создание условий для становления и развития художественного творчества детей в различных областях. Отсюда глубина предлагаемого для освоения содержания, наличие комплекса интегрированных учебных курсов. Специфика организации состоит в сочетании традиционных и инновационных форм учебных занятий и активном включении всего детского объединения в практическую деятельность (проведение концертов, спектаклей, фестивалей, творческих вечеров и т. п.). Специфика обучения в студии заключается в сочетании:

учебных, экспериментальных (поиск эффективных методик развития творческих способностей, изучение и использование новых приемов в искусстве), практических и производственных (показ спектаклей, оформление выставок, выпуск рукописных и печатных изданий, реализация изделий) задач

индивидуальных, групповых и коллективных форм организации занятий.

Студию отличает четкая ступенчатость по уровню подготовленности: младшие, старшие. В деятельности студии преобладает самостоятельная работа детей под руководством педагога и с его помощью. Во главе студии стоит мастер, который на высоком уровне может продемонстрировать свою работу. Помимо обучения в студии проводится большая общественно – полезная работа, учебные занятия сочетаются с творческой практикой. Деятельность студии отличает высокое качество творческого « продукта» детей. В организации деятельности студий может участвовать общественный коллегиальный орган (художественный совет). С понятием студия находятся в тесном соотношении понятия ансамбль и театр.

Ансамбль

Ансамбль (от французского слова «вместе») – объединение детей - исполнителей или небольшая группа исполнителей отдельных художественных произведений (музыкальных, хореографических и др.), выступающих совместно как единый творческий исполнительский художественный коллектив. В нем могут быть подструктуры и подгруппы, но сохраняется общая устремленность. В учебном процессе в ансамбле сочетаются групповые и индивидуальные формы обучения. Это могут быть ансамбль песни и танца, народных инструментов, спортивного танца, вокально-инструментальный и др.

Театр

Театр – творческий коллектив, объединение, которое организует свою деятельность в комплексе самых разнообразных форм, видов занятости, методов развития творческого потенциала личности и его актуализации. Например, существуют фольклорные театры, театры моды, эстрадные театры песни и др. Обычно в театре существует разделение ролей, труда по видам деятельности в зависимости от индивидуальных способностей членов коллектива. Успеху способствует единое стремление всего коллектива добиться успеха в исполнении сложного совместного художественного действия на сцене.

Оркестр

Оркестр – группа музыкантов, обучающихся совместному исполнению музыкальных произведений на различных инструментах. Например, детский оркестр народных инструментов, детский духовой оркестр.

Класс

Класс в системе дополнительного образования – это группа учащихся, обычно одного возраста, занимающихся под руководством педагога по одной образовательной программе, или учебный коллектив изучающих определенный предмет. Например, класс вокала, рояля, скрипки, живописи, композиции и др.

Школа

Школа – это узкоспециализированное объединение, которое осуществляет профильное образование, сочетает в себе изучение нескольких взаимосвязанных предметов или углубленное изучение одного профиля с устойчивой ступенчатой системой обучения. В зависимости от учебной программы продолжительность обучения составляет один, два и более лет. Учащиеся школы объединяются в учебные группы (классы). Школу отличает помимо обязательной образовательной программы и учебного плана устойчивый спрос на предлагаемые образовательные услуги, обязательная система оценивания успешности обучения. В школе возможна выдача итогового документа, подтверждающего полученное дополнительное образование.

Для школ характерны следующие отличительные признаки:

наличие концепции, представленной в Уставе, Положении и образовательной программе

решение комплексных и разноуровневых педагогических целей и задач

приоритетность системно организованного обучения (ступени обучения, преемственная связь между стадиями, уровнями, результатами обучения) при многообразии направлений деятельности

наличие системы педагогического анализа, контроля, оценки образовательных результатов

четко обозначенные условия набора и обучения

наличие сертификата или итогового документа об окончании (удостоверение, диплом, свидетельство и пр.)

организация и осуществление образовательного процесса педагогическим коллективом, а не одним педагогом

наличие прошедших экспертизу и лицензирование образовательной программы и учебного плана, устойчивый спрос на предлагаемые образовательные услуги.

В практике дополнительного образования детей сложилось достаточно широкое разнообразие школ как образовательных объединений. Для их классификации используются разные основания, среди которых можно назвать:

приоритет педагогических задач (школы профессиональной или допрофессиональной подготовки, довузовской подготовки, социальной адаптации и реабилитации, творческой ориентации и др.)

степень выраженности профиля деятельности (профильные школы, многопрофильные по типу школ раннего развития, не имеющие четко выраженного профиля)

ориентация на особенности развития детей (школы для одаренных детей, детей – инвалидов)

В практике учреждений дополнительного образования детей наименование «школа» иногда используется в развивающих, досуговых, узкопрофильных, а также во временных творческих детских объединениях, где имеет место либо познавательная деятельность детей (школа творческой ориентации, школа раннего развития), либо процесс формирования и отработки конкретных умений и навыков (школа выживания, школа юного инспектора дорожного движения).

Мастерская

Мастерская. Чаще всего это слово употребляют при описании помещения, в котором работает художник, скульптор, архитектор, или небольшого производственного предприятия, связанного с выпуском какой – либо продукции или выполнением услуг. Когда речь заходит о мастерской в образовании, то выделяется имя мастера (творца, автора), создавшего свою, не имеющую аналогов, «школу – производство» учеников, последователей.

В учреждениях дополнительного образования детей этот смысл сохраняется. Вместе с тем отличительными признаками мастерской как формы детского образовательного объединения предлагается считать:

принадлежность содержания деятельности к определенному виду прикладного творчества, ремесла, искусства (мастерская хореографии и др.)

приоритет целей обучения и предметно – практических задач

ориентированность на прикладные умения и достижение уровня мастерства в освоении определенного вида деятельности, в освоении специальных технологий

демонстрационно-исполнительское выражение практических результатов и достижений детей (выставки, конкурсы, фестивали и др.)

Мастерская – это объединение детей, важной особенностью которого является не только наличие широкого спектра изучаемых дисциплин, но и ориентация на создание под руководством педагогов предметов декоративно – прикладного творчества. В основе образовательного процесса – изготовление чего – либо (декораций для спектакля, его шумового оформления, костюмов и реквизита – если речь идет о театральной мастерской в составе большого коллектива детского театра) или формирование и оттачивание прикладных умений.

Лаборатория

Лаборатория – детское объединение преимущественно для коллективов технического профиля. Существенным признаком здесь является наличие исследовательской составляющей в творческой деятельности детей.

Проектирование – ведущий метод. Продуктом деятельности является создание ребенком под руководством педагога новых и усовершенствованных моделей. В технологиях преобладает самостоятельная, поисковая, опытная работа. Здесь воспитанниками проводятся научные и технические опыты, экспериментальные исследования. Основная цель деятельности лаборатории – развитие умственных и изобретательских способностей детей и подростков. В ее состав входят преимущественно старшие подростки и старшеклассники. Педагог – направляющий, помощник, координатор исследования.

Секция

Секция – объединение детей, в работе которого обязательно присутствует и обучение, в результате чего ребятам прививаются определенные умения и навыки, и участие в соревнованиях, где эти умения и навыки проверяются.

Салон

Салон – объединение детей, в основе которого широко развернутое на социум общение детей и подростков: встречи с гостями, обсуждение различных вопросов, демонстрация и распродажа своих работ.

Клуб

Клуб – это объединение детей с целью общения по интересам, проведения совместных занятий и досуговой ориентации. Оно приемлемо для массового привлечения школьников к конкретному виду деятельности (клуб космонавтики, клуб моряков, книголюбов, туристический клуб и др.).

Клубы организуются с целью создания условий для общения, развития способностей и талантов детей, а также - для целенаправленной организации их свободного времени . Они успешно развиваются и достигают цели – развитие личности – только там, где преобладают социально – значимые потребности и возможности полностью раскрыть все свои качества и свободно реализовать себя.

Кроме того, клуб решает задачи:

удовлетворения разнообразных образовательных, культурных потребностей и интересов личности

расширения кругозора по широкому кругу проблем

предоставления неограниченных возможностей самореализации и самоутверждения личности в творческом процессе

В основе организации клубных объединений лежит интерес. Дети и подростки объединяются для совместной деятельности в сводное время. Клубы образуются в различных условиях, имеют различные цели и задачи, объединяют различные группы и слои общества, могут иметь и различное название. Анализ и учет интересов, потребностей, возрастных особенностей детей и молодежи – это главное, что должно определять выбор направлений деятельности клуба.

Главные принципы организации деятельности клуба

Добровольность членства

Самоуправление

Единство цели

Совместная деятельность в непосредственном контакте друг с другом (в этом плане клуб является группой)

Сочетание различных видов деятельности (обучение, воспитание, развитие)

Совместная деятельность (познавательная, творческая, практически – преобразующая, рекреационная)

Отсутствие взаимного давления

Особый дух сотворчества и содружества и доброжелательная атмосфера

Личностный комфорт

Ориентированность на перспективу

Широкие возможности для выбора единомышленников

В клубе занимаются обучающиеся разного возраста и пола, объединенные в секции или учебные группы. Члены клуба могут заниматься в одной или нескольких секциях (учебных группах). В клубе могут быть объединения детей по годам обучения (возрасту и опыту деятельности в клубе и т. д.), по интересам (творческие группы, творческие объединения и др.)

Количественный состав клуба может изменяться. В состав клуба могут приниматься коллективные члены (классы, творческие коллективы и др.), почетные члены (ветераны войны и труда, бывшие воспитанники клуба и др.)

Работой клуба руководит Совет клуба, избираемый на собрании членов клуба и действующий на основе Устава или Положения о клубе. В учреждении дополнительного образования детей обычно руководит работой клуба педагог, он же – председатель Совета клуба. Клуб – самодеятельная организация, где педагогическое руководство сочетается с самоуправлением учащихся. При клубе может действовать Совет друзей клуба, в состав которого могут входить ветераны войны и труда, бывшие воспитанники и др.

Деятельность клуба осуществляется на основе одного из разработанных документов: Устава клуба, Положения, Программы деятельности.

Документ утверждается общим собранием членов и отражает: цели и задачи, структуру клуба, традиции, основные направления деятельности, права и обязанности членов клуба, материально – техническую базу.

Клуб считается созданным с момента регистрации Устава (или утверждения Положения), который является основным документом, регулирующим его деятельность.

В течение учебного года деятельность клуба осуществляется на основе перспективного и календарного планов работы, которые обсуждаются и утверждаются общим собранием членов клуба. С целью организации и проведения совместного досуга проводятся клубные дни – тематические вечера, игровые и конкурсные программы и др. Деятельность клуба сочетает и индивидуальные занятия, и работу в кружках, секциях, клубных командах, и общественно – полезные дела, организацию массовых праздников, походов, выставок, отчетных концертов, конференций. Планирование деятельности помогает целенаправленно решать задачи воспитания, обучения и развития детского коллектива, добиваться эффективности в организации клубной деятельности.

Планирование работы клуба – длительный и сложный процесс. Степень успеха в планировании зависит от верно выбранных целей, которые должны быть реальными, четко сформулированными и принятыми всеми членами коллектива.

Процесс планирования состоит из следующих этапов:

1 этап – анализ деятельности за прошедший период, который включает: выявление проблем (что не удовлетворяет в результатах деятельности?), выявление причин появления проблем, определение направления преобразований.

2 этап – постановка целей и задач на новый учебный год. Цель – образ желаемого результата, который можно достичь к определенному времени.

Цель должна обладать свойствами:

Полнотой содержания

Контролируемостью ожидаемого результата

Временной определенностью

Реальностью

Цель раскладывается на конкретные задачи – конкретные результаты, которые предполагается получить при реализации того или иного направления деятельности.

3 этап – определение разделов плана по направлениям деятельности и их коллективное обсуждение.

4 этап – рассмотрение проекта плана, определение сроков исполнения и ответственных.

5 этап – утверждение плана на педагогическом или методическом совете.

Продуманная и целенаправленная организационная деятельность и общение в клубе (усилиями педагога, коллектива, учреждения и др.) как в группе единомышленников, союзников, равных и самостоятельных, позволяет в привлекательной, ненавязчивой форме утверждать (понимать и принимать для себя) ценности образования, ценности здоровья, ценности традиций и истории, ценность другого человека, ценность личной свободы и т. д.

Перспективной становится деятельность тех клубных объединений, где по каждому конкретному направлению соединяются самые разнообразные формы работы, учитываются и целесообразно используются возможности образовательных, культурно – просветительских, спортивных и др. учреждений.

Результатами деятельности клуба можно считать наличие у детей способов, приемов, техник мышления, деятельности, культуры рефлексии, поведения. Другое назначение клуба – быть средой формирования культуры свободного времени, здорового образа жизни.

Клуб имеет свои традиции и отличительные символы, атрибуты (название, песня, эмблема, значок, девиз, форма и др.). Работа клуба отражается в дневнике, летописи дел. Клуб может иметь свой печатный орган – информационный бюллетень , газету.

Клуб осуществляет связи с другими клубами соответствующего профиля, участвует в совместных программах и проектах, в соревнованиях и конкурсах и др.

Типология клубов еще полностью не разработана, но уже сегодня их можно классифицировать:

по масштабу деятельности: многопрофильные и однопрофильные. Клубы могут иметь одно направление работы: общественно – политическое, художественное, техническое, туристско-краеведческое, спортивное и др., могут объединять туристов, краеведов, киноведов, цветоводов и т. п. или быть многопрофильными, организующими одновременно несколько направлений деятельности детей, подростков, молодежи

по преобладающему виду деятельности: учебные, дискуссионные, творческие.

1) Учебные – лектории, клубы интересных встреч, т. е. инициатива организации, подготовки мероприятий принадлежит штатному аппарату или инициативной группе, предполагается зрительская активность.

2) Дискуссионные (бурные обсуждения, обмен информацией: молодежные клубы, дискотеки, клубы коллекционеров и др.)

3) Творческие (деятельностные)- активная индивидуальная, групповая, коллективная деятельность участников: агитбригада, передвижной музей и т. п. по степени организованности: официальные, неофициальные.

В дополнительном образовании клуб может стать своеобразной социокультурной технологией воспитания. Продуманная и целенаправленно организованная деятельность клуба (усилиями педагога, коллектива, учреждения, города и т. д.) как организованного общения в группе единомышленников, союзников, равных и самостоятельных позволяет в привлекательной, ненавязчивой форме утверждать (понимать и принимать для себя) ценности образования, здоровья, традиций и истории, ценность другого человека, личной свободы, мышления и т. д.

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ШОЛОХОВСКИЙ ЦЕНТР ВНЕШКОЛЬНОЙ РАБОТЫ

_________________________________________________

347022, Ростовская область, Белокалитвинский район, р.п.Шолоховский, ул. Пушкина, дом 32

тел : (8863 83) 5-40-08, Е -mail: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Утверждено

Приказом директора

МБУ ДО ЦВР

Л.С. Аверьянова

№ ____, от «___» мая 2015 г.

ПОЛОЖЕНИЕ

о творческом объединении

I. Общие положения

1.1. Настоящее положение разработано в соответствии с ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Санитарно-эпидемиологическими требованиями к учреждениям дополнительного образования детей СанПиН 2.4.4.3172 – 14, Уставом МБУ ДО ЦВР (далее по тексту Центр).

1.2. Творческое объединение – это относительно устойчивая совокупность детей и педагогов, объединенных единой целью (закрепленной в образовательной программе), сходными интересами и потребностями в общении и совместной деятельности.

1.3. Творческое объединение является структурной единицей Центра, которое может осуществлять свою образовательную деятельность на базе Центра или другой образовательной организации (на основе заключенных договоров).

1.4. Творческое объединение создается исходя из интересов и потребностей учащихся.

1.5. По решению администрации Центра, в связи с производственной необходимостью творческое объединение одного направления может быть перепрофилировано на другое.

1.6. На базе творческого объединения могут быть созданы: профильная группа детей и подростков, клубы по интересам, мастерские и творческие лаборатории с целью включения каждого ребенка (обучающегося) в творческую деятельность в меру его возможностей и способностей, в зависимости от интересов.

II. Цель и задачи

2.1. Цель: формирование общей культуры личности учащихся на основе усвоения содержания дополнительных образовательных программ.

2.2. Задачи творческого объединения:

Овладение обучающимися объемом знаний, умений и навыков, развитие их творческих способностей по направлению деятельности.

Формирование высоконравственной, образованной личности, обладающей базовыми компетенциями современного человека.

Обеспечение необходимых условий для личностного развития, охраны и укрепления здоровья, профессионального самоопределения.

Патриотическое и гражданское воспитание детей и молодёжи.

Организация содержательного досуга обучающихся, развитие их социальной активности, новаторских идей и поисков, утверждение здорового образа жизни.

III. Основные направления и содержание деятельности творческого объединения

3.1.Образовательный процесс в творческом объединении осуществляется в соответствии с общеобразовательной программой по различным направленностям (художественно-эстетической, физкультурно-спортивной, туристско-краеведческой, социально-педагогической), разрабатываемой педагогом дополнительного образования, принятой на педагогическом совете и утвержденной директором Центра.

3.2.Образовательная деятельность творческого объединения осуществляется по направленностям:

· Художественно-эстетическая направленность предусматривает приобщение учащихся к различным видам прикладного творчества, искусства, раскрытие их индивидуальных возможностей и творческих способностей, профессиональную ориентацию и адаптацию к условиям современной жизни (вокал, вокальный ансамбль, вязание, ИЗО, флористика, бисерное рукоделие, вышивка шелковыми лентами, мягкая игрушка, лоскутное шитье, вышивка и др.);

· Физкультурно-спортивная направлена на воспитание здорового образа жизни и развития детского и юношеского спорта на территории, а также задачу более широкого привлечения обучающихся, родителей и педагогических работников образовательного учреждения к регулярным занятиям по настольному, физической культурой и спортом, формирование здорового образа жизни, повышения уровня их физического развития.

· Социально-педагогическая досуговый клуб, клуб интеллектуального общения, охватывает широкий возрастной диапазон:

Для детей дошкольного возраста решает задачи развития познавательных интересов и творческого развития;

Для детей с ограниченными возможностями здоровья решает задачи социальной адаптации;

Для обучающихся младшего и среднего школьного возраста способствует формированию специальных навыков безопасного поведения на улицах и дорогах в особых условиях НПР;

В рамках познавательно-творческой деятельности решает задачи развития интеллектуально-творческих способностей, проектного мышления, образного воображения;

Для обучающихся старшего школьного возраста призвана оказывать социальную поддержку жизненного самоопределения обучающихся через СМИ, формирование личностных качеств, способствующих саморазвитию индивидуальности, социальной адаптации и профессиональной ориентации подростков.

Творческие объединения осуществляют учебно-консультационную работу, организуют творческие отчеты, участвуют в подготовке и проведении муниципальных, городских мероприятий, фестивалей, конкурсов, концертов, соревнований, выставок, используют другие формы общественно-полезной, любительской деятельности.

3. Организация образовательного процесса

3.1. Организация образовательного процесса в Центре осуществляется в соответствии с Уставом, учебным планом.

3.2. Численный состав творческого объединения, продолжительность и периодичность занятий в неделю определяются образовательной программой направлением деятельности, возрастными особенностями учащихся, условиями работы.

3.3. Зачисление обучающихся в возрасте от 5 до 18 лет осуществляется на срок, предусмотренный образовательной программой.

· Для зачисления в творческое объединение Центра обучающиеся предоставляют следующие документы:

· заявление родителей (законных представителей), дети которых не достигли 14 лет, или заявление детей в возрасте от 14 лет и старше (Приложение 1). Заявление родители пишут каждый учебный год, независимо, сколько лет посещает обучающийся творческое объединение;

· медицинская справка от врача о состоянии здоровья ребенкас заключением о возможности заниматься в группах спортивной направленности. За учащимися сохраняется место в детском объединении в случае болезни, прохождения санаторно-курортного лечения, очередного отпуска родителей.

· Отчисление обучающихся производится в следующих случаях:

По заявлению родителей (законных представителей), переезжающие в другой город, район, уезжающих из своего района (Приложение 2) ;

За грубое нарушение Устава Центра и Правил распорядка обучающихся.

Решение об исключении обучающихся принимается педагогическим советом Центра, оформляется приказом директора Центра.

3.4. Деятельность обучающихся осуществляется как в одновозрастных, так и в разновозрастных объединениях по интересам: творческое объединение, клуб, студия, секция, ансамбль, театр, группа (в дальнейшем именуемые «творческое объединение»). В работе творческого объединения могут принимать участие родители (законные представители), организовываются и проводятся совместные массовые, воспитательные, досуговые мероприятия.

3.5. Творческие объединения могут быть разных видов: однопрофильные, многопрофильные, комплексные, группы совместных занятий детей и родителей.

3.6. Обучающиеся имеют право заниматься в нескольких творческих объединениях, а также менять направление обучения. Перевод ребенка из одного творческого объединения в другой осуществляется на основании заявления родителя (законного представителя) ребенка.

3.7. Занятия в творческих объединениях проводятся по интегрированным, комплексным, сквозным программам, группами, подгруппами, индивидуально или всем составом объединения.

3.8. Режим занятий в творческом объединении регламентируется расписанием, составленным педагогом дополнительного образования и утвержденным директором Центра. Продолжительность академического часа занятия составляет 45 минут, 30 минут для детей дошкольного возраста, младших школьников (хореография, занятия с использованием компьютерной техники), с обязательным 10-минутным перерывом между занятиями для отдыха детей и проветривание помещений. В период школьных каникул (осенние, зимние, весенние) педагог имеет право изменить расписание занятий творческого объединения, перенести на дневное время.

3.9. Учебный год в творческом объединении начинается с 1 сентября текущего года, две недели отводится педагогу дополнительного образования для набора и комплектования групп. Список учащихся предоставляется на утверждение директору на начало года не позднее 15 сентября (Приложение 3), на 2 полугодие – не позднее 15 января. Изменение и движение обучающихся в списочном составе за 1 полугодие предоставляется по заявлению педагога дополнительного образования на имя директора Центра - 15 января (Приложение 4, 5) .

3.10. Результативность усвоения предмета на каждом году обучения осуществляется через определенные критерии системы оценки деятельности учащихся (диагностика, мониторинг, контроль), исходя из направленности, цели и содержания реализуемых образовательных программ.

3.11. Учащиеся, освоившие программу одного года обучения, переводятся на следующий год обучения.

3.12. В объединение второго и последующих годов обучения могут быть зачислены учащиеся, не занимающиеся в группе первого года обучения, но успешно прошедшие собеседование или иные испытания.

3.13. Освоение общеобразовательных программ на третьем и более годах обучения завершается итоговой аттестацией учащихся, осуществляемой в порядке, установленном Положением об аттестации учащихся Центра. По представлению педагога воспитанник допускается и включается в прохождение итоговой аттестации после достижения:

Третьего года обучения, что предполагает развитие компетентности в данной образовательной области, сформированности навыков на уровне практического применения;

Последующего года (4 год и более) обучения, что предусматривает достижение повышенного уровня образованности в данной образовательной деятельности, умение видеть проблемы, формировать задачи, искать средства их решения.

Обучающимся, успешно завершившим предусмотренной программой года обучения, выдаётся свидетельство о прохождении программы.

3.14. Образовательная деятельность в творческом объединении осуществляется по годам обучения, которые включают в себя подготовительный год обучения, первый, второй, третий и более год обучения в соответствии с дополнительными общеобразовательными программами следующих направленностей:

3.14.1. Художественно-эстетическая направленность

Музыкальные:

Ø Вокальные ансамбли

Репетиционно-постановочные, сводные занятия со всем коллективом составляет 2-4 часа в неделю.

Ø Изобразительное искусство (живопись, рисунок, композиция, лепка, графика)

На 2-ом году обучения предусматриваются варианты разбивки часов для создания условий обучения с учетом возрастных особенностей детей.

Ø Декоративно-прикладное творчество

Вязание, плетение, вышивка, макраме, флористика, мягкая игрушка, лоскутное шитье, батик, роспись, цветы из ткани, соленое тесто, природный материал, конструирование и моделирование одежды, одежда для кукол и т.д.

Индивидуальная работа (для детей с ОВЗ, одаренных детей) составляет 2-3 часа в неделю.

Творческая мастерская составляет 2-4 часа на группу.

На 2-ом году обучения предусматриваются варианты разбивки часов для создания условий обучения с учетом возрастных особенностей детей.

Ø Фольклорные ансамбли

Индивидуальная работа (для солистов, детей с ОВЗ, одаренных детей) составляет 2-3 часа в неделю.

Репетиционно-постановочные, сводные занятия со всем коллективом составляют 2-4 часа в неделю.

На 2-ом году обучения предусматриваются варианты разбивки часов для создания условий обучения с учетом возрастных особенностей детей.

3.14.2. Физкультурно-спортивная направленность

Ø ОФП (Общая физическая подготовка)

Гимнастика, баскетбол, акробатика, легкая атлетика, волейбол, мини-футбол, подвижные игры.

На 2-ом году обучения предусматриваются варианты разбивки часов для создания условий обучения с учетом возрастных особенностей детей.

Ø Настольный теннис

Для организации и проведения спортивной секции предусматривается 2-4 часа в неделю.

Индивидуальная работа (для детей с ОВЗ, одаренных детей) составляет до 3 часов в неделю.

На 2-ом году обучения предусматриваются варианты разбивки часов для создания условий обучения с учетом возрастных особенностей детей.

3.14.3. Туристско-краеведческая направленность

Индивидуальная работа (для детей с ОВЗ, одаренных детей) составляет до 3 часов в неделю.

Клубные часы составляют 1-2 часа в неделю.

3.14.4. Социально-педагогическая направленность

Ø Клуб интеллектуального общения. Досуговая деятельность.

Индивидуальная работа (для детей с ОВЗ, одаренных детей) составляет до 2-х часов в неделю.

Клубные часы составляют 1-2 часа в неделю.

3.15. Индивидуальные занятия (2-3 часа в неделю) предусмотрены для работы с солистами хореографических и вокальных коллективов, одаренными детьми и детьми-инвалидами по всем направлениям деятельности.

3.16. Репетиционно-постановочные часы (2-4 часа в неделю) предусмотрены для организации сводных репетиций и проведения постановочных работ по хореографии, вокалу, театру.Репетиционно-постановочная работа – это форма учебной, творческой работы с обучающимися по отработке ранее полученных знаний, умений и навыков на конкретном репертуарном материале.

3.17. Для творческих объединений изобразительного, декоративно-прикладного творчества - художественно-эстетической направленностям предусмотрена творческая мастерская (2-4 часа в неделю) по организации самостоятельной, исследовательской, проектной деятельности обучающихся в сотворчестве с педагогом. Творческая мастерская– это форма учебной, творческой работы по организации самостоятельной, исследовательской, проектной деятельности обучающихся в сотворчестве с педагогом.

3.18. Для творческих объединений социально-педагогического направления предусмотрены клубные часы (1-2 часа в неделю) с целью обобщения научных, художественных, познавательных и других интересов обучающихся и их родителей. Клуб – группа обучающихся, объединяемых общей идеей, интересом и т.п.

3.19. Для творческих объединений физкультурно-спортивной направленности предусмотрено 2-4 часа в неделю для организации и проведения спортивной секции.

4. Управление творческим объединением

4.1. Управление творческим объединением осуществляет педагог дополнительного образования в соответствии с должностными инструкциями.

4.2. Педагог дополнительного образования реализует общеобразовательную программу и несет ответственность перед администрацией Центра за деятельность творческого объединения.

4.3. Основными формами самоуправления в творческом объединении являются актив творческого объединения и родительский комитет.

4.4. Творческое объединение может поощряться в порядке, установленном для поощрения коллективов и участников за определенные творческие успехи.

4.5. В случае снижения фактической посещаемости в течение года группы должны быть объединены или расформированы.

Приложение 1

Приложение 2

Приложение 3

« УТВЕРЖДАЮ»

ДИРЕКТОР МБОУ ДОД ЦВР

Л.С.Аверьянова

«______» ________________ 20__ г.

СПИСОК

Учащихся творческого объединения

на 201___ – 201___ учебный год

Творческое объединение –

Педагог –

Год обучения_ _______ Год обучения ________

Группа __1___

Группа ___2___

Всего детей:

Всего детей:

Год обучения_________

Группа __3___

Индивидуальное обучение (ОР/ОВЗ)

Всего детей:

Всего детей:

ИТОГО:________________

Подпись педагога ___________________ ____________________________

подписьФ.И.О. педагога

Дата:_________________________

Согласовано:

Методист _______________________ /Н.В.Орлова/

Приложение 4

Информация

о движении учащихся в творческом объединении

за 1 полугодие 201____- 201____ учебный год

Творческое объединение - ____________________________________

Педагог - ___________________________________________________

Выбыл/Дата

ФИО учащегося (полностью)

Год обучения

Причина выбытия

Отчество

Год рождения

МБОУ (где обучается)

Дата:_____________

· Данную заполненную таблицу прилагать к заявлению о замене детей.

· К данной информации приложить список учащихся творческого объединения на 2 полугодие.

Приложение 5

Заявление

Прошу разрешить внести изменения в списочный состав творческого объединения «____________________________________________», в связи с выбытием детей.

Список учащихся и информация о движении учащихся прилагается.

________________ ___________________

1

В статье рассматривается сущность, функции и особенности организации детских творческих объединений в нашей стране. Авторами определяются эффективные формы, средства и методы духовно-нравственного воспитания подростков в детском творческом объединении; анализируются исторические аспекты развития внешкольной деятельности детей и подростков; выявляются внутренние и внешние условия духовно-нравственного воспитания школьников средствами музыкально-театрализованной деятельности в сфере дополнительного образования и внеурочной деятельности образовательного учреждения. Вовлечение подростков в различные формы социально-культурной деятельности: благотворительные концертные программы, творческие фестивали, клубы по интересам и культурно-просветительные акции, воздействие художественно-творческой среды и средств музыкально-театральной деятельности способствуют формированию духовно-нравственных ценностей у участников детских творческих объединений в образовательном учреждении.

духовно-нравственное воспитание

детское творческое объединение

средства музыкально-театрализованной деятельности

формы социально-культурной деятельности

досуговая сфера

художественно-творческая среда

1. Большая советская энциклопедия: [в 30 т.] / гл. ред. А.М. Прохоров. – 3-е изд. – М.: Советская энциклопедия, 1969–1978. – Т.24. – 608 с.

3. Вишнякова И.Н. Формирование гуманных отношений младших школьников средствами фольклора в детских творческих объединениях: дис. … канд. пед. наук: 13.00.05 / Вишнякова Ирина Николаевна. – Челябинск, 2014. – 168 с.

4. Грибкова Г.И. Проектная деятельность как элемент профессиональной компетентности бакалавров социально-культурной сферы / Г.И Грибкова // Вестник экономической интеграции. – 2013. – № 4 (61). – С. 147-151.

5. Грибкова Г.И. Социально-педагогические условия формирования духовно-нравственных качеств подростков в процессе музыкально-театральной деятельности / Г.И. Грибкова, Л.С. Рогачева // Среднее профессиональное образование. – 2016. – № 3. – С. 65-70.

6. Ефремова Т.Ф. Современный толковый словарь русского языка: В 3 т.: Т. 2: / Т. Ф. Ефремова. – М.: Астрель: Изд-во АСТ, 2006. – 1160 с.

7. Иванова И.В. Детские объединения и движения как пространство социализации и творческого саморазвития подрастающего поколения / И.В. Иванова, В.А. Макарова // Вестник ТГПУ. – 2016. – 1 (166). – 155 с.

8. Мурзинова Т.Н. Детские общественные объединения – пространство для самореализации и социализации ребенка / Т.Н. Мурзинова // Учитель – ученик – родители. – М.: Центр «Школьная книга», 2003. – 232 с.

9. Нестеренко А.В. Духовно-нравственное развитие личности на основе русской традиционной культуры в современных социально-культурных условиях: дис. … канд. пед. наук: 13.00.05/ Нестеренко Алла Васильевна. – Москва, 2001. – 186 c.

10. Неценко О.В. Понятие «Художественно-творческая среда»: необходимость введения в педагогику / О.В. Неценко // Известия ВГПУ, 2015. – № 1 (266). – С. 79-82.

11. Опарина, О.В. Феноменология креативности и факторы формирования креативной личности /О.В. Опарина // Вестник КазГУКИ. – Казань, 2009. – № 4. – 148 с.

12. Стрельцов Ю.А. Педагогика досуга: учебное пособие / Ю.А. Стрельцов, Е.Ю. Стрельцова. – М.: МГУКИ, 2008. – 272 с.

13. Тарасова Е.Н. Нравственное воспитание подростков средствами искусства в детских творческих объединениях: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.05 / Тарасова, Екатерина Николаевна. – М., 2001. – 17 с.

14. Умеркаева С.Ш. Воспитание художественного вкуса как музыкально-педагогическая проблема / С.Ш. Умеркаева // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2015. – № 6. – С. 101-105.

15. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации». – М.: Изд-во «Омега-Л», 2016. – 142 с.

Модернизация в системе образования, следование новым образовательным стандартам, новая редакция Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» настойчиво требуют пристального внимания педагогических работников к вопросам духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения в учреждениях общего и дополнительного образования. Особое значение в духовно-нравственном воспитании подростков приобретает деятельность детских творческих объединений, создающих условия для формирования социального опыта в процессе творческой деятельности и межличностного общения, для реализации культурно-досуговых потребностей, интересов и возможностей ребенка, для развития навыков нравственного поведения.

Цель данной работы - выявление специфики организации детских творческих объединений по духовно-нравственному воспитанию подростков в социально-культурных условиях образовательных организаций. В исследовании представлен анализ философских, психологических, педагогических, методических трудов отечественных авторов по исследуемой проблеме, педагогический анализ опыта работы в системе дополнительного образования и внеучебной деятельности образовательных организаций.

В трудах отечественных ученых рассматриваются различные аспекты организации детских творческих объединений в образовательных организациях и их значение в духовно-нравственном воспитании подростков. О.В. Опарина в своих исследованиях отмечает, что «детское творческое объединение это одна из многочисленных форм детских общественных объединений. Детское творческое объединение - это самодеятельное объединение, организуемое на добровольной основе с целью реализации творческих способностей личности в процессе какой-либо художественно-творческой деятельности. Особенность детского творческого объединения - открытость, добровольность, разнообразие организационных форм, эмоциональная привлекательность» . И.В. Иванова утверждает, что детские объединения «играют важную роль в саморазвитии обучающихся, они формируют опыт свободного самоопределения, воспитывают оптимистическое мироощущение, психологически и нравственно закаляют личность» .

Детские объединения как часть внеучебной, т.е. досуговой деятельности, берут свои истоки во внешкольном образовании. Российское внешкольное образование, зародившееся в XIX веке, в XX веке трансформировалось в культурно-просветительную деятельность, органично сочетая задачи просвещения и воспитания народа, в систему дополнительного образования детей и взрослых.

Исторические аспекты развития детских объединений в нашей стране раскрывает Т.Н. Мурзинова, утверждая, что «на базе детских самодеятельных объединений, на основе их первого опыта были созданы первые государственные внешкольные учреждения. В свою очередь, внешкольные учреждения с 1920-х годов становятся центром детского движения (дворцы, дома пионеров и школьников), его научно-методической базой. Эти системы государственного и общественного воспитания объединяет досуговое пространство детей, педагогически разумно заполненное в интересах их личностного развития» .

Детские объединения отличаются по своим целям, задачам, направлениям деятельности, по составу и количеству своих членов, характеру устанавливаемых связей, взаимоотношений, уровню развития и воздействия на детей и подростков.

Субъектами детского движения могут быть: международные, межреспубликанские, всероссийские, республиканские, районные, городские детские объединения и организации.

Основными направлениями деятельности детских объединений являются: естественнонаучное, художественно-творческое, физкультурно-спортивное, спортивно-техническое, социально-педагогическое, туристско-краеведческое, научно-техническое, военно-патриотическое, эколого-биологическое, технико-творческое, социально-экономическое.

Классификация детских объединений

Досуговая деятельность как сфера свободного времени предполагает создание и организацию детских объединений. Подобные типы объединений работают на базе образовательных учреждений, центров творчества детей и юношества, домов культуры, библиотек, парков, музеев, зоопарков и т.д.

Объединения предполагают совместную досуговую деятельность детско-юношеского коллектива и «разнонаправленность взаимодействия личности в художественно-творческой деятельности», способствующей выработке определенных личностных качеств, выстраивания взаимоотношений. И.Н. Вишнякова рассматривает детские творческие объединения как среду «взаимодействия сверстников, играющей, в силу своей совместности, роль в формировании коллективизма, гуманных отношений» .

Детским творческим объединениям присущи следующие функции:

Аксиологическая (ориентация в системе духовно-нравственных ценностей);

Социализирующая (формирование социального опыта через творческую деятельность и общение, освоение новых социальных ролей и моделей поведения, межличностных отношений, обеспечение условий для самовыражения и самоопределения);

Культуротворческая (активное включение в творческую деятельность, связанную с созданием художественных (сценических) образов);

Рекреационно-психологическая (восстановление творческой активности и психофизических сил, реализация культурно-досуговых потребностей);

Профориентационная (создание условий для формирования интереса и выявления способностей к конкретным видам профессиональной деятельности).

Деятельность детских творческих объединений реализуется в таких формах, как клуб, группа, ансамбль, кружок, секция, театр, студия, творческая мастерская и др.

Организация детских творческих объединений в досуговой сфере имеет свою специфику. Особенности организации детских творческих объединений зависят от возможностей учреждений, в которых они функционируют. Представленные выше формы детских объединений осуществляют свою деятельность в различных социально-культурных и образовательных учреждениях, центрах детского и юношеского творчества, домах культуры, библиотеках, музеях, парках и др.

Центры детского и юношеского творчества (бывшие дома и дворцы пионеров и школьников), школьные кружки, секции и внеурочная деятельность в образовательных учреждениях относятся в настоящее время к системе дополнительного образования. Л.Н. Буйлова в своих исследованиях рассматривает дополнительное образование как досуговую сферу, где «дети получают широкие возможности позитивного проведения досуга, занятиями искусством, культурой, спортом, предпринимательством, волонтерством, для самопознания, самореализации, самоопределения в разных видах коллективной творческой деятельности» .

В образовательных учреждениях детские объединения представляют собой организационные структуры двух типов: детские объединения по внеурочной деятельности и детские объединения дополнительного образования. Работа детских объединений осуществляется на основании образовательных программ. В Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» дополнительные программы подразделяют на «дополнительные общеразвивающие и дополнительные профессиональные» . Образовательная программа должна ориентироваться на конкретный вид деятельности: познавательную, проектную, культурно-досуговую, творческую, игровую и др.

В отличие от внеурочной деятельности, дополнительное образование не имеет федеральных государственных образовательных стандартов, не является уровнем образования, поэтому в работе педагогов используется типовая программа данного образовательного учреждения или авторская программа педагога дополнительного образования.

Таким образом, в образовательном учреждении существует достаточно разветвленная структура организованного досуга детей и подростков, способствующая развитию и активизации детского творчества, вовлечению детей и подростков в социально-культурную деятельность, являющаяся фактором воспитания и развития личности. Ю.А. Стрельцов отмечает, что «при правильной организации деятельности осуществляется обогащение личности в аксиологическом отношении. Трудно представить себе индивидуальное или групповое занятие, которое не дает возможности повлиять на ценностные ориентации и общую направленность человека. Уже само по себе усвоение определенных ценностей, без чего не обходится, по существу, ни одно из занятий, предполагает соотнесение этих ценностей с личностными потребностями и способствует формированию ценностного сознания» . Давая определение понятию «детское творческое объединение», необходимо уточнить, что творчество и творческий процесс соединяет в себе многие виды деятельности, это и познавательная, и преобразующая, и художественная.

Одним из наиболее распространённых видов детских творческих объединений являются коллективы любительского творчества, имеющие различную направленность и охватывающие все виды искусства. Различные аспекты объединений любительского (самодеятельного) творчества изучались в работах отечественных исследователей Т.И. Баклановой, И.Н. Вишняковой, Е.И. Григорьевой, А.В. Нестеренко, Г.Н. Новиковой, О.В. Опариной, Е.Н. Тарасовой и др.

Детские творческие объединения, «будучи одновременно нерегламентированной средой и областью активной творческой самореализации и самоактуализации личности, являются сферой для интенсивного формирования креативной личности, где в достаточной мере развиваются личностные качества, осуществляется совместная творческая деятельность с эмоциональной вовлечённостью и общим позитивным настроем» .

Социокультурная сфера является тем педагогическим полем, где творческие способности личности раскрываются в процессе продуктивного творческого общения . Для наиболее эффективного воспитательного воздействия на личность подростков в процессе музыкально-театрализованной деятельности в детском творческом объединении с целью формирования их нравственных качеств необходимо соблюдение ряда социально-культурных условий. Социально-культурные условия в детском творческом объединении представляют собой специально созданные обстоятельства, требования, правила. В рамках нашего исследования были определены внутренние и внешние социально-культурные условия духовно-нравственного воспитания подростков.

Внутренними условиями, способствующими эффективному духовно-нравственному воспитанию подростков, являются: художественно-творческая среда, «в которой аккумулируются достижения мировой культуры, народные традиции, национальный менталитет, художественное творчество профессиональных и самодеятельных коллективов в области культуры и искусств» , возможность для самореализации личности подростков, накопление эмоционально-чувственных впечатлений, интериоризация нравственного поведения подростков благодаря их активный творческой деятельности, занятия в творческих коллективах по интересам позволяют ребенку реализовать себя в иных, не учебных сферах деятельности, где-то непременно пережить ситуацию успеха и на этой основе повысить собственную самооценку и свой статус в глазах сверстников, педагогов и родителей.

Е.Н. Тарасова утверждает, что «взаимодействие искусства и морали в нравственном воспитании личности подростка построено на включении учащихся в разнообразную художественно-творческую деятельность, основанную на идее передачи средствами высокохудожественных образцов культуры и искусства опыта эмоционально-ценностного отношения к миру» . Как отмечает С.Ш. Умеркаева, «художественно-творческая деятельность обладает огромным социальным, педагогическим, воспитательным, культурным потенциалом в формировании духовно-нравственных ценностей детей и подростков» .

Целью деятельности детского творческого объединения «Городок» (руководитель Рогачева Л.С.), организованного в 2012 году в гимназии № 1636 «НИКА», является духовно-нравственное воспитание подростков средствами музыкально-театральной деятельности, развитие творческого потенциала личности. В процессе организации работы этого творческого коллектива ставятся следующие педагогические задачи: воспитание устойчивых ценностных ориентиров участников, формирование внутренней культуры и развитие творческих способностей подростков в процессе музыкально-театрализованной деятельности. Духовно-нравственное воспитание в театральном коллективе - это долгий процесс воздействия на внутренний мир подростков средствами различных видов искусств, в котором большое значение имеют социально-педагогические условия . Включение участников творческого объединения «Городок» в различные виды творческой деятельности, составляющие основное содержание проекта «Волшебный мир театра и музыки», способствует формированию их нравственных личностных качеств. В проекте представлены такие блоки, как:

  1. Организация ежегодного фестиваля «Театральный калейдоскоп» с целью формирования интереса к истории и традициям русского и зарубежного театра, развития творческого потенциала и творческой активности детей и подростков; повышение уровня сценической культуры и этики поведения;
  2. Ежемесячное проведение музыкально-театрализованного лектория «Дороже всех сокровищ» призвано приобщить подростков к традициям и лучшим образцам мировой художественной культуры, повысить уровень общей культуры личности;
  3. Организация цикла благотворительных театрализованных концертов «От сердца к сердцу» для ветеранов войны и труда, для воспитанников детских домов и школ-интернатов с целью формирования у участников детского творческого объединения понятия о милосердии, доброте, искренности, человеколюбии; закрепление и развитие положительных тенденций в поведении; создание благоприятных условий для формирования духовно-нравственных качеств личности;
  4. Организация клуба сторителлинга для подростков «Жили-были», целью которого является формирование духовно-нравственных ценностей и жизненных установок подростков через коллективное обсуждение проблем (социальных, этических, и др.) в представленных сторителлерами историях.
  5. Реализация общеразвивающей программы «Музыкально-театральное путешествие», которая направлена на воспитание нравственных качеств и формирование духовных потребностей подростков средствами музыкально-театрализованной деятельности.

Внешними социально-культурными условиями, способствующими духовно-нравственному воспитанию подростков в детском творческом музыкально-театральном объединении «Городок», является взаимодействие с общественными и социально-защитными организациями г. Москвы. Совет ветеранов войны и труда района Орехово-Борисово Южное (ОБЮ); Центр детского творчества (ЦДТ) «Юный техник», Центр развития творчества детей и юношества (ЦРТДиЮ) «Родник» и «Радужный», детский дом № 71, Центр культуры и искусств «Авангард», Центральная детская библиотека № 101 - эти организации являются многолетними партнерами образовательных учреждений в реализации задач по духовно-нравственному воспитанию школьников.

Таким образом, детское творческое объединение в рамках нашего исследования - это объединение подростков на добровольной основе, реализующее свою деятельность во внеучебное время для удовлетворения досуговых потребностей и реализации творческого потенциала личности в процессе совместной музыкально-театральной деятельности.

Досуговая деятельность в условиях детского творческого объединения играет значительную роль в жизни каждого ребенка, расширяя круг его социальных контактов, способствуя накоплению духовного опыта, выработке нравственных устоев и ориентиров, развитию творческого потенциала. Процесс формирования личности, ее духовно-нравственное становление происходит в период детства и подросткового возраста, поэтому организация досуговой деятельности подростков в детском творческом объединении образовательного учреждения является сегодня эффективным средством воспитания и социализации школьников.

Библиографическая ссылка

Грибкова Г.И., Рогачева Л.С. ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕТСКИХ ТВОРЧЕСКИХ ОБЪЕДИНЕНИЙ В УСЛОВИЯХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ: ОСНОВНЫЕ АСПЕКТЫ // Современные проблемы науки и образования. – 2017. – № 2.;
URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=26221 (дата обращения: 01.02.2020). Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»

 

Возможно, будет полезно почитать: