Методика басса. Определение направленности личности (ориентационная анкета Б

В статье расскажем, как опросник Басса-Дарки поможет вам узнать, на что способны подчиненные и кандидаты. Объясним, как применять методику и интерпретировать результаты. В статье опросник и ключ к нему. Бонус - подборка 5 профессиональных тестов для HR-а

Из статьи вы узнаете:

Скачайте полезные материалы:

Опросник Басса-Дарки: история

Опросник Басса-Дарки - методика диагностики форм и показателей агрессии человека. Психологов-создателей опросника интересовала агрессия, признаки ее проявления у человека и последствия для окружающих. Составляя опросник А.Басс и А.Дарки руководствовались следующими принципами:

  • каждый вопрос относится к агрессии;
  • вопросы сформулированы так, чтобы избежать влияния общественного мнения на ответ.

Что поможет выявить опросник Басса-Дарки

Опросник широко применяют в менеджменте. Он позволяет прогнозировать линию поведения подчиненных через их стимулы, эффективно управлять сотрудниками и находить способы воздействия на них. С помощью методики вы получите данные о готовности испытуемых действовать в определенном направлении, сделаете выводы о содержании мотивационной сферы.

Подсказка от экспертов журнала «Директор по персоналу»: особенности фигуры неконфликтного кандидата

Используйте опросник уровня агрессивности Басса-Дарки, чтобы определить типичные формы агрессивного поведения подчиненных . К ним относятся:

  • физическая агрессия или нападение - использование силы против другого человека;
  • косвенная агрессия - действия исподтишка, например, сплетни, злые шутки;
  • раздражение - повышенная нервозность, возбудимость и готовность отрицательно реагировать на любые раздражители;
  • негативизм - оппозиционная манера поведения, которая проявляется в диапазоне от активного сопротивления до пассивного неприятия;
  • обида - чувство, в основу которого заложены переживания человека из-за допущенной к нему несправедливости, непонимания со стороны других;
  • подозрительность - сложный комплекс чувств от недоверия по отношению к другим и до убежденности в том, что они явно вредят;
  • вербальная агрессия - проявление негатива через словесные реакции, например, через споры, сарказм;
  • чувство вины - переживания, связанные с ошибкой или причиненным вредом, которые приводят к тому, что у человека снижается самооценка.

Применяйте опросник Басса-Дарки, чтобы отобрать неконфликтных и эффективных соискателей. Результаты оценки помогут вам понять, справится ли человек с обязанностями, как быстро вольется в коллектив, как будет относиться к клиентам и партнерам . Кроме того, сведения, которые вы получите, позволят вам принимать правильные решения при перемещении специалистов внутри компании, разработке планов карьерного роста и развития.

Памятка от эксперта журнала «Директор по персоналу» : фразы, которые укажут на конфликтность подчиненного

Подборка 5 полезных тестов для HR . Скачайте и используйте в работе прямо сейчас

Анкета диагностики мотивационной структуры личности В.Э.Мильмана
Опросник организационной лояльности Лимана Портера
Тест-опросник субъективного контроля Дж. Роттера
Тест на стрессоустойчивость Холмса и Раге
Методика диагностики степени готовности к риску Шуберта

Как применять методику: инструкция

Вы можете оценивать сотрудников по одному или группой. Главное, чтобы в помещении, где проходит анкетирование, было тихо. Иначе люди не станут вникать в суть вопросов.

Попросите сотрудников поставить «да» или «нет» рядом с каждым утверждением, а не писать развернутые ответы. Следите за временем - нежелательно, чтобы тестирование затягивалось.

Инструмент от экспертов «Системы Кадры»: опросник Басса-Дарки «Диагностика состояния агрессии»

Как интерпретировать результаты

Как только все сотрудники заполнят опросник враждебности Басса-Дарки, соберите бланки и проанализируйте результаты. Чтобы определить индексы форм враждебности и агрессивных реакций, используйте ключ.

Шпаргалка от экспертов «Системы Кадры»: опросник Басса-Дарки интерпретация результатов

Физическая и косвенная агрессия, раздражение и вербальная агрессия образуют суммарный индекс негативных реакций, а обида и подозрительность - индекс враждебности. Чтобы интерпретировать результаты, за каждый ответ «да», который совпадает с ключом в определенных шкалах, начисляйте 1 балл , а за ответ «нет» - 0 баллов.

Норма агрессивности - 21 + 4, а враждебности - 6,5-7 + 3. Если результаты анкетирования вас не удовлетворили, повышайте психологическую выносливость персонала.

Чтобы получить достоверные результаты после анкетирования, следуйте трем советам ниже.

Совет №1. Используйте опросник Басса-Дарки в совокупности с другими методиками. Подойдет личностные тесты психологических состояний. Например, многофакторную оценку личности Кеттела . Можете использовать и тест Спилбергера: он доступен . Только после комплексного анализа делайте выводы и принимайте решения. Не полагайтесь на одну методику, потому что рискуете ошибиться и неправильно интерпретировать результаты.

Совет №2. Не давайте человеку заполнять опросник, если он не в духе или устал. Не просите сотрудника проходить тест,если он много работает, чтобы успеть сдать проект, давно не отдыхал, поругался с начальником или коллегой. Человек в плохом настроении неправильно воспримет суть вопросов или вовсе не будет в них вникать. В итоге, вы зря потратите и его, и свое время.

Совет №3. Не просите заполнять опросник дома, а результаты присылать по электронной почте. Сотрудник, который проходит тест дома, может нечестно отнестись к заданию. Он хорошо изучит методику и ответит так, как нужно. В результате, наберет желаемое количество баллов, чтобы показать себя с лучшей стороны.

Пример

В компании «Дельта» один конфликт сменялся другим, но никто не мог выявить зачинщика. Генеральный директор поручил HR-у провести психологическое тестирование, чтобы определить, кто агрессор. HR решил не тратить свое время, поэтому объявил всем на совещании, что дома нужно заполнить опросник Басса-Дарки на любом сайте. Результаты нужно было прислать специалисту по персоналу в электронном виде. Ничего хорошего из этой затеи не вышло: все сотрудники уложились в норму, агрессора так и не нашли. Противостояния в коллективе продолжились.

Данный тест-опросник разработан А. Бассом и А. Дарки в 1957 году и предназначен для диагностики агрессивных и враждебных психических эмоциональных реакций людей. Тест-опросник не свободен от мотивационных искажений (например, в связи с социальной желательностью). Как правило, данный тест-опросник требует дополнительной проверки на надежность полученных результатов с помощью ретеста (повторного исследования этих же психических проявлений с помощью другого подобного рода инструментария), с помощью других однонаправленных методик. Тем не менее, применение данного опросника, например, в психодиагностической работе с учащимися школы (от шестого класса и выше) и при работе с учителями (предметниками и проходящими переподготовку по специальности "практический психолог") было достаточно диагностичным и конструктивным для последующей коррекционной и психоконсультационной работы.

При составлении данного теста-опросника, А. Бассом и А. Дарки использовались следующие основные принципы:

1. Каждый отдельный вопрос может относиться только к одной форме агрессии.

2. Вопросы формулируются таким образом, чтобы в наибольшей степени ослабить эффект социальной желательности ответов.

По мнению А. Басса и А. Дарки, под агрессивностью можно понимать свойство личности, характеризующееся наличием деструктивных тенденций, в основном в области субъектно-субъектных отношений. Тем не менее, вероятно, деструктивный компонент человеческой активности является необходимым в созидательной деятельности (в саморазвитии), так как потребности индивидуального развития с неизбежностью формируют в людях способность к устранению и разрушению препятствий, преодолению того, что противодействует этому процессу (примером является социальная профессиональная конкуренция).

Агрессивность имеет качественную и количественную характеристики. Как и всякое психическое свойство, она имеет различную степень выраженности: от почти полного ее отсутствия до предельного развития. Каждая личность должна обладать определенной степенью агрессивности. Отсутствие агрессивности приводит к пассивности, ведомости, конформности и т.д. Чрезмерное развитие агрессивности начинает определять весь облик личности, которая может стать конфликтной, неспособной на сознательную кооперацию и т.д. Сама по себе агрессивность (как таковая) не делает субъекта сознательно опасным, так как, с одной стороны, существующая связь между агрессивностью и агрессией не является жёсткой ("детерминантной"), а, с другой стороны, сам поведенчески-деятельностный акт агрессии может не принимать сознательно опасные (со стороны субъекта, исходя из психической подоплеки его действий) и социально неодобряемые формы.

В житейском сознании агрессивность является синонимом "злонамеренной активности". Однако, само по себе деструктивное поведение "злонамеренностью" не обладает, – таковой его делает мотив деятельности, – по А.Н. Леонтьеву – те ценности, ради достижения которых и обладания которыми активность "разворачивается", осуществляется. Таким образом, внешние практические действия могут быть сходны, но их мотивационные компоненты прямо противоположны.

Исходя из вышеутверждённого, можно, в свою очередь, разделить агрессивные проявления личности на два основных типа: первый – мотивационная агрессия как самоценность, второй – инструментальная агрессия, как средство (подразумевая при этом, что и та, и другая могут проявляться как под контролем сознания, так и вне него, и сопряжены с эмоциональными переживаниями (гнев, ярость, злость)).

При разработке диагностического инструментария, А. Басс также разделил понятия агрессии и враждебности, определяя последнюю как "... реакцию, развивающую негативные чувства и негативные оценки людей и событий". Дополним, что враждебность это общая негативная позиция (отрицательный эмоциональный настрой) личности по отношению к окружающим людям.

Тест-опросник А. Басса и А. Дарки широко распространен в зарубежных исследованиях, в которых подтверждаются его высокие валидность и надежность. Этот тест-опросник повсеместно используется также и в отечественных исследованиях, однако, данные о его стандартизации на отечественных выборках респондентов нуждаются в уточнении.

Данный оригинальный тест состоит из 75-ти утверждений, на которые обследуемый должен ответить «да» или «нет». Создавая свой тест-опросник, дифференцирующий проявления агрессии и враждебности, А. Басс и А. Дарки выделили следующие виды психических эмоционально-чувственных реакций:

1. Физическая агрессия – использование физической силы против другого лица при несовпадении интересов (мнений, суждений, желаний, устремлений).

2. Вербальная агрессия – выражение негативных чувств как через форму ссоры (крик, визг, ругань), так и через содержание словесных ответов (высказываний), словесных обращений (воздействий), направленных на других людей (проклятия, угрозы).

3. Косвенная агрессия – использование"окольным путем" направленных против других лиц слухов, сплетен, шуток, подрывающих их социальный авторитет, и проявление неупорядоченных бурных эмоциональных реакций (ненаправленный крик, – ногами, стук кулаком по столу и т.п.).



4. Негативизм – оппозиционная манера (форма) в поведении (поведения), – от пассивного сопротивления до активной борьбы (действий) против авторитетов (авторитета), установившихся обычаев и законов. Негативизм направлен обычно против правил, требований и против руководства (руководителя).

5. Раздражение (раздражительность) – психологическая "готовность" к проявлению (выражению) негативных чувств при малейшем эмоциональном возбуждении (личностные качества – вспыльчивость, грубость). Склонность к раздражительности проявляется в резкости поведения, высказываний и т.п.

6. Подозрительность – склонность к недоверию и осторожному ("перестраховочному") отношению к другим людям, проистекающая из убеждения в том, что окружающие люди планируют причинить и/или намеренно приносят вред.

7. Обида (обидчивость) – проявления (выражения) неудовольствия, зависти и даже ненависти к окружающим за действительные и/или вымышленные их действия. Обида, чаще всего, обусловлена неоправданными (скорее всего завышенными) ожиданиями, чувством гнева, недовольством кем-то (чем-то) конкретно или недовольством "всем миром". Обида, как правило, происходит (проистекает) также из-за действительных или мнимых эмоциональных страданий субъекта.

8. Чувство вины (аутоагрессия) – выражает (отражает) возможное убеждение субъекта в том, что он поступает нехорошо, бессовестно, зло, (с кем-то конкретно или со многими людьми). Аутоагрессия проистекает также из-за ощущаемых человеком угрызений совести (относящихся к действительным или мнимым прегрешениям). Аутоагрессия это отрицательное отношение и негативные действия субъекта, направленные на него самого, "вырастающие" из вероятного мнения самого субъекта о том, что он является плохим человеком.

Отечественным исследователем, А.К. Осницким, была произведена адаптация теста А. Басса – А. Дарки, которая не коснулась "заложенных" в тесте форм агрессии и не затронула выявляемых в нем личностных значений агрессии и враждебности. Отмечается, что в ситуации экспертизы опросник не защищён от искажений, а достоверность результатов зависит от доверительности в отношениях испытуемого и психолога. Пользуясь данной методикой, необходимо помнить, что агрессивность, как свойство личности, и агрессия, как акт поведения, могут быть (и, наверное, должны быть) поняты в контексте целостного психологического анализа мотивационно-потребностной сферы личности. Поэтому, опросником А. Басса – А. Дарки для диагностики эмоционально-чувственной сферы личности, следует пользоваться в совокупности с другими методиками. Адаптированный А.К. Осницким вариант теста сохраняет первоначальное количество (75-ть) и содержательный смысл вопросов (утверждений), но предполагает не 2-ва (как в первоначальном варианте), а 4-ре возможных варианта ответа для испытуемого: «да», «пожалуй, да», «пожалуй, нет», «нет».

Инструкция к тесту-опроснику А. Басса – А. Дарки в адаптации А.К. Осницкого.

Прочитывая или прослушивая данные утверждения, примеряйте, насколько они соответствуют Вашему стилю поведения, Вашему образу жизни, Вашему отношению к какому-либо явлению, Вашему восприятию жизни, Вашим эмоциям и чувствам. Оценивайте себя, свои действия и поступки исходя из того, как Вы ведете себя "по жизни", как правило, обычно, наиболее часто.

Отвечайте на каждое суждение (утверждение), пожалуйста, одним из четырех возможных вариантов ответа: «ДА» (почти всегда), «ПОЖАЛУЙ, ДА» (в большинстве случаев), «ПОЖАЛУЙ, НЕТ» (в малом количестве случаев), «НЕТ» (почти никогда).

Особое внимание здесь (также как и в других подобных случаях), обратите на те вопросы, в которых есть «приставка» "не". Это вопросы (утверждения) №№ 9, 11, 17, 26, 35, 36, 39, 49, 65, 66, 69, 70, 74, 75, – всего 14-ть вопросов. Во всех утверждениях подобного рода, в том случае, если Вы отвечаете "да" ("+ "), т.е. утвердительно, то Вы соглашаетесь с тем, что Вы чего-то н е д е л а е т е. В том же случае, если Вы отвечаете "нет" (""), то Вы не соглашаетесь с тем, что Вы чего-то не делаете, а наоборот, утверждаете, что Вы это "что-то" д е л а е т е.

Текст (вопросы/утверждения) теста-опросника А. Басса – А. Дарки. Адаптация А.К. Осницкого.

1. Временами я не могу справиться с желанием навредить кому-либо.

2. Иногда я могу посплетничать о людях, которых не люблю.

3. Я легко раздражаюсь, но легко и успокаиваюсь.

4. Если меня не попросить по-хорошему, то я просьбу не выполню.

5. Я не всегда получаю то, что мне положено.

6. Я знаю, что люди говорят обо мне гадости за моей спиной.

7. Если я не одобряю поступки других людей, то даю им это почувствовать.

8. Если мне случается обмануть кого-либо, то я испытываю угрызения совести.

9. Мне кажется, что я не способен ударить человека.

10. Я никогда не раздражаюсь настолько, чтобы разбрасывать вещи.

11. Я всегда снисходителен к чужим недостаткам.

12. Когда установленное правило не нравится мне, то сейчас же хочется нарушить его.

13. Другие почти всегда умеют использовать благоприятные обстоятельства.

14. Меня настораживают люди, которые относятся ко мне более дружелюбно, чем я этого ожидаю.

15. Я часто бываю не согласен с людьми.

16. Иногда мне на ум приходят мысли, которых я стыжусь.

17. Если кто-нибудь ударит меня, я не отвечу ему тем же.

18. В раздражении я часто хлопаю дверьми.

19. Я более раздражителен, чем кажется со стороны.

20. Если кто-то корчит из себя начальника, я поступаю ему наперекор.

21. Меня немного огорчает моя судьба.

22. Думаю, что многие люди не любят меня.

23. Не могу удержаться от спора, если люди не согласны со мной.

24. Увиливающие от работы должны испытывать чувство вины.

25. Кто оскорбляет меня или мою семью, напрашивается на драку.

26. Я не способен на грубые шутки.

27. Меня охватывает ярость, когда надо мной насмехаются.

28. Когда люди строят из себя начальников, я делаю все, чтобы они не зазнавались.

29. Каждую неделю я общаюсь с кем-нибудь из тех, кто мне не нравится.

30. Довольно многие завидуют мне.

31. Я часто требую, чтобы люди уважали мои права.

32. Меня огорчает то, что я мало делаю для своих родителей.

33. Люди, которые постоянно изводят и "достают", стоят того, чтобы их "щелкнули по носу".

34. От злости я иногда бываю мрачным.

35. Если ко мне относятся хуже, чем я того заслуживаю, я не огорчаюсь.

36. Если кто-то пытается вывести меня из себя, я не обращаю на него внимания.

37. Хотя я и не показываю этого, иногда меня гложет зависть.

38. Иногда мне кажется, что надо мной смеются.

39. Даже если я злюсь, то не прибегаю к сильным выражениям.

40. Хочется, чтобы мои грехи были прощены.

41. Редко даю сдачи, даже если кто-нибудь ударит меня.

42. Обижаюсь, когда иногда получается не по-моему.

43. Иногда люди раздражают меня своим присутствием.

44. Нет людей, которых бы я по-настоящему ненавидел.

45. Мой принцип: «Никогда не доверять чужакам».

46. Если кто-то раздражает меня, я готов сказать ему все, что о нем думаю.

47. Делаю много такого, о чем впоследствии сожалею.

48. Если разозлюсь, могу ударить кого-нибудь.

49. Лет с десяти у меня не было вспышек гнева.

50. Часто чувствую себя, как пороховая бочка, готовая взорваться.

51. Если бы знали, что я чувствую, меня бы считали человеком, с которым нелегко ладить.

52. Всегда думаю о том, какие тайные причины застав­ляют людей делать что-нибудь приятное для меня.

53. Когда люди кричат на меня, – кричу в ответ.

54. Неудачи в делах огорчают меня.

55. Я дерусь не реже и не чаще других.

56. Могу вспомнить случаи, когда был настолько зол, что хватал первую попавшуюся под руку вещь и ломал её.

57. Иногда чувствую, что готов первым начать драку.

58. Иногда чувствую, что жизнь со мной поступает несправедливо.

59. Раньше думал, что большинство людей говорит правду, но теперь этому не верю.

60. Ругаюсь только от злости.

61. Когда поступаю неправильно, меня мучает совесть.

62. Если для защиты своих прав нужно применить физическую силу, я применяю её.

63. Иногда выражаю свой гнев тем, что стучу по столу.

64. Я бываю грубоват по отношению к людям, которые мне не нравятся.

65. У меня нет врагов, которые хотели бы мне навредить.

66. Не умею поставить человека на место, даже если он этого заслуживает.

67. Часто думаю, что живу неправильно.

68. Знаю людей, которые способны довести меня не просто "до кипения", но и до драки.

69. Я не огорчаюсь из-за мелочей.

70. Мне редко приходит в голову мысль о том, что люди пытаются разозлить или оскорбить меня.

71. Часто я просто угрожаю людям, не собираясь приводить угрозы в исполнение.

72. В последнее время я стал занудой.

74. Стараюсь скрывать свое плохое отношение к окружающим людям.

75. Лучше я соглашусь с чем-либо, чем стану спорить.

Обработка данных и "ключ" к тесту-опроснику А. Басса – А. Дарки. Адаптация А.К. Осницкого.

Учитываем, что при подсчёте ответы «да» и «пожалуй, да» считаются утвердительными (положительными) и засчитываются в качестве положительного ответа – «плюса» ("+ "), – ответ «да». Ответы «нет» и «пожалуй, нет» считаются негативными (отрицательными) и засчитываются в качестве отрицательного ответа – «минуса» (""), – ответ «нет». Оценивая ответы респондента обозначенным образом, совпадения считаем по «ключу» (смотрите ниже). Далее продолжаем соотносить совпадения/несовпадения ответов испытуемого с ключом (помните о вопросах с «приставкой» (отрицанием) "не "!)). Каждое совпадение ответа опрашиваемого с ключом оценивается в 1 (один) балл .

I. ФИЗИЧЕСКАЯ АГРЕССИЯ: 1 +, 9 –, 17 –, 25 +, 33 +, 41 +, 48 +, 55 +, 62 +, 68 +; (к = 11).

II. ВЕРБАЛЬНАЯ АГРЕССИЯ: 7 +, 15 +, 23 +, 31 +, 39 –, 46 +, 53 +, 60 +, 66 –, 71 +, 73 +, 74 –, 75 –; (к = 8).

III. КОСВЕННАЯ АГРЕССИЯ: 2 +, 10 +, 18 +, 26 –, 34 +, 42 +, 49 –, 56 +, 63 + ; (к = 13).

IV. НЕГАТИВИЗМ: 4 +, 12 +, 20 +, 28 +, 36 –; (к = 20).

V. РАЗДРАЖЕНИЕ (раздражительность): 3 +, 11 –, 19 +, 27 +, 35 –, 43 +, 50 +, 57 +, 64 +, 69 –, 72 +; (к = 9).

VI. ПОДОЗРИТЕЛЬНОСТЬ: 6 +, 14 +, 22 +, 30 +, 38 +, 45 +, 52 +, 59 +, 65 –, 70 –; (к = 11).

VII. ОБИДА (обидчивость): 5 +, 13 +, 21 +, 29 +, 37 +, 44 +, 51 +, 58 +; (к = 13).

VIII. ЧУВСТВО ВИНЫ (аутоагрессия): 8 +, 16 +, 24 +, 32 +, 40 +, 47 +, 54 +, 61 +, 67 +; (к = 11).

Подсчёт и интерпретация результатов теста А. Басса – А. Дарки.

Сумма баллов, набранных респондентом по каждой шкале, умноженная на числовой коэффициент ("к"), указанный в скобках отдельно для каждой шкалы, позволяет получить удобные для сопоставления, нормированные стандартизированные показатели по каждой шкале. Учитываем, что в каждом случае (слабая, умеренная, сильная) выраженности шкалы (формы агрессии), может быть разная степень этой самой выраженности .

1. Физическая агрессия. 2. Вербальная агрессия. 3. Косвенная агрессия. Максимально возможный балл – 117. Слабая выраженность – от 0 до 39 баллов, умеренная выраженность – от 40 до 79 баллов. Сильная выраженность – от 80 до 117 баллов. 4. Негативизм («воинствующий пессимизм»). Максимально возможный балл – 100. Слабая выраженность – от 0 до 33 баллов, умеренная выраженность – от 34 до 67 баллов. Сильная выраженность – от 68 до 100 баллов. 5. Раздражительность. 6. Подозрительность. Максимально возможный балл – 110. Слабая выраженность – от 0 до 37 баллов, умеренная выраженность – от 38 до 75 баллов. Сильная выраженность – от 76 до 110 баллов. 7. Обидчивость. Максимально возможный балл – 104. Слабая выраженность – от 0 до 35 баллов, умеренная выраженность – от 36 до 71 балла. Сильная выраженность – от 72 до 104 баллов. 8. Аутоагрессия. Максимально возможный балл – 99. Слабая выраженность – от 0 до 33 баллов, умеренная выраженность – от 34 до 67 баллов. Сильная выраженность – от 68 до 99 баллов.

Суммарные (итоговые) сопоставляемые друг с другом показатели агрессивности и враждебности складываются из сложения между собой отдельных соответствующим образом пронумерованных (смотрите выше) содержательных шкал (свойств), делённых на "3" (!) для "ИА " и делённых на "2" (!) для "ИВ ". Шкалы №№ «1» + «2» + «3»: 3 = "ИА " - общий индекс агрессивности личности. Он может быть (составлять) максимально 331 балл. Опять-таки, учитываем то, что существенная разница может быть в степени выраженности агрессивности личности. Слабая (низкая, не слишком значительная) степень выраженности агрессивности личности – от 0 баллов до 110 баллов, умеренная ("средняя", довольно значительная) выраженность агрессивности личности – от 111 баллов до 221 балла. Сильная (высокая, весьма значительная) выраженность агрессивности личности – от 222 баллов до 331 балла. Шкалы №№ «6» + «7»: 2 = "ИВ " - общий индекс враждебности личности. Он может быть (составлять) максимально 214 баллов. Снова учитываем то, что существенная разница может быть (и является) в степени выраженности враждебности личности. Слабая (низкая, не слишком значительная) степень выраженности враждебности личности – от 0 баллов до 71 балла, умеренная ("средняя", довольно значительная) выраженность враждебности личности – от 72 баллов до 143 баллов. Сильная (высокая, весьма значительная) выраженность – от 144 баллов до 214 баллов.

Оставшиеся шкалы (№№ "4", "5", "8") выступают самостоятельно, считаются и рассматриваются отдельно (являются в некотором роде вспомогательными), но могут выступать в качестве смыслового дополнения (косвенной характеристики) к суммарным показателям агрессивности и враждебности личности. Особенно показателен при этом параметр № 5 – «раздражительность». Раздражительность – это личностная психическая эмоциональная характеристика также (помимо прочего, указанного выше) понимаемая в качестве резкой, безапелляционной реакции личности на "затрагивание" её интересов, на побуждение её другими людьми к не желаемой ею деятельности (бездействию) в некоторых (или во многих) классах социальных и/или профессиональных ситуаций. Потом, в соответствии с полученными (по этой и другим методикам) психодиагностическими данными , составляется план психокоррекционной работы (например, в случае с группой подростков, проводится коммуникативный психологический тренинг) с агрессивностью и враждебностью личности.

Агрессивная реакция - это один из способов, при помощи которых человек решает стоящие перед ним проблемы. Как правило, она возникает в трудных и сложных обстоятельствах, в которых индивид ощущает психологическую напряженность. Агрессивное поведение может быть направлено непосредственно на цель или выражаться при помощи агрессивных действий.

Назначение теста

Методика Басса-Дарки была разработана для того, чтобы исследовать уровень проявления основных симптомов агрессии и враждебности. В тест включены ситуации, которые происходят с индивидом во взаимодействии с членами семьи, во время учебы или же на работе. Тест исследует основные деструктивные тенденции, взаимоотношения, негативные переживания, а также оценки событий.

Что такое агрессия

Агрессия представляет собой такой тип поведения, который имеет целью причинение вреда кому-либо. Обычно она является ответной реакцией на неприятные условия, созданные другими лицами, на фрустрирующие условия, которые не позволяют человеку добиться желаемого. Агрессивное поведение делится на два типа: прямое, когда человек открыто выражает свою враждебность; а также косвенная, когда раздражение скрывается под ехидными насмешками, иронией, неприязненным отношением.

При этом необходимо отличать агрессию (конкретные действия, направленные против других людей) от агрессивности (свойства личности, проявляющегося в готовности демонстрировать враждебное поведение). Считается, что человек с рождения не обладает этой чертой. Исследователи утверждают, что агрессивность приобретается в течение онтогенеза и является особой формой поведения, во многом имеющей связь с социальным научением.

Два типа агрессии

При помощи методики Басса-Дарки можно количественно оценить различные проявления агрессивности у индивида. А. Басс предлагал различать два типа реакций: те, что проявляются внешне по отношению к конкретным индивидам (этот тип он и называл «агрессивностью»), а также реакцию, которая заключается в общем недоверии человека по отношению к окружающим. Последняя была названа исследователем «враждебностью».

Феномен агрессии

Описание методики Басса-Дарки будет интересно в первую очередь психологам, педагогам, работникам внутренних органов. Долгое время ученые не могли дать точного определения этому распространенному явлению. Исследователи Басс и Дарки были первыми, кто решил рассмотреть враждебность как комплексный феномен.

Тест, применяемый во всем мире

В настоящее время методика Басса-Дарки широко применяется как в отечественной психологической практике, так и за рубежом. Данный тест имеет особую ценность еще и потому, что проявление агрессии должно быть соотнесено с ее мотивацией, внутренними намерениями агрессора. Так считает большинство исследователей.

Мотивация агрессии

Ученые соглашаются и в том, что необязательно причинение вреда является основной целью агрессивного поведения. Нападающий может руководствоваться и другими мотивами - контролировать ситуацию, доминировать над личностью или же формировать в жертве ту идентичность, которая будет более благоприятна для них. Результаты методики Басса-Дарки позволяют судить и о выраженности отдельно взятого симптома враждебного поведения, и о мотивации индивида. Конечно, нельзя отрицать, что в некоторых случаях поведение может определяться одновременным действием разных типов мотивации. Агрессор может стремиться к утверждению своей власти любыми способами.

Принципы опросника

Составляя опросник, ученые опирались на следующие принципы:

  1. Один вопрос имеет отношение только к одной части агрессивного поведения.
  2. Вопросы составляются так, чтобы как можно больше ослабить влияние на ответ испытуемого возможного одобрения или неодобрения общества.

Последнее в методике агрессии Басса-Дарки достигается при помощи следующих способов. Во-первых, в каждом из ответов уже имеется предположение о том, что неодобряемое социумом состояние (к примеру, негодование или злость) уже наступило, и испытуемый должен дать ответ только относительно способов его выражения. Таким образом, индивиду не нужно оценивать причины этого состояния и только лишь описывать его.

Информация, получаемая в ходе опроса

Вопросы составлены так, что участник исследования не обвиняет себя во враждебном поведении. В-третьих, в тесте используются привычные разговорные обороты, штампы. Методика Басса-Дарки позволяет оценить разные формы враждебного и агрессивного поведения. С помощью этого теста можно убедиться в том, что у разных категорий испытуемых оно имеет различную выраженность.

Исследования мотивации

Также опросник позволяет получить информацию о том, в каком направлении готов действовать индивид. Результаты, полученные при использовании методики Басса-Дарки для диагностики агрессивности, указывают и на аспекты мотивационной сферы испытуемого. Ведь выбор определенной модели поведения всегда осуществляется при взаимодействии с реальными смыслообразующими мотивами. Особую ценность приобретает эта методика в работе с агрессивными подростками и преступниками, так как помогает прояснить мотивацию поступков.

Типы реакций в тесте

Методика агрессивности Басса-Дарки позволяет оценить 8 типов различных реакций.

  1. Раздражительность - это готовность человека проявить негативные переживания уже при небольшом уровне психоэмоционального возбуждения (вспыльчивость).
  2. Негативизм - манера общения, при которой индивид занимает оппозиционную сторону.
  3. Обида - злость на окружающих за их реальные либо воображаемые действия.
  4. Подозрительность. Варьируется от недоверия к окружающим людям, стремления держаться подальше от социума и до стойкого убеждения в том, что люди постоянно приносят вред и совершают плохие поступки.
  5. Проявления физической агрессии. Одна из важнейших шкал в исследовании по методике Басса-Дарки.
  6. Косвенная - реакция, которая направлена на посторонних лиц или же ни на кого из окружения.
  7. Вербальная (речевая) агрессия. Выражается как посредством звуков (визг или крики), так и при помощи словесных ответов.
  8. Чувство вины. Это убеждение человека в том, что он по своей сути является плохим, а его поступки злы. Такая установка субъективно ощущается как угрызения совести.

Методика Басса-Дарки для диагностики агрессивного поведения

Инструкция испытуемому очень проста: необходимо написать «да» возле тех утверждений, с которыми он согласен, и «нет», которые не соответствуют его мнению о себе.

  1. Иногда я не могу побороть желание причинить физический вред другим людям.
  2. Время от времени я судачу о тех людях, которые мне неприятны.
  3. Я быстро раздражаюсь, но так же легко прихожу в состояние покоя.
  4. Если меня не попросят по-хорошему, то я не стану этого делать.
  5. Я не каждый раз получаю то, что мне необходимо.
  6. Я уверен, что люди сплетничают у меня за спиной.
  7. Если мне не нравится поведение моих друзей, я даю им об этом знать.
  8. Если мне нужно было кого-то обмануть, то после этого я испытывал муки совести.
  9. Я думаю, что неспособен нанести удар человеку.
  10. Я никогда не злюсь до такой степени, чтобы швыряться предметами.
  11. Я всегда снисходителен к слабостям других людей.
  12. Если мне не по душе установленное кем-то правило, я всегда стремлюсь его нарушить.
  13. У других получается пользоваться благоприятными обстоятельствами гораздо лучше, чем у меня.
  14. Я всегда настороженно держусь с теми, кто ведет себя по отношению ко мне более дружественно.
  15. Нередко я бываю несогласен с другими.
  16. Время от времени мне на ум приходят такие мысли, которые вызывают у меня стыд.
  17. Если кто-то нанесет удар мне первым, я не стану отвечать.
  18. Когда я раздражен, то хлопаю дверьми в помещении.
  19. Я намного сильнее раздражаюсь, чем это может показаться окружающим меня людям.
  20. Если кто-то пытается корчить из себя руководителя, я всегда буду поступать ему наперекор.
  21. Моя жизнь меня немного огорчает.
  22. Я уверен, что многие люди меня недолюбливают.
  23. Я не могу сдержаться, чтобы не спорить, когда другие выражают несогласие с моим мнением.
  24. Те, кто пытается увиливать от работы, должны испытывать вину и стыд.
  25. Люди, которые наносят оскорбления мне или членам моей семьи, напрашиваются на драку.
  26. Я не способен шутить грубым образом.
  27. Когда надо мной смеются, я прихожу в ярость.
  28. Когда люди начинают воображать из себя руководителей, я делаю все, чтобы они перестали зазнаваться.
  29. Практически каждую неделю на глаза мне попадаются те, кто мне не нравится.
  30. Многие люди испытывают ко мне зависть.
  31. Я требую от других, чтобы они уважали мое достоинство и права.
  32. Я расстроен тем, что не могу как следует поддержать материально своих родителей.
  33. Люди, вечно действующие мне на нервы, стоят того, чтобы их ударили.
  34. Из-за состояния злости я нередко бываю мрачным.
  35. Я не разочаровываюсь, если кто-то ведет себя по отношению ко мне хуже, чем я этого заслуживаю.
  36. Если кто-то делает попытки вывести меня из себя, я не стану обращать на это внимания.
  37. Несмотря на то что я не подаю вида, нередко меня гложет чувство зависти.
  38. Мне нередко кажется, что люди смеются надо мной.
  39. Даже если я зол, я не стану употреблять в беседе брань.
  40. Я хотел бы, чтобы мне простили мои ошибки.
  41. Даже если кто-то поднимает на меня руку, я редко даю сдачи.
  42. Если что-то получается не так, как я бы хотел, я обижаюсь.
  43. Нередко уже своим присутствием некоторые люди вызывают у меня чувство раздражения.
  44. Нет тех людей, которых я бы действительно ненавидел.
  45. Мой девиз: «Никогда не доверяй чужим».
  46. Если кто-то вызывает у меня чувство раздражения, я готов о нем высказать все, что думаю.
  47. Я совершаю много поступков, о которых затем жалею.
  48. Если я зол и раздражен, я могу кого-нибудь ударить.
  49. Начиная с 10 лет я никогда не проявлял гнев.
  50. Иногда я ощущаю себя пороховой бочкой, которая взорвется в любую секунду.
  51. Если бы другие люди обладали информацией о том, что я ощущаю, они бы сочли меня за человека, с которым очень нелегко поладить.
  52. Я часто думают о том, что заставляет других людей делать для меня хорошие вещи.
  53. Если на меня повышают голос, я начинаю делать это в ответ.
  54. Неудачи расстраивают меня.
  55. Я вступаю в драку не чаще и не реже, чем остальные.
  56. Я могу вспомнить такие случаи, когда от злости хватал первый попавшийся предмет и ломал его.
  57. Иногда я ощущаю, что могу стать инициатором драки.
  58. Нередко со мной поступают не по справедливости.
  59. Раньше мне казалось, что большая часть людей всегда говорит правду, но теперь я так не считаю.
  60. От злости и раздражения я ругаюсь.
  61. Если я совершаю неправильные поступки, меня начинает мучить совесть.
  62. Если для того чтобы защитить свои права, мне потребуется применить физическую силу, я сделаю это.
  63. Часто я выражаю свою злость тем, что стучу кулаком по столу.
  64. Я нередко веду себя грубо по отношению к тем, кто мне не нравится.
  65. У меня нет таких врагов, которые хотели бы нанести мне вред.
  66. Я не могу поставить на место даже того, кто это заслуживает.
  67. Нередко мне кажется, что я жил неправильно.
  68. Я знаю таких людей, которые своими словами могут довести меня даже до драки.
  69. Я не испытываю раздражения из-за несущественных вещей.
  70. Я очень редко могу подумать, что кто-то хочет намеренно меня оскорбить или же разозлить.
  71. Нередко я угрожаю другим, хотя и не собираюсь приводить свои угрозы в исполнение.
  72. За последние годы я стал настоящим занудой.
  73. В споре я нередко повышаю голос.
  74. Как правило, я стараюсь скрывать негативное отношение к людям.
  75. Лучше я соглашусь с чем-нибудь, чем стану вступать в спор.

Методика Басса-Дарки - интерпретация

Суммируя полученные в результате исследования ответы, психолог определяет уровень различных типов проявлений агрессивности.

Физическая агрессия Ответ "да" на вопросы: 1, 25, 33, 48, 55, 62, 68
Ответ "нет" на вопросы: 9, 17, 41
Косвенная агрессия Ответ "да" на вопросы: 2, 18, 34, 42, 56, 63
Ответ "нет" на вопросы: 10, 26, 49
Раздражение Ответ "да" на вопросы: 3, 19, 27, 43, 50, 57, 64, 72
Ответ "нет" на вопросы: 11, 35, 69
Негативизм Ответ "да" на вопросы: 4, 12, 20, 23, 36
Ответ "нет" на вопросы: отсутствуют
Склонность к обидам Ответ "да" на вопросы: 5, 13, 21, 29, 37, 51, 58
Ответ "нет" на вопросы: 44
Настороженность Ответ "да" на вопросы: 6, 14, 22, 30, 38, 45, 52, 59
Ответ "нет" на вопросы: 65, 70
Вербальная (словесная) агрессия Ответ "да" на вопросы: 7, 15, 23, 31, 46, 53, 60, 71, 73
Ответ "нет" на вопросы: 39, 66, 74, 75
Вина: Ответ "да" на вопросы: 8, 16, 24, 32, 40, 47, 54, 61, 67

Так что при желании можно не откладывать дело в долгий ящик и попробовать пройти тест самостоятельно прямо здесь и сейчас.

Цель работы: выявить уровень мотивации студентки факультета психологии

Испытуемые: Студентка(18 лет) второго курса психологии МГОУ очной формы обучения

Методика:

Для выявления типа темперамента использовалось 4 опросника:

Методика диагностики направленности личности Б. Басса (Опросник Смекала-Кучера),которыйпозволяет выявить к чему человек действительно стремится, что для него является самым важным, ценным и, при необходимости, подкорректировать свое поведение.

Опросник Т. Элерса для изучения мотивации достижения успеха, которыйпросчитывает ваши шансы на успех

Опросник Т. Элерса для изучения мотивации избегания неудач, определяет насколько сильно вы ориентированы на защиту, т.е. к стратегии избегания неудач.

Опросник Кроуна-Марлоу Шкала социальной желательности, направленный на диагностику мотивации одобрения.

Метод 1. Методика диагностики направленности личности Б.Басса

Для определения личностной направленности в настоящее время используется ориентационная анкета, впервые опубликованная Б.Бассом в 1967 г. Анкета состоит из 27 пунктов-суждений, по каждому из которых возможны три варианта ответов, соответствующие трем видам направленности личности.Респондент должен выбрать один ответ, который в наибольшей степени выражает его мнение или соответствует реальности,и еще один, который, наоборот, наиболее далек от его мнения или же наименее соответствует реальности.

Количественный анализ

В результате проведенного теста мы получили определенные результаты исследования, которые представлены в приложение, протокол №4 и на рисунке 1, представленном ниже.

РИС.1 Основные первичные результаты методики.

НаправленностьБаллыЛичная 30Общественная26Деловая25

Из рисунка 1 мы видим, что наибольший показатель направленности- личной(30), наименьший показатель направленности- деловой(25)

Для того, что бы обработать сырые первичные данные и наглядно представить их на диаграмме, необходимо бальные результаты перевести в процентное соотношение, результаты представлены на рис.2.

РИС.2 диаграмма обработанных «сырых данных» (%)

На рисунке 2 видно, что личная направленность составляет 42%, Общественная 30%, Деловая 28%.

Качественный анализ

Метод 2. «Мотивация к успеху Т. Элерса». Тест предназначен для диагностики выделенной Хекхаузеном мотивационной направленности личности на достижение успеха. Стимульный материал представляет собой 41 утверждение, на которые испытуемому необходимо дать один из 2 вариантов ответов «да» или «нет». Тест относится к моношкальным методикам. Степень выраженности мотивации к успеху оценивается количеством баллов, совпадающих с ключом.

Количественный анализ

Так как этот тест относится к моношкальным методикам, мы получаем только один определенный балл. Испытуемый набрал по шкале мотивации к успеху 21 балл.См. приложение, протокол №1 и рис.3

РИС.3Основной полученный результат (в баллах)

Основной полученный результат равен 21, как мы видим на диаграмме это максимальный результат в этом опроснике.

Качественный анализ

Опираясь на полученные данные и количественный анализ, приведенный выше, мы можем сказать, что у испытуемого слишком высокий уровень мотивации к успеху. Это означает, что испытуемый редко оказывается в таких ситуациях, где надо сталкиваться лицом к лицу с проблемой неудач, потому что он не надеется на успех, а идет к нему. Чем меньше надежда на успех, тем больше шансов достичь успеха, объективно оценивая свои возможности и правильно расставляя приоритеты.

Метод 3.Опросник Т. Элерса для изучения мотивации избегания неудач.Методика предназначена для диагностики, выделенной Хекхаузеном мотивационной направленности личности на избегание неудач. Стимульный материал представляет собой список слов из 30 строк, по 3 слова в каждой строке. В каждой строке испытуемому необходимо выбрать только одно из трех слов, которое наиболее точно его характеризует. Тест относится к моношкальным методикам. Степень выраженности мотивации к успеху оценивается количеством баллов, совпадающих с ключом.

Количественный анализ

Как и методика №2, эта методика относится к моношкальным, поэтому результат получается один: 7 баллов по шкале «мотивация к избеганию неудач». Результаты см. в приложение, протокол №2 и рис.4

РИС.4 Основной результат по представленной методике (в баллах)

На рис.4 мы видим, что уровень мотивации к избеганию неудач достаточно низок(7 баллов) по отношению к наибольшему возможному результату.

Качественный анализ

По результату опросника видно, что у испытуемого низкая мотивация к защите (7б.). Это значит, что испытуемый не боится ошибиться в принятых им решениях при достижении своей цели, он будет идти вперед методом проб и ошибок. И опираясь на результаты теста «Мотивации успеха», где показатель мотивации успеха высокий, можно сказать, что, не смотря на какие-либо преграды, испытуемый все же добьется своей цели.

Метод 4. Опросник Кроуна-Марлоу Шкала социальной желательности. CM SDS - личностный опросник, разработан Д. Кроуном и Д. Марлоу в 1960 г. для диагностики мотивации одобрения. Тест состоит из 33 утверждений (18 социально одобряемых и 15 социально неодобряемых образцов поведения), с каждым из которых испытуемый должен выразить согласие или несогласие.

Количественный анализ

В этом исследовании представлена также моношкальная методика с одним единственным результатом. Результат испытуемого по шкале социальной желательности равен 7 баллам. Подробно данные описаны в приложение, протокол 3 и рис.5, представленный ниже.

РИС.5 Основной результат по данной методике (в баллах)

Качественный анализ

Оценивая полученные результаты, можно сказать, что испытуемый не принимает традиционных норм, а также он излишне требовательный к себе. Этого человека можно назвать честолюбивым, а также человеком, который не будет держать свое мнение при себе и сможет его высказать в той ситуации, где необходимо это сделать, по его мнению.

Сравнительный анализ

Количественный анализ

На рисунке 6, приведенным ниже, показаны сводные результаты исследования мотивационной сферы личности испытуемого.

РИС6.Сводные результаты исследования мотивационной сферы

№ тестаОсобенности мотивацииРезультаты в баллахМотивация к успеху 21Мотивация к избеганию неудач 7Мотивация одобрения (социальная желательность поведения) 7Направленность личности Направленность на себя (Я)30Направленность на общение (О)26Направленность на дело (Д)25

Исходя из того, что мотивация к успеху и мотивация к избеганию неудач тесно связаны между собой, сравним их показатели на диаграмме. Рис.7

РИС7 Сравнение результатов мотивации к успеху и мотивации к избеганию неудач (в баллах).

направленность личность мотивационный неудача

На рис.7 показано, что результат мотивации к успеху(21) намного больше результата мотивации к избеганию неудач(7)

Качественный анализ

Также сравнивая показатели шкал мотивации к успеху и мотивации к избеганию неудач можно сказать, что у испытуемого преобладает желание добиваться успеха, нежели оценивать риски неудач, которые могут возникнуть на пути к желаемому результату.

Вывод

Анализируя все показатели полученных данных, можно охарактеризовать испытуемого, как человека целеустремленного, готового идти к своей цели, не смотря на свои неудачи, с которыми он сталкивается по пути к успеху, при этом испытуемый может добиваться желаемого результата как в коллективе, так и индивидуально. Главной особенностью этой человека является честолюбие, которое возможно поможет ему стать лидером в своем рабочем коллективе.

(ориентационная анкета)

С помощью методики выявляются следующие направ­ленности:

1. Направленность на себя (Я) - ориентация на прямое вознаграждение и удовлетворение безотносительно работы и сотрудников, агрессивность в достижении статуса, и частность, склонность к соперничеству, раздражитель­ность, тревожность, интровертированность.

2. Направленность на общение (О) - стремление при любых условиях поддерживать отношения с людьми, ори­ентация на совместную деятельность, но часто в ущерб вы­полнению конкретных заданий или оказанию искренней помощи людям, ориентация на социальное одобрение, за­висимость от группы, потребность в привязанности и эмоциональных отношениях с людьми.

3. Направленность на дело (Д) - заинтересованность в решении деловых проблем, выполнение работы как можно лучше, ориентация на деловое сотрудничество, способ­ность отстаивать в интересах дела собственное мнение, ко­торое полезно для достижения общей цели.

Инструкция: “Опросный лист состоит из 27 пунктов. По каждому из них возможны три варианта ответов: А, Б, В.

1. Из ответов на каждый из пунктов выберите тот, ко­торый лучше всего выражает Вашу точку зрения по дан­ному вопросу. Возможно, что какие-то из вариантов отве­тов покажутся Вам равноценными. Тем не менее, мы про­сим Вас отобрать из них только один, а именно тот, ко­торый в наибольшей степени отвечает Вашему мнению и более всего ценен для Вас.

Букву, которой обозначен ответ, (А, Б, В) напиши­те на листе для записи ответов рядом с номером соот­ветствующего пункта (1-27) под рубрикой «БОЛЬШЕ ВСЕГО».

2. Затем из ответов на каждый из пунктов выберите тот, который дальше всего отстоит от Вашей точки зре­ния, наименее для Вас ценен. Букву, которой обозначен ответ, вновь напишите на листе для записи ответов рядом с номером соответствующего пункта, в столбце под рубри­кой «МЕНЬШЕ ВСЕГО».

3. Таким образом, для ответа на каждый из вопросов Вы используете две буквы, которые и запишите в соответ­ствующие столбцы. Остальные ответы нигде не записыва­ются.

СТАРАЙТЕСЬ БЫТЬ МАКСИМАЛЬНО ПРАВДИВЫМ!

Среди вариантов ответа нет «хороших» или «плохих», поэтому не старайтесь угадать, какой из ответов является «правильным» или «лучшим» для Вас.

Время от времени контролируйте себя, правильно ли Вы записываете ответы, рядом с теми ли пунктами. В слу­чае, если Вы обнаружите ошибку, исправьте ее, но так, чтобы направление было четко видно.”

ТЕСТОВЫЙ МАТЕРИАЛ

1. Наибольшее удовлетворение я получаю от:

A. Одобрения моей работы;
Б. Сознания того, что работа сделана хорошо;
B. Сознание того, что меня окружают друзья.

2. Если бы я играл в футбол (волейбол, баскетбол), то я хотел бы быть:

А. Тренером, который разрабатывает тактику игры;
Б. Известным игроком;
В. Выбранным капитаном команды.

3. По-моему, лучшим педагогом является тот, кто:

A. Проявляет интерес к учащимся и к каждому имеет индивидуальный подход;
Б. Вызывает интерес к предмету, так что учащиеся с удо­вольствием углубляют свои знания в этом предмете;
B. Создает в коллективе такую атмосферу, при которой никто не боится высказать свое мнение.

4. Мне нравится, когда люди:

A. Радуются выполненной работе;
Б. С удовольствием работают в коллективе;
B. Стремятся выполнить свою работу лучше других.

5. Я хотел бы, чтобы мои друзья:

A. Были отзывчивы и помогали людям, когда для это­го представляются возможности;
Б. Были верны и преданы мне;
B. Были умными и интересными людьми.

6. Лучшими друзьями я считаю тех:

A. С кем складываются хорошие взаимоотношения;
Б. На кого всегда можно положиться;
B. Кто может многого достичь в жизни.

7. Больше всего я не люблю:

A. Когда у меня что-то не получается;
Б. Когда портятся отношения с товарищами;
B. Когда меня критикуют.

8. По-моему, хуже всего, когда педагог:

А. Не скрывает, что некоторые учащиеся ему несимпа­тичны, насмехается и подшучивает над ними;
Б. Вызывает дух соперничества в коллективе;
В. Недостаточно хорошо знает предмет, который препо­дает.

9. В детстве мне больше всего нравилось:

A. Проводить время с друзьями;
Б. Ощущение выполненных дел;
B. Когда меня за что-нибудь хвалили.

10. Я хотел бы быть похожим на тех, кто:

A. Добился успеха в жизни;
Б. По-настоящему увлечен своим делом;
B. Отличается дружелюбием и доброжелательностью.

11. Впервую очередь школа должна:

A. Научить решать задачи, которые ставит жизнь;
Б. Развивать прежде всего индивидуальные способно­сти ученика;
B. Воспитывать качества, помогающие взаимодейство­вать с людьми.

12. Если бы у меня было больше свободного времени, охотнее всего я использовал бы его:

A. Для общения с друзьями;
Б. Для отдыха и развлечений;
B. Для своих любимых дел и самообразования.

13. Наибольших успехов я добиваюсь, когда:

A. Работаю с людьми, которые мне симпатичны;
Б. У меня интересная работа;
B. Мои усилия хорошо вознаграждаются.

14. Я люблю когда:

A. Другие люди меня ценят;
Б. Испытываю удовлетворение от хорошо выполненной работы;
B. Приятно провожу время с друзьями.

15. Если бы обо мне решили написать в газете, мне бы хотелось чтобы:

A. Рассказали о каком-либо интересном деле, связан­ном с учебой, работой, спортом и т.п., в котором мне довелось участвовать;
Б. Написали о моей деятельности;
B. Обязательно рассказали о коллективе, в котором я работаю.

16. Лучше всего я учусь, если преподаватель:

A. Имеет ко мне индивидуальный подход;
Б. Сумеет вызвать у меня интерес к предмету;
B. Устраивает коллективные обсуждения изучаемых проблем.

17. Для меня нет ничего хуже, чем:

A. Оскорбление личного достоинства;
Б. Неудача при выполнении важного дела;
B. Потеря друзей.

18. Больше всего я ценю:

A. Успех;
Б. Возможности хорошей совместной работы;
В. Здравый практичный ум и смекалку.

19. Я не люблю людей, которые:

A. Считают себя хуже других;
Б. Часто ссорятся и конфликтуют;
B. Возражают против всего нового.

20. Приятно, когда:

A. Работаешь над важным для всех делом;
Б. Имеешь много друзей;
B. Вызываешь восхищение и всем нравишься.

21. По-моему, в первую очередь руководитель должен быть:

22. В свободное время я охотно прочитал бы книги:

A. О том, как заводить друзей и поддерживать хоро­шие отношения с людьми;
Б. О жизни знаменитых и интересных людей;
B. О последних достижениях науки и техники.

23. Если бы у меня были способности к музыке, я пред­почел бы быть:

A. Дирижером;
Б. Композитором;
B. Солистом.

24. Мне бы хотелось:

A. Придумать интересный конкурс;
Б. Победить в конкурсе;
B. Организовать конкурс и руководить им.

25. Для меня важнее всего знать:

A. Что я хочу сделать;
Б. Как достичь цели;
B. Как организовать людей для достижения цели.

26. Человек должен строиться к тому, чтобы:

A. Другие были им довольны;
Б. Прежде всего выполнить свою задачу;
B. Его не нужно было упрекать за выполненную работу.

27. Лучше всего я отдыхаю в свободное время:

A. В общении с друзьями;
Б. Просматривая развлекательные фильмы;
B. Занимаясь своим любимым делом.

Ключ

 

Возможно, будет полезно почитать: