Диагностический комплекс методик психологического изучения семьи ребёнка с ОВЗ тест по психологии на тему. Тема: «Методики психолого-педагогической диагностики детей с ОВЗ Овз выявление тесты в школе

Тест" Психолого-коррекционная работа с ограниченными возможностями здоровья у детей"

Позволяет проверить теоретические знания с основами и прикладными аспектами помощи детям с ограничениями физического и психического здоровья, имеющих физические или психические недостатки, которые препятствуют их социализации, обучению без создания специальных условий. Для автогенерации, бесплатного сертификата вам необходимо набрать не менее 50% правильных вариантов ответов.

1. Основным критерием, характеризующим успешность ребенка с ОВЗ в образовательной организации, является:

  • динамика развития ребенка с учетом индивидуального образовательного плана
  • отметка за итоговую проверочную работу, адаптированную под возможности ребенка
  • независимая экспертная оценка внешних экспертов

2. Что не позволяет сделать индивидуальный учебный план?

  • определить особые сроки и способы освоения учебных предметов, включенных в учебный план общеобразовательного учреждения
  • определить особые сроки и способы прохождения процедур промежуточной и итоговой аттестации
  • определить содержание и формы психолого-педагогического сопровождения

3. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья – это:

  • совокупность обязательных требований при реализации адаптированных основных общеобразовательных программ начального общего образования в организациях, осуществляющих образовательную деятельность
  • свод правил к образованию определенного уровня и (или) к профессии, специальности и направлению подготовки, утвержденных федеральным органом исполнительной власти
  • требования, утвержденные федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования

4. Специальная индивидуальная программа развития и индивидуальный учебный план:

  • целиком включают в себя содержание АООП
  • включают только те предметные области, предметы и коррекционные программы, которые соответствуют возможностям и особым образовательным потребностям конкретного обучающегося
  • включают все предметные области и предметы обязательной части, а коррекционные программы – с учетом особых образовательных потребностей ребенка

5. Приоритетным направлением при освоении дополнительной образовательной программы детьми-инвалидами и детьми с ОВЗ является:

  • приобретение умений применять знания, овладение определенными способами социальных и учебных действий
  • приобретение навыков будущей профессии, овладение предпрофессиональным уровнем знаний
  • овладение знаниями

6. Основным критерием эффективного психолого-педагогического сопровождения ребенка с ОВЗ является:

  • освоение образовательной программы в соответствии с требованиями Федерального Государственного Образовательного Стандарта
  • полное удовлетворение запросов родителей
  • освоение адаптированной основной образовательной программы и социальнопсихологическая адаптация ребенка

7. Физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий называется:

  • обучающимся
  • учащимся
  • обучающимся с ограниченными возможностями здоровья

8. В профессиональном стандарте "Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)" указывается что:

  • педагог должен набирать в класс детей в соответствии с их учебными возможностями
  • педагог должен быть готовым принять разных детей, вне зависимости от их реальных учебных возможностей
  • педагог должен определить реальные возможности ребенка и порекомендовать родителям образовательную организацию, соответствующую возможностям ребенка

9. Для обучения ребенка с ограниченными возможностями здоровья (или с инвалидностью) в общеобразовательной школе должна быть разработана:

  • адаптированная основная общеобразовательная программа
  • адаптированная образовательная программа
  • индивидуальная образовательная программа

10. В структуре материально-технического обеспечения должна быть отражена специфика требований в том числе к:

  • организации внеклассных мероприятий
  • организации пространственно-временного режима, архитектурным и техническим средствам обучения для каждой категории детей с ограниченными возможностями здоровья
  • организации питания и медицинского обслуживания

11. Адаптированной основной общеобразовательной программы для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) ориентирован:

  • на пропорционально одинаковое развитие жизненной компетенции и академических навыков обучающихся
  • на максимальное развитие жизненной компетенции обучающихся
  • на развитие преимущественно академических навыков обучающихся

12. Работая с детьми с ОВЗ, педагог должен:

  • взаимодействовать с другими специалистами в рамках психолого-медико-педагогического консилиума для разработки адаптированной образовательной программы
  • использовать разработанную психологом адаптированную образовательную программу
  • самостоятельно разрабатывать адаптированную образовательную программу для ребенка

13. Дети с ОВЗ принимаются на обучение по адаптированной основной общеобразовательной программе или адаптированной образовательной программе:

  • на основании рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии
  • с согласия родителей (законных представителей) и на основании рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии
  • с согласия родителей (законных представителей)

14. Статус ребенка с ОВЗ определяет:

  • психолого-медико-педагогический консилиум образовательной организации
  • федеральное бюро Медико-социальной экспертизы
  • психолого-медико-педагогическая комиссия

15. Адаптированная образовательная программа разрабатывается для:

  • каждого ребенка с ОВЗ, независимо от их числа в классе
  • отдельного класса, если все дети в нем с нарушениями развития
  • отдельного класса, в котором учится ребенок с ОВЗ

Только зарегистрированные пользователи могут проходить этот тест и получить сразу бесплатно эл. сертификат. Поделитесь ссылкой на тест в своих соц. сетях! Для генерации сертификата необходимо набрать не менее 50% правильных вариантов ответа

Тест считается выполненным если сумма баллов не ниже 10 баллов.

Тест

Задание 1. Инклюзивное обучение – это:

а) Обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей;

б) Обучение школьников с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательных организациях;

в) Обучение ребенка с особыми образовательными потребностями в специальной школе.

Задание 2. Основным документом, регламентирующим закрепление инклюзивных тенденций в нашей стране является :

а) Конституция РФ;

б) Семейный кодекс РФ;

в) Федеральный закон «Об образовании» в Российской Федерации.

Задание 3. Гарантия прав на получение равного, бесплатного и доступного образования закреплена в:

а) Конституции Российской Федерации;

б) Законодательном акте;

в) Уставе общеобразовательной организации.

а) Психолого- педагогический консилиум;

б) Бюро медико-социальной экспертизы;

в) Психолого-медико-педагогическая комиссия.

Задание 5. Л.С. Выготским были разработаны (выделены) уровни:

а) Актуального, потенциального и функционального развития;

б) Актуального, потенциального, возрастного и функционального развития;

в) Актуального и потенциального развития.

Задание 6.Ведущем видом деятельности для развития 10-месячного ребенка является:

а) Эмоциональное общение с взрослым;

б) Предметная деятельность;

в) Игровая деятельность.

Задание 7. На каком этапе кохлеарной имплантации сурдопедагог определяет готовность семьи оказывать систематическую помощь своему ребенку на всех этапах его реабилитации и перестраивать коммуникацию и взаимодействие с ребенком:

а) На этапе подключения и первоначальной настройки речевого процессора;

б) В ходе прохождения запускающего этапа реабилитации;

в) На этапе отбора кандидатов на КИ.

Задание 8. Для детей, не владевших речью до кохлеарной имплантации, продолжительность запускающего и последующего этапа реабилитации и их результативность во многом определяются:

а) Возрастом, в котором проведена операция;

б) Систематичностью занятий с сурдопедагогом;

в)Опытом использования индивидуальных слуховых аппаратов до КИ.

Задание 9. Целью психолого-педагогической реабилитации после операции КИ является:

а) Общее и социальное развитие ребенка;

б) Перевод ребенка на путь естественного развития коммуникации и речи;

в) Развитие слухового восприятия.

Задание 10. Определение варианта образовательной среды, образовательного маршрута и условий обучения ребенка с КИ после запускающего этапа реабилитации осуществляются с ориентировкой на:

а) Потенциальные возможности ребенка;

б) Уровень актуального развития ребенка;

в) Уровень актуального развития ребенка и перспективы дальнейшего сближения с возрастной нормой в выбранной среде.

Задание 11. Ранний возраст – это период

а) От рождения до 2 лет;

б) От 1 года до 3 лет;

в) От 1 года до 6 лет.

Задание 12. Дети, для обучения которых необходимо создавать особые условия, в Российском законодательстве называются:

а) Детьми с ограниченными возможностями здоровья;

б) Детьми с отклонениями в развитии;

в) Детьми с особыми образовательными потребностями.

а) Родителей детей с ограниченными возможностями здоровья;

б) Органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих государственное управление в сфере образования, и органов местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования, образовательным организациям, иным органам и организациям;

в) Медицинских работников осуществляющих сопровождение детей с нарушениями в развитии.

Задание 14. Основным критерием эффективного психолого-педагогического сопровождения ребенка с ОВЗ является:

а) Освоение образовательной программы в соответствии с требованиями Федерального

Государственного Образовательного Стандарта;

б) Освоение адаптированной основной образовательной программы и социальнопсихологическая адаптация ребенка;

в) Полное удовлетворение запросов родителей.

Задание 15. Перечислите должностные обязанности тьютора:

Задание 16. Ребенок после кохлеарной имплантации нуждается в:

а) Логопедической коррекции;

б) Развитии слухового восприятия;

в) Комплексной реабилитации

Задание 17. К дополнительным образовательным программам не относятся:

а) Дополнительные общеразвивающие программы;

б) Дополнительные предпрофессиональные программы;

в) Дополнительные профильные программы.

Задание 18. Приоритетным направлением при освоении дополнительной

образовательной программы детьми-инвалидами и детьми с ОВЗ является:

а) Овладение знаниями;

б) Приобретение умений применять знания, овладение определенными способами социальных и учебных действий;

в) Приобретение навыков будущей профессии, овладение предпрофессиональным уровнем знаний.

Задание 19. У каких детей с кохлеарными имплантами запускающий этап реабилитации оказывается самым длительным и продолжается от 1,5 до 2,5 лет:

а) у глухих детей с высоким уровнем речевого развития до КИ;

б) у глухих детей с выраженными дополнительными нарушениями развития;

в) у глухих детей, операция которым произведена до 1,5 лет

Задание 20. Сроки обучения по дополнительным программам для детей-инвалидов и детей с ОВЗ могут быть увеличены с учетом:

а) Особенностей их психофизического развития в соответствии с заключением психолого-медико-педагогической комиссии;

б) Пожелания родителей детей-инвалидов и детей с ОВЗ;

в) Результатов освоения дополнительной общеобразовательной программы для детей инвалидов и детей с ОВЗ на предыдущем этапе обучения.

Тема: «Методики психолого-педагогической диагностики детей с ОВЗ»

1. Методы психолого-педагогического изучения детей с ОВЗ;

2. Характеристика и классификация психодиагностических методик;

3. Нейропсихологическая диагностика причин школьной неуспеваемости.

4. Диагностика познавательной сферы школьников с ОВЗ: восприятия, внимания, памяти, мышления, воображения, состояния устной и письменной речи;

5. Диагностика особенностей личности детей с ОВЗ;

6. Диагностика эмоционально-волевой сферы школьников;

7. Диагностика сформированности учебной деятельности детей с ОВЗ.

В полноценном диагностическом обследовании необходимо гармоничное сочетание тех и других методик.

Тест И.П. Павлова

Мно­гочисленные данные о функциональной специализации по­лушарий головного мозга позволяют соотнести концепцию Павлова о двух сигнальных системах с особенностями ра­боты полушарий и «распределением» ролей, которое су­ществует в их совместной деятельности. Обязательное условие для диагностики детей - их умение читать. Тестирование рекомендуется проводить индивидуально.

Инструкция: разложи по три карточки на три группы так, чтобы в каждой группе было что-то общее.

Наглядный материал: девять карточек; на каждой на­писано по одному слову: «карась», «орел», «овца», «пе­рья», «чешуя», «шерсть», «летать», «плавать», «бегать».

Оценка результатов

1-й вариант:

а) «карась», «орел», «овца»;

б) «бегать», «плавать», «летать»;

в) «шерсть», «перья», «чешуя».

В этом варианте выделены общие существенные при­знаки. Преобладает вторая сигнальная система. Мыслительный тип. Логическое мышление. Доминирование ле­вого полушария.

2-й вариант:

а) «карась», «плавать», «чешуя»;

б) «орел», «летать», «перья»;

в) «овца», «бегать», «шерсть».

Здесь предметы и явления обобщены по их функциональ­ным признакам. Преобладает первая сигнальная система, ху­дожественный тип, образное мышление, доминирование пра­вого полушария, синтезирование целостного образа.

3-й вариант:

одновременное выполнение 1-го и 2-го вариантов теста. Смешанный тип.

Методика выявления соотношения сигнальных систем К.А. Климова.

Испытуемым предъявляются девять различ­ных пар кружков одинакового размера, в одном случае - со словесными, а в другом - с цветовыми обозначения­ми (розовый, синий, красный, зеленый, желтый и т.д.). Время экспозиции - 30 секунд. Им предлагает­ся запомнить предъявленные пары раздражителей. После предъявления кружков со словесными обозначениями испытуемые должны написать (сказать), что запомнили (функция левого полушария). После показа цветных круж­ков испытуемые должны расположить их в предъявлен­ном сочетании (функция правого полушария).



Подсчитывается количество правильно воспроизведенныхсловесных и цветовых пар раздражителей. Показателем соотношения сигнальных систем служит отношение величин запомненных цветовых и словесных пар (К).

К = А/В, где А - количество пар цветных кружков; В - количество пар кружков со словесным обозна­чением слова. Преобладание первой сигнальной системы (доминирование правого полушария) имеется в том случае, если К > 1,05. Преобладание второй сигнальной системы (домини­рование левого полушария) имеется в том случае, если К < 0,95.Смешанный тип (равнополушарность), если К = 0,96- 1,04.

Диагностический материал для обследования

Учащихся 2 классов

Продуктовый Экскурсовод

Кондитерская Переталкивали

Метрополитен Водопроводный

Стекольщик Регулировщик

Библиотекарь Кораблестроение

Па-ба-па-ба Ча-тя-ча

Ды-ты-ду Ру-лу-лу-ру

Га-ка-га За-жа-за-жа

Са-ша-са Со-со-шо-со

Ща-ся-ща Жо-шо-шо-жо

·

у слона детеныши - у собаки-

у верблюда - у свиньи-

у оленя- у лошади-

у барсука- у коровы-

у осла- у овца-

· :

варенье из черники- коробка из картона-

ложка из серебра- дом из кирпича-

платье из шелка куртка из замши-

каша из пшена- сок из сливы-

крыша из черепицы- посуда из алюминия-

· :

человека за храбрость называют-

человека за честность называют-

если днем идет снег, то день-



если днем идет дождь, то день-

если дует ветер, то день-

· :

клюв птицы-

морда кролика-

хвост лошади-

зубы акулы-

туловище коровы-

·

Груша, бабушка, внучка, давать

Машина, по, ехать, дорога

Свитер, надеть, шерстяной, Лена, теплый,

Папа, интересный, смотреть, журналы, вечером

· Верификация предложений:

Солнце освещается землей.

Собака вышла в будку.

Птица летит высоко под лесом.

По небу летят самолет.

На столе лежат цветной карандаши.

· Употребление предлогов:

Чайка летит …водой.

Деревья шумят…ветра.

Последние листья опадают..березы.

Машина остановилась..подъезда.

Мальчик спрятался..деревом.

· Завершение предложений:

Сергей поздно пришел из школы, потому что….

Девочка была голодна, хотя…..

·

Наступили долгожданные зимние каникулы.

· Определи количество слогов в словах: жалоба, малиновый;

· Определи количество звуков в словах: кошка, кабина;

· Назови 3 слог в слове малина;

· Назови 6 звук в слове скороход;

· Назови 3 звук в слове плотник;

· Назови звук в слове праздник , стоящий после звука п;

· Пересказ текста.

Учащихся 3 классов

(адаптированный вариант методики Фотековой Т.А., Ахутиной Т.В.)

1.Исследование слоговой структуры слова:

Бейсболка волейболист

Тракторист перепрыгивал

Библиотекарь транспортный

Водопроводчик авиаперелет

Программист десятиэтажный

2. Фонематическое восприятие:

Па-ба-па-па Ча-тя-ча-тя

Ду-ду-ду-ту Ру-лу-ру-лу-ру

Га-ка-ка-га За-жа-за-жа

Са-ша-са-са Со-со-шо-со

Ща-ся-ща-ща Жо-жо-шо-жо

3. Исследование навыков словообразования:

· образование существительных суффиксальным способом:

у кролика детеныши - у собаки-

у тигра - у свиньи-

у лягушки- у лошади-

у барсука- у коровы-

у белки- у овца-

· образование относительных прилагательных :

варенье из груши- салат с мясом-

варенье из рябины- салат с курицей-

варенье из малины- лист клена-

кукла из фарфора- лист березы-

крыша из черепицы- посуда из глины-

· образование качественных прилагательных :

человека за доброту называют-

человека за нежность называют-

если днем холод, то день-

если днем тепло, то день-

если дует ветер, то день-

· образование притяжательных прилагательных :

морда барсука-

морда верблюда-

хвост быка-

голова воробья-

туловище журавля-

4. Исследование грамматического строя речи:

· Согласование слов в предложениях:

Библиотекарь, выдавать, книги

Собака, будка, около, лежать

Лена, кошка, молоко, налить, свежий

Внук, бабушка, фломастеры, купить, разноцветный

· Верификация предложений:

Машина выехала в гараж.

В небе летит самолеты.

Снеговик слеплен мальчик.

Самолет летит высоко под домами.

Хорошо сидится заяц под кустом.

· Употребление предлогов:

Карандаш закатился ….стол.

Девочка вышла….подъезда.

Дети гуляли …… дома.

У бабушки заболела голова…..жары.

Суп наливают … тарелки.

· Завершение предложений:

Лена испачкалась во дворе, потому что….

Сергей простыл, хотя…..

· Изменение существительных по числам и падежам:

Игры «Один-много», «Много чего»

5. Исследование навыков языкового анализа:

· Определи количество слов в предложении:

Мальчик выполнил сложное домашнее задание.

· Назови 3 слово в предложении;

· Определи количество слогов в словах: кубики, самолеты;

· Определи количество звуков в словах: банка, корова;

· Назови 3 слог в слове самолеты;

· Назови 5 звук в слове банкир;

· Назови 3 звук в слове корова;

· Назови звук в слове станок , стоящий после звука с;

6. Исследование связной речи:

  • Составление рассказа по серии сюжетных картинок;
  • Пересказ текста.

Диагностический материал для обследования учащихся 4 классов (начало года) (адаптированный вариант методики Фотековой Т.А., Ахутиной Т.В.)

1. Исследование слоговой структуры слова:

Хлеборезка Двухкамерный Параллельный Железнодорожный Воспитательница Мотоциклист

Овощехранилище Библиотекарь Парашютный

Структурировать

2. Фонематическое восприятие:

Па-ба-па-па Ча-тя-тя-ча

Ды-ты-ды-ты Ру-лу-лу-ру

Га-ка-ка-га За-жа-за-жа

Са-ша-са-са Со-со-шо-со

Ща-ся-ща -ся Жо-шо-жо-жо

3. Исследование навыков словообразования:

· образование существительных суффиксальным способом:

у оленя детеныши- у бурундука-

у льва- у свиньи-

у курицы птенцы- у лошади-

у голубя - у коровы-

у верблюда- у овца-

· образование относительных прилагательных :

сковорода из чугуна- сок из гранатов-

плита из гранита- кофта из сатина-

посуда из меди- плита из мрамора-

каша из пшена- рубашка из фланели-

сок из брусники- суп из фасоли-

· образование качественных прилагательных :

человека за чуткость называют-

человека за грубость называют-

если днем солнце, то день-

если днем снег, то день -

если дует ветер, то день-

· образование притяжательных прилагательных :

лапы белки-

морда севрюги-

хвост барсука-

голова вороны-

туловище обезьяны-

4. Исследование грамматического строя речи:

· Согласование слов в предложениях:

Даша, кукла, платье, шить;

Продавец, продукты, покупатель, продавать;

Лес, дровосек, дрова, в, рубить;

Птица, гнездо, крыша, вить, на;

Деревня, дети, в, поехали, каникулы, на.

· Верификация предложений:

Мама готовить вкусный суп.

Автобус отъехал к остановки.

Дети выбежал гулять с двор.

Птицы пролетали под нашими домом.

Дедушка приобрел фиолетовый внукам шарфы.

· Употребление предлогов:

Лодка отплыла …. берега.

Ученик отвечал …доски.

Олег выглянул …угла.

Поезд приближался.. станции.

Дети выбежали …навеса.

· Завершение предложений:

Дети поедут летом на юг, если….

Ребята придут в школу, когда….

· Изменение существительных по числам и падежам:

Игры «Один-много», «Много чего?»

5. Исследование навыков языкового анализа:

· Определи количество слов в предложении:

Машина стремительно мчалась по скоростному шоссе.

· Назови 5слово в предложении;

· Определи количество слогов в словах: клубничные, барсучий;

· Определи количество звуков в словах: портрет, памятник;

· Назови 3 слог в слове вафельный;

· Назови 5 звук в слове шоколадный;

· Назови 3 звук в слове вафельный;

· Назови звук в слове тренер, стоящий после звука т;

6. Исследование связной речи:

  • Составление рассказа по серии сюжетных картинок;
  • Пересказ текста.

Оценка

3 балла - точное и правильное воспроизведение в темпе предъявле­ния;

2 балла- напряженное или замедленное воспроизведение;

1 - уподобление слогов с самокоррекцией;

0 - уподобление, искажение, сокращение количества слогов или отказ.

Максимальный балл за это задание равен 30 баллам.

3. Исследование навыков словообразования:

а) Называние детенышей животных

Оценка

3 балла - правильная форма;

1 - форма, имеющаяся в языке, но не используемая в данном контек­сте («лисички», «овечки» вместо «лисята», «ягнята» и т.д.);

Максимальная оценка за задание составляет 30 баллов.

б) Образование относительных прилагательных

Оценка

3 балла - правильная форма;

2 - самокоррекция или коррекция после стимулирующей помощи;

1 - форма, имеющаяся в языке, но не используемая в данном контек­сте (сливочное варенье);

0 - неправильная форма слова или отказ назвать.
Максимальная оценка за задание составляет 30 баллов.

в) Образование качественных прилагательных

Оценка

3 балла - правильная форма;

2 - самокоррекция или коррекция после стимулирующей помощи;

1 - форма, имеющаяся в языке, но не используемая в данном контек­сте (дождевой, ветряной);

Максимальный балл -15 .

г) Образование притяжательных прилагательных

Оценка

3 балла - правильная форма;

2 - самокоррекция;

0 - неправильная форма слова или отказ.

Максимальный балл - 15 .

Максимальная оценка за всю серию - 90 баллов.

4. Исследование грамматического строя речи (навыки словоизменения):

а) Составление предложений из слов в начальной форме

Оценка

2 - неправильный порядок слов, пропуск одного члена предложения, использование помощи в виде одного вопроса;

1 - негрубые аграмматизмы, пропуск нескольких членов предложения, необходимость развернутой помощи в виде нескольких вопросов;

0 - грубые аграмматизмы, сочетание нескольких ошибок из предыду­щих пунктов.

Максимальная оценка равна 15 баллам .

б) Верификация предложений

Оценка грамматического структурирования

3 балла - правильное выполнение;

2 - использование стимулирующей помощи при выявлении или ис­правлении ошибки;

1 - ошибка выявлена, но не исправлена, либо исправлена с грамма­тическими ошибками или упрощением структуры предложения;

0 - ошибка не выявлена.

Максимальная оценка за задание - 15 баллов.

в) Дополнение предложения предлогами

Оценка

3 балла - правильное выполнение;

2 - самокоррекция:

1 - коррекция после стимулирующей помощи («подумай еще»);

О - неправильное выполнение даже после помощи или отказ.

Максимальный балл за все задание - 15.

г) Завершение предложений

Оценка

15 баллов - оба предложения достроены правильно;

10 - самостоятельное и правильное завершение одного из предложе­ний, использование стимулирующей помощи при работе со вторым;

5 - правильное завершение только одного предложения или наличие грамматических ошибок в одном или обоих предложениях;

0 - неправильное завершение обоих предложений или отказ от выпол­нения.

и) Образование множественного числа существительных в именитель­ном и родительном падежах

Оценка

3 балла - правильно образованная форма;

2 - самокоррекция;

1 - коррекция после стимулирующей помощи;

0 - неверная форма слова или невыполнение.

Максимальный балл равен 30.

Максимальная оценка за весь блок: 90 баллов

5. Исследование навыков языкового анализа:

Оценка

3 балла - правильный ответ;

2 - самокоррекция;

1 - правильный ответ после стимулирующей помощи («неверно, подумай еще»);

0 - неправильный ответ после стимулирующей помощи.

Можно отдельно проанализировать результаты выполнения первых пяти проб, позволяющих судить о сформированности языкового анализа, и последних пяти проб, проверяющих звуковой анализ.

Максимальный балл за серию – 30.

6. Исследование связной речи:

а) Составление рассказа по серии из четырех сюжетных картинок

Инструкция : разложи эти картинки по порядку и составь рассказ.

Критерий смысловой адекватности и самостоятельности выполнения

15 баллов - картинки разложены самостоятельно и правильно, в рассказе верно передан смысл происходящего;

10 - использование стимулирующей помощи при раскладывании кар­тинок, либо при уяснении смысла происходящего, либо и на том и другом этапе;

5 - при раскладывании картинок или при интерпретации происходя­щего понадобилась развернутая помощь в виде наводящих вопросов или же при правильно разложенных картинках дано собственное толкова­ние событий;

0 - невозможность адекватного понимания происходящего даже при оказании второго вида помощи.

15 баллов - рассказ содержит все основные смысловые единицы в правильной последовательности, между ними имеются связующие зве­нья, нет трудностей переключения;

10 - пропуск отдельных смысловых звеньев, или отсутствие связую­щих элементов, или неоправданные повторы однотипных, упрощенных связующих элементов;

5 - выраженная тенденция к фрагментарности текста, перечислению деталей, событий без обобщающей сюжетной линии, неоднократные повторы слов, грамматических конструкций, или на­личие непродуктивных слов, или сочетание нескольких ошибок из пре­дыдущего пункта;

0 - невозможность самостоятельного построения связного текста.

15 баллов - рассказ оформлен грамматически правильно с использо­ванием сложных и разнообразных грамматических конструкций;

10 баллов - рассказ оформлен грамматически правильно, но однооб­разно или имеются нарушения порядка слов;

5 баллов - наблюдаются единичные негрубые аграмматизмы либо параграмматизмы (несоблюдение грамматических обязательств);

0 баллов - множественные аграмматизмы.

15 баллов - адекватное использование вербальных средств;

10 - длительный поиск слов с актуализацией непродуктивной лекси­ки или единичные близкие словесные замены;

5 - выраженная бедность словаря, неоднократные вербальные замены (семантически близкие), искажение звуковой структуры слов;

Суммарный балл складывается из оценок по всем четырем критериям и при максимально успешном выполнении равен 60.

б) Пересказ текста

Критерии смысловой адекватности и самостоятельности выполне­ния

15 баллов - правильный и самостоятельный пересказ, верное понима­ние смысла происходящего;

10 - неточное описание ситуации с правильными ответами на вопро­сы, указывающими на понимание скрытого смысла, или правильное и полное описание ситуации с пониманием смысла после уточняющих вопросов;

5 - правильное описание ситуации с буквальным пониманием смысла истории даже после уточняющих вопросов;

0 - искажение ситуации при пересказе, неадекватное толкование смысла даже в условиях помощи.

Критерий возможности программирования текста

15 баллов - пересказ содержит все основные смысловые звенья в правильной последовательности, между ними имеются связи, нет труд­ностей переключения;

10 - пропуск отдельных смысловых звеньев или отсутствие связую­щих звеньев, или неоправданные повторы однотипных связующих элементов;

5 - тенденция к фрагментарности текста, к перечислению событий без обобщающей сюжетной линии, необоснованные неоднократные повто­ры слов или грамматических конструкций (стереотипность оформления), необходимость наводящих вопросов для построения текста или сочета­ние нескольких ошибок из предыдущего пункта;

0 - невозможность построения связного текста даже в условиях помо­щи в виде вопросов.

Критерий грамматического оформления

15 баллов - пересказ оформлен грамматически правильно с использо­ванием сложных и разнообразных грамматических конструкций;

10 - пересказ оформлен грамматически правильно, но однообразно, или имеются нарушения порядка слов;

5 - наблюдаются единичные негрубые аграмматизмы либо параграмматизмы (несоблюдение грамматических обязательств);

0 - множественные аграмматизмы.

Критерий лексического оформления

15 баллов - адекватное использование вербальных средств; 10 - поиск слов с использованием непродуктивной лексики или еди­ничные близкие словесные замены;

5 - выраженная бедность словаря, неоднократные вербальные замены (семантически близкие), искажение звукового состава слова (выгнули вместо «выгнали», примули вместо «приняли» и т.д.);

0 - далекие вербальные парафазии, неадекватное использование вер­бальных средств. Суммарный балл за задание при максимально успешном выполнении равен 60.

Максимальная оценка за всю серию равна 120 баллам.

Подсчитанные баллы предлагаем заносить в протокол результатов педагогической диагностики.

Диагностика развития речи

Методика Эббингауза.

Методика используется для выявления уровня развития речи, продуктивности ассоциаций.
Инструкция: "Вставьте пропущенные слова".

Инструкция : "Расставь точки".

Анализ результатов: Фиксируются скорость нахождения и продуктивность ассоциаций.

Методика изучения возможности осмысления ситуации на основе слухового или зрительного восприятия (понимание явного и скрытого смысла, связи деталей в единое целое).

Данная методика используется для определения уровня развития понимания грамматических конструкций.

Задание 1.

1. "Послушай, что я тебе прочитаю, и расскажи".
2. "Прочитай и перескажи".

Галка и голубь.

Галка услыхала о том, что голубей хорошо кормят, выбелилась в белый цвет и влетела в голубятню. Голуби ее приняли как свою, накормили, но галка не удержалась и закаркала по-галочьи. Тогда голуби ее прогнали. Она вернулась было к галкам, но те тоже ее не приняли.

Муравей и голубка.

Муравей захотел напиться и спустился к ручью. Волна захлестнула его, и он начал тонуть. Пролетавшая мимо голубка заметила это и бросила ему в ручей ветку. Муравей взобрался на эту ветку и спасся. На следующий день муравей увидел, что охотник хочет пойти и поймать голубку в сеть. Он подполз к нему и укусил его за ногу. Охотник вскрикнул от боли, выронил сеть. Голубка вспорхнула и улетела.

Умная галка.

Хотела галка пить. На дворе стоял кувшин с водой, а в кувшине была вода только на дне. Галке нельзя было достать. Она стала кидать в кувшин камушки и столько набросала, что стало можно пить.

Самые красивые.

Летела сова. Навстречу ей летели другие птицы. Сова спросила:
- Вы не видели моих птенцов?

А какие они?

Самые красивые!

Анализ результатов : учитывается понимание последовательности событий,

общего и скрытого смысла.

Задание 2.

Обращаясь к ребенку, учитель говорит: "Слушай внимательно. Я буду называть по несколько слов. Составь из каждого набора несколько предложений (одно предложение). Если потребуется, измени эти слова или добавь к набору еще одно или несколько слов".

Наборы слов:

1. Девочка, альбом, рисунок.

2. Ребенок, чашка, молоко.

3.Из, клетки, чиж.

4. Саша, лыжах, катается, на.

Шкала оценивания.

"Прослушай ряд слов и составь из них предложения".

1. В, поют, хоре, девочки.

2. Пассажиры, трамвая, выходят.

Задание 3.

Перед ребенком на столе выкладываются две карточки с рисунками:

Учитель говорит: "Мальчика в белой рубашке зовут Петей, а мальчика в клетчатой рубашке - Ваней". Затем под этими картинками учитель раскладывает восемь отдельных карточек с напечатанными на них предложениями разной синтаксической сложности. Эти предложения представляют собой описание ситуаций, в которых субъектом действия является то Петя, то Ваня (активные и пассивные конструкции): Ваня нарисовал Петю. Ваню нарисовал Петя. Петю нарисовал Ваня. Ваня нарисован Петей. Петя нарисовал Ваню. Ваней нарисован Петя. Петей нарисован Ваня. Петя нарисован Ваней. Далее учитель говорит: "Прочитай эти предложения. Положи отдельно те из них, где говорится о том, что рисовал Петя, и отдельно те, в которых говорится о том, что рисовал Ваня".

Примечание : Если ребенок не читает, используется жестикуляция. Предложения читает учитель. Ребенок показывает пальцем, кто рисовал: Петя или Ваня.

Задание для углубленной диагностики .

"Покажи, где на картинке: - круг под квадратом; - квадрат над кругом;

Круг на квадрате; - круг над квадратом".

Тест различения и выбора фонем.

Тест звукоразличения состоит из 8 основных заданий и 6 заданий для углубленной диагностики. Первое и второе из основных заданий направлены на оценку фонематического восприятия, третье и четвертое - состояния фонематических представлений, пятое, шестое и седьмое – фонематического анализа и восьмое - фонематического синтеза. Для оценки состояния фонематического восприятия в комплекс включены задания, направленные на узнавание, различение и сравнение отдельных звуков в ряду (задание 1) и слов-паронимов (задание 2). Особое внимание в заданиях обращено на различение свистящих и шипящих, аффрикаты глухих и звонких, твердых и мягких фонем. При необходимости с этой целью могут быть использованы дополнительные задания. К моменту применения данного теста необходимо располагать данными о состоянии физического слуха ребенка. Это связано с тем, что даже незначительное снижение слуха в раннем детстве затрудняет различение речевых звуков. Вместе с тем и у детей с нормальным физическим слухом нередко возникают специфические трудности в различении тонких дифференциальных признаков фонем. Эти трудности влияют на ход развития всей звуковой системы.

Задание 1.

Обращаясь к ученику, учитель говорит: "Сейчас я буду называть различные звуки. Будь внимателен: если среди этих звуков услышишь звук Ш, то подними руку.

Т, Ш, Ч, Ж, Щ, Ш".

После выполнения учеником этой части задания учитель продолжает инструкцию: "А теперь подними руку тогда, когда среди звуков, которые я буду произносить, ты услышишь звук 3" (зъ). Слушай:

С", Ц", 3", Т ", 3" ".

И, наконец, учитель говорит: "Сейчас я снова буду называть различные звуки. Подними руку только тогда, когда услышишь звук Ц. Слушай:

С, Ч, Т, Ц, С, Ц, Щ".

Примечание: Звуки Ш, 3", Ц по два раза встречаются в заданных рядах звуков. Поэтому общее количество правильных ответов составляет шесть. Исходя из этого, предлагаются следующие нормы оценок.

Задание для углубленной диагностики .

"Услышав слог ТА среди других слогов, подними руку. Слушай: ДА, НА, ТА". После того как ребенок дает ответ, учитель продолжает: "А теперь подними руку, если услышишь слог СЯ. Слушай:

ЗЯ, СЯ, СА, СЯ, ТЯ".

Задание 2.

Перед ребенком на столе раскладываются 10 рисунков (см. ниже). Далее учитель говорит: "Рассмотри все рисунки и скажи, все ли предметы, изображенные на картинках, тебе известны? Знаешь ли ты названия всех этих предметов? (Обычно ребенок отвечает утвердительно.) Теперь будь особенно внимательным. Я буду показывать эти предметы попарно (по два слова), а ты будешь показывать их на рисунках". Далее учитель называет следующие пары:

трава - дрова, уточка - удочка,

крыша - крыса, мишка - мышка,

бочки - почки.

Задание 3.

Учитель раскладывает на столе перед учеником представленные ниже картинки (за исключением двух картинок с домиками). В названиях предметов, которые изображены на этих картинках, содержится либо звук Д, либо звук Т. Далее учитель спрашивает: "Все ли предметы тебе известны?" Ребенок обычно отвечает утвердительно. Затем учитель раскладывает еще две картинки: на первой изображен белый домик, на второй - черный. Учитель вновь обращается к ученику: "Положи возле белого домика картинки с изображением предметов, в названиях которых содержится звук Т, а возле черного домика - со звуком Д".

Задание 4.

Обращаясь к ученику, учитель говорит: "Вспомни и назови как можно больше слов, в которых есть звук С. Помни, что этот звук может быть в начале слова, в середине, в конце".

Задание 5.

Вначале учитель просит ребенка написать на листочке слово

"сковородка".

Как правило, ученик отказывается это выполнить, ссылаясь на неумение хорошо писать. Учитель успокаивает его, говоря: "Ну что ж, тогда мы поступим иначе. Записывать слова буду я. Для этого ты мне продиктуешь сначала первый звук в слове, затем - второй, третий и так до конца слова. Но мы начнем с короткого слова, а потом будем брать слова все более длинные и сложные". Затем учитель по очереди называет слова:

нос, паук, школа, палатка, сковородка.

"Назови первый и последний звук в слове СЛОН".

Задание 6.

Перед ребенком на столе раскладываются четыре карточки (см. ниже). Учитель уточняет, знает ли ученик названия предметов, изображенных на них, просит назвать их. Затем, обращаясь к ученику, говорит: "Отбери из этих четырех картинок ту, в названии которой первый звук такой же, как и в слове "ласточка".

Задание для углубленной диагностики.

"Отбери среди картинок ту, которая начинается со звука В".

Задание 7.

Учитель выкладывает на столе перед ребенком четыре буквы:

Уточняет, знает ли ребенок, какие это буквы, просит их назвать. Далее учитель говорит: "Сейчас я произнесу одно слово - это слово "чашка". А ты отбери из этих четырех букв (Ш, Ч, Ц, Т) ту, которая соответствует первому звуку этого слова".

Задание для углубленной диагностики .

"Отбери из четырех букв ту, с которой начинается слово АИСТ".

Задание 8.

Обращаясь к ученику, учитель говорит: "Сейчас я буду называть каждый звук в слове отдельно, один за другим. Слушай внимательно и скажи, какое слово получится из этих звуков". (Звуки учителем произносятся с интервалом 4-5 секунд.)

Задание для углубленной диагностики.

"Скажи, какое слово получится из звуков, которые я произнесу". (Звуки произносятся с интервалом 2-3 секунды.)

"Назови первые звуки в словах, которые обозначают названия предметов, изображенных на этих рисунках".

Стимульный материал

Таблицы Шульте.

Данная методика используется для исследования скорости ориентировочно-поисковых движений взора, объема внимания.

Инструкция: "Покажите указкой и назовите все числа от 1 до 25. Как можно скорее, не ошибаясь".

Процедура проведения исследования: Предъявляется таблица, и по сигналу "начали" исследователь включает секундомер. Фиксируется время работы с каждой из таблиц. (Таблицы даны в уменьшенном виде.)

Анализ результатов: Сравнивается время работы по каждой из таблиц. Норма - 30-50 сек на 1 таблицу. Средняя норма - 40-42 сек. В норме на каждую из таблиц уходит примерно одинаковое время.

Модификация таблиц Шульте (буквенный вариант).

Методика изучения концентрации и устойчивости внимания (модификация метода Пьерона - Рузера).

Инструкция: "Закодируйте таблицу, расставив в ней знаки по образцу".

Анализ результатов : Фиксируется количество ошибок и время, затраченное на выполнение задания.

Оценка :

Высокий уровень устойчивости внимания - 100% за 1 мин 15 сек без ошибок.
Средний уровень устойчивости внимания - 60% за 1 мин 45 сек с 2 ошибками.
Низкий уровень устойчивости внимания - 50% за 1 мин 50 сек с 5 ошибками.
Очень низкий уровень концентрации и устойчивости внимания - 20% за 2 мин 10 сек с 6 ошибками (по М.П.Кононовой).

Диагностика развития памяти

Методика "Оперативная память"

Методика применяется для изучения уровня развития кратковременной памяти.
Испытуемому вручается бланк, после чего экспериментатор дает следующую инструкцию. Инструкция: "Я буду зачитывать числа - 10 рядов из 5 чисел в каждом (количество рядов, используемых в методике, варьируется от 5 рядов по 4 числа в каждом до максимального с учетом возрастных особенностей). Ваша задача - запомнить эти числа (5 или 4) в том порядке, в котором они прочтены, а затем в уме сложить первое число со вторым, второе с третьим, третье с четвертым, четвертое с пятым, а полученные четыре суммы записать в соответствующей строке бланка. Например: 6, 2, 1, 4, 2 (записывается на доске или бумаге). Складываем 6 и 2 - получается 8 (записывается); 2 и 1 - получается 3 (записывается); 1 и 4 - получается 5 (з

Локальный нормативный акт образовательной организации это:

Выберите один ответ.

Question2

Что понимают под специальными условиями для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья?

Выберите один ответ.

Question3

Статус ребенка с ОВЗ определяет

Выберите один ответ.

Question5

В соответствии с законом Устав ОО

Выберите один ответ.

Question6

Порядок разработки и принятия локальных нормативных актов относится к компетенции:

Выберите один ответ.

Question7

Закон № 273-ФЗ определяет сроки приведения в соответствие с новым Законодательством:

Выберите один ответ.

Question8

Локальный нормативный акт разрабатывается и принимается в образовательной организации:

Выберите один ответ.

Question9


Закон «Об образовании в РФ» - это нормативный правовой акт уровня:

Выберите один ответ.

Question10

Обучающийся с ограниченными возможностями здоровья это:

Выберите один ответ.

Цели и задачи тестирования: это способ проверки знаний учащихся.

Тестирование на уроках позволяет провести опрос учащихся по самым разным разделам в короткий срок.

Способы тестирования могут быть разного вида.

Например раздел кулинария:

1 Предлагается вопрос и несколько ответов, необходимо выбрать один правильный .

К кофейной посуде относятся :
а) кофейник;
б) чайник;
в) молочник;
г) заварник. Ответ:а)

№2 Вставьте пропущенное слово :

1)Специальное помещение для приготовления и приема пищи, хранения продуктов называется ……………………… . (кухня) 2)Прибор для определения свежести яиц называется ……………………….(овоскоп)

3) Какой овощ содержит много витамина А …………………..(морковь )

3 Ответьте «ДА» или «НЕТ» на следующие вопросы:

Бутерброды это холодная закуска? (да)

Яйцо всмятку варится 10 минут? (нет)

Можно хранить овощи в воде? (нет)

№4 Напишите слова ответы, количество букв в слове совпадает с количеством пустых клеток.

Основа для приготовления бутербродов. (хлеб)

Бутерброд с несколькими продуктами сверху. (сложный)

Столовый прибор для приготовления бутербродов. (нож)

5 .Отметьте буквой«С» - санитарно- гигиенические требования, БУКВОЙ «Т» - правила техники безопасности:

1) руки мойте с мылом , (С)

2) перед включением электроприбора проверьте его исправность (Т)

3 ) наденьте фартук и косынку(С)

4) включайте и выключайте приборы сухими руками (т)

6 Обвести кружком правильные ответы. Овощи, используемые для приготовления винегрета :

а) картофель;
б) капуста;
в) огурцы;
г) морковь;
д) свекла;
е) лук;
ж) чеснок.

7 соединить стрелкой соответствующий способ первичной обработки продукта:

Манная крупа- просеивают, картофель - моют, лук - очищают, гречка- перебирают, горох -замачивают.

8 Внимательно изучите картинки и выберите те предметы, которые нужны на кухне. Дайте им названия.

Ответы: 1-чайник, 2- молоток для отбивных, 4 - миксер, 5 - половник, 7- сковорода

9 кроссворд

По горизонтали:

1). Ей едят суп. ..(ложка)

2). На стол стелют…(скатерть)

3). Хлеб с маслом…(бутерброд)

4). «Яблоко любви»… (томат)

По вертикали:

1) Содержит много витаминов, ей можно украсить блюдо…..(петрушка)

2) Подготовка стола к приёму пищи… (сервировка)

3) Горячий напиток….(кофе)

10 Разгадать ребусы:


Дополнительно на занятиях я использую созданные мной игры. Н астольные игры позволяют разнообразить урок, повысить интерес учащихся к предмету, закрепить изученный материал и проверить знания учащихся.

Основные правила игры «Инструменты и оборудование»

В игре может участвовать несколько игроков, у каждого своя фишка. По очереди игроки подбрасывают кубик и делают ход в зависимости сколько точек выпало. Если фишка попала на синий кружок, следует пропустить ход, зелёный- перейти на два хода вперёд. Если фишка попадает на картинку необходимо назвать предмет и где его используют.

Например: венчик- для взбивания крема, яиц, теста; скалка -для раскатывания теста; кастрюля- для варки различных продуктов.и т.д.

Игра «Техника безопасности»

Если ваша фишка попала на картинку. Вам необходимо назвать пункт из правил по технике безопасности, которые нужно соблюдать во время работы с этим инструментом, предметом.

Если фишка попадёт на зелёный кружок - перейти на один ход назад, если выпал оранжевый кружок - перейти на два хода вперёд.

Например: изображена кастрюля и ответы - когда жидкость закипит, уменьшить нагрев; наливать в кастрюлю воду до ручек и не переливать и т. д;

Ножи- нож подают ручкой вперёд; во время работы с ножом не толкаться; во время нарезки пальцы держащие продукт, слегка подогнуть ит.д.

Игра «Овощи»

Если фишка попадает на синий кружок - игрок пропускает ход;

на сиреневый кружок- рассказать технику безопасности при работе с ножом;

на оранжевый- необходимо ответить на вопрос:

1-какие питательные вещества содержатся в овощах;

2- какими лечебными свойствами обладает картофель, какие блюда можно приготовить из картофеля;

3- перечислить форму нарезки помидор;

4- перечислить форму нарезки картофеля;

5- какие питательные вещества содержит морковь;

6- какими свойствами обладает лук и чеснок;

7- родина огурца;

8- для приготовления каких блюд используют лук;

9- перечислить форму нарезки моркови;

10- перечислить форму нарезки лука;

11- как иначе называют помидоры, для приготовления каких блюд их используют;

12- перечислить форму нарезки капусты;

13 - какими лечебными свойствами обладает капуста, для приготовления каких блюд её используют;

14- перечислить форму нарезки свеклы;

15- перечислить форму нарезки огурца, для приготовления каких блюд используют;

16- рассказать первичную обработку овощей.

Например ответ: №1- в овощах содержатся витамины, углеводы, минеральные вещества;

№10- лук можно нарезать кольцами, полукольцами, шашки.

Игра блюда из яиц.

Если ваша фишка попала на зелёный кружок- пропустить ход;

Оранжевый- ответить на вопрос под данной цифрой:

1- какие питательные вещества содержатся в яйце;

2- температура варки яиц в крутую;

3- температура варки яйца в «мешочек»;

4- температура варки яиц всмятку;

5- в чём особенность приготовления глазуньи;

6- какие существуют виды омлетов;

7- как проверить яйцо на свежесть;

8- в чём заключается первичная обработка яиц;

9- для приготовления каких блюд используют яйцо;

10- в каком виде может поступать яйцо на предприятия общественного питания;

11- что такое льезон;

12- на какой праздник красят яйца;

13- как приготовить фаршированное яйцо;

14- рассказать строение яйца;

15- как называется инструмент.

Например ответы: №15 -яйцерезка; №14- яйцо состоит из скорлупы, белка, желтка, пуги; №10 - в скорлупе, в виде яичного порошка, в банке и в замороженном виде «меланж».

Если в ходе игры у всех игроков фишка попадает на одну картинку, преподаватель может добавить дополнительные вопросы.

 

Возможно, будет полезно почитать: