Проблема школьных кадров или эликсир молодости для школы. Современные проблемы образования и возможные пути их решения Кадровая проблема в образовании

Мария Перестрибова
Проблема подготовки педагогических кадров

ПЕРЕСТРИБОВА М. А.

г. Балашов,

МАДОУ д/с «Юбилейный»

ПРОБЛЕМА ПОДГОТОВКИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КАДРОВ

Процесс прогрессивного развития общества зависит от большого количества факторов, среди которых важное место занимает фактор воспроизводства знаний, навыков, ценностей общества во времени, обеспечивающийся в процессе педагогической деятельности . От того, насколько эффективно она функционирует, впрямую зависят темпы роста той или иной культуры, ее способность адаптироваться к постоянно изменяющимся запросам времени, гибкость и жизненная сила.

Проблема подготовки педагогических кадров на данный момент очень актуальна. Сейчас плановая система подготовки специалистов и направления их на работу разрушена, вузы готовят специалистов «неизвестно для кого» , на данный момент нет официальной статистики по выпускникам и их трудоустройству. Поэтому ответить на вопрос : сколько и каких специалистов необходимо сегодня обществу затруднительно.

В образовательную сферу приходит очень мало молодых педагогов . Чтобы завтра было кому учить и воспитывать детей, проблему нужно решать уже сейчас.

Одной из главных проблем комплектования школ и детских садов специалистами является эффективность педагогического ВУЗа – трудоустройство выпускника, в том числе, по специальности. Но зачастую многие, получив образование, устроиться в школу или детский сад не спешат. Количество бюджетных мест резко снижается, по некоторым педагогическим специальностям получить бесплатное образование невозможно уже сейчас. Желание получить его за деньги, не имея гарантии трудоустройства и достойной заработной платы, не много. И вообще, на данный момент происходит падение престижа педагогических вузов .

Для того чтобы молодые педагоги пришли в детские сады и школы, необходимо сделать все возможное для снижения социальных разочарований российских педагогов . Этот процесс гораздо страшнее кризиса в экономике, потому что именно мировоззренческая основа личности и социальный статус учителя определяют интеллектуальный потенциал и нравственное здоровье любого общества. Нельзя забывать, что прочность любого государственного образования зависит от того, из какого социального материала сформирована элита народа.

Проблема ещё и в том , что педагоги так придавлены валом обязательных для заполнения отчетов, выполнения методических инструкций, которые спускаются с вышестоящего уровня. Что значительно отнимает время от работы непосредственно с детьми и самообразования. Так же снижается привлекательность профессии.

Ещё одной из главных проблем является – повышение квалификации педагогов в связи с новыми образовательными стандартами. Педагог обязан иметь высшее педагогическое специальное образование. Что затронуло многие педагогические коллективы .

На примере нашего детского сада «Юбилейный» 80% воспитателей не имеют специального образования и только 20% имеют высшее специальное образование. Это значит, что вопрос о получении остальными высшего специального образования встал достаточно остро. И это коснулось не только одного детского сада, но и других образовательных учреждений.

В настоящее время, когда образовательные учреждения, особенно в сельской местности, не укомплектованы специалистами (физика, математика, русский язык и т. д.) и педагоги вынуждены наряду со своими предметами преподавать и другие.

Конечно, данные проблемы нужно решать в комплексе. Мы считаем, что, прежде всего, необходимо :

разработать целевой набор студентов, чтобы заинтересованные в привлечении кадров , город и район, были уверены, в том, что учитель или воспитатель, получив высшее образование, придет в школу или в детский сад по целевому направлению;

повысить привлекательность профессии педагога ;

проводить информационно-разъяснительную работу, чтобы «воспитывать» педагога со школьной скамьи . В последнее время участились случаи негативных высказываний на федеральных каналах телевидения и радио о педагогах , хотя есть в большем количестве достойные примеры.

Для сельской школы и села в контекстах модернизации отечественного образования

кандидат педагогических наук

заведующая научно-исследовательской лабораторией

теории и практики развития сельской школы Карелии

Карельская государственная педагогическая академия

В перечне проблем образования в Концепции реструктуризации сети общеобразовательных учреждений, расположенных в сельской местности Российской Федерации, рассчитанной на период 2002 – 2010 гг., проблема сельских педагогических кадров занимает второе порядковое место. В частности, констатируются слабое кадровое обеспечение, неукомплектованность общеобразовательных учреждений, расположенных в сельской местности, кадрами; недостаточный уровень квалификации учителей. Следствием ее нерешенности, по мнению разработчиков Концепции, является низкое качество образования учащихся и выпускников сельской школы. «Кадровое обеспечение – оптимизация кадрового обеспечения школ, в том числе управленческим и техническим персоналом» определяется Концепцией одним из условий успешности реструктуризации.

Данным документом проблема кадров зафиксирована и интерпретируется в показателях:

Укомплектованность сельских образовательных учреждений педагогическими кадрами;

Уровень квалификации сельских педагогов.

Под оптимизацией в широком смысле слова понимается: 1) процесс выбора наилучшего варианта из возможных; 2) процесс приведения системы в наилучшее (оптимальное) состояние. Оптимизировать – придать чему-нибудь оптимальные свойства, показатели; выбрать/выбирать наилучший из возможных вариантов.

трактует данное понятие как «определение значений экономических показателей, при которых достигается оптимум, то есть оптимальное, наилучшее состояние системы. Чаще всего оптимуму соответствует достижение наивысшего результата при данных затратах ресурсов или достижение заданного результата при минимальных ресурсных затратах».

Оптимизация в отношении педагогических кадров для сельской школы и села имеет явный «экономический акцент»: при минимуме затрат на образование и экономии на всем получить максимальный результат. Как пишет депутат Государственной Думы: «Министерство образования и науки РФ объясняет закрытие школ уменьшением числа детей и… заботой о качестве образования сельских школьников! На деле же в образовательной политике возобладал узко экономический, точнее «бухгалтерский» подход - так называемая «оптимизация». Проще говоря, стремление максимально сэкономить на образовании».

Повсеместное введение с 2011 года подушевого финансирования, Федерального закона (от 01.01.2001), определившего три типа государственных (муниципальных) учреждений – казенные, бюджетные и автономные, новой системы оплаты труда (НСОТ) – привело к сокращению штатов действующих сельских школ. Первыми покинули сельскую школу психологи, педагоги дополнительного образования , логопеды и социальные педагоги, далее начался и продолжается отток учителей-предметников (география, химия, музыка, технология). Более других потеряли маленькие школы – с малой численностью обучающихся, где нехватка педагогических кадров стала объясняться еще и невозможностью принять на работу специалиста из-за отсутствия полноценной нагрузки. Таким образом, была легализирована многопредметность – преподавание одним учителем нескольких предметов.

С целью представления глубины, масштабов и оценки результатов решения проблемы педагогических кадров для сельской школы и села более чем за десятилетие модернизации отечественного образования, начавшейся на рубеже XX и XXI столетий и продолжающейся в настоящее время, целесообразно обратиться к данным социально-педагогических исследований и статистики.

В 2001 году в российских сельских школах работали 685000 человек или 40,7% от общего количества педагогов в России. .

По данным исследования ФГУ «Аналитический центр при Правительстве Российской Федерации» на 2011 год сельские учителя составили человек (42% от общего количества). . Из образования за последние десять лет ушли более 116000 сельских педагогов. В связи со сложной демографической ситуацией в стране, и особенно, в сельской местности, с такими эффектами реструктуризации сети сельских образовательных учреждений, как массовое закрытие школ и высвобождение учителей, сельское педагогическое сообщество сократилось на 17 %.

Соотношение показателей количества образовательных учреждений, учителей и школьников на селе, относительно города, при их общем фактическом уменьшении, сохранилось: первых по-прежнему больше, последних – меньше.

Недостаточная укомплектованность многих сельских школ кадрами, большая текучесть молодых специалистов всегда были самым уязвимым звеном сельской школы, вносили нестабильность в ее работу: любое звено образовательного процесса может разрушиться по причине отъезда учителя. Ликвидирована ли нехватка педагогических кадров в условиях массового сокращения сельских педагогов?

В 2000 году российская сельская школа нуждалась в разных специалистах образования, но особенно, в учителях английского языка , информатики, физики, химии, музыки, технологии. Например, в Республике Карелия наибольшее число вакансий было среди учителей иностранных языков , труда и информатики.

По данным Министерства образования и науки РФ и управлений образованием разных российских регионов, в настоящее время обеспечение сельских школ педагогическими кадрами остается одной из жизненно важных и сложно решаемых проблем. В сельской местности по-прежнему не хватает учителей английского языка, физики и информатики, за последние годы обнаруживается все больший дефицит учителей математики и русского языка . Список вакансий отличается по регионам. Так, например, в Свердловской области не хватает учителей информатики и музыки, в Новгородской области наибольший дефицит в преподавателях иностранного языка, физической культуры, технологии и физики. В ряде субъектов РФ утверждают, что школы не нуждаются в педагогах (Ярославская область), в Томске даже наоборот – учителя не хотят уходить на пенсию.

Таким образом, несмотря на высвобождение сельских педагогов, дефицит в педагогах на селе не преодолен: сельской школе по-прежнему не хватает учителей, повсеместно отсутствуют специалисты образования (социальные педагоги, практические психологи, логопеды, педагоги дополнительного образования).

Как было отмечено ранее, другая сторона кадровой проблемы сельской школы – недостаточный уровень квалификации педагогов.

Анализ кадрового состава отечественных общеобразовательных учреждений по данному параметру в ходе осуществления основных мероприятий модернизации системы образования – демонстрирует следующие результаты и обнаруживает тенденцию устойчивого роста уровня образования педагогов. Так, доля сельских учителей с высшим образованием увеличилась с 70% до 75%, а число учителей, имеющих среднее специальное образование, за тот же период сократилось с 26% до 22%. Произошло снижение количества учителей, имеющих среднее специальное педагогическое образование, с 23% до 19%.

В ходе реализации одного из основных направлений модернизации, а именно, совершенствования системы послевузовского, постдипломного, дополнительного профессионального образования , повышения квалификации (термины используются здесь как аналоги) педагогических кадров произошли и продолжают происходить немало перемен. В ходе реформирования системы послевузовского образования становятся реальностью принципы непрерывности, диверсификации , вариативности , персонификации. Введение модульной, кредитной-накопительной (аналог кредитно-модульной) системы профессионального совершенствования педагогических кадров, появление на рынке образовательных услуг «новых игроков», а не только традиционных Институтов повышения квалификации работников образования, – вузов, образовательных центров; внедрение новых форм организации обучения, в том числе дистанционных, позволили за этот период повысить квалификацию практически каждому российскому педагогу.

Инициирующими, актуализирующими и мобилизующими к профессиональному совершенствованию и переподготовке российских педагогов стали, прежде всего, сами реформы:

Введение Единого государственного экзамена (ЕГЭ) и Государственной итоговой аттестации (ГИА);

6. проблемы национальных языков, учебная программа и экзамены (ЕГЭ) на русском языке;

7. введение новой системы оплаты труда, стимулирующей конкуренцию внутри коллектива;

8. отток населения из села, малое количество детей;

9. низкий престиж преподавательской профессии.

В содержании перечня нашли отражение специфические черты образования на селе: отдаленность от культурных центров , малочисленность сельской школы, ее зависимость от местной хозяйственно-экономической, социокультурной, этнической ситуации и др. Налицо нерешенность проблемы, которая была первоочередной на начале модернизации и остается таковой в настоящее время – это слабая, все более отстающая от современных требований, материально-техническая база сельской школы, высокая изношенность и аварийность школьных зданий. Не решены за десятилетие модернизации отечественного образования и вопросы обеспечения сельской школы педагогическими кадрами соответствующей квалификации и уровня подготовки: сельский учитель по-прежнему многопредметник и полифункционал, не имеющий соответствующего образования, не прошедший необходимую переподготовку по части преподаваемых им учебных дисциплин и выполняемых функций.

Тревожащими, на наш взгляд, являются позиции-проблемы №5 и №7, обнаруживающие наличие напряженности в педагогических коллективах, разрушающей традиционные для сельской школы психологически комфортные уклад и микроклимат. Непрестижность педагогической профессии, причиной и следствием которой является падение авторитета педагога, зафиксирована данным рейтингом в отношении сельского учителя, традиционно имевшего высокий статус в местном сообществе. «Новизна» выявленных характеристик состояния сельских педагогов и перемены в отношении к сельскому учителю делают особо важным изучение вопросов и проблем, которыми озабочен современный сельский педагог. Ниже представлен рейтинг первоочередных проблем сельских учителей, составленный на основе анализа публикаций в СМИ.

СМИ о проблемах сельских учителей (2010 – 2011 гг.):

1. лишение сельских учителей льгот на оплату ЖКХ , включая счета за электричество, газ, воду отопление;

2. закрытие школ, сокращение сельских учителей;

3. низкий уровень зарплат учителей;

10. Сельская школа просит помощи [Электронный ресурс] Режим доступа: http://deti-sela. org/, свободный.

11. Силласте учительство: образ жизни и адаптационный ресурс, 2002. [Электронный ресурс] Режим доступа: http://ecsocman. *****/data/208/707/1217/005.SILLASTE. pdf С. 54, свободный.

12. Смолин малокомплектных сельских школ - вопрос национальной безопасности [Электронный ресурс] Режим доступа: http://deti-sela. org/page/shools, свободный.

13. Чем грозит системе образования демографический кризис? // «Мой профсоюз», №34 от 01.01.01 года

Работа выполняется в соответствии с проектом «Социокультурный подход к построению и развитию региональной и территориальной систем образования» по заданию Министерства образования и науки РФ Рук.

Российское профессиональное образование и подготовку квалифицированных кадров в их современном состоянии специалисты оценивают как проблемные, кризисные, что в значительной мере обусловлено связью этих процессов, как с глобальными тенденциями развития современного общества, так и с российскими особенностями его развития.

Из статьи вы узнаете:

  • Каковы современные проблемы профессиональной подготовки кадров;
  • Какие существуют пути решения проблем подготовки кадров;
  • Какие статьи расходов включают затраты на подготовку кадров.

Сложившуюся ситуацию в системе профессионального образования, по мнению специалистов, объясняют основные проблемы профессиональной подготовки кадров. Рассмотрим их ниже.

Проблемы подготовки кадров и дефицит квалификации

Проблема первая, которая связана с резкими деформациями структуры и объема подготовки кадров, явно не соответствующими реальным потребностям рынка труда. Следует заметить, что для российского рынка труда актуальны вопросы не столько дефицита труда как общей нехватки рабочей силы, сколько дефицита квалификации.

Вместе с тем, особую остроту приобретают вопросы обеспеченности рабочими кадрами. Учреждениями профобразования выпускаются в 1,5 раза больше специалистов-техников и в 5 раз меньше квалифицированных рабочих, чем это требуется для народного хозяйства. С учетом того, что рабочих имеющих высшую квалификацию в нашей стране осталось всего 5 процентов от их общей численности (для сравнения: в США – 43 процента, Германии – 56 процентов, а в Японии – свыше 75 процентов).

При этом средний возраст квалифицированных рабочих близок к предпенсионному – 54 годам, и в ближайшие годы (приблизительно 5–7 лет) кадровая сфера отечественного производства может столкнуться с тяжелыми кризисными явлениями. В этой связи, к сожалению, можно лишь констатировать, что дефицит квалифицированных рабочих кадров на рынке труда становится серьезным препятствием на пути дальнейшего развития страны.

Проблемы подготовки кадров и пути их решения

Проблемы эффективности подготовки квалифицированных кадров, повышения производительности труда , решение задач и вопросов менеджмента в отраслях промышленности и сотрудничества предприятий с вузами становятся особенно актуальными. Проблемы подготовки кадров по утверждениям специалистов в области экономики, даже обострились в связи с вступлением России во Всемирную торговую организацию. Или Россия к 2020 году станет еще одним сырьевым придатком развитых государств, или наша страна сумеет вернуть себе достойные позиции в мировом научно-техническом развитии. Это станет возможным при условии, если озвученные здесь проблемы начнут последовательно и правильно решать на государственном уровне.

Одной из ключевых проблем в существующей системе подготовки кадров является обособленное состояние высокотехнологичного производства и высшей школы, тогда как только целостность данной системы сможет обеспечить потребности российской промышленности. Однако никто даже не пытается заполнить вакуум между знаниями и современными технологиями промышленного производства. В тоже время вузы, занимающиеся подготовкой технических кадров, имеют свои проблемы набора сотрудников из числа молодежи на ранее престижные специальности, а значительная часть студентов, и вовсе не связывает свою работу с профессией, получаемой в учебных заведениях. Назрела необходимость срочных мер к изменению сложившейся ситуации.

Критические несоответствия на рынке труда наблюдаются между работодателями, работниками и существующей системой образования и подготовкой кадров. Работодатели требуют от работников наличие квалификации высокого уровня, предлагая при этом тяжелые условия труда и низкую заработную плату, а работники, имея слабую специальную подготовку, весьма переоценивают свою значимость.

О том, какие документы необходимо подготовить, если вы планируете повышение квалификации персонала, мы недавно рассказывали в одном из материалов .

Как решить проблему нехватки кадров

Первыми шагами на пути решения проблем в подготовке кадров должно стать создание высокопроизводительных рабочих мест. В числе приоритетов – подготовка конкурентоспособных кадров которые могут составить конкуренцию на мировом уровне и развитие высокотехнологичных машиностроительных производств. Бизнес и учреждения образования должны сплотиться и приступить к системному решению кадровых проблем совместными усилиями.

Самым простым подходом к объяснению дефицита квалифицированных кадров – заявить, что все причины в недостаточном количестве подготовленных специалистов. Но создавшееся положение на самом деле гораздо серьезнее. На современных предприятиях, процессы обучения и подготовки кадров должны быть непрерывными, основанными на системе общепринятых профессиональных стандартов.

Вузовские программы и программы учреждений среднего профессионального образования на сегодняшний день построены без учета реальных требований производства, что приводит к противоречиям между ожиданиями работодателей и возможностями выпускаемых специалистов. Сказывается отсутствие инфраструктур по подбору персонала и поиску работы, которые учитывали бы практическую производственную специфику. Большая часть интернет сайтов и кадровых агентств на практике не в состоянии создать условия для эффективного трудоустройства профессиональных рабочих, начальников участков, цехов и смен, руководителей производства.

Вам может быть полезен материал из электронного журнала «Директор по персоналу» на эту тему: « »

Чем помогут профессиональные стандарты в решении проблемы профессиональной подготовки кадров

Отсутствие единых требований к профессиональным знаниям и навыкам квалифицированных специалистов является основой проблем подготовки кадров. А без общепринятых требований невозможно проводить аттестацию персонала, определять приоритеты программ обучения, планировать карьеру сотрудника. Необходимо создание системы профессиональных стандартов, которые закрепят перечень необходимых знаний, навыков и умений современного специалиста. С помощью профессиональных стандартов определятся образовательные стандарты, программы обучения, процедуры оценки кадрового персонала.

Особого внимания достоин проект создания выездных кафедр на предприятиях, где подготовка специалистов могла бы осуществляться непосредственно на рабочих местах без отрыва от производства. Также вызывает большой интерес эксперимент с введением контрактной системы подготовки инженерных работников с применением схемы «вуз – студент – предприятие». Не менее важным моментом является развитие факторов социальной поддержки будущих инженеров и рабочих. Так, высококвалифицированным работникам высокотехнологичных отраслей промышленности на период прохождения ими военной службы должны быть сохранены рабочие места .

Необходимо определить основные технологии прорыва при переходе в технологический вектор и разработать по этим направлениям программу профессиональной подготовки и переподготовки квалифицированных кадров. В дополнение к программе необходимо разработать план общественных мероприятий по пропаганде рабочего и инженерного труда и системных мотиваций.

Подготовка и развитие кадрового потенциала именно в высокотехнологичных секторах промышленности (авиационной, радиоэлектронной, судостроении и другое) и их обеспечивающих производствах должны стать приоритетами государственной кадровой политики.

Затраты работодателей на подготовку кадров

Это затраты предприятий и компаний на обучение и подготовку кадров с целью достижения высоких результатов в труде обученных и образованных работников. Именно этот аспект – достижение высоких результатов в работе профессионально подготовленных квалифицированных сотрудников интересует руководителей предприятий и фирм в первую очередь. При этом каждый владелец бизнеса всегда мысленно взвешивает на незримых весах затраты на подготовку кадров и вероятность выгоды, которую приносит качественно подготовленный кадровый персонал.

Обучение и подготовка кадров: баланс интересов

Выгоды компании:

Затраты и риски компании

  • Развитие у персонала творческих подходов в работе
  • Стимул для генерации новых идей
  • Тренировка ума и памяти работников
  • Универсализация сотрудников, возможность в дальнейшем совмещать рабочие места
  • Переработка компанией стороннего опыта
  • Позитивное изменение поведения персонала
  • Повышение лояльности работников
  • Расходы на обучение
  • Риск провести некачественную или нецелевую подготовку
  • Отсутствие отдачи от обучения сотрудников
  • Незаинтересованность работников в подготовке
  • Неумение применить полученные в ходе обучения знания и навыки в работе
  • Риск потерять сотрудников, прошедших подготовку

Еще больше интересных материалов по теме вы найдете в разделе сайта «HR-бюджет ».

Многие работодатели несмотря на существующие риски, все же сознательно идут на затраты по подготовке кадров своего предприятия. Этот выбор связан с пониманием того, что расходы на подготовку кадров закономерны и у работодателей и собственников компаний, по сути дела, нет иного пути в деле постоянного совершенствования сотрудников предприятия и адаптации бизнеса к постоянно меняющимся условиям рынка. В конечном итоге экономия на обучении, подготовке и переподготовке кадрового персонала неизбежно приводит к излишнему консерватизму, узости мышления и нежеланию что-либо менять. А это прямой путь к застою в работе, утрате конкурентоспособности и банкротству.

В целях оказания методической помощи в рубрике «Финансовая академия» в течение следующего учебного года мы постараемся ответить на такие актуальные вопросы, как:

Современные проблемы и их решение в системе образования России;

Повышение уровня социально-экономического развития страны и ее регионов - основа совершенствования системы образования;

Бюджетное финансирование и инновационная политика государства в сфере образования;

Многоисточниковое финансирование развития образования;

Целевое, рациональное использование и сохранность средств в образовательных учреждениях;

Образовательные учреждения и финансово-промышленный бизнес;

Финансовое планирование и бюджетное прогнозирование расходов на образование;

О повышении инвестиционной привлекательности сферы образования;

О совершенствовании управления системы образования;

Образование, его финансирование и национальная безопасность;

Принципы бюджетной системы;

О расширении самостоятельности образовательных учреждений в привлечении и использовании финансовых средств.

В Послании Федеральному Собранию РФ 10 мая 2006 года Президент РФ В.В.Путин подчеркнул, что в посланиях последних лет были сформулированы основные приоритеты социально-экономической политики на ближайшее десятилетие. Сегодня основные усилия направлены именно на те сферы, которые прямо определяют качество жизни граждан, в том числе в области образования.

Качество образования

Законодательством установлено, что гражданам Российской Федерации гарантируется получение в образовательных учреждениях образования в пределах государственных стандартов, образовательных программ, которые определяют содержание образования определенного уровня и направления.

В настоящее время требования к качеству образования повышаются, и связано это, в частности, с вхождением нашей страны в Болонский процесс и Всемирную торговую организацию. Современная высшая школа немыслима без сочетания образовательного процесса и научно-исследовательской работы, без создания механизма максимально быстрого внедрения инновационных научных разработок в учебный процесс.

Проводимые в нашей стране исследования, опросы нередко констатируют несоответствие содержания и технологии образовательного процесса современным запросам общества и отраслей экономики.

На мой взгляд, целесообразно делать уверенные шаги в следующих направлениях:

в Федеральном законе «Об образовании» надо четко определить, чего же хочет государство от образования и что оно для этого делает само, то есть более детально сформулировать цель образования и выстроить такую систему образования, которая бы, не копируя вслепую чужие образцы, опираясь на лучший национальный опыт и традиции образования, шла впереди мирового развития и определяла бы его конкретные направления и результаты; нужны точки роста, дающие резкое повышение качества образования; необходим баланс между практико-ориентированным знанием и фундаментальными науками и прикладными научными исследованиями; требуются создание интерактивного учебного процесса, развитие дистантного образования, сформулировать концепцию непрерывного образования; следует учитывать важность фактора интеграции, «международности образования», чтобы например, вуз был интересен на мировом рынке образовательных услуг;

в федеральных законах об образовании и высшей школе ввести понятие «рейтинг образовательного учреждения» (для всех типов и видов) и установить обязательность его проведения; в показатели рейтинга вводить не какие-либо второстепенные технико-материальные показатели, а прежде всего - интегрированность, конкурентоспособность выпускников, нацеленность их на деловую карьеру, улучшение материального положения за счет своего высокого профессионального уровня, желание и стремление к знаниям на протяжении своей трудовой деятельности;

разработка методики составления и определения рейтинга, определения его результатов;

законодательно закрепить обязательность того, чтобы высокий рейтинг реально отражался на имидже образовательного учреждения, его преподавателей, престижности дипломов (аттестатов, свидетельств), на объеме государственного финансирования, выделяемых инвестиций, грантов на научно-исследовательские работы, на внедрение инноваций, улучшение материально-технического уровня, оплате труда педагогического состава, социальном положении обучающихся, на более широких возможностях выпускников в трудоустройстве;

скорректировать оценку деятельности школ не только и не столько на количество медалистов и сдачу ЕГЭ, а на фактический высокий уровень знаний обучающегося и их реализацию в школьные годы, например, на всех видах олимпиад и конкурсов (внутрироссийских и международных), практическом овладении в совершенстве иностранными языками, средствами информационной техники, возможностями систем интернета, а также на повышении востребованности своих выпускников в профессиональных учебных заведениях и в отраслях экономики.

Важная задача - обеспечить достижение такого качества образовательных услуг, которое делало бы образовательные учреждения привлекательными для отечественных и иностранных обучающихся. При этом следует принимать во внимание, что, по мнению российских ученых, необходимо создание образовательной стратегии опережающего развития. Они обоснованно полагают, что российское образование вполне способно повторить волну международной экспансии российских энергетиков и металлургов.

Национальный проект «Образование»

В июне 2006 года на видеоконференции в Кремле по вопросам реализации приоритетных национальных проектов Президент РФ Владимир Путин отметил, что:

именно проектный подход позволил выработать модель, при которой и Федерация, и регионы, и муниципалитеты увязаны в единый механизм и работают на общий результат; такое взаимодействие и дальше будет строиться на основе четкого планирования и определения вполне конкретных задач для каждого из участников этих проектов, а также обязательств органов власти, в том числе финансовых;

есть уже определенные результаты, которые можно проанализировать, обсудить; налажена система дополнительных выплат педагогическим работникам; определены вузы, которым будет оказана государственная помощь в реализации инновационных программ;

предстоит произвести коррективы, сосредоточить внимание на том, чего не удалось сделать.

Вице-премьер Правительства РФ Дмитрий Медведев сообщил, что при разработке параметров реализации национального проекта были определены показатели, на которые должны выйти в ближайшие два года, которые учитываются и при работе над проектом бюджета будущего года; создаются основные элементы управления проектами и правовая база работы.

Далее он отметил, что развернулась серьезная работа по подготовке механизма поддержки регионов, в которых внедряются новые системы финансирования в образовании, повышения доходов учителей, развитие материально-технической базы, и все это должно быть направлено на повышение качества образования, на придание ему инновационного характера; завершен отбор инновационных вузов и определены 17 лидеров; общий объем поддержки на реализацию программы по их развитию составит в этом и следующем году 10 млрд. рублей; в рамках проекта идет отбор лучших учителей школ - и самих учителей, и соответствующих передовых школ; осенью будут объявлены результаты этих конкурсов, и соответствующие премии и гранты будут также представлены педагогам; поставлена задача за 2 года дать широкополосной доступ к электронным образовательным системам всем 50 тысячам школ, которые имеют сегодня интернет, и тем самым по стране будет сформирована необходимая техническая основа для внедрения новейших технологий.

Национальный проект «Образование» будет успешно реализован, если будут объединены усилия всех ветвей и уровней власти, если проблемы будут решаться комплексно, с использованием метода софинансирования.

Вместе с тем в некоторых субъектах РФ уже фиксируется снижение финансирования, выделяемого регионам в рамках национальных проектов, то есть не выполняется договоренность об объемах софинансирования со стороны регионов.

В июне 2006 года, вступая в должность Генерального прокурора РФ, Юрий Чайка назвал шесть главных приоритетов в своей будущей работе. В качестве второго приоритета он обозначил содействие прокуратуры в реализации национальных проектов (включая «Образование»), которые буксуются отчасти из-за беззакония местных властей.

В сложившейся ситуации следует активизировать участие и общественных организаций как на этапе определения объектов финансирования, так и за своевременным и полным выделением намечаемых средств и целевым их использованием. Необходимо стремиться в каждом регионе к постоянному, из года в год расширению количества объектов и объемов софинансирования мероприятий национальной программы «Образование».

Финансирование образования

Последние годы постоянно возрастает объем государственного финансирования развития образования. В целом по стране прогнозируется на следующий год направить на эти цели из консолидированного бюджета около 1 трлн. рублей. С учетом сокращающегося числа учащихся и числа образовательных учреждений наблюдается процесс увеличения государственного финансирования в расчете на одного обучающегося и одно учебное заведение.

Естественно возникает вопрос - много это или мало? Действующее законодательство не дает вразумительного ответа. В статье 3 Федерального закона «Об образовании» записано, что федеральные законы в области образования являются законами прямого действия и применяются на всей территории страны.

Однако внимательное ознакомление, например, с Федеральным законом «Об образовании» позволяет сделать вывод, что в части финансирования образования он не является законом прямого действия. Из него исключены конкретные цифры (в процентах) государственного финансирования. В статье 41 «Финансирование образовательных учреждений» даже не упоминается понятие «консолидированный бюджет», его роль и значение в финансировании образования, тогда как именно только его показатели необходимы для расчета ассигнований государства в среднем на одного учащегося в целом по стране и по типам и видам образовательных учреждений (независимо от уровня конкретного территориального бюджета).

Законодательно требуется зарегулировать вопрос о нормативах финансирования, а не давать его на откуп государственным чиновникам разного уровня власти. Необходимо в законе не просто предусмотреть, что нормативы определяются в расчете на одного обучающегося, воспитанника, а конкретно указать, что именно в обязательном порядке надо включать в нормы (и их нижние, минимальные пределы). Прежде всего надо исходить из обязательного обеспечения гарантированных Конституцией РФ (ст.43) общедоступности и бесплатности образования.

Кроме того, надо предусматривать в нормах повышающие коэффициенты, например, в связи с обучением в данном учебном заведении определенного числа детей-сирот, детей с отклонениями в здоровье (наподобие установленных государством льгот предприятиям, использующим труд определенного количества инвалидов), льготами обучающимся по индивидуальным учебным планам, на питание и оздоровительные мероприятия, бесплатное медицинское обследование педагогов, инфляцией, высоким рейтингом образовательного учреждения. Учитывать при нормировании такие особенности, как охват компьютеризацией, подключение к интернету, применение дистантного обучения, новейших технологий образования. Следует предусмотреть в законе ответственность соответствующих руководителей по фактам занижения норм финансирования или фактического невыполнения утвержденных норм.

Целесообразно: наладить финансовое прогнозирование на два-три года; обеспечить защиту прав интеллектуальной собственности; целевое, рациональное использование и сохранность средств; создать систему оперативного отслеживания всей цепочки финансирования от федерального бюджета до получателя - образовательного учреждения; отрегулировать детально порядок привлечения и использования всех видов средств (включая валютные) из бюджета и внебюджетных источников, участия в этом процессе финансово-промышленного бизнеса; предусмотреть сохранение прав и гарантий при намечаемых структурных преобразованиях в системе образования.

Материально-техническое обеспечение

Развитие системы образования невозможно без соответствия материально-технической базы современным требованиям, внедряемым новейшим технологиям образования, реализуемым инновационным программам.

Необходима постоянная закупка для образовательных учреждений новейших отечественных и зарубежных образцов оборудования, в том числе для обучения будущих специалистов информационных, управляющих и телекоммуникационных систем, проведения в вузах в полномасштабном объеме научно-исследовательских работ с привлечением студентов. Требуются регулярное проведение ремонтных работ и осуществление строительства образовательных учреждений и их инфраструктуры на основе современных требований.

Надо устанавливать в сметах доходов и расходов минимум затрат учебных заведений на эти цели - в зависимости от сложности выполняемых задач, объема учебных и научно-исследовательских работ.

Необходимо в Федеральном законе «Об образовании»: восстановить статью 44 «Материально-техническая база образовательного учреждения» с учетом новейших задач развития образования; расширить и конкретизировать статью 43 «Права образовательного учреждения на пользование финансовыми и материальными средствами», в том числе в отношении интеллектуальной собственности, земельных участков, аренды имущества, эксплуатации зданий, являющихся культурным наследием.

Кадровое обеспечение

Анализ деятельности образовательных учреждений свидетельствует о том, что государство явно недооценивает труд педагогов, ученых и вообще всех тех, кто работает в системе образования. И таким образом государство снижает свой интеллектуальный потенциал и степень своей независимости.

Росстат опубликовал данные о средней начисленной заработной плате в апреле 2006 года. В системе образования она составляла 61,5% от средней по стране и 22-24% - от средней в сфере производства нефтепродуктов, добычи топливно-энергетических полезных ископаемых и финансовой деятельности. Уступало образование сфере здравоохранения и почти в два раза - работникам государственного управления.

Необходимо безотлагательно преломить эту негативную тенденцию и с тем, чтобы повысить имидж педагога, ученого, закрепить квалифицированные кадры, привлечь молодежь на работу в сферу образования, целесообразно: незамедлительно перейти на прогрессивную отраслевую систему оплаты труда в образовании; в основу оплаты труда положить уровень квалификации и результаты деятельности; внедрить прогрессивную систему стимулирования эффективного труда с применением разнообразных доплат за качественные показатели, используя для этого бюджетные и внебюджетные источники; реализовать предусмотренные в ст. 132 Трудового кодекса РФ условие, что заработная плата максимальным размером не ограничивается; повысить социальную заботу об учащихся (существенный рост стипендий, льготы на общежитие, питание, медицинское и культурное обслуживание, предоставление им возможности заработать в структурных подразделениях образовательного учреждения, в том числе в вузах при выполнении договорных научных и иных работ).

Шире следует вовлекать внутренние ресурсы регионов в позитивное решение кадровых проблем системы образования.

Методическое и нормативно-правовое обеспечение

В целях повышения качества образования, реализации приоритетного национального проекта «Образование» полагаю целесообразным:

пересмотреть в свете современных повышенных требований действующие (в ряде случаев устаревшие) государственные образовательные стандарты и образовательные программы;

значительно повысить требовательность к качеству учебников и учебных пособий, усилить их научную основу и нацеленность на высокий уровень профессиональной подготовки специалистов;

разработать в свете современных требований к подготовке конкурентоспособных выпускников типовые положения об образовательных учреждениях соответствующих типов и видов, уставы образовательных учреждений, коллективных договоров;

безотлагательно завершить продолжающуюся пять лет работу по разработке проекта Кодекса РФ об образовании и внести его на рассмотрение Госдумы, уделить в нем особое внимание: самостоятельности образовательных учреждений и обучающихся (их права, обязанности и ответственность); роли общественных организаций в улучшении качества образования и повышении результативности образовательных учреждений; развитию интеграции образовательных учреждений всех типов и видов; признанию повсеместно за рубежом российских образовательных документов (дипломов и др.); свободному равноправному участию образовательных учреждений и граждан Российской Федерации на мировом рынке образовательных услуг.


«Медицинская газета» о медико-демографической ситуации в России
«Российские вести» и «Экономика и жизнь» о постановлении КС по пособию роженицам
«REGIONS.RU» о размерах пособий по беременности и родам
«Известия» об абортах
«Der Standard» о позднем материнстве
«Российская Бизнес-газета» о занятости женщин и гендерном неравенстве
«Огонек» о российском рынке труда
«Новая газета» о кадровых проблемах российского образования
«Российская газета» об экономическом процветании и бедности в России
«Новые известия» о расширении полномочий ФМС

… о кадровых проблемах российского образования

Только демографическая яма и пенсионеры спасают российскую школу от нехватки учителей

О детях по-взрослому
Министр образования и науки Андрей ФУРСЕНКО заявил, что число мест в пединститутах будет сокращаться, потому что готовить столько учителей, сколько сейчас, - не нужно.
Но, казалось бы, в школе должно быть некому работать: молодые педагоги от своей специальности убегают всеми силами. Есть регионы, в которых приходят в школы 6% выпускников педвузов. В среднем, по официальным данным, - 40%. Это при том, что ежегодная потребность в новых учителях - 45 тысяч человек. Почему же не только не видно бедственного положения с педагогами в школе, но даже прием в педвузы сокращается? Школа научилась обходиться без учителей? Кто сегодня работает с детьми? И почему молодежь не идет в учителя?
В обществе есть набор ролей, которые воспроизводятся, несмотря ни на что: даже если закрыть школы и объявить запрет на педагогическую деятельность, кто-то все равно будет учить. И очень скоро станет понятно, что среди тех, кого выбрала профессия, есть истинные подвижники, а есть типичные приспособленцы, которые извлекают выгоду из сложившейся ситуации. Но если государство планирует влиять на кадровый состав учителей, если для общества важна школа как инструмент выращивания и программирования своего будущего, рассчитывать только на то, что свято место пусто не бывает, нецелесообразно.
Понятно, что на выбор профессии влияет и социальная ситуация: как оценен этот труд, как государство и общество к нему относятся?
Сегодня уровень заработной платы в образовании - 60-65% от средней заработной платы по стране, в декабре 2006 года это было 6984 рубля. Причем в школе зарплата ниже, чем в профессиональном образовании. Это один из самых низких показателей (ниже только культура). Да, за последние четыре года уровень оплаты труда учителей вырос, но этот рост не мог соревноваться с ростом цен и ростом доходов у других категорий трудящихся. Средний доход в Москве составляет сейчас около 25 тысяч рублей в месяц. А зарплаты московских учителей - 13-17 тысяч рублей, причем они гораздо выше, чем в других регионах.
У нас крайне нестабильная, слабопрогнозируемая ситуация на рынке труда: выбирая профессию, абитуриент не знает, будет ли она востребована, когда он закончит вуз. Это в целом. Но с прогнозом по учительским зарплатам ни у кого никаких иллюзий уже не осталось: они так давно непростительно низкие, что любой ученик считает своего преподавателя если не неудачником, то чудаком. Повторить его судьбу планируют или действительно призванные профессией: представители учительских династий, люди, обожающие детей, или... те, кто ни в какой другой вуз, кроме педагогического, поступить не надеется. Как сказал на встрече с директорами и учителями школ - федеральных экспериментальных площадок - Ярослав Кузьминов, ректор Высшей школы экономики, председатель комиссии по интеллектуальному потенциалу нации Общественной палаты: "Ситуация в системе образования становится хуже год от года по ключевому фактору - кадровому составу. Осуществляется двойной отрицательный отбор: в вузы педагогической направленности идут те, кто не попал в другие, и после вуза в школы идут те, кто никуда больше не устроился. Пока такого рода ситуация будет сохраняться, мы не сможем говорить о том, что общество сделало какие-то реальные шаги навстречу образованию, а следовательно, и своему будущему.
Подвижников в школе остается все меньше и меньше. Эти люди приходили в систему образования, когда престиж профессии учителя был совершенно другим.
Творческому человеку надо платить так, чтобы ему хотя бы на книги хватало. Сегодня на книги учителям не хватает! Не хватает на театры, на поездки. Следовательно, в эти сектора идут совершенно не те люди. Я никак не хочу бросить тень на тех молодых людей, которые по-прежнему верят в систему образования, но, к сожалению, туда все больше и больше приходят случайные люди. Подвижников, сложившихся профессионально в 70-80 годы, замещают люди с другой моралью. По результатам опроса педагоги вовлечены в отношения, совершенно невозможные раньше: от морального долга перед учеником происходит сдвиг в системе ценностей к задаче обеспечить свой доход. И это очень опасная тенденция для системы образования. Чемпионами по коррупции сегодня являются высшие учебные заведения: давление рынка, полного соблазнов, очень велико. Школа носителем сколько-нибудь различимой населением коррупции не является. Болезнь поразила лишь часть системы".
Итак, в школе не платят, а значит, молодежь туда не пойдет. Это должно было бы быть серьезной государственной проблемой. Но тут на помощь правительству пришло резкое сокращение числа школьников.
До школы докатилась демографическая яма: в 2000 году было 20 миллионов школьников, в этом году - их 15 миллионов. Если учеников стало на четверть меньше, то и учителя должны были высвободиться? Их трудоустройство должно было бы стать серьезной проблемой? Но, учитывая, что притока молодежи нет, то и проблемы с лавинообразным высвобождением учителей на местах тоже не отмечают.
Есть и еще две тенденции, которые спасают сегодня кадровую ситуацию в отрасли. Это работа учителей больше чем на одну ставку и пенсионеры, которые не уходят на заслуженный отдых. И та и другая тенденция вызвана нехваткой денег.
Когда зарплаты не хватает, приходится больше работать, чтобы хоть что-то получить. И вот уже нагрузка в две ставки стала обычным делом в школе. Понятно, что это не на пользу уроку, который из спектакля становится просто конвейерным продуктом, не на пользу детям, на которых у учителя просто не остается эмоционального ресурса. Не надо объяснять, как выматываются учителя.
Надо сказать, что в статистике, которую подают регионы, рабочие места, закрытые таким образом, вакантными не считаются. Считаются только те, где уже совсем никто уроки не ведет. Таких остается совсем немного, потому что, кроме учителей, работающих больше, чем на одну ставку, спасает дело старая гвардия. Если двадцать лет назад в школе работало 5-6 % учителей пенсионного возраста, то сейчас, например, в Якутии и на Камчатке их четверть. В среднем пенсионеров в школе 10,5%, и число их растет на 8-10 тысяч в год. Число тех, кому придет время выходить на пенсию в ближайшие годы, велико: больше 20 лет стажа сегодня у 39 % учителей.
Но министерство может чувствовать себя спокойно: не беда, что учителя уходят из отрасли, не беда, что молодежи в школе нет, главное, что число учеников продолжает сокращаться и пенсионеры остаются работать.
А в сложившейся ситуации почему не сократить прием в педвузы, если не получается добиться приоритетного финансирования образования и разработать крепкую кадровую политику в отрасли? Зачем тратиться на подготовку учителей, если до школы они все равно не дойдут?

 

Возможно, будет полезно почитать: