Прикладная информатика востребованность специальности. Прикладная информатика в экономике

Информатизация общества предъявляет особые требования к подготовке специалистов. Современная наука, бизнес и социальная в большей степени нуждаются не просто в тех, кто умеет разбираться в технических тонкостях информационных технологий. В обществе существует потребность в профессионалах, получивших разностороннюю подготовку, имеющих широкую эрудицию и готовых применять свои знания и навыки в прикладных областях.

Информатика сегодня все больше становится прикладной наукой. Это означает, что ее принципы все шире используются в самых разных областях производства и науки: и , лингвистике, геоинформатике, химической индустрии, генной инженерии и так далее. По этой причине специалисты в области прикладной информатики нуждаются в знаниях, далеко выходящих за пределы информационных технологий.

Специалист по прикладной должен быть универсалом, то есть владеть методами информационных технологий, статистики, математики, и экономики. Такой набор навыков дает возможность быть экспертом в выбранной области деятельности. Круг задач, решаемых профессионалом, может быть достаточно широким и определяется обычно спецификой конкретных направлений деятельности научно-исследовательского учреждения или коммерческого предприятия.

Где используется прикладная информатика

Прикладная информатика решает задачи по грамотному использованию компьютерной техники в научных исследованиях. Очень часто успех той или иной исследовательской работы зависит от умения правильно поставить задачу по разработке программного обеспечения или составления пакета из уже представленных на рынке компьютерных программ. Обычным программистам, не имеющим представления о прикладной информатике, сделать это бывает весьма затруднительно, ведь им не хватает эрудиции и специальных знаний в конкретной узкой области деятельности.

Самые широкие возможности для прикладной информатики существуют в сфере экономики и предпринимательства. Профессионалу проще обеспечить предприятие подходящими инструментами ведения бизнеса. Для этой цели он использует самые современные разработки в области интернет-технологий. Ему приходится работать с базами данных, разрабатывать маркетинговую стратегию фирмы, вести компьютерный учет технологических операций.

Экономист, специализирующийся в области прикладной информатики, занимается решением задач по управлению не только информационными, но также и материальными, и финансовыми потоками, используя специализированные информационные системы. Без такого специалиста сегодня нельзя представить себе работу крупного банка, фондовой биржи или другого учреждения, работающего в сфере финансов.

| Отдых и увлечения | Быт | Архив | RSS

Чему учит «Прикладная информатика»?

Если желание стать IT-специалистом велико, а школьная программа не даёт возможности хорошо подготовиться к обучению в этом направлении в вузе, многие школьники решают поступить в колледж, где обычно предлагается обучение по специальности «Прикладная информатика». После прохождения всего курса можно без труда поступить на факультет информационных технологий практически в любой вуз, будь то СГА, ДВФУ, ВГУЭС или другие вузы Владивостока и России.

Поступить на обучение по специальности «Прикладная информатика» можно после 9 и после 11 классов при условии успешной сдачи экзаменов по русскому языку, информатике и ИКТ, математике. Поступившие в колледж девятиклассники обучаются 3 года 10 месяцев, выпускники школы - 2 года 10 месяцев. После окончания курса по специальности присуждается квалификация «Техник-программист».

«Прикладная информатика» - это специальность пограничная между собственно информатикой и множеством других областей знаний, в каждой из которых постоянно требуется IT-специалист. К примеру, экономика - самостоятельная наука, но эффективная работа экономистов зависит от налаженной работы с различными информационными технологиями. А за это отвечает техник-программист с необходимыми знаниями в области экономики. Или возьмём для примера топ-менеджера. Чтобы эффективно управлять и оперативно выполнять задания руководства, ему необходимо контролировать множество процессов, которые пространственно могут быть распределены очень широко - по какому-то городу, в разных городах или даже в других странах. Без информационных технологий здесь никак не обойтись. Но чтобы эти технологии работали как по часам, нужен техник-программист со знаниями в сфере менеджмента. Таким образом, техник-программист - это универсал, которому всегда найдется место в любой сфере человеческой деятельности, где есть информационные технологии, будь то юриспруденция, менеджмент, дизайн, экономика или что-либо другое.

В колледжах на специальности «Прикладная информатика» обучают создавать базы данных, производить оптимизацию многочисленных процессов с применением IT-технологий, учат эффективно проектировать компьютерные сети и осуществлять администрирование. С таким багажом знаний и чётким пониманием, в каком направлении хочется развиваться дальше, получение последующего высшего образования не вызовет затруднений и сомнений.

На 1-2 курсах студенты обучаются по общей программе, с 3-го курса они выбирают кафедру и научного руководителя. Учебные планы кафедры охватывают все современные направления информатики и математики, изучаемые на обоих специальностях, хотя и в несколько разных объёмах. Также в план входит набор курсов лекций естественнонаучного, прикладного содержания. Значительное место в учебном плане студентов-прикладников занимает программирование. Студенты кафедры изучают фундаментальные основы математики и программирования, математического моделирования, численных методов, комплексов программ для решения научных, технических, фундаментальных и прикладных проблем, исследование математических моделей физических, химических, биологических и других естественнонаучных систем, а также социальных, экономических и технических объектов.

“Прикладная математика”

  • IT дисциплины:
    • программирование – 324 ч;
    • архитектура вычислительных систем – 108 ч;
    • дискретная математика – 234 ч;
    • теория алгоритмов и математическая логика – 216 ч;
    • операционные системы – 126 ч;
    • программное обеспечение вычислительных систем – 126 ч;
    • математическая статистика – 108 ч;
    • методы вычислений – 234 ч;
    • компьютерные сети – 126 ч;
    • объектно – ориентированное программирование – 108 ч;
    • анализ данных – 108 ч;
    • базы данных и информационные системы – 162 ч;
    • теория игр – 126 ч;
    • современные средства проектирования программного обеспечения – 126 ч;
    • методы оптимизации – 180 ч;
    • защита информации – 90 ч;
    • теория программирования – 90 ч;
    • системы и методы принятия решений – 108 ч;
    • теория графов – 180 ч;
    • теория управления – 180 ч;
    • вычислительная геометрия и компьютерная графика – 126 ч.
  • Математические дисциплины
    • алгебра и геометрия – 378 ч;
    • математический анализ – 540 ч;
    • теория вероятностей – 144 ч;
    • теория функций комплексной переменной – 108 ч;
    • дифференциальные уравнения – 216 ч;
    • случайные процессы – 108 ч;
    • исследование операций – 126 ч;
    • функциональный анализ – 126 ч;
    • вариационные методы – 108 ч;
    • уравнение математической физики – 162 ч;
    • математическое моделирование – 144 ч;
    • математические модели естественных процессов- 90 ч.
  • Гуманитарные дисциплины
    • история украинской культуры – 72 ч;
    • философия – 108 ч;
    • иностранный язык – 216 ч;
    • формальные языки и грамматики – 126 ч;
    • политология и социология – 108 ч;
    • экология и безопасность – 108 ч;
    • курсовая работа из методов вычислений – 54 ч;
    • курсовая работа из интеллектуальных систем – 54 ч;
    • учебная практика – 108 ч;

В рамках специальности “Информатика” идет подготовка специалистов, способных проектировать, реализовывать проекты, эксплуатировать информационные системы и информационные технологии (IS/IT) и управлять ими. Информатика изучает комплекс проблем, связанных с прохождением информационных процессов в социуме, экономике экономических и экологических процессов.
Основные навыки: анализ и систематизация данных, построение алгоритмов обработки информации.

Перечень предметов и часов по специальности “Информатика”

  • IT дисциплины
    • программирование – 396 ч;
    • дискретная математика – 288 ч;
    • теория вероятностей и математическая статистика – 216 ч;
    • методы вычислений – 198 ч;
    • архитектура вычислительных систем – 144 ч;
    • основы компьютерной графики – 108 ч;
    • алгоритмы и структуры данных – 144 ч;
    • вычислительная геометрия и компьютерная графика – 126 ч;
    • организация и обработка электронной информации – 144 ч;
    • анализ данных – 108 ч;
    • платформы корпоративных информационных систем – 288 ч;
    • информационные сети – 144 ч;
    • операционные системы и системное программирование – 288 ч;
    • методы оптимизации и исследования операций – 234 ч;
    • объектно-сориентированный анализ и проектирование – 108 ч;
    • базы данных и информационные системы – 324 ч;
    • теория игр – 108 ч;
    • современные средства проектирования – 90 ч;
    • моделирование социально-экономических процессов – 90 ч;
    • интеллектуальные информационные системы – 126 ч;
    • информационные технологии управления – 90 ч;
    • теория графов – 180 ч;
    • программирование и поддержка веб-приложений – 126 ч;
    • параллельные и распределенные вычисления – 180 ч;
    • теория управления – 180 ч.
  • Математические дисциплины:
    • алгебра и геометрия – 360 ч;
    • математический анализ – 342 ч;
    • теория алгоритмов и математическая логика – 198 ч;
    • дифференциальные уравнения – 144 ч;
    • теория аргументации – 72 ч;
    • системы и методы принятия решений – 108 ч.
  • Гуманитарные дисциплины:
    • история Украины – 90 ч;
    • украинский язык (за профессиональным устремлением) – 54 ч;
    • экология и безопасность жизнедеятельности – 108 ч.
  • Остальные:
    • физика – 198 ч;
    • физическая культура – 54 ч;
    • курсовая работа из программирования – 54 ч;
    • курсовая работа из теории алгоритмов и математической логики – 54 ч;
    • курсовая работа из дискретной математики – 54 ч;
    • курсовая работа из современных средств проектирования программного обеспечения – 54 ч;
    • курсовая работа из методов оптимизации и исследования операций – 54 ч;
    • курсовая работа из интеллектуальных информационных систем – 54 ч;
    • учебная практика – 108 ч;
    • ознакомительная практика – 108 ч;
    • производственная практика – 108 ч;
    • выпускная работа бакалавра – 324 ч.

Данные о востребованности специалистов можете просмотреть

Современные информационные технологии прочно вошли в жизнь обычного человека. Они позволяют сделать ее проще и удобнее. Неудивительно, что спрос на специалистов в этой области постоянно растет. Без прикладной информатики сейчас невозможно представить деятельность организаций практически в любой отрасли. Соответствующий диплом открывает дорогу в эту профессию. Для того, чтобы получить нужные знания и найти себе достойное применение, важно ясно представлять, с чем придется столкнуться.

Вконтакте

Область применения

Прикладная информатика позволяет готовить IT-специалистов широкого профиля. Эта наука включает, объединяет знания многих других и находится на их границе. Информационные технологии, знания используются в самых различных областях для получения инновационных продуктов и решений. Область применения настолько велика, что любой человек, интересующийся IT, сможет подобрать одно из узких направлений на свой вкус.

Прикладная информатика необходима в самых различных отраслях:

Требования к работникам

Кто может работать по профессии? Из-за растущей роли современных технологий прикладная информатика - одно из самых перспективных направлений обучения и работы. Естественно, требуется знание информатики. Из других дисциплин обязательно нужны:

  • математика - на этой науке основано все;
  • английский язык - на нем написаны инструкции, громадное количество терминов и пр.

Для выбора профессии в области прикладной информатики необходимы качества:

  • способность оценивать время на выполнение той или иной работы;
  • умение объяснять, иногда - додумывать за других, если требования - нечеткие и нет возможности прояснить ситуацию (некомпетентность и пр.);
  • способность постоянно и продуктивно учиться, так как объем нужной информации очень велик (дизайн, менеджмент и др.) и она неизбежно меняется.

Отдельного упоминания стоит коммуникативность. Специалист в области прикладной информатики - это тот, кто должен объединять усилия людей из абсолютно разных областей . «Технарям» придется рассказывать, например, об отличиях дебета и кредита, тонкости дизайна и др. Когда этот этап будет пройден, необходимо пояснить «гуманитариям», какие нужно нажимать кнопки. В обоих случаях, скорее всего, придется столкнуться с непониманием, иногда возможны конфликты. Поэтому важно находить общий язык с людьми, профессионалами в своей сфере и дилетантами - в чужой.

Распространенные должности

Из-за специфики прикладной информатики диапазон доступных профессий, должностей - очень велик. Благодаря возможностям штатного расписания люди, выполняющие одни и те же (или сходные) обязанности, в разных организациях могут называться неодинаково. Разным компаниям требуются определенные навыки. Свой отпечаток налагает отрасль. Однако к наиболее распространенным можно отнести, например, следующие должности:

  1. Системный администратор в организации - ищет и устраняет различные неисправности. Многим выпускникам приходится работать на этой должности. Вряд ли стоит ожидать серьезного карьерного роста или большой зарплаты. Зато рабочий график часто позволяет выкроить какое-то количество времени. Его можно использовать для реализации своих проектов. Такая работа не позволит «хватать с неба звезд», но обеспечит стабильный доход и разовьет навыки, необходимые для профессии. В дальнейшем можно применить их, например, для собственного дела. Если требуется свободный график, независимость, стоит подумать об оказании услуг нескольким небольшим организациям. Если нужна большая зарплата - можно попробовать устроиться в какую-нибудь крупную компанию в сфере экономики, дизайна и пр.
  2. Разработчик в стартапе . Новые технологии в последнее время очень востребованы. Если есть креативные идеи, можно попробовать себя здесь. Тем более, что такие мероприятия часто проходят в сотрудничестве с серьезными компаниями, заинтересованными в поиске нового в экономике, образовании, дизайне и других областях. Если проект им понравится, есть шанс попасть к ним на работу или получать регулярные выплаты за свое изобретение.
  3. Сотрудник системы безопасности - защищает информацию от различных угроз. Могут понадобиться курсы. В виртуальном пространстве совершается все больше преступлений, так как здесь - все больше возможностей. Зависимость экономики и других сфер от новых технологий неизбежно увеличивается. Такая должность очень актуальна, однако считается, что специалисты, работающие здесь, обладают несколько однобокими знаниями. Помочь может самообразование. Без него все равно не обходится ни один хороший работник из-за специфики сферы.
  4. Инженер - профессия больше подходит, если ярко выражен интерес к какой-либо отрасли. Хотя это, скорее, смежное направление прикладной информатики. Любых инженеров в стране сейчас не хватает, поэтому профессия очень востребована. Вряд ли будут проблемы с трудоустройством на какое-нибудь предприятие.
  5. Специалист по внедрению новых технологий . Компаниям для оптимизации работы, улучшения показателей приходится осваивать новое. Однако в объявлении о приеме подобная вакансия может означать все что угодно. Под нее подойдет даже менеджер по продажам. Часто имеется в виду разработка обновления к какому-либо продукту или системе.
  6. Аналитик - собирает информацию у заказчиков, потенциальных пользователей продукта. Затем обрабатывает ее и доносит до команды разработки, объясняет, что нужно сделать.
  7. - получает информацию от аналитика, иногда - напрямую. Он решает, как именно нужно сделать что-то, то есть определяет конкретный способ реализации идеи.
  8. Тестер (тестировщик ) - отвечает за качество. В его обязанности входит проверка продукта в различных условиях. Способен подсказать программисту, что еще нужно доработать.
  9. Менеджер проектов - обычно управляет общей работой над проектом в области прикладной информатики, иногда берет на себя функции аналитика. Распределяет обязанности, следит за их выполнением, решает возникающие проблемы, обеспечивает ресурсами, помогает работать и пр.

Создание нового софта или усовершенствование имеющегося, - распространенная работа специалиста в области прикладной информатики. Иногда удается создать что-то выдающееся. В таком случае можно не думать о завтрашнем дне и получать заслуженные дивиденды.

Однако это получается у единиц. Но в любом случае навыки разработки - вещь крайне полезная в плане профессионального роста. Опыт преодоления трудностей в команде очень важен и часто остается приятным воспоминанием. Вообще, начинать свой трудовой путь желательно уже на старших курсах. Практические навыки, стаж - всегда неоценимое преимущество в борьбе за хорошее место.

 

Возможно, будет полезно почитать: