Диагностический комплекс методик психологического изучения семьи ребёнка с ОВЗ тест по психологии на тему. Тема: «Методики психолого-педагогической диагностики детей с ОВЗ Овз выявление тесты в школе
Тест" Психолого-коррекционная работа с ограниченными возможностями здоровья у детей"
Позволяет проверить теоретические знания с основами и прикладными аспектами помощи детям с ограничениями физического и психического здоровья, имеющих физические или психические недостатки, которые препятствуют их социализации, обучению без создания специальных условий. Для автогенерации, бесплатного сертификата вам необходимо набрать не менее 50% правильных вариантов ответов.
1. Основным критерием, характеризующим успешность ребенка с ОВЗ в образовательной организации, является:
- динамика развития ребенка с учетом индивидуального образовательного плана
- отметка за итоговую проверочную работу, адаптированную под возможности ребенка
- независимая экспертная оценка внешних экспертов
2. Что не позволяет сделать индивидуальный учебный план?
- определить особые сроки и способы освоения учебных предметов, включенных в учебный план общеобразовательного учреждения
- определить особые сроки и способы прохождения процедур промежуточной и итоговой аттестации
- определить содержание и формы психолого-педагогического сопровождения
3. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья – это:
- совокупность обязательных требований при реализации адаптированных основных общеобразовательных программ начального общего образования в организациях, осуществляющих образовательную деятельность
- свод правил к образованию определенного уровня и (или) к профессии, специальности и направлению подготовки, утвержденных федеральным органом исполнительной власти
- требования, утвержденные федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования
4. Специальная индивидуальная программа развития и индивидуальный учебный план:
- целиком включают в себя содержание АООП
- включают только те предметные области, предметы и коррекционные программы, которые соответствуют возможностям и особым образовательным потребностям конкретного обучающегося
- включают все предметные области и предметы обязательной части, а коррекционные программы – с учетом особых образовательных потребностей ребенка
5. Приоритетным направлением при освоении дополнительной образовательной программы детьми-инвалидами и детьми с ОВЗ является:
- приобретение умений применять знания, овладение определенными способами социальных и учебных действий
- приобретение навыков будущей профессии, овладение предпрофессиональным уровнем знаний
- овладение знаниями
6. Основным критерием эффективного психолого-педагогического сопровождения ребенка с ОВЗ является:
- освоение образовательной программы в соответствии с требованиями Федерального Государственного Образовательного Стандарта
- полное удовлетворение запросов родителей
- освоение адаптированной основной образовательной программы и социальнопсихологическая адаптация ребенка
7. Физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий называется:
- обучающимся
- учащимся
- обучающимся с ограниченными возможностями здоровья
8. В профессиональном стандарте "Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)" указывается что:
- педагог должен набирать в класс детей в соответствии с их учебными возможностями
- педагог должен быть готовым принять разных детей, вне зависимости от их реальных учебных возможностей
- педагог должен определить реальные возможности ребенка и порекомендовать родителям образовательную организацию, соответствующую возможностям ребенка
9. Для обучения ребенка с ограниченными возможностями здоровья (или с инвалидностью) в общеобразовательной школе должна быть разработана:
- адаптированная основная общеобразовательная программа
- адаптированная образовательная программа
- индивидуальная образовательная программа
10. В структуре материально-технического обеспечения должна быть отражена специфика требований в том числе к:
- организации внеклассных мероприятий
- организации пространственно-временного режима, архитектурным и техническим средствам обучения для каждой категории детей с ограниченными возможностями здоровья
- организации питания и медицинского обслуживания
11. Адаптированной основной общеобразовательной программы для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) ориентирован:
- на пропорционально одинаковое развитие жизненной компетенции и академических навыков обучающихся
- на максимальное развитие жизненной компетенции обучающихся
- на развитие преимущественно академических навыков обучающихся
12. Работая с детьми с ОВЗ, педагог должен:
- взаимодействовать с другими специалистами в рамках психолого-медико-педагогического консилиума для разработки адаптированной образовательной программы
- использовать разработанную психологом адаптированную образовательную программу
- самостоятельно разрабатывать адаптированную образовательную программу для ребенка
13. Дети с ОВЗ принимаются на обучение по адаптированной основной общеобразовательной программе или адаптированной образовательной программе:
- на основании рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии
- с согласия родителей (законных представителей) и на основании рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии
- с согласия родителей (законных представителей)
14. Статус ребенка с ОВЗ определяет:
- психолого-медико-педагогический консилиум образовательной организации
- федеральное бюро Медико-социальной экспертизы
- психолого-медико-педагогическая комиссия
15. Адаптированная образовательная программа разрабатывается для:
- каждого ребенка с ОВЗ, независимо от их числа в классе
- отдельного класса, если все дети в нем с нарушениями развития
- отдельного класса, в котором учится ребенок с ОВЗ
Только зарегистрированные пользователи могут проходить этот тест и получить сразу бесплатно эл. сертификат. Поделитесь ссылкой на тест в своих соц. сетях! Для генерации сертификата необходимо набрать не менее 50% правильных вариантов ответа
Тест считается выполненным если сумма баллов не ниже 10 баллов.
Тест
Задание 1. Инклюзивное обучение – это:
а) Обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей;
б) Обучение школьников с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательных организациях;
в) Обучение ребенка с особыми образовательными потребностями в специальной школе.
Задание 2. Основным документом, регламентирующим закрепление инклюзивных тенденций в нашей стране является :
а) Конституция РФ;
б) Семейный кодекс РФ;
в) Федеральный закон «Об образовании» в Российской Федерации.
Задание 3. Гарантия прав на получение равного, бесплатного и доступного образования закреплена в:
а) Конституции Российской Федерации;
б) Законодательном акте;
в) Уставе общеобразовательной организации.
а) Психолого- педагогический консилиум;
б) Бюро медико-социальной экспертизы;
в) Психолого-медико-педагогическая комиссия.
Задание 5. Л.С. Выготским были разработаны (выделены) уровни:
а) Актуального, потенциального и функционального развития;
б) Актуального, потенциального, возрастного и функционального развития;
в) Актуального и потенциального развития.
Задание 6.Ведущем видом деятельности для развития 10-месячного ребенка является:
а) Эмоциональное общение с взрослым;
б) Предметная деятельность;
в) Игровая деятельность.
Задание 7. На каком этапе кохлеарной имплантации сурдопедагог определяет готовность семьи оказывать систематическую помощь своему ребенку на всех этапах его реабилитации и перестраивать коммуникацию и взаимодействие с ребенком:
а) На этапе подключения и первоначальной настройки речевого процессора;
б) В ходе прохождения запускающего этапа реабилитации;
в) На этапе отбора кандидатов на КИ.
Задание 8. Для детей, не владевших речью до кохлеарной имплантации, продолжительность запускающего и последующего этапа реабилитации и их результативность во многом определяются:
а) Возрастом, в котором проведена операция;
б) Систематичностью занятий с сурдопедагогом;
в)Опытом использования индивидуальных слуховых аппаратов до КИ.
Задание 9. Целью психолого-педагогической реабилитации после операции КИ является:
а) Общее и социальное развитие ребенка;
б) Перевод ребенка на путь естественного развития коммуникации и речи;
в) Развитие слухового восприятия.
Задание 10. Определение варианта образовательной среды, образовательного маршрута и условий обучения ребенка с КИ после запускающего этапа реабилитации осуществляются с ориентировкой на:
а) Потенциальные возможности ребенка;
б) Уровень актуального развития ребенка;
в) Уровень актуального развития ребенка и перспективы дальнейшего сближения с возрастной нормой в выбранной среде.
Задание 11. Ранний возраст – это период
а) От рождения до 2 лет;
б) От 1 года до 3 лет;
в) От 1 года до 6 лет.
Задание 12. Дети, для обучения которых необходимо создавать особые условия, в Российском законодательстве называются:
а) Детьми с ограниченными возможностями здоровья;
б) Детьми с отклонениями в развитии;
в) Детьми с особыми образовательными потребностями.
а) Родителей детей с ограниченными возможностями здоровья;
б) Органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих государственное управление в сфере образования, и органов местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования, образовательным организациям, иным органам и организациям;
в) Медицинских работников осуществляющих сопровождение детей с нарушениями в развитии.
Задание 14. Основным критерием эффективного психолого-педагогического сопровождения ребенка с ОВЗ является:
а) Освоение образовательной программы в соответствии с требованиями Федерального
Государственного Образовательного Стандарта;
б) Освоение адаптированной основной образовательной программы и социальнопсихологическая адаптация ребенка;
в) Полное удовлетворение запросов родителей.
Задание 15. Перечислите должностные обязанности тьютора:
Задание 16. Ребенок после кохлеарной имплантации нуждается в:
а) Логопедической коррекции;
б) Развитии слухового восприятия;
в) Комплексной реабилитации
Задание 17. К дополнительным образовательным программам не относятся:
а) Дополнительные общеразвивающие программы;
б) Дополнительные предпрофессиональные программы;
в) Дополнительные профильные программы.
Задание 18. Приоритетным направлением при освоении дополнительной
образовательной программы детьми-инвалидами и детьми с ОВЗ является:
а) Овладение знаниями;
б) Приобретение умений применять знания, овладение определенными способами социальных и учебных действий;
в) Приобретение навыков будущей профессии, овладение предпрофессиональным уровнем знаний.
Задание 19. У каких детей с кохлеарными имплантами запускающий этап реабилитации оказывается самым длительным и продолжается от 1,5 до 2,5 лет:
а) у глухих детей с высоким уровнем речевого развития до КИ;
б) у глухих детей с выраженными дополнительными нарушениями развития;
в) у глухих детей, операция которым произведена до 1,5 лет
Задание 20. Сроки обучения по дополнительным программам для детей-инвалидов и детей с ОВЗ могут быть увеличены с учетом:
а) Особенностей их психофизического развития в соответствии с заключением психолого-медико-педагогической комиссии;
б) Пожелания родителей детей-инвалидов и детей с ОВЗ;
в) Результатов освоения дополнительной общеобразовательной программы для детей инвалидов и детей с ОВЗ на предыдущем этапе обучения.
Тема: «Методики психолого-педагогической диагностики детей с ОВЗ»
1. Методы психолого-педагогического изучения детей с ОВЗ;
2. Характеристика и классификация психодиагностических методик;
3. Нейропсихологическая диагностика причин школьной неуспеваемости.
4. Диагностика познавательной сферы школьников с ОВЗ: восприятия, внимания, памяти, мышления, воображения, состояния устной и письменной речи;
5. Диагностика особенностей личности детей с ОВЗ;
6. Диагностика эмоционально-волевой сферы школьников;
7. Диагностика сформированности учебной деятельности детей с ОВЗ.
В полноценном диагностическом обследовании необходимо гармоничное сочетание тех и других методик.
Тест И.П. Павлова
Многочисленные данные о функциональной специализации полушарий головного мозга позволяют соотнести концепцию Павлова о двух сигнальных системах с особенностями работы полушарий и «распределением» ролей, которое существует в их совместной деятельности. Обязательное условие для диагностики детей - их умение читать. Тестирование рекомендуется проводить индивидуально.
Инструкция: разложи по три карточки на три группы так, чтобы в каждой группе было что-то общее.
Наглядный материал: девять карточек; на каждой написано по одному слову: «карась», «орел», «овца», «перья», «чешуя», «шерсть», «летать», «плавать», «бегать».
Оценка результатов
1-й вариант:
а) «карась», «орел», «овца»;
б) «бегать», «плавать», «летать»;
в) «шерсть», «перья», «чешуя».
В этом варианте выделены общие существенные признаки. Преобладает вторая сигнальная система. Мыслительный тип. Логическое мышление. Доминирование левого полушария.
2-й вариант:
а) «карась», «плавать», «чешуя»;
б) «орел», «летать», «перья»;
в) «овца», «бегать», «шерсть».
Здесь предметы и явления обобщены по их функциональным признакам. Преобладает первая сигнальная система, художественный тип, образное мышление, доминирование правого полушария, синтезирование целостного образа.
3-й вариант:
одновременное выполнение 1-го и 2-го вариантов теста. Смешанный тип.
Методика выявления соотношения сигнальных систем К.А. Климова.
Испытуемым предъявляются девять различных пар кружков одинакового размера, в одном случае - со словесными, а в другом - с цветовыми обозначениями (розовый, синий, красный, зеленый, желтый и т.д.). Время экспозиции - 30 секунд. Им предлагается запомнить предъявленные пары раздражителей. После предъявления кружков со словесными обозначениями испытуемые должны написать (сказать), что запомнили (функция левого полушария). После показа цветных кружков испытуемые должны расположить их в предъявленном сочетании (функция правого полушария).
Подсчитывается количество правильно воспроизведенныхсловесных и цветовых пар раздражителей. Показателем соотношения сигнальных систем служит отношение величин запомненных цветовых и словесных пар (К).
К = А/В, где А - количество пар цветных кружков; В - количество пар кружков со словесным обозначением слова. Преобладание первой сигнальной системы (доминирование правого полушария) имеется в том случае, если К > 1,05. Преобладание второй сигнальной системы (доминирование левого полушария) имеется в том случае, если К < 0,95.Смешанный тип (равнополушарность), если К = 0,96- 1,04.
Диагностический материал для обследования
Учащихся 2 классов
Продуктовый Экскурсовод
Кондитерская Переталкивали
Метрополитен Водопроводный
Стекольщик Регулировщик
Библиотекарь Кораблестроение
Па-ба-па-ба Ча-тя-ча
Ды-ты-ду Ру-лу-лу-ру
Га-ка-га За-жа-за-жа
Са-ша-са Со-со-шо-со
Ща-ся-ща Жо-шо-шо-жо
·
у слона детеныши - у собаки-
у верблюда - у свиньи-
у оленя- у лошади-
у барсука- у коровы-
у осла- у овца-
· :
варенье из черники- коробка из картона-
ложка из серебра- дом из кирпича-
платье из шелка куртка из замши-
каша из пшена- сок из сливы-
крыша из черепицы- посуда из алюминия-
· :
человека за храбрость называют-
человека за честность называют-
если днем идет снег, то день-
если днем идет дождь, то день-
если дует ветер, то день-
· :
клюв птицы-
морда кролика-
хвост лошади-
зубы акулы-
туловище коровы-
·
Груша, бабушка, внучка, давать
Машина, по, ехать, дорога
Свитер, надеть, шерстяной, Лена, теплый,
Папа, интересный, смотреть, журналы, вечером
· Верификация предложений:
Солнце освещается землей.
Собака вышла в будку.
Птица летит высоко под лесом.
По небу летят самолет.
На столе лежат цветной карандаши.
· Употребление предлогов:
Чайка летит …водой.
Деревья шумят…ветра.
Последние листья опадают..березы.
Машина остановилась..подъезда.
Мальчик спрятался..деревом.
· Завершение предложений:
Сергей поздно пришел из школы, потому что….
Девочка была голодна, хотя…..
·
Наступили долгожданные зимние каникулы.
· Определи количество слогов в словах: жалоба, малиновый;
· Определи количество звуков в словах: кошка, кабина;
· Назови 3 слог в слове малина;
· Назови 6 звук в слове скороход;
· Назови 3 звук в слове плотник;
· Назови звук в слове праздник , стоящий после звука п;
· Пересказ текста.
Учащихся 3 классов
(адаптированный вариант методики Фотековой Т.А., Ахутиной Т.В.)
1.Исследование слоговой структуры слова:
Бейсболка волейболист
Тракторист перепрыгивал
Библиотекарь транспортный
Водопроводчик авиаперелет
Программист десятиэтажный
2. Фонематическое восприятие:
Па-ба-па-па Ча-тя-ча-тя
Ду-ду-ду-ту Ру-лу-ру-лу-ру
Га-ка-ка-га За-жа-за-жа
Са-ша-са-са Со-со-шо-со
Ща-ся-ща-ща Жо-жо-шо-жо
3. Исследование навыков словообразования:
· образование существительных суффиксальным способом:
у кролика детеныши - у собаки-
у тигра - у свиньи-
у лягушки- у лошади-
у барсука- у коровы-
у белки- у овца-
· образование относительных прилагательных :
варенье из груши- салат с мясом-
варенье из рябины- салат с курицей-
варенье из малины- лист клена-
кукла из фарфора- лист березы-
крыша из черепицы- посуда из глины-
· образование качественных прилагательных :
человека за доброту называют-
человека за нежность называют-
если днем холод, то день-
если днем тепло, то день-
если дует ветер, то день-
· образование притяжательных прилагательных :
морда барсука-
морда верблюда-
хвост быка-
голова воробья-
туловище журавля-
4. Исследование грамматического строя речи:
· Согласование слов в предложениях:
Библиотекарь, выдавать, книги
Собака, будка, около, лежать
Лена, кошка, молоко, налить, свежий
Внук, бабушка, фломастеры, купить, разноцветный
· Верификация предложений:
Машина выехала в гараж.
В небе летит самолеты.
Снеговик слеплен мальчик.
Самолет летит высоко под домами.
Хорошо сидится заяц под кустом.
· Употребление предлогов:
Карандаш закатился ….стол.
Девочка вышла….подъезда.
Дети гуляли …… дома.
У бабушки заболела голова…..жары.
Суп наливают … тарелки.
· Завершение предложений:
Лена испачкалась во дворе, потому что….
Сергей простыл, хотя…..
· Изменение существительных по числам и падежам:
Игры «Один-много», «Много чего»
5. Исследование навыков языкового анализа:
· Определи количество слов в предложении:
Мальчик выполнил сложное домашнее задание.
· Назови 3 слово в предложении;
· Определи количество слогов в словах: кубики, самолеты;
· Определи количество звуков в словах: банка, корова;
· Назови 3 слог в слове самолеты;
· Назови 5 звук в слове банкир;
· Назови 3 звук в слове корова;
· Назови звук в слове станок , стоящий после звука с;
6. Исследование связной речи:
- Составление рассказа по серии сюжетных картинок;
- Пересказ текста.
Диагностический материал для обследования учащихся 4 классов (начало года) (адаптированный вариант методики Фотековой Т.А., Ахутиной Т.В.)
1. Исследование слоговой структуры слова:
Хлеборезка Двухкамерный Параллельный Железнодорожный Воспитательница Мотоциклист
Овощехранилище Библиотекарь Парашютный
Структурировать
2. Фонематическое восприятие:
Па-ба-па-па Ча-тя-тя-ча
Ды-ты-ды-ты Ру-лу-лу-ру
Га-ка-ка-га За-жа-за-жа
Са-ша-са-са Со-со-шо-со
Ща-ся-ща -ся Жо-шо-жо-жо
3. Исследование навыков словообразования:
· образование существительных суффиксальным способом:
у оленя детеныши- у бурундука-
у льва- у свиньи-
у курицы птенцы- у лошади-
у голубя - у коровы-
у верблюда- у овца-
· образование относительных прилагательных :
сковорода из чугуна- сок из гранатов-
плита из гранита- кофта из сатина-
посуда из меди- плита из мрамора-
каша из пшена- рубашка из фланели-
сок из брусники- суп из фасоли-
· образование качественных прилагательных :
человека за чуткость называют-
человека за грубость называют-
если днем солнце, то день-
если днем снег, то день -
если дует ветер, то день-
· образование притяжательных прилагательных :
лапы белки-
морда севрюги-
хвост барсука-
голова вороны-
туловище обезьяны-
4. Исследование грамматического строя речи:
· Согласование слов в предложениях:
Даша, кукла, платье, шить;
Продавец, продукты, покупатель, продавать;
Лес, дровосек, дрова, в, рубить;
Птица, гнездо, крыша, вить, на;
Деревня, дети, в, поехали, каникулы, на.
· Верификация предложений:
Мама готовить вкусный суп.
Автобус отъехал к остановки.
Дети выбежал гулять с двор.
Птицы пролетали под нашими домом.
Дедушка приобрел фиолетовый внукам шарфы.
· Употребление предлогов:
Лодка отплыла …. берега.
Ученик отвечал …доски.
Олег выглянул …угла.
Поезд приближался.. станции.
Дети выбежали …навеса.
· Завершение предложений:
Дети поедут летом на юг, если….
Ребята придут в школу, когда….
· Изменение существительных по числам и падежам:
Игры «Один-много», «Много чего?»
5. Исследование навыков языкового анализа:
· Определи количество слов в предложении:
Машина стремительно мчалась по скоростному шоссе.
· Назови 5слово в предложении;
· Определи количество слогов в словах: клубничные, барсучий;
· Определи количество звуков в словах: портрет, памятник;
· Назови 3 слог в слове вафельный;
· Назови 5 звук в слове шоколадный;
· Назови 3 звук в слове вафельный;
· Назови звук в слове тренер, стоящий после звука т;
6. Исследование связной речи:
- Составление рассказа по серии сюжетных картинок;
- Пересказ текста.
Оценка
3 балла - точное и правильное воспроизведение в темпе предъявления;
2 балла- напряженное или замедленное воспроизведение;
1 - уподобление слогов с самокоррекцией;
0 - уподобление, искажение, сокращение количества слогов или отказ.
Максимальный балл за это задание равен 30 баллам.
3. Исследование навыков словообразования:
а) Называние детенышей животных
Оценка
3 балла - правильная форма;
1 - форма, имеющаяся в языке, но не используемая в данном контексте («лисички», «овечки» вместо «лисята», «ягнята» и т.д.);
Максимальная оценка за задание составляет 30 баллов.
б) Образование относительных прилагательных
Оценка
3 балла - правильная форма;
2 - самокоррекция или коррекция после стимулирующей помощи;
1 - форма, имеющаяся в языке, но не используемая в данном контексте (сливочное варенье);
0 - неправильная форма слова или отказ назвать.
Максимальная оценка
за задание составляет 30 баллов.
в) Образование качественных прилагательных
Оценка
3 балла - правильная форма;
2 - самокоррекция или коррекция после стимулирующей помощи;
1 - форма, имеющаяся в языке, но не используемая в данном контексте (дождевой, ветряной);
Максимальный балл -15 .
г) Образование притяжательных прилагательных
Оценка
3 балла - правильная форма;
2 - самокоррекция;
0 - неправильная форма слова или отказ.
Максимальный балл - 15 .
Максимальная оценка за всю серию - 90 баллов.
4. Исследование грамматического строя речи (навыки словоизменения):
а) Составление предложений из слов в начальной форме
Оценка
2 - неправильный порядок слов, пропуск одного члена предложения, использование помощи в виде одного вопроса;
1 - негрубые аграмматизмы, пропуск нескольких членов предложения, необходимость развернутой помощи в виде нескольких вопросов;
0 - грубые аграмматизмы, сочетание нескольких ошибок из предыдущих пунктов.
Максимальная оценка равна 15 баллам .
б) Верификация предложений
Оценка грамматического структурирования
3 балла - правильное выполнение;
2 - использование стимулирующей помощи при выявлении или исправлении ошибки;
1 - ошибка выявлена, но не исправлена, либо исправлена с грамматическими ошибками или упрощением структуры предложения;
0 - ошибка не выявлена.
Максимальная оценка за задание - 15 баллов.
в) Дополнение предложения предлогами
Оценка
3 балла - правильное выполнение;
2 - самокоррекция:
1 - коррекция после стимулирующей помощи («подумай еще»);
О - неправильное выполнение даже после помощи или отказ.
Максимальный балл за все задание - 15.
г) Завершение предложений
Оценка
15 баллов - оба предложения достроены правильно;
10 - самостоятельное и правильное завершение одного из предложений, использование стимулирующей помощи при работе со вторым;
5 - правильное завершение только одного предложения или наличие грамматических ошибок в одном или обоих предложениях;
0 - неправильное завершение обоих предложений или отказ от выполнения.
и) Образование множественного числа существительных в именительном и родительном падежах
Оценка
3 балла - правильно образованная форма;
2 - самокоррекция;
1 - коррекция после стимулирующей помощи;
0 - неверная форма слова или невыполнение.
Максимальный балл равен 30.
Максимальная оценка за весь блок: 90 баллов
5. Исследование навыков языкового анализа:
Оценка
3 балла - правильный ответ;
2 - самокоррекция;
1 - правильный ответ после стимулирующей помощи («неверно, подумай еще»);
0 - неправильный ответ после стимулирующей помощи.
Можно отдельно проанализировать результаты выполнения первых пяти проб, позволяющих судить о сформированности языкового анализа, и последних пяти проб, проверяющих звуковой анализ.
Максимальный балл за серию – 30.
6. Исследование связной речи:
а) Составление рассказа по серии из четырех сюжетных картинок
Инструкция : разложи эти картинки по порядку и составь рассказ.
Критерий смысловой адекватности и самостоятельности выполнения
15 баллов - картинки разложены самостоятельно и правильно, в рассказе верно передан смысл происходящего;
10 - использование стимулирующей помощи при раскладывании картинок, либо при уяснении смысла происходящего, либо и на том и другом этапе;
5 - при раскладывании картинок или при интерпретации происходящего понадобилась развернутая помощь в виде наводящих вопросов или же при правильно разложенных картинках дано собственное толкование событий;
0 - невозможность адекватного понимания происходящего даже при оказании второго вида помощи.
15 баллов - рассказ содержит все основные смысловые единицы в правильной последовательности, между ними имеются связующие звенья, нет трудностей переключения;
10 - пропуск отдельных смысловых звеньев, или отсутствие связующих элементов, или неоправданные повторы однотипных, упрощенных связующих элементов;
5 - выраженная тенденция к фрагментарности текста, перечислению деталей, событий без обобщающей сюжетной линии, неоднократные повторы слов, грамматических конструкций, или наличие непродуктивных слов, или сочетание нескольких ошибок из предыдущего пункта;
0 - невозможность самостоятельного построения связного текста.
15 баллов - рассказ оформлен грамматически правильно с использованием сложных и разнообразных грамматических конструкций;
10 баллов - рассказ оформлен грамматически правильно, но однообразно или имеются нарушения порядка слов;
5 баллов - наблюдаются единичные негрубые аграмматизмы либо параграмматизмы (несоблюдение грамматических обязательств);
0 баллов - множественные аграмматизмы.
15 баллов - адекватное использование вербальных средств;
10 - длительный поиск слов с актуализацией непродуктивной лексики или единичные близкие словесные замены;
5 - выраженная бедность словаря, неоднократные вербальные замены (семантически близкие), искажение звуковой структуры слов;
Суммарный балл складывается из оценок по всем четырем критериям и при максимально успешном выполнении равен 60.
б) Пересказ текста
Критерии смысловой адекватности и самостоятельности выполнения
15 баллов - правильный и самостоятельный пересказ, верное понимание смысла происходящего;
10 - неточное описание ситуации с правильными ответами на вопросы, указывающими на понимание скрытого смысла, или правильное и полное описание ситуации с пониманием смысла после уточняющих вопросов;
5 - правильное описание ситуации с буквальным пониманием смысла истории даже после уточняющих вопросов;
0 - искажение ситуации при пересказе, неадекватное толкование смысла даже в условиях помощи.
Критерий возможности программирования текста
15 баллов - пересказ содержит все основные смысловые звенья в правильной последовательности, между ними имеются связи, нет трудностей переключения;
10 - пропуск отдельных смысловых звеньев или отсутствие связующих звеньев, или неоправданные повторы однотипных связующих элементов;
5 - тенденция к фрагментарности текста, к перечислению событий без обобщающей сюжетной линии, необоснованные неоднократные повторы слов или грамматических конструкций (стереотипность оформления), необходимость наводящих вопросов для построения текста или сочетание нескольких ошибок из предыдущего пункта;
0 - невозможность построения связного текста даже в условиях помощи в виде вопросов.
Критерий грамматического оформления
15 баллов - пересказ оформлен грамматически правильно с использованием сложных и разнообразных грамматических конструкций;
10 - пересказ оформлен грамматически правильно, но однообразно, или имеются нарушения порядка слов;
5 - наблюдаются единичные негрубые аграмматизмы либо параграмматизмы (несоблюдение грамматических обязательств);
0 - множественные аграмматизмы.
Критерий лексического оформления
15 баллов - адекватное использование вербальных средств; 10 - поиск слов с использованием непродуктивной лексики или единичные близкие словесные замены;
5 - выраженная бедность словаря, неоднократные вербальные замены (семантически близкие), искажение звукового состава слова (выгнули вместо «выгнали», примули вместо «приняли» и т.д.);
0 - далекие вербальные парафазии, неадекватное использование вербальных средств. Суммарный балл за задание при максимально успешном выполнении равен 60.
Максимальная оценка за всю серию равна 120 баллам.
Подсчитанные баллы предлагаем заносить в протокол результатов педагогической диагностики.
Диагностика развития речи
Методика Эббингауза.
Методика используется для выявления уровня развития речи, продуктивности ассоциаций.
Инструкция:
"Вставьте пропущенные слова".
Инструкция : "Расставь точки".
Анализ результатов: Фиксируются скорость нахождения и продуктивность ассоциаций.
Методика изучения возможности осмысления ситуации на основе слухового или зрительного восприятия (понимание явного и скрытого смысла, связи деталей в единое целое).
Данная методика используется для определения уровня развития понимания грамматических конструкций.
Задание 1.
1. "Послушай, что я тебе прочитаю, и расскажи".
2. "Прочитай и перескажи".
Галка и голубь.
Галка услыхала о том, что голубей хорошо кормят, выбелилась в белый цвет и влетела в голубятню. Голуби ее приняли как свою, накормили, но галка не удержалась и закаркала по-галочьи. Тогда голуби ее прогнали. Она вернулась было к галкам, но те тоже ее не приняли.
Муравей и голубка.
Муравей захотел напиться и спустился к ручью. Волна захлестнула его, и он начал тонуть. Пролетавшая мимо голубка заметила это и бросила ему в ручей ветку. Муравей взобрался на эту ветку и спасся. На следующий день муравей увидел, что охотник хочет пойти и поймать голубку в сеть. Он подполз к нему и укусил его за ногу. Охотник вскрикнул от боли, выронил сеть. Голубка вспорхнула и улетела.
Умная галка.
Хотела галка пить. На дворе стоял кувшин с водой, а в кувшине была вода только на дне. Галке нельзя было достать. Она стала кидать в кувшин камушки и столько набросала, что стало можно пить.
Самые красивые.
Летела сова. Навстречу ей летели другие птицы. Сова спросила:
- Вы не видели моих птенцов?
А какие они?
Самые красивые!
Анализ результатов : учитывается понимание последовательности событий,
общего и скрытого смысла.
Задание 2.
Обращаясь к ребенку, учитель говорит: "Слушай внимательно. Я буду называть по несколько слов. Составь из каждого набора несколько предложений (одно предложение). Если потребуется, измени эти слова или добавь к набору еще одно или несколько слов".
Наборы слов:
1. Девочка, альбом, рисунок.
2. Ребенок, чашка, молоко.
3.Из, клетки, чиж.
4. Саша, лыжах, катается, на.
Шкала оценивания.
"Прослушай ряд слов и составь из них предложения".
1. В, поют, хоре, девочки.
2. Пассажиры, трамвая, выходят.
Задание 3.
Перед ребенком на столе выкладываются две карточки с рисунками:
Учитель говорит: "Мальчика в белой рубашке зовут Петей, а мальчика в клетчатой рубашке - Ваней". Затем под этими картинками учитель раскладывает восемь отдельных карточек с напечатанными на них предложениями разной синтаксической сложности. Эти предложения представляют собой описание ситуаций, в которых субъектом действия является то Петя, то Ваня (активные и пассивные конструкции): Ваня нарисовал Петю. Ваню нарисовал Петя. Петю нарисовал Ваня. Ваня нарисован Петей. Петя нарисовал Ваню. Ваней нарисован Петя. Петей нарисован Ваня. Петя нарисован Ваней. Далее учитель говорит: "Прочитай эти предложения. Положи отдельно те из них, где говорится о том, что рисовал Петя, и отдельно те, в которых говорится о том, что рисовал Ваня".
Примечание : Если ребенок не читает, используется жестикуляция. Предложения читает учитель. Ребенок показывает пальцем, кто рисовал: Петя или Ваня.
Задание для углубленной диагностики .
"Покажи, где на картинке: - круг под квадратом; - квадрат над кругом;
Круг на квадрате; - круг над квадратом".
Тест различения и выбора фонем.
Тест звукоразличения состоит из 8 основных заданий и 6 заданий для углубленной диагностики. Первое и второе из основных заданий направлены на оценку фонематического восприятия, третье и четвертое - состояния фонематических представлений, пятое, шестое и седьмое – фонематического анализа и восьмое - фонематического синтеза. Для оценки состояния фонематического восприятия в комплекс включены задания, направленные на узнавание, различение и сравнение отдельных звуков в ряду (задание 1) и слов-паронимов (задание 2). Особое внимание в заданиях обращено на различение свистящих и шипящих, аффрикаты глухих и звонких, твердых и мягких фонем. При необходимости с этой целью могут быть использованы дополнительные задания. К моменту применения данного теста необходимо располагать данными о состоянии физического слуха ребенка. Это связано с тем, что даже незначительное снижение слуха в раннем детстве затрудняет различение речевых звуков. Вместе с тем и у детей с нормальным физическим слухом нередко возникают специфические трудности в различении тонких дифференциальных признаков фонем. Эти трудности влияют на ход развития всей звуковой системы.
Задание 1.
Обращаясь к ученику, учитель говорит: "Сейчас я буду называть различные звуки. Будь внимателен: если среди этих звуков услышишь звук Ш, то подними руку.
Т, Ш, Ч, Ж, Щ, Ш".
После выполнения учеником этой части задания учитель продолжает инструкцию: "А теперь подними руку тогда, когда среди звуков, которые я буду произносить, ты услышишь звук 3" (зъ). Слушай:
С", Ц", 3", Т ", 3" ".
И, наконец, учитель говорит: "Сейчас я снова буду называть различные звуки. Подними руку только тогда, когда услышишь звук Ц. Слушай:
С, Ч, Т, Ц, С, Ц, Щ".
Примечание: Звуки Ш, 3", Ц по два раза встречаются в заданных рядах звуков. Поэтому общее количество правильных ответов составляет шесть. Исходя из этого, предлагаются следующие нормы оценок.
Задание для углубленной диагностики .
"Услышав слог ТА среди других слогов, подними руку. Слушай: ДА, НА, ТА". После того как ребенок дает ответ, учитель продолжает: "А теперь подними руку, если услышишь слог СЯ. Слушай:
ЗЯ, СЯ, СА, СЯ, ТЯ".
Задание 2.
Перед ребенком на столе раскладываются 10 рисунков (см. ниже). Далее учитель говорит: "Рассмотри все рисунки и скажи, все ли предметы, изображенные на картинках, тебе известны? Знаешь ли ты названия всех этих предметов? (Обычно ребенок отвечает утвердительно.) Теперь будь особенно внимательным. Я буду показывать эти предметы попарно (по два слова), а ты будешь показывать их на рисунках". Далее учитель называет следующие пары:
трава - дрова, уточка - удочка,
крыша - крыса, мишка - мышка,
бочки - почки.
Задание 3.
Учитель раскладывает на столе перед учеником представленные ниже картинки (за исключением двух картинок с домиками). В названиях предметов, которые изображены на этих картинках, содержится либо звук Д, либо звук Т. Далее учитель спрашивает: "Все ли предметы тебе известны?" Ребенок обычно отвечает утвердительно. Затем учитель раскладывает еще две картинки: на первой изображен белый домик, на второй - черный. Учитель вновь обращается к ученику: "Положи возле белого домика картинки с изображением предметов, в названиях которых содержится звук Т, а возле черного домика - со звуком Д".
Задание 4.
Обращаясь к ученику, учитель говорит: "Вспомни и назови как можно больше слов, в которых есть звук С. Помни, что этот звук может быть в начале слова, в середине, в конце".
Задание 5.
Вначале учитель просит ребенка написать на листочке слово
"сковородка".
Как правило, ученик отказывается это выполнить, ссылаясь на неумение хорошо писать. Учитель успокаивает его, говоря: "Ну что ж, тогда мы поступим иначе. Записывать слова буду я. Для этого ты мне продиктуешь сначала первый звук в слове, затем - второй, третий и так до конца слова. Но мы начнем с короткого слова, а потом будем брать слова все более длинные и сложные". Затем учитель по очереди называет слова:
нос, паук, школа, палатка, сковородка.
"Назови первый и последний звук в слове СЛОН".
Задание 6.
Перед ребенком на столе раскладываются четыре карточки (см. ниже). Учитель уточняет, знает ли ученик названия предметов, изображенных на них, просит назвать их. Затем, обращаясь к ученику, говорит: "Отбери из этих четырех картинок ту, в названии которой первый звук такой же, как и в слове "ласточка".
Задание для углубленной диагностики.
"Отбери среди картинок ту, которая начинается со звука В".
Задание 7.
Учитель выкладывает на столе перед ребенком четыре буквы:
Уточняет, знает ли ребенок, какие это буквы, просит их назвать. Далее учитель говорит: "Сейчас я произнесу одно слово - это слово "чашка". А ты отбери из этих четырех букв (Ш, Ч, Ц, Т) ту, которая соответствует первому звуку этого слова".
Задание для углубленной диагностики .
"Отбери из четырех букв ту, с которой начинается слово АИСТ".
Задание 8.
Обращаясь к ученику, учитель говорит: "Сейчас я буду называть каждый звук в слове отдельно, один за другим. Слушай внимательно и скажи, какое слово получится из этих звуков". (Звуки учителем произносятся с интервалом 4-5 секунд.)
Задание для углубленной диагностики.
"Скажи, какое слово получится из звуков, которые я произнесу". (Звуки произносятся с интервалом 2-3 секунды.)
"Назови первые звуки в словах, которые обозначают названия предметов, изображенных на этих рисунках".
Стимульный материал
|
Таблицы Шульте.
Данная методика используется для исследования скорости ориентировочно-поисковых движений взора, объема внимания.
Инструкция: "Покажите указкой и назовите все числа от 1 до 25. Как можно скорее, не ошибаясь".
Процедура проведения исследования: Предъявляется таблица, и по сигналу "начали" исследователь включает секундомер. Фиксируется время работы с каждой из таблиц. (Таблицы даны в уменьшенном виде.)
Анализ результатов: Сравнивается время работы по каждой из таблиц. Норма - 30-50 сек на 1 таблицу. Средняя норма - 40-42 сек. В норме на каждую из таблиц уходит примерно одинаковое время.
Модификация таблиц Шульте (буквенный вариант).
Методика изучения концентрации и устойчивости внимания (модификация метода Пьерона - Рузера).
Инструкция: "Закодируйте таблицу, расставив в ней знаки по образцу".
Анализ результатов : Фиксируется количество ошибок и время, затраченное на выполнение задания.
Оценка :
Высокий уровень устойчивости внимания - 100% за 1 мин 15 сек без ошибок.
Средний уровень устойчивости внимания - 60% за 1 мин 45 сек с 2 ошибками.
Низкий уровень устойчивости внимания - 50% за 1 мин 50 сек с 5 ошибками.
Очень низкий уровень концентрации и устойчивости внимания - 20% за 2 мин 10 сек с 6 ошибками (по М.П.Кононовой).
Диагностика развития памяти
Методика "Оперативная память"
Методика применяется для изучения уровня развития кратковременной памяти.
Испытуемому вручается бланк, после чего экспериментатор дает следующую инструкцию. Инструкция: "Я буду зачитывать числа - 10 рядов из 5 чисел в каждом (количество рядов, используемых в методике, варьируется от 5 рядов по 4 числа в каждом до максимального с учетом возрастных особенностей). Ваша задача - запомнить эти числа (5 или 4) в том порядке, в котором они прочтены, а затем в уме сложить первое число со вторым, второе с третьим, третье с четвертым, четвертое с пятым, а полученные четыре суммы записать в соответствующей строке бланка. Например: 6, 2, 1, 4, 2 (записывается на доске или бумаге). Складываем 6 и 2 - получается 8 (записывается); 2 и 1 - получается 3 (записывается); 1 и 4 - получается 5 (з
Локальный нормативный акт образовательной организации это:
Выберите один ответ.
Question2
Что понимают под специальными условиями для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья?
Выберите один ответ.
Question3
Статус ребенка с ОВЗ определяет
Выберите один ответ.
Question5
В соответствии с законом Устав ОО
Выберите один ответ.
Question6
Порядок разработки и принятия локальных нормативных актов относится к компетенции:
Выберите один ответ.
Question7
Закон № 273-ФЗ определяет сроки приведения в соответствие с новым Законодательством:
Выберите один ответ.
Question8
Локальный нормативный акт разрабатывается и принимается в образовательной организации:
Выберите один ответ.
Question9
Закон «Об образовании в РФ» - это нормативный правовой акт уровня:
Выберите один ответ.
Question10
Обучающийся с ограниченными возможностями здоровья это:
Выберите один ответ.
Цели и задачи тестирования: это способ проверки знаний учащихся.
Тестирование на уроках позволяет провести опрос учащихся по самым разным разделам в короткий срок.
Способы тестирования могут быть разного вида.
Например раздел кулинария:
№1 Предлагается вопрос и несколько ответов, необходимо выбрать один правильный .
К кофейной посуде относятся
:
а) кофейник;
б) чайник;
в) молочник;
г) заварник. Ответ:а)
№2 Вставьте пропущенное слово :
1)Специальное помещение для приготовления и приема пищи, хранения продуктов называется ……………………… . (кухня) 2)Прибор для определения свежести яиц называется ……………………….(овоскоп)
3) Какой овощ содержит много витамина А …………………..(морковь )
№ 3 Ответьте «ДА» или «НЕТ» на следующие вопросы:
Бутерброды это холодная закуска? (да)
Яйцо всмятку варится 10 минут? (нет)
Можно хранить овощи в воде? (нет)
№4 Напишите слова ответы, количество букв в слове совпадает с количеством пустых клеток.
Основа для приготовления бутербродов. (хлеб)
Бутерброд с несколькими продуктами сверху. (сложный)
Столовый прибор для приготовления бутербродов. (нож)
№5 .Отметьте буквой«С» - санитарно- гигиенические требования, БУКВОЙ «Т» - правила техники безопасности:
1) руки мойте с мылом , (С)
2) перед включением электроприбора проверьте его исправность (Т)
3 ) наденьте фартук и косынку(С)
4) включайте и выключайте приборы сухими руками (т)
№6 Обвести кружком правильные ответы. Овощи, используемые для приготовления винегрета :
а) картофель;
б) капуста;
в) огурцы;
г) морковь;
д) свекла;
е) лук;
ж) чеснок.
№7 соединить стрелкой соответствующий способ первичной обработки продукта:
Манная крупа- просеивают, картофель - моют, лук - очищают, гречка- перебирают, горох -замачивают.
№8 Внимательно изучите картинки и выберите те предметы, которые нужны на кухне. Дайте им названия.
Ответы: 1-чайник, 2- молоток для отбивных, 4 - миксер, 5 - половник, 7- сковорода
№9 кроссворд
По горизонтали:
1). Ей едят суп. ..(ложка)
2). На стол стелют…(скатерть)
3). Хлеб с маслом…(бутерброд)
4). «Яблоко любви»… (томат)
По вертикали:
1) Содержит много витаминов, ей можно украсить блюдо…..(петрушка)
2) Подготовка стола к приёму пищи… (сервировка)
3) Горячий напиток….(кофе)
№ 10 Разгадать ребусы:
Дополнительно на занятиях я использую созданные мной игры. Н астольные игры позволяют разнообразить урок, повысить интерес учащихся к предмету, закрепить изученный материал и проверить знания учащихся.
Основные правила игры «Инструменты и оборудование»
В игре может участвовать несколько игроков, у каждого своя фишка. По очереди игроки подбрасывают кубик и делают ход в зависимости сколько точек выпало. Если фишка попала на синий кружок, следует пропустить ход, зелёный- перейти на два хода вперёд. Если фишка попадает на картинку необходимо назвать предмет и где его используют.
Например: венчик- для взбивания крема, яиц, теста; скалка -для раскатывания теста; кастрюля- для варки различных продуктов.и т.д.
Игра «Техника безопасности»
Если ваша фишка попала на картинку. Вам необходимо назвать пункт из правил по технике безопасности, которые нужно соблюдать во время работы с этим инструментом, предметом.
Если фишка попадёт на зелёный кружок - перейти на один ход назад, если выпал оранжевый кружок - перейти на два хода вперёд.
Например: изображена кастрюля и ответы - когда жидкость закипит, уменьшить нагрев; наливать в кастрюлю воду до ручек и не переливать и т. д;
Ножи- нож подают ручкой вперёд; во время работы с ножом не толкаться; во время нарезки пальцы держащие продукт, слегка подогнуть ит.д.
Игра «Овощи»
Если фишка попадает на синий кружок - игрок пропускает ход;
на сиреневый кружок- рассказать технику безопасности при работе с ножом;
на оранжевый- необходимо ответить на вопрос:
1-какие питательные вещества содержатся в овощах;
2- какими лечебными свойствами обладает картофель, какие блюда можно приготовить из картофеля;
3- перечислить форму нарезки помидор;
4- перечислить форму нарезки картофеля;
5- какие питательные вещества содержит морковь;
6- какими свойствами обладает лук и чеснок;
7- родина огурца;
8- для приготовления каких блюд используют лук;
9- перечислить форму нарезки моркови;
10- перечислить форму нарезки лука;
11- как иначе называют помидоры, для приготовления каких блюд их используют;
12- перечислить форму нарезки капусты;
13 - какими лечебными свойствами обладает капуста, для приготовления каких блюд её используют;
14- перечислить форму нарезки свеклы;
15- перечислить форму нарезки огурца, для приготовления каких блюд используют;
16- рассказать первичную обработку овощей.
Например ответ: №1- в овощах содержатся витамины, углеводы, минеральные вещества;
№10- лук можно нарезать кольцами, полукольцами, шашки.
Игра блюда из яиц.
Если ваша фишка попала на зелёный кружок- пропустить ход;
Оранжевый- ответить на вопрос под данной цифрой:
1- какие питательные вещества содержатся в яйце;
2- температура варки яиц в крутую;
3- температура варки яйца в «мешочек»;
4- температура варки яиц всмятку;
5- в чём особенность приготовления глазуньи;
6- какие существуют виды омлетов;
7- как проверить яйцо на свежесть;
8- в чём заключается первичная обработка яиц;
9- для приготовления каких блюд используют яйцо;
10- в каком виде может поступать яйцо на предприятия общественного питания;
11- что такое льезон;
12- на какой праздник красят яйца;
13- как приготовить фаршированное яйцо;
14- рассказать строение яйца;
15- как называется инструмент.
Например ответы: №15 -яйцерезка; №14- яйцо состоит из скорлупы, белка, желтка, пуги; №10 - в скорлупе, в виде яичного порошка, в банке и в замороженном виде «меланж».
Если в ходе игры у всех игроков фишка попадает на одну картинку, преподаватель может добавить дополнительные вопросы.
Возможно, будет полезно почитать:
- Литература в советской школе как идеология повседневности ;
- Репетиторы по английскому языку по Skype ;
- Памятник "Борцам революции" на Марсовом поле Описание предмета охраны ;
- Топик на английском языке с переводом — «Mой университет ;
- Что такое разреженный воздух? ;
- Год начала экспедиции васко да гама ;
- Знаки препинания при обращениях ;
- Удивительная история кометы галлея Когда комета галлея стремительно неслась ;