"ангелы". Православный приход храма святителя николая мирликийского города слюдянка Урок про ангела хранителя в воскресной школе

С момента создания мира и человека, всегда были существа, которые мешают людям, и, которые помогают. Ангелы, Херувимы, Серафимы – пожалуй, нет ни одного человека на земле, который бы не слышал об этих силах бесплотных. С давних времен люди знали о существовании ангелов, их почитали, и продолжают почитать во многих религиях, ангелы почитаются практически у всех народов мира. Про ангелов не единожды упоминается в Святом Писании, описываются их действия при исполнении воли Божией, помощи праведникам, а также ограждение людей от бед и несчастий своим ангельским покровом. Но, об ангелах упоминается не только в главной христианской книге, сведения о них оставили и Святые отцы, которым небесные существа не раз являлись и передавали им волю Всевышнего, именно передавали, так как по Божьему замыслу, он посылает ангелов оповещать, приносить вести, поэтому они называются ангелами, то есть - вестниками.

Господь наделил своих бесплотных вестников многими дарованиями и могущественной силой, при помощи которых Божии сущности духовные, могут влиять на мир вещей и на человека, но, только по воли Господа и его хотению, выполняя его волю. Всей сущностью своею, ангелы любят своего Творца и пребывают в неустанной благодарности ему за блаженство, в котором пребывают, и это блаженство невозможно сравнить ни с чем. Ангелов очень много, порою разум человека теряется в их бесчисленном количестве. На самом деле, все гораздо проще, ведь среди ангелов небесных, есть своя гармония, порядок и иерархия, которая описана в творении ученика Святого Апостола Павла – страстотерпца и мученика Дионисия Ареопагита. Согласно писанию Святого Дионисия - небесная иерархия имеет три степени, в каждой из которой три чина, соответственно всего девять духовных сущностей:

    Серафимы, Херувимы, Престолы - отличаются близостью к Всевышнему Богу. Господства;

    Силы и Власти - подчеркивают основу мироздания и мирового владычества;

    Начала - Архангелы и Ангелы - отличаются близостью к каждому человеку.

Господь наш Иисус Христос, изливает свою любовь на всех своих ангелов, начиная с высших ликов, поэтому чины ангельские пребывают в полной гармоничности и подчинении низших чинов высшим, согласно иерархии.

Серафимы - это имя означает «Пламенеющие, Огненные». Они находятся всегда рядом с Господом, из всех ангелов они ближе всего к Отцу Небесному. Пылают божественной и великой любовью ко Господу, передают ее другим ликам, воспламеняя их. Таково их главное назначение, и их главная задача.

Херувимы – это имя означает «Колесница». Пророк Иезекииль, видел их в образе льва, орла, вола и человека. Это означает, что Херувимы совмещают в себе разумность, повиновение, силу и быстроту, являются Божией колесницей и предстоят престолу Божию. Херувимы знаю все, что Господь дает познать своим детям, через них Бог посылает в мир премудрость и познание его.

Престолы – духовные сущности сияющие светом богопознания. На них не чувственно, а духовно почивает Сам Бог, и вершит свой справедливый суд. Их назначение помогать детям Божиим, быть честными и поступать только по справедливости.

Господства – владычествуют над последующими чинами ангелов. Их прямое назначение оберегать от грехопадения, укрощать строптивость, побеждать жажду искушения и благочестиво владеть своими чувствами.

Силы – сотворены Господом, дабы творить чудеса, даровать дары прозорливости, исцеления от недугов, и чудодействия святым Божиим угодникам и праведным святым отцам. Они помогают людям стойко переносить тяготы и лишения, даруют мудрость, крепость духа и благоразумие.

Власти – Истинным Богом наделены особенной силой, они способны укрощать действия и силу сатаны. Их прямое назначение защищать земных жителей от козней дьявольских, оберегать подвижников в их благочестивой жизни, и усмирять природные стихии.

Начала – руководят низшей степенью ангелов, направляют их деяния на выполнение воли Божией. Они управляют вселенной, миром и народами населяющими землю. Учат землян жить не ради собственной выгоды, а во славу Господа.

Архангелы – сотворены нести благие вести в мир людей, открывать таинство веры христианской, и доносить волю Господню людям. Они являются проводниками - Откровения.

Ангелы – главные защитники простых людей, есть у каждого человека, они наставляют его на путь праведный, оберегают от злых духов и нечистой силы, удерживают от падений и помогают подняться падшим.

Согласно Святому Писанию – над всеми ангельскими чинами поставлен Архистратиг Михаил, небесный воин и главнокомандующий ангельского воинства. Во главе с Архистратигом Михаилом, Божеские Ангелы низвергли в преисподнюю возгордившегося ангела и всех, кто последовал за сатаной. Великий воин сил небесных Архистратиг Михаил, принимал участие во многих небесных битвах и защищал народ Израильский в бедах и невзгодах.

ЕСТЬ АНГЕЛЫ У КАЖДОГО ИЗ НАС...

Есть ангелы у каждого из нас,
Они незримо следуют за нами,
Они нас не покинут в трудный час,
И не обидят грубыми словами.

Они не дарят нам подарки и цветы,
Зато дают возможность стать мудрее,
Подняться вверх над миром суеты,
Добро творить, своих сил не жалея.

Они нас остановят на краю,
И не дадут нам в пропасть оступиться.
Хотя они не скажут нам «люблю»,
Но будут день и ночь за нас молиться.

Они нам часто знаки подают,
Когда хотят помочь принять решенье,
Они в нас верят, нас вперед ведут
Сквозь все безумства, заблужденья и сомненья.

Так пусть тебя твой ангел сохранит
От злых наветов, лживых обещаний,
От мелочных друзей, пустых обид,
Ненужных встреч и горьких расставаний!

Пусть ангел твой хранит тебя всегда
Всем грозам вопреки и всем ненастьям,
Пусть перст его, как яркая звезда,
Тебе укажет путь к любви и счастью!...

Все мы - ангелы об одном крыле. И летать мы можем, лишь, в объятиях друг друга.

Лучано Де Крешенцо

Хранят нас ангелы от бед,

Хоть мы того не знаем сами.

Дают безмолвный нам совет,

Мы в вечной связи с небесами.

И взрослого, и малыша

Ведет неведомая сила,

Чтоб наша хрупкая душа

Все в жизни трудности сносила.

И боль выдерживаем мы,

И радость к нам приходит тоже.

И нам тепло среди зимы,

Всё человек на свете может.

Не покидает ангел нас.

Он защищает от ненастья,

Оберегает в трудный час

И разделяет с нами счастье.

ДВА АНГЕЛА

На жизнь два ангела нам в спутники даны
И в соглядатаи за нами:
У каждого из них чудесной белизны
Тетрадь с летучими листами.

В одну заносится добро, что мы творим,
Все, чем пред совестью мы правы;
В другую все, в чем пред ближними грешим,
И каждый умысел лукавый.

Поспешно добрых дел возносит список свой
Один к стопам Отца-Владыки;
Другой все ждет: авось раскаянья слезой
Не смоются ль на нас улики?

Петр Вяземский

АНГЕЛ

По небу полуночи Ангел летел
И тихую песню он пел,
И месяц, и звезды, и тучи толпой
Внимали той песне святой

Он пел о блаженстве безгрешных духов
Под кущами райских садов,
О боге великом он пел, и хвала
Его непритворна была...

Он душу младую в объятиях нес
Для мира печали и слез,
И звук его песни в душе молодой
Остался, без слов, но живой...

И долго на свете томилась она,
Желанием чудным полна,
И звуков небес заменить не могли
Ей скучные песни земли...

Михаил Лермонтов

МАТЕРИ

Я помню спальню и лампадку,
Игрушки, теплую кроватку
И милый, кроткий голос твой:
«Ангел-Хранитель над тобой!»
Бывало, раздевает няня
И полушепотом бранит,
А сладкий сон, глаза туманя,
К ее плечу меня клонит.
Ты перекрестить, поцелуешь,
Напомнишь мне, что Он со мной,
И верой в счастье очаруешь,
Я помню, помню голос твой!
Я помню ночь, тепло кроватки,
Лампадку в сумраке угла
И тени от цепей лампадки.
Не ты ли ангелом была?

Иван Бунин

МБОУ

«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №3»

г. Протвино

МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Разработка внеклассного мероприятия

по курсу «Основы православной культуры» в 1 классе

на тему «Мой Ангел Хранитель».

Учитель:

Тема: Мой Ангел Хранитель

Цель урока: разработка духовно-нравственных понятий: Ангел, святой

покровитель, день Ангела.

Задачи урока:

1. раскрыть перед учащимися значение имени для человека;

2. дать каждому ребёнку знание о святом покровителе, чье имя

он носит;

3. закрепить такие понятия как святой,

Ангел-Хранитель, день Ангела, именины;

4. развивать познавательную активность, коммуникативные

навыки и творческие способности учащихся;

5. на примерах жизни святых покровителей воспитывать у детей

христианские добродетели и стремление следовать им

Оборудование:

У учителя: 1. компьютер, проектор (компьютерная презентация; запись

фонограммы для исполнения песни«Ангел-Хранитель»);

2. запись на классной доске эпиграфа;

3. Репродукции с икон с изображениями святых покровителей:

«Святые мученицы Вера, Надежда, Любовь и мать их

София», «Святой Сергий Радонежский», «Святая блаженная

Ксения Петербургская».

У учащихся: 1. Подарки для гостей: ангелочки

2. У каждого ученика карточка с его именем

Ход мероприятия

Слайд 1

1. (звучит легкая музыка) Притча об Ангеле (выходит учитель в образе Бога и ребёнок)

Притча об Ангеле...

К человеку обратился ангел:

Хочешь, я покажу тебе твою жизнь?

Хочу, - сказал человек.

Ангел поднял его над землей и человек увидел всю свою жизнь и две пары следов, идущих рядом...


Кто это рядом со мной?

Это я, - говорит ангел. - Я сопровождаю тебя всю твою жизнь.

А почему иногда видна только одна пара следов?

Это самые трудные периоды твоей жизни... - говорит ангел.

И что же, ты бросал меня в самые трудные минуты? - возмущенно спросил человек.

Нет, я нес тебя на руках... - тихо ответил ангел.

Пуcть твой ангел всегда будет рядом!

2. Танец ангелов под презентацию

Сегодня у нас в классе праздник. Не пытайтесь вспомнить, какой. Не ищите его в календаре. Ощущение этого праздника вы найдете в своей душе к концу нашего занятия, потому что сегодня мы будем говорить об одном из самых важных и главных для каждого человека празднике – дне его Ангела, его именинах.

Эпиграфом к нашему сегодняшнему мероприятию хотелось бы взять следующие слова:
«Радуйтесь тому, что имена ваши написаны на небесах» (Евангелие от Луки (X, 20)

Между тем, именины - праздник особый, который можно было бы назвать днем духовного рождения, так как он связан, прежде всего, с таинством Крещения и с именами, которые носят наши соименные небесные покровители.

Ребята, а как вы относитесь к этому дню, празднуете ли День Ангела?

Как показал наш опрос, не все до конца понимают важность и традиции праздника. Давайте сегодня, выясним важность этого дня в жизни человека

(дети читают стихи)

Ангел чудный, ангел ясный,

Житель горней стороны,

Ты слети ко мне прекрасный,

В час вечерней тишины.

Научи меня учиться,

Праведно на свете жить,

Научи меня трудиться,

А в душе честнее быть.

Научи любить и верить,

Научи не осуждать,

Научи не лицемерить

И в бедах не унывать.

2. Актуализация базисных знаний.

Вопрос: Кто такие ангелы? (ответы детей)

Слайд 2

Ангел-Хранитель в христианстве - ангел, добрый дух, данный человеку Богом при крещении для помощи и руководства.

Само слово «ангел» означает по-русски «вестник». Бог посылает святых Ангелов в мир возвещать людям Свою волю.
Для этого Ангелы принимают на себя видимый, человеческий образ. Много раз Ангелы являлись людям в образе прекрасных юношей в белоснежных, блестящих одеяниях, препоясанных золотыми поясами.
Ангелы изображаются в виде красивых юношей - в знак их духовной красоты и крылатыми – в знак их пребывания в Царствии Небесном.

Слайд 3

Каждому православному христианину Бог дает при Крещении своего особого доброго Ангела – Ангела Хранителя. Он наш первый заступник и помощник. Ангел-хранитель невидимо охраняет человека во время всей его земной жизни, не оставляет нас и после смерти.

Вопрос: В чем заключается роль Ангела-Хранителя?

Слайд 4

Ангел-Хранитель помогает делать человеку добро и молится за него пред Богом. Ангел-Хранитель оберегает нас от всякой беды и, в случае опасности, закрывает нас своими крыльями. Человек должен любить своего Ангела Хранителя и стараться не огорчать его.

Слайд 5

Моя мама мне сказала,

Что Хранитель Ангел мой,

Где бы я ни находился,

Всегда рядышком со мной.


Осмотрелся я: «Где Ангел?

Ведь его не вижу я.

Если Ангел невидимка,

Как же он хранит меня? »

А мне мама отвечает:

«Да. Невидим Ангел твой,

Но ты помни, мой сыночек,

Ангел рядышком с тобой.

Будто шапкой – невидимкой

Он решил себя накрыть.

Он сияет таким светом,

Что нас может ослепить.

Хоть невидим Ангел светлый,

Уж, поверь ты маме,

Укрывает он тебя

Нежными крылами.

Ангел твой переживает,

Если плохо ты ведешь,

Если друга, обижаешь,

Иль чужое ты берешь.

Ну, а если ты послушен,

И прилежен, и учтив,

Если ты со всеми дружишь,

Если в меру ты игрив.

Слабых смело защищаешь,

Маме дома помогаешь,

Ты для Ангела - отрада.

Он всегда с тобою рядом»

И сказал я: «Ангел мой,

Ты почаще прилетай.

И меня, мой друг небесный,

Вместе: Никогда не покидай».

Вопрос : Чем отличается Ангел Хранитель от святого покровителя?

Слайд 6

У каждого христианина, кроме Ангела-Хранителя, есть ещё один святой покровитель : это святой человек, имя которого христианин носит. При крещении человека нарекают именем в честь одного из святых христианской церкви.

Вопрос: А что такое именины?

Именины – праздник особый. Это день памяти того святого, в честь которого крещен человек. И праздник этот можно назвать днем духовного рождения – ведь связан он прежде всего с таинством Крещения и с нашими соименными небесными покровителями. В прошлом именины считались более важным праздником, чем день «телесного» рождения. Кроме того, во многих случаях они практически совпадали.

На доске прикреплены сердечки с вашими именами . (сердечки с именами)

Сколько же различных имен у ребят нашего класса.

Вот столько святых ежеминутно находится рядом с нами. Они помогают нам, предостерегают от плохих мыслей и поступков.

Перед иконой Сергия Радонежского люди просят о выздоровлении, а 25 сентября, в день смерти, многие верующие отмечают его память.

СЛАЙД 13

Обо всём ли можно просить своего Ангела-хранителя и святого покровителя?

На какие просьбы он не откликнется? Почему?

Вопрос. Можно ли надеяться на помощь святого, если просишь, что-то плохое для других?
Ответ. Нет.

Давайте поиграем в игру «Помощь Ангела ». Я вам буду называть поступки и просьбы, если вы считаете, что в них можно рассчитывать на помощь Ангела, то хлопните в ладоши, если нет, качайте головой.

1. Не стараться в учении и надеяться на помощь Ангела Хранителя и святого покровителя?

2. Просить помощи для того, чтобы отомстить товарищу.

3. Хорошо учиться.

4. Помогать взрослым.

5. Уважать старших.

6. Ябедничать.

7. Злиться.

8. Просить прощения за плохие поступки.

Теперь вы знаете, у кого из одноклассников, в какой день именины. У нас есть прекрасная возможность доставить друг другу приятное, поздравив с днём именин. Не забывайте, что ваше внимание очень порадует вашего друга, особенно в такой день.

Заключительное слово учителя

Традиция празднования именин известна на Руси с XVII века. В прошлом именины считались более важным праздником, чем день рождения. Давайте же отмечать именины, и красным днем в календаре мы можем сделать этот день сами.

СЛАЙД 14

(В исполнении детей звучит песня «Ангел-Хранитель»)

1. C милою улыбкой, сильный и большой

2 .Если я страдаю, плачу и больной,

Знаю, что страдает ангел мой со мной.

Перед ним не скрою в жизни ничего,

Он видит всё и знает всё

Да, ангел мой со мной(2р.)

3. C милою улыбкой, сильный и большой

Ангел мой хранитель, он всегда со мной,

И когда иду я в школу и домой,

Я не боюсь иду спокойно, Ангел мой со мной. (2 р)

- В память о нашем празднике мы вам дарим подарки: вот таких ангелочков. Пусть они всегда будут рядом с вами!

(Подарки для гостей)

Рефлексия: презентация «Молитва»

Литература, использованная при подготовке урока:

1. Сурова. Комплекс методических разработок. Христианская жизнь. Клин. 2004.

2. Шевченко пособие для учителя. 1-й год обучения. – М.: Центр поддержки культурно-исторических традиций Отечества. Москва. 2006.

3. Шевченко культура. Экспериментальное учебное пособие для начальных классов общеобразовательных школ, лицеев, гимназий. 1-й год обучения. Книга вторая. – М.: Центр поддержки культурно-исторических традиций Отечества, 2004.

4. Я иду на урок в начальную школу: Основы православной культуры: Книга для учителя. – М.: Институт экспертизы образовательных программ и государственно-конфессиональных отношений, 2006.

Испокон веков силам добра противостояла тьма. Это просматривается в разных сферах, начиная со сказок и заканчивая религией. Главными помощниками людей являются ангелы, но если они совершают плохие поступки, их Господь выгоняет с небес и они переходят на сторону Сатаны.

Кто такие падшие ангелы?

Бог создал ангелов для того, чтобы те помогали доносить его волю людям и выполнили разные задачи. Среди них были и те, кто по разным мотивам решили пойти против воли Господа, за что были изгнаны с небес. Еще людям, которых интересует, что значит падший ангел, стоит знать, что в результате такие сущности перешли на сторону зла и стали помогать Сатане. Падшие ангелы – нефилимы, поскольку они выпали из мира и наполнили его выкидышами из своего блуда. Среди народа их еще называют демонами.

Падший ангел Люцифер

Многие не знают, что главный противник Бога, когда-то был его основным помощником. Имя Люцифера переводится, как «несущий свет» и его раньше ассоциировали с утренней звездой. Он всегда купался в любви Господа, обладал огромной силой и красотой. Для тех, кого интересует, как Люцифер стал падшим ангелом, следует знать, что основной причиной изгнания стала его гордыня.

В один прекрасный день он посчитал себя равным Богу и перестал слушать его приказы. Он спустился в Эдемский сад, приняв вид змея, и искусил Еву. Бог увидел, что в сердце Люцифера больше нет любви и оно наполнено гордыней. Все это вызвало гнев Всевышнего, и он сбросил его в Ад, где тот до сих пор отбывает свое наказание. Вместе с ним с небес были свергнуты и другие падшие ангелы, которые приняли сторону тьмы.

Падший ангел Белиал

Считается, что по своей силе Белиал сравним с Люцифером. Согласно преданиям он появился еще задолго до возникновения самого христианства. Имена падших ангелов имеют особое значение, и Белиал с древнееврейского языка переводится, как «тот, кто не имеет достоинства».

  1. В древних писаниях демон представлен, как корень всего зла на земле.
  2. Есть информация, что Белиал был первым падшим ангелом до того, как Господь выгнал Люцифера.
  3. В некоторых древнехристианских источниках он представлен Антихристом.

Падший ангел Левиафан

Этот демон вместе с Люцифером находился во главе восстания ангелов. Качество, которое особенно привлекает Левиафана – алчность. Он занимается тем, что склоняет людей к совершению грехов, отклоняя их от веры.

  1. Ангел Левиафан имеет противника со стороны светлых сил – апостол Петр.
  2. Считается, что Левиафан свел Сатану с Лилит, и из этого союза появился Каин.
  3. В некоторых источниках его обвиняют в том, что он был змеем, который натолкнул Еву на грех.

Левиафан

Падший ангел Лилит

Церковь полностью опровергает информацию, согласно которой Лилит была первой женщиной, созданной Богом в пару Адаму. Она отличалась своим своенравным и сильным характером, поэтому не подчинялась ни мужу, ни Господу, и он ее выгнал из Рая.

  1. Считается, что после изгнания три ангела были посланы, чтобы убить женщину, но они решили ее наказать и есть три версии этого. Согласно первой она каждую ночь мучилась от того, что умирали сотни ее детей, второй – ее потомки превращаются в демонов, а третьей – Лилит стала бесплодной.
  2. Темный ангел Лилит считается сущностью, которая вредит деторождению.
  3. В шумерских легендах ее описывают богиней, обладающей необычной красотой и губительной силой.
  4. Есть разные варианты описания внешности. Чаще ее представляют красоткой, которая обладает невероятной притягательной . В древних источниках Лилит имеет тело поросшее волосами, лапы и змеиный хвост.
  5. Принято считать, что после изгнания из Рая она создала пару с Люцифером.

Падший ангел Азазель

Среди других эта сущность отличается своей хитростью и умением строить козни для людей. Многих интересует, Азазель – ангел или демон, так вот в разных источниках его описывают по-разному, но то, что он был одним из пособников Люцифера, это точно.

  1. Изначально Азазелем называли ритуальное животное – козла, которого каждый год отправляли в пустыню со всеми грехами израильского народа.
  2. Первоначальное значение имени – отпущение.
  3. История падения Азазеля включает несколько эпизодов. Есть толкователи, указывающие, что он был змеем-искусителем.
  4. Его считают ангелом херувимом, который научил мужчин обращаться с оружием, а женщин – создавать снадобья.
  5. Многие падшие ангелы внешне схожи с человеком и Азазель не является исключением. Представляют его стариков с бородой и рогами козла.

Падший ангел Суккуб

Были среди изгнанных ангелов и представительницы прекрасного пола. Имена падших ангелов женщин включают и такое существо, как Суккуб.

  1. Суккуб представляется перед людьми красивой обнаженной женщиной, которая имеет крылья за спиной.
  2. Это падший ангел считается дьявольским воплощением, которое питается человеческими силами.
  3. Демон приходит к мужчинам, когда они ослаблены собственными страстями. Он считывает желания своей жертвы и воплощает их. Демон похоти получает силу по время полового контакта. Когда мужчина поддается ее обману, то он уже не выберется из ее ловушки.

Как вызвать падшего ангела?

Перед тем, как связываться с силами тьмы необходимо все тщательно обдумать, ведь это очень опасно. Поскольку Дьявол – это падший ангел, можно призвать и его, но это требует особой магической силы и подготовки. Вызов темных сил совершают, чтобы демон был свидетелем на посвящении в колдуны, для , с целью причинить вред другому человеку или получить ответ на интересующий вопрос.

Помните, что ритуалы черной магии всегда имеют негативные последствия, поэтому позаботьтесь о защите. Нельзя привязывать падшего ангела, чтобы требовать воскрешения близких людей, просить власти и сил, чтобы вредить большому количеству людей. Важно относиться к силам зла уважительно, чтобы не разгневать их своими словами. Для ритуала подготовьте пять церковных свечей черного цвета, зеркальце, черную плотную ткань и благовония.

  1. Зеркало положите перед собой, и вокруг расставьте свечи, чтобы они находились на равном расстоянии друг от друга. Подожгите благовония и начинайте ритуал.
  2. Закройте глаза, расслабьтесь и настройтесь на общение и падшим ангелом. Когда возникнет ощущение, что подготовка завершена, прочитайте заговор.
  3. О том, что демон пришел, будет свидетельствовать холодное прикосновение к лицу. В отражении зеркала можно будет увидеть его облик.
  4. Поблагодарите падшего ангела, за то, что он вышел на контакт. После этого быстро и без запинки скажите свое желание. О том, что оно будет выполнено, укажет возникший поток холодного воздуха. Если пламя свечей колыхается, это тоже свидетельствует о согласии.
  5. Завершите ритуал благодарностью, а затем, потушите свечи и накройте тканью зеркало. После этого все атрибуты спрячьте.
  6. Когда желание осуществится, обратитесь к падшему ангелу снова, выразив ему свою благодарность.

Падший ангел в христианстве

Церковь не отрицает существования сил зла, которые представлены Люцифером и его помощниками. Православие о падших ангелах говорит, как о главных служителях тьмы, которые когда-то были на стороне света, но провинились перед Богом и он выгнал их в Ад. Считается, что когда человек вступает на греховную тропу, то на него действуют помощники Сатаны. Падшие ангелы используют разные хитрости, чтобы сбить людей с праведного пути.

Разделы: Внеклассная работа

Изучаемая тема: «Куклы в народной традиции».

Тема занятия: «Изготовление куклы-ангела».

Цель занятия: формирование основ эстетической культуры через развитие исторической памяти; развитие творческих способностей и задатков учащихся.

Задачи:

  • Обучающие: научить основным технологическим приёмам изготовления куклы ангела, закрепить полученные знания и умения на практике.
  • Развивающие: развивать внимание, память, мелкую моторику пальцев рук.
  • Воспитательные: воспитывать интерес к народному творчеству, в частности к изготовлению кукол из ткани.

Тип занятия: изучение нового материала.

Продолжительность: 1 ч. – 45 мин.

Оборудование:

  • ТСО – ноутбук, экран
  • Дидактический материал:
    • схемы (слайды) последовательности изготовления куклы ангела
    • иллюстрации (слайды) разновидностей ангелов
  • Раздаточный материал
    • белая х/б ткань размером 15/15 см;
    • ножницы;
    • клей карандаш;
    • кусок ваты для головы;
    • полоски картона блестящего цвета
    • пряжа.
  • Литературный ряд:
    • отрывок из книги «Троицкие цветки с луга », М.; 1999,с.55.
    • словарная работа – ангел, нимб

Структура занятия:

I. Организационный момент – 1 мин.
II. Эмоциональный настрой – 4 мин.
III. Изучение нового материала – 35 мин.
3.1.Сообщение темы занятия.
3.2. Традиция изготовления ангелов
3.3. Предупреждения о возможных затруднениях при выполнении работы
3.4. Инструктаж по технике безопасности и культуре труда
3.5. Разъяснение задач практической работы по слайдам и её выполнение
IV. Анализ работ – 4 мин.
V. Итог занятия – 1 мин.

ХОД ЗАНЯТИЯ

I. Организационный момент – приветствие гостей, рассаживание на свои места.

II. Эмоциональный настрой

– Послушайте, пожалуйста, отрывок из книги «Троицкие цветки с луга».

Довольно давно с одним мальчиком произошла удивительная история. Его отец был железнодорожным стрелочником. Работа, кажется, простая! Знай себе, переводи стрелки. Но это, лишь, кажется просто – чуть не доглядишь, упустишь мгновение, и могут погибнуть десятки, сотни людей. Так однажды, услышав гудки стремительно приближающегося состава, стрелочник уже потянулся рукой к рычагу, чтобы перевести поезд на свободный путь, да почему-то оглянулся. Оглянулся и замер: по рельсам навстречу мчащемуся поезду бежал его трёхлетний сынок. Не было секунды, чтобы крикнуть ему. Был лишь миг, чтобы решить: повернуть рычаг и спасти от гибели поезд с людьми, или…Стрелочник повернул рычаг. Громыхая, сотрясая землю, вагон за вагоном проносился мимо. Когда проехал последний вагон, отец бросился к месту, где видел своего сына.
«Что с ним? – с ужасом думал он. И что же? Мальчик, сложив руки, лежал на земле.
– Сынок, ты жив?!
– Жив. Жив! – весело ответил мальчик и вскочил на ноги.
– Как же ты догадался лечь на землю? – спросил отец.
Мальчуган с улыбкой ответил:
– Какой-то дядя наклонил меня.
– Какой дядя?!
– Такой красивый, светлый... с крыльями…
– Как вы думаете, кто спас мальчика от гибели? (Ответы)

III. Изучение нового материала

Тема нашего занятия «Изготовление куклы ангела» (Приложение 1 , слайд 1). Скажите, кто такой ангел? (Ответы) . Ангел – это посланец к людям, тот, кто защищает, оберегает кого-то или это святой, имя которого человек носит. Скажите, пожалуйста, что это у ангела над головой жёлтого или золотого цвета? (Ответы)Сияние в виде светлого кружка вокруг головы символ святости называют – нимбом. Как вы себе представляете ангела? Как он может выглядеть в вашем представлении? (Ответы) Никто из людей никогда не видел ангелов, поэтому в представлении людей они выглядят по разному: одни представляют себе ангелов в виде розовощёких малышей (Приложение 1 , слайды 2, 3, 4), другие представляют в виде женщины в белом одеянии, (Приложение 1 , слайды 4, 5, 6) многие представляют ангелов в виде девочки или девушки. (Приложение 1 , слайды 7, 8, 9) В литературе встречаются сведения о том, что ангелы бывают с крыльями и без них. Могут принимать облик, похожий на человека. Ангелы в представлении людей – это что-то хорошее и светлое, люди также считают, что у каждого человека есть свой ангел-хранитель. Чтобы это чистое, светлое и хорошее было всегда рядом люди, используя своё воображение, пытаются сделать ангелов в виде игрушек, кукол. (Приложение 1 , слайды 10, 11) вырезают фигурки ангелов из дерева (Приложение 1 , слайд 12), из мрамора с золотым напылением изготавливают ангелов в виде юноши или амура (Приложение 1 , слайды 13, 14), изображают их в иконописи (Приложение 1 , слайд 15)
Используют и более простые материалы для изготовления ангелов. Из такой ткани, как органза ангелы получаются лёгкие и воздушные (Приложение 1 , слайд 16) и cказочные получаются ангелы из синтепона (Приложение 1 , слайд 17), необычные из макарон (Приложение 1 , слайд 18). Бумага тоже позволяет развить фантазию (Приложение 1 , слайд 19) Делают ангелов и из ткани, причём используют не только ткань светлых тонов, но цветные ткани (Приложение 1 , слайды 20, 21)
Со старых времён на Руси было принято бережно относиться к каждому лоскутку ткани. Их бережно хранили и часто «вертели» из них кукол. В русской деревне самодельная тряпичная кукла была наиболее распространённой игрушкой. В некоторых крестьянских семьях насчитывалось до сотни таких кукол. Маленьким детям их делали старшие. Лет с 5-6-и дети сами начинали «вертеть» простейших кукол для себя. На Рождество и день Ангела было принято дарить кукол – ангелов. Их развешивали в избе, на Рождество вешали в качестве игрушки на ёлку (Приложение 1 , слайд 22), вешали над кроватью детей. Как вы думаете почему? (Ответы)
Вы хотите научиться делать куклу ангела? Сегодня мы познакомимся со старинной технологией изготовления куклы – ангела. Для того, чтобы сделать куклу, нам необходимы материалы и инструмент (Приложение 1 , слайд 23)
Посмотрите на экран и назовите, какие материалы и инструменты нам нужны? (Ответы) . Среди инструментов и материалов есть такой, которым нужно пользоваться осторожно, о каком инструменте идёт речь? (Ножницы) Какие правила техники безопасности работы с ножницами вы знаете?

  • ножницы передавать кольцами вперёд;
  • на столе должны лежать с правой стороны;
  • после работы закрыть ножницы
  • резать ножницами на некотором расстоянии от глаз

Возьмите все необходимые материалы и инструменты со стола и разложите их так, как показано на экране (Приложение 1 , слайд 24). У вас во время работы могут возникнуть трудности в завязывании узлов. Для этого можно попросить соседа подержать куклу, а вы в это время завяжете узлы, то есть вы должны помогать друг другу. Если что-то не понятно, не бойтесь поднять руку и спросить. Теперь я вижу, что вы готовы к работе, приступаем. Сейчас я буду рассказывать, последовательность изготовления куклы- ангела, вы будете внимательно слушать, смотреть на экран и одновременно выполнять по слайдам.
(Изготовление кукол с использованием слайдов)
Кусочек ваты положите на середину ткани.
Приложение 1 , слайд 25
Закройте кусок ваты второй половинкой ткани. Формирование головы ангела.
Приложение 1 , слайд 26
Формирование головы ангела.
Приложение 1 , слайд 27
Одним пальцем держите конец нитки. Второй конец обмотайте два раза вокруг головы
Приложение 1 , слайд 28
Завяжите три узла
Приложение 1 , слайд 29
Отрежьте концы ниток. Расправьте крылья и платье ангела

Учащиеся с педагогом вывешивают свои работы, рассматривают свои работы, оценивают их, находят ошибки. При этом отмечается:

  • аккуратность работы;
  • правильность выполнения куклы;
  • выбор самого смешного ангела;
  • выбор весёлого ангела;
  • выбор самого красивого ангела

V. Итог занятия

– Что мы с вами делали на занятии?
– Какие задания были самыми интересными?
– Какие задания вызвали затруднения?
– Как можно использовать куклу-ангела? Куда применить?
Мы с вами научились делать куклу-ангела. Полученные знания вам пригодятся: вы можете научить делать ангелов своих родных, сестрёнку, братика, маму с папой, бабушку с дедушкой или своих друзей. Я благодарю вас всех за работу. Вы хорошо трудились и увидели результаты своего труда.Желаю вам, чтобы сделанные вами ангелы вас всегда охраняли, защищали, давали советы. На этом наше занятие закончено, возьмите своих ангелов.

Список литературы :

1. «Уроки труда» Ю.В.Межуева , 2007.
2. «Большая энциклопедия поделок» А.М.Ефремова , 2002.
3. www.kukla.ru

Урок 10. Учение об ангелах. АнгелХранитель человека, семьи, страны

Задачи:

· ребёнок узнает, что по православному вероучению, ангелы - духовные существа, сотворенные Богом прежде сотворения видимого мира, которые исполняют Божии повеления и возвещают людям Его волю;

· заинтересуется образом Ангела Хранителя, который, по православному вероучению, даётся и человеку, и городу, и государству для помощи в добрых делах;

· задумается о том, что человек, творящий зло, согласно православному вероучению, остаётся без защиты перед силами зла.

№ м-ф

Названия медиафайлов

Ангел Хранитель

«Ангел»

03/видео

Сотворение ангельского мира: 1 мин 06 с

04 видео

Ангел- вестник: 1 мин 22 с

Благовещение

Рождество Христово

07/ видео

Херувимы и Серафимы: 1 мин 36 с

Ангел Хранитель

09/видео

Падение Денницы: 1 мин 45 с

10 /видео

Ангел Хранитель: 1 мин

Святитель Василий Великий

Ангел Хранитель

Звёздное небо

Венчание

Макарий Египетский Великий

Явление Ангела пастухам

Рефлексия

Ребята, я всё смотрю на рисунок Святой Руси, который у нас получается, и не могу глаз оторвать! Как хорошо, что у Святой Руси так много тех, кто её оберегает. Это и Сам Господь Иисус Христос, и Богородица, и чудотворные иконы, и святые, и люди, хранящие веру Православную, и даже колокольный звон охраняет и оберегает Святую Русь!

· Ребята, как вы думаете, может ли у государства быть Ангел

Хранитель? (Предположения детей)

По православному вероучению, Ангел Хранитель даётся не только человеку, но и государству. Так при крещении Русь получила своего Ангела Хранителя.

На уроках мы уже не раз говорили об ангелах. Но что это за существа? Много ли их? Что делают? Как живут?

· Ребята, как бы вы изобразили ангела? (Прекрасный юноша, в белоснежной одежде, со светлым ясным лицом, с белыми крыльями…)

· А какие чувства вызывает у васимя - Ангел? (Радостные, светлые, нежные…)

· Что вы знаете Ангеле Хранителе? (Ответыдетей)

Сейчас вы, познакомившись с высказываниями людей об ангельском мире, заполните первую часть таблицы «Точка зрения»:

· Поставь плюс (+), если согласен с высказыванием или минус (-), если не согласен

№ пп

Высказывания людей

В начале урока

В конце урока

Ангелы сотворены одновременно с сотворением Земли

Живут на небе

Все ангелы равны

У ангелов нет имён

Ангелы были созданы со свободной волей (т.е могут выбирать между послушанием и противлением Богу, между добром и злом).

Ангелы, обладают даром слова, способностью мыслить

У нас с ангелами общая твердь

Ангелы являются людям с вестью отБога.

Сопровождают человека с момента рождения

10. А что думаешь ты об ангельском мире?

В начале урока:_________________________________________

_______________________________________________________

В конце урока: __________________________________________

_______________________________________________________

_______________________________________________________

У подавляющего большинства людей это имя вызывает представление о чём-то необыкновенно-светлом, чистом, совершенном, святом, прекрасном, неземном, о чём-то таком, к чему невольно тянется душа. (м-ф 01. Ангел Хранитель. Икона).

Недаром, всё чистое, светлое, прекрасное, совершенное мы обозначаем именем ангела (м-ф 02. Ангел ). Про милых детей, с доверчивыми глазами и доброй улыбкой говорят: «как ангелы», «ангельские глаза», « ангельская улыбка». Видя необыкновенную красоту, человек так восклицает: «Ангельская красота!» Услышав необыкновенное, звонкое, нежное пение - «Ангельское пение!»

· А как скажут про семью, члены которой живут во взаимном согласии, взаимной любви, где всё проникнуто тихостью, кротостью, необыкновенным миром? (Живут, как ангелы).

Кроме нашего внутреннего чувства, об ангельском мире говорити Священное Писание.

Библия точно не говорит о времени сотворения ангелов, но там сказано, что когда сотворены были звёзды, а это какой день творения? (4-й), ангелы восхвалили Господа великим гласом . Эти слова показывают, что ангелы сотворены прежде видимого нами мира и человека (м-ф 03/видео. Сотворение ангельского мира: 1 мин 06 с).

По учению Святой Церкви, ангелы сотворены из ничего, внезапно увидев себя сотворёнными в чудном изяществе и блаженстве. Они сразу ощутили благодарность, благоговение и любовь к своему Творцу .

· Где находится ангельский мир?

Как мы помним, в начале Бог сотворил небо, т. е. ангельский мир и землю, т. е. первичную материю из которой впоследствии был сотворён наш видимый мир. Во второй день творения Господь создал твердь, т. е. некую перегородку, которая отделяет небо, т.е ангельский невидимый мир от земли, т. е. от нашего видимого мира. У нас с ангелами общая твердь - небо: ангелы наднебесные - над небом, а мы поднебесные -под небом. Небо второго дня(твердь) - это духовный горизонт, за которым иной мир.

Слово Ангел обозначает«посланник», «вестник» (м-ф 04/видео. Ангел-вестник: 1 мин 22 с ).

· Как вы думаете,Кто, куда и зачем посылает ангелов? (Ответы детей).

Ангелы - служители Божии, которых Господь посылает со Своими повелениями в разные части Вселенной.

Священное Писание рассказывает о множестве событий, когда Ангелы являлись людям с вестью отБога.

· Вы уже знакомы с двумя важнейшими событиями, о которыхлюдям возвестили Ангелы. Вспомнили? (Благовещение: м-ф 05, Рождество Христово: м-ф 06).

В ангельском мире царит порядок и дивная гармония. Ангелы различаются по чинам.

· Как вы понимаете слово «чин»? (Достоинство, звание, сан)

Высшие чины - это херувимы и серафимы, самые приближённые к Богу ангелы (м-ф 07/видео. Херувимы. Серафимы: 1 мин 36 с ) и низшие чины: наши ангелы - хранители (м-ф 08. Ангел Хранитель) , самые приближенные к человеку Ангелы.Низшие чины ангелов не завидуют высшим чинам.

Ангелы сотворены по образу и подобию Божию, как впоследствии сотворён был и человек .

· Что общего у нас с ангелами? (Предположения детей)

Люди, как и ангелы, обладают даром слова, способностью мыслить, любить, творить добро. Человек, как и ангелы, обладает свободой выбора, свободой последнего решения: быть с Богом или вне Бога.

Ангелы сокрыты от наших взоров, во-первых, потому что состояние человека после грехопадения сделало нас неспособными видеть Ангелов, а во-вторых, чтобы не устрашить, не смутить нас их явлением.

Но иногда ангелы всё же являлись людям воочию, чаще святым. Ангелы, как научает преподобный Макарий Египетский Великий (м-ф 15), суть тонкие тела и имеют вид наружного человека, т. е. все его члены . Такими описывают их и все святые, сподобившиеся видеть Ангелов и беседовать с ними. Священное Писание повсюду являвшихся Ангелов изображает в виде человеческом (м-ф 16. Явление ангела пастухам).

Рефлексия (см. урок 1)

«Всякая душа, оставшаяся (за коснение во зле) без защиты Ангела хранителя, предается на разграбление врагам и на попрание». Творение иже во святых отца нашего Василия Великого Архиепископа Кесарии Каппадокийския . 4 изд. Сергиев Посад 1900г. с. 16

 

Возможно, будет полезно почитать: