Критерии оценки по химии в школе. Критерии и нормы оценки знаний обучающихся по химии

Критерии и нормы оценки знаний обучающихся по химии

1. Оценка устного ответа

Отметка «5» :

Ответ полный и правильный на основании изученных теорий;

Материал изложен в определенной логической последовательности, литературным языком;

Ответ самостоятельный.

Ответ «4» ;

Ответ полный и правильный на сновании изученных теорий;

Материал изложен в определенной логической последовательности, при этом допущены две-три несущественные ошибки, исправленные по требованию учителя.

Отметка «З» :

Ответ полный, но при этом допущена существенная ошибка или ответ неполный, несвязный.

Отметка «2» :

При ответе обнаружено непонимание учащимся основного содержания учебного материала или допущены существенные ошибки, которые учащийся не может исправить при наводящих вопросах учителя, отсутствие ответа.

2. Оценка умений решать расчетные задачи

Отметка «5»:

В логическом рассуждении и решении нет ошибок, задача решена рациональным способом;

Отметка «4»:

В логическом рассуждении и решения нет существенных ошибок, но задача решена нерациональным способом, или допущено не более двух несущественных ошибок.

Отметка «3»:

В логическом рассуждении нет существенных ошибок, но допущена существенная ошибка в математических расчетах.

Отметка «2»:

Имеется существенные ошибки в логическом рассуждении и в решении;

Отсутствие ответа на задание.

3. Оценка экспериментальных умений

Оценка ставится на основании наблюдения за учащимися и письменного отчета за работу.

Отметка «5»:

Работа выполнена полностью и правильно, сделаны правильные наблюдения и выводы;

Эксперимент осуществлен по плану с учетом техники безопасности и правил работы с веществами и оборудованием;

Проявлены организационно - трудовые умения, поддерживаются чистота рабочего места и порядок (на столе, экономно используются реактивы).

Отметка «4» :

Работа выполнена правильно, сделаны правильные наблюдения и выводы, но при этом эксперимент проведен не полностью или допущены несущественные ошибки в работе с веществами и оборудованием.

Отметка «3»:

Работа выполнена правильно не менее чем наполовину или допущена существенная ошибка в ходе эксперимента в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил техники безопасности на работе с веществами и оборудованием, которая исправляется по требованию учителя.

Отметка «2»:

Допущены две (и более) существенные ошибки в ходе: эксперимента, в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил техники безопасности при работе с веществами и оборудованием, которые учащийся не может исправить даже по требованию учителя;

Работа не выполнена, у учащегося отсутствует экспериментальные умения.

4. Оценка реферата.

Реферат оценивается по следующим критериям:

Соблюдение требований к его оформлению;

Необходимость и достаточность для раскрытия темы приведенной в тексте реферата информации;

Умение обучающегося свободно излагать основные идеи, отраженные в реферате;

Способность обучающегося понять суть задаваемых членами аттестационной комиссии вопросов и сформулировать точные ответы на них.

5. Оценка письменных контрольных работ

Отметка «5»:

Ответ полный и правильный, возможна несущественная ошибка.

Отметка «4»:

Ответ неполный или допущено не более двух несущественных ошибок.

Отметка «3»:

Работа выполнена не менее чем наполовину, допущена одна существенная ошибка и при этом две-три несущественные.

Отметка «2»:

Работа выполнена меньше чем наполовину или содержит несколько существенных ошибок;

Работа не выполнена.

При оценке выполнения письменной контрольной работы необходимо учитывать требования единого орфографического режима.

5. Оценка тестовых работ

Тесты, состоящие из пяти вопросов можно использовать после изучения каждого материала (урока). Тест из 10-15 вопросов используется для периодического контроля. Тест из 20-30 вопросов необходимо использовать для итогового контроля.

При оценивании используется следующая шкала:

для теста из пяти вопросов

Нет ошибок - оценка «5»;

Одна ошибка - оценка «4»;

Две ошибки - оценка «З»;

Три ошибки - оценка «2».

Для теста из 30 вопросов:

25-З0 правильных ответов - оценка «5»;

19-24 правильных ответов - оценка «4»;

13-18 правильных ответов - оценка «З»;

Меньше 12 правильных ответов - оценка «2».


Критерии оценки знаний умений и навыков учащихся по химии

1. 1. Оценка устного ответа

Отметка «5» ставится, если:

Ответ полный и правильный на основании изученных теорий;

Материал изложен в определенной логической последовательности,

литературным языком;

Ответ самостоятельный.

Отметка «4» ставится, если:

ответ полный и правильный на основании изученных теорий;

Материал изложен в определенной логической последовательности, при этом

допущены две-три несущественные ошибки, исправленные по требованию

учителя.

Отметка «3» ставится, если:

Ответ полный, но при этом допущена существенная ошибка или ответ

неполный, несвязный.

Отметка«2» ставится, если:

При ответе обнаружено непонимание учащимся основного содержания

учебного материала или допущены существенные ошибки, которые

учащийся не может исправить при наводящих вопросах учителя.

2. 2.Оценка письменных работ

3.

3.1. 2.1.Оценка экспериментальных умений

Оценка ставится на основании наблюдения за учащимися и письменного

отчета за работу.

Отметка «5» ставится, если:

Работа выполнена полностью и правильно, сделаны правильные наблюдения

и выводы;

Эксперимент осуществлен по плану с учетом техники безопасности и правил

работы с веществами и оборудованием;

Проявлены организационно-трудовые умения (поддерживаются чистота

рабочего места и порядок на столе, экономно используются реактивы).

Отметка «4» ставится, если:

Работа выполнена правильно, сделаны правильные наблюдения и выводы, но

при этом эксперимент проведен не полностью или допущены

несущественные ошибки в работе с веществами и оборудованием

Отметка«3» ставится, если:

Работа выполнена правильно не менее чем наполовину или допущена

существенная ошибка в ходе эксперимента, в объяснении, в оформлении

работы, в соблюдении правил техники безопасности при работе с

веществами и оборудованием, которая исправляется по требованию учителя.

Отметка «2» ставится, если:

Допущены две (и более) существенные ошибки в ходе эксперимента, в

объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил техники

безопасности при работе с веществами и оборудованием, которые учащийся

не может исправить даже по требованию учителя.

3.2. 2.2. Оценка умений решать экспериментальные задачи

Отметка «5» ставится, если:

Правильно осуществлен подбор химических реактивов и оборудования;

Дано полное объяснение и сделаны выводы.

Отметка «4» ставится, если:

План решения составлен правильно;

Правильно осуществлен подбор химических реактивом и оборудования, при

этом допущено не более двух несущественных ошибок в объяснении и

выводах.

Отметка «3» ставится, если:

План решения составлен правильно;

Правильно осуществлен подбор химических реактивов и оборудования, но

допущена существенная ошибка в объяснении и выводах.

Отметка «2» ставится, если:

Допущены две (и более) ошибки в плане решения, в подборе химических

реактивов и оборудования, в объяснении и выводах.

3.3. 2.3. Оценка умений решать расчетные задачи

Отметка «5» ставится, если:

В логическом рассуждении и решении нет ошибок, задача решена

рациональным способом.

Отметка «4» ставится, если:

В логическом рассуждении и решении нет существенных ошибок, но задача

решена нерациональным способом или допущено не более двух

несущественных ошибок.

Отметка «3» ставится, если:

В логическом рассуждении нет существенных ошибок, но допущена

существенная ошибка в математических расчетах.

Отметка «2» ставится, если:

Имеются существенные ошибки в логическом рассуждении и в

решении.

3.4. 3. Оценка письменных контрольных работ

Отметка «5» ставится, если:

Ответ полный и правильный, возможна несущественная ошибка.

Отметка «4» ставится, если:

Ответ неполный или допущено не более двух несущественных ошибок.

Отметка «3» ставится, если:

Работа выполнена не менее чем наполовину, допущена одна существенная

ошибка и при этом две-три несущественные.

Отметка «2» ставится, если:

Работа выполнена меньше чем наполовину или содержит несколько

существенных ошибок.

Примечание

При оценке выполнения письменной контрольной работы необходимо

учитывать требования единого орфографического режима.

Отметка за итоговую контрольную работу корректирует предшествующие

при выставлении отметки за четверть, полугодие, год.

Общая классификация ошибок.

При оценке учитываются число и характер ошибок (существенные или

несущественные).

Существенные ошибки связаны с недостаточной глубиной и

осознанностью ответа (например, ученик неправильно указал основные

признаки понятий, явлений, характерные свойства веществ, неправильно

сформулировал закон, правило и т.д. или ученик не смог применить

теоретические знания для объяснения и предсказания явлений, установлении

причинно-следственных связей, сравнения и классификации явлений и т. п.).

Несущественные ошибки определяются неполнотой ответа (например,

упущение из вида какого-либо нехарактерного факта при описании вещества,

процесса). К ним можно отнести оговорки, описки, допущенные по невнима-

тельности (например, на два и более уравнений реакций в полном ионном

виде допущена одна ошибка в обозначении заряда иона).

Результаты обучения проверяются в процессе устных и письменных

ответов учащихся, а также при выполнении ими химического эксперимента.

4.Оценка знаний учащихся на промежуточной аттестации по химии

При проведении промежуточной аттестации могут быть использованы

следующие формы:

Контрольная работа;

Билеты;

Тестирование.

Общие критерии оценивания на промежуточной аттестации за устные ответы

и письменные работы по химии, определены в пунктах 1, 3.

Структура работы на промежуточной аттестации

В работу включены все вопросы программного материала по химии.

Всего в тесте 21 задание. К каждому заданию предложено 4 варианта

ответов, из которых только один является верным.

Система оценивания результатов

Каждое верно выполненное задание оценивается в 1 балл.

Максимальное количество баллов за работу -21.

Отметка «5» - 80-100% от максимальной суммы баллов

Отметка «4» - 60-80% от максимальной суммы баллов

Отметка «3» - 40-60% от максимальной суммы баллов

Отметка «2» - 0-40% от максимальной суммы баллов

Просмотр содержимого документа
«Критерии оценки практической работы»

Критерии оценки практической работы по химии

Составитель: Лаптева Е.В. ,

учитель химии МБОУ «СОШ № 127» г. Барнаула

Все практические работы оцениваются по 5-бальной шкале. Элементы, которые обязательны для всех практических работ (цель работы, оборудование и материалы, вывод) оцениваются по 1 баллу. Оставшиеся 4 балла даются за описание хода работы и результатов. Баллы распределяются по отдельным элементам в зависимости от цели работы, объема работы, заданий, предложенных автором, количества экспериментов и химических уравнений.

Учитель оставляет за собой право снять 1 балл в том случае, если были нарушены правила техники безопасности, эксперимент выполнялся небрежно, неточно.

Компоненты оформленной в тетради практической работы

Критерии

Цель работы и оборудование, реактивы

Сформулирована лаконично, с опорой на название практической работы.

Указан полный перечень оборудования и реактивов, используемый при проведении ПР. Названия химической посуды и веществ записаны без ошибок.

Наблюдения

Правильно описаны все признаки реакции, подмечены особенности ее протекания и т.д.

Уравнения реакций

Уравнения реакций записаны без ошибок, с расстановкой коэффициентов. Если того требует работа, приведены ионные уравнения реакций, метод электронного баланса и т.д.

Объяснения результатов, выполнение заданий

Дан полный комментарий к результатам эксперимента. Даны ответы на все вопросы, если таковые предложены в тексте практической работы.

Вывод

Соотнесен с целью работы. Краткий (1-2 предложения) и не повторяет описание хода практической работы, наблюдения и т.д.

5 баллов отметка «5»

4 балла отметка «4»

3 балла отметка «3»

2 балла отметка «2»

ФГОС ООО: Подходы к оценке
метапредметных результатов
обучения
Симонова М. Ж. к.п.н., доцент
кафедры химии, экологии и МОХ,
Почетный работник ВПО,
Заслуженный преподаватель ЧГПУ

ЗАЧЕМ МЫ ОЦЕНИВАЕМ?

Для улучшения успехов тех, кого оцениваем;
Для улучшения механизмов оценивания;
Для улучшения методов, средств и стратегий оценивания;
Для сертификации уровня знаний и основных навыков учащихся по
завершении ступеней образования.
Для организации отбора;
Для изучения успехов и прогресса;
Для исправления результатов;
Для формирования навыков самооценки;
Для выявления недостатков или дисфункций и выработки правильной
стратегии;
Для изучения исходной стадии и прогнозирования дальнейших
действий.
Для оптимизации полученных результатов в преподавании, обучении и
оценивании;
Для выработки корректирующих прогрессивных программ в случае
неудовлетворительных результатов.

? ? ?

???
Как мы
оцениваем
?
Каков механизм
оценивания?
По каким
критериям и
шкалам мы
оцениваем?

???

1. Для чего нужна такая работа (диагностика, стимуляция,
коррекция, развитие)?
2. Понимая, что конечной целью оценивания является
ответ на вопрос: « Как дальше улучшить свою
деятельность?», понять – кому он (этот вопрос)
адресован.
3. Попытаться ответить на вопрос: « Зачем мы будем эту
работу оценивать, чего и от кого (каждого ученика, класса
в целом) хотим добиться, какого результата достичь?

ФГОС – это требования к …
РЕЗУЛЬТАТАМ
СТРУКТУРЕ
УСЛОВИЯМ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
«РАЗВИТИЕ личности обучающегося на основе освоения … ДЕЙСТВИЙ
… составляет основной результат образования»
Личностные
ценностно-смысловые
установки личностной
позиции,
основы российской и
гражданской
идентичности …
Метапредметные
…универсальные
учебные действия
(познавательные,
регулятивные и
коммуникативные) основа умения учиться
Предметные
опыт
получения,
преобразования и
применения
предметных знаний

ФГОС: новые требования к
СИСТЕМЕ ОЦЕНКИ РЕЗУЛЬТАТА
(проверка заявленных действий, умений, а не просто

Объект оценивания

В
соответствии с ФГОС ООО основным
объектом системы оценки результатов
образования, её содержательной и
критериальной
базой
выступают
требования
Стандарта,
которые
конкретизируются
в
планируемых
результатах освоения обучающимися
основной образовательной программы
основного общего образования.

НОВЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ РЕЗУЛЬТАТ
РЕГУЛЯТИВНЫЕ
ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ
Умение организовывать
свои дела: ставить цель,
планировать, получать и
оценивать результат
Умение добывать,
преобразовывать и
представлять
информацию
ЛИЧНОСТНЫЕ
Умение оценивать
свои и чужие
поступки, стремление
к созидательной
деятельности
ДЕЙСТВИЯ
КОММУНИКАТИВНЫЕ
Умение донести свою
позицию, понять других,
договориться, чтобы
сделать что-то сообща
НОВЫЕ СРЕДСТВА - ВСЕ ВОЗДЕЙСТВИЯ НА УЧЕНИКА,
ВСЯ СИСТЕМА ОТНОШЕНИЙ ВНУТРИ ШКОЛЫ

ИТОГОВАЯ ОЦЕНКА
Внешняя оценка:
государственные службы
Аккредитация ОУ
Мониторинг системы
образования
Аттестация кадров
ОГЭ,
ГИА
Внутренняя оценка:
учитель,
ученик,
ОУ
Итоговая оценка учащихся строится на основе:
а) результатов внутришкольного мониторинга по предметам и
комплексных работ на межпредметной основе,
б) оценок за итоговые работы по предмету,
в) оценки за подготовку и защиту индивидуального проекта,
г) оценок за работу, выносимую на Государственную итоговую аттестацию

«Достижение метапредметных и предметных результатов,
необходимых для продолжения образования, является
предметом итоговой оценки освоения обучающимися основной
образовательной программы основного общего образования.
При итоговом оценивании учитываются сформированность
умений выполнения проектной деятельности и способность к
решению учебно-практических и учебно-познавательных
задач» (ФГОС ОО, 2010г.).
Диагностика - способ получения измеряемых показателей
обучения, обеспечивающих объективное и всестороннее изучение
условий и результатов учебного процесса.
Педагогическая диагностика включает в себя ряд процедур:
контроль, проверку, оценивание, накопление статистических данных,
их анализ, выявление динамики, тенденций, прогнозирование
дальнейшего развития.
Цель диагностики - установить соответствие реальных
достижений учащихся запланированным результатам обучения.
Измерителями являются средства и способы выявления по
заранее заданным параметрам качественных и количественных
характеристик достижения учащимися уровня учебной подготовки.

Для оценки динамики формирования метапредметных результатов обязательными составляющими системы внутришкольного мониторинга образоват

Для оценки динамики формирования метапредметных
результатов обязательными составляющими системы
внутришкольного мониторинга образовательных
достижений являются материалы:
стартовой диагностики;
текущего выполнения учебных исследований и учебных проектов;
промежуточных и итоговых комплексных работ на
межпредметной основе, направленных на оценку сформированности
познавательных, регулятивных и коммуникативных действий при
решении учебно-познавательных и учебно-практических задач,
основанных на работе с текстом;
текущего выполнения выборочных учебно-практических и учебнопознавательных заданий на оценку способности и готовности
учащихся к освоению систематических знаний, их самостоятельному
пополнению, переносу и интеграции; способности к сотрудничеству и
коммуникации, к решению личностно и социально значимых проблем
и воплощению решений в практику; способности и готовности к
использованию ИКТ в целях обучения и развития; способности к
самоорганизации, саморегуляции и рефлексии;
защиты итогового индивидуального проекта.

???:

Подходы к системе оценивания
Методы и приемы оценки метапредметных
результатов

Система оценивания

Под системой оценивания понимается
не
только
та
шкала,
которая
используется при выставлении отметок
и моменты, в которые отметки принято
выставлять, но в целом механизм
осуществления
контрольнодиагностической
связи
между
учителем, учеником и родителями по
поводу успешности образовательного
процесса, равно как и осуществления
самостоятельного определения таковой
учащимся

Основные цели
оценочной
деятельности

Показатели оценки образовательных
достижений
Оценка достижения
планируемых
результатов
Динамика
образовательных
достижений
Инструменты
Итоговая оценка
Внутришкольный
мониторинг
Портфель достижений

Кто оценивает?

Ученик
– самооценка
Ученик и учитель
в диалоге –
совместное оценивание

Умение ставить цель и
добиваться ее
Умение решать проблему
Умение составлять план
действий в разных
ситуациях
Умение общаться
Умение адаптироваться к
ситуации
Умение ориентироваться
в мире
Самостоятельно
добывать и применять
знания
Умение заботиться о других,
быть достойным человеком
Сохранить здоровье …

Оценивание – метапредметный результат:

Регулятивные УУД
Личностные УУД
Навыки рефлексии
Самоанализ
Самоконтроль
Самооценка
Взаимооценка
Самосознание
Готовность открыто
выражать и отстаивать
свою позицию
Готовность к
самостоятельным
действиям и поступкам,
принятию
ответственности за их
результаты
Эффективные
средства
управления своей
учебной
деятельностью

ПОДХОДЫ:

Уровневый: оценка индивидуальных
образовательных достижений ведется «методом
сложения», при котором фиксируются достижение
опорного уровня и его превышение.
Выстраивание индивидуальной траектории движения с
учетом зоны ближайшего развития
Комплексный: оценка предметных, метапредметных
и личностных результатов

ВИДЫ:

Внешняя оценка – осуществляемая внешними по
отношению к школе службами
Внутренняя оценка – оценка, осуществляемая самой
школой (учеником, педагогами, администрацией)
Внутренняя и внешняя оценка выстраиваются на
одной и той же содержательной и критериальной
основе, причем задает общее понимание внешняя
оценка

Виды оценивания:

Стартовая диагностика
входные проверочные работы
Текущее оценивание
процесс оценки учителем результатов, полученных в ходе
наблюдений за деятельностью учащихся,
оценка урочной и внеурочной деятельности,
выполнения проверочных, контрольных, диагностических работ на
протяжении всего периода обучения
Итоговое оценивание
внутришкольный мониторинг по предметам и комплексные работы на
межпредметной основе
итоговые работы по предмету
подготовка и защита индивидуального проекта
ОГЭ

ОЦЕНИВАНИЕ
ФОРМИРУЮЩЕЕ
оценивание
КОГДА?
ОБОБЩАЮЩЕЕ
оценивание
КОГДА?

Определение

Формирующее (внутреннее) оценивание нацелено
на определение индивидуальных достижений
каждого учащегося и не предполагает как
сравнения результатов, продемонстрированных
разными учащимися, так и административных
выводов по результатам обучения.
Формирующим данный вид оценивания называется
потому, что оценка ориентирована на конкретного
ученика, призвана выявить пробелы в освоении
учащимся элемента содержания образования с тем,
чтобы восполнить их с максимальной
эффективностью.

Формирующее оценивание

Формирующее оценивание позволяет учителю:

четко сформулировать образовательный результат,
подлежащий формированию и оценке в каждом
конкретном случае, и организовать в соответствии с
этим свою работу;
сделать учащегося субъектом образовательной и
оценочной деятельности.

Формирующее оценивание для обучающихся

может помогать учиться на ошибках;
может помогать понять, что важно;
может помогать понять, что у них получается;
может помогать обнаруживать, что они не знают;
может помогать обнаруживать, что они не умеют
делать;

Оценка выступает
одновременно и как цель
и элемент содержания, и
как средство обучения и
учения.
Оценка и контрольнооценочная деятельность в
целом выступает как
самостоятельный элемент
содержания образования,
который необходимо
формировать и развивать.

Требования на выстраивание системы оценивания

включение учащихся в контрольно-оценочную
деятельность с тем, чтобы они приобретали
навыки и привычку к самооценке и самоанализу
(рефлексии);
использование критериальной системы
оценивания;
использование разнообразных видов, методов,
форм и объектов оценивания, в том числе:

1.
2.
3.
4.
5.
6.
как внутреннюю, так и внешнюю оценку, при
последовательном нарастании объема внешней оценки на
каждой последующей ступени обучения;
субъективные и объективные методы оценивания;
стандартизованные оценки;
интегральную оценку, в том числе – портфолио, и
дифференцированную оценку отдельных аспектов обучения
(например, формирование правописных умений и навыков,
речевых навыков, навыков работы с информацией и т.д.);
самоанализ и самооценку обучающихся;
оценивание как достигаемых образовательных результатов,
так и процесса их формирования, а также оценивание
осознанности каждым обучающимся особенностей развития
своего собственного процесса обучения;
разнообразные формы оценивания, выбор которых
определяется этапом обучения, общими и специальными
целями обучения, текущими учебными задачами; целью
получения информации.

Основной объект итоговой оценки

Основным
объектом,
содержательной
и
критериальной базой итоговой оценки подготовки
выпускников
на
ступени
основного
общего
образования
в
соответствии
со
структурой
планируемых результатов выступают планируемые
результаты, составляющие содержание блоков
«Выпускник научится» всех изучаемых программ.

Система оценки достижения планируемых результатов
Предметные результаты
Объект итоговой оценки
освоения основной
образовательной программы
ООО
Оценка осуществляется в ходе
Мониторинговых исследований
на основе
неперсонифицированных процедур
48
Метапредметные
результаты
Личностные результаты

Оценка
Оценка метапредметных
метапредметных результатов
результатов
Содержание
совокупность способов действий,
которая обеспечивает способность
обучающихся к самостоятельному
усвоению новых знаний и умений,
включая организацию этого процесса,
т.е. умение учиться.
Объект
сформированность регулятивных,
коммуникативных и познавательных
универсальных учебных действий
а) внутренняя накопленная оценка
б) итоговая оценка
оценки
оценки
Процедуры
оценки

Особенности
Особенности оценивания
оценивания
метапредметных
метапредметных результатов
результатов
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ ДЕЙСТВИЯ
Регулятивные
Коммуникативные
целеполагание речевые средства, в
планирование т.ч. с опорой на ИКТ
способ
действия
контроль
коммуникация при
взаимодействии
коррекция
Оценка в
процессе
выполнения
Оценка по
результатам
выполнения
Чтение
ИКТ
Проектноисследовательская
деятельность
Познавательные
работа с информацией: поиск,
запись, восприятие
в т.ч. средствами
ИКТ
использование
моделей, знаков
и символов,схем
логические операции: анализ,
синтез, сравнение,
сериация, классификация, обобщение, подведение
под понятие, аналогия, суждение
50

Формы оценивания:

Стандартизированные работы (устные,
письменные);
Не стандартизированные работы:
проекты, практические работы,
портфолио, самоанализ, самооценка и
др.

В ходе текущей, тематической, промежуточной оценки
может быть оценено достижение таких
коммуникативных и регулятивных действий, которые
трудно или нецелесообразно проверять в ходе
стандартизированной итоговой проверочной работы,
например уровень сформированности навыков
сотрудничества или самоорганизации.
Нестандартизованные – наблюдение, портфолио

Достижение метапредметных результатов

1. может выступать как результат выполнения
Типовые задачи
Учебно-познавательные и
учебно-практические
задачи
Нестандартизованные
виды оценивания
Защита проекта
специально сконструированных
диагностических задач, направленных на
оценку уровня сформированности
конкретного вида универсальных
учебных действий
2. может рассматриваться
как
инструментальная основа и как условие
успешности выполнения учебных и
учебно-практических задач средствами
учебных предметов
3. может проявиться в успешности
выполнения комплексных заданий на
межпредметной основе
4. Как
результат выполнения
индивидуального проекта. Выносится на
итоговую оценку

Оценка предметных результатов

Выполнение
внутренняя
накопленная
оценка
итоговая оценка
(внутренняя или
внешняя)
учебных исследований
и проектов
Решение типовых задач
Текущее выполнение учебнопознавательных и учебнопрактических задач т.д.
Внутренние
комплексные работы
на межпредметной основе
внутришкольный
предметам
мониторинг по
итоговые работы по предмету
ОГЭ, ГИА

Планируемые
Планируемые результаты,
результаты,
выносимые
выносимыена
наитоговую
итоговуюоценку
оценку
Задания повышенного
уровня
перспективные:
зона ближайшего развития
опорный
учебный
материал
актуальные:
исполнительская компетентность
Задания базового
уровня

Задания базового уровня сложности проверяют

сформированность знаний, умений и способов
учебных действий по данному предмету, которые
необходимы для успешного продолжения обучения на
следующей ступени.
Это стандартные учебно-познавательные или
учебно-практические задания, в которых очевиден
способ учебных действий.

Задания повышенного уровня сложности проверяют

-
способность выпускника выполнять такие учебнопознавательные или учебно-практические задания, в
которых нет явного указания на способ их
выполнения.
Учащийся сам должен:
выбрать этот способ из набора известных, освоенных
в процессе изучения данного предмета;
сконструировать способ решения, комбинируя
известные ему способы, привлекая знания из других
предметов или опираясь на имеющийся жизненный
опыт.

Уровни оценки предметных результатов (Заграничная Н.А.)
Превышение базового уровня свидетельствует об высокий уровень достижения планируемых
усвоении опорной системы знаний на уровне
результатов, оценка «отлично» (отметка «5»)
осознанного произвольного овладения учебными
действиями, а также о кругозоре, широте (или
избирательности) интересов.
повышенный уровень достижения планируемых
результатов, оценка «хорошо» (отметка «4»)
Базовый уровень достижений - уровень, который
демонстрирует освоение учебных действий с
опорной системой знаний в рамках диапазона (круга)
оценка «удовлетворительно» (отметка «3»,
выделенных задач. Овладение базовым уровнем
является достаточным для продолжения обучения на отметка «зачтено»)
следующей ступени образования, но не по
профильному направлению.
Пониженный уровень достижений свидетельствует
об отсутствии систематической базовой подготовки, о
том, что обучающимся не освоено даже и половины
планируемых результатов, что имеются значительные пониженный уровень достижений, оценка
«неудовлетворительно» (отметка «2»)
пробелы в знаниях, дальнейшее обучение
затруднено.
Низкий уровень освоения планируемых результатов
свидетельствует о наличии только отдельных
фрагментарных знаний по предмету, дальнейшее
обучение практически невозможно.
58
низкий уровень достижений, оценка «плохо»
(отметка «1»)

Система средств диагностики метапредметных
результатов обучения
Средство
Способ использования
Комплексные задания
Включение в учебный процесс.
Проведение диагностических работ.
Дневник проектной
деятельности учащегося
Заполнение рабочих листов,
отражающих действия учащегося во
время работы над проектом.
Оценивание достигнутых результатов
по установленным критериям.
Оценочные листы в журнале Оценивание результатов работы по
руководителя проекта или критериям с учётом: степени
исследования.
самостоятельности, участия в работе
группы, соблюдения правил работы,
проведения презентации и ответов
на вопросы, соответствия выбранных
методов цели и т.п.

Диагностика метапредметных результатов в
процессе освоения содержания учебного
предмета:
общеучебные умения информационной деятельности
(работа с текстом, обработка информации);
общеучебные умения коммуникативной деятельности
(письменная коммуникация);
универсальные логические умения;
умения применять научные методы познания;
некоторые умения деятельности по решению проблем
(определять и формулировать проблему; определять
цель, адекватную проблеме; выбирать и планировать
способ решения проблемы; проводить самооценку и
самоанализ по установленным критериям).

Метапредметный модуль «Методы научного познания»
Содержание модуля.
Понятие о методах познания веществ и явлений в химии:
эмпирических и теоретических. Эмпирический уровень научного
познания. Наблюдение, измерение, эксперимент, моделирование,
вычисления. Теоретический уровень научного познания. Проблема,
гипотеза, теория, закон.
Приёмы познания: универсальные логические умения - сравнение,
сопоставление, обобщение, классификация, анализ, синтез,
установление причинно-следственных связей.
Способы информационной деятельности. Представления об
источниках химической информации.
Особенности коммуникативной деятельности при изучении химии.
Конспект, реферат, тезисы, доклад, презентация.
Научный подход к решению различных проблем. Способы
деятельности по решению проблем: мотивация, целеполагание,
планирование, организация деятельности, самоконтроль и
самооценка, коррекция.

Конкретизация планируемых
метапредметных результатов обучения
Планируемый результат
Проведение:
наблюдения,
эксперимента (мысленного
или реального),
измерения.
Умения учащегося
(критерии оценивания)
-
Проведение
моделирования.
определять цель, задачи, выдвигать гипотезу;
выбирать способ решения, планировать свои
действия, время, ресурсы;
отразить в протоколе выполненные действия,
их результаты, записать выводы;
анализировать результаты и сделать общий
вывод по итогам эксперимента;
соблюдать правила техники безопасности.
- определять компоненты (составляющие части)
объекта или процесса, их свойства,
пространственные, временные, функциональные
отношения;
- представлять строение, структуру, свойства,
функции объектов, протекание процессов в виде
материальных, аналоговых или знаковых моделей

Структура комплексного задания:

Несколько заданий
(8-10), направленных на
применение
общеучебных умений в
решении различных
проблем на основании
использования
приведённой
информации.
Адаптированный текст
научного содержания

Планируемый результат:
Задание базового уровня
Задание базового уровня
Образец правильного ответа:
Критерий достижения планируемого результата:

Создание примера критериев оценивания

Показатели – это термины, определенные в левой колонке. Они
описывают выполнение, поведение и качество.
Индикаторы описывают каждый показатель по нескольким уровням.

Задание.
Сопоставь известные тебе сведения о чистоте атмосферного
воздуха в вашем регионе и данные таблицы
1.Назови предполагаемую главную причину загрязнения воздуха в
своём районе.
2.Укажи
изменения, которые могут произойти в состоянии
здоровья жителей твоего района из-за загрязнения воздуха.
Главная причина загрязнения воздуха в моём районе:
_________________________
Изменения в состоянии здоровья людей:
____________________________________

ОЦЕНИВАНИЕ РЕЗУЛЬТАТА ВЫПОЛНЕНИЯ ЗАДАНИЯ:


достижений
1) учебно-познавательные задачи, направленные на
формирование и оценку умений и навыков,
способствующих освоению систематических знаний
2) учебно-познавательные задачи, направленные на
формирование и оценку навыка самостоятельного
приобретения, переноса и интеграции знаний как
результата использования знако-символических средств
и/или логических операций сравнения, анализа, синтеза,
обобщения, интерпретации, оценки и т.д.
3) учебно-практические задачи, направленные на
формирование и оценку навыка разрешения
проблем/проблемных ситуаций, требующие принятия
решения в ситуации неопределённости
4) учебно-практические задачи, направленные на
формирование и оценку навыка сотрудничества

Классы учебно-познавательных и учебно-практических задач, предъявляемых при оценке достижений

Классы учебно-познавательных и учебнопрактических задач, предъявляемых при оценке
достижений
5) учебно-практические задачи, направленные на
формирование и оценку навыка коммуникации,
требующие создания письменного или устного
текста/высказывания с заданными параметрами
6) учебно-практические и учебно-познавательные задачи,

самоорганизации и саморегуляции
7) учебно-практические и учебно-познавательные задачи,
направленные на формирование и оценку навыка
рефлексии
8) учебно-практические и учебно-познавательные задачи,
направленные на формирование ценностно-смысловых
установок
9) учебно-практические и учебно-познавательные задачи,
направленные на формирование и оценку ИКТкомпетентности обучающихся

Оценочный лист
Оценивание результатов сбора и обработки информации
Объект оценки – консультация. Основание оценки –наблюдение руководителя
проекта.
Критерий «Получение информации из различных источников, целесообразность их
использования»

1
Действия учащегося
Баллы
Представил информацию, большая часть которой не относится
0
к теме работы.
2
Зафиксировал информацию по теме в незначительном объёме
1-2
(с помощью закладок, ксерокопирования, заполнения карточек и
т.п.).
3
Зафиксировал достаточно полную информацию по теме из
1-2
разнообразных источников. Свидетельством может являться
библиография, тематический каталог.
4
Систематизировал сведения в соответствии с целями своего
1-2
информационного поиска
5
Обосновал использование того или иного вида источников 1-2
информации (например, использование данных опроса, а не
газетных статей на тему) в соответствии с целью
Увеличение баллов
связано с последовательным
проявлением большей самостоятельности в
информационного
поиска.
действийях учащихся.
О степени самостоятельности
учащегося учитель - руководитель проекта
может судить только
на
основании
своих
записей
в
Дневнике
консультаций, в которых
фиксируется,
Суммарный максимальный балл
8
какая именно помощь была оказана ученику.

Методы оценки: наблюдение

-метод сбора первичной информации путем
непосредственной регистрации учителем наличия
заранее выделенных им показателей какого-либо
аспекта деятельности всего класса или одного
ученика.
Для фиксации результатов наблюдений используются
специальные формы – листы наблюдений:
именные,
аспектные

Лист наблюдений «Наблюдение за участием в групповой работе»

ученики
Число ответов
(размышлений)
ученика в ходе
дискуссии («+/-»
- логичные/нет)
Число вопросов
ученика в ходе
дискуссии («++++»)
++-+-
+++++
Стиль поведения в
обсуждении
(вежливость,
грубость,
внимание/невним
ание к чужому
мнению)
Действия в конфликтной
ситуации столкновения
мнений и интересов
(реакция на критику
чужого мнения,
проявление способности
к компромиссу,
выработке и признанию
общего решения и т.п.)
Лист наблюдений «Наблюдение за участием в
групповой работе»
Петя М.
Лена С.

Листы наблюдений «листы наблюдений за развитием отдельных групп УУД

«Листок достижений»

Цель: отследить динамику продвижения учащихся в
достижении предметных и метапредметных результатов
Учитывается программа и требования к минимуму
содержания образования
Заполняется после проведения контрольных и
самострельных работ
Листы рассчитаны на год, четверть
Уровень обученности обозначается цветом:
Знания и умения сформированы
Знания и умения сформированы не полностью, имеются ошибки
Знания и умения сформированы слабо
Знания и умения сформированы не сформированы

Проектирование

Учебный проект выполняется обучающимся в рамках
одного или нескольких учебных предметов с целью
продемонстрировать
свои
достижения
в
самостоятельном освоении содержания и методов
избранных
областей
знаний
и/или
видов
деятельности и способность проектировать и
осуществлять целесообразную и результативную
деятельность
(учебно-познавательную,
конструкторскую,
социальную,
художественнотворческую, иную)

Результатом (продуктом) проектной деятельности могут быть:

а) письменная работа (эссе, реферат, аналитические
материалы, обзорные материалы, отчёты о проведённых
исследованиях, стендовый доклад и др.);
б) художественная творческая работа (в области
литературы, музыки, изобразительного искусства,
экранных искусств), представленная в виде прозаического
или стихотворного произведения, инсценировки,
художественной декламации, исполнения музыкального
произведения, компьютерной анимации и др.;
в) материальный объект, макет, иное конструкторское
изделие;
г) отчётные материалы по социальному проекту,
которые могут включать как тексты, так и мультимедийные
продукты.
Пример

Этапы проектирования или учебного исследования:
oанализ ситуации;
oвыделение проблемы, выдвижение гипотезы;
oформулирование цели, определение задач;
oпланирование этапов работы, времени, ресурсов,
методов, продукта;
oреальное получение продукта;
oсамоконтроль, самооценка, коррекция;
oоформление
результатов,
выводов,
презентация
продукта;
oоценка по установленным критериям.

Деятельность по решению проблем
Диагностика
метапредметных
результатов
в проектной
деятельности
(Заграничная Н.А.)
1
2
3
4
5
6
7
8
9
1
2
Умения целеполагания и планирования
Постановка проблемы
Постановка цели, задач
Планирование деятельности, ресурсов
Планирование использования продукта
Рефлексивно-оценочные умения
Самоконтроль
Самооценивание продукта
Самооценка работы над проектом
Самооценка продвижения в проекте
Достижение цели. Соответствие выбранных способов работы
теме и цели проекта
Практическая деятельность
Проведение наблюдения, эксперимента, исследования,
измерения или моделирования
Оформление результатов, выводов
Информационная деятельность
Получение информации из различных источников,
целесообразность их использования
Критическое осмысление информации
Коммуникативная деятельность
1
2
3
Письменная коммуникация.
Оформления письменной части проекта в оостветствии с
требованиям
Устная коммуникация.
Проведение презентации
Ответы на вопросы
Продуктивная групповая коммуникация
Умение соблюдать / выстраивать процедуру группового
обсуждения
Взаимодействие в групповой коммуникации

Система
Система оценки
оценки ФГОС:
ФГОС: основные
основные особенности
особенности
критерии достижения – планируемые результаты;
комплексный подход: оценка предметных, метапредметных,
личностных результатов;
уровневый подход в инструментарии, в представлении
результатов;
оценка способности решать учебно-практические задачи;
использование
стандартизированных работ (устных, письменных);
нестандартизированных работ: проектов, практических работ, портфолио,
самоанализа, самооценки и др. (накопительная система оценивания)
накопительная система оценки индивидуальных достижений,
выявление динамики личностного развития (по результатам
диагностики личностных качеств на различных этапах
образовательного процесса); ;
сочетание внешней и внутренней оценки;
сочетание персонифицированных и неперсонифицированных
процедур

Введение ФГОС ООО требуют переосмысления педагогической деятельности вообще и оценочной практики в частности.

Российская школа не одно десятилетие существует в условиях пятибалльного оценивания. С определенного момента такое оценивание стало фактором, тормозящим развитие системы образования. Ни одного участника образовательного процесса традиционная система не удовлетворяет. Вместо пятибалльного оценивание стало трехбалльным: отметок «1» и «2» не существует - это просто маркеры неудовлетворительного результата, которые используются лишь при текущем оценивании и практически не используется при итоговом, что явно свидетельствует об их номинальном существовании и фактическом неприменении.

В условиях ЕГЭ потускнел и образ «5», отличная отметка в аттестате не согласуется с результатами единого государственного экзамена.

Официально 5-балльная шкала оценок была официально утверждена в России Министерством народного просвещения в 1937 году:

«1» — слабые успехи;

«2» — посредственные;

«3» — достаточные;

«4» — хорошие;

«5» — отличные.

В течение XX века оценка «1» постепенно вышла из употребления, в результате 5-балльная система трансформировалась в современную 4-балльную. В последние годы по России в некоторых учебных заведениях возвращается 5-балльная система («1» - балл за невыполненную работу). Эта, традиционная для советского образования, система сейчас повсеместно применяется в России.

В современной России чаще всего (за отсутствием нормативных документов на уровне Министерства Образования и Науки) оценку за четверть или полугодие выводят как среднее арифметическое текущих (в том числе и контрольных) оценок. В этом случае оценка за контрольную работу является текущей.

В традиционной системе оценивания существуют проблемы:

· не разработана критериальная база оценивания;

· закрытость для учащихся требований, выполнение которых оценивается;

· при 5-балльной системе ученик крайне ограничен в возможности увидеть динамику собственного развития, что не способствует поддержанию мотивации учения;

· ориентация оценивания только на сформированность предметных ЗУНов;

· использование методов, средств, форм оценивания без учета возрастных особенностей школьников;

· отсутствие единых подходов и преемственности в оценивании при переходе учащихся с одной ступени на другую;

· отношения «учитель-ученик» определены контролирующей функцией педагога;

· отношения «родитель-ребенок» и «учитель-родитель» тоже не вызывают положительных эмоций: при 5-балльном оценивании очень сложно говорить об объективности, а ведь именно этого ждут участники образовательного процесса;

· ребенок в условиях традиционного оценивания не учится контролировать и оценивать себя сам, у детей не формируется адекватная самооценка;

· низкий уровень компетентности педагогов в области целей, задач, содержания, методов и средств организации оценочной деятельности, ее роли в формировании и развитии оценочных и рефлексивных умений, значении в сохранении психологического здоровья.

Оценка результатов тестирования

Оценка ответов участников тестирования - одна из важных операций контроля знаний. Недостаточно продуманный подход к оценке ответов может в значительной степени свести на нет предшествующие усилия по подготовке, организации и проведению контроля. При оценке знаний, прежде всего, важен выбор правильного критерия оценки. Он наряду с другими факторами влияет на объективность этой оценки.

Критерии оценки ответа могут быть различными. На практике чаще всего применяют два критерия:

· соотношение между количеством правильных ответов на вопросы с общим числом вопросов теста;

· время, затраченное для ответа на вопросы.

При переводе первичного балла теста в 5-балльную систему используется примерная схема.

При числе вопросов в тесте равном 10 оценки будут следующие:

"ОТЛИЧНО" - при 9-10 правильных ответах,

"ХОРОШО" - при 7- 8 правильных ответах,

"УДОВЛЕТВОРИТЕЛЬНО" - при 5-6 правильных ответах,

"НЕУДОВЛЕТВОРИТЕЛЬНО" - при правильных ответов менее 5.

При большом количестве вопросов в тесте, целесообразно числовой диапазон правильных ответов заменять на процент правильных ответов, тогда оценка может соответствовать, например,

"ОТЛИЧНО" при 90% правильных ответах,

"ХОРОШО" при 70% правильных ответах,

"УДОВЛЕТВОРИТЕЛЬНО" при 50% правильных ответах,

"НЕУДОВЛЕТВОРИТЕЛЬНО" при правильных ответов менее 50%.

В некоторых случаях, когда неточность в знании материала является совершенно недопустимой, оценка ответа может носить альтернативный характер, т. е. преподавателя будет интересовать знает ли проверяемый весь материал (ответил верно на все вопросы теста) или не знает (допустил хотя бы одну ошибку).

При решении вопроса о том, каким выбрать первый критерий знаний, целесообразно учитывать возможную неравнозначность вопросов в тестах. В тесте один или несколько вопросов могут быть основными, т. е. более сложными для ответа, или включающими наиболее важный материал, а остальные вопросы - дополнительными. В этом случае удельный "вес" основных вопросов будет выше, чем дополнительных, и может в большей степени влиять на принятие преподавателем решения о выставлении оценки.

Второй критерий - время, затраченное для ответов на вопросы, применяется в тех случаях, когда требуется оценивать не только правильность ответа на вопросы, но и время, необходимое для того чтобы ответить. Чаще всего этот критерий применяется, когда основными вопросами тестов являются вопросы с результативным методом ввода ответов и когда для ответов предусмотрено решение задач в ограниченное время. Например, тест включает вопросы, при ответе на которые предусматривается решение задач на время. Проверяемый должен выполнить необходимые расчеты, требующие не только правильности, но и быстроты исполнения.

В этом случае при тестировании задается время, а по его истечении ответы проверяемых, уложившихся в установленное время, оцениваются по первому критерию.

Ответы проверяемых, которые не успели ответить, оцениваются как неудовлетворительные, либо оценка по первому критерию соответствующим образом снижается. Числовые значения и первого и второго критериев, разработанные преподавателем для различных разделов (тем) данной дисциплины, должны быть согласованы между собой. Необходимо также провести согласование числовых значений критериев, применяемых разными преподавателями.

Таким образом, при организации и проведении тестирования, с целью обеспечения объективности оценки результата, целесообразно, придерживаться следующих рекомендаций:

Проинструктировать проверяемых по организации компьютерного тестирования

Перед проведением контроля убедиться в знании проверяемым всех используемых в тесте методов ввода ответов

Установить результаты контроля, руководствуясь заранее определенными и согласованными критериями оценки знаний

Проанализировать результаты контроля с целью выявления и устранения возможных недостатков в разработанных вопросах и использованных тестах.

Перевод первичных баллов ОГЭ по химии

в 5-балльную систему в 2015 г.

(работа без реального эксперимента)

Результаты экзамена могут быть использованы при приеме учащихся в профильные классы средней школы. Ориентиром при отборе в профильные классы может быть показатель, нижняя граница которого соответствует 23 баллам.

(работа с реальным экспериментом)

Результаты экзамена могут быть использованы при приеме учащихся в профильные классы средней школы. Ориентиром при отборе в профильные классы может быть показатель, нижняя граница которого соответствует 25 баллам.

Формула перевода первичных баллов ЕГЭ в тестовые

где t - тестовый балл ЕГЭ (по 100-балльной системе, который идет в сертификат ЕГЭ), Θ - первичный балл сдававшего ЕГЭ, Θmin - оценка, соответствующая одному первичному баллу, Θmax - оценка, соответствующая первичному баллу, на единицу меньшему максимально возможного. Округление проводится до целого числа по правилам математики. Нулевому первичному баллу соответствует 0 за ЕГЭ, а максимально возможному первичному баллу соответствует 100 баллов за ЕГЭ.

Шкала перевода первичных баллов ЕГЭ по химии в тестовые 2015 г.

Химия

Первичный балл

Тестовый балл


Первичный балл

Тестовый балл

% выполнения

 

Возможно, будет полезно почитать: