Международное сотрудничество в космосе. Международное сотрудничество в освоении космоса

Развитие исследований с целью использования уникальных возможностей космоса представляет новый, чрезвычайно перспективный вид сотрудничества государств. Исследование космоса идет по двум основным направлениям - фундаментальные исследования, представляющие собой развитие "чистой" науки, способствующие открытию и познанию наиболее общих закономерностей Вселенной; прикладные исследования, представляющие собой разработку и использование космических средств и методов для решения практических задач на Земле и для Земли.

Уровень современных технологий позволяет быстро реализовывать результаты достижений космической деятельности. В связи с исследованием космоса появились новые отрасли человеческих знаний, а именно: космическая астрономия, космическая связь, навигация, метеорология, геодезия, биология, медицина, энергетика и др.

Сотрудничество государств в области космической метеорологии осуществляется через Комитет ООН по космосу, Всемирную метеорологическую организацию - специализированное учреждение ООН, всемирные и региональные Центры погоды в крупнейших городах мира, в том числе в Москве, международные организации (ИНТЕЛСАТ), глобальные и двусторонние программы сотрудничества. Искусственные спутники Земли (ИСЗ) используются для прогнозирования погоды, изучения эволюции климата, температур моря, скорости ветра, возникновения внутренних морских волн, контроля за морским льдом, снежными и дождевыми осадками. Так, своевременное предсказание тайфуна позволяет в 10 раз уменьшить наносимый им ущерб; предсказание погоды через метеоспутники обеспечивает точность прогноза в 85-87% случаев; один метеоспутник за полуторачасовой виток обеспечивает обзор состояния атмосферы между полюсами в полосе шириной до 1,5 тыс. км 2 , в каждый момент времени фиксируя поверхность в 10-12 млн. км 2 .

Хорошие результаты дает краткосрочный мониторинг в случаях стихийных бедствий - лесных пожаров, паводков, схода лавин и др.; долгосрочный мониторинг - за процессами опустынивания, обезлесения, глобальных изменений климата; за подъемом Мирового океана; состоянием геобиологических условий в труднодоступных местностях. США организовали Национальное управление по исследованию состояния океанов и атмосферы; ФАО с 1977 г. контролирует состояние осадков в Африке и пр.

На основе принципов международного права установлен свободный доступ государств к получаемой метеоспутниками информации.



Дистанционное зондирование Земли из космоса успешно используется в геологии, географии, геодезии, сельском хозяйстве и даже археологии. Применение дистанционного зондирования Земли (ДЗЗ) дает большие выгоды при проведении съемок в труднодоступных местах, при осуществлении контроля за состоянием окружающей среды, прогнозировании урожаев, учете стока вод при таянии снегов и ледников, дающих до 90% пресной воды на Земле. Россия использует данные ДЗЗ для получения регулярных весенних и осенних оценок биомассы и кормовой продуктивности своих пастбищных районов. Средствами ДЗЗ обнаружены основные разломы земной коры, что позволяет размещать населенные пункты вне сфер активной подземной деятельности; посредством ДЗЗ предсказаны места залегания полезных ископаемых и др. В 1990 г. СССР представил в ООН информацию «ДЗЗ: программа "Океан" и комплекс "Природа"», о создании двух многоцелевых космических платформ для исследования зеленых ресурсов и мониторинга окружающей среды. Европейское космическое агентство планирует в сотрудничестве с ООН готовить пакеты данных для развивающихся стран Африки в целях регулирования использования морских ресурсов и развития прибрежной зоны.

При очевидных преимуществах деятельность государств в области ДЗЗ имеет свои сложности. Сведения о ресурсах и экономических возможностях зондируемого государства, став объектом свободного доступа, могут быть использованы во вред его национальным интересам - зондирующее государство может монополизировать информацию, полученную способом ДЗЗ, сделать ее коммерческим товаром, что особенно опасно при допуске к космической деятельности частных компаний.

Рабочая группа по ДЭЗ Юридического подкомитета Комитета ООН по космосу завершила обсуждение проекта Принципов, относящихся к дистанционному зондированию Земли при помощи спутников, и положила начало процессу формирования на основе Принципов, имеющих характер морально-политических норм, юридически обязательных обычаев и договорных норм. Положения документа, основываясь на принципах невмешательства государств во внутренние дела друг друга, их суверенного равенства, подтверждают право всех государств на равный доступ к данным ДЗЗ, на установление такого порядка, который обеспечивал бы защиту зондируемого государства от неправового использования информации о его ресурсах, а также устанавливают преимущественное право на доступ к сведениям ДЗЗ для развивающихся стран.



Сотрудничество государств в области космической связи обусловлено как возрастающими потребностями человечества в средствах коммуникации на Земле, так и задачами поддержания связи в космосе между наземными станциями, ИСЗ, орбитальными станциями и пр. Активно развивается спутниковая служба радио- и телевещания, оперативная система прямой передачи программ через ИСЗ; СССР начал пользоваться прямой связью с 1976 г., позже ее стали использовать Франция, Канада, Индия, США, Япония, ФРГ. Применение космических компонентов повысило также надежность морской связи и сократило время на организацию спасательных работ. Государства сотрудничают в области космической связи через международные межправительственные организации МСЭ, ИНТЕЛСАТ, АРАБСАТ и др.; широко используются национальные системы спутниковой связи.

При организации прямого непосредственного вещания с использованием ИСЗ необходимо считаться с тем, что вещание на территорию другого государства через его границы может осуществляться только с его согласия, с учетом его суверенитета и требований принципа невмешательства во внутренние дела. В целях обеспечения правомерного и эффективного использования нового вида связи Генеральная Ассамблея ООН приняла в 1982 г. резолюцию "Принципы использования государствами ИСЗ для международного непосредственного телевизионного вещания".

Резолюция, являясь рекомендательным документом, опирается на основные принципы международного права и специальные принципы отрасли. Она рекомендует государствам осуществлять вещание и пользоваться его благами в интересах мирного сотрудничества; воздерживаться от передач, могущих нанести ущерб делу мира или имеющих антигуманный характер, осуществлять вещание только при ясно выраженном согласии государства, куда направляются передачи; если же государства считают, что передачи нарушают их интересы, они могут противодействовать им в пределах своей юрисдикции в космосе. Государства несут ответственность за всю национальную деятельность в связи с международным непосредственным телевизионным вещанием, включая деятельность правительственных органов, организаций и частных лиц.

Космическая навигация - чрезвычайно перспективная и гуманная область сотрудничества государств по оказанию помощи морским и воздушным судам, терпящим бедствие в любом месте на поверхности Земли. В последние годы простейшими средствами космической навигации - через метеоспутники - ежегодно спасается до 400 судов, т.е. почти половина из терпящих бедствие. В России широко используются ИСЗ на низких орбитах, обслуживающие по нескольку сот судов, буровых платформ и плавучих баз. Для целей ориентирования судов в условиях плохой видимости ИСЗ могут использоваться как небесные тела.

В 1976 г. СССР, США, Канада, Франция договорились о создании Международной организации морской спутниковой связи – ИНМАРСАТ*. Космическая система, включающая ИСЗ и необходимые для выполнения задач спасания наземные станции, другое оборудование, состоит из двух самостоятельных, но полностью совместимых систем - российской КОСПАС (Космическая система поиска аварийных судов и самолетов) и американо-канадо-французского САРСАТ (Поисково-спасательный спутник). Правовые основы сотрудничества государств определяются Конвенцией о международной организации морской спутниковой связи 1976 г., которая, по существу, стала Уставом ИНМАРСАТ. В ней отмечаются исключительно мирный характер и цели организации, принципы равноправия суверенитета и взаимной выгоды, на которых должно строиться сотрудничество входящих в ней государств. Коммерческий характер организации повлиял на процедуру принятия решений высшим органом ИНМАРСАТ - Генеральной Ассамблеей. Они принимаются квалифицированным большинством при подчинении меньшинства большинству.

* К 1996 г. зона действия ИНМАРСАТ, состоящей из 9 спутников, охватывала 95% планеты. С 1 февраля 1999 г. пассажирские суда, грузовые суда водоизмещением более 300 т, самоходные нефтяные буровые платформы должны быть оборудованы специальными устройствами для аварийной связи с ИНМАРСАТ. Панама, под флагом которой ходит наибольшее число торговых судов мира, приняла закон о санкциях для нарушителей. В 1998 г. Конвенция пересмотрена. Запущенный в октября 1998 г. ракетоноситель "АРИАН-5" (Франция) при весе в 740 т имел на борту возвращаемую капсулу весом 2,8 т, а также макет спутника "МАКСАТ-3" весом 2,6 т.

Космическая геология, связанная с использованием данных дистанционного зондирования для прогнозирования и разведки полезных ископаемых Земли, весьма эффективна.

Однако важно и развитие космической геологии в подлинном смысле слова - разработка полезных ископаемых небесных тел и доставка их на Землю. Долгосрочные программы такого рода имеют,. Китай, Япония, США, а реализация подготовительного этапа намечена этими странами на первое десятилетие XXI в.

Космические техника и технология связаны с совершенствованием средств использования космоса. Космическая техника, начало которой было положено запуском первого ИСЗ весом в несколько килограммов, поднялась до уровня создания орбитальных станций, полетов в дальний космос, постоянно действующих транспортных космических систем.

Космическая технология нацелена на использование и освоение уникальных свойств космического пространства и его процессов, которые могут быть использованы в различных областях деятельности на Земле -медицине, биологии, энергетике, металлургии. Космическая технология, используя отсутствие гравитации и почти абсолютный вакуум, может обеспечить бесконтейнерную зональную плавку монокристаллических веществ без ограничений, вызываемых на Земле силой тяжести; сварку электронным лучом; вакуумную очистку доставляемых с Земли металлов. В космосе можно создать до 400 новых сплавов, способных революционизировать современное промышленное производство, например, снизить вес авто- и авиатранспорта, что одновременно снизит затраты горючего и пр.; создание в условиях космоса нового материала для коммуникаций - светопровода - даст человечеству эффективную оптическую связь. Стерильность условий работы в космосе обеспечивает возможность получения новых лекарственных препаратов, в частности для лечения болезней крови*.

* Практика использует также понятие "побочные виды космической техники", которое означает незапланированное или непредусмотренное следствие, результат разработки новой технологии в виде нового оборудования, новых материалов, процессов или специальных знаний более общего характера, а также как вторичное применение в некосмических областях технологии, разработанной главным образом для применения в космической деятельности; например, техника (методы) медконтроля, диагностики, лечения, создания новых материалов. Так, Россия и США применяют для нужд населения созданный для космоса прибор, определяющий качество воздуха и питьевой воды, разрабатывается технология преобразования несъедобного растительного материала (биомассы) в продукты питания: пшеница имеет до 60-65% несъедобной биомассы, которая может быть преобразована в белок при помощи микроорганизмов и ферментов, задействованных в космосе. В 1986 г. во Франции учреждена компания "Новэспас" для целей применения побочных результатов космической деятельности; в России это - Главкосмос и Институт медико-биологических исследований.

Другие виды сотрудничества . В последние годы развиваются новые виды космической деятельности. Так, подсчитано, что энергетические запасы Земли будут исчерпаны уже к концу XXI в.; в связи с этим повышенный интерес вызывает возможность добычи лунного фунта - реголита.

Важным этапом продвижения в космос является использование морского сегмента. За счет энергии вращения Земли экваториальные стартовые морские площадки позволяют увеличить первоначальный импульс запускаемой ракеты почти в полтора раза по сравнению, например, с Байконуром или Канавералом (США). В настоящее время морскую платформу в районе Кении имеют Италия и консорциум "Морской старт" в составе России, США, Украины, Норвегии с местонахождением у Западного побережья США и выходом для запуска в район Гавайских островов. Плавучий космодром принят в эксплуатацию. Россия, владеющая 25% акций, к 2001 г. должна получить около 1 млрд. долл. прибыли, не говоря о других преимуществах.

В начале 1999 г. Россия осуществила уникальный запуск на орбиту немецкого спутника Земли с использованием возможностей своего подводного флота.

В последнее время все активнее заявляет о себе такой вид сотрудничества, как космический туризм. По мере снижения расходов на запуск космических объектов и повышения безопасности полетов аэрокосмические компании США при участии НАСА планируют к началу XXI в. развернуть регулярные полеты и сделать их рентабельными. Планируется обслуживание 2 тыс. туристов ежегодно (стоимость билета около 100 тыс. долл.) с длительностью пребывания в космосе и выходом на суборбиту в течение 6 дней.

В 1999 г. Международное Морское бюро - организация, объединяющая представителей частных транспортных компаний, приняло решение о создании системы слежения со спутников за движением океанских судов с целью пресечения морского пиратства. Каждое судно предполагается снабдить скрытым передатчиком, сигналы которого через спутник будут приниматься наземной станцией службы слежения в Малайзии.

Наконец, во второй половине 1999 г. американские исследователи планируют при помощи 72-метрового радиотелескопа (Евпатория, Украина) установить контакт с неизвестными внеземными цивилизациями. Сигнал должен достичь намеченные пункты в четырех звездных системах, схожих с нашей, к 2050 г. Первая попытка была предпринята в 1974 г. из Пуэрто-Рико.

В целях интенсификации сотрудничества государств в космосе 29 января 1998 г. в Вашингтоне правительствами России, США, Японии, Канады и Европейским космическим агентством (ЕКА) было подписано Соглашение о создании международной космической станции гражданского назначения. Участники Соглашения договорились объединить усилия в конструировании, выводе на орбиту и использовании пилотируемой космической станции. Соглашение, как указано в преамбуле, соответствует принципам Договора по космосу 1967 г., создает правовую основу для мирного сотрудничества государств, гарантирует каждому участнику права на использование станции и управления ею (ст. 1), регистрацию предоставляемых им орбитальных элементов в качестве своего космического объекта и сохранение юрисдикции над ним и своими гражданами, составляющими персонал станции (ст. 5).

Для усиления коллективного компонента в управлении и использовании станции участники обеспечивают доступ друг друга к своим элементам и возможность их использования при условии, что такое использование является мирным (ст. 9, п. 3 "в").

Таким образом, космические виды сотрудничества знаменуют новую эру в развитии цивилизации, в освоении богатств космоса. Международное право должно своевременно определять правовые рамки сотрудничества, с тем чтобы обеспечить использование нового вида осваиваемой человечеством территории в соответствии с принципами международного права, под международным контролем, на благо всего человечества.

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

1. Назовите виды территорий, составляющих космос. Определите вид режима, регулирующего их правовой статус, его источники.

2. Укажите различия в режиме естественных и искусственных небесных тел.

3. Назовите основные принципы международного права, распространяющиеся на космическую деятельность государств, специальные принципы отрасли международного космического права.

4. Каково значение института регистрации космических объектов, запускаемых государствами, международными организациями?

5. Определите специфику ответственности в отрасли международного космического права.

6. Каковы основные признаки абсолютной ответственности за нанесение ущерба космическим объектом?

ЛИТЕРАТУРА

Верещетин B.C. Правовые проблемы полета человека в космос М 1986.

Курс международного права. Отрасли международного права. Т. 5. М., 1992.

Международное космическое право. М., 1985.

Новое в космическом праве (на пути к международному частному космическому праву). М., 1990.

Словарь международного космического права. М., 1992.

Исключительная роль международного сотрудничества в области космических исследований и их практического применения требует четкого выяснения юридического содержания принципа межгосударственного сотрудничества с точки зрения МКП. Общий принцип сотрудничества, установленный международным правом полностью применим к межгосударственным отношениям, связанным с исследованием и использованием космического пространства. О стремлении максимально содействовать всестороннему развитию международного сотрудничества в космосе государства заявили в преамбуле Договора по космосу 1967 года, а также во многих статьях этого договора, и это дает основание отнести сотрудничество государств в исследовании и использовании космического пространства к числу основных принципов МКП.

Таким образом, Договор по космосу 1967 года закрепил принцип сотрудничества государств как один из общих принципов, основных начал КП. Целый ряд положений договора по космосу вытекает из принципа сотрудничества и детализирует его. К примеру, обязанность учитывать соответствующие интересы всех других государств при осуществлении деятельности в космосе, не создавать потенциально вредных помех деятельности других государств, оказывать возможную помощь космонавтам других государств, информировать все страны о характере, ходе, месте и результатах своей деятельности в космическом пространстве и т. д.

Таким образом, основным содержанием принципа сотрудничества является обязанность государств сотрудничать друг с другом при освоении космического пространства и обязанность максимально благоприятствовать и содействовать развитию широких контактов и проведению совместных работ по изучению и использованию космоса.

В рамках ООН. Ведущая роль в развитии сотрудничества государств в исследовании и использовании космического пространства принадлежит Генеральной Ассамблее ООН. Она достигла наиболее значительных успехов именно в области правового регламентирования космической деятельности, и ее по праву считают центром международного сотрудничества в области разработки норм МКП. Ею были приняты: 1) Декларация правовых принципов космической деятельности, 2) Договор по космосу, 3) Соглашение о спасении, 4) Конвенция об ответственности, 5) Конвенция о регистрации, 6) Соглашение о Луне. Ее решающая роль в формировании и развитии МКП уже проявилась в создании Комитета ООН по использованию космического пространства в мирных целях, более известного как Комитет по Космосу.

К основным функциям Генеральной Ассамблеи относятся: 1) формулирование задач по изучению и разработке правовых проблем освоения космического пространства, 2) одобрение рекомендаций Комитета ООН по космосу относительно вопросов правовой регламентации космической деятельности государств, а также 3) одобрение проектов соглашений по космосу в рамках Комитета ООН по космосу, 4) непосредственная разработка проектов отдельных статей этих соглашений на сессиях Генеральной Ассамблеи при участии абсолютного большинства государств.

Комитет по использованию космического пространства в мирных целях. В соответствии с резолюциями ООН комитету поручено заниматься как научно-техническими, так и правовыми вопросами исследования космического пространства; он выполняет роль центрального координирующего органа в области международного сотрудничества в освоении космоса. Комитет ООН по космосу состоит из двух подкомитетов - Юридического и Научно-технического. Основную правотворческую деятельность комитет проводит через свой Юридический подкомитет. В Юридическом подкомитете Комитета ООН по космосу осуществляется деятельность по разработке проектов многосторонних соглашений, регулирующих деятельность по исследованию и использованию космического пространства. Фактически этот подкомитет является центральным рабочим органом по разработке принципов и норм МКП. Комитет принимает решения по принципу консенсуса.

Генеральный секретарь ООН наделен достаточно широким кругом полномочий в области координации сотрудничества в освоении космоса: 1) на него возложены сбор и распространение информации о космической деятельности государств,2) ведение реестра, содержащего сведения о запускаемых космических объектах и обеспечение к нему открытого доступа, 3) сбор и распространение данных о явлениях, представляющих опасность для жизни и здоровья космонавтов и действиях государств по спасанию и оказанию помощи космонавтам в случае аварии, бедствия, вынужденной или непреднамеренной посадки, 4) назначение ad hoc председателя комиссии по рассмотрению претензий по Конвенции об ответственности и др.

Кроме того, важную роль в освоении космоса играют многие специализированные учреждения ООН: 1) МСЭ (Международный Союз Электросвязи), который разрабатывает регламенты, распределяющие диапазоны радиочастот для космической связи, исследует экономические аспекты космической связи, осуществляет обмен информацией об использовании спутников в целях дальней связи, 2) ЮНЕСКО, чья основная задача в области космоса состоит в исследовании проблем применения космической связи в целях распространения информации, социального развития, расширения культурного обмена, 3) ВОЗ, которая способствует сотрудничеству государств в области космической медицины; 4) иные организации.

Большое значение также для развития международного сотрудничества в освоении космоса имели две конференции ООН по исследованию и использованию космического пространства в мирных целях 1968 и 1982 годов.

В РАМКАХ МЕЖПРАВИТЕЛЬСТВЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ. Какой-либо универсальной межправительственной международной организации, занимающейся проблемами космоса, не создано. В настоящее время практическими вопросами международного сотрудничества в этой области занимаются ряд международных организаций в рамках своей компетенции.

Международная организация морской спутниковой связи (ИНМАРСАТ). Ее основной целью стало радикальное улучшение морской связи с использованием искусственных спутников Земли. Учредительные документы ИНМАРСАТ состоят из межправительственной Конвенции о Международной организации морской спутниковой связи, где определены принципиальные положения создания организации и Эксплуатационного соглашения, где регламентируются технические и финансовые вопросы, и которое подписывается либо от имени правительства, либо от имени назначенных им государственных или частных компетентных организаций. Носителями прав и обязанностей по Конвенции являются только государства. Эксплуатационное соглашение предусматривает, что его субъектами могут быть либо государства, либо назначенные правительствами государств компетентные национальные организации.

Международная организация связи через искусственные спутники Земли (ИНТЕЛСАТ). Главной целью ИНТЕЛСАТ является осуществление на коммерческой основе проектирования, сооружения, эксплуатации и технического обслуживания глобальной системы связи с помощью искусственных спутников, "используемой в международных целях и доступной для всех государств без какой-либо дискриминации". Сейчас членами ИНТЕЛСАТ являются более 100 государств. Однако в специальной литературе указывается на ряд недостатков, главными из которых являются то, что свыше половины всех голосов принадлежит американской частной кампании КОМСАТ, представляющей в ИНТЕЛСАТ интересы США и то, что, скорее, ИНТЕЛСАТ представляет собой некое а/о с участием иностранного капитала.

Европейское космическое агентство (ЕКА). Еще в начале 60-х годов западноевропейские страны приняли решение проводить в области космоса политику, независимую от США. Были образованы несколько международных организаций. В конце 1968 года было принято решение о слиянии в будущем всех существующих в Западной Европе космических организаций и о создании единой организации - ЕКА. Только в 1975 году представители 11 стран подписали Конвенцию о создании ЕКА. Статус наблюдателя имеют еще 3 государства. Деятельность ЕКА должна быть направлена на обеспечение и развитие сотрудничества европейских государств в освоении космоса и на практическое применение достижений космонавтики в мирных целях. Главными задачами ЕКА являются: 1) выработка и координация долговременной общей европейской космической политики всех государств-членов и каждого государства в отдельности, 2) разработка и претворение в жизнь общей европейской космической программы, 3) выработка и проведение соответствующей промышленной политики. Космические программы агентства подразделяются на обязательные, финансируемые всеми государствами-членами и факультативные, в финансировании которых принимают участие только заинтересованные стороны.

Из других межправительственных организаций можно выделить АРАБСАТ. В ее состав входит 21 государство из числа членов Лиги арабских государств. Главная цель АРАБСАТ заключается в создании и обслуживании системы дальней связи для всех членов Лиги.

В РАМКАХ МЕЖДУНАРОДНЫХ НЕПРАВИТЕЛЬСТВЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ. Эти международные неправительственные организации не представляют собой форму сотрудничества государств, поскольку их создателями и членами являются не государства, а научные общества, учреждения и отдельные ученые. Их деятельность способствует широкому обмену информацией, обсуждению различных научных проблем и укреплению международного сотрудничества.

Комитет по космическим исследованиям (КОСПАР) создан в октябре 1958 года для продолжения осуществления мероприятий по сотрудничеству в освоении космоса после завершения Международного геофизического года. Основная задача этой международной организации - "предоставление ученым всего мира возможности широкого использования спутников и космических зондов для научных исследований космического пространства и организация обмена информацией по результатам исследований на основе взаимности". Ее цель - содействие прогрессу в изучении космического пространства в международном масштабе.

Международная астронавтическая федерация (МАФ) организационно сформировалась в 1952 году. В основе деятельности МАФ лежит Устав, принятый в 1961 году с изменениями 1968 и 1974 года. Деятельность МАФ направлена на то, чтобы способствовать развитию астронавтики в мирных целях, содействовать распространению информации о космических исследованиях, а также на ряд социально-правовых вопросов освоения космоса. В МАФ существует 3 категории членов: 1) национальные члены (астронавтические общества различных стран), 2) университеты, лаборатории, деятельность которых связана с подготовкой кадров или проведением исследований в области астронавтики, 3) международные организации, цели которых соответствуют задачам МАФ.

Международный институт космического права (МИКП). Он создан вместо ранее существовавшего Постоянного правового комитета МАФ. Его задачей является: 1) изучение правовых и социологических аспектов космической деятельности, 2) организация ежегодных коллоквиумов по космическому праву, которые проводятся одновременно с конгрессами МАФ, 3) проведение исследований и подготовка докладов по правовым вопросам освоения космоса, 4) публикация различных материалов по космическому праву. Институт занимается также вопросами преподавания космического права. Он является единственной неправительственной организацией, в которой обсуждаются правовые проблемы освоения космоса. МИКП создан на основе индивидуального членства. Он осуществляет представительство МАФ в Юридическом подкомитете Комитета ООН по космосу. Курс международного права. М, 1989. С.194.

12 апреля - Международный день полета человека в космос - на портале Международного аналитического центра Rethinking Russia вышла статья Самойловской Натальи, заместителя председателя Молодежного отделения Российского Пагуошского комитета при Президиуме Российской Академии наук http://rethinkingrussia.ru/2017/04/космическая-эра-соперничество-и-сотр/ Космическая эра: соперничество и сотрудничество

«Облетев Землю в корабле-спутнике, я увидел, как прекрасна наша планета. Люди, будем хранить и приумножать эту красоту, а не разрушать её!» Ю. Гагарин

СССР и США - первые в космосе

7 апреля 2011 г. Генеральная Ассамблея ООН, «напоминая о том, что 12 апреля 1961 г. состоялся первый полет человека в космос, который совершил Юрий Гагарин – советский гражданин, родившийся в России» , провозгласила 12 апреля Международным днем полета человека в космос. Этот день стал символичной датой, ознаменовавшей начало космической эры для всего человечества.

56 лет прошло с прозвучавшего в эфире знаменитого «Поехали», которому предшествовала титаническая работа выдающихся ученых и инженеров, заложивших основы советской космической науки и промышленности. Путь СССР в космос не переставал удивлять: от полной разрухи послевоенного периода середины 1940-х гг. – к запуску первого искусственного спутника Земли ПС-1 в 1957 г., первых животных – собак Белка и Стрелка – совершивших орбитальный космический полет с успешной посадкой в 1960 г.; и наконец, к первому полету человека в космос в 1961 г.

Через месяц после полета Юрия Гагарина, 5 мая 1961 г., первым американцем в космосе стал А. Шепард, а в 1962 г. Дж. Гленн совершил полет вокруг Земли. Тем не менее, СССР продолжал удерживать первенство: В.И. Терешкова стала первой в мире женщиной-космонавтом в 1963 г.; космонавт В.И. Леонов стал первым человеком, осуществившим выход в открытый космос в1965 г.

Космические успехи СССР стимулировали США к достижению американского лидерства, усиливали элемент соперничества, но при этом сохранялись возможности для сотрудничества. Во время президентства Дж. Кеннеди принятие программы по высадке на Луну во многом объяснялось желанием превзойти СССР. Тем не менее, с американской стороны предпринимались попытки подключить к проекту СССР. В 1962 г. было заключено первое соглашение о сотрудничестве Академией наук СССР и Национальным управлением по аэронавтике и исследованию космического пространства (НАСА) США, которое стало первым шагом к сотрудничеству СССР и США по вопросам космоса. В дальнейшем сотрудничество по линии Академии наук СССР и НАСА будет играть ключевую роль в совместных космических проектах.

Последовавший через несколько месяцев Карибский кризис на этом фоне только благодаря гигантским усилиям руководств двух стран по осознанию собственной ответственности за последствия конфронтации ядерных держав привел к пониманию необходимости сохранения и формирования каналов взаимодействия во избежание катастрофы. При посредничестве ООН стали предприниматься попытки формирования правовой базы относительно возможностей ограничения размещения ядерного оружия в космосе, и в 1967 г. был подписан Договор о принципах деятельности государств по исследованию и использованию космического пространства, включая Луну и другие небесные тела.

Во время президентства Р. Никсона в 1969 г. в ходе лунной экспедиции корабля «Аполлон-11» американский астронавт Н. Армстронг стал первым человеком, ступившим на Луну. И все же вместо «головокружения от успехов» администрация Р. Никсона предприняла эффективные попытки по налаживанию российско-американского сотрудничества для уменьшения напряженности между СССР и США. Результаты политической воли руководств США и СССР к взаимодействию превзошли все ожидания.

24 мая 1972 г. между СССР и США было подписано межправительственное соглашение, результатом которого стала экспериментальная программа «Аполлон-Союз» (ЭПАС) – первая крупная совместная программа со сближением, стыковкой и взаимным переходом космонавтов космических кораблей двух стран, реализованная в 1975 г. Параллельно, 26 мая 1972 г. был подписан Договор об ограничении систем противоракетной обороны (ПРО), что завершило длительные переговоры об ограничении стратегических вооружений подписанием Временного соглашения между СССР и США о некоторых мерах в области ограничения стратегических наступательных вооружений , но в то же время узаконило вспомогательную военную деятельность в космосе.

После совместных исторических достижений СССР и США, сотрудничество снова пошло на спад, что было обусловлено другими приоритетами администраций Дж. Картера и Р. Рейгана, а также международными политическими событиями, связанными с Афганистаном. Свою роль сыграла программа «Стратегической оборонной инициативы» (СОИ), активно продвигаемая Р. Рейганом, которая привела к активизации работ по космическим вооружениям в СССР вплоть до распада СССР.

Распад СССР устранил принципиальные идеологические противоречия между США и новой Россией, открыл большие возможности на пути к становлению равноправного партнерства. Самой образцовой моделью такого партнерства стало беспрецедентное сотрудничество США, России и европейских партнеров по созданию МКС. Только благодаря общим усилиям удалось завершить прорывной проект в освоении космоса человечеством. Этот проект стал примером и доказательством того, что, несмотря на все сложности, сотрудничество в военно-технологической сфере возможно, взаимовыгодно и открывает огромные возможности для мирного освоения космоса. К сожалению, очередное вмешательство политических событий, не позволило перенести успех сотрудничества на другие области и привело к очередному ухудшению российско-американских отношений.

«Выступая за все человечество»: технологии и осознание

Освоение космического пространства открыло как невероятные возможности для человеческого прогресса, так и беспрецедентные военные технологии, способные уничтожить все живое на Земле. США и Россия по-прежнему остаются самыми мощными ядерными державами в мире, поэтому осознание ответственности перед мировым сообществом является основным посылом к активному сотрудничеству, в первую очередь в двух взаимосвязанных сферах – сфере нераспространения и сфере освоения космического пространства.

Кризис в российско-американских отношениях только усиливает необходимость возвращения к практическому научно-техническому сотрудничеству двух стран в космосе, способному восстановить доверие посредством создания взаимовыгодных партнерских связей. Создание взаимозависимых космических программ может стать основой долгосрочного сотрудничества для возвращения к проблеме создания совместной системы ПРО и ее деполитизации. Немаловажным в этом направлении является интенсификация экспертно-общественного диалога, который часто играл стабилизирующую роль во время кризисных явлений российско-американских отношений.

Анализ опыта сотрудничества России и США в космическом пространстве показывает, что основную роль в разрешении противоречий играет политическая воля руководства стран к поиску компромиссов, нацеленность на совместное решение проблемы имеет наибольшую эффективность. Более того, будет ли развиваться человечество, используя технологические достижение во благо и улучшение качества жизни, или балансировать на грани ядерной угрозы, зависит от желания великих держав преодолевать возникающие трудности с полной ответственностью перед судьбой человечества.


style="margin-top: 20px; margin-bottom: 20px; border: 0px none; font-variant-numeric: inherit; font-stretch: inherit; line-height: 1.6; vertical-align: baseline;"> Новое слово «leonize» появилось в английском языке, созвучное фамилии космонавта В.И. Леонова, означающее выход в открытый космос.

Второй раунд переговоров об ограничении стратегических вооружений будет завершен в 1979 г. подписанием договора Дж. Картером и Л. И. Брежневым

Тайны лунной гонки Караш Юрий Юрьевич

Международное сотрудничество в космосе или поиск союзников в космическом «противоборстве»?

Интернационализация космоса, истинное международное сотрудничество в космосе, сотрудничество между странами или группами стран в исследовании и освоении космического пространства… На первый взгляд, за этими по сути своей весьма схожими терминами стоит одно и то же явление - взаимодействие между государствами за переделами атмосферы. Но только на первый взгляд.

На самом деле интернационализация космоса - это в настоящее время нечто идеалистическое и довольно абстрактное, ситуация, при которой «народы, распри позабыв, в единую семью объединятся» и при этом каждому государству, пусть даже самому бедному и незначительному, будет обеспечен такой же доступ в космос, что и мегадержаве. В общем, некое подобие ООН за пределами атмосферы.

Что касается истинного международного сотрудничества в космосе (на выделенном курсивом слове сделали акцент участники венской конференции), то это несколько более конкретное явление. Речь идет о равноправном взаимодействии стран в деле освоения космического пространства без учета их политических или экономических систем. И, наконец, есть (а точнее - было) сотрудничество, которое каждая из супердержав - СССР и США - во многом в пику друг другу развивали с отдельными странами или группами стран. Подобное взаимодействие, подчеркнули выступавшие на конференции, осуществляется в рамках американской и советской космических программ, служит, в первую очередь, национальным интересам Советского Союза и Соединенных Штатов и по сути своей является одной из форм соперничества в космосе между двумя сверхдержавами.

По мнению американских исследователей Харви и Сиккоритти, как США, так и СССР могли использовать механизмы ООН или же сопряженных с ней организаций для распространения в мировом сообществе сведений, полученных ими в результате исследования космоса. «Плюс» такой формы обогащения интеллектуальной копилки человечества новыми знаниями состоял в том, что при этом не требовалось ни формального соглашения, ни фактического взаимодействия между Советским Союзом и Соединенными Штатами за пределами атмосферы. Так, США, например, к тому времени уже довольно давно использовали Комитет по космосу, да и прочие органы ООН, для распространения «космической» информации.

Не упускали американцы случай и организовать небольшую международную кооперацию в рамках небольших проектов. К числу таких относились программа запуска геофизических ракет под эгидой ООН (с ограниченным участием СССР), ряд шагов по регулированию деятельности, относящейся к компетенции Международного телекоммуникационного союза (также с некоторым участием СССР).

Довольно бурную деятельность Соединенные Штаты развили и в рамках Всемирной метеорологической организации, Всемирной организации здравоохранения, Всемирной организации продуктов питания и т. д.

В деятельности некоторых из этих организаций принимал участие и Советский Союз. Что же касается будущего, то как СССР, так и США вполне могли предоставить в распоряжение ООН, а также ассоциированных с ней организаций, большой объем данных, полученных в результате исследования космического пространства. Однако ирония в том, что степень, в которой ООН могла распорядиться во благо человечества полученными от Советского Союза и Соединенных Штатов фактами, также зависела по меньшей мере от неформального соглашения между двумя космическими супердержавами или от их молчаливого согласия с подобной деятельностью ООН. Тем не менее, как свидетельствовала история да и развитие событий на конференции в Вене, СССР по-прежнему не приветствовал активизации и расширения роли ООН в области освоения космического пространства. На форуме в австрийской столице представители Советского Союза традиционно доложили об обширных двусторонних программах сотрудничества страны в области космоса с отдельными государствами, в первую очередь с восточноевропейскими сателлитами СССР, а также - с Францией. Кроме того, они упомянули о многосторонних программах, реализуемых Советским Союзом с участием стран «социалистического содружества», а также о намерении развивать и в будущем этот тип космического партнерства.

Что же касается Америки, она отрапортовала о своем взаимодействии как с отдельными странами, так и с группами государств, в основном в рамках уже упоминавшихся Европейской организации космических исследований - ESRO, а также Европейской организации по разработке ракет-носителей - ELDO. Проявляли США активность и в рамках тех международных космических консорциумов, в которых СССР не участвовал, как, например, «Интелсат». Более того, постепенно Вашингтону становилось все более очевидно - объединить вокруг себя страны, желающие участвовать в исследовании и освоении космического пространства, можно и без участия Советского Союза и более того - даже в пику последнему. Да и вообще советский «космический фактор» постепенно снижал свое влияние на формирование политики США в области космоса. Как отметили в 1969 г. члены Оперативной группы по космосу при Белом доме, «американское общество советские свершения в космосе… более не расстраивают. В настоящее время советские достижения уже не будут иметь того воздействия [на сознание людей], как в прошлом». Было, правда, одно «но». СССР и США продолжали ревностно отслеживать степень доступности космических программ друг друга, чтобы, не дай Бог, не дать потенциальному противнику информации о «двойных технологиях» больше, чем получил от него. По этой причине традиционная секретность, какой Советский Союз окутывал свою космическую деятельность, была одним из главных факторов, сдерживающих темпы открытия американской космической программы перед «третьими» странами».

Разумеется, при такой ситуации США были вынуждены выстраивать вокруг собственной космической деятельности барьеры, заглянуть за которые не всегда удавалось даже их ближайшим союзникам. Этот фактор, а также необходимость продолжать единоличную борьбу с СССР за космическое лидерство, ставили национальное в космической политике США над международным. Подобное распределение приоритетов неизбежно определяло особенность подхода Соединенных Штатов к сотрудничеству в космосе, при котором сотрудничество это также становилось одной из форм борьбы за ведущие позиции во внеземном пространстве. Победа определялась тем, кто больше сможет объединить вокруг себя стран, желающих и способных участвовать в освоении космического пространства.

Из книги Тайны лунной гонки автора Караш Юрий Юрьевич

Зачем Соединенным Штатам нужно было сотрудничество с СССР? Вопрос не праздный. Разве американцы в меньшей степени, чем русские, были озабочены возможностью «перетекания» своих современных технологий двойного использования в руки тех, кто мог обратить их против

Из книги Битва за звезды-2. Космическое противостояние (часть I) автора Первушин Антон Иванович

Ядерные взрывы в космосе Перспектива использования околоземного космического пространства в качестве плацдарма для размещения ударных вооружений заставила задуматься над способами борьбы со спутниками еще до появления самих спутников.Наиболее радикальным по тем

Из книги Хочу все знать! автора Томилин Анатолий Николаевич

Из книги Информационная безопасность человека и общества: учебное пособие автора Петров Сергей Викторович

4.5. Международное сотрудничество России в области обеспечения информационной безопасности Международное сотрудничество РФ в области обеспечения информационной безопасности – неотъемлемая составляющая политического, военного, экономического, культурного и других

Из книги Загадка булатного узора автора Гуревич Юрий Григорьевич

Поиск продолжается Юрий Иванович Люндовский - коренной житель Златоуста. На плане дома, который в 1837 году перестраивал его дед, мастеровой казенных заводов Григорий Люндовский, стоит подпись самого «управителя Златоустовскими заводами П. Аносова». Подпись скреплена

Из книги Show/Observer МАКС 2011 3 автора Автор неизвестен

Сотрудничество в космосе продолжится 17 августа руководитель Роскосмоса Владимир Поповкин и генеральный директор Европейского космического агентства (ЕКА) Жан-Жак Дорден неожиданно для всех сделали важное заявление о необходимости продолжения космических полетов в

Из книги Отечественные противоминные корабли (1910-1990) автора Скороход Юрий Всеволодович

Из книги Промышленное освоение космоса автора Циолковский Константин Эдуардович

Жизнь в космическом эфире* Мы в среде кажущегося отсутствия тяжестиВообразим себя с разными маленькими захваченными нами телами и орудиями где-нибудь в Солнечной системе, подальше или, лучше, поближе Земли. Все наши тела имеют секундную скорость в 25–30 км и потому

Из книги Баллистическая теория Ритца и картина мироздания автора Семиков Сергей Александрович

Из книги Обитаемые космические станции автора Бубнов Игорь Николаевич

НИИ В КОСМОСЕ Значение ОКС и тем более обитаемых станций как баз для научных исследований далеко не исчерпывается физикой Земли и космоса или метеорологией. Условия, в которых будет находиться орбитальная станция, позволят применить ее для других научных

Из книги 100 великих достижений в мире техники автора Зигуненко Станислав Николаевич

Из книги Взлёт, 20013 №11 автора

ЭЛЕКТРИЧЕСТВО В КОСМОСЕ Длительное функционирование научной ОКС невозможно без развитой сети энергоснабжения на борту станции.Пока еще не представляется возможной передача энергии с Земли прямо на борт орбитального корабля. Использование электромагнитных колебаний

Из книги Нанотехнологии [Наука, инновации и возможности] автора Фостер Линн

Отели в космосе… Говорят, что «Мир» в свое время затопили столь поспешно потому, что некий американский мультимиллиардер хотел выкупить его и превратить в своего рода туристско-развлекательный центр, чего идеологи нашей космической программы никак допустить не

Из книги автора

Частники в космосе Когда более полувека тому назад начинались первые космические полеты, они были делом сугубо державным. Ныне же из космических держав, пожалуй, лишь Китай да Япония все еще считают покорение космоса государственной задачей. Остальные стали все больше

Из книги автора

«Вертолеты России» расширяют сотрудничество с Казахстаном В октябре 2013 г. холдинг «Вертолеты России» поставил Министерству внутренних дел Республики Казахстан новый вертолет Ми-171Е, построенный входящим в холдинг Улан- Удэнским авиационным заводом. Машина оснащена

Из книги автора

8.3.5.2. Сотрудничество с профессорско-преподавательским составом и самими исследователями Профессорско-преподавательский состав и ученые-исследователи всегда сами создавали (и даже определяли) задачи передовых рубежей научнотехнического прогресса, и поэтому именно эти

Высокий научно технический и производственный потенциал, который удалось сохранить России в области космического строения и вторичных космических услуг, несмотря на непростые экономические условия последних десяти лет, может сыграть решающую роль в конкурентной борьбе с США и проводящей самостоятельной космическую политику Европой, объединяющей космическую промышленность стран, входящих в ЕС.

Правительство России придает первостепенное значение расширению международного сотрудничества с ее участием в области космоса. Прежде всего речь идет об оказании на коммерческой основе услуг по выведению в космическое пространство зарубежных полезных нагрузок с использованием общепризнанных по своему качеству и надежности российских ракет-носителей.

Стартовые комплексы "Протон" успешно конкурируют за запуски на геостационарную орбиту, пока самую востребованную с точки зрения коммерции, теле- и радиовещаний и связи. Сегодня на низких орбитах, где используются РН "Союз", формируется рынок, в котором России принадлежит значительная доля.

Потенциал России в бизнесе космических запусков может существенно возрасти благодаря коммерческому использованию запаса конверсионных военных ракет-носителей, способных выводить малые и средние полезные нагрузки на низкие, полярные и эллиптические орбиты.

Россия располагает развитой наземной инфраструктурой для проведения космических запусков. Активная постоянная модернизация космодрома Байконур выводит его с точки зрения работы с клиентами в разряд самого современного космодрома. Открыты для выведения иностранных полезных нагрузок военные космодромы Свободный и Плесецк, а также космический полигон Капустин Яр.

Россия осуществляет, соблюдая свои международные обязательства, экспорт ракетных технологий.

Портфель заказов на поставку отечественной космической техники и услуг на мировой рынок ежегодно превышает 2 млрд. долларов.

В процессе коммерциализации космической деятельности ее активными участниками во все более определяющем масштабе становятся национальные и транснациональные частные и частно-государственные компании. Мировой космический рынок, учитывая его разнообразие, масштабы и научно-техническую специфику, не может не быть ареной конкурентной борьбы. Ее законы приводят к тому, что на отдельных направлениях этого рынка складываются специализированные на конкретных видах деятельности космические коммерческие альянсы. Чаще всего приобретают форму совместных предприятий, что позволяет осуществлять космические проекты в оптимальном режиме, максимально удешевляя их и привлекая лучшие технологии, специалистов, маркетинговый опыт, географические и прочие возможности.

Россия является активным участником космических коммерческих интеграционных процессов. Для продвижения на мировом рынке пусковых услуг российских РН "Союз" создано СП "Старсем". От Франции в него входят две фирмы: "Аэроспасьяль" (ведущий в Европе производитель ракет) и "Арианэспас".

На рынке геостационарной орбиты объединяются усилия американской компании "Локхид - Мартин" и российского Государственного космического научно-производственного центра им. Хруничева для совместного продвижения РН "Протон". Запуски из Плесецка российской ракетой "Рокот" продвигаются совместным российско-германским предприятием "Еврокот".

Широчайшие коммерческие перспективы открываются в процессе практической реализации возможных российско-австралийских проектов, связанных со строительством космодрома на острове Рождества и потенциально - с использованием австралийского полигона в Вумере для запуска коммерческих полезных нагрузок российскими ракетоносителями.

 

Возможно, будет полезно почитать: