Презентация по окр миру что такое почва. Презентация для начальных классов "почва"

Данный видеоурок предназначен для самостоятельного изучения темы «Почва и её состав». В ходе этого занятия вы сможете познакомиться с главным свойством почвы - плодородием. Учитель расскажет о составе почвы, благодаря которому растения могут получать из нее элементы, необходимые для своего роста.

Если в стакан с водой опустить кусочек сухой почвы, как объяснить появление пузырьков воздуха в воде? Этот опыт показывает, что в состав почвы входит воздух.

После того как опустить почву в стакан с водой, нужно размешать и дать ей отстояться. С помощью пипетки берется несколько капель этой воды и помещается на предметное стекло. Теперь нужно нагреть стекло над огнем свечи. После испарения воды на стекле остался тонкий белый налет, это минеральные соли. Этот опыт показал, что почва содержит минеральные соли, которые могут растворяться в воде.

Можно положить почву в крышечку, затем следует ее нагреть над пламенем свечи. Над почвой держится стекло. Стекло сначала становится влажным, а потом на нем появляются капельки воды. Это вода, которая содержится в почве, при нагревании она испаряется. Водяной пар поднимается вверх, встречает на своем пути холодное стекло, охлаждается и превращается в мельчайшие капельки воды (рис. 2).

Рис. 2. Опыты над почвой ()

Этот опыт показывает, что в почве присутствует вода. Если продолжать нагревать почву, то вскоре появится дым и неприятный запах. Это сгорает часть почвы, которая состоит из перегнивающих остатков растений и мелких животных. Это составная часть почвы - перегной. Если очень долго прокаливать почву на огне, то перегной полностью сгорит и почва приобретет серый цвет. Это доказывает, что перегной придает почве темный цвет.

Если вы опустите немного почвы в стакан с водой, перемешаете и дадите отстояться, то увидите, как на дно осядет слой песка, поверх него - слой глины, а сверху слой темного цвета - это перегной. Это доказывает, что в почве содержится песок и глина (рис. 3).

Рис. 3. Опыты над почвой ()

Каковы же результаты проведенных опытов и наблюдений? Мы узнали, что в состав почвы входят воздух, вода, минеральные соли, перегной, песок и глина.

В почве всегда есть и живая природа: корни растений, бактерии, дождевые черви, муравьи, жуки-навозники и многие другие. Они грызут корни растений, что-то измельчают, перетаскивают, собирают.

Что же получают растения из почвы? Во-первых, воздух, корни растений дышат воздухом, который находится в почве. Во-вторых, воду. Растения вместе с водой поглотают питательные вещества. Остатки погибших растений и животных перерабатывают бактерии и насекомые, которые находятся в почве. Так, почва постоянно пополняется перегноем и минеральными солями. Это настоящая кладовая питательных веществ для растений. Кроме того, животные, обитающие в почве, рыхлят ее, и в почву лучше проникают воздух и вода.

Когда говорят, что земля - кормилица, имеют в виду почву. Растения берут из почвы воду и растворенные в ней питательные вещества. Растениями питаются очень многие животные. Насекомые едят корни растений, стебли, листья (рис. 4), зерноядные птицы лакомятся плодами. Растительный корм поедают коровы, лошади, лоси.

Растительноядные животные становятся добычей для хищников. Следовательно, хищные животные зависят от плодородия почв.

Человек на земле выращивает зерновые, овощные, бобовые, плодово-ягодные и декоративные растения. Плодородная почва обеспечивает людей одеждой из хлопка и льна, домашних животных - кормом, а они дают человеку молоко, мясо, яйца, мед, шерсть и многие другие продукты. Почва - это важнейшее богатство страны, поэтому земледельцы заботятся о повышении ее плодородия и охраняют ее.

Как люди заботятся о почве? Для того чтобы почва лучше пропускала воздух и удерживала воду, ежегодно ее перекапывают и рыхлят. При осенней перекопке после сбора урожая комья земли не разбиваются, зимой между ними задерживается снег, поэтому весной почва лучше пропитывается водой. Рыхлят почву весной, перед самым посевом (рис. 5). В рыхлой земле лучше прорастают семена, быстрее пробиваются наружу ростки, хорошо развивается корневая система.

Рис. 5. Рыхление почвы ()

В почве очень мало растворенных солей, поэтому необходимо ежегодно пополнять запасы солей. На заводах производят удобрения, которые содержат все необходимые для роста растений минеральные соли. Но есть и очень хорошие природные удобрения, это торф и навоз. Их наносят на почву осенью. Чем богаче почва перегноем, тем она плодороднее. Благодаря темному цвету, почва лучше прогревается под солнечными лучами.

Что наносит вред почве? Вред почве причиняют овраги (рис. 6), сильные ветры, ливневые дожди, колеса проезжающих автомобилей, бытовой мусор. Но люди научились бороться с оврагами, например, их склоны распахивают не вдоль, а поперек.

Ростки задерживают воду, и она не стекает вниз по склону и не размывает почву. Еще, чтобы остановить рост оврагов, высаживают кустарники и деревья на вершинах и склонах оврага. В тех местах, где сильные ветры частые, люди высаживают лесозащитные полосы и сеют травы.

Сегодня на уроке вы получили знания о составе почвы. Также вы узнали значение почвы для жизни человека.

Список литературы

  1. Вахрушев А.А., Данилов Д.Д. Окружающий мир 3. - М.: Баллас.
  2. Дмитриева Н.Я., Казаков А.Н. Окружающий мир 3. - М.: ИД «Федоров».
  3. Плешаков А.А. Окружающий мир 3. - М.: Просвещение.
  1. Krugosvet.ru ().
  2. Zaiko-mich.narod.ru ).
  3. Схемо.РФ ().

Домашнее задание

  1. Каково главное свойство почвы?
  2. Состав почвы?
  3. Как люди заботятся о почве?

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Выполнила: Горностаева Ирина Николаевна, учитель начальных классов МБОУ СОШ №20 г.Донецка Ростовской области Презентация к уроку окружающего мира по теме «Почва. Её состав и свойства» 3 класс УМК «Планета знаний».

Бьют меня ногами, Режут грудь ножами. Каждый хочет растоптать. А я с подарками опять. Загадка земля

Земля – планета земля – почва Земля земля-суша

Телеграмма Учащимся 3 «В» класса МБОУ СОШ№ 20 Лаборатория НИИ Что это?

Почва. Её состав и свойства Тема урока:

Вопросы: Что такое почва? Как образуется почва?

Словарь русского языка: П О Ч В А – поверхностный слой земной коры, в котором развивается растительная жизнь. Найди и сравни определение «почва» в учебнике. Почва –это верхний плодородный слой земли, на котором растут растения

Образование почвы.

скалистые породы лишайники

почва климат воды рельеф человек растения животные горные породы

Везде ли на земле есть почва?

Учебная лаборатория Правила работы: Внимательно слушать инструкцию. Четко выполнять указания. Быть наблюдательными.

Возьмите стакан с водой и бросьте в него комочек почвы. Что вы увидели? Какой вывод можно сделать? Исследуем состав почвы Опыт №1 В почве есть воздух.

Возьмите промокательную бумагу, насыпьте на неё немного почвы. Придавите её плотно к бумаге. Стряхните почву в стакан с водой. Что вы увидели на бумаге? Какой вывод можно сделать? Исследуем состав почвы Опыт №2 В почве в есть вода

Будем нагревать почву Что вы видите и чувствуете? Исследуем состав почвы Опыт №3 Появился лёгкий дымок. Мы почувствовали неприятный запах!

Это сгорает перегной, который образуется из остатков растений и животных. Именно перегной придаёт почве тёмный цвет. Плодородие почвы определяется количеством в ней перегноя Вывод:

ПЛОДОРОДИЕ

ПЛОДОРОДИЕ необходимо сохранять

Если мы возьмём стакан с водой и почвой, который оставляли после первого опыта, что вы увидите? Исследуем состав почвы Опыт №4

Вывод: Можно рассмотреть различные слои почвы. На дне видны песчинки песка и частицы глины. Сверху – перегной. песок глина перегной

Испарение нескольких капель воды из стакана, в котором долго находилась почва. Вода быстро испарилась. А на стекле остались белые пятна. Налёты. Сделайте вывод, что это за пятна? Исследуем состав почвы Опыт №5

Вывод: В почве содержатся минеральные соли, которые растворяются в воде

состав почвы песок, глина остатки растений и животных живые организмы вода минеральные соли воздух

Свойства почвы: Сыпучая Почва пропускает воду - водопроницаемость Почва нагревается и охлаждается -теплопроводность Плодородие

Это интересно! 1см почвы за 250 – 300 лет 20см за 5 – 6 тысяч лет

Это интересно! На 1 м² живет приблизительно 80 дождевых червей

Животные, обитающие в почве, делают в ней ходы, куда легко проникает вода и воздух, перемешивают почву, измельчают остатки растений. Так они повышают плодородие почвы.

Круговорот веществ

Отчего почва разрушается? Неразумная деятельность человека: строительство; уничтожение парков и скверов; непродуманный выпас скота; вырубка леса; Почву размывает вода; Выдувает сильный ветер;

Способы защиты почв от разрушения. Для накопления влаги в почве применяется снегозадержание; Нельзя вырубать леса, лишать на больших пространствах землю естественного растительного покрова; Как заграждение от ветра в засушливых районах надо сажать полезащитные полосы. Эти насаждения также будут задерживать влагу и насыщать ею воздух; Сохраняет почву от разрушения посев многолетних трав; Вспашка поперек склонов: вода при этом не сбегает, а впитывается в почву.

объясни высказывание: «Спасая почву, мы спасаем себя и жизнь на нашей планете» МОЛОДЦЫ!

Спасибо за внимание!


СПБ ГБПОУ "Академия управления Городской Средой Градостроительства и Печати" Выполнил: Пельт Дмитрий Александрович Проверил: Резунков Андрей Геннадьевич

Слайд 2: Почва

Почва - поверхностный слой литосферы Земли, обладающий плодородием и представляющий собой структурную систему, образовавшуюся в результате выветривания горных пород и жизнедеятельности организмов.

Слайд 3: Морфология

Почвенный профиль - совокупность генетически сопряжённых и закономерно сменяющихся почвенных горизонтов, на которые расчленяется почва в процессе почвообразования. Почвенный горизонт - специфический слой почвенного профиля, образовавшийся в результате воздействия почвообразовательных процессов. Почвенный покров [ - совокупность почв, покрывающих земную поверхность. Выделяются следующие типы горизонтов: Органогенные - (подстилка (A 0, O), торфяной горизонт (T), перегнойный горизонт (A h, H), дернина (A d), гумусовый горизонт (A) и т. д.) - характеризующиеся биогенным накоплением органического вещества. Элювиальные - (подзолистый, лессивированный, осолоделый, сегрегированный горизонты; обозначаются буквой E с индексами, либо A 2) - характеризующиеся выносом органических и/или минеральных компонентов. Иллювиальные - (B с индексами) - характеризующиеся накоплением вынесенного из элювиальных горизонтов вещества. Метаморфические - (B m) - образуются при трансформации минеральной части почвы на месте. Гидрогенно-аккумулятивные - (S) - образуются в зоне максимального накопления веществ (легкорастворимые соли, гипс, карбонаты, оксиды железа и т. д.), приносимых грунтовыми водами. Коровые - (K) - горизонты, сцементированные различными веществами (легкорастворимые соли, гипс, карбонаты, аморфный кремнезём, оксиды железа и др.). Глеевые - (G) - с преобладающими восстановительными условиями. Подпочвенные - материнская порода (C), из которой образовалась почва, и залегающая ниже подстилающая порода (D) иного состава.

Слайд 4: Твёрдая фаза почв

Почва обладает большой суммарной поверхностью твёрдых частиц: от 3-5 м²/г у песчаных до 300-400 м²/г у глинистых. Почва обладает значительной пористостью: объём пор может достигать от 30 % общего объёма в заболоченных минеральных почвах до 90 % в органогенных торфяных. В среднем же этот показатель составляет 40-60 %. Плотность твёрдой фазы (ρ s) минеральных почв колеблется от 2,4 до 2,8 г/см³. Плотность почвы (ρ b) ниже: 0,8-1,8 г/см³ и 0,1-0,3 г/см³ соответственно. Пористость (порозность, ε) связана с плотностями по формуле: ε = 1 - ρ b / ρ s

Слайд 5: Минеральная часть почвы Минеральный состав

Около 50-60 % объёма и до 90-97 % массы почвы составляют минеральные компоненты. Минеральный состав почвы отличается от состава породы, на которой она образовалась: чем старше почва, тем сильнее это отличие. Минералы, являющиеся остаточным материалом в ходе выветривания и почвообразования, носят название первичных. Более устойчивыми являются полевые шпаты, составляющие до 10-15 % массы твёрдой фазы почвы. Чаще всего они представлены относительно крупными песчаными частицами.

Слайд 6: Гранулометрический состав

В почвах могут находиться частицы диаметром как менее 0,001 мм, так и более нескольких сантиметров. Тяжёлые (глинистые) почвы могут иметь проблемы с воздухосодержанием, лёгкие (песчаные) - с водным режимом. В мире также широко применяется определение механического состава почвы по треугольнику Ферре: по одной стороне откладывается доля пылеватых (silt, 0,002-0,05 мм) частиц, по второй - глинистых (clay, <0,002 мм), по третьей - песчаных (sand, 0,05-2 мм) и находится место пересечения отрезков. Внутри треугольник разбит на участки, каждый из которых соответствует тому или иному гранулометрическому составу почвы. Тип почвообразования при этом не учитывается.

Слайд 7: Органическая часть почвы

В почве содержится некоторое количество органического вещества. В органогенных (торфяных) почвах оно может преобладать, в большинстве же минеральных почв его количество не превышает нескольких процентов в верхних горизонтах. В состав органического вещества почвы входят как растительные и животные остатки, не утратившие черт анатомического строения, так и отдельные химические соединения, называемые гумусом.

Слайд 8: Почвенная структура

Структура почвы - физическое строение твёрдой части и порового пространства почвы, обусловленное размером, формой, количественным соотношением, характером взаимосвязи и расположением как механических элементов, так и состоящих из них агрегатов. Твёрдая часть почвы - совокупность всех видов частиц, находящихся в почве в твёрдом состоянии при естественном уровне влажности. Поровое пространство в почве - разнообразные по размерам и форме промежутки между механическими элементами и агрегатами почвы, занятые воздухом или водой.

Слайд 9: Новообразования и включения

Новообразования - скопления веществ, образующиеся в почве в процессе её формирования. К включениям относят любые объекты, находящиеся в почве, но не связанные с процессами почвообразования (археологическое находки, кости, раковины моллюсков и простейших, обломки породы, мусор). Неоднозначно отнесение к включениям, либо новообразованиям копролитов, червоточин, кротовин и прочих биогенных образований.

10

Слайд 10: Почвенный воздух

Почвенный воздух состоит из смеси различных газов: кислород, который поступает в почву из атмосферного воздуха; содержание его может меняться в зависимости от свойств самой почвы (её рыхлости, например), от количества организмов, использующих кислород для дыхания и процессов метаболизма; углекислота, которая образуется в результате дыхания организмов почвы, то есть в результате окисления органических веществ; метан и его гомологи (пропан, бутан), которые образуются в результате разложения более длинных углеводородных цепей; водород; сероводород; азот; более вероятно образование азота в виде более сложных соединений (например, мочевины)

11

Слайд 11: Почвообразование

Почвообразующие факторы Элементы природной среды: почвообразующие породы, климат, живые и отмершие организмы, возраст и рельеф местности, а также антропогенная деятельность, оказывающие существенное влияние на почвообразование.

1 слайд

2 слайд

3 слайд

4 слайд

Докучаев Василий Васильевич Русский ученый Василий Васильевич Докучаев создал науку о почве, о законах ее образования, сохранения плодородия - почвоведение. Почвоведение – это наука, изучающая почвы

5 слайд

Почва – это рыхлый, поверхностный слой земной коры, обладающий плодородием. Почва – это особенное природное тело. Оно образуется на поверхности Земли в результате взаимодействия живой (органической) и неживой (неорганической) природы.

6 слайд

Гумус – это перегной, образовавшийся в результате переработки отмерших растений микроорганизмами. В гумусе содержатся основные элементы питания, растений, которые под воздействием, микроорганизмов становятся доступными для растений. Основную роль играют сложные органические соединения - гуминовые кислоты и фульвокислоты. Гумус - важный фактор плодородия почв. Для различных типов почв характерно разное содержание Гумуса: в подзолах – 3 - 4%, в черноземах - до 12%

7 слайд

Климат растения Рельеф микроорганизмы время Выделение кислоты Выветривание Улучшают состав почвы Разрыхляют, перемешивают Горные породы животные

8 слайд

1) почвообразующие породы. От свойств материнской породы, ее состава и структуры зависят физические свойства почвы и первоначальное содержание в ней элементов питания; 2) климат влияет на ход выветривания горных пород, тепло и влага определяют интенсивность почвообразующих процессов, а также характер растительности и животного мира; 3) растительность рыхлит и оструктуривает почву, извлекает из нее минеральные элементы, дает корневой и наземный опад для превращения его в гумус;

9 слайд

4) животные (включая микроорганизмы) в процессе жизнедеятельности ускоряет разложение и способствуют формированию гумуса; 5) рельеф распределяет влагу и тепло: 6) время. За 100 лет образуется слой почвы не более 2 см. Существенно влияет на строение, свойства и состав почв геологический возраст территорий: 7) Антропогенный фактор. Человек, обрабатывая почву, внося удобрения, мелиорируя, вырубая леса, направленно изменяет процесс почвообразования и свойства почв.

10 слайд

Каждый тип почв формируется в строго определенных климатических условиях при определенном соотношении тепла и влаги. В тоже время каждому типу соответствует и определенный тип растительности. Отмершие стебли и листья принимают непосредственное участие в образовании гумуса

11 слайд

Оно обусловлено наличием в почвах органического вещества – гумуса или перегноя. Благодаря плодородию почвы являются величайшим природным богатством, пользоваться которым нужно разумно. Важнейшим свойством почвы является плодородие. Плодородие – это способность почвы производить урожай

12 слайд

растения, наиболее устойчивые к кислой реакции почвы, переносящие умеренную кислотность (р-Н 5,0 - 5,5), - картофель, редис, редька, щавель; растения, для которых наиболее благоприятна слабокислая реакция почвы (рН 5,5- 6,0), - морковь, огурец, кабачок, патиссон, тыква, дыня, помидор, капуста цветная, кольраби, брюква, турнепс, баклажан, хрен; растения, чувствительные к кислотности, лучше развивающиеся при реакции почвы, близкой к нейтральной или нейтральной (рН 6,6-7,0), - капуста белокочанная, свекла, салат, лук, чеснок, сельдерей, пастернак, перец, спаржа.

13 слайд

Структурностью почв называют способность почвенной массы распадаться на отдельные комочки различной формы и величины. На целине каждый почвенный тип характеризуется определенной структурой.

МБОУ Бутурлиновская СОШ

Урок «Что такое почва»

Окружающий мир

3 класс

Выполнила: учитель начальных классов:

Устименко Ю.А.


Земля - планета

Земля - почва

Земля – противоположность

водному пространству


Сказала лопата: - земля, чтобы рыть.

Ботинки сказали: - земля, чтоб ходить.

А люди сказали: - земля, чтобы жить. А.Тетивкин

Земля – какое это ёмкое слово! Земля-кормилица,

Земля-поилица, родная мать-земля.

Так исстари уважительно и ласково зовём мы

нашу родную землю

Земля - почва

Тема урока: Что такое почва ?


Основополагающий вопрос

Почему почву называют кормилицей?

Гипотеза

В почве есть питательные вещества

необходимые для жизни


Метод - наблюдения

Почва -верхний, темный, рыхлый, пронизанный корнями слой земли.

Толщина почвенного слоя различна: от 2см до 2м и больше .


Метод - эксперимент (опыт)

Пузырьки воздуха

В почве есть воздух


Капельки воды

В почве есть вода



Глина

Песок

В почве есть песок и глина



Перегной

Воздух

Соли

Почва

Микробы

Вода

Песок

Глина



Кто участвует в образовании почвы?

лишайники

растения

Животные: черви, личинки, кроты, и т.д .

Микроорганизмы


Основное свойство почвы – это плодородие, его

необходимо сохранять


Что растения получают из почвы?

кислород

соли

перегной

вода

Вывод: почва - кормилица


Метод сравнения

Типы почв

Дерново-

подзолистые

Серые

лесные

чернозем

каштановые


солонец

солончак

краснозем

серозем


Докучаев Василий Васильевич

  • Создал науку о почвах – почвоведение
  • Называл почву кормилицей человека, считал, что она дороже нефти, угля и золота
  • Написал книгу «Русский чернозем»

Вывод: почва верхний плодородный слой земли, в ней содержатся воздух, соли, перегной, вода – необходимые для живого, поэтому почву называют кормилицей. Она играет особую роль в жизни нашей планеты – почва переходное звено от неживого к живому.

Гипотеза подтверждена


1 Верхний, рыхлый и плодородный слой земли, покрытый растительностью .

почва

2 Выбери, какие вещества входят в состав почвы: песок, глина, вода , воздух, перегной, соли, стекло .

песок, глина, вода, воздух, перегной, соли

3 Основное свойство почвы .

плодородие

4 Животные или растения стали первыми обитателями суши?

растения

5 Самые распространенные почвы в Воронежской области?

чернозёмы

6 Остатки органических и неорганических веществ, содержащихся в почве.

перегной



Ресурсы:

1.Дмитриева О.И.Максакова Т.В. Поурочные разработки по курсу

«Окружающий мир» М. Вако 2010

2.Плешаков А.А. Окружающий мир 3 класс Просвещение 2009

3.Плешаков А.А. Рабочая тетрадь к учебнику для 3 класса.

М.Просвещение 2007

 

Возможно, будет полезно почитать: