Архитектор Барановский Петр Дмитриевич: биография, личная жизнь и фото. Архитектор Барановский Петр Дмитриевич: биография, личная жизнь и фото Архитектурная энциклопедия xix века



Том 2. Книга 1, 2. Общественные здания. Во...

Читать полностью

Репринт с издания. СПб. 1902-1908.
В издание включены лучшие на тот период времени образцы художественно-архитектурного творчества мастеров всего мира. В энциклопедию включены графические таблицы с подробными изображениями фасадов зданий, их фрагментов; планы, различные проекции, перспективы, разрезы и пр., иллюстрирующие все богатство мировой культуры, явленное в самых различных темах и сюжетах, где архитектура и зодчество, так или иначе, проявляют себя. Ничего подобного ни до, ни после этого издания не было ни в России, ни в мире. Богатство и количество представленного на страницах томов материала позволяет архитекторам, художникам, застройщикам, а также всем, кто интересуется архитектурой, найти ответы на интересующие вопросы, получить необходимые идеи для дальнейшего творчества.
Том 1. Архитектура исповеданий (церкви, мечети, часовни, надгробия и др.). В первый том энциклопедии вошли сведения об архитектуре исповеданий.
Том 2. Книга 1, 2. Общественные здания. Во второй том книгу первую и вторую энциклопедии вошли сведения об общественных зданиях.
Том 3. Выставки, зрелища, спорт. В третий том энциклопедии вошли сведения об архитектурных сооружениях, предназначенных для выставок, зрелищ и спорта.
Том 4. Жилища и службы. В четвертый том энциклопедии вошли сведения о жилищах и службах.
Том 5. Улицы, площади, парки. В пятый том энциклопедии вошли сведения об улицах, площадях и парках.
Том 6. Части сооружений (фасады, подъезды, балконы, лестницы и др.). В шестой том энциклопедии вошли сведения частях сооружений (фасадах, подъездах, балконах, лестницах и др.).
Том 7. Архитектурные и скульптурные детали. В седьмой том энциклопедии вошли сведения об архитектурных и скульптурных деталях. В каждом томе около 2000 илл.
Тираж 30 экз.

Скрыть

Барановский Гавриил Васильевич - архитектор и издатель. В его энциклопедии содержатся чертежи и фотографии лучших и достойнейших, на взгляд автора, архитектурных объектов конца XIX века как Росии, так и Европы.

Богатство и количество представленного материала поможет архитекторам, художникам, застройщикам, а также всем, кто интересуется архитектурой, получить вдохновение и массу идей для своей работы. Ведь как известно, новое? это хорошо забытое старое:-)

Предисловие автора

В настоящем издании мы имели в виду дать возможно полное собрание лучших образцов художественно-архитектурного творчества второй половины XIX века: несомненно, что именно за этот период ясно обнаружилось в искусстве стремление освободиться от вековых традиций подражательности и условности и стать непосредственным выражением идей и требований своего времени.
Сравнительно несложная задача обязывала нас лишь к строгому выбору материала, но не ставила нам никаких определенных рамок; однако скоро возникли сомнения, которые и привели к неожиданным последствиям.

Во-первых, в самом начале дела пришлось убедиться, что, руководясь личным вкусом, мы рисковали придать нашему труду слишком субъективный характер и тем сузить его значение. Во-вторых, полная свобода выбора и отсутствие определенных границ естественным образом увлекали нас все дальше и дальше, побуждали захватить круг предметов, возможно широкий и – в конец концов – привели к мысли дать, вместо простого сборника лучших произведений, труд не менее практический, но более идейный: явилось неотразимое желание осуществить опыт – не то, что истории, но хотя бы прагматической характеристики новейшего зодчества в его последовательном развитии и подготовить материал для всесторонней оценки совершающейся на наших глазах эволюции данной отрасли искусства.

Такая постановка вопроса налагала обязанности чрезвычайно трудные и во многих случаях почти невыполнимые. Однако захватывающих интерес задачи решили дело бесповоротно.

Наше увлечение легко поймет тот, кто хоть на минуту отдавался исследованию какой-либо области искусства или знания. Там, в мире пережитого, продуманного, прочувствованного, — каждая мысль, каждое новое движение, каждый своеобразных штрих так или иначе повлияли на общих ход дела, отразились положительным участием в работе поколений и кое что прибавили к богатству данного века.

С этой точки зрения и всякая художественная лепта, вложенная в общую сокровищницу, должна быть добросовестно причислена к итогу, которым измеряются приобретения человеческого духа.

Руководясь этим принципом, мы так определили свои намерения: собрать по возможности все то, что могло бы служить к характеристике современного зодчества во всех его применениях и направлениях; систематизировать весь материал по содержанию композиций; установить точнейшим образом авторство и провести – насколько возможно – хронологический порядок, полагая, что этот последний до некоторой степени обнаружит преемственность идей и объяснит то или иное явление…
Насколько удачно решим мы задачу, покажет будущее. Теперь же считаем не лишним заметить одно: все подготовленное до настоящего времени, а в особенности опыт первой части нашего труда, приводит к заключению, что до полного осуществления цели очень далеко и – что оно не под силу одному человеку.

Это обстоятельство заранее оправдывает все те недочеты, которые в изобилии будут указаны критикой и которые мы сами вполне сознаем и могли бы перечислить, если бы представилась надобность. Тем не менее мы все таки успели набросать довольно широкую программу и дадим по крайней мере общую картину архитектуры конца XIX века; обрисуем, что возможно, полнее; многое наметим в общих чертах; а очень многое предоставим закончить другим. (…)

(…) Наконец, еще одно замечание. Мы имеем в виду, главным образом, художественную сторону предмета; если же сторона утилитарная также не оставлена без внимания, то лишь настолько, насколько это требовалось для выяснения архитектурной физиономии данного произведения. Поэтому не следует в нашей книге искать того, что не входит в ее программу.

Г.В. Барановский

О хронологии

Если при некоторых проектах не поставлены точные даты, то это сделано во избежание ошибок. Тем не менее мы старались во всех таких сомнительных случаях сохранить последовательность размещения, соответствующую действительности, чем восполняется до некоторой степени указанный недостаток.

Немногим менее 35 лет назад ушел из жизни один из самых знаменитых российских реставраторов памятников, архитектор Барановский. Одно время он жил в крохотной квартирке, находившейся в Новодевичьем монастыре, в больничных палатах. И это более чем скромное жилище в продолжение нескольких десятилетий являлось штаб-квартирой, где организовывалось спасение русской культуры. Подробнее об архитекторе Барановском, фото которого представлено в статье, сегодня и будет рассказано.

Удивительный человек

Архитектор Барановский Петр Дмитриевич является весьма неординарной фигурой в российской истории и культуре. Ведь именно благодаря ему удалось в первозданном виде восстановить находящийся в Москве,

Он стоял у истоков создания музея-заповедника «Коломенское», явился спасителем Спасо-Андроникова монастыря от уничтожения. Архитекторы называют его Аввакумом 20-го века, а также ангелом-хранителем, который сберег церковное зодчество. Существует версия, что он предотвратил уничтожение храма Василия Блаженного, что было идеей одного из партийных боссов, Лазаря Кагановича.

Биография архитектора Барановского

Она была поистине необыкновенной и драматичной. Приведем некоторые факты.

  • Архитектор, реставратор, входивший в число создателей новых способов реставрации и консервации объектов, родился в 1892 году в в крестьянской семье. Умер в Москве в 1984 году.
  • 1912 - окончил строительно-техническое училище в г. Москве.
  • 1914 - служил на Западном фронте в качестве начальника строительного участка.
  • 1918 - получил золотую медаль Московского археологического института (отделение истории искусств).
  • 1919-22 - был преподавателем истории русской архитектуры в отделении Московского археологического института в г. Ярославле.
  • 1922-23 - преподавал тот же предмет в МГУ.
  • 1823-33 - директор музея в Коломенском.
  • 1933-36 - репрессирован и отбывал наказание в ссылке в Кемеровской области, в г. Мариинске. После освобождения являлся сотрудником музея в г. Александрове.
  • С 1938-го - член различных государственных структур по охране памятников, один из основателей общества охраны памятников истории и культуры.
  • 1946, 1947, 1960 - создатель музеев в Чернигове, Юрьеве-Польском, в Андрониковом монастыре в Москве, соответственно.

В голодные годы

Все, кто общался с ним в то время, были поражены его работоспособностью, бесстрашием перед начальниками, в том числе и высокопоставленными чиновниками. А также их удивляла его беззаветная любовь к шедеврам архитектуры.

Трудился Барановский почти круглые сутки, умудряясь в голодные двадцатые не только читать студентам лекции, но и собирать материалы для словаря зодчих, посещать десятки городов, в которых по его проектам велись реставрационные работы.

При этом он вел борьбу за каждый из старинных домов в Москве, если власть имущие задумывали их ликвидацию. Впоследствии реставратор-архитектор Инесса Казакевич отмечала, что на таких улицах, как Волхонка и Пречистенка, все дома, которые были ценными в историческом и архитектурном отношении, устояли только благодаря влиянию Барановского.

Музей в Коломенском

С целью спасения культурных ценностей, подвергавшихся уничтожению, архитектор Барановский в 1923 году организовал Музей русской архитектуры, который находился в Подмосковье, в усадьбе «Коломенское». К тому моменту постройки, находящиеся в усадьбе, были в плачевном состоянии. Парк вырубили на дрова, а землю занял колхоз под названием «Огородный гигант».

Сначала в музее было всего двое сотрудников - сторож и завхоз. Реставратору пришлось в одиночку свозить туда множество экспонатов, разбросанных по всей территории страны. Это были старинные иконы, церковная утварь, предметы быта ушедших веков. Среди объектов, которые он в разобранном виде умудрился доставить в столицу, были:

  • башни, снятые с Николо-Корельского монастыря;
  • угловая башня Братского острога;
  • домик Петра I, находившийся в Новодвинской крепости.

В это же время под руководством Барановского производились работы по восстановлению самой усадьбы.

Главный принцип

У великого мастера он был простым по замыслу, как все гениальное, но трудным по воплощению. Он считал, что воссоздавать здания нужно не просто в духе эпохи, а стараться придавать им первозданный облик.

При этом он без сожаления уничтожал все имевшиеся позднейшие наслоения и постройки. Хотя многими этот принцип принимался в штыки, архитектор Петр Барановский стоял на своем, ведь в те годы этот способ был единственным, с помощью которого можно было сберечь памятники от немедленного сноса.

В 1925 году Барановским был открыт новый метод, по которому восстанавливались памятники. Он заключался в наращивании «хвостовых частей кирпича», которые еще сохранились. На сегодняшний день данный подход представляет собой краеугольный камень в любой реставрации, осуществляемой профессионально.

Несмотря на падения

В том же году мастер начинает реставрацию находящегося в Москве на Красной площади Казанского Собора. Как вспоминают очевидцы, он участвовал в восстановительных работах самым непосредственным образом.

Так, например, архитектор Барановский один конец веревки привязывал к кресту, возвышавшемуся над собором, а другой обвязывал вокруг пояса. Подстраховавшись таким образом, он занимался освобождением древних красот от деталей ненужных многочисленных переделок.

При этом архитектор несколько раз срывался и тем самым сильно вредил своему здоровью. Но это никогда не останавливало его. Существуют сведения о том, что даже будучи в преклонном возрасте, он забирался на строительные леса Крутицкого подворья с целью обсуждения важных нюансов непосредственно на рабочем месте.

Покушение, которого не было

Предвоенное время в жизни Барановского стало для него черной полосой. В 1933 году его арестовали, обвинив в том, что он якобы утаил ряд церковных ценностей из экспонатов в Коломенском. При этом следователь присовокупил к делу также и антисталинскую деятельность. Как позже писал сам Барановский, следователь Альтман приписывал ему участие в покушении на жизнь товарища Сталина.

А также ему вменялось активное участие в политических организациях, ставивших своей целью свержение существующей власти. По словам архитектора, даже три года лагерей померкли перед ужасами допросов, чудовищной лжи, моральных пыток, которые он испытал, находясь в тюрьме.

Дух не сломлен

Лагерная жизнь не сломала этого замечательного человека. Из воспоминаний дочери, Ольги Барановской, о тех годах известно следующее. По возвращении из лагеря он стал очень поспешно обмерять, тайным образом фотографировать и делать чертежи Казанского Собора, что на Красной площади.

Дело в том, что по приказу правительства его начали разрушать. Однако архитектор Барановский очень тяжело переживал наблюдаемое им воочию надругательство над уникальным памятником 17-го века, который он сам реставрировал.

Помимо этого, ему приходилось переживать унижение и большие неудобства в связи с тем, что ежедневно приходилось в 17-00 отмечаться по месту жительства в Александрове как неблагонадежной персоне, вернувшейся из ссылки.

При этом нужно отметить, что воссоздать собор в его первоначальном великолепии удалось только потому, что реставратором были созданы точные и полные материалы. Это было сделано только в 1993 году.

Последние годы

Почти до конца жизни Барановский занимался восстановлением церквей, старинных особняков, противостоял сносу памятников. Им был написан первый устав общества охраны памятников. Удивительным является то, что, по свидетельству окружения, мастер, положивший всю свою жизнь на сохранение церковного зодчества, не был верующим человеком.

В личной жизни архитектор Барановский был счастлив со своей женой, Марией Юрьевной, его верной соратницей. Она умерла в 1977 году. К концу жизни Барановский видел очень плохо, но сохранял ясность ума и по мере сил занимался упорядочением своего архива.

    - (25 марта 1860 около 1920, Петроград), российский архитектор, историк архитектуры, издатель. Жил и работал в Петербурге. В 1885 окончил Институт гражданских инженеров (ИГИ), в 1885 1917 служил в Технико строительном комитете Министерства… … Энциклопедический словарь

    Барановский Гавриил Васильевич - (1860—1920), архитектор, историк архитектуры. Окончил ИГИ (1885). Занимался вопросами строительного законодательства и градостроительства. Член правления общества гражданских инженеров. Ранние постройки Барановского — жилые дома на… … Энциклопедический справочник «Санкт-Петербург»

    - (1860 1920), архитектор, историк архитектуры. Окончил ИГИ (1885). Занимался вопросами строительного законодательства и градостроительства. Член правления общества гражданских инженеров. Ранние постройки Б. жилые дома на набережной р.… … Санкт-Петербург (энциклопедия)

    - (1860 1920), российский архитектор. Работал в Санкт Петербурге. Постройки с фасадами в духе эклектики отмечены рационализмом планировочных решений (жилой дом на набережной Фонтанки, 1890); позже строил в стиле модерн (комплекс товарищества… … Энциклопедический словарь

    - (1860—1920), архитектор. Работал в Санкт Петербурге. Постройки с фасадами в духе эклектики отмечены рационализмом планировочных решений (жилой дом на набережной Фонтанки, 1890); позже строил в стиле модерн (комплекс товарищества «Братья… … Большой Энциклопедический словарь

    - (1860 1920). Окончил ПИГИ в 1885 со званием гражд. инж. Имел частную практику в СПб. Зять купца Г. Г. Елисеева, для которого построил в СПб (1902 03) и переделал в Москве (1903, ул. Тверская, 14) торговые дома. Построил доходный дом по Козицкому… … Большая биографическая энциклопедия

    - … Википедия

    - … Википедия

    Барановский русская фамилия. Фамилии Мужские: Барановский Александр Иванович (1890 1965) советский график и архитектор. Барановский, Борис Евгеньевич главный балетмейстер Московского академического театра оперетты, заслуженный… … Википедия

    Барановский Г. В. - БАРАНÓВСКИЙ Гавриил Васильевич (1860–1920), архитектор. Работал в С. Петербурге. Постройки с фасадами в духе эклектики отмечены рационализмом планировочных решений (жилой дом на набережной Фонтанки, 1890); позже строил в стиле модерн… … Биографический словарь

Книги

  • Архитектурная энциклопедия второй половины XIX века. В 7 томах. Комплект из 8 книг , Барановский Гавриил Васильевич. Репринт с издания. СПб. 1902-1908. В издание включены лучшие на тот период времени образцы художественно-архитектурного творчества мастеров всего мира. В энциклопедиювключены графические…
  • Архитектурная энциклопедия второй половины XIX века. Том 2. Книга 1 , Барановский Г.В.. Энциклопедия воссоздана по изданию 1902-1908 годов, впервые печатается в 7 томах (8 книгах), в оригинальном формате и в полном объеме. Автор энциклопедии Барановский Гавриил Васильевич,…
Гавриил Васильевич Барановский (родился 25 марта 1860, Одесса; умер 1920, Петроград) - русский архитектор, гражданский инженер, искусствовед и издатель.

Гавриил Васильевич Барановский родился в семье коллежского секретаря Василия Ивановича Барановского. Учился в реальном училище в Одессе, по окончании которого поступил вольнослушателем на архитектурное отделение Санкт-Петербургской Академии Художеств. Был отчислен по политическим мотивам и продолжил образование в Институте гражданских инженеров, который окончил в 1885 году.

Г. В. Барановский начал свою архитектурную деятельность в 1883-1885 годах под руководством П. Ю. Сюзора. Первый самостоятельный проект - Главная дворцовая канцелярия. С 1888 - главный архитектор Балтийского завода.

С 1891 Барановский - архитектор благотворительного Ведомства учреждений Императрицы Марии. Проектирует Глазную больницу в Петербурге.

Барановский женился на дочери Г. П. Елисеева, главы торгового дома Елисеевых, после чего стал домашним архитектором Елисеевых. Первая работа Барановского в этом качестве - доходный дом Елисеева на набережной Фонтанки, 64 (1890). Барановский реконструирует многочисленную недвижимость Елисеевых, две его самые известные работы - Дом торгового товарищества «Братья Елисеевы» на Невском проспекте и московский Елисеевский магазин на Тверской (совместно с В. В. Воейковым и М. М. Перетятковичем). C 1898 Барановский официально - главный архитектор всех предприятий Елисеевых.

Состоял членом правления Общества гражданских инженеров, членом Совета по горнопромышленным делам при Министерстве земледелия и гос. имуществ (с 1904), служил в Техническо-строительном комитете (ТСК МВД) (с 1885 г. - техник, с 1902 г. - сверхштатный член ТСК МВД, с 1907 г. - штатный член ТСК МВД).

Г.В. Барановский - автор, издатель и редактор журналов «Наше жилище» (1894-1895) и «Строитель» (1895-1905). Организовал выпуск и редактировал семитомную «Архитектурную энциклопедия второй половины XIX века». Участвовал в составлении проекта строительного Устава.

Преподавал в Институте гражданских инженеров в 1897-1905 гг.

Г. В. Барановский умер в 1920 году.

Проекты и постройки.

Санкт Петербург:

. Здания мастерских при Балтийском судостроительном заводе. Петербург, 1880 совместно с Э. И. Жибером и А. П. Новицким
. Часовня-усыпальница семейства Д. А. Поливанова (1885-1888)
. Дом Домонолова на 7-ой линия Васильевского Острова (1885-1888 год)
. Дом Г. Г. Елисеева - Надстройка художественной мастерской по адресу Биржевая линия, 18 (1887 год)
. Оходный дом Г. В. Барановского - улица Достоевского, 36 (1897 год)
. Доходный дом Г. Г. Елисеева. Санкт-Петербург, Набережная реки Фонтанки, 64 (1889-1990 год)
. Дом Елисеева - Чернышев переулок (улица Ломоносова), 14 (1891-1892 год)
. Особняк Г. Г. Елисеева на Биржевой линии, 12, 14 - реконструкция и отделка интерьеров. (1893-1894 год)
. Особняк И. А. Дурдина - Свердловская набережная, 36 (1895 год) (Перестроен).
. Жилой дом. Чернышёв переулок (улица Ломоносова), 12 (1899 год)
. Здание женской гимназии княгини А. А. Оболенской (А. Б. Мещерского) и доходный дом, Басков переулок, 8 (1899-1900 год)
. Дом торгового товарищества «Братья Елисеевы» - «Елисеевский магазин» (Невский проспект,56/Малая Садовая, 8 1902-1903 год)
. Здание Русского географического общества переулок Гривцова, 10 - 1907-1909 год).
. Здание ломбарда. Санкт-Петербург. Набережная Мойки, 72 (1909 год)
. Жилой дом при Буддийском храме. Приморский проспект, 93 (1909-1910 год)
. Буддийский храм в Санкт-Петербурге - Приморский проспект,91 (1909-1915 год)
. Собственная дача «Замок Арфа» в Келлом

Москва:

. Жилой дом в Козицком переулке, 1 (1898-1901), совместно с В. В. Воейковым и М. М. Перетятковичем (перестройка)

Другие работы:

Вилла Елисеева в Орро (Эстляндия; ныне Тойла-Ору, Эстония), 1897-1899. Вокруг виллы был разбит парк. В 1934 г. эстонские промышленники купили виллу с парком и подарили его президенту Эстонской Республики К. Пятсу как летнюю резиденцию. Вилла была разрушена во время Великой Отечественной войны (взорвана немцами при отступлении в 1944 г.), а парк ныне является одним из туристических объектов Эстонии.
. Г. В. Барановский также был автором некоторых работ в Могилёвской губернии и в Нижнем Новгороде.

Основные публикации:

. Г. В. Барановский. Юбилейный сборник сведений о деятельности бывших воспитанников Института гражданских инженеров (Строительного училища) 1842-1892. Вып. 1. - СПб.: Изд-во Ин-та гражд. инженеров, 1892. - 184 с.
. Г. В. Барановский. Юбилейный сборник сведений о деятельности бывших воспитанников Института гражданских инженеров (Строительного училища) 1842-1892. Вып. 2. - СПб.: Изд-во Ин-та гражд. инженеров, 1893. - 216 с.
. Г. В. Барановский. Здания и сооружения Всероссийской художественно-промышленной выставки 1896 года в Нижнем Новгороде. - СПб.: Редакция журнала «Строитель», 1897. - XIV + 146 с.
. Г. В. Барановский. По вопросу о способе издания журнала «Зодчий», органа Императорского Санкт-Петербургского общества архитекторов. - СПб.: Тип. Е. Евдокимова, 1897. - 4 с.
. Г. В. Барановский. По вопросу о проекте устава строительного. - СПб.: Тип. «Строитель», 1915. - 11 с.

Архитектурная энциклопедия:

. Г. В. Барановский. Архитектурная энциклопедия второй половины XIX века:
. Т. 1. Архитектура исповеданий. - СПб.: Редакция журнала «Строитель», 1902. - XX + 500 с.
. Т. 2, ч. 1. Общественные здания. - СПб.: Редакция журнала «Строитель», 1908. - XXII + 732 с.
. Т. 2. ч. 2. Общественные здания. - СПб.: Редакция журнала «Строитель», 1908. - XX + 298 с.
. Т. 3. Выставки, зрелища, спорт и т. п. - СПб.: Редакция журнала «Строитель», 1903. - XVIII + 490 с.
. Т. 4. Жилища и службы. - СПб.: Редакция журнала «Строитель», 1904. - 776 с.
. Т. 5. Улицы, площади, парки. - СПб.: Редакция журнала «Строитель», 1907. - XII + 484 с.
. Т. 6. Части сооружений. - СПб.: Редакция журнала «Строитель», 1904. - X + 494 с.
. Т. 7. Детали. - СПб.: Редакция журнала «Строитель», 1904. - X + 528 с.

Литература:

. Барановский // Архитекторы-строители Петербурга-Петрограда начала XX века. Каталог выставки. - Л., 1982. - Сс. 21-22.
. Ленинград: Путеводитель / Сост. В.А. Витязева, Б.М. Кириков. - Издание 2-е, стереотипное, с изменениями. - Л.: Лениздат, 1988. - 366 с. - ISBN 5-289-00492-0
. Горюнов В. С., Исаченко В. Г., Таратынова О. В. Гавриил Барановский // Зодчие Санкт-Петербурга. XIX - начало XX века / cост. В. Г. Исаченко; ред. Ю. Артемьева, С. Прохватилова. - СПб.: Лениздат, 1998. - 1070 с. - ISBN 5-289-01586-8
. Кириков Б. М., Федоров С. Г. Зодчий-энциклопедист (Г. В. Барановский) // «Ленинградская панорама». - 1985. - № 2. - С. 29-32.
. Таратынова О. В., Горюнов В. С. Новое о творчестве архитектора Г. В. Барановского // Вопросы истории, теории и практики архитектуры. Межвузовский тематич. сб. трудов. - Л., 1985. - С. 83-88.

ru.wikipedia.org

 

Возможно, будет полезно почитать: