Цель обучения истории в школе. Современные методы преподавания истории и обществознания

Метод - Методика обучения истории -

предметом методики Объектом

Основные факторы обучения

результаты обучения.

1. Цели обучения истории

Приемы изучения хронологии.

Учитель помогает ученикам уяснить, как люди измеряют вре­мя. учитель проводит беседу, выясняя, какие события ученики помнят из прошедшего года, что изменилось в жизни их семьи за:)то время. Затем он подводит их к пониманию продолжительно­сти их жизни - 10-12 лет: что помните самое первое в жизни, что самое важное произошло за эти годы?

На доске учитель чертит линию времени. Это прямая линия, разделенная на равные отрезки, означающие определенное коли­чество лет. На этой линии отмечается средняя продолжительность жизни учеников класса. Ученики работают с линией времени в своих тетрадях. Затем учитель переходит к беседе о продолжительности жизни родителей ученика: что они знают о возрасте своих родителей, кто из них старше, насколько бабушка старше мамы. Средний возраст родителей также отмечается на линии времени. Дома ученики должны узнать, в какие годы произошли самые памятные собы­тия в жизни родителей.

Усвоив десятилетия, ученики переходят к столетиям. Истори­ческая давность этого периода измеряется количеством сменив­шихся за это время поколений.

Учитель рассказывает, как надо определять век.

Отрабатывая первичные хронологические умения, следует идти не только от года к веку (1540 год - XVI век), но и от века к году. Учитель выясняет с учениками, какие события произошли в нача­ле, первой половине, второй половине, в конце какого-либо века. Каждая новая дата увязывается с предшествующей. Для этого учитель спрашивает: «сколько лет прошло 6...», «когда это было». Назвав год, ученик разъясняет, к какому веку он относится.

В процессе объяснения нового основные и опорные даты фик­сируются на доске. Основные записываются более крупно и за­ключаются в рамку. Вертикальной колонкой размещаются по­следовательные даты, а синхронные записывают на одном гори­зонтальном уровне. Ученики записывают даты в хронологические карточки или составляют хронологические таблицы. Иллюстрированную ленту времени предложила И.В. Гиттис. Она имеет вид широкой полосы, разделенной на отрезки (века), а внутри каждого из них - на пятилетия. На ленте времени делают­ся прорези, куда в хронологической последовательности вставля­ются аппликации с наиболее яркими фактами века или названи­ями событий и их датами.

Там, где есть компьютеры, возможно применение компьютер­ных программ по хронологии. Осознанию длительности исторических периодов и выделению общего помогают синхронистические таблицы. Они отражают од­новременность (синхронность) событий или явлений обществен­ной жизни из истории древних цивилизаций.Учи­тель ведет объяснение, а ученики слушают и заполняют таблицу, то есть работают на преобразующем уровне.

Приемы запоминания хронологии (главных фактов и связан­ных с ними исторических дат). Запоминание основано на смысло­вых связях (по существу) и связях с событием, когда дата заучивается чисто механически. Хорошо зная главные факты и причинно-следственные связи, ученики легко могут разместить во време­ни события, не датированные в курсах истории.

Для лучшего запоминания устанавливается связь между исто­рическими событиями и возрастом правителей, в них участвовав­ших. Применяется прием сопоставления дат событий. Другой прием запоминания - установление длительности со­бытий. Возможно также сопоставление событий, имеющих внутреннюю связь. Запоминанию помогает стихотворная форма изложения исто­рических событий, данных в четкой хронологической последова­тельности. Все эти приемы помогают ученикам овладевать знаниями хро­нологии. На первом этапе обучения устанавливается последовательность и длительность исторических событий на основе их дат. Затем ученики знакомятся с римскими цифрами, соотносят год с веком, узнают о событиях нашей эры и проходивших до нашей эры, соотносят век с тысячелетием. В 6-7 классах они учатся устанав­ливать длительность и синхронность событий. В старших классах они соотносят исто­рические процессы с периодом, эпохой на основе знаний периоди­зации курсов истории. Выработке умений хронологического харак­тера способствуют специально подобранные задания и игры.

На знание исторических дат проводят игры, конкурсы: в виде эстафеты по датам

Картографические игры

При работе с историческими картами воз­можно применение игр. Так, во время игры в «молчанку» один ученик молча показывает объект на карте, другой молча поднима­ет руку, выходит к доске и пишет название объекта. Если кто-то скажет слово, то выбывает из игры.

Выработке картографических знаний содействуют чайнворды. Это цепочки слов, составленные так, что последняя буква каждо­го слова должна быть одинаковой с начальной буквой следующе­го за ним слова.

Компьютерные программы.

Большими возможностями по имитированию исторической реальности обладает компьютер и компьютерные программы, воспроизводящие наиболее существен­ные черты исторических эпох, социокультурных комплексов.

Компьютер предоставляет огромные возможности для модели­рования исторических процессов, а также для работы с базой дан­ных - огромным количеством информации, хранящейся в при­годном для автоматической обработки виде. Ученику легко вести поиск, систематизацию и обработку исторических сведений. В процессе работы легко запоминаются события, а также историко-географические названия, имена, даты.

Кабинет истории.

Специализированное помещение в школе, которое д.б. обеспеченно: учеб. вспомогательной литературой, тсо.

В кабинете проводятся занятия по предмету, факультативы, внеклассная работа и методическая работа с учениками.

Задачи кабинета: *Организация основной и дополнительной деятельности учащихся. *Методич. И дидактическое обеспеч. Учебного процесса.*Создание необходимых условий для качественного преподавания предмета. *Повышение пед.мастерства учителя истории.

Кабинет работает в соответствии с перспективным планом и планом на текущий год.

В кабинете должны быть:Символика,Учебные программы и тематические планы, учебно-метод. комплексы (учебники, хрестоматии), методическая рекомендация Министерства Обр. РБ., метод. рекомендации для проведения политинформации., дидактический материал, ТСО, наглядность, карты, методические разработки урока, периодические журналы (БГЧ, Гист. Прабл. Выкладання), книжный фонд (словари, старые учебники), материал о той местности, где находиться школа, картотека методич. И дидактической литературы., разработки внеклассных мероприятий, недели Истории.

Требования к кабинету :Документация кабинета (план работы каб., расписание, инвентарная книга(перечень оборудования кааб.), паспорт кааб., памятка по технике безопасности.Оформление кааб.(соответствие санитарным нормам, внешний вид (стены долж. Быть в холодных тонах – где окна, а на северной стороне использ. Жёлтый, розовый., укомплектованность дидакт., работы учащихся, дополнительная и справочная литература).Совет кабинета (учителя-предметники, ученики). Он работает по неск. Направл: консультации, «умелые руки», созд. Музея, пресс-отдел.

Предмет и задачи методики обучения истории.

«Методика» в переводе с древнегреч - «способ познания», «путь иссле­дования». Метод - это способ достижения какой-либо цели, ре­шения конк-ной задачи. Методика обучения истории - это пед-кая наука о задачах, содержании и методах обучения истории. Она изучает и исследует закономерности процесса обу­чения истории в целях повышения его эффективности и качества. методика призвана совершенствовать процесс бучения, его организацию и основные факторы.

Методист К.А. Иванов отмечал, важнейшие задачи методики - выявление, описание и оценка способов обучения которые ведут к лучшей постановке данной науки как учебного предмета. Методика рассматривает и изучает вопросы о том, как надо преподавать историю. предметом методики является педагогический процесс обучения - преподавание учителем и изучение учениками истории. Объектом же будут содержание, организация, формы и мето­ды обучения.

Процесс учебной работы учителя и учащихся сложен и много­гранен. Его эффективность определяется характером деятельности учащихся. Как бы учитель ни знал свой предмет, но если он не сумел вызвать интерес и организовать творческую деятельность учащихся, большого успеха он не добьется.

Методика предмета дает ответы на вопросы: зачем учить? Чему учить? Как учить?

Основные факторы обучения истории связаны с ответами на эти вопросы: цели, определяемые государством и обществом;

научно-методическая организация процесса обучения (фор­мы, методы, методические приемы, средства преподавания и учения);

познавательные возможности учащихся;

результаты обучения.

1. Цели обучения истории менялись на разных этапах развития российского государства. В дореволюционной школе это были: формирование полноценного исторического сознания учащихся; изучение истории в процессе развития, эволюции общества; усво­ение демократических ценностей и институтов; знакомство с про­шлым, чтобы понять настоящее и предвидеть будущее; изучение культурного наследия наших предков и человечества в целом; воспитание в процессе обучения, формирование гражданских на­выков (законопослушного подданного) и основ патриотизма; раз­витие интереса к истории как к науке и к предмету обучения.

В наше время тоже определены цели исторического образова­ния: овладение учащимися основами знаний об историческом пути человечества с древнейших времен до наших дней;

развитие способности осмысливать события и явления действи­тельности на основе исторического знания;

формирование ценностных ориентиров и убеждений учащихся на основе идей гуманизма, опыта истории, патриотизма;

развитие интереса и уважения к истории и культуре народов.

Разработка целей обучения истории продолжается. К ним мож­но отнести: воспитывать человека - патриота своей страны, уважающего национальные и общечеловеческие ценности, осознающего цен­ность культуры, природы и необходимость защиты окружающей среды; знакомить учащихся с жизнью общества и человечества как в прошлом, так и в настоящем, способствовать осмыслению ими социального, нравственного опыта предшествующих поколений; формировать человека, интегрированного в современном об­ществе и нацеленного на его совершенствование; способствовать интеграции личности в национальную и миро­вую культуру; отстаивать право учащихся на свободный выбор мнений и убеж­дений с учетом разнообразия мировоззренческих подходов, ори­ентировать их на гуманистические и демократические ценности;

выработать умения применять исторические знания и приемы, аналитически и критически оценивать информацию, анализиро­вать новые источники общественной мысли, аргументировать свою позицию.

Основные факторы обучения истории в учебном процессе про­являются комплексно, в системе. Система - это целое, состоящее из частей, «совокупность элементов, находящихся в отношениях и связях между собой и образующих определенную целостность, единство» (91, с. 212). Свойство внутренней целостности факто­ров обучения ведет к возникновению новых качеств, положитель­но влияющих на процесс обучения.


Целью занятия является выяснение методических путей подготовки учителя к уроку. Необходимо научиться создавать план-проспект урока изучения нового материала.
План: Подготовка урока:
а) анализ учебников и программ;
б) определение педагогического замысла урюка;
в) структурно-функциональный анализ урока. Этапы и функции преподавания истории. Планирование познавательной деятельности учащихся на
уроке. План урока и конспект.
Литература
Актуальные вопросы методики обучения истории в средней школе / Под ред. А.Г. Колоскова. - М., 1984. - С. 216-242.
Вагин А.А. Методика преподавания истории в средней школе. - М., 1968.
Гора П.В. Повышение эффективности обучения истории в средней школе. - М., 1988. - С. 64-71.
Грицевский И.М., Грицевская С.О. От учебника - к творческому замыслу урока. - М., 1990.
Дайри HS. Современные требования к уроку истории. - М., 1978.
Историческое образование в современной России: Справочно-методическое пособие для учителей / Сост. Е.Е. Вяземский, О.Ю. Стрелова, М.В. Короткова, И.Н. Ионов. - М., 1997. - С. 78-120.
Короткова М.В., Студеникин MS. Методика обучения истории: Теоретический курс: Книга авторизованного изложения. - М., 1993. - С. 162-167.
Методика обучения истории в средней школе: Пособие для учителей. / Отв. ред. Н.Г. Дайри. - М., 1978. - Ч. 2. - Глава XIX.
Методика преподавания истории в средней школе: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. 2108 «История» / С.А. Ежова, А.В. Дружкова и др. - М., 1986. - Главы XII-XIII.
Озерский И.З. Начинающему учителю истории. - М., 1989.
Содержание занятия:
1-2. В первой части занятия рассматриваются вопросы о путях подготовки учителя к уроку истории, этапах преподавания истории, реализации функции преподавания на различных этапах подготовки к уроку.
Вопросы и задания: I. Проанализируйте две программы подготовки учителя к уроку. В чем их положительные и отрицательные стороны?

Программа I Анализ учебников и школьных программ. Определение образовательно-воспитательных целей изучения разделов и больших тем. Составление тематического планирования уроков по теме. Продумывание педагогического замысла урока, его цели. Выделение образовательных, воспитательных, развивающих задач урока. Разработка плана-конспекта урока следующего содержания:

В конспект включается также: указание об использовании пособий, вопросы к картине и документу, задания по карте, дополнительные вопросы для повторения в тематической последовательности ранее изученного. Указывается время на реализацию каждого этапа урока. В конспекте может быть отражена обратная связь - кратко воспроизведены предполагаемые ответы учащихся.
Программа II Изучение содержания исторического материала для подготовки к уроку. Структурный анализ материала урока, составление плана. Функциональный анализ каждой части урока - эскиз задач урока. Определение приемов изучения материала каждой части урока, дополнение их необходимыми средствами обучения. Прогнозирование познавательной деятельности учащихся на уроке: познавательные задания и вопросы на всех уровнях познавательной самостоятельности; планирование работы учащихся - ответы на вопросы, составление плана, таблицы, другие записи в тетрадях, работа с текстом учебника; формы организации познавательной деятельности учащихся; формы контроля и самоконтроля учащихся в процессе изучения новой темы. Проверка соответствия методов и приемов образовательно-воспитательным и развивающим задачам урока, их оптимальное сочетание. Формулировка задач урока. Подготовка плана-конспекта урока по форме:

Идентично ли преподавание и изложение учебного материала? Какие вы знаете функции преподавания истории и как они связаны между собой? Как сказывается на качестве обучения игнорирование той или иной функции? 4. В чем различие гностической и конструирующей функций? Как учитель реализует гностическую и конструирующую функции преподавания на этапе подготовки к уроку? 5. Какие функции преподавания осуществляются на уроке в совместной деятельности учителя и учащихся? В чем состоит разница между организационной и контрольно-учетной функциями преподавания? 6. Какой этап преподавания вы считаете определяющим в работе учителя истории? 7. Заполните таблицу «Функции преподавания истории»:
Подготовка к уроку Деятельность учителя Анализ качества (план-конспект) и учащихся на уроке и эффективности
урочной работы В чем сущность корректирующей функции преподавания? Приведите примеры, результаты впишите в графу 3 таблицы. Вопрос о планировании познавательной деятельности учащихся рассматривается в процессе более углубленного знакомства с организационной и контрольно-учетной функциями преподавания, основываясь на программе подготовки учителя к уроку истории. Прежде всего необходимо выяснить сущность конспекта урока, его отличие от плана урока. При разработке конспекта определяют, нужна ли на этом уроке проверка знаний, умений и навыков, изучение нового, закрепление и повторение, задание на дом; какова последовательность расположения этих звеньев обучения; сколько времени следует отвести на каждый этап работы. Учитель отбирает оптимальное сочетание методов, приемов, средств и организационных форм обучения. Это могут быть словесные, печатные, наглядные или практические методы, про- блемно-поисковые или репродуктивные, самостоятельные виды деятельности или работа под руководством учителя. Надо четко себе представлять слабые и сильные стороны методов и их сочетаний. Каждый метод лучше решает одни задачи и хуже другие, осложняет или упрощает восприятие нового материала. Поэтому речь может идти только о целесообразном их сочетании. Выбор тех или иных методов и приемов работы учитель осуществляет после отбора содержания и планирования задач урока, с учетом специфики класса и своего стиля работы. Учитываются также состояние учеников, их возможное настроение (например,
в предпраздничные дни) и работоспособность (какой по счету урок), возможности кабинета истории, имеющееся время (для всех этапов урока с учетом выполняемых учениками заданий). Как установили психологи, наибольший объем информации ученики усваивают в первой половине урока, а во второй половине урока осваивается лишь половина новых сведений.
В конспекте учитель дает формулировку вопросов для опроса учащихся, прописывает переход к началу изложения нового материала, записывает выводы, формулировки и обобщения. Излагается также тот или иной вид рассказа учителя на уроке, методика преподавания. Учитель намечает вопросы и задания учащимся по ходу изложения нового, способы работы с картинами, картами, иллюстрациями, предусматривает запись терминов и схем на классной доске. Все это позволяет достичь четкости и выразительности на уроке, сделать рассказ ярким, эмоциональным и убедительным. Дословная запись дает возможность подготовиться к свободному (без конспекта) изложению материала на уроке.
Конспект включает наименование темы урока, цель, перечень оборудования, содержание учебного материала и методику его изучения. Последнее дается в виде приведенной ранее таблицы.

В первой колонке «Ход урока» в виде краткого плана перечисляются основные вопросы содержания урока: тема проверки знаний и умений; тема изучения нового, план; вопросы закрепления; домашнее задание. По всем видам работ указывается отведенное на них время. Значительные потери времени бывают при опросе учащихся из-за его затягивания, неумелой постановки вопросов.
Во второй колонке «Содержание и приемы работы учителя» записывается содержание нового учебного материала, представленного в виде сюжетного рассказа, образного описания, обобщающей характеристики и т.д. Здесь же указываются приемы работы учителя, средства изучения нового, выводы и итоговые обобщения; записываются познавательные задания; даются указания о месте и приемах работы с источниками знаний.
Третья колонка «Содержание и приемы работы учащихся» раскрывает познавательную деятельность учащихся по каждому из вопросов новой темы. В ней записываются предполагаемые ответы учащихся во время проверки знаний; результаты выполнения заданий по ходу изучения нового; ответы учеников при

закреплении и повторении; выполнение заданий по составлению схем, таблиц, диаграмм. Содержание этой колонки поможет учителю дать на уроке разъяснение неправильных, неполных ответов учеников.
Если часть урока или урок в целом посвящены учету и обобщению знаний, то страница конспекта приобретает следующий вид:


Вопросы и задания учащимся

Примерное содержание ответов

1

2

В первой колонке около вопросов и заданий учитель делает пометки о месте и содержании приемов: «у карты», «по кадру 12 диафильма», «изобразить на доске», «составить и заполнить схему». Здесь же можно указать фамилии отвечающих учеников. Если лишь часть урока отводится на обобщение знаний, то далее содержание нового записывается в конспекте на всю страницу.
Вопросы и задания: I. Определите, какое место занимает данный урок в теме, разделе, курсе. Каким образом тема урока связана с предыдущим материалом и последующим в курсе? Как вы собираетесь на уроке осуществлять внутрипредметные, внутрикурсовые и межкурсовые связи? 2. Перечислите факты, от которых зависел ваш выбор приемов учебной работы. Как проверить оптимальность выбора приемов, их соответствие обоазовательно-воспитательным и развивающим задачам урока? Насколько разнообразны приемы вашего урока? 3. Каким образом планируется включение учащихся в деятельность по изучению нового материала? Как вы будете ее оценивать? Будут ли при этом учитываться уровни их познавательной самостоятельности? Оптимальны ли предлагаемые формы работы: отвечают ли они содержанию, целям и познавательным возможностям учащихся? 4. Проверьте техническое обеспечение вашего урока, выписав отдельно в столбик те средства обучения, которые вы собираетесь использовать. «Оформите» доску, написав на ней все необходимое к уроку. Возможен такой макет классной доски: тема, план, термины, понятия, даты, имена, географические названия, графические работы, рисунки. 5. Какие основные факторы процесса обучения истории находят отражение в конспекте урока?
Перспективные задания: Разработайте развернутый план урока; конспект. 2. Ознакомьтесь с параграфом учебника; определите главные, основные вопросы. Какие вопросы могут быть изучены учениками самостоятельно?

1. Взаимоотношение целей и содержания школьного исторического образования 3

2. Цели школьного исторического образования и их содержание в отечественной методической науке 8

3. Основные тенденции в решении вопроса о целях школьного

исторического образования за рубежом 11

Список литературы 14

1. Взаимоотношение целей и содержания школьного исторического образования

Хотя основные факторы процесса обучения постоянно в нем присутствуют, они не остаются неизменными. Особенно ярко и убедительно исторически изменчивую природу этих категорий демонстрирует генезис целей и содержания школьного образования. Мало того, что эти факторы обучения первыми ощущают на себе последствия социальных революций и политических реформ, они могут варьироваться в пределах одного исторического периода, одной локальной цивилизации. Например, социоориентированная цель, внешняя по отношению к личности, характеризовала спартанскую систему, а гуманистически (личностно)- ориентированная - афинскую систему образования и воспитания. «Черты спартанской системы: государственный «заказ», единое содержание, обязательность, массовость-авторитарность будут неизменно (хотя и в разной степени) повторяться в истории образовательной практики, особенно в условиях тоталитарных режимов. В свою очередь, установки афинского воспитания: удовлетворение образовательных интересов различных слоев населения, разнообразие образовательно-воспитательных заведений, ориентация на индивидуальные запросы, возможности, способности воспитанника - в истории европейского образования связаны с актуализацией демократических вариантов общественно-государственного развития, реализованы в образовательных системах развитых стран современного мира» (7, с. 40).

В советское время глобальные задачи истории как учебного предмета были определены в постановлениях Коммунистической партии и Советского правительства 1934, 1959, 1965 гг. В целом они представляли собой триединую задачу образования, воспитания и развития учащихся на основе марксистско-ленинского понимания истории и коммунистической морали. Курс истории в средней общеобразовательной школе был призван:

♦ «вооружить учащихся глубокими и прочными знаниями о развитии общества с древнейших времен до наших дней как в СССР, так и в зарубежных странах; на основе анализа и обобщения научно достоверного фактического материала последовательно раскрывать роль народных масс как подлинных творцов истории, создателей материальных и духовных ценностей, роль классовой борьбы в революционном преобразовании мира, организующую и направляющую деятельность коммунистических партий - авангарда рабочего класса и всех трудящихся; освещать классовую обусловленность и значение деятельности личности в истории; вырабатывать научное понимание закономерностей развития общества, классовый подход ко всем событиям прошлого и современности; формировать научное мировоззрение, убеждение в неизбежности гибели капитализма и победы коммунизма;

♦ воспитывать молодежь в духе коммунистической идейности и морали, нетерпимости к буржуазной идеологии, в духе социалистического патриотизма и пролетарского интернационализма; способствовать превращению приобретаемых знаний в убеждения, в руководство к личному активному участию в коммунистическом строительстве;

♦ развивать мышление учащихся, их познавательную активность, самостоятельность, воспитывать готовность и уважение к труду стимулировать интерес к науке, искусству, прививать умения самостоятельно пополнять свои знания, правильно ориентироваться в событиях современной политической жизни».

В 30 - 80-е гг. методисты применяли и конкретизировали эти установочные положения в курсах, темах и уроках истории, составляли на их основе учебные программы, учебники, методические пособия и рекомендации.

Кризис коммунистической идеологии, вызвавший негативные процессы в российском обществе, в гуманитарных науках и образовании, разрушивший общенациональную систему духовных ценностей, заставил пересмотреть десятилетиями существовавшую целевую установку школьного исторического образования. Однако новое представление о целях обучения истории формируется, с одной строны, в сложных условиях политических противоречий, идеологического и социального раскола общества, методологического кризиса истории и педагогики, с другой - в невиданной ранее обстановке идеологического плюрализма, престижа демократических традиций и институтов гражданского общества, открытого влияния западных идей и теорий (2, с. 62).

В настоящее время можно выделить следующие приоритеты, вырисовывающиеся в российском педагогическом сообществе: «Система образования должна дать целостное видение мира, научные представления о наиболее важных проблемах, которые стоят перед человечеством... Необходимо, чтобы содержание школьного исторического и обществоведческого образования было нацелено на воспитание чувства патриотизма, гражданственности, способствовало формированию национального самосознания, уважения к историческому и культурному наследию народов России и мира, к человеческой личности, правам человека... Историческое образование должно помочь каждому человеку освоить три круга ценностей: этнокультурных, общенациональных (российских) и общечеловеческих (планетарных)... Общество крайне нуждается в информированной и компетентной личности, принимающей самостоятельные решения и способной нести ответственность за свои поступки».

Цели обучения фиксируются и воплощаются во втором факторе процесса обучения - его содержании. Это тоже категория исторически изменчивая, ее наполнение зависит от меры осознания целей обучения, состава образования, а также от уровня развития педагогической науки. В содержании образования очевиднее всего элемент, представленный совокупностью знаний о природе, человеке, обществе, технике и способах деятельности. Менее сознаваемы другие элементы содержания образования: «опыт осуществления способов деятельности, воплощенный в умениях и навыках; опыт творческой, поисковой деятельности, выражающийся в готовности к решению новых проблем; опыт воспитанности потребностей, мотивов и эмоций, обусловливающих отношение к миру и систему ценностей личности». Поэтому в мировой и отечественной практике веками воспроизводился и продолжает существовать опыт «школы учебы», для которой характерен точно определенный, зафиксированный в стандартах разного рода круг знаний, умений и навыков.

В историческом образовании знания, представленные совокупностью основных фактов и теоретических положений, необходимых для полноценного и всестороннего изучения школьниками прошлого, к сожалению, часто рассматриваются как первоочередной, а иногда и единственный компонент содержания. Общественные дисциплины традиционно относят к числу предметов, в которых господствуют основы наук, тогда как в языковых дисциплинах, физике, математике, предметах эстетического цикла существенная роль отводится деятельностным компонентам (формированию у школьников приемов и навыков учебной работы, опыта самостоятельной деятельности).

В 90-е гг. XX в. в связи с социально-политическими и идеологическими реформами главное внимание в историческом образовании было обращено на пересмотр и переоценку системы фактов, понятий, выводов, составлявших основы его содержания, а на второй план ушли вопросы обучения школьников приемам учебной работы, формирования у них опыта активной, творческой деятельности, эмоционально-ценностного отношения к миру. Не последнюю роль в возрождении «школы учебы» сыграла практика публикации Временных требований к содержанию образования образовательной области «Обществознание» (2).

В 1998 - 1999 гг. на страницах педагогической печати публиковался исключительно перечень фактов и понятий, составляющих обязательный минимум, предметных знаний учащихся в основной и полной средней школе. В то же время оставался неизвестным другой, не менее, а возможно и более, значимый сегодня компонент государственных образовательных стандартов. Это требования к уровню подготовки выпускников по истории, определяющий круг познавательных умений, с помощью которых учащиеся смогут критически воспринимать информацию из самых разнообразных источников, оперировать полученными знаниями, формулировать и защищать собственную точку зрения.

Кроме того, что состав содержания образования в разных историко-педагогических условиях рассматривается то шире, то уже, изменениям подвержено и содержание его элементов. В советской педагогике его напрямую связывали с классовым характером общества и особенно ярко эта зависимость проявлялась в содержании школьного исторического образования: «Задачи коммунистического воспитания требуют, чтобы наиболее близкие к нам исторические эпохи изучались возможно более развернуто. Из этого вытекает необходимость особенно экономного отбора фактов и понятий по истории отдаленных эпох и стремление более полно осветить историю общества в период капитализма и социализма. Особое внимание уделяется становлению коммунистической формации... современному этапу противоборства социализма и капитализма, укреплению главных революционных сил современности...» (2, с. 64).

Однако не только смена исторической перспективы может сделать неактуальными огромные пласты прошлого, представлявшиеся до этого основами научной теории, истинными образами ушедших столетий. «Дополнительный импульс направлению, заменившему историческую социологию исторической культурологией, придала активизация неевропейских цивилизаций... Появилась насущная необходимость понять не только закономерности развития европейской цивилизации, выступавшей как прообраз универсальной, мировой цивилизации, но и логику эволюции иных цивилизаций, культурные ценности, динамика и направление развития которых резко отличались от европейских...

Во второй половине XX в. эти тенденции все более отчетливо распространялись и на историческое образование, все большую роль в котором стала играть культурология, теория локальных цивилизаций. Школьная история «антропологизировалась», в нее возвращался человек, но не герой-образец для подражания, а человек в его культурно-историческом многообразии, как носитель определенных идеалов и ценностей, как сторона развивающегося общемирового диалога культур... Приспособление к изменяющемуся миру стало совершаться не через осознание его изменения (идея прогресса вошла в массовую культуру), а через познание и восприятие как собственных базовых ценностей и норм господствующей культуры».

Таким образом, развитие современного мира, формирование новых ценностей российского образования подводит к выводу, что «ученикам должно быть сообщено то, что имеет общечеловеческое, общезначимое содержание, а вовсе не то, что специалист сам с трудом удерживает в памяти.

Нет смысла давать школьникам знания, которые они тут же забудут. Остается в памяти лишь то, что со временем будет расти вместе с учеником, сообщая ему кое-что о нем самом, заставляя его смотреть на мир по-другому и ставя перед ним вопросы и загадки, неразрешимые тотчас, в ходе того же урока».

Перед методикой обучения истории как педагогической наукой это ставит трудную задачу поиска непротиворечивой модели содержания школьного исторического образования, адекватной современным целям обучения истории.

2. Цели школьного исторического образования и их содержание в отечественной методической науке

При формулировании общих целей обучения истории в школе в методике советских лет было принято ссылаться на директивные материалы партийных съездов и пленумов, постановления ЦК КПСС и советского правительства, другие документы, посвященные проблемам образования и воспитания молодежи. Соотнося общешкольные цели с особенностями содержания учебных предметов, методисты формулировали цели обучения конкретно, фиксируя их в объяснительных записках к учебным программам и развернуто излагая в научно-теоретических работах. При составлении курсовых поурочных рекомендаций они конкретизировались в соответствии с особенностями учебного материала и возрастными познавательными возможностями учащихся. Наконец, при подготовке отдельных уроков учитель самостоятельно формулировал целевую установку учебного занятия, учитывая реальную педагогическую ситуацию, но обязательно придерживаясь партийных и правительственных указаний.

В процессе многолетнего развития советской школы и исторического образования сформировались следующие направления целей обучения истории: полноценное историческое образование; идейно-политическое, трудовое, экономическое, нравственное, интернациональное и патриотическое, научно-атеистическое, эстетическое, экологическое воспитание учащихся; формирование высокой политической культуры и политического сознания, непримиримого отношения к буржуазной идеологии и морали; умение с четких классовых позиций оценивать общественые явления прошлого и современности, отстаивать идеалы и духовные ценности социалистичекого общества; мотивационно-волевое и эмоциональное развитие учащихся. При этом главной целью обучения истории провозглашалось формирование у школьников научного, марксистско-ленинского мировоззрения. В курсовых методических пособиях и поурочных планах цели объединялись в три группы: образовательные, воспитательные и развивающие.

Последняя в XX в. школьная реформа, приведшая к смене всей образовательной парадигмы, особенно ощутимые удары нанесла историческому образованию. В связи с изменением общественных устоев и государственной идеологии, переоценкой общенациональных духовных ценностей, учителям и методистам, не дожидаясь стабилизации в исторической науке и педагогике, пришлось срочно искать новые ответы на фундаментальные вопросы: каковы цели и задачи исторического образования в современной России? Зачем современные школьники должны изучать историю? Каковы современные приоритеты российского исторического образования? Какова роль школьного предмета истории в воспитании и развитии учащихся? и др.

Подчеркну, что государство и научные институты, занятые вопросами политической борьбы и экономического выживания, долгое время не откликались на предложение педагогической общественности провести Всероссийскую дискуссию о национальных приоритетах и ценностях исторического образования. Поэтому обсуждение этой актуальной проблемы развернулось в середине 90-х гг. спонтанно, на страницах педагогической прессы, в политической перепалке и в идеологических дебатах. Пик дискуссии не случайно пришелся на 1994 - 1997 гг., так как именно в этот период проводились наиболее радикальные преобразования в структуре и содержании школьного исторического образования, формировался новый комплект учебников, готовились проекты государственных образовательных стандартов. В то же время в стране резко менялась информационная среда, существенно обновлялись источники и способы восприятия исторической информации, нарастал духовный конфликт поколений «отцов и детей». Историческое образование превратилось в орудие политической борьбы, на его проблемах спекулировали идеологические противники.

Накаляя обстановку, эти факторы усиливали значимость обсуждения целей школьного исторического образования, выявляли разнообразную и противоречивую палитру мнений, подходов, предложений. Представляется полезным ознакомиться с основными идеями дискуссии, чтобы оценить наметившиеся в российской педагогике тенденции в решении данного вопроса и соотнести их с западноевропейскими подходами.

3. Основные тенденции в решении вопроса о целях школьного исторического образования за рубежом

Какими видятся цели современного исторического образования в странах с устойчивыми демократическими традициями и сложившимися гражданскими институтами? В чем же состоит особая значимость истории как школьного предмета?

«Прежде всего, эта дисциплина уникальна по своему влиянию на формирование системы мышления, она дает возможность человеку свободно передвигаться в историческом пространстве, вооружает его знанием исторического опыта, что в конечном итоге позволяет правильно оценивать современные политические и социальные процессы.

Кроме того, исторические знания способствуют формированию собственной точки зрения личности, ее независимых оценок, но вместе с тем учат ценить и уважать мнения других.

История является во многом также основой для преподавания других дисциплин: обществоведения, государства и права, создавая базу для понимания и реализации основополагающих принципов жизнедеятельности современной Европы, таких, как права человека и демократия.

Исторические дисциплины воспитывают в личности такие важные для жизни в современном обществе качества, как широта мышления и мировоззрения, толерантность, гражданская смелость, творческое воображение.

В итоге исторические знания подготавливают молодежь к самостоятельной жизни в полном противоречий современном мире, создают благоприятные условия взаимопонимания между людьми, представляющими различные культурные, этнические, лингвистические и религиозные традиции, помогают человеку осознать себя не только представителем определенной страны и региона, но и гражданином Европы и мира» (5, с. 6).

Эксперт из Великобритании Гарри Брейс на примере своей страны показал, как в духе европейских подходов формулируются цели обучения истории:

«вооружить учеников знанием о прошлом, которое должно помочь им лучше понять особенности современного общества, в котором они живут, и чувствовать возможные перспективы его дальнейшего развития;

История должна помочь ученикам осознать различия, которые существовали между странами и обществами в разные периоды эволюции, и научить понимать их. Умение осознавать и принимать эту «непохожесть» других в историческом прошлом будет способствовать развитию такого важного качества, как толерантность, необходимого для жизни в мире накануне XXI века;

История как учебный предмет призвана разъяснить ученикам всю сложность такого понятия, как исторический опыт, и дать возможность осознать многообразие проявлений современной жизни в социальной, культурной, экономической, технической и политической сферах;

Знание истории должно вооружить учащихся способностью анализировать информацию, понимать процессы в их историческом развитии;

Изучение истории должно способствовать формированию независимых оценок и самостоятельности мышления молодого поколения».

Суммируя высказывания зарубежных экспертов, можно отметить, что в качестве основной цели исторического образования страны Западной Европы рассматривают формирование хорошо информированной личности, способной критически воспринимать и анализировать информацию, отстаивать свою точку зрения и в то же время быть терпимой к инаковости, толерантной к другим идеям и представлениям. В зарубежной методике не акцентируются цели патриотического воспитания учащихся. Формирование гражданских и демократических ценностей мыслится не в национальном, а в широком мировом контексте, что связано с ориентацией ведущих стран Западной Европы на интеграцию и жизнь в плюралистическом, поликультурном обществе.

Список литературы

1. Актуальные вопросы методики обучения истории в средней школе.- М.: Высшая школа,1984.

2. Вяземский Е.Е., Стрелова О.Ю. Теория и методика преподавания истории: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003.

3. Запорожец Н.И. Развитие умений и навыков учащихся в процессе преподавания истории.- М.: Прсвещение,1978.

4. Методика преподавание истории в средней школе/ С.А. Ежова, И.М. Лебедева, А.В. Дружкова и др. – М.: Прсвещение,1986.

5. Минкина-Милко Т. Совет Европы и преподавание истории в школе // Преподавание, истории в поликультурном обществе и пограничных территориях: Материалы международного семинара. - Хабаровск, 1999.

6. Развитие общих учебных умений и навыков школьников// Преподавание истории в школе.- 1985.- №1.- С.31-36.

7. Степашко Л. А. Философия и история образования: Учебное пособие для студентов. - М, 1999.

© Размещение материала на других электронных ресурсах только в сопровождении активной ссылки

Некоторые проблемы преподавания истории в реформируемой школе

Основная цель преподавания истории в школе - развитие личности ученика на основе знания прошлого и умения ориентироваться в важнейших достижениях мировой культуры.

Развитие личности предполагает, прежде всего, формирование творческого мышления, способности критически анализировать прошлое, настоящее, делать собственные выводы на основе самостоятельного изучения исторических источников. История должна ставить ученика перед проблемами нравственного выбора, честно показывая сложность и неоднозначность моральных оценок исторических событий. Ученик получает право на субъективность и пристрастность на обоснование своих решений нравственных проблем истории.

Уроки истории должны учить школьника не столько пассивному запоминанию фактов и их оценок, сколько умению самостоятельно ориентироваться в массе исторических сведений, находить причинно-следственные связи между историческими явлениями, отделять существенное в историческом процессе от второстепенного.

Необходимо воспитывать историзм - умение понимать и оценивать события прошлого в их взаимосвязи, уникальных для каждого отдельного исторического момента, осознавать постоянную изменчивость мира и общества в их целостности, процесс возникновения, развития и исчезновения общественных явлений.

Важная цель уроков истории - способствовать социализации вступающего в жизнь человека, то есть самоопределению его как личности, пониманию им своего места в обществе, своих исторических корней.

Преподавание истории в школе должно способствовать формированию ценностных ориентации ученика, решению им морально-нравственных проблем. Цель исторического образования в этом плане - ориентация прежде всего на общечеловеческие ценности, воспитание гуманизма.

Главная задача истории - воспитать гражданина России , активного способного к социальному творчеству, принципиального в отстаивании своих позиций, способного к участию в демократическом самоуправлении, чувствующего ответственность за судьбу России и человеческой цивилизации, патриота родной культуры.

Подлинный патриотизм не мыслим без знакомства с историей разных народов, их культурой, понимания постоянного характера взаимодействия и взаимообогащения разных культур их тесной связи друг с другом. Ученик должен понимать что его народ - часть мировой цивилизации.

Для чего необходимо преподавать историю в школе?

По распространённому мнению, изучение истории должно дать учащимся необходимый запас знаний о прошлом и необходимый набор умений при изучении событий прошлого. Но наши дети далеко не всегда понимают действительную ценность знаний о прошлом.

Что означает понятие история? История – это наука. Основы истории – науки являются стрежнем школьного предмета истории. Для изучения в школе основ истории необходимо прежде всего ясное и чёткое представление о том, зачем ученику изучать прошлое (а не знать о прошлом). И здесь ключевым является вовсе не понятие прошлое, а понятие настоящее (и даже будущее). Научное исследование прошлого позволяет лучше понять настоящее и хоть чуть – чуть спрогнозировать будущее. Именно это должно быть стержнем школьного исторического образования и мотивацией учебной деятельности. И если это сформировано, то дети поймут, что история прежде всего учит их не быть слепой и жалкой игрушкой, средством в руках политиков, и научатся делать свой осознанный выбор.

Вторая проблема: что изучать на уроках истории?

Проблема содержания школьного курса истории сегодня обострилась наиболее остро. Изменения в идеологии потребовали формирования у учащихся более широкого, полноценного представления об исторических процессах и явлениях. Кроме того реалии сегодняшнего дня требуют воспитания патриотизма у наших детей. А эту задачу, в первую очередь, выполняют уроки истории, на примерах героизма, отваги и т.д. Сама жизнь подталкивает к коренному пересмотру самого подхода к содержанию школьного курса истории. Отсюда, содержание должно быть скомпоновано и преобразовано таким образом, чтобы активизировать мыслительную деятельность учащихся, нацелить их на решение определенных проблем. Следовательно, организация содержания должна подчиняться логике решения учебных задач через выполнение учебных заданий доступных каждому учащемуся, а также развития у учащихся творческих начал, творческого подхода к их решению.

Это заставляет нас перейти к следующей проблеме – как изучать историю?

Сегодня, в условиях демократизации общества сформировались различные школы и направления в обучении. И в то же время сами методики преподавания отдельных предметов разработаны не в достаточной мере. Одним из наиболее приемлемых, на наш взгляд, является блочная система преподавания истории с использованием опорных конспектов.

Историческое преподавание в школе часто страдает дробленностью материала, событий. Не редко изученное на предыдущих уроках учащийся забывает ещё до того, как узнает, к каким результатам приведёт причинно – следственная связь. Если материал всей темы просто передаётся на нескольких уроках через рассказ, лекцию, то это запутывает ученика, в его голове «образуется каша » из множества подтем. Но те же события и факты, выстроенные в единую зрительную цепочку, ясно понимаемую учеником, с выделенными основными узловыми подвопросами и подтемами, приводит к получению нового, качественного результата. Цельный взгляд на историческое событие, единая цепочка: «причина – события – последствия», выделение узловых проблем и событий – это главное.

Рассмотрение событий в обобщённом виде с сознательным отказом от второстепенных деталей, даёт возможность учащемуся запомнить основные причины, последовательности событий в целом, ключевые даты, понятия, главных героев исторического события, его итоги и последствия. В сознании даже, слабого ученика формируется образ исторического пространства, на котором во времени произошли определенные изменения.

Для сильного учащегося опорный конспект – это основа для усиления координации зрительной, слуховой, моторной памяти, а главное – подсказка для неординарного умозаключения, для работы на уровне второй сигнальной системы. В основу разработки опорных конспектов должны быть положены не словесно – понятийные сигналы, а принцип минимума слов и максимума знаков, образных символов, элементов унифицированного характера. Работа учащихся параллельно с учебным материалом и опорным конспектом позволяет развивать абстрактное мышление. Данная методика позволяет включать в работу все стороны механической и логической памяти.

В данной методике урока стимулируется спокойная уверенность в своих успехах, у ученика отсутствует страх за провал. Он идёт от малых побед к большим, от успеха к успеху. Уверенность порождает свободу мыслей.

Курс истории древнего мира содержит богатый и красочный материал также и для развязывания важных воспитательных задач школы

Большой трудовой подвиг людей, которые преобразовывали своим трудом долины рек и пустыни, прокладывали каналы и строили дамбы, сооружали величественные сооружения, воспитывает уважение к труду.

Рассказ об эксплуатации и беспросветной жизни рабов способствует воспитанию чувства ненависти к несправедливости, сочувствия к угнетенным.

Самоотверженная борьба за независимость своей Родины, легендарные подвиги в войнах с захватчиками вызывают у детей чувство восхищения, стремления наследовать пример героев, способствуют воспитанию патриотизма.

Выдающиеся памятники литературы и искусства древности дают большие возможности для эстетического воспитания учеников.

Сознательное усвоение знаний, формирование идей, воспитание чувств неразрывно связано с развитием мышления, воображения, памяти школьников. Это многосторонний единый процесс. При этом, чем больше активность и самостоятельность учеников в учебной деятельности, тем эффективнее развиваются дети, формируются их умения и навыки.

Одна из важнейших задач курса истории в 6 классе - формирование основ дальнейшей работы по развитию мышления учащихся, умений и навыков самостоятельной работы

Хуже всего сохраняется событийный материал. Прочность запоминания фактического материала незначительна; забывание происходит особенно интенсивно в течение первого года после усвоения. Прочность знаний по различным компонентам исторического материала различна: лучше запоминаются образы исторических деятелей, если они восприняты конкретно и в связи с событийным материалом. Больше и скорее всего забываются хронологические даты. В тех случаях, когда при изучении нового материала повторяется ранее пройденное и забытое, происходит не только оживление в памяти старого, но и качественное укрепление и обогащение всего комплекса знаний. Очень важное значение для закрепления ранее усвоенных знаний имеет то, насколько часто учащиеся встречаются с этими знаниями при изучении других школьных предметов, чтении книг, периодической печати, при просмотре кинофильмов и телепередач. В тех же случаях, когда такой мобилизации изученного материала или установления новых связей с ним не происходит, знания утрачиваются бесследно. Естественно, что понятия и закономерности, связанные с изучением в 6 классах первых трех формаций, неоднократно повторяемые в последующих курсах истории, оказываются наиболее стойким элементом знаний, в то время как событийный материал этих курсов, в малой степени "стыкуемый" с литературой, географией и историей в других классах, забывается.

Наиболее сложным для учащихся 6 класса является восприятие исторических процессов и причинно-следственных связей.

Методическими исследованиями было доказано что большинство учащихся удовлетворительно усваивают раздельные сложные процессы и причины, их вызвавшие.

Как уже упоминалось выше, специфика истории, как учебного предмета определяет огромную роль живого слова в формировании знаний учащихся. Красочный, увлекательный рассказ учителя дает возможность воссоздать перед мысленным взором ученика яркие картины прошлого, конкретизировать учебный материал в той степени, чтобы сформировать достоверные образные представления, а также осуществить эмоциональное воздействие на ученика, что крайне необходимо для решения воспитательных задач. В ходе устного изложения материала учитель дает учащимся образцы рассуждения и объяснения взаимосвязи между историческими событиями.

Яркое, образное изложение приобретает особое значение в 5-6 классах, где изучаются далекие от нас эпохи. Здесь особенно актуальной является задача воссоздать как можно полнее и конкретнее события и явления, "приблизить" их к ученику. При всей важности организации активной познавательной деятельности учащихся на уроке методическая наука и опыт передовых учителей убеждают, что нельзя противопоставлять самостоятельную работу и активность учащихся устному изложению учителя

В практике наметились два пути организации активной познавательной деятельности учащихся в процессе устного изложения материала учителем.

Первый путь - это придание рассказу такой формы, которая как бы превращает учащихся из слушателей в "свидетелей" и даже "участников" событий и явлений. При этом возникает "внутренняя активность" учащихся, связанная с их напряженным вниманием и повышенным интересом.

Разработаны следующие приемы конкретизации, применяемые в процессе устного изложения материала:

а) картинный рассказ, включающий яркие эпизоды (например, о быте феодалов);

б) рассказ в форме "путешествия в прошлое", способствующий тому, что учащиеся мысленно переносятся в далекую от нас эпоху благодаря созданию "иллюзии участия" (например, рассказ о культуре Византии);

в) прием персонификации исторических процессов и явлений, когда типичные факты воплощены в судьбе исторического лица;

г) прием драматизации исторических процессов и явлений, когда типичные факты представлены в виде столкновения нескольких исторических или вымышленных лиц;

д) введение в изложение занимательных деталей и подробностей, делающих более конкретными и "близкими" описываемые события и явления.

Проверка эффективности этих приемов показала большую силу их воздействия на воображение и память шестиклассников. Учащиеся хорошо запоминают и, отвечая, передают, даже после длительного промежутка времени, типизированные диалоги, биографические сведения, занимательные детали, которые учитель включал в свой рассказ.

Второй путь организации активной познавательной деятельности учащихся в процессе устного изложения материала - это проблемное изложение на основе создания проблемных ситуаций и, постановки проблемных заданий. Эти приемы повышают производительность педагогического труда, поскольку сочетают устное изложение с самостоятельной работой учащихся.

Проблемность в обучении часто сочетается с постановкой проблемных заданий. Наблюдения и проверка учебника позволили установить особенности их применения в 6 классе. Проблемные задания, особенно в начале учебного года, целесообразно выполнять устно, так как шестиклассники пишут медленно и не могут одновременно слушать рассказ учителя, мысленно формулировать выводы и сразу же их записывать. Поэтому целесообразно выдвигать для "решения такие задачи, чтобы ответ содержал не более 2-3 выводов; подобный ответ учащийся может удержать в памяти целиком. Чаще же проблемные задания ставятся к одному пункту плана изложения, а не по материалу всего урока.1

Для активизации познавательной деятельности учащихся на уроках необходимо включать задачи по истории. Использование этих задач преследует цель - способствовать формированию прочных и глубоких знаний по истории и научить учащихся их применять.

На уроках организуются различные виды работы с историческими источниками . Большую активность учащихся вызывает использование приема "столкновения источников", когда сопоставляется несколько источников, посвященных одному событию. Весьма полезны также задания на определение авторской принадлежности источника.1

Особенность задач по сравнению с другими видами заданий состоит в наличии специально сконструированного условия и вопроса к нему, для ответа на который требуется совершить определенные умственные и практические действия. Условие задач может быть представлено в виде факта или группы фактов, признаков явления, элементов рассуждения и т. п.

Решение задач - это один из возможных путей индивидуализации обучения. Поэтому часть задач рассчитана на то, чтобы в ходе их решения только закреплялись и повторялись ранее усвоенные знания и умения, другие же требуют самостоятельного поиска способа действия и решения; они рассчитаны на более подготовленных учащихся. Но постепенно овладеть умением их решения должны и остальные ученики.

Работая с наглядными пособиями , особенно с иллюстрациями учебника, необходимо формировать у школьников отношение к ним как к важнейшему источнику знаний. На это должны быть нацелены и задания к иллюстрациям. Наиболее характерные для действующего учебника 6 класса задания требуют анализа иллюстраций, сопоставления их и формулирования вывода в результате такого сопоставления, установления связи иллюстраций с текстом.

Современный урок немыслим без использования технических средств обучения . Их применение связано с умением органически включать эти средства в живую ткань урока. Следует учитывать, что, используя диафильм, кинофильм или диапозитивы, мы значительно расширяем сферу применения наглядности на уроке и усиливаем, как правило, воздействие учебного материала на эмоции


1. Урок истории как учебное занятие.

Учитывая, что курсовая работа является своеобразным методическим пособием для специальности 0304, остановимся на уроке истории как учебном занятии.

Учебные занятия рассматриваются в русском языке как «учебные упражнения, уроки, лекции. Они представляют основную организационную форму изучения истории в составе класса (группы) в системе общеобразовательных учреждений и высших учебных заведений, проводятся с постоянным составом учащихся (студентов) по определенной программе под руководством учителя (преподавателя) .

Цель урока истории - обеспечить освоение учащимися исторических знаний, помочь им овладеть эффективными методами учебы, способствовать развитию морально-нравственных качеств, выработать навыки анализа исторического опыта применительно у современности.

Учебные занятия (уроки) имеют классификацию, дифференцируются по типам, формам и видам. Все они имеют определенное назначение, играют конкретную роль, выраженную в функциях - образовательной, воспитательной, методической и практической. Основная черта занятия - обеспечение единства реализации названных функций в достижении намеченных целей.

Словари и энциклопедии содержат различные определения термина «урок». Только в Словаре современного русского языка пять трактовок. Это:

1. «Работа, заданная на определенный срок»;

2. «Учебная работа, задание, которые даются ученику для приготовления к следующему занятию»;

3. «То, из чего можно сделать выводы, извлечь что-либо поучительное на будущее; выводы, знания, полезные на будущее»;

4. «Поучение, наставление» .

Советский энциклопедический словарь трактует термин «урок» так: «основная форма организации учебных занятий при классно - урочной системе обучения в общеобразовательных школах, профтехучилищах и средних специальных учебных заведениях. Характеризуется строго установленным объемом учебной работы и порядком ее выполнения в рамках определенного времени (обычно 45 минут)» .

Определяется урок и как «динамичная и вариативная основная форма организации учебного процесса, при которой в рамках точно установленного времени учите с определенным составом учащихся - с классом - по твердому расписанию, используя разнообразные методы и средства обучения для решения поставленных задач образования, развития и воспитания. В зависимости от доминирования тех или иных методов и средств один и тот же тип урока может иметь несколько разновидностей. Например: тип урока - объяснение нового материала; виды: урок - конференция, урок - лекция.

Структура урока представляет собой совокупность элементов, обеспечивающих целостность урока при любом варианте его структурирования. К ним в классическом варианте относятся:

1. Организационное начало урока;

2. Определение целей и задач урока;

3. Закрепление материала домашнего задания;

4. Объяснение нового материала;

5. Закрепление нового материала (фрагментарно);

6. Послеурочное задание (задание на дом;

7. Подведение итогов занятия.

Таким образом, «урок», о котором идет речь, это «учебное занятие», «основная форма организации при классно- урочной системе обучения».

Однако термин «урок» не менее прочно вошел в лингвистический обиход в совершенно несовместимых или видоизмененных смыслах.

2. Общие требования к современному уроку истории. Особенности

урока истории.

В настоящее время актуальнее, чем раньше, стали слова: хорошие, качественные, эффективные уроки. Каждый учитель стремится их проводить. Но всегда ли они получаются? От чего это зависит? И что такое современный, хороший (качественный) урок?

Дать хороший (качественный) урок - дело непростое даже для опытного учителя. Это зависит от ряда факторов:

1. Понимание и выполнение учителем современных требований к уроку, которые определяются социальным заказом.

2. Целей, а также образовательных, воспитательных и развивающих задач.

3. Закономерностей и принципов учебного процесса.

4. Ориентации обучения на национальные приоритеты, ценности исторического образования и общественного воспитания.

5. Нацеленность уроков истории на овладение учащимися языком отечественной и мировой культуры, духовным опытом человечества, на воспитание целостной картины мира и формирование системы мышления.

6. Оптимального баланса в содержании урока компонентов мировой, национальной, региональной и локальной истории.

7. Всесторонней оценки исторических факторов, предполагающей знакомство учащихся с различными точками зрения на одно и то же событие или явление, и создание условий для формирования у учащихся собственной, мотивированной точки зрения.

8. Обучения учащихся приемам, формулирующим критическое отношение к источникам информации, и способность работать с ними самостоятельно, делая собственные выводы.

9. Творческой, эмоциональной атмосферы, основанной на интерес учащихся к содержанию урока и видам учебной работы .

Определение качественного современного урока, общих и конкретных дидактических, воспитательных и развивающих требований находит отражение у И. П. Подласого.

Каким из общих требований должен отвечать качественный современный урок истории? Каковы основные характерные черты этого урока?

Главная черта качественного урока истории и главное требование к преподаванию истории в целом - высокий научно- теоретический уровень, соответствие преподавания современному состоянию исторической и педагогической науки, передовой практике, закономерностям учебно-воспитательного процесса. При этом в школьный курс истории как учебного предмета в общеобразовательной школе должно быть ориентировано, прежде всего, на овладение учащимися основами знаний об историческом пути человечества, его социальном, духовном, нравственном опыте, формирование конкретно-исторических представлений об исторической эпохе, вооружение учащихся методами решения практических задач, умение работать с историческими источниками. Ни в коем случае не следует допускать усложнения школьного курса истории и перегрузки учащихся излишним внепрограммным материалом .

Важнейшим требованием к уроку, характерным признаком каждого урока является ясность учебной цели, неразрывная связь в решении основных образовательных, воспитательных и развивающих задач и четкое, последовательное их осуществление в ходе проводимого урока.

Большое значение имеет определение учителем главного существенного для каждого урока, с тем, чтобы оно было понято и усвоено всеми учащимися класса. Содержание учебной программы (на конкретный урок), образовательные, воспитательные и развивающие задачи урока, возраст учащихся, уровень их знаний, умений и навыков - все это определяет отбор материала, выделение главного в нем, а также методы и приемы, используемые учителем на уроке, содержание, образовательные, воспитательные и развивающие задачи урока, возраст учащихся, уровень их знаний, умений имеют определяющее значение при подборе материала к уроку, планировании его типа и структуры, при выборе наиболее целесообразных и эффективных для данного урока методов и приемов.

Целесообразный, с учетом современных подходов, выбор средств и методических приемов для каждой части урока; наиболее соответствующих его содержанию и задачам, эффективность использованных методов и приемов - характерная черта качественного урока по истории .

Образность, яркость фактов - обязательное условие эмоционального восприятия, непроизвольного запоминания, активной мыслительной деятельности учащихся. Более того, без образности нет конкретного изображения происходящего.

При освещении исторических событий необходимо использовать весь арсенал образно - эмоциональных средств, помня о том, что избыточная эмоциональность подавляет рациональное, рассудочное, препятствуя познанию исторических закономерностей, пониманию смысла истории. Наоборот, недостаточное эмоциональное воздействие рождает определенное упрощенчество, излишнюю социологию исторического процесса.

Рациональное использование всего арсенала образно - эмоциональных средств - характерная черта качественного урока.

Сочетание индивидуальной и коллективной работы в процессе изучения нового материала, опроса, повторения и закрепления, умение учитывать при этом индивидуальные особенности каждого учащегося, сильные и слабые стороны в их знаниях и навыках - также одна из наиболее важных, характерных черт качественного урока.

Установление осознаваемых учащимися внутрипредметных и межпредметных связей в обучении - тоже черта качественного урока истории. Учитель располагает достаточно большим выбором форм, методов и приемов реализации внутрипредметных и межпредметных связей. Важно только учитывать при этом возрастные особенности учащихся, уровень подготовленности и постоянно поддерживать их интерес к выявлению этих связей. Следует также тщательно отбирать информацию из других учебных предметов, имея в виду, чтобы другие дополнительные сведения не перегружали уроки и «не заслоняли» содержание учебного материала по истории .

Существенная черта качественного урока по истории - это его цельность и организационная четкость, тесная связь всех его элементов, определенная тематическая и структурная законченность. Это зависит от подготовки учителя и учащихся. Непременным условием организационной четкости в проведении урока является умение учителя создавать необходимую творческую учебную атмосферу, живую заинтересованность всего класса и каждого учащегося в той работе, которая проводится на уроке.

Типичная черта качественного урока - его результативность, то есть усвоение учащимися основного изучаемого материала в классе, на уроке, умелое сочетание изучения нового материала с повторением изученного ранее, подготовка учащихся в процессе урока к последующей самостоятельной работе. Наконец, тщательная диагностика, прогнозирование, проектирование и планирование каждого урока является его качественным признаком .

Таковы основные характерные черты каждого качественного урока истории. Главными его признаками являются высокий научно - теоретический и методический уровни, сочетание ведущей роли учителя и активной учебной деятельности учащихся.

Качественный урок характеризуется совместной активной работой и тесным творческим взаимодействием учителя и учащихся, на основе чего может быть достигнута триединая цель: обучить, воспитать, развить. С учетом этого общие требования к качественному, современному уроку конкретизируются в дидактических, воспитательных и развивающих требованиях.

3. Подготовка учителя к уроку истории.

Подготовка к урокам начинается еще до начала учебного года с изучения государственного стандарта и программ для всех классов. Только в этом случае учитель будет давать не отдельные уроки, а систему уроков по теме и курсу истории в целом. На основе этих документов учитель выявляет систему фактов и понятий, изучение которых будет углубляться и уточняться по мере овладения учениками знаниями, умениями и навыками, развития их как личности, Затем прослеживается, как эта система отражена в школьных учебниках, какова их структура и содержание, характер изложения исторического материала, методический аппарат. Анализ учебников даст возможность выявить взаимосвязанные между собой уроки, их роль и место в изучаемом курсе. Более детальный просмотр государственного стандарта, учебника и программы позволит наметить образовательно-воспитательные цели изучения разделов и тем курса .

После этого можно составить тематическое планирование уроков - систему их объединения с учетом исторических и логических связей, форм и типов занятий. Учитель определяет темы, содержание которых будет раскрыто самим учителем и темы, доступные для самостоятельного изучения учащимися. Лишь выяснив познавательные возможности учеников конкретного класса, учитель на базе тематического планирования составляет поурочное планирование.

Нельзя отождествлять преподавание с изложением материала. Преподавание предполагает единство всех этапов деятельности учителя, начиная с подготовки к уроку и заканчивая анализом его результатов .

Каждый этап подготовки к уроку истории реализует ряд функций. На первом этапе две функции-гностическая и конструирующая.

1. Гностическая функция предусматривает реализацию следующих этапов подготовки урока:

1) осмысление содержания учебного материала;

2) Формулирование дидактической цели в соответствии с целями изучения раздела и темы, курса в целом;

3) Определение типа урока;

4) Выявление структуры урока;

5) Отбор учебного материала.

Таким образом, учитель, отобрав содержание, продумывает тип урока, структуру, соответствующую логике учебно-познавательной деятельности учащихся.

На этом же этапе определяется, какие умения школьников и как формировать; какие чувства пробуждать. Выбрав источники знаний, учитель продумывает способы их сочетания. К источникам знаний можно отнести текст учебника, рассказ или лекцию учителя, документ, учебную картину, учебный фильм.

Подготовка к новому уроку истории включает анализ домашнего задания предыдущего урока. Именно по нему будет строиться опрос учащихся. Вопросы и задания рассчитаны на осмысление, углубление и систематизацию знаний. Они могут включать в себя элементы проблемности. Формулировка вопроса должна ориентировать учеников на изложение главного, основного, на сопоставление и анализ фактов, оценку исторических явлений. Вопросы по предыдущему материалу должны быть связаны с материалом опроса или с содержанием новой темы.

2. Конструирующая функция предполагает:

1) анализ особенностей состава учеников конкретного класса;

2) отбор приемов и средств преподавания и учения;

3) определение доминирующего характера деятельности учащихся, включающей в себя три уровня познания - воспроизводящий, преобразующий, творческо-поисковый. Самый простой, примитивный - это воспроизводящий уровень. Ученик лишь воспроизводит все то, что дает на уроке учитель (повторяет рассуждение; чертит за учителем таблицу; показывает объект, который только что показал учитель). Более сложный преобразующий уровень познания (ученик слушает лекцию и составляет ее план; по нескольким параграфам учебника заполняет таблицу; по словесному описанию показывает объект на карте). Самый сложный - это творческо - поисковый уровень (ученик анализирует документы и делает самостоятельные выводы и прогнозы; продумывает альтернативные ситуации в развитии исторических событий).

От выбранного уровня деятельности учеников будут зависеть методы работы учителя на уроке истории. В слабо подготовленном классе придется сократить опрос и больше времени выделить на разъяснение нового, в сильном классе увеличить количество логических задач. От активности и подготовленности учеников класса зависит темп изложения материала. Следует иметь в виду, что на уроке изложение материала медленнее темпа разговорной речи.

Уроки истории, одинаковые по содержанию, могут значительно отличаться по методике их проведения с учетом познавательных возможностей учеников класса. Чем больше совершенствуются умения учащихся, тем шире представляемая им самостоятельность по выбору форм, средств, путей и времени выполнения поставленных задач. Свободный выбор предпочитаемых видов деятельности раскрывает склонности и увлечения учеников, их интересы, показывает уровень овладения учебными умениями.

Третья, четвертая и пятая функции реализуются как при подготовке урока, так и в ходе его проведения.

3. Организационная функция тесно связана с предыдущими. Реализуя ее, учитель продумывает: как начать урок; чем ученики будут заниматься на уроке; как их нацелить на восприятие нового; в какие виды работ вовлечь всех учащихся; какая деятельность вызовет интерес учеников; какие дать познавательные задания; какие будут задания на высказывания личного мнения; как поставить проблемный вопрос; как организовать домашнее задание и как оно будет учитывать усвоение знаний урока; каким умениям обучаются ученики, а какие продолжают совершенствоваться.

4. Информативная, или излагающая, функция касается учебного содержания урока: какие приемы изложения содержания будут на уроке; какие использовать при изложении средства обучения. Разрабатывая содержание, учитель определяет, какой материал - основной, дополнительный, - в какой форме, объеме дать; разрабатывает приемы раскрытия нового содержания; подбирает учебные пособия к уроку.

На уроке истории учитель будет не просто пересказывать материал учебника, а излагать главные, основные вопросы темы, подробно объяснять то, что представляет трудность для учеников. Учитель намечает, что из программного материала надо выделить, что изложить подробнее или короче. На конкретных фактах учебника он будет раскрывать и конкретизировать новые понятия, красочно и образно излагать сухой материал учебника (если этот материал важен в образовательно - воспитательном значении). Учителю часто приходится давать материал ярче, интереснее и конкретнее, чем в учебнике.

5. Контрольно - учетная функция предусматривает продумывание: как будут проверяться, закрепляться знания; как ученики смогут высказать собственное мнение, отношение к изучаемому; как оценить знания .

Какие же существуют критерии оценки знаний учащихся?

Н.В. Кухарев выделяет следующие из них:

1) объективность, когда оценка соответствует знаниям, умениям и отношению школьников к учебе;

2) всесторонность оценки, когда учитываются знания, умения и навыки учащихся, глубина, научность и осмысленность раскрытия исторического содержания, образность и эмоциональность, культура речи;

3) гласность и ясность в выставлении оценки, когда до ученика доводится ее обоснованность, поддерживается моральный тонус на достижение успеха, указываются пути преодоления недостатков в работе .

Третий этап - анализ качества и эффективности работы на уроке в результате самоанализа и проверки знаний учащихся.

6. Корректирующая функция подводит итог урока: правильно ли отобран материал, интересны и содержательны ли факты, существенны ли проблемы; правильна ли дидактическая цель урока и насколько она достигнута; учел ли учитель особенности класса; тот ли выбран тип урока, те ли учебные методы, приемы, формы обучения; интересны и доступны ли познавательные задания; что и почему усвоено слабо; какая может быть оценка уровня усвоения знаний.

Корректирующая функцию учитель осуществляет после каждого урока, выявляя свои удачи и промахи, намечая изменения своей последующей работы. В конспекте или плане урока учитель делает краткие записи: «усилить теоретическую часть урока», «снять излишние факты», «ввести для опроса таблицу». Эти замечания учитываются при подготовке к уроку в следующем году .

Методист О. Ю. Стрелова немаловажным вопросом считает формулировку темы урока истории, продумывать которую следует при подготовке к нему. Традиционным способом является указание места и времени изучаемого события в заголовке. В названии урока может быть скрыт план, по которому пойдет изучение темы. Или указано направление движения - от какого пункта все будет начато и каким закончится. Наиболее популярными формулировками тем уроков истории являются цитаты из художественных произведений. Они сразу оживляют тему. Яркое эмоциональное выражение может представить всю тему в новом ракурсе или создать проблемную ситуацию .

Продумав содержание и методику проведения урока, начинающий учитель выполняет разработку конспекта. В нем учитель фиксирует все то, к чему он пришел в результате изучения специальной и методической литературы, структурно - функционального анализа и своих размышлений над предстоящим уроком. Конспект отражает педагогический замысел урока и является его моделью, сценарием, раскрывая ход урока, деятельность учителя и учащихся на всех его этапах. Конспект нужен для подготовки к уроку истории, так как работа над ним помогает организовать учебный материал, логическую последовательность его изложения, определить соотношение звеньев урока, уточнить формулировки и понятия. На уроке же следует руководствоваться развернутым планом .

Разрабатывая конспект, учитель выясняет, нужна ли на этом уроке проверка знаний, умений и навыков, изучение нового, закрепление и повторение, задание на дом; какова последовательность расположения этих звеньев обучения; сколько времени следует отвести на каждый этап работы. Он отбирает оптимальное сочетание методов, приемов, средств и организационных форм обучения. Это могут быть словесные, печатные, наглядные или практические методы, проблемно - поисковые или репродуктивные, самостоятельные виды деятельности или под руководством учителя. Надо четко себе представлять слабые и сильные стороны методов и их сочетаний. Решение о методах и приемах работы учитель принимает после отбора содержания и планирования задач с учетом специфики класса и своего стиля работы. Учитываются также состояние учеников, их возможное настроение (например, в предпразничные дни) и работоспособность (какой по счету урок), возможности кабинета истории, имеющееся время (для всех этапов урока с учетом выполняемых учениками заданий).

В конспекте учитель дает формулировку вопросов для опроса, прописывает переход к началу изложения нового материала, записывает выводы, формулировки и обобщения. Излагается также тот или иной вид рассказа учителя на уроке, методика преподавания. Учитель намечает вопросы и задания учащимся по ходу наложения нового, способы работы с картиной, картой, иллюстраций, предусматривает запись терминов, схем на классной доске. Все это позволяет достичь четкости и выразительности на уроке, сделать рассказ ярким, эмоциональным и убедительным. Дословная запись дает возможность подготовиться к свободному (без конспекта) изложению материала на уроке.

Конспект включает наименование темы урока, цель, перечень оборудования, содержание учебного материала и методику его изучения.

Освоив преподавание, учитель вместо конспекта пользуется на уроке развернутым планом. В нем прописаны структурные элементы урока, по пунктам указано, что входит в каждое звено урока и какова деятельность учителя и учащихся. В рабочем плане излагается порядок объяснения нового материала, указывается объем главного и неглавного материала, выделяются ключевые положения, понятия, персоналии. Здесь же пометки, как соотнести устное изложение нового с учебником.

В виде сложного плана учитель записывает основные и дополнительные вопросы для повторения. Рядом с вопросами и заданиями помечает приемы проверки: «фронтальная беседа», «запись на доске», «развернутый ответ», «вопрос сильному ученику», «задание для интересующихся историей» и так далее. Делаются также указания по использованию оборудования урока, учебных пособий, документов, перечисляются задания .

План урока должен быть посильным для учащихся, реальным. Надо продумать, как приспособить теоретическое и методическое содержание урока к конкретному классу, какая ситуация сложилась к уроку, как будет стимулирована деятельность учащихся, каковы возможные их достижения на уроке. В хорошем плане словесной информации немного, но много графических и схематических обозначений, здесь также различные стрелки, подчеркивания, указания по ведению урока. Это программа управления процессом обучения. Важно определить, какой объем работы выполняют ученики на всех этапах урока, что будет делать при этом каждый ученик.

Таким образом, уроку истории присущи все требования, относящиеся к современному уроку, но, тем не менее, урок истории - особый урок и это отражает предложенная глава.

 

Возможно, будет полезно почитать: